Научная статья на тему 'О роли и месте координационных способностей в тренировочном процессе спортсменов, занимающихся греко-римской борьбой'

О роли и месте координационных способностей в тренировочном процессе спортсменов, занимающихся греко-римской борьбой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
715
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ТРЕНИРОВОЧНАЯ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / "СИЛА/СЛАБОСТЬ" НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПО ПРОЦЕССУ ВОЗБУЖДЕНИЯ / THE ''STRENGTH/WEAKNESS'' TYPOLOGICAL COMPARISON BASED ON EXCITATIVE PROCESS / GRECO-ROMAN WRESTLING / BODY COORDINATION / TRAINING AND COMPETITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бандаков Михаил Петрович, Грязин Дмитрий Владимирович

В статье обосновывается роль и место координационных способностей в тренировочном процессе, представлены особенности современных методик тренировки в развитии координационных способностей у юных борцов греко-римского стиля, показана необходимость учета разработки экспериментальной методики развития координационных способностей и методических подходов к диф-ференцированому использованию специальных упражнений для совершенствования технико-тактической подготовленности борцов греко-римского стиля с различными типологическими свойствами нервной системы, такими, как «сила/слабость» нервной системы по процессу возбуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On role and place of body coordination in greco-roman wrestling training process

The article validates specific role and place of body coordination in training process, as well as outlines peculiarities of up-to-date training techniques particularly aimed at coordination development in the course of training young Greco-Roman wrestlers. The article also demonstrates significance to elaborate experimental methodology of body coordination development together with methodological approaches used to differentiate special exercises, in order to advance technical and tactical efficiency of Greco-Roman wrestlers with various typological properties of the nervous system, such as the ''strength/weakness'' typological comparison based on excitative process.

Текст научной работы на тему «О роли и месте координационных способностей в тренировочном процессе спортсменов, занимающихся греко-римской борьбой»

О роли и месте координационных способностей в тренировочном процессе спортсменов, занимающихся греко-римской борьбой

В статье обосновывается роль и место координационных способностей в тренировочном процессе, представлены особенности современных методик тренировки в развитии координационных способностей у юных борцов греко-римского стиля, показана необходимость учета разработки экспериментальной методики развития координационных способностей и методических подходов к диф-ференцированому использованию специальных упражнений для совершенствования технико-тактической подготовленности борцов греко-римского стиля с различными типологическими свойствами нервной системы, такими, как «сила/слабость» нервной системы по процессу возбуждения.

The article validates specific role and place of body coordination in training process, as well as outlines peculiarities of up-to-date training techniques particularly aimed at coordination development in the course of training young Greco-Roman wrestlers. The article also demonstrates significance to elaborate experimental methodology of body coordination development together with methodological approaches used to differentiate special exercises, in order to advance technical and tactical efficiency of Greco-Roman wrestlers with various typological properties of the nervous system, such as the 'strength/weakness' typological comparison based on excitative process.

Ключевые слова: греко-римская борьба, координационные способности, тренировочная и соревновательная деятельность, «сила/слабость» нервной системы по процессу возбуждения.

Keywords: Greco-Roman wrestling, body coordination, training and competitive activity, the 'strength/weakness' typological comparison based on excitative process.

Фундаментальные исследования по вопросам спортивной подготовки в различных видах спорта указывают на то, что за последние годы все большее число ученых пытаются выделить самостоятельную предметную область, связанную с определением места и роли координационной тренировки как взаимообусловленного комплексного тренировочного процесса. Специалисты считают, что развитие и совершенствование координационных способностей должно происходить в тесной связи не только с физическим, но и с техническим совершенствованием [1].

Анализ литературных источников показал, что на сегодняшний день научно-методическое обеспечение учебно-тренировочного процесса в греко-римской борьбе требует совершенствования. Противоречивость и нерешенность многих вопросов в методике развития координационных способностей у юных борцов требуют дальнейших научных исследований и обусловливают актуальность данной работы. Таким образом, основная задача исследования состоит в том, чтобы выяснить, какую роль и место занимают координационные способности в тренировочном процессе борцов и каковы основные направления повышения качества этой работы в тренировочном процессе на начальном этапе подготовки юных борцов.

Представленная позиция и определила гипотезу настоящего исследования: эффективность учебно-тренировочного процесса у юных борцов греко-римского стиля повысится, если будут проведены следующие мероприятия:

1) уточнено и конкретизировано содержание понятия «координационные способности» в учебно-тренировочном процессе;

2) раскрыты особенности содержания современных методик тренировки по развитию координационных способностей;

3) обоснована необходимость учета типологических свойств нервной системы борцов при развитии координационных способностей;

4) разработана дифференцированная методика развития координационных способностей у юных борцов греко-римского стиля, имеющих такие различные типологические свойства нервной системы, как «сила/слабость» по процессу возбуждения.

