Научная статья на тему 'Методика использования игрового метода в педагогическом процессе по физическому воспитанию в младшем школьном возрасте'

Методика использования игрового метода в педагогическом процессе по физическому воспитанию в младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1352
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИГРОВОЙ МЕТОД / УРОК / ИГРА / УЧАЩИЕСЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PHYSICAL CULTURE / GAME METHOD / LESSON / GAME / STUDENTS / PRIMARY SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даянова Марина Александровна, Коробейникова Елена Ивановна, Лахина Екатерина Вячеславовна

В работе рассматриваются вопросы применения методики игрового метода на уроках физической культуры в начальных классах. Согласно исследованиям мы выявили, что игры различной интенсивности по разному можно использовать с учетом целей и задач занятия, прогнозировать нагрузку и тренировочные воздействия на учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даянова Марина Александровна, Коробейникова Елена Ивановна, Лахина Екатерина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNIQUE OF USING GAME METHOD IN THE PEDAGOGICAL PROCESS IN PHYSICAL EDUCATION IN THE JUNIOR SCHOOL AGE

The paper deals with the application of the method of game method in physical education lessons in primary school. According to the research, we have found that games of different intensity can be used in different ways, taking into account the goals and objectives of the lesson, to predict the load and training effects on students.

Текст научной работы на тему «Методика использования игрового метода в педагогическом процессе по физическому воспитанию в младшем школьном возрасте»

УДК 796.29

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

THE TECHNIQUE OF USING GAME METHOD IN THE PEDAGOGICAL PROCESS IN PHYSICAL EDUCATION IN THE JUNIOR SCHOOL AGE

Даянова Марина Александровна

кандидат биологических наук, доцент кафедра «Теория и методика обучения физической культуре

и безопасности жизнедеятельности» ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

г. Волгоград, Россия Dayanova Marina Aleksandrovna candidate of biological Sciences, associate Professor department "Theories and methods of physical education culture and life safety»

Volgograd state social and pedagogical University

Volgograd, Russia

Коробейникова Елена Ивановна

старший преподаватель кафедра «Физическая культура» ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

г. Волгоград, Россия Korobeynikova Elena Ivanovna senior lecturer department «Physical culture» Volgograd state social and pedagogical University

Volgograd, Russia

Лахина Екатерина Вячеславовна

студент ФЕНО, ФК и Б Ж тренер-преподаватель МБУ СШ №17 ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

г.Волгоград, Россия Lakhina Ekaterina Vyacheslavovna

student PHENO, FK and BJ the coach of MU sports school №17 Volgograd state social and pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. В работе рассматриваются вопросы применения методики игрового метода на уроках физической культуры в начальных классах. Согласно исследованиям мы выявили, что игры различной интенсивности по разному

можно использовать с учетом целей и задач занятия, прогнозировать нагрузку и тренировочные воздействия на учащихся.

Abstract. The paper deals with the application of the method of game method in physical education lessons in primary school. According to the research, we have found that games of different intensity can be used in different ways, taking into account the goals and objectives of the lesson, to predict the load and training effects on students.

Ключевые слова: физическая культура, игровой метод, урок, игра, учащиеся, младший школьный возраст.

Keywords: physical culture, game method, lesson, game, students, primary school

age.

Основы физической культуры человека закладываются в младшем школьном возрасте, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической двигательной активности. В этом возрасте особенно благоприятно овладение базовыми компонентами культуры движения, освоение обширного арсенала двигательных координаций и техники выполнения разнообразных физических упражнений.

Главной целью всех занятий, в том числе и физической культурой, является разностороннее и гармоническое развитие личности детей. Физическое воспитание направлено на формирование у учащихся: сознательного отношения к своему здоровью и физическому развитию; интереса к физической культуре и спорту, умение заниматься ими; потребность в регулярных физических упражнениях; осознанного выполнения требований общественной гигиены. С самого раннего возраста развитие физических качеств детей является залогом укрепления их здоровья на всем протяжении жизни. В системе образования воспитание физических качеств заложено в основу государственного стандарта по физической культуре, в программное обеспечение школьных учебных заведений, спортивных секций, учреждений дополнительного образования. Последние наблюдения показали, что наиболее эффективным методом при работе с учащимися младших классов является использование игрового метода при проведении уроков физической культуры. Игровой метод используется в педагогическом процессе по физическому воспитанию в младшем школьном возрасте для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями учебной программы.

