Научная статья на тему 'Выявление отношения учителей физической культуры к воспитательной работе с учащимися'

Выявление отношения учителей физической культуры к воспитательной работе с учащимися Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
775
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / QUESTIONNAIRE SURVEY AMONG PHYSICAL CULTURE TEACHERS / ОБУЧЕНИЕ / EDUCATION / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ / PEDAGOGICAL WORK WITH STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фунина Е.Е., Фролов Е.В.

Организация работы в области физического воспитания учащихся базируется в настоящее время, в основном, на использовании спортивно-диагностических нормативов и почти не учитывает мотивы и потребности молодежи в регулярных занятиях тем или иным видом двигательной активности. Преобразование в физическом воспитании подрастающего поколения должно быть направлено на усиление его культурообразующих и гуманистических функций. Поэтому целью данной работы является выявление отношения учителей физической культуры к воспитательной работе с учащимися средствами своего предмета. Исследование данной проблемы показало, что суть нынешнего этапа обновления содержания физического воспитания состоит в неиспользованных резервах интеграции образовательной и воспитательной деятельности, направленных на решение вопроса формирования у детей и учащейся молодёжи потребности в занятиях физической культурой, а на этой основе повышение физической подготовленности, уровня здоровья, сохранение и укрепление его в условиях образовательного учреждения. Материал. В статье обобщены результаты анкетирования учителей физической культуры общеобразовательных школ г. Ульяновска. Методы. Анализ научной литературы, анкетирование учителей физической культуры, методы математической статистики. Результат. Систематизация теоретического материала и анализ экспериментальных данных подтверждают важность проблемы взаимосвязи обучения и воспитания детей и учащейся молодёжи в двигательной деятельности, от решения которой во многом зависит качество физического воспитания. Анализ полученных данных показал, что учителя физической культуры разных школ г. Ульяновска, принявшие участие в анкетировании, считают, что в воспитательной работе с учащимися необходимо уделять специальное внимание использованию таких форм, как классный час, совместное собрание учащихся с родителями; линейки, посвященные торжественным датам, трудовые десанты и др., а на уроке физической культуры необходимо решать задачи укрепления здоровья, повышения физической подготовленности и развития двигательно-координационных качеств. Заключение. Проведенное анкетирование позволило выявить отношение учителей физической культуры к воспитательной работе с учащимися общеобразовательных школ и дает возможность эффективно построить учебно-воспитательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фунина Е.Е., Фролов Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTITUDE REVELATION OF PHYSICAL CULTURE TEACHERS TO A PEDAGOGICAL WORK WITH STUDENTS

A work organization in the sphere of physical upbringing among students is based, mainly, on the use of sports-diagnostics normatives and almost doesn’t take into consideration the motives and need of youth for regular motional activity. Changes in physical upbringing of youth should be directed at strengthening its cultural forming and humanistic functions. That is why the aim of this research work is the attitude revelation of physical culture teachers to pedagogical work with students by means of their subject. This problem study showed, that the aim of the modern renewal of physical upbringing content does not use reserves of the educational and pedagogical activity integration, directed at the problem solution of the need formation among children and students for physical culture and on this base, the increase of physical fitness, health level, its preservation and improvement in terms of educational establishment. Material. The article gives summary of the questionnaire survey results among physical culture teachers of schools in Ulyanovsk. Research methods. Scientific literature analysis, the questionnaire survey among physical culture teachers, the methods of mathematical statistics. Results. A theoretical material systematization and analysis of the experimental data prove the importance of education problem and upbringing interconnection of children and students in motional activity. The quality of physical upbringing mainly depends on this problem solution. The received data analysis showed, that physical culture teachers in different schools of Ulyanovsk, who took part in the survey, think that in the pedagogical work with students it is necessary to pay great attention to such kinds of forms use, as classroom hour, mutual gatherings of parents and children; gatherings devoted to ceremonial dates, labour activity and other work and during physical culture lessons it is necessary to solve the problems of health, physical fitness improvement and motional-coordinating qualities development. Conclusion. The held survey helped to reveal the attitude of physical culture teachers to the pedagogical work with children at schools and it gives an opportunity to organize effectively educational-upbringing process.