Совершенствование учебно-тренировочного процесса юных борцов греко-римского стиля тесно связано с формированием рациональной техники двигательных действий, которая предусматривает развитие психомоторных способностей, в состав которых входят и координационные способности [2]. В определенной степени уровень развития координационных способностей влияет на стиль и манеру исполнения технико-тактических действий. Это в свою очередь отражается на качестве выполнения технических движений спортсменом в процессе греко-римской борьбы, которые в своей профессиональной деятельности должны

обладать и использовать весь набор комплексной (интегративной) координации, предполагающей следующие ее виды: двигательная, слухо-двигательная, зрительно-двигательная, тактильно-двигательная.

С целью выявления мнения тренеров по классической борьбе о роли и месте в тренировочном процессе упражнений для развития координационных способностей проведен анкетный опрос 37 тренеров по классической борьбе г. Кирова и Кировской области. Анализ результатов ответов респондентов на ряд вопросов представлен в таблице, из которой видно, что 94% респондентов отмечают наличие проблем в достижении оптимального уровня физической подготовленности борцов греко-римского стиля. В то же время 65% респондентов считают координационные способности ведущими в спортивной подготовке борцов, 23% отвечают на данный вопрос отрицательно, а 12% затруднились ответить на вопрос. Кроме того, следует отметить ответ респондентов на вопрос о необходимости разработки специального раздела в физической подготовки борцов - развития специальных координационных способностях у борцов греко-римского стиля. Ответ «да» выбрали 82% тренеров, тогда как ответ «нет» - 18%.

Мнение респондентов о роли координационных способностях в подготовке борцов греко-римского стиля

Вопросы анкеты Варианты ответов (в %)

Да Нет Затрудняюсь ответить

Существуют ли, по Вашему мнению, проблемы в достижении оптимального уровня физической подготовленности борцов? 94 - 6

Являются ли координационные способности ведущими в спортивной подготовке борцов? 65 23 12

Считаете ли Вы, что имеется необходимость в разработке специального раздела в физической подготовке борцов «Развитие специально-координационных способностей»? 82 - 18

Уделяете ли Вы в настоящее время внимание развитию координационных способностей борцов? 94 6 -

Анкетный опрос показал, что в настоящее время уделяют внимание развитию координационных способностей 94% респондентов. Остальные 6% тренеров не придают значения их развитию.

Анализ ответов на вопрос анкеты «Какими физическими качествами должен обладать борец греко-римского стиля для того, чтобы достойно выйти из трудной и сложной соревновательной ситуации?» показал следующее (рис. 1).

62%

■ быстрота ■ координация ■ ловкость ■ сила ■ выносливость гибкость

Рис. 1. Мнение респондентов о ранговом месте физических качеств в подготовке юных борцов греко-римского стиля

Из рис. 1 видно, что из 6 представленных вариантов ответа приоритетное первое место у тренеров занимает такое физическое качество, как быстрота (82%), второе место - коор-

динационные движения (71%), на третьем месте - ловкость (62%). Остальные места заняли физическая сила (53%), а также гибкость и выносливость (по 44% каждое).

На рис. 2 представлено мнение тренеров о месте развития координационных способностей у юных борцов греко-римского стиля на различных этапах тренировочного процесса.

Рис. 2. Мнение тренеров о месте развития координационных способностей у юных борцов греко-римского стиля на различных этапах тренировочного процесса

Из рис. 2 видно, что из трех представленных вариантов ответов более оптимальным и основным этапом для развития координационных способностей у юных борцов греко-римского стиля, по мн

ению 82% респондентов, является этап начальной спортивной подготовки, а на остальных этапах (начальной спортивной специализации и углубленного спортивного совершенствования) продолжается дальнейшее их совершенствование.

Кроме того, следует отметить, что основными средствами развития координационных способностей 88% респондентов называют подвижные игры и упражнения с координационно-ритмическими заданиями.

Фактом является и то что многие респонденты (96%) считают, что они на тренировочных занятиях дифференцируют тренировочную нагрузку, однако конкретные параметры нагрузки: по интенсивности, продолжительности выполнения упражнений, продолжительности отдыха, его характера и качества повторений упражнений - респонденты затруднялись ответить.

На один из главных вопросов анкеты «Учитываете ли Вы при планировании тренировочных занятий по развитию координационных способностей типологические свойства нервной системы «сила/слабость» по процессу возбуждения?» все тренеры ответили отрицательно.

