Научная статья на тему 'Развитие координационных способностей как основа повышения качества исполнения перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики'

Развитие координационных способностей как основа повышения качества исполнения перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
441
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / ГРУППОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ПЕРЕБРОСКИ ПРЕДМЕТОВ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Краева Елена Сергеевна, Степанова Ирина Александровна

В статье изложены результаты педагогического эксперимента, направленного на обоснование средств и приемов совершенствования перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики на основе развития координационных способностей. Разработанные средства и приемы сгруппированы в 5 комплексов упражнений, 4 из которых направлены на развитие способностей к воспроизведению различных параметров движений и управлению временем двигательной реакции, а пятый направлен на сопряженное развитие координационных способностей. Представлено распределение комплексов в подготовительном периоде тренировочного процесса с учетом мезоциклов и микроциклов. Определено, что реализация разработанных средств и методических приемов позволила повысить уровень исполнительского мастерства гимнасток, выступающих в групповых упражнениях на этапе высшего спортивного мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Краева Елена Сергеевна, Степанова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of coordination abilities as a basis for improving performance of exchanging of objects in group exercises in rhythmic gymnastics

The article presents the results of the pedagogical experiment directed to substantiation of means and methods for enhancement of the objects throwing over in-group exercises in rhythmic gymnastics on the basis of development of the coordination abilities. The developed means and methods are grouped in 5 sets of exercises, 4 of which are aimed at the development of the abilities to reproduction of the different parameters of movements and control of time of motor response and the fifth is aimed at the conjugate development of the coordination abilities. Distribution of the complexes within the preparatory period of the training process, taking into account the mesocycles and microcycles, has been provided. It has been defined that implementation of the developed means and methodical tools allowed to increase the level of the mastery of the gymnasts, appearing in group exercises at the stage of the highest sporting skills level.

Текст научной работы на тему «Развитие координационных способностей как основа повышения качества исполнения перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики»

Статья поступила в редакцию 30.01.2017

УДК 796.412.24

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИСПОЛНЕНИЯ ПЕРЕБРОСОК В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

Елена Сергеевна Краева, старший преподаватель, Ирина Александровна Степанова, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье изложены результаты педагогического эксперимента, направленного на обоснование средств и приемов совершенствования перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики на основе развития координационных способностей. Разработанные средства и приемы сгруппированы в 5 комплексов упражнений, 4 из которых направлены на развитие способностей к воспроизведению различных параметров движений и управлению временем двигательной реакции, а пятый направлен на сопряженное развитие координационных способностей. Представлено распределение комплексов в подготовительном периоде тренировочного процесса с учетом мезоциклов и микроциклов. Определено, что реализация разработанных средств и методических приемов позволила повысить уровень исполнительского мастерства гимнасток, выступающих в групповых упражнениях на этапе высшего спортивного мастерства.

Ключевые слова: художественная гимнастика, групповые упражнения, переброски предметов, координационные способности.

DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES AS A BASIS FOR IMPROVING PERFORMANCE OF EXCHANGING OF OBJECTS IN GROUP EXERCISES IN

RHYTHMIC GYMNASTICS

Elena Sergeevna Craeva, the senior teacher,

Irina Aleksandrovna Stepanova, the candidate of pedagogical science, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article presents the results of the pedagogical experiment directed to substantiation of means and methods for enhancement of the objects throwing over in-group exercises in rhythmic gymnastics on the basis of development of the coordination abilities. The developed means and methods are grouped in 5 sets of exercises, 4 of which are aimed at the development of the abilities to reproduction of the different parameters of movements and control of time of motor response and the fifth is aimed at the conjugate development of the coordination abilities. Distribution of the complexes within the preparatory period of the training process, taking into account the mesocycles and microcycles, has been provided. It has been defined that implementation of the developed means and methodical tools allowed to increase the level of the mastery of the gymnasts, appearing in group exercises at the stage of the highest sporting skills level.

Keywords: rhythmic gymnastics, group exercises, objects throwing over, coordination abilities.

ВВЕДЕНИЕ

Художественная гимнастика стремительно развивается во всем мире, завоевывая миллионы поклонников этого красивейшего вида спорта [5]. Групповые упражнения -наиболее зрелищный и сложный вид соревновательной программы в художественной гимнастике [1]. Главной особенностью групповых упражнений являются различные виды двигательных взаимодействий. В связи с этим высочайшие требования предъявляются к способности выполнять очень точные по пространственно-временным характеристикам переброски.

