УДК 373.016:796 ББК 74.267.5 К 59
Р.Х. Козаев
Старший преподаватель кафедры спортивных игр и медико-биологических дисциплин факультета физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «СевероОсетинский государственный университет им. K.JI. Хетагурова»; E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКОВ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
( Рецензирована )
Аннотация. Физическая культура — отличная основа для воспитания активности детей, роль которой начинается с интересов в обучении. Проявление активности ребенка формируется в условиях двигательной потребности. Двигательная потребность, как ведущая потребность дошкольников и младших школьников, проявляется в трудовых способностях, с ее помощью дети познают окружающую действительность, общаются друг с другом в процессе игровой деятельности. На данном этапе развития науки, в которой поднимаются вопросы о формировании побудительной сферы личности (в частности, интересов) во всем многообразии процесса физического воспитания, достаточно актуальны.
Ключевые слова: физическая культура, двигательная активность, мотив, мотивационная сфера, интерес, цель, потребность, игровая деятельность.
R.K. Kozaev
Senior teacher of Department of Sport Games and Biomedical Disciplines of Faculty of Physical Culture and Sport, K.L. Khetagurov North Ossetian State University; E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF MOTIVATIONAL SPHERE OF SCHOOLCHILDREN FOR PHYSICAL EDUCATION LESSONS
Abstract. Physical culture is an excellent basis for nurturing the activity of children, whose role begins with interests in learning. The child's activity manifestation is formed in conditions of the motor need. The motor need, as the leading need of preschool children and junior schoolchildren, manifests itself in labor abilities; with its help children learn the surrounding reality, communicate with each other in the process of game activity. At this stage of the development of science, questions about the formation of the motivational sphere of the individual (in particular, interests) in all the diversity of the process of physical education are quite relevant.
Keywords: physical culture, motor activity, motive, motivational sphere, interest, purpose, need, game activity.
В общей структуре всестороннего развития личности физическое воспитание подрастающего поколения занимает одно из важнейших мест в младшем школьном возрасте. С большим удовольствием, проявляя
двигательную активность, дети занимаются физической культурой.
Интерес представляет собой эмоционально-положительное стремление школьника познать что-то. И это стремление при условии, если
его развивать, может только укрепляться и становится значительнее, у школьников формируется уверенность в себе, в своем физическом развитии и самосовершенствовании. Интерес к занятиям физической культурой является инициатором не только двигательной активности ребенка, но и формирует у них основные волевые качества: упорство, целеустремленность, решительность.
Современные науки, психология и педагогика, решают множество проблем, связанных с развитием детей школьного возраста. Одной из таких насущных проблем является формирование и развитие их интересов.
Одной из особенностей любого интереса является его предпочтительное отношение в определенной деятельности. Основу любого интереса составляет стихийность, которая проявляется в виде влечения к чему-нибудь.
Э. Торндайк считает, что «...интерес - это стремление, и нужно обращать пристальное внимание на его двигательную силу, которая побуждает, на его динамически развивающуюся природу, на момент направленности, заключенный в нем. Посвящать свои действия и мысли нужно в стремлении к какому-нибудь явлению. Интерес - это ощущение умственного возбуждения, чувство подъема, притяжение к предметам» [1].
Если говорить об интересе как об общественной необходимости, то проявление его должно начинаться с ранних лет и являться жизненной необходимостью каждого человека. Признание этого факта не должно формулироваться только словесно. Все это нужно осуществлять в действительности. Детей, которые проявляют интерес к занятиям физической культурой самостоятельно, без назидания учителей и родителей, должны поощрять морально, они должны быть примером для подражания. Воспитывая и развивая интерес у детей школьного возраста,
нужно вкладывать в них знания того, что физическая культура - явление социальное, которое имеет ряд достоинств в формировании разного рода мотивов.
