ББК 75.6 УДК 796.4
СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ГИМНАСТОК НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ (на примере спортивной и художественной гимнастики)
SPECIFICITY OF EXPRESSION AND CONTROL OF COORDINATION ABILITIES
YOUNG GYMNASTS AT THE STAGE OF INITIAL BASIC TRAINING AND SPECIALIZED (for example, sporting and artistic gymnastics)
В статье рассматриваются вопросы контроля и оценки координационных способностей в спортивной и художественной гимнастике. Неоднозначность видов спорта, специфика проявления координационных способностей на этапах начальной и специализированной базовой подготовки заставляет специалистов искать адекватные этапам подготовки тестовые задания, обладающие не только диагностической, но и прогностической информативностью развития координационных способностей.
The article deals with the monitoring and evaluation of coordination abilities at sports and gymnastics. Ambiguity sports specific manifestation of the coordination abilities in them, in both primary and specialized basic training, forcing experts to look for appropriate stages of training, tests, has not only diagnostic but also prognostic information value of coordination abilities.
Ключевые слова: координационные способности, этапы подготовки, художественная и спортивная гимнастика, диагностика, тестовые задания.
Key words: coordination abilities, stages of preparation, sporting and artistic gymnastics, diagnosis, tests.
Введение. Возрастающий уровень соревновательных программ, продолжающаяся тенденция к выполнению уникальных по сложности упражнений в сложно-координационных видах спорта все острее ставят проблему поиска исключительно талантливых спортсменов, имеющих очень высокий уровень развития координационных способностей.
К группе сложно-координационных видов спорта, несомненно, относятся спортивная и художественная гимнастика, где оценивается искусство выполнения движений, гармония и эстетика соревновательных программ, насыщенность композиций сложными элементами на фоне высокого общего технического мастерства. Все это предъявляет высокие требования к двигательной подготовленности гимнасток и, в первую очередь, к уровню развития координационных способностей.
Остроту данной проблеме придает ранняя специализация, практикуемая в этих видах спорта, это тот возраст, когда еще тяжело увидеть и спрогнозировать развитие ведущих координационных способностей, тех, которые в дальнейшем обеспечат высокий и стабильный результат в спорте высших достижений.
В.Л. БОТЯЕВ
V.L. BOTYAEV
Особую актуальность данное положение приобретает на этапах начальной и специализированной базовой подготовки, когда формируется гимнастическая «школа» движений. Школа движений - это те базовые элементы, с которых начинается техническая подготовка гимнасток, элементы, которые создают и формируют гимнастический стиль выполнения упражнений как на отдельных снарядах, так и в работе с определенным предметом.
Основой, фундаментом, на котором формируется базовая техника, являются индивидуальные особенности развития двигательной координации, состояние анализаторных систем и вестибулярная устойчивость юного спортсмена.
Тренировочная и соревновательная деятельность в этих видах спорта предъявляет высокие требования и формирует свои специфические качества, к которым можно отнести:
- полноту и точность зрительных, мышечно-двигательных, слуховых ощущений и восприятий;
- зрительную, вербально-логическую и эмоциональную память;
- двигательное представление;
- мыслительный анализ, синтез и сравнение [1, с. 168].
Все эти специфические качества составляют психофизиологическую основу координационных способностей.
Надо сказать, что вопросам взаимосвязи психофизиологических функций (сенсомоторных, проприорецептивных, сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, мнемических) и координационных способностей уделяется пристальное внимание. В работах отечественных и зарубежных исследователей часто встречаются неоднозначные ответы на рассматриваемый вопрос, но, в любом случае, все они единогласны в том, что высокий уровень двигательно-координационных способностей обусловлен, в первую очередь, высокими показателями психофизиологических функций. Другое дело, что участие этих функций в проявлении той или иной координационной способности неоднозначно, высокий уровень проявления одной и той же способности может быть обусловлен высокими показателями различных функций, т.е. здесь в работу вступает механизм компенсации, когда недостаточно развитые одни функции, значимые в структуре исследуемой способности, могут компенсироваться силой других, наиболее развитых. Все это заставляет специалистов уже на ранних этапах тренировочного процесса выявлять степень этой взаимосвязи, ориентировать всю систему подготовки на развитие ведущих координационных способностей, определяющих в большей степени возможности спортсмена осваивать технику вида спорта.
