Научная статья на тему 'Показатели координационных способностей юных гимнасток при выполнении специальных упражнений на подвижность в плечевых суставах'

Показатели координационных способностей юных гимнасток при выполнении специальных упражнений на подвижность в плечевых суставах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
974
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ГИБКОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / FREE CALLISTHENICS / COORDINATION ABILITIES / FLEXIBILITY / SPECIAL EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Власова Ольга Петровна

В работе рассматриваются показатели координационных способностей юных спортсменок в художественной гимнастике в процессе выполнения упражнений на гибкость с разным режимом работы мышц. На основании специальных исследований выявлены изменения координационных способностей юных гимнасток в процессе многократного выполнения упражнений на гибкость с разным режимом работы мышц в плечевых суставах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Власова Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indices of coordination abilities of young gymnasts when performing specific exercises for shoulder joints

The paper focuses on coordination abilities of young athletes in free callisthenics in the process of performing flexibility exercises with different regime of muscle action. Based on special studies changes in the coordination abilities of young gymnasts are revealed in the process of multiple exercises for flexibility with different regime of muscle work in the shoulder joints.

Текст научной работы на тему «Показатели координационных способностей юных гимнасток при выполнении специальных упражнений на подвижность в плечевых суставах»

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ И ФИЗИКА

УДК 796.412.22 ББК 75.6

Власова Ольга Петровна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра безопасности жизнедеятельности и физической культуры Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия

г. Нижний Тагил Vlasova Olga Petrovna Candidate of pedagogical science, assistant professor of life safety and physical culture Nizhny Tagil state socio-pedagogical Academy

Nizhny Tagil ntgspa vlasova@rambler.ru Показатели координационных способностей юных гимнасток при выполнении специальных упражнений на подвижность

в плечевых суставах Indices of coordination abilities of young gymnasts when performing specific exercises for shoulder joints.

В работе рассматриваются показатели координационных способностей юных спортсменок в художественной гимнастике в процессе выполнения упражнений на гибкость с разным режимом работы мышц. На основании специальных исследований выявлены изменения координационных способностей юных гимнасток в процессе многократного выполнения упражнений на гибкость с разным режимом работы мышц в плечевых суставах.

The paper focuses on coordination abilities of young athletes in free callisthenics in the process of performing flexibility exercises with different regime of muscle action. Based on special studies changes in the coordination abilities of young gymnasts are revealed in the process of multiple exercises for flexibility with different regime of muscle work in the shoulder joints.

Ключевые слова: художественная гимнастика, координационные способности, гибкость, специальные упражнения.

Key words: free callisthenics, coordination abilities, flexibility, special exercises.

Введение. В видах спорта со сложной координацией движений в процессе освоения высокоамплитудных элементов большое значение имеет многократность их воспроизведения. По мнению исследователей [1, 5, 8], при значительном количестве повторений координация движений ухудшается. Однако, особенности

влияния специальных упражнений на гибкость на координационные способности детей 6-7 лет, в научно-методической литературе отражены недостаточно.

Мы предположили, что процесс многократных повторений специальных упражнений на гибкость может приводить к снижению показателей, отражающих координационные способности. В тоже время такие упражнения необходимо применять на этапе начальной подготовки в связи с изучением структуры двигательных действий гимнасток, а так же необходимостью запоминания большого объема относительно независимых между собой движений, что по нашему предположению может влиять на показатели, отражающие координационные способности.

Проблема состоит в противоречии между необходимостью многократного выполнения упражнений на гибкость для ее развития и возрастными особенностями детского организма, связанными с быстрой утомляемостью ребенка при выполнении монотонных (однообразных) упражнений.

Целью работы является совершенствование развития гибкости и координационных способностей при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике.

Задачей исследования явилось изучение динамики изменений координационных способностей в процессе выполнения многократных упражнений на гибкость.

Предварительные исследования позволили нам определить оптимальное время выполнения упражнений на гибкость без снижения их качества. Оптимальная продолжительность выполнения юными гимнастками статических упражнений на гибкость (до появления ошибок) составляет 14-15 секунд, а динамических упражнений 18-19 секунд. Эти показатели легли в основу проведения последующих исследований, заключающихся в выявлении количества повторений юными гимнастками упражнений на гибкость с разным режимом работы мышц без достоверного снижения (Р>0,05) показателей, отражающих координационные способности. Многими авторами предлагается определять коорди-

национные способности рук, используя теппинг-тест (способность к максимальной частоте движений) по Е. В. Ивановой [3], Л. А. Суянгуловой [4], Г. М. Сарсекееву [6] и скорость двигательной реакции на падающий объект (реагирующая способность) по Т. Г. Гурулевой [2], О. А. Сухостав [7].