В процессе развития школьников формирование мотивационной сферы осуществляется следующим образом: возникшие первоначально несознательные, непроизвольные, безотчетные, ситуативные интересы детей превращаются в устойчивые, произвольные и сознательные.
Например, обучая детей подвижным играм, нужно формировать у них интерес к физической культуре и потребность заниматься самостоятельно. Достичь этого возможно и не так уж сложно, если учитель способен глубоко понять значение и роль физических упражнений для здоро-вьесберегающих основ ребёнка и соответствующе подготовлен для этого процесса.
Действительность такова, что не всегда урок физической культуры - это интересное и увлекательное занятие, случается, что интерес исчезает в этом процессе, когда он превращается однообразную, тоскливую деятельность. Разнообразие процесса физического воспитания захватывает детей до такой степени, что они погружаются в него с головой, удовлетворяя в нем двигательную активность, они стремятся продолжать ее и совершенствоваться физически [2].
Для успешного развития и формирования у школьников интереса к занятиям физической культурой необходимы организованные, педагогические, психологические и целенаправленные воздействия не только в образовательных учреждениях, но и в ближайшем социальном окружении. В формировании мотивации к уроку физической культуры у детей младшего школьного возраста отводится учителю физической культуры. Он должен строго соблюдать выполнение своей деятельности, выполнять свои первостепенные функции (образовательные,
воспитательные, санитарно-гигиенические), предупреждать ситуации, которые могут быть опасными для здоровья своих воспитанников, организовывать внеклассные мероприятия по физической культуре.
Организуя урок по физической культуре, учителю необходимо учитывать возрастные особенности, физическое развитие и физическую подготовленность, задачи физического воспитания детей любого школьного возраста. Главной задачей при занятиях спортивными играми является то, что и физические упражнения, и спортивные игры должны являться основой правильности выполнения действия в процессе физической культуры. Но решение этой задачи не должно решаться таким образом, чтобы процесс физического воспитания в школе перевоплощался в спортивную деятельность, со всеми ее составляющими. Спортивная деятельность - это, в первую очередь, соревновательный процесс, который, как основной, должен быть исключен из урока физкультуры, так как может нанести школьникам серьезные психические нагрузки.
Спортивные игры отличаются повышенной эмоциональностью, чего нельзя сказать о занятиях физической культурой. Эмоциональность эта может привести к отрицательным психическим состояниям, а физическая культура преследует цель - не только физического, но и психического здоровья людей, повышения их настроения [3].
В процессе урока физической культуры у учащихся могут развиваться мыслительные процессы - наглядно-действенный тип мышления, так как в его условии можно осуществлять поисковые и исследовательские цели и задачи. Его благоприятная атмосфера должна располагать учащихся к добровольному освоению знаний основ физической культуры. Дети укрепляют не только свое физическое состояние, но и растут и совершенствуются в интеллектуальном плане. Категория
самообразования в области физической культуры плодотворно закладывается в образовательной организации [4].
Уже в младшем звене, со школьниками младших классов, целесообразно применять экспериментальные методы исследования. Эффективен тот урок, который предъявляет требования в развитии творческого мышления, такой урок вызывает интерес и активность детей. Игровая форма проведения занятий является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям. Занятие должно проходить как занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребёнку удовольствие, поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные задания, неожиданные моменты.
Процесс обучения физической культурой необходимо проводить в условиях, где обеспечивается осознанное освоение двигательной активности. Когда ребенок понимает сущность и содержание того процесса, в котором участвует, то у него быстрее формируются умения и навыки, и в дальнейшем он может самостоятельно, без участия учителя, подобрать и применить продуктивные способы и методы, необходимые в процессе физической культуры [4].
С помощью умений рационально использовать свои навыки и знания в области физической культуры в разных игровых ситуациях у детей развивается произвольное, активное и сознательно отношение к двигательной активности. Значение физических упражнений и игр значимо в эмоциональном, эстетическом воспитании детей, в воспитании и понимании красоты, эстетики. Не секрет, что роль уроков физической культуры в современных школах не является значимой [5].
