Научная статья на тему 'Совершенствование методики развития координационных способностей у девочек 6-7 лет в художественной гимнастике'

Совершенствование методики развития координационных способностей у девочек 6-7 лет в художественной гимнастике Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2873
503
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / "СИЛА/СЛАБОСТЬ" НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПО ПРОЦЕССУ ВОЗБУЖДЕНИЯ / "STRENGTH-WEAKNESS" OF THE NERVOUS SYSTEM EXCITATION PROCESS / COORDINATION ABILITIES / ARTISTIC GYMNASTICS / INDIVIDUALIZATION AND DIFFERENTIATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бандаков Михаил Петрович, Микрюкова Марина Геннадьевна

В статье на основе анализа имеющихся определений понятий «координационные способности» раскрываются их виды в художественной гимнастике, которые классифицируются как специально-двигательные способности и специализированные восприятия или «чувства». Опираясь на результаты ранее проведенных исследований, авторы статьи формулируют обобщенное понятие координационных способностей в художественной гимнастике. Анализ методических подходов к дифференциации и индивидуализации процесса развития координационных способностей у юных спортсменок показал, что в художественной гимнастике различия по типологическому параметру «сила/слабость» нервной системы по процессу возбуждения при проведении тренировочных занятий не учитываются. Xотя индивидуализация и дифференциация тренировочного процесса по типологическим проявлениям свойств нервной системы в других видах спорта имеют место.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бандаков Михаил Петрович, Микрюкова Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Upgrade of methods of coordinational abilities development of 6-7 years old girls in rhythmic gymnastics

Article based on an analysis of existing definitions of "coordination abilities" reveal their types in rhythmic gymnastics, which are classified as specially-motor abilities and special perception or feeling. Based on the results of previously conducted studies, the authors formulate a generalized notion of coordination abilities in artistic gymnastics. Analysis of methodological approaches to the differentiation and individualization of the process of development of coordination abilities in young athletes showed that rhythmic gymnastics differences according to the typological parameter "strength-weakness" of the nervous system excitation process when conducting training sessions are not counted. Although there are individualization and differentiation of the training process typology manifestations of the properties of the nervous system in other sports.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики развития координационных способностей у девочек 6-7 лет в художественной гимнастике»

УДК 796.412.2:796.012.2

М. П. Бандаков, М. Г. Микрюкова

Совершенствование методики развития координационных способностей у девочек 6-7 лет в художественной гимнастике

В статье на основе анализа имеющихся определений понятий «координационные способности» раскрываются их виды в художественной гимнастике, которые классифицируются как специально-двигательные способности и специализированные восприятия или «чувства».

Опираясь на результаты ранее проведенных исследований, авторы статьи формулируют обобщенное понятие координационных способностей в художественной гимнастике.

Анализ методических подходов к дифференциации и индивидуализации процесса развития координационных способностей у юных спортсменок показал, что в художественной гимнастике различия по типологическому параметру «сила/слабость» нервной системы по процессу возбуждения при проведении тренировочных занятий не учитываются. Хотя индивидуализация и дифференциация тренировочного процесса по типологическим проявлениям свойств нервной системы в других видах спорта имеют место.

Article based on an analysis of existing definitions of "coordination abilities" reveal their types in rhythmic gymnastics, which are classified as specially-motor abilities and special perception or feeling.

Based on the results of previously conducted studies, the authors formulate a generalized notion of coordination abilities in artistic gymnastics.

Analysis of methodological approaches to the differentiation and individualization of the process of development of coordination abilities in young athletes showed that rhythmic gymnastics differences according to the typological parameter "strength-weakness" of the nervous system excitation process when conducting training sessions are not counted. Although there are individualization and differentiation of the training process typology manifestations of the properties of the nervous system in other sports.

Ключевые слова: координационные способности, художественная гимнастика, индивидуализация и дифференциация, «сила/слабость» нервной системы по процессу возбуждения.

Keywords: coordination abilities, artistic gymnastics, individualization and differentiation, "strength-weakness" of the nervous system excitation process.