Учебно-тренировочный процесс в сложно-координационных видах спорта на этапе начальной базовой подготовки направлен на решение ключевых вопросов - становления совершенной техники базовых элементов, развитие значимых двигательных способностей, формирование межмышечной координации, основу которой составляют специфические координационные способности.
Специфические координационные способности так же, как и двигательные спортивные навыки, представляют собой многоуровневые, иерархически организованные структуры ЦНС, обеспечивающие в содружестве с органами чувств и органами движения оптимальное решение двигательной задачи [5, с. 32-33].
Сочетание и доминирование данных координационных способностей, даже при формировании одного и того же навыка, различно, оно определяется индивидуальными особенностями индивида, его генетическими, врожденными задатками. С другой стороны, на процесс формирования специфических координационных способностей накладывает отпечаток и вид спорта, уже с первых дней занятия определенным видом спорта ребенок получает информацию с рецеп-
торов различных анализаторов: зрительного, кожного, двигательного, слухового. Все это становится источником образования многочисленных условных связей, позволяющих изначально формировать те специфические координационные способности, которые в большей степени обеспечивают возможности становления двигательных навыков в данном виде спорта. Поэтому необходимо сказать, что исследуемые координационные способности многообразны и специфичны для каждого вида спорта, в реальной тренировочной и соревновательной деятельности все они проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии. В конкретных ситуациях одни координационные способности играют ведущую роль, другие - вспомогательную, при этом возможно мгновенное изменение роли различных способностей в связи с изменившимися внешними условиями [3, с. 35].
На основании выше изложенного можно предположить, что для контроля и оценки специфических координационных способностей, важнейших в данном виде спорта, нужны не только дифференцированные шкалы оценок уровней развития координационных способностей, но и свои тестовые задания, обладающие не только диагностической, но и прогностической информативностью, позволяющей оценивать перспективность юного спортсмена.
На основании этого была определена цель нашего исследования -это формирование блока тестовых заданий и оценка специфики проявления и доминирования отдельных специфических координационных способностей в спортивной и художественной гимнастике.
Организация и методика исследования. Приступая к собственным исследованиям, мы исходили из того, что специфика каждого вида спорта, неоднозначность техники в нем, требования, предъявляемые к способностям юного спортсмена, накладывают отпечаток не только на процесс доминирования той или иной координационной способности, но и на степень участия различных координационных механизмов в процессе управления спортивными движениями.
Выделению значимых координационных способностей в том или ином виде спорта посвящено значительное количество работ. Существующие в них разногласия (незначительные) только подтверждают специфичность проявления и индивидуальные различия в доминировании той или иной способности.
В проведенных нами ранее исследованиях были определены специфические координационные способности, в наибольшей степени определяющие возможности юного спортсмена осваивать технику избранного вида спорта.
В художественной гимнастике наиболее значимы способности к дифференцированию и воспроизведению пространственных, временных и силовых параметров движений, ориентированию, мышечному расслаблению, равновесию, ритму, согласованию и связи.
В спортивной гимнастике: способность к точности воспроизведения, дифференцирования и отмеривания пространственных, силовых и временных параметров движений, способность к равновесию и вестибулярной устойчивости, ориентированию в пространстве, ритму, связи и соединению.
В педагогическом исследовании принимали участие 2 группы юных спортсменок, занимающихся спортивной и художественной гимнастикой, соответственно (n-28), (n-39), стаж занятий гимнастикой 2-3 года, спортивная квалификация II-I юношеский разряд. А также 2 группы, (n-16), (n-24), квалифицированных спортсменок (1 спортивный разряд - КМС).