Учащиеся младших классов осознают, что, в первую очередь, урок физической культуры мотивирует
их, потому что это возможность отдохнуть от других уроков; эмоциональная особенность, потому что весело; занимаясь физической культурой, можно стать здоровым человеком. Осознание данных мотивов у детей складывается через игровую деятельность учеников. Игровую деятельность характеризует такая особенность, как разнообразие. Игровая деятельность захватывает детей в связи с тем, что каждый ребенок исполняет в играх определенную роль, и часто в ней проявляется соревновательный элемент.
С другой стороны, в игровой деятельности проявляются физические умения ребенка, его смелость и ловкость, которая совмещается еще и с приятными и веселыми моментами, которые захватывают учащихся эмоционально. Необходимо разнообразить стандартные уроки физической культуры следующими мероприятиями: увеличивать количество спортивных игр, так как особенности соревновательного элемента захватывают детей, включать в уроки подвижные игры, проводить на уроках беседы лекционного и семинарского плана на разнообразные темы. Например: «Значение физической культуры и спорт», «История возникновения физических упражнений», «История возникновения различных видов спорта», «Спорт в моей жизни», «Возникновение и история Олимпийских игр».
Также целесообразно разработать систему выполнения домашних заданий. Учащиеся должны готовить самостоятельно сообщения об известных спортсменах, знакомиться с их биографией,
профессиональным путем, который они прошли, для достижения высоких спортивных результатов. Формирование положительного отношения младших школьников к физической культуре как одному из ведущих видов деятельности учащихся - одна из важнейших задач воспитания детей.
Ведущими объективными показателями, отражающими отношение школьников к физической культуре, являются дисциплинированность и активность; результативность деятельности, определяющая уровень развития физических качеств и физической подготовки. Объективные проявления отношения школьников находят своё выражение в мотивации, самооценке, уверенности. Важной психологической особенностью учащихся с активно-положительным отношением к физической культуре является стремление к успеху, к результату, к лидерству как в игровых ситуациях, так и в обычных условиях учебной деятельности.
Обучающиеся младших классов с активной позицией на уроках физической культуры проявляли ярко выраженную настойчивость при выполнении упражнений до «отказа». Активно-положительное отношение к физической культуре со всеми составляющими его компонентами личности, мотивацией, самооценкой, уверенностью активно формировались при включении младших школьников в различные виды общей и полезной деятельности. Именно в коллективной деятельности раскрывается индивидуальность человека, формируется личность [6].
Примечания:
1. Торндайк Э. Психическое развитие ребёнка. М.: Просвещение, 1969.
2. Зобков В. А. Формирование активного положительного отношения младших школьников к физической культуре: науч.-метод. пособие для учителей. Набережные Челны, 1991.
3. Дуркин П.К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к урокам физической культуры. М., 1995.
4. Богданов Г.П. Школьникам здоровый образ жизни. М.: Физкультура и спорт, 1989.
5. Ильин Е.П. Психология физического воспитания // Педагогическое пособие для студентов. М., 1987.
6. Щербаков Е.П. Формирование интереса к спорту у школьников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Омск, 2008.
References:
1. Thorndike Е. Mental development of the child. M.: Prosveshchenie, 1969.
2. Zobkov V. A. Formation of the active positive attitude of younger schoolchildren to physical culture: scient.-method. manual for teachers. Naberezhnye Chelny, 1991.
3. Durkin P.K. Scientific-methodical bases of formation of schoolchildren's interest to lessons of physical training M., 1995.
4. Bogdanov G.P. A healthy way of life for schoolchildren. M.: Physical Culture and Sports, 1989.
5. Ilyin E.P. Psychology of physical education // Pedagogical manual for students. M., 1987.
6. Shcherbakov E.P. Formation of schoolchildren's interest to sports: Diss, abstract for the Dr. of Pedagogy degree. Omsk, 2008.