В связи с активным развитием и модернизацией художественной гимнастики поиск новых методических подходов к определению содержания тренировочных занятий является актуальным и своевременным. Это обусловлено еще и тем, что существующая система подготовки гимнасток не в полной мере отвечает современным требованиям: отсутствуют четко разработанные методические подходы к учету в тренировочном процессе особенностей возрастного развития детей 6-7-летнего возраста, и далеко не всегда реализуются возможности дифференцированного подхода к определению содержания тренировочных занятий. По мнению И. А. Винер, художественная гимнастика относится к группе высоко координированных видов спорта. Соревновательные упражнения в художественной гимнастике состоят из ряда сложнейших движений: поворотов, равновесий, наклонов, волн и переворотов, прыжков, которые сочетаются с разнообразной работой предмета, что требует от спортсменок высокого уровня подготовленности во всех видах подготовки [1].

Анализ многочисленных научных исследований показал, что в различных видах спорта достижение высоких спортивных результатов в значительной мере зависит от индивидуальных морфологических, функциональных, психологических и физических особенностей организма спортсменов. Причем уровень развития координационных способностей, наличие различных типологических особенностей свойств нервной системы в значительной мере обусловливают проявление максимальных возможностей спортсменов [2].

Длительное время понятие координационные способности отождествляли с понятием «ловкость». В то же время наряду с понятием «ловкость» существует достаточное количество оп-

© Бандаков М. П., Микрюкова М. Г., 2015 164

ределений понятия «координационные способности» вообще и «координационные способности в художественной гимнастике» в частности.

По мнению В. И. Ляха, координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательных процессов [3].

Так, А. С. Мерзликин любое двигательное действие характеризует как сложный рефлекторный процесс, каждый элемент которого протекает строго координационно. Известно, что при систематическом и регулярном выполнении упражнений навык становится стереотипным и высоко координированным [4].

Ю. Ф. Курамшин предлагает рассматривать координацию движений как результат согласованного сочетания функциональной деятельности различных органов и систем организма во взаимосвязи между собой, т. е. как единое целое, либо как результат слаженного функционирования какой-то одной или нескольких систем организма; как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обусловливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции [5].

Е. В. Павлова, обобщив ряд работ, характеризующих наиболее общие способности человека в процессе управления двигательными действиями, представила следующую сводную классификацию координационных способностей:

1. Реагирующая способность, состоящая из слуховой и двигательной реакции.

2. Дифференцировочная способность, включающая в себя способности к дифференциации пространственных, временных и силовых параметров движения.

3. Способность к равновесию (статическому и динамическому).

4. Ориентационная способность, представленная в виде способности к определению положения тела, а также движения человека в пространственно-временном поле.

5. Ритмическая способность, благодаря которой в движениях человека формируются последовательность и взаимосвязь акцентируемых моментов двигательного действия, являющиеся основой всего двигательного акта.

6. Способность к переключению в процессе двигательной деятельности, в соответствии с задуманной программой действий или изменившейся в ходе её реализации ситуации [6].

В спортивной деятельности все перечисленные выше способности проявляются в их комплексном сочетании. Примером этому может служить художественная гимнастика, базовые элементы которой представляют собой совокупность перечисленных выше способностей.

Анализируя особенности данного вида спорта, О. Крайждан в своем исследовании определила состав координационных способностей у спортсменок в художественной гимнастике, состоящий из двух групп:

1) специально-двигательные способности;

2) специализированные восприятия, или «чувства».

Содержание специально-двигательных способностей в художественной гимнастике представлено: 1) двигательной координацией; 2) быстротой; 3) «взрывной» силой (прыгучестью) [7].

Так, Н. А. Бернштейн характеризовал двигательную координацию «как преодоление избытка степеней свободы наших органов движений» [8], что в художественной гимнастике проявляется во всех двигательных актах, как при работе с предметом, так и в упражнениях без предмета.

Возможность совершать двигательные действия в пределах короткого времени называют быстротой. В художественной гимнастике быстрота проявляется в единстве с другими двигательными способностями. Степень ее проявления зависит, в той или иной мере, от комплекса функциональных возможностей гимнастки, необходимых для выполнения конкретных действий в соревновательной композиции.

В то же время О. Г. Румба прыгучесть относит к параметрам взрывной силы. В системе упражнений художественной гимнастики данную двигательную способность выделяют как одну из ведущих, поскольку основу соревновательных композиций, наряду с равновесиями и поворотами, составляют прыжки. Насколько высоко будут выполнены прыжковые элементы, настолько технически верно они будут исполнены [9].