В результате исследований было выявлено, что для качественного выполнения перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики на этапе высшего спортивного мастерства, следует максимально развивать следующие компоненты координационных способностей: точность и воспроизведение различных параметров движения (силовых, временных, пространственных), способность к реакции (умению быстро и точно реагировать в сложных условиях двигательной деятельности) [2, 3].

Следует отметить, что показатели простой и сложной реакций традиционно рассматриваются как одни из основных форм проявления скоростных способностей спортсмена. Однако все больше ученые утверждаются во мнении, что показатели быстроты и точности реагирования в условиях, вынуждающих человека преодолевать координационные трудности, являются критериями оценки координационных способностей [4]. Именно такой точки зрения мы придерживались и в наших исследованиях.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В эксперименте принимали участие 2 команды гимнасток по 6 человек в каждой, с опытом выступлений в групповых упражнениях. Все гимнастки являлись студентками НГУ им. П.Ф. Лесгафта, мастерами спорта России. Одна из команд являлась контрольной, другая экспериментальной группой. Команды выполняли по 2 композиции: композиция с однородными предметами (5 пар булав) и с разнородными предметами (3 мяча и 2 ленты).

Переброски предметов для одной и другой команды были подобраны примерно одинаковой сложности. В течение экспериментального периода 2 группы тренировались 6 раз в неделю по 4 часа ежедневно. Гимнастки контрольной группы тренировались в обычном режиме, совершенствуя переброски предметов с помощью методов, наиболее часто используемых в практике, а гимнастки экспериментальной группы, наряду с совершенствованием соревновательных упражнений, в том же объеме, использовали комплексы упражнений на развитие координационных способностей, направленных на повышение качества исполнения перебросок.

При разработке комплексов упражнений учитывались результаты опроса специалистов в области групповых упражнений художественной гимнастики, результаты тестирования координационных способностей, уровень их развития, а также режим тренировочной работы гимнасток.

Экспериментальная методика включала в себя 5 комплексов упражнений:

1 - комплекс упражнений, направленный преимущественно на повышение точности отмеривания и воспроизведения пространственных параметров движения;

2 - комплекс упражнений, направленный преимущественно на повышение точности отмеривания и воспроизведения временных параметров движения;

3 - комплекс упражнений, направленный преимущественно на повышение точности отмеривания и воспроизведения силовых параметров движения;

4 - комплекс упражнений, направленный преимущественно на развитие быстроты двигательной реакции;

5 - комплекс упражнений, направленный на сопряженное развитие координационных способностей (способность к дифференцированию пространственных, временных, силовых параметров движения, способность к управлению временем двигательных реакций).

В таблице 1 представлено распределение комплексов упражнений в подготовительном периоде тренировочного процесса. Экспериментальная программа была распределена в подготовительном периоде тренировочного процесса, с января по март 2013 года. Во втягивающем мезоцикле гимнастки экспериментальной группы выполняли комплексы упражнений 1, 2, 3, направленные на воспроизведение различных параметров движения. При этом комплекс упражнений 1, направленный преимущественно на вос-

произведение пространственных параметров использовался в большем объеме. В базовом мезоцикле гимнастки выполняли комплексы 1, 2, 3, а также комплекс упражнений 4, направленный преимущественно на развитие быстроты двигательной реакции. В контрольном мезоцикле наряду с комплексами 1, 2, 3, 4 использовался комплекс 5, направленный на сопряженное развитие координационных способностей.

Таблица 1 - Распределение комплексов упражнений в подготовительном периоде тренировочного процесса__

Общеподготовительный этап Специально-подготовительный этап

Дни недели Втягивающий мезоцикл Базовый мезоцикл Контрольный мезоцикл Шлифовочный мезоцикл

1 микроцикл 2 микроцикл 3 микроцикл 4 микроцикл 5 микроцикл 6 микроцикл 7 микроцикл 8 микроцикл 9 микроцикл 10 микроцикл