Текст научной работы на тему «Выявление отношения учителей физической культуры к воспитательной работе с учащимися»

УДК 37.018 DOI 10.14526/12_2015_12

ВЫЯВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ

Е.Е.Фунина - кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Фролов - кандидат педагогических наук, доцент Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова,

Ульяновск

THE ATTITUDE REVELATION OF PHYSICAL CULTURE TEACHERS TO A PEDAGOGICAL WORK WITH STUDENTS

E.E. Funina - candidate of pedagogics, associate professor E.V. Frolov - candidate of pedagogics, associate professor Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov

Ulyanovsk

e-mail:elena_funina@mail.ru

Ключевые слова: анкетирование учителей физической культуры, обучение, воспитательная работа с учащимися.

Аннотация. Организация работы в области физического воспитания учащихся базируется в настоящее время, в основном, на использовании спортивно-диагностических нормативов и почти не учитывает мотивы и потребности молодежи в регулярных занятиях тем или иным видом двигательной активности. Преобразование в физическом воспитании подрастающего поколения должно быть направлено на усиление его культурообразующих и гуманистических функций. Поэтому целью данной работы является выявление отношения учителей физической культуры к воспитательной работе с учащимися средствами своего предмета. Исследование данной проблемы показало, что суть нынешнего этапа обновления содержания физического воспитания состоит в неиспользованных резервах интеграции образовательной и воспитательной деятельности, направленных на решение вопроса формирования у детей и учащейся молодёжи потребности в занятиях физической культурой, а на этой основе - повышение физической подготовленности, уровня здоровья, сохранение и укрепление его в условиях образовательного учреждения.

Материал. В статье обобщены результаты анкетирования учителей физической культуры общеобразовательных школ г. Ульяновска.

Методы. Анализ научной литературы, анкетирование учителей физической культуры, методы математической статистики.

Результат. Систематизация теоретического материала и анализ экспериментальных данных подтверждают важность проблемы взаимосвязи обучения и воспитания детей и учащейся молодёжи в двигательной деятельности, от решения которой во многом зависит качество физического воспитания. Анализ полученных данных показал, что учителя физической культуры разных школ г. Ульяновска, принявшие участие в анкетировании, считают, что в воспитательной работе с учащимися необходимо уделять специальное внимание использованию таких форм, как классный час, совместное собрание

учащихся с родителями; линейки, посвященные торжественным датам, трудовые десанты и др., а на уроке физической культуры необходимо решать задачи укрепления здоровья, повышения физической подготовленности и развития двигательно-координационных качеств.

Заключение. Проведенное анкетирование позволило выявить отношение учителей физической культуры к воспитательной работе с учащимися общеобразовательных школ и дает возможность эффективно построить учебно-воспитательный процесс.

Keywords: questionnaire survey among physical culture teachers, education, pedagogical work with students.

Annotation. A work organization in the sphere of physical upbringing among students is based, mainly, on the use of sports-diagnostics normatives and almost doesn't take into consideration the motives and need of youth for regular motional activity. Changes in physical upbringing of youth should be directed at strengthening its cultural forming and humanistic functions. That is why the aim of this research work is the attitude revelation of physical culture teachers to pedagogical work with students by means of their subject. This problem study showed, that the aim of the modern renewal of physical upbringing content does not use reserves of the educational and pedagogical activity integration, directed at the problem solution of the need formation among children and students for physical culture and on this base, the increase of physical fitness, health level, its preservation and improvement in terms of educational establishment.

Material. The article gives summary of the questionnaire survey results among physical culture teachers of schools in Ulyanovsk.

Research methods. Scientific literature analysis, the questionnaire survey among physical culture teachers, the methods of mathematical statistics.

Results. A theoretical material systematization and analysis of the experimental data prove the importance of education problem and upbringing interconnection of children and students in motional activity. The quality of physical upbringing mainly depends on this problem solution. The received data analysis showed, that physical culture teachers in different schools of Ulyanovsk, who took part in the survey, think that in the pedagogical work with students it is necessary to pay great attention to such kinds of forms use, as classroom hour, mutual gatherings of parents and children; gatherings devoted to ceremonial dates, labour activity and other work and during physical culture lessons it is necessary to solve the problems of health, physical fitness improvement and motional-coordinating qualities development.