Вторую группу координационных способностей, представленную О. Крайждан в виде специализированных восприятий, в спортивной практике еще В. И. Лях называл «чувствами» [10].

Изучая данную проблему, Ю. А. Архипова указывает, что специализированные восприятия, нередко именуемые «чувствами», можно рассматривать как отдельные простые способности, взаимосвязанные со специальными и специфическими координационными способностями и психическими функциями. В развитии координационных способностей и связанных с ними специализированных восприятий часто используется методический подход, в основе которого лежат повышенные требования к различным анализаторам, создание условий для развития их

165

специальной чувствительности (исключение или ограничение зрительного контроля, исключение слуха) [11].

Для художественной гимнастики в разряд специализированных восприятий входят следующие «чувства»: времени, ритма, темпа, предмета, равновесия, ориентации в пространстве.

«Чувство времени» определятся как точное восприятие продолжительности выполнения того или иного компонента деятельности: времени реагирования на какой-либо сигнал, времени полетной фазы в прыжках, времени полетной фазы броска, выполнение какого-либо акробатического элемента под броском предмета [12]. Е. В. Беклемишева при совершенствовании у гимнасток чувства времени рекомендует использовать измерительные приборы, отсчёт (вслух) времени удержания статических поз и равновесий [13].

«Чувство ритма» Л. А. Карпенко определяет как способность верно воссоздать пространственные, временные, силовые, скоростно-силовые, а также пространственно-временные характеристики движений, что в значительной мере обусловливает эффективность разнообразных двигательных действий. Особое значение «чувство ритма» приобретает в двигательных действиях художественной гимнастики, для которой характерна высокая координационная сложность и предшествующая детерминированность движений, где даже незначительные отклонения от необходимого ритма движений могут существенно повлиять на результат выполнения двигательного действия в соревновательной композиции [14].

«Чувство темпа» является временной характеристикой, которая определяется частотой относительно равномерного повторения каких-либо движений. В художественной гимнастике чем совершеннее техника выполнения гимнастического элемента, тем в более высоком темпе данный элемент гимнастка может выполнить под броском предмета. Способность занимающихся изменять темп движений в соревновательных условиях определяется уровнем их координационной подготовленности.

«Чувство пространства» связано с восприятием, оценкой и регулированием пространственных параметров движений: расстояния до какого-либо объекта, размеров площадки, амплитуды, направления, формы движения. Для художественной гимнастики это дистанция между гимнастками в групповом упражнении, направление движения, траектория полета предмета, расстояние между предметом и гимнасткой во время броска.

«Чувство предмета» в художественной гимнастике занимает особое место, поскольку работа с предметом (мяч, скакалка, обруч, булавы, лента) охватывает более 80% времени как тренировочного, так и соревновательного процессов [15].

«Чувство равновесия» определяют как способность к сохранению устойчивого положения тела. Л. А. Карпенко считает, что длительность сохранения равновесия является показателем уровня его развития, а также функционального состояния центральной нервной системы. Этот показатель используют как один из критериев тренированности и готовности художественных гимнасток к соревнованиям [16].

Неотъемлемым видом координационных способностей является способность или чувство к «ориентированию в пространстве». Так, Е. С. Николаева в своей работе указывает, что с помощью общеразвивающих упражнений способность к пространственной ориентировке развивается наиболее эффективно, так как здесь одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения, в то же время упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями и командами тренера [17].

Опираясь на результаты ранее проведенных исследований, можно сказать, что под координационными способностями в художественной гимнастике следует понимать результат согласованной работы всех разновидностей физических способностей, включающих в себя способности к равновесию, дифференцированию, ориентированию в пространстве, согласованию и комбинированию движений, а также включающих чувства ритма и темпа, что позволит спортсменкам в изменяющихся условиях успешно решать задачи, возникающие при выполнении новых двигательных действий (элементов).