Результаты исследования. Анализ динамики координационных способностей по показателям средних значений максимального темпа движений руки у гимнасток 6-7 лет после выполнения упражнений, направленных на совершенствование подвижности в плечевых суставах, выявил неодинаковые показатели (табл.1).

Таблица 1

Различия средних показателей максимального темпа движений руки после выполнения упражнений разным режимом на подвижность плечевых суставов у

гимнасток 6-7 лет

время изменения \ максимальной \ частоты ^^вижений \ кисти время вып-ия упр-й (сек) До начала экспе- римен- та результат выполнения теппинг-теста (кол-во точек за 10 сек)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

упражнение \ на гибкость и характер его выполнения Х± Х± Х± Х± Х± Х± Х± Х± Х± Х± Х±

а а (Р) а (Р) а (Р) а (Р) а (Р) а (Р) а (Р) а (Р) а (Р) а (Р)

руки в стороны 18 45,0± 42,5± 49,2± 45,3± 44,2± 41,5± 43,2± 40,7± 43,5± 42,2± 46,3±

ладонями вперед: руки в стороны пружин. движениями назад (активнодинамический) 4,0 4,6 * 5,1 (<0,05) 4,0 * 3,8 * 3,9 (<0,05) 4,0 * 4,6 (<0,05) 6,1 * 5,2 * 5,3 *

скакалка вверх в 19 48,5± 46,8± 50,0± 48,9± 51,2 47,3± 47,8± 50,0± 48,3± 52,3± 49,2±

четверо хватом за концы: 1-выкрут назад, скакал. вниз 2-выкрут вперед, скакалку вверх (пассивнодинамический) 4,5 5,4 * 3,8 * 2,6 * 5,3 (<0,05) 3,5 * 6,2 * 4,6 * 3,4 * 5,5 (<0,05) 4,4 *

руки в стороны 15 49,7± 45,2± 46,2± 43,0± 48,0± 42,3± 45,2± 44,8± 47,8± 48,0± 44,8±

ладонями вперед: руки назад-в стороны- держать (активно-статический) 4,9 4,4 (<0,05) 4,6 (<0,05) 2,6 (<0,05) 4,5 * 3,0 (<0,05) 3,4 (<0,05) 5,0 (<0,05) 5,3 * 6,5 * 4,2 (<0,05)

скакалка вверх в 14 45,8± 41,3± 40,5± 40,5± 41,0± 43,0± 43,5± 37,8± 43,0± 40,0± 46,3±

четверо, хватом за концы: выкрут назад-в стороны-держать (пассивностатический) 6,8 3,1 (<0,05) 4,6 (<0,05) 5,6 (<0,05) 4,6 (<0,05) 5,1 * 7,4 (<0,05) 8,0 (<0,05) 5,2 (<0,05) 5,3 (<0,05) 5,9 *

Примечание: * - различия не достоверны (Р>0,05)

Следует отметить, что показатели темпа движений кисти гимнасток 6-7 лет после 1-го выполнения задания (руки в стороны ладонями вперед, руки на-зад-в стороны - держать) в течение 15 секунд в активно-статическом режиме работы мышц, снижаются (45,2±4,4), что достоверно доказано (Р<0,05). Далее достоверное снижение показателей (Р<0,05) наблюдается после 3-го (46,2±4,6) и 4-го (43,0±2,6) выполнения упражнения, затем достоверное снижение показателей (Р<0,05) встречается после 5-го (42,3±3,0), 6-го (45,2±3,4), 7-го (44,8±5,0) и 10-го (44,8±4,2) выполнения упражнения. В пассивно-статическом режиме выполнения упражнений на подвижность в плечевых суставах (скакалка вверх в четверо, хватом за концы: выкрут назад-в стороны - держать) в течение 14 секунд, показатели снижаются так же после 1-го (44,8±4,2) и после 6-го (43,5±7,4) выполнения упражнений, что достоверно подтверждено (Р<0,05). Анализ данных, полученных при выполнении упражнений на подвижность в плечевых суставах активно-динамическим режимом работы мышц (руки в стороны ладонями вперед: руки в стороны пружинящими движениями назад) в течение 18 секунд, следует отметить, что достоверное (Р<0,05) снижение показателей максимальной частоты движений отмечается после 2-го выполнения (49,2±5,1). Далее достоверное снижение показателей наблюдается после 5-го (41,5±3,9) и 7-го (40,7±4,6) выполнения (табл.1).