Conclusion. The held survey helped to reveal the attitude of physical culture teachers to the pedagogical work with children at schools and it gives an opportunity to organize effectively educational-upbringing process.

Введение. Период обучения в общеобразовательной школе является наиболее благоприятным для

формирования личностных качеств учащихся разного возраста. Однако, как отмечают многие специалисты в области педагогики, психологии, теории и методики физического воспитания, уровень воспитательной работы со школьниками существенно снизился. Значительное место занял процесс обучения, и учителя сосредоточили свои

усилия на сфере передачи знаний по своему предмету. Это привело к снижению дисциплины, увеличилось количество пропусков уроков; все чаще стало проявляться грубое, нетерпимое отношение не только друг к другу, но и к педагогам. Очевидно, что процесс обучения неразрывно связан с воспитанием, на что указывали педагоги-просветители 18-19-го веков Песталоцци, Жан Жак Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.

Целью данной работы является выявление отношения учителей физической культуры к воспитательной работе с учащимися средствами своего предмета.

Задачи: 1. Разработать методику выявления отношения учителей к воспитательной работе со школьниками разного возраста в процессе физического воспитания.

2. Провести сравнительный анализ повышения учителями значимости воспитательной работы с учащимися.

Методика исследования.

Содержание методики включает две части. В первой части проводился анализ ответов педагогов на ряд вопросов, раскрывающих воспитательные возможности средств и форм физической культуры и спорта, а также педагогические условия,

способствующие повышению

эффективности воспитательной работы с учащимися младшего, среднего и старшего возраста. Предлагаемые вопросы содкржали следующие варианты ответов:

1. Какое воспитательное воздействие заложено в средствах физической культуры и спорта (нужное подчеркнуть)?

- формируют готовность к преодолению трудностей;

- воспитывают уверенность в своих

силах;

- формируют ценные морально-волевые качества (самостоятельность, целеустремленность, силу воли, ответственность и др.);

- воспитывают убеждение, что укрепление здоровья является общественным долгом каждого человека;

- формируют трудовые умения и навыки, а также навыки самообслуживания.

Указать другие варианты.

2. Какие формы физического воспитания располагают большими воспитательными возможностями (нужное подчеркнуть):

- урок физической культуры;

- кружок физической культуры;

- секция общей физической подготовки;

- спортивная секция;

- физкультурно-оздоровительные мероприятия;

- спортивные праздники;

- спортивные соревнования;

- поход.

Указать другие формы.

3. Какие методы воспитания Вы используете? (указать в порядке значимости)

- личный пример;

- поощрение;

- наказание;

- порицание;

- индивидуальные беседы;

- групповые беседы;

- встречи с выдающимися спортсменами, деятелями спорта.

Указать другие методы.

4. Добиваетесь ли Вы 100% посещения уроков физической культуры? (нужное подчеркнуть)

- да;

- нет;

- не всегда.

5. В чем, на Ваш взгляд, причина недостаточного интереса учащихся к школьной физической культуре? (нужное подчеркнуть)

- низкий уровень физического развития и физической подготовленности;

- наличие хронического заболевания;

- освобождение от уроков физической культуры;

- отсутствие контроля со стороны родителей и классного руководителя.

Укажите другие причины.

6. Какие способы формирования интереса к урокам физической культуры Вы используете? (нужное подчеркнуть)

- необычное начало урока;

- использование новых физических упражнений на каждом уроке;

- разнообразные подвижные игры;

- применение игровых и соревновательных моментов;

- учет индивидуальных интересов, потребностей детей и подростков;

- обеспечение положительного психо-эмоционального состояния занимающихся;

- контроль за динамикой показателей физического развития и физической подготовленности;

- взаимодействие с родителями.

Укажите другие способы.