Сформулированное определение понятия координационных способностей в художественной гимнастике позволяет более точно подбирать упражнения для развития этих способностей. Однако немаловажную роль в повышении качества учебно-тренировочного процесса играет учет групповых и индивидуальных особенностей спортсменок. Более того, анализ и обобщение литературных источников говорят о том, что вопрос индивидуализации и дифференциации в последнее время все более часто привлекает внимание исследователей, так, Е. Н. Артёмова ставит индивидуализацию в основу акмеологических технологий спортивной деятельности и возводит её в ранг принципа, обеспечивающего спортсмену реализацию своих индивидуальных способностей и достижений наивысших спортивных результатов [18]. 166

H. Б. Стамбулова под индивидуальностью понимает то, что составляет его макрохарактеристики, проявляется в творчестве и стабилизируется в отдельных составляющих конкретной деятельности. Эти макрохарактеристики, по ее мнению, содержат комплексы обособленных компонентов, образующих:

1) характеристику человека как индивида (возраст, пол, нейродинамика, соматотип);

2) субъективные характеристики (эмоции, воля, интеллект, психомоторика);

3) личностные характеристики (темперамент, характер, направленность, способности);

4) характеристики человека-индивидуальности, преломляющиеся через опыт, хронологию исторических событий, индивидуальные особенности [19].

Так, С. В. Воробьёв считает, что при организации тренировочного процесса должны учитываться индивидуальные особенности занимающихся, в частности моторная типология, в результате чего происходит формирование структуры тренировочного процесса [20].

По мнению П. В. Квашука, в детско-юношеском спорте на первое место выходит не индивидуальный, а дифференцированный подход к построению тренировочного процесса, предполагающий учет особенностей для различных групп юных спортсменов, важных для построения тренировочных нагрузок, обучения технико-тактическим действиям, участия в соревнованиях [21].

На сегодняшний день существует большое количество работ, в которых авторы предлагают индивидуализировать и дифференцировать тренировочный процесс по типологическим проявлениям свойств нервной системы [22].

Актуальность проблемы индивидуализации и дифференциации в любом виде спорта обусловливается индивидуальными особенностями спортсмена, от которых зависит успешность его соревновательной деятельности. Большое количество экспериментальных исследований, проведённых в рамках индивидуализации тренировочного процесса, свидетельствует о том, что ранее были выявлены отличительные признаки, характеризующие занимающихся с сильным и слабым типами нервной системы с целью их дальнейшего использования при составлении учебно-тренировочной программы.

К сожалению, не было обнаружено научных исследований в области художественной гимнастики, где была бы затронута проблема дифференциации тренировочного процесса по типологическим особенностям свойств нервной системы по параметру «сила/слабость» по процессу возбуждения.

При изучении рассматриваемой проблемы можно судить о наличии противоречия между повышением требований к качеству соревновательной деятельности спортсменок и недостаточным вниманием на этапе начальной спортивной подготовки в художественной гимнастике вопросам индивидуализации и дифференциации средств развития координационных способностей у девочек 6-7 лет, имеющих различия по типологическому параметру «сила/слабость» нервной системы по процессу возбуждения, которые на сегодняшний день остались за рамками изучения данной проблемы.

Таким образом, актуальность исследования заключается в преодолении этого противоречия за счёт теоретического и экспериментального обоснования методики дифференцированного использования средств спортивной тренировки для развития координационных способностей гимнасток 6-7 лет, имеющих различия по типологическому параметру «сила/слабость» нервной системы по процессу возбуждения как условия для повышения качества учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности.

Примечания

I. Винер И. А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: дис. ... канд. пед. наук. СПб. им. П. П. Лесгафта. СПб., 2003. 120 с.

2. Баранов В. А. Методика учебно-тренировочного процесса пловцов на этапе начальной подготовки на основе дифференцированного подхода: дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2012. 171 с.

3. Лях В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М.: Терра-Спорт, 2000. 192 с.

4. Мерзликин А. С. Особенности влияния физических упражнений различной направленности на двигательно-координационные способности женщин второго периода зрелого возраста: дис. ... канд. пед. наук. М., 2001. 236 с.

5. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Сов. спорт, 2003.: ил. 463 с.

6. Павлова Е. В. Совершенствование системы спортивного отбора в художественной гимнастике на основе показателей развития координационных способностей: дис. ... канд. пед. наук. Сургут, 2008. 145 с.