Анализ показателей отражающих динамику скорости двигательной реакции после выполнения упражнений на подвижность в плечевых суставах, показал, что при выполнении упражнений в статическом режиме как активного, так и пассивного выполнения упражнений, отмечается достоверное (Р<0,05) ухудшение показателей двигательной реакции после 2-го и 4-го выполнения упражнений (соответственно 32,3+10,5; 32,0±8,2; 35,3+9,12 25,8+7,9), а в активностатическом еще и после 8-го выполнения упражнений (31,3+9,0), что так же достоверно подтверждено (табл.2).

Таблица 2

Различия средних значений скорости двигательной реакции после выполнения упражнений разным режимом на подвижность плечевых суставов

гимнасток 6-7 лет

Время изменения максимальной \ частоты Сдвижений \ кисти время выполнения упражнения (сек) До начала экспе- римен- та результат выполнения теста на скорость двигательной реакции (см)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

упражнение \ на гибкость и \ характер его выполнения Х± Х± Х± Х± Х± Х± Х± Х± Х± Х± Х±

а а (Р) а (Р) а (Р) а (Р) а (Р) а (Р) а (Р) а (Р) а (Р) а (Р)

руки в стороны 18 23,8± 25,5± 27,9± 28,1± 33,2± 26,0± 24,7± 21,5± 24,2± 25,9± 24,0±

ладонями вперед: руки в стороны пружинящими движениями назад (активнодинамический) 7,3 5,5 * 5,7 * 11,48 * 9,9 (<0,05) 6,6 * 3,2 * 5,2 * 2,3 * 8,7 * 5,0 *

скакалка вверх в 19 22,2± 26,4± 28,1± 25,5± 24,6 25,3± 26,6± 24,1 ± 31,0± 28,3± 23,4±

четверо хватом за концы: 1-выкрут назад, скакалку вниз. 2-выкрут вперед, скакалку вверх (пассивнодинамический) 2,8 8,2 * 5,7 (<0,05) 6,8 * 8,3 * 3,3 (<0,05) 9,4 * 4,5 * 8,7 (<0,05) 9,3 (<0,05) 8,4 *

руки в стороны 15 24,9± 24,1 ± 32,3± 23,3± 32,0± 27,2± 22,9± 25,3± 31,3± 27,9± 22,6±

ладонями вперед: руки назад-в стороны- держать (активностатический 7,2 4,6 * 10,5 (<0,05) 8,2 * 8,2 (<0,05) 7,2 * 6,0 * 4,4 * 9,0 (<0,05) 7,7 * 8,8 *

скакалка вверх в 14 21,4± 24,6± 35,3± 26,5± 25,8± 26,3± 29,8± 27,7± 24,9± 23,2± 25,0±

четверо, хватом за концы: выкрут назад-в стороны-держать (пассивностатический) 8,3 3,5 * 9,1 (<0,05) 11,6 * 7,9 (<0,05) 7,8 (<0,05) 9,6 (<0,05) 6,7 (<0,05) 3,9 * 6,1 * 10,4 *

Примечание: * - различия не достоверны (Р>0,05)

Следует отметить, что в динамическом режиме активного выполнения упражнений наблюдается достоверное ухудшение показателей быстроты реакции после 4-го выполнения (33,2±9,9). В пассивно-динамическом режиме выполнения упражнений на подвижность в плечевых суставах достоверное ухудшение показателей наблюдается после 2-го (28,1+5,7), далее после 5-го (25,3+3,3), за-

тем только после 9-го (31,0+8,7) выполнения упражнений, что так же статистически достоверно (табл.2).

На основании проведенного анализа динамики координационных способностей нами выявлены общие закономерности, рассмотренные на примере плечевых суставов и характерные так же для голеностопных, тазобедренных суставов, а так же суставов, задействованных при выполнении различных упражнений на гибкость.