ПН 1 1 1 1 1 1 1 1 КС -

ВТ 2 2 2 4 4 4 5 5 - КС

СР 3 3 3 2 2 2 2 2 КС -

ЧТ 1 1 1 1 1 1 3 3 - КС

ПТ 2 3 2 3 3 3 4 4 КС -

СБ 4 4 4 4 4 4 5 5 - КС

ВС Выходной день

Для определения эффективности разработанных нами комплексов упражнений, в начале и конце эксперимента для гимнасток контрольной и экспериментальной групп были проведены контрольные соревнования. До начала эксперимента, а также в его завершающей части на протяжении 2-х недель для гимнасток контрольной и экспериментальной групп было организовано по 6 контрольных соревнований. Во время выступления команд, судьи (4 эксперта) оценивали исполнение композиции, согласно современным правилам соревнований. Именно данный компонент оценки свидетельствует о возможностях гимнасток проявлять в полной мере способности, определяющие качество, разнообразие и трудность выполняемых перебросок. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты контрольных соревнований гимнасток контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента_

Композиции групповых упражнений Результаты контрольных соревнований до эксперимента Результаты контрольных соревнований после эксперимента

Оценка за исполнение композиции Оценка за исполнение композиции

Группы Р Группы Р

Э (п=6) К (п=6) Э (п=6) К (п=6)

Композиция с однородными предметами 7,65±0,13 7,7±0,10 р>0,05 8,95±0,02 8,25±0,11 р<0,05

Композиция с разнородными предметами 7,7±0,09 7,53±0,13 р>0,05 8,99±0,04 8,35±0,10 р<0,05

Как следует из таблицы 2, после проведения эксперимента общая оценка за исполнение у экспериментальной группы статистически значимо повысилась относительно оценки контрольной группы, как при выполнении композиции с однородными предметами 8,99±0,04 против 8,25±0,11, так и при выполнении композиции с разнородными предметами 8,95±0,02 против 8,35±0,10 , р< 0,05.

Таким образом, экспериментальная проверка разработанной методики совершенствования перебросок предметов показала, что систематическое ее применение оказывает положительное влияние на исполнительское мастерство гимнасток, выступающих в групповых упражнениях на этапе высшего спортивного мастерства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Быстрова, И.В. Психолого-педагогическая технология управления адаптацией гимнасток к групповой спортивной деятельности : на примере групповых упражнений в художественной гимнастике : дис. ... канд. психолог. наук / Быстрова Инна Валентиновна. - СПб.,

2008. - 194 с.

2. Краева, Е.С. Сопряженное проявление способностей при выполнении перебросок предметов различной сложности в групповых упражнениях художественной гимнастики / Е.С. Краева, И.А. Степанова // Ученые записки университета имени университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 140-143.

3. Краева, Е.С. Влияние специально-двигательных способностей на успешность выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики / Е.С. Краева, И.А. Степанова // Ученые записки университета имени университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 82-86.

4. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - М. : ТВТ Дивизион, 2006. - 175 с.

5. Соотношение сил в художественной гимнастике на Европейском помосте-2015 / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 160-164.

REFERENCES

1. Bystrova, I.V. (2008), Psychological and pedagogical technology of management of adaptation of gymnasts to group sports activities: case study of group exercises in gymnastics, dissertation, St. Petersburg, Russian Federation.

2. Craeva, E.S. and Stepanova, I.A. (2016), "Simultaneous manifestation of motor skills in performance of exchanging of subjects of various difficulties in group exercises in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 140-143.

3. Craeva, E.S., Stepanova, I.A. (2013), "Influence if the special motor skills on success of performance of exchanging of subjects in group exercises in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 82-86.

4. Lyakh, V.I. (2006), Coordination abilities: diagnostics and development, TVT Division, Moscow.

5. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N. and Viner-Usmanova, I.A. (2015), "Ratio of forces in rhythmic gymnastics on the European podium - 2015", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 4, pp. 160-164.

Контактная информация: zavkaf58@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.01.2017

УДК 796.012

ОСОБЕННОСТЬ СТАТОКИНЕТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КООРДИНАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МАЛЬЧИКОВ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕПРИВАЦИЕЙ ЗРЕНИЯ

Татьяна Витальевна Красноперова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Оксана Петровна Кудинова, младший научный сотрудник, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры (ФГБУ СПбНИИФК) Санкт-Петербург

Аннотация

Методом стабилометрии проведена оценка и анализ координационной структуры двигательной деятельности у мальчиков школьного возраста с нарушением зрения. Экспериментальным путем установлено отставание в развитии координации у мальчиков школьного возраста с нарушением зрения по сравнению с относительно здоровыми детьми.

Ключевые слова: депривация зрения, мальчики школьного возраста, координационная структура двигательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.