7. Крайждан О. Воспитание координационных способностей у девочек 6-7 лет на этапе начальной спортивной подготовки в художественной гимнастике: дис. ... д-ра пед. наук. Кишинев, 2011. 214 с.

8. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991. С. 17-54.

9. Румба О. Г. Значение качества работы ступней ног спортсменок в художественной гимнастике // Стратегия развития спорта для всех и законодательных основ физической культуры и спорта в странах СНГ. Междунар. науч. конгресс. Кишинев: Valinex SA, 2008. С. 367-370.

10. Лях В. И. Координационные способности школьников. Минск: Полымя, 1989. С. 27.

11. Архипова Ю. А. Базовая подготовка юных гимнасток в упражнениях с предметами: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1998. 169 с.

12. Крайждан О. Указ. соч.

13. Беклемишева Е. В. Структура бросковых действий с мячом в художественной гимнастике и методика их совершенствования: дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 203 с.

14. Карпенко Л. А. (ред.). Художественная гимнастика: учеб. / под общ. ред. Л. А. Карпенко. М.: Изд-во ВФХГ, 2003. 382 с.

15. Крайждан О. Указ. соч.

16. Карпенко Л. А. (ред.). Указ. соч.

17. Николаева Е. С. Развитие координационных способностей как условие эффективного обучения девочек 5-7 лет упражнениям с предметами в художественной гимнастике: дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2006. 153 с.

18. Артемова Е. Н. Индивидуализация тренировочного процесса гимнасток 10-11 лет в упражнениях на бревне на этапе углубленной специализации: дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2009. С. 56.

19. Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры: дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 1999. 417 с.

20. Воробьёв С. В. Индивидуализация тренировочного процесса лыжников-гонщиков 12-13 лет на этапе начальной спортивной специализации: дис. ... канд. пед. наук. Коломна, 2004. 133 с.

21. Квашук П. В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2003. 226 с.

22. Чибичик Ю. В. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса юных дзюдоистов на начальных этапах подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2010. 180 с.; и др.

Notes

1. Winer I.A. Podgotovka vysokokvalificirovannyh sportsmenok v hudozhestvennojgimnastike: dis.... kand. ped. nauk [Preparation of highly skilled athletes in rhythmic gymnastics: dis. ... Cand. Ped. Sciences]. SPb. of P.P. Lesgaft. SPb. 2003. 120 p.

2. V.A. Baranov Metodika uchebno trenirovochnogo processa plovcov na ehtape nachal'noj podgotovki na osnove differencirovannogo podhoda: dis.... kand. ped. nauk [Methodology of the training process of swimmers at the stage of initial training based on a differentiated approach: dis. ... Cand. Ped. Sciences]. Tambov. 2012. 171 p.

3. Lyakh V.I. Dvigatel'nye sposobnosti shkol'nikov: osnovy teorii i metodiki razvitiya [Motor abilities of schoolchildren: basic theory and methodology of development]. Moscow. Terra-Sport. 2000. 192 p.

4. Merzlikin A.S. Osobennosti vliyaniya fizicheskih uprazhnenij razlichnoj napravlennosti na dvigatel'no koordinacionnye sposobnosti zhenshchin vtorogo perioda zrelogo vozrasta: dis. ... kand. ped. nauk [Features of influence of various physical exercises on motor coordination abilities of women in second adulthood: dis. ... Cand. Ped. Sciences]. Moscow. 2001. 236 p.

5. Kuramshin Y.F. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury: ucheb. dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij [Theory and methodology of physical culture: tutorial for stud. of higher institutions]. Moscow. Sov. sport. 2003. Ill. 463 p.

6. Pavlova E.V. Sovershenstvovanie sistemy sportivnogo otbora v hudozhestvennoj gimnastike na osnove pokazatelej razvitiya koordinacionnyh sposobnostej: dis. ... kand. ped. nauk [Improvement of the system of selection of sports in rhythmic gymnastics on the basis of indicators of the development of coordination abilities: dis. ... Cand. Ped. Sciences]. Surgut. 2008. 145 p.

7. Kraidgan O. Vospitanie koordinacionnyh sposobnostej u devochek 6-7 let na ehtape nachal'noj sportivnoj podgotovki v hudozhestvennoj gimnastike: dis. ... d-ra ped. nauk [Development of coordination abilities in girls 6-7 years at the initial stage of sports in rhythmic gymnastics: dis. ... Dr. Ped. Sciences]. Chisinau. 2011. 214 p.