В то же время имеются многочисленные исследования, проведенные в других видах спортивной деятельности, которые говорят о том, что учет данного типологического параметра нервной системы спортсмена оказывает существенное влияние на дифференциацию средств и методов тренировочного процесса, а также на результативность самой соревновательной деятельности [3].

Опираясь на результаты ранее проведенных исследований и полученные результаты анкетного опроса, можно предположить, что разработка экспериментальной методики развития координационных способностей и методических подходов к дифференцированному

использованию специальных упражнений для совершенствования технико-тактической подготовленности борцов греко-римского стиля с различными типологическими свойствами нервной системы, такими, как «сила/слабость» нервной системы по процессу возбуждения, является актуальной задачей, а ее решение будет способствовать повышению качества соревновательной деятельности борцов.

Примечания

1. Лях В. И. Координационные способности школьников. Основы тестирования и методики развития. Ч. 2 // Физическая культура в школе. 2000. № 5. С. 3-10; Верхошанский Ю. В. Теория и методология спортивной подготовки: блоковая система тренировки спортсменов высокого класса / / Теория и практика физ. культуры. 2005. № 4. С. 2-14.

2. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2003. С. 200-234; Озеров В. П. Психомоторные способности человека. Дубна, 2002. 320 с.

3. Чибичик Ю. Е. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса юных дзюдоистов на начальных этапах подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2010. 180 с.: ил.; Воронин Е. В. Обусловленность выбора стиля игры в настольном теннисе типологическими особенностями основных свойств нервной системы и психомоторными показателями / / Теория и практика физической культуры. 2007. № 9. С. 5-10; Вяткин Б. А. Спорт и развитие индивидуальности человека // Теория и практика физической культуры. 1993. № 2. С. 1-5; Мотыль А. В. Индивидуально-типические различия в структуре двигательной одаренности детей, их значение при выборе спортивной специализации: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1998. 23 с.

Notes

1. Lyakh V.I. Koordinatsionnye sposobnosti shkol'nikov. Osnovy testirovaniya i metodiki razvitiya [Coordination abilities of students. Fundamentals of testing and development techniques]. Part 2 // Fizicheskaya kul'tura v shkole - Physical Education in school, 2000, № 5, pp. 3-10; Verkhoshansky Yu.V. Teoriya i metodologiya sportivnoj podgotovki: blokovaya sistema trenirovki sportsmenov vysokogo klassa [Theory and methodology of sports training: bloc training system high-class athletes] / / Teoriya i praktika fiz. kul'tury - Theory and Practice of physical efucation, 2005, № 4, pp. 2-14.

2. Ilyin E.P. Differentsial'naya psikhologiya professional'noj deyatel'nosti [Differential psychology of professional activity]. St.Petersburg: Peter. 2003. Pp. 200-234; Ozerov V.P. Psikhomotornye sposobnosti cheloveka [Psychomotor abilities]. Dubna. 2002. 320 p.

3. Chibichik Y.E. Individualizatsiya uchebno-trenirovochnogo protsessa yunykh dzyudoistov na nachal'nykh ehtapakh podgotovki: dis. kand. ped. nauk. [Customization of the training process of young wrestlers at the initial stages of preparation: dis. Candidate ped. sci.] Chelyabinsk. 2010. 180 p.: with ill.; Voronin E.V. Obuslovlennost' vybora stilya igry v nastol'nom tennise tipologicheskimi osobennostyami osnovnykh svojstv nervnoj sistemy i psikhomotornymi pokazatelyami [Stipulation of style selection in table tennis by typological characteristics of the basic properties of the nervous system and psychomotor performance] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and Practice of Physical Culture, 2007, № 9, pp. 5-10; Vyatkin B.A. Sport i razvitie individual'nosti cheloveka [Sport and development of human individuality] / / Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and Practice of Physical Culture. 1993. № 2. pp. 1-5; Motyl A.V. Individual'no-tipicheskie razlichiya v strukture dvigatel'noj odarennosti detej, ikh znachenie pri vybore sportivnoj spetsializatsii: avtoref. dis. kand. ped. nauk. [Individually-typical differences in the structure of motor gifted children, their importance in the selection of sports specialization: autoref. dis. Candidate ped. sci.] St. Petersburg. 1998. 23 p.

УДК 796.332.012.2

М. П. Бандаков, Г. Г. Полевой

Развитие специфических координационных способностей

у юных футболистов

Статья посвящена обоснованию методических подходов к разработке методики по дифференцированному развитию координационных способностей юных футболистов, имеющих различные типологические особенности свойств нервной системы.

© Бандаков М. П., Полевой Г. Г., 2014 138

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.