Результаты исследования и их

интерпретация. Анализ ответов учителей физической культуры на предложенные вопросы анкеты показал, что все указанные варианты ответов одобрены. Дополнительно педагог подчеркивал значимость средств физической культуры для формирования характера детей и подростков считают, что на уроке физической культуры под воздействие системной мышечной нагрузки у школьников формируются навыки выполнения физической работы различной сложности, умение выполнять

двигательные задания в сложных ситуациях, связанных с проявлением морально-волевых и физических качеств; у школьников формируется готовность к оказанию помощи одноклассникам, сопереживание за успех классного количества и отдельных соучеников и т.д.

На вопрос «Какие формы физического воспитания являются наиболее эффективными для решения задач формирования личностных качеств учащихся?» учителя физической культуры отдали предпочтение спортивным соревнованиям (поставили на I место); походам (II место); секциям по различным видам спорта, отметив при этом, что другие формы занятий физическими упражнениями также решают конкретные задачи воспитания при условии их четкой постановки перед учащимися и выбора средств и методов, обеспечивающих успешное решение поставленных задач.

Среди других форм занятий физической культурой педагоги назвали утреннюю гимнастику и динамические паузы, способствующие развитию

организованности, самодисциплины, силы воли.

Обсуждение вопросов по использованию метода воспитания на уроке физической культуры позволило выяснить, что учителя предпочитают использовать, преимущественно,

поощрение, порицание, наказание и индивидуальные беседы. Значительно реже (лишь 71%) учителя используют групповые беседы, обращения к родителям через запись в дневнике и записки, личный пример как метод воспитания, педагоги считают недостаточно целесообразным, так как, по их мнению, специфика урока физической культуры затрудняет практическую реализацию данного метода.

Среди других методов воспитания на уроке физической культуры педагоги назвали включение в содержание урока любимых упражнений школьников, а также двигательных заданий, связанных со значительной мышечной нагрузкой.

Определенный интерес, на наш взгляд, представляют ответы учителей физической культуры на вопрос «Добиваетесь ли Вы 100% посещения урока?»

Положительный ответ дали 37,6% педагогов, отрицательное мнение высказали 14,7% педагогов, полагая, что контроль за посещением школьниками уроков физической культуры должны осуществлять родители, классный руководитель и администрация школы. 47,7% респондентов указали, что не всегда добиваются 100% посещения уроков, указав при этом, что если на урок не являются наиболее

недисциплинированные учащиеся, легче проводить урок.

В ходе исследования было выявлено, что отношение учащихся к урокам физической культуры определяется наличием интереса к данному предмету, в связи с этим нами был сформулирован при обращении к учителям следующий вопрос «В чем причина недостаточного интереса школьников к уроку физической культуры?»

Были получены следующие ответы: главную причину 39,8% педагогов видят в низком уровне физического развития и физической подготовленности; на имеющиеся хронические заболевания указали 12,6% учителей; освобождение от уроков физической культуры после болезни считают причиной недостаточного интереса учащихся к уроку физической культуры 8,4% педагогов.

Безответственное отношение учащихся подчеркнули 7,9% учителей. На отсутствие контроля со стороны родителей и классного руководителя сослались 14,3% респондентов. Среди других причин были названы: отсутствие привычки к физической нагрузке - 3,2%; предпочтение пассивным видам деятельности

(компьютерные игры и др.развлечения, не связанные с двигательной деятельностью) - 5,7% и др.

В ходе анкетирования учителей физической культуры выяснилось, что сами педагоги наиболее эффективными способами повышения интереса детей и подростков к школьным урокам физической культуры считают:

применение игр и соревновательных моментов - 29,7%; использование разнообразных подвижных игр - 26,3%; новых физических упражнений на каждом уроке - 11,6%, необычное начало урока -12,2%.

Повышение интереса школьников к урокам физической культуры путем системного контроля динамики

показателей физического развития и физической подготовленности считают целесообразным 1,7% педагогов; через тесное взаимодействие с родителями -1,2% учителей; при учете индивидуальных интересов и потребностей детей и подростков - 2,9%. Среди других способов формирования установочного интереса школьников к процессу физического воспитания учителя назвали поощрение высокой оценкой и, наоборот, выставление отрицательных оценок; участие в походах выходного дня для учащихся с высоким уровнем посещаемости; организацию и

проведение подвижных игр после уроков в свободное время также для учащихся с высоким уровнем активности на уроке.