Блок тестовых заданий составили двигательно-моторные (n-16) и компьютерно-лабораторные (n-12) тесты. Данные тесты прошли апробацию как в наших, так и других исследованиях, показав при этом высокую надежность, стабильность и валидность.
Каждая из выделенных координационных способностей исследовалась с помощью нескольких гомогенных (однородных) контрольных заданий. С одной стороны, это повышало надежность полученных оценок, а с другой - наличие положительных взаимосвязей между гомогенными признаками говорит о том, что данные тесты определяют одну и ту же координационную способность.
Необходимо сказать, что при отборе тестов для оценки координационных способностей наиболее важным и принципиальным моментом является их теоретическое обоснование. По мнению В.И. Ляха [5, с. 255], все тесты должны иметь научное обоснование, т.е. опираться на какую-то научную теорию. В качестве такой теории предлагается использовать психофизиологическую концепцию Н.А. Бернштейна (1947) о многоуровневой системе управления движениями человека, исходя из которой можно выделить, по крайней мере, 16 специальных и еще ряд частных координационных способностей.
Результаты исследования и их обсуждение. На первом этапе исследования осуществлялась проверка отобранных тестов на надежность, которая необходима для того, чтобы по результатам теста можно было с достаточной уверенностью различать между собой двух или более испытуемых или говорить о том, что несовпадающие результаты двух измерений одного и того же человека свидетельствуют об изменении его состояния.
Как известно, критерием надежности выступает величина ошибки измерения, связанная со стабильностью результатов отдельных спортсменов при повторных измерениях (ретест). Общепринятых критериев надежности не существует, однако, большинство специалистов [2, 4] считают, что для определения коэффициента надежности можно использовать следующие градации оценок:
0,95-0,99 - отличная надежность;
0,90-0,94 - хорошая;
0,80-0,89 - удовлетворительная;
0,70-0,79 - приемлемая;
0,60-0,69 - низкая.
Выявленная надежность тестовых заданий позволила нам значительно сократить исследовательскую базу, оставив в работе 28 тестовых заданий, на основании которых мы должны были ответить на главный вопрос нашего исследования - какова специфика проявления и доминирование отдельных специфических координационных способностей в спортивной и художественной гимнастике.
Для определения интегральной координационной подготовленности гимнасток использовалась шкала, разработанная в ГЦОЛИФКе, при помощи которой определялась сумма очков каждой гимнастки, набранная по итогам всего блока тестов оценивающих отдельную координационную способность.
Сумма очков высчитывалась по формуле:
S = C + C + - +C ;
1 2 n'
где S - общая сумма очков по всем (n) тестам;
С - количество очков отдельного тестового показателя исследуемой способности.
Тесту, у которого был лучшим наименьший количественный показатель, присваивалось количество очков по формуле:
X - X
с = 100 X (1--max )
X - X
max mm
Тесту, у которого был лучшим наибольший количественный показатель, очки начислялись по формуле:
X - X
с = 100 х (1--X max X )
X - X ■
max min
где С - количество очков испытуемого в данном тесте;
Х - минимальный результат в тесте;
min ~ J '
Х - максимальный результат в тесте;
max ~ J '
Х - результат конкретного испытуемого в тесте.
Проведенное тестирование показало, что у юных гимнасток различной специализации нет достоверно значимых различий как в интегральных показателях отдельных исследуемых способностей, так и в результатах отдельных тестовых заданий, оценивающих одну и ту же специфическую координационную способность (табл. 1). Все это позволяет сказать, что непродолжительные по времени занятия разными видами гимнастики накладывают свой отпечаток на процесс формирования координационных способностей, но в большей степени это касается базовых координационных способностей. Подтверждением этого являются результаты проведенных ранее исследований, где выявлено, что девочки, занимающиеся спортивной и художественной гимнастикой, значительно превосходят своих сверстниц, не занимающихся спортом, по уровню развития основных базовых координационных способностей.