Таким образом, нами установлено, что оптимальная продолжительность выполнения юными гимнастками статических упражнений на гибкость (до появления ошибок) составляет 14-15 секунд, а динамических упражнений 18-19 секунд. Продолжительность качественного выполнения статических упражнений на гибкость достоверно ниже (Р<0,05), чем динамических упражнений (как пассивного, так и активного проявления в них вида гибкости). Проведенные исследования показали, что продолжительность качественного выполнения упражнений на гибкость юными спортсменками зависит от многих показателей: от статического и динамического выполнения упражнений и проявляемого в них вида гибкости, структурной сложности выполняемых упражнений. Указанные показатели необходимо учитывать в процессе занятий с юными гимнастками 6-7 лет на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике, при изучении сложно-координационных упражнений.

Библиографический список

1. Бауэр, В. А. Рациональное дозирование нагрузок при обучении технике движений детей шестилеток [Текст] / В. А. Бауэр, С. С. Солодков // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 11. - С. 18-21.

2. Гурулёва, Т. Г. Воспитание координационных способностей в спортивно-оздоровительных группах детей 6-7 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Т. Г. Гурулёва. - Улан-Удэ, 2006. - 25 с.

3. Иванова, Е. В. Методика развития координации движений рук у девочек, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Е. В. Иванова. -Чебоксары, 2009. - 23 с.

4. Исследование координационных способностей рук у детей младшего школьного возраста [Текст] / Л. А. Суянгулова [и др.] // Медико-биологические проблемы физической культуры и спорта : (сб. научных трудов) / СибГУФК. -Омск, 1996. - С. 50-53.

5. Руденко, Л. К. Особенности нервно-психического развития детей младшего школьного возраста, занимающихся аэробной гимнастикой на начальном этапе подготовки [Текст] / Л. К. Руденко // Ученые записки университета / СПбГУФК. - СПб., 2008. - Вып. 7 (41). - С. 84-88.

6. Сарсекеев, Г. М. Внутренняя структура координационных способностей акробатов высокой квалификации / Г. М. Сарсекеев // Теория и практика физической культуры - 2009. - № 7. - С. 55-58.

7. Сухостав, О. А. Индивидуально-психологические особенности в развитии координационных способностей у девочек 6-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой, на этапе начальной подготовки : дис... канд. пед. наук [Текст] / О. А. Сухостав. - Омск, 1998. - 141 с.

8. Филин, В. П. Организационно-методические основы спортивных занятий с детьми школьного возраста : метод. разраб. для преподавателей и студентов ин-тов физ. культуры [Текст] / В. П. Филин ; ГЦОЛИФК. - М. : [б.

и.], 1980. - 45 с.

Bibliography

1. Bauer, V. A. Rational dosing of work-load when teaching the technique of motions of children of the six-years old kids ^ext] / V. A. Bauer, S. S. Solodkov // Theory and practice of physical culture. - 1990. - № 11. - P. 18-21.

2. Guruleva, T. G. Parenting coordination abilities at the sports and recreation groups of children of 6-7 years : Avtoref. dis. ... cand. of pedag. science ^ext] / T. G. Guruleva. - Ulan-Ude, 2006. - 25 P.

3. Ivanova, E. C. Methods of developing movement coordination of hands of the girls involved in artistic gymnastics at the stage of initial training : Avtoref. dis. ... cand. of pedag. science ^ext] / E. C. Ivanova. - Cheboksary, 2009. - 23 p.

4. The study of the coordination capacities of the hands of children of primary school age ^ext] / L. A. Suankulov [and other] // Medical-biological problems of physical culture and sport : (collection of scientific papers) / Sibgufk. - Omsk, 1996. -P. 50-53.

5. Rudenko, L. K. Peculiarities of mental development of children of primary school age who are engaged aerobic gymnastics at the initial stage of preparation ^ext] / L. K. Rudenko // scientific notes of the University / Spbgufk. - SPb., 2008. -Vol. 7 (41). - P. 84-88.

6. Sharshekeev, G. M. The Internal structure of the coordination abilities acrobats high qualification ^ext] / G. M. Sharshekeev // Theory and practice of physical culture - 2009. - № 7. - P. 55-58.

7. Sukhostav, O. A. Individual psychological peculiarities in the development of coordination abilities of 6 to 9-year-old girls involved in artistic gymnastics at the stage of initial training : dis... cand. of pedag. science [Text] / O. A. Sukhostav. -Omsk, 1998. - 141 p.

8. Filin, V. P. Organizational-methodical bases of sports with children of school age : the method. develo. for teachers and students ins. physical culture [Text] / V. P. Filin ; gtsolifk. - M : [b. I.], 1980. - 45 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.