8. Bernstein N.A. O lovkosti i ee razvitii [On dexterity and its development]. Moscow. Physical culture and sport. 1991. Pp. 17-54.

9. Rumba O.G. Znachenie kachestva raboty stupnej nog sportsmenok v hudozhestvennoj gimnastike [The value of the quality of feet work of athletes in rhythmic gymnastics] // Strategiya razvitiya sporta dlya vsekh i zakonodatel'nyh osnov fizicheskoj kul'tury i sporta v stranah SNG. - Strategy of development of sport for all and legislative foundations of physical education and sport in the CIS countries. The Intern. scient. congress. Chisinau. Valinex SA. 2008. Pp. 367-370.

10. Lyakh V.I. Koordinacionnye sposobnosti shkol'nikov [The coordinating ability of students]. Minsk. Polymya. 1989. P. 27.

11. Arkhipova U.A. Bazovaya podgotovka yunyh gimnastok v uprazhneniyah s predmetami: dis. ... kand. ped. nauk [Basic training of young gymnasts in the exercises with tools: dis. ... Cand. Ped. Sciences]. SPb. 1998. 169 p.

12. Kraidgan O. Op. cit.

13. E.V. Beklemisheva Struktura broskovyh dejstvij s myachom v hudozhestvennoj gimnastike i metodika ih sovershenstvovaniya: dis. ... kand. ped. nauk [The structure of the throwing actions with the ball in rhythmic gymnastics and methods of their improvement: dis. ... Cand. Ped. Sciences]. Moscow. 2002. 203 p.

14. Karpenko L.A. (ed.). Hudozhestvennaya gimnastika: ucheb [Rhythmic gymnastics: textbook] / under the general editorship of L. A. Karpenko. Moscow. Publishing house of AFRG. 2003. 382 p.

15. Kraidgan O. Op. cit.

16. Karpenko L.A. (ed.). Op. cit.

17. Nikolaeva E.S. Razvitie koordinacionnyh sposobnostej kak uslovie ehffektivnogo obucheniya devochek 5-7 let uprazhneniyam s predmetami v hudozhestvennoj gimnastike: dis. ... kand. ped. nauk [Development of coordination abilities as a condition of effective teaching girls 5-7 years of exercises with tools in rhythmic gymnastics: dis. ... Cand. Ped. Sciences]. Belgorod. 2006. 153 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. E.N. Artyomova. Individualizaciya trenirovochnogo processa gimnastok 10-11 let v uprazhneniyah na brevne na ehtape uglublennoj specializacii: dis. ... kand. ped. nauk [Individualization of the training process of gymnasts 10-11 years on the baulk at the stage of advanced specialization: dis. ... Cand. Ped. Sciences]. Belgorod. 2009. P. 56.

19. Stambolova N.B. Psihologiya sportivnoj kar'ery: dis. ... d-ra psihol. nauk [Psychology of sports career: dis. ... Dr. Psychol. Sciences]. SPb. 1999. 417 p.

20. Vorobyov S.V. Individualizaciya trenirovochnogo processa lyzhnikov gonshchikov 12-13 let na ehtape nachal'noj sportivnoj specializacii: dis. ... kand. ped. nauk [Individualization of the training process of skiers riders 12-13 years in primary sports specialization: dis. ... Cand. Ped. Sciences]. Kolomna. 2004. 133 p.

21. Kvashuk P.V. Differencirovannyj podhod k postroeniyu trenirovochnogo processa yunyh sportsmenov na ehtapah mnogoletnej podgotovki: dis. ... d ra ped. nauk [Differentiated approach to the construction of the training process of young athletes at the stages of long-term training: dis. ... Dr Ped. Sciences]. Moscow. 2003. 226 p.

22. Chibichik Y.V. Individualizaciya uchebno trenirovochnogo processa yunyh dzyudoistov na nachal'nyh ehtapah podgotovki: dis.... kand. ped. nauk [Individualization of educational-training process of young judoists at the initial stages of training: dis. ... Cand. Ped. Sciences]. Chelyabinsk. 2010. 180 p.; and others.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.