Игровой метод физического воспитания на уроках физической культуры, особенно на этапе начального обучения, применяется главным образом в форме подвижных игр. В период школьного обучения у учащихся закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития. Огромную потребность в движении учащиеся обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у учащихся совершенствуются движения, развиваются физические качества, а наряду с ними инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия с другими учащимися, а значит общаться и даже соблюдать определенные правила. По мнению многих ученых, при планировании

содержания физического воспитания школьников преимущество должны иметь подвижные игры, оказывающие разностороннее воздействие на организм и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия. Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю [1, с.29-32].

Понятие игрового метода в сфере физического воспитания отражает методические особенности игры, т.е. то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимающихся, руководства ею и другими педагогически существенными признаками) от других методов воспитания. Игровой метод на уроках физической культуры применяют строго целенаправленно, с учетом конкретных задач каждого отдельного урока, его содержания, в тесной взаимосвязи со всем изучаемым на уроках учебным материалом. Особенность методики использования игрового метода на уроках физической культуры состоит в первую очередь в том, что между играми и другими упражнениями, включаемыми в урок, должна быть обеспечена тесная организационно-методическая преемственность и взаимосвязь. Подвижные игры следует подбирать такие, которые способствуют правильному физическому развитию учащихся, оказывают содействие формированию жизненно важных двигательных навыков и умений, воспитывают морально-волевые качества и укрепляют здоровье.

Используя игру как средство формирования коммуникативных УУД, учитель имеет возможность направлять внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений, для обогащения словаря. И вместе с тем учитель питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний через игру. В процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление детей что-то узнать, искать, делиться с другими своими находками. А это все содействует умственному, речевому и общему развитию. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Игра способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс [5, с.158].

Методика проведения уроков физической культуры в младших классах с преимущественным системным использованием подвижных игр и игровых упражнений различной интенсивности (до 80% от общего времени урока) является наиболее эффективной для комплексного совершенствования физической и функциональной подготовленности учащихся, способствует более

успешному освоению программного материала по предмету «Физическая культура» и выполнению учащимися требований Федерального Государственного образовательного стандарта, увеличению двигательной активности учащихся на уроке, повышению уровня здоровья детей. Закрепление и совершенствование двигательных действий, развитие физических качеств проходит в играх эмоционально и интересно для учащихся, способствует увеличению интенсивности нагрузки и моторной плотности урока.

На уроках физической культуры проводятся игры и игровые упражнения в различном объеме от общего времени урока:

- специальные игровые уроки, на которых все время отводится подвижным играми и игровым упражнениям: это уроки-соревнования типа «Веселые старты» (100% времени урока),

- уроки закрепления и совершенствования учебного материала, уроки совершенствования двигательной подготовленности учащихся (до 80% времени урока);

- уроки обучения, где игры составляют всю вводную и заключительную часть, до 1/2 основной части (60% времени урока) [4, с. 99].

Целесообразно чередование таких уроков между собой. При отведении всего времени урока на игровые упражнения подбор двигательных действий осуществляется по общепринятой схеме: вводная часть, основная и заключительная (условно).

После построения выполняются игры, обеспечивающие постепенное вхождения организма занимающегося в предстоящую работу. Затем следуют хорошо знакомые игры из раздела программы, интенсивность которых постепенно повышается, большинство игр и игровых упражнений выполняются всеми учащимися одновременно. Отдых между повторениями сокращается, усиливается их общеподготовительное воздействие. На это отводится до 10 минут времени урока. Далее включается в занятие изучение новых форм движения, способствующих совершенствованию координационных качеств занимающихся (новые для учащихся прыжки, метание, элементы гимнастики и акробатики, лыжного спорта и т.п.) - 5-7 минут. За этими упражнениями следуют игры и игровые упражнения на совершенствование изученных двигательных действий и физических качеств. Игровые задания дифференцируются в зависимости от подготовленности детей, то есть дети получают определенные роли в играх, соответственно своим способностям и возможностям; в эстафетах одни учащиеся выполняют более сложные задания, другие - упрощенные задания, но в целом все участники в одинаковой степени решают основные задачи игры. Каждая игра строго оценивается, и идет подсчет набираемых очков командами. На это отводится 15 - 20 минут основной части урока. В заключительной части урока следует проводить игры на внимание, типа «Класс, смирно!», «Запрещенное движение», «Карлики и великаны», «Овощи и фрукты» и т.п. [2, с. 103].