Аналогичными контрольными испытаниями были протестированы гимнастки более высокой квалификации и стажем занятия гимнастикой 4-5 лет. Ряд гимнасток имеют высокую спортивную квалификацию, являются членами сборных команд ХМАО, Уральского федерального округа и России.
Таблица 1
Сравнительный анализ координационной подготовленности юных гимнасток на этапе начальной базовой специализации
Исследуемая координационная способность Кол-во тестов Спорт. гимнастика Х1±т1 Худож. гимнастика Х2±т2 1кр. Р
Способность к ориентированию 5 тестов 375±64,3 386±52,4 0,86 Р>0,05
Способность к равновесию 5 тестов 435±47,5 397±51,6 1,37 Р>0,05
Способность к согласованию и связи 5 тестов 386±54,8 372±62,7 1,12 Р>0,05
Способность к дифференцированию и воспроизведению 5 тестов 355±36,3 384±42,7 0,74 Р>0,05
Темпо-ритмовая способность 4 теста 368±54,2 423±37,7 1,78 Р>0,05
Статокинетическая способность 4 теста 417±65,3 354±54,6 1,56 Р>0,05
Полученные результаты кардинальным образом отличаются от результатов их более юных коллег. Также как и в первом случае в показателях отдельной исследуемой способности достоверно значимых различий не выявлено, а вот в показателях отдельных тестовых заданий обнаружились различия (табл. 2). Например, в тесте, характеризующем способность к согласованию, «передвижение в упоре лежа сзади» обнаружились значимые различия между спортсменками, занимающимися художественной и спортивной гимнастикой. Интересен тот факт, что юные спортсменки обеих специализаций включают данное упражнение в тренировочный процесс, и до какого-то времени разницы между показываемыми результатами нет. Но дальнейший тренировочный процесс носит более узкую направленность, в спортивной гимнастике явно просматривается силовая и скоростно-силовая составляющая, тогда как в художественной гимнастике максимальных показателей достигают гибкость, ловкость и очень значимая способность к мышечному расслаблению, которая, по нашему мнению, и определяет результат в рассматриваемом тесте.
Таблица 2
Сравнительный анализ координационной подготовленности гимнасток разной специализации на этапе базовой специализированной подготовки
Исследуемая способность № теста Спорт. гимнастика Х1±т1 Худож. гимнастика Х2±т2 1кр. Р
Способность к ориентированию Тест 1 4,8±0,53 5,1±0,61 0,85 Р>0,05
Тест 2 27,5±3,76 29,3±4,22 1,13 Р>0,05
Тест 3* 58,4±9,38 36,7±6,24 2,45 Р<0,05*
Тест 4 15,7±1,76 17,48±2,13 0,75 Р>0,05
Тест 5 31,18±5,42 29,7±7,23 1,25 Р>0,05
Способность к равновесию Тест 1 28,7±7,63 28,5±5,37 0,68 Р>0,05
Тест 2* 38,6±8,34 26,6±7,85 2,76 Р<0,05*
Тест 3* 5,8±0,73 9,4±1,02 2,54 Р<0,05*
Тест 4 743,08±47,8 825,16±51,6 0,87 Р>0,05
Тест 5 124,58±16,3 133,45±18,4 0,92 Р>0,05
Способность к согласованию и связи Тест 1 5,42±0,75 5,13±0,68 0,68 Р>0,05
Тест 2 10,7±0,85 10,2±0,78 0,85 Р>0,05
Тест 3 7,23±0,74 8,03±0,68 0,93 Р>0,05
Тест 4* 6,47±0,95 4,56±0,68 2,54 Р<0,05*
Тест 5 78,6±12,3 83,7±15,4 1,03 Р>0,05
Способность к дифференцированию и воспроизведению Тест 1 132±57,4 118±44,7 1,56 Р>0,05
Тест 2* 6,3±0,96 8,5±0,53 2,27 Р<0,05*
Тест 3 15,4±1,18 17,2±1,23 0,86 Р>0,05
Тест 4 3,12±0,32 3,27±0,17 0,74 Р>0,05
Тест 5* 3,46±0,67 2,25±0,43 2,47 Р<0,05*
Темпо-ритмовая способность Тест 1* 6,45±1,75 9,27±1,34 2,64 Р<0,05*
Тест 2 3,22±0,56 3,86±0,63 0,76 Р>0,05
Тест 3* 7,44±1,18 12,5±1,24 2,84 Р<0,05*