Анализ полученных ответов учителей физической культуры позволил выявить их отношение к воспитательной работе с учащимися в ходе проведения урока. Применение данной методики показало, что из 36 учителей физической культуры школ № 11, 13, 35, 38, 40, 45, 66, 78 г. Ульяновска, принявших участие в анкетировании, большинство считают, что в воспитательной работе с учащимися необходимо уделять специальное внимание использованию таких форм, как классный час, совместное собрание учащихся с родителями; линейки, посвященные торжественным датам; трудовые десанты и др., а на уроке физической культуры необходимо решать задачи укрепления здоровья, повышения физической подготовленности и развитие двигательно-координационных качеств.

26,8% педагогов убеждены, что воспитание школьников на уроке физической культуры осуществляется в процессе выполнения двигательных заданий, что уже само по себе является предпосылкой для формирования трудолюбия, дисциплинированности,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ответственности и других личностных качеств.

39,1% учителей считают, что воспитательные задачи должен

реализовывать весь педагогический коллектив школы; 10,4% педагогов отметили, что воспитательный процесс должен осуществляться руководством школы.

Заключение. Таким образом, проведенное анкетирование позволило выявить отношение учителей физической культуры к воспитательной работе с учащимися общеобразовательных школ. С одной стороны, педагоги хорошо осознают большие воспитательные возможности физической культуры и спорта, а с другой - сами в большинстве случаев не готовы к проведению системной воспитательной работы со школьниками в процессе

обучения физическим упражнениям на уроке. Очевидно, что основная причина недооценки воспитательного воздействия на учащихся в ходе школьного урока физической культуры заключается в недостаточной профессиональной

готовности учителя к решению комплекса воспитательных задач средствами своего предмета. Это требует, очевидно, пересмотра содержания работы, так как невозможно разделить обучение и воспитание, так же как воспитание связано с реализацией познавательной сферы и участием в практической деятельности.

Литература

1. Голов, В. А. Классификация факторов развития организационных форм физической культуры учащейся молодежи / В. А. Голов // Теория и практика физической культуры. - 2007. -№ 3. - С. 13-14.

2. Козырева, О. Спортивное воспитание детей дошкольного возраста (концепция и методика) : монография /О. Козырева. - М. : Гуманитарный центр «СпАрт» РГАФК : Воронежский гос.ун-т, 2002. - 405 с.

3. Манжелей, И. В. Педагогические модели физического воспитания /И. В. Манжалей. -М. : АНОНИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2005. - 280 с.

4. Манжелей, И. В. Субъекты и среда физического воспитания и спорта: Монография / И. В. Манжелей, В. Н. Потапов. - Москва : АНО НИЦ «Теория и практика физической культуры и

спорта», 2010. - 192 с.

5. Назаренко, Л. Д. Физическая культура и спорт - средство физического, духовно-нравственного развития школьников и учащейся молодежи / Л. Д. Назаренко. - Ульяновск, 2012. -191 с.

References

1. Golov, V. A. The development factors classification of physical culture organizational forms among students / V. A. Golov // Theory and practice of physical culture. - 2007. - № 3. - P. 13-14.

2. Kozyreva, O. Sports upbringing of preschool age children (a conception and methodology) : a monograph /O. Kozyreva. - Moscow : A humanitarian center "SpArt" Russian State Academy of Physical Culture : Voronezh State University, 2002. - 405 p.

3. Manzheley, I. V. Pedagogical models of physical upbringing /I. V. Manzheley. - Moscow : Autonomous Non-commercial Organization Scientific Research Center "Theory and practice of physical culture and sport", 2005. - 280 p.

4. Manzheley, I. V. Subjects and means of physical upbringing and sport: A monograph / I. V. Manzheley, V. N. Potapov. - Moscow : Autonomous Non-commercial Organization Scientific Research Center "Theory and practice of physical culture and sport", 2010. - 192 p.

5. Nazarenko, L. D. Physical culture and sport - a means of schoolchildren and students physical, spiritual-moral development / L. D. Nazarenko. - Ulyanovsk, 2012. - 191 p.

Статья поступила в редакцию: 17.02.2015г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.