Средняя частота сердечных сокращений у учащихся младших классов во время уроков с преимущественным использованием подвижных игр и игровых упражнений должна находится на уровне 160 уд/мин, при этом в отдельные моменты ЧСС может достигать 200 уд/мин, а в периоды

относительного отдыха опускаться до 120 уд/мин. Такая интенсивность занятий повысит физическую подготовленность и обеспечит возрастание аэробных возможностей занимающихся, а, следовательно, предполагается повышение физической подготовленности и работоспособности школьников младших классов [6].

Рассмотривая классификацию подвижных игр на основе адаптационных возможностей организма детей для младшего школьного возраста, можно определить, что - игры низкой интенсивности рекомендуется применять в вводной части урока для общей разминки, с целью функциональной подготовки организма к предстоящей основной деятельности. Подбор игр осуществляется в соответствии с требованиями основной, части: в игровых действиях содержатся движения, направленные на подготовку групп мышц, которые в основном, будут задействованы для решения частных задач в основной части урока (изучение двигательных действий и формирование навыков по гимнастике, легкой атлетике, лыжам, играм и т.п.). В основной части урока подвижные игры и игровые упражнения этой группы используются для обучения двигательным действиям, предусмотренным программным материалом, если по структуре и характеру движений они схожи с основными элементами изучаемых упражнений. В заключительной части урока подвижные игры и игровые упражнения этой группы игр низкой интенсивности служат средством восстановления всех систем организма после физической работы, нормализации ЧСС и дыхания.

Игры средней интенсивности рекомендуется использовать на уроке в качестве разминки, в сочетании с играми и игровыми упражнениями низкой мощности, реализуя, тем самым, принцип постепенности наращивания нагрузки в начале урока с целью врабатывания организма. Работа средней мощности способствует развитию выносливости, силы и скоростно-силовых показателей, следовательно, применять на учебном занятии подвижные игры средней интенсивности необходимо для совершенствования этих физических качеств, а также двигательных умений и навыков, которые обеспечиваются их совершенствованием.

Игры большой интенсивности используются на уроке физической культуры в младших классах для развития и совершенствования силовых и скоростно-силовых способностей, специальной выносливости в основной части урока. Игры высокой интенсивности рекомендуется применять для совершенствования всех физических качеств и их сочетаний в основной части урока. Подвижные игры и игровые упражнения, развивающие силовую и скоростную выносливость рекомендуется проводить с детьми младшего школьного возраста непродолжительное время и после игр, совершенствующих координацию движений и быстроту. Игры большой и высокой интенсивности применяются в основной части урока как одно из средств совершенствования ранее изученных движений, формирования двигательных умений и навыков, если движения в них по форме и содержанию схожи с основными упражнениями - это происходит в усложненных условиях: на определенных скоростях, с высоким эмоциональным возбуждением.

Игры, совершенствующие равновесие и координацию движений, целесообразно проводить в первой половине основной части урока, а игры и игровые упражнения, развивающие силу и выносливость, на закрепление каких-либо двигательных действий, в конце урока [6].

В связи с повышенной эмоциональной активностью детей во время игр, нельзя забывать о необходимости строгого регулирования нагрузки во время их проведения, это должно происходить за счет:

- проведения игр с кратковременными перерывами, которые дают возможность учащимся восстановить свои силы, снизить ЧСС до оптимальных величин (110 - 120 уд/мин);

- увеличения или уменьшения числа повторений игры или отдельных эпизодов;

- увеличения или уменьшения времени на игру;

- удлинения или сокращения дистанций, размеров участка для игры;

- увеличения или сокращения числа играющих в команде и др.;

- увеличения числа препятствий, уменьшения или увеличения веса и числа передаваемых предметов [5, с. 157].