Тест 4 5,67±1,06 6,12±1,23 0,68 Р>0,05
Статокинетическая способность Тест 1 47,8±10,1 53,6±9,56 1,04 Р>0,05
Тест 2 11,4±2,32 13,6±3,14 1,16 Р>0,05
Тест 3 624,3±78,5 586,5±83,2 0,83 Р>0,05
Тест 4 8,16±0,87 8,64±0,93 0,65 Р>0,05
Примечание: * - показатель выявленных достоверных различий в тесте между представителями спортивной и художественной гимнастики.
В способности к ориентированию достоверные различия обнаружены в тесте № 3 «прыжки к цели без зрительного контроля». Более высокие результаты здесь показали представители художественной гимнастики, вида спорта, где высоко развито чувство «антиципации», т.е. предвидение ситуации (например, предвидение места падения предмета после броска).
Аналогичные результаты обнаружены еще в ряде тестов. Это тесты, характеризующие способности к дифференцированию и воспроизведению (2 теста), темпо-ритмовой способности (2 теста), способности к ориентированию (1 тест), способности к равновесию (2 теста). В классических тестах, оценивающих способности к равновесию (поза Ромберга, поза Фламинго), достоверные различия не выявлены (Р>0,05), а вот в тестах более специфичных для вида спорта (повороты на гимнастическом бревне, равновесие после вестибулярной нагрузки, прыжок по Абалакову на бревне) эти различия принимают характер достоверных (Р<0,05).
Заключение. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о высокой значимости координационных способностей в общей структуре подготовленности спортсменок как в художественной, так и спортивной гимнастике.
Выявлено, что на этапе начальной базовой подготовки специфичность проявления, структура координационных способностей еще не отражают характер вида спорта. Для данного периода характерен высокий прирост общих, базовых координационных способностей, поэтому юные гимнастки, независимо от специализации, значительно опережают своих сверстниц, не занимающихся спортом, по всем исследуемым координационным способностям.
Иная картина наблюдается на этапе специализированной базовой подготовки, когда тренировочный процесс ориентирован на становление базовой техники, когда формирование двигательных умений и навыков осуществляется в тесной взаимосвязи и определяется уровнем развития координационных способностей. Выявленная взаимосвязь между координационной подготовленностью и уровнем сформированности умений и навыков предопределяет необходимость разработки и внедрения в тренировочный процесс адекватных виду спорта координационных тестов, ориентированных как на диагностику, так и прогнозирование успешной специализации в рассматриваемых видах гимнастики.
Литература
1. Аркаев, Л.Я. Спортивная гимнастика [Текст] / Л.Я. Аркаев, В.М. Смолевский. - М.: «АНТИ ПРЕСС», 2006. - 378 с.
2. Годик, М.А. Спортивная метрология [Текст] / М.А. Годик. - М.: ФиС, 1988. - 135 с.
3. Горская, И.Ю. Оценка координационной подготовленности в спорте [Текст] / И.Ю. Горская // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 7. - С. 34-37.
4. Зациорский, В.М. Спортивная метрология: Педагогический контроль в тренировочном процессе (Основы теории тестов и оценок) [Текст]: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / В.М. Зациорский. - М.: ФиС, 1978. - 49 с.
5. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие [Текст] / В.И. Лях. -М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.