Таким образом, рассмотренная методика поможет учителям физической культуры правильно подбирать игры и игровые упражнения для уроков физической культуры в начальных классах с учетом целей и задач занятия, прогнозировать их нагрузочный эффект и на основе этого моделировать тренировочные воздействия на учащихся использования игрового метода в педагогическом процессе по физическому воспитанию в младшем школьном возрасте.

Всестороннего воспитания и гармонического развития учеников можно достичь только в процессе многолетнего, систематического и правильно организованного обучения с использованием и применением подвижных игр. Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В руках умелого специалиста он является также весьма действенным средством для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности [3, с.513].

Литература

1. Бутакова Е.В., Даянова М.А, Коробейникова Е.И., Воспитание физических и личностных качеств средствами русских народных игр // Современные тенденции развития физической культуры, спорта и адаптивной физической культуры : материалы международной научно-практической конференции, 12—13 ноября 2015 г. СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016.196 с.

2. Войтенко Т. П. Игра как метод обучения и личностного развития : метод. пос. для педагогов начальной и средней школы. Калуга : Адель, 2008. 361 с.

3. Даянова М. А., Коробейникова Е. И. Особенности применения игрового метода в педагогическом процессе по физическому воспитанию в младшем школьном

возрасте // Актуальные вопросы/ теории и практики биологического и химического образования : материалы/ XII-й всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Волгоград, апрель 2018г. / редкол.: А. М. Веденеев, С. В. Машкова, И. П. Чередниченко, Л. Б. Черезова. М. : Планета, 2018. 560 с.

4. Заенко С. Ф. Игра и ученые. М. : Владос, 2010.154 с.

5. Копы/лова В. Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе // ПроблемыI и перспективы/ развития образования: материалы/ VIII Международной научной конференции (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар : Новация, 2016. С. 156-158. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 25.10.2018).

6. Рунцов Б. С. Подвижны/е игры/ на уроках в 1-3 классах // Физическая культура в школе. 1988. №11. С. 15-19.

References

1. Butakova E. V., Dayanova M. A., Korobeynikova E. I., [Education of physical and personal qualities by means of Russian folk games]. Sovremennye tendencii razvitiya fizicheskoj kul'tury, sporta i adaptivnoj fizicheskoj kul'tury : materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 12—13 noyabrya 2015 g. [Modern trends in the development of physical culture, sports and adaptive physical culture, scientific.- prakt. Conf, 12-13 Nov. 2015]. St. Petersburg, Lie to them. A. S. Pushkin Pub/., 2016, 196 p. (in Russian).

2. Voitenko T P. igra kak metod obucheniya i lichnostnogo razvitiya [Game as a method of training and personal development]. Kaluga, Adele Publ, 2008, 361 р.

3. Dayanova M. A., Korobeynikova E. i. [Features of the game method application in the pedagogical process of physical education in the younger school age]. Aktual'nye voprosy teorii i praktiki biologicheskogo i himicheskogo obrazovaniya : materialy Xii-j vserossijskoj s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoj konferencii. Volgograd, aprel' 2018g. [Actual questions of the theory and practice of biological and chemical education: mater.Xii-th all-Russian conference with international participation. Volgograd, April 2018 g.]. Moscow, Plan eta Publ., 2018, 560р. (In Russian).

4. Zaenko S. F. Igra i uchen'e [The Game and the teaching]. Moscow, Vlados Publ., 2010,154p.

5. Kopylova V. B. [The role of game technologies in the educational process]. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (g. Krasnodar, fevral' 2016 g.) [Problems and prospects of the development of education. scientific. Conf. (Krasnodar, February 2016)]. Krasnodar, Novation Publ., 2016, pp. 156-158. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (accessed:25.10.2018).

6. Runtsov B. S. Podvizhnye igry na urokah v 1-3 klassah [Outdoor games in classes 1 - 3 classes]. Fizicheskaya kul'tura v shkole - Physical culture at school, 1988, no.11, pp. 1519.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.