Развитие физических качеств детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры посредством применения подвижно-спортивных игр
Мамедова Лариса Викторовна,
канд. педагогических наук, зав. кафедрой ПиМНО ТИ(ф) СВФУ
E-mail: [email protected] Лапаев Никита Сергеевич,
студент кафедры педагогики и методики начального обучения ТИ (ф) СВФУ
E-mail: [email protected]
В настоящее время в современной образовательной системе все чаще замечается повышенное внимание к вопросам физического воспитания учащихся младшего школьного возраста, а именно к развитию их физических качеств. Данную проблему можно отнести к числу наиболее значимых на сегодняшний момент. Реализация игрового принципа на уроках физической культуры имеет определенное значение, которое отражается в требованиях к организации его процесса таким образом, чтобы он способоствовал проявлению и развитию у учащихся младшего школьного возраста их физических качеств и имел впоследствии качественные изменения. Для решения данной проблемы нами было проведено исследование на базе СОШ № 2 им. М.К. Аммосова в г. Нерюнгри. Исследование было направлено на определение уровня развития всех основных физических качеств: скорости, силы, выносливости, гибкости и ловкости, что позволило нам дать обоснование поставленной перед нами цели по развитию физических качеств детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры, которая осуществлялась посредством применения комплекса подвижно-спортивных игр. В исследовании приняли участие учащиеся 4 «В» класса в количестве 26 человек. Диагностика полностью подтвердила наши предположения и ожидания от проводимого комплекса подвижно-спортивных игр на уроках физической культуры, что, в свою очередь, дало подтверждение выдвинутой гипотезе.
Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, физические качества, подвижно-спортивные игры, младшие школьники.
о с
U
см о см
03
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что воспитание физически полноценных детей имеет огромное значение и является одной из важных задач каждого образовательного учреждения. В период младшего школьного возраста у детей закладываются основы гармонического физического развития. Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.
Современные требования к физическому воспитанию детей младшего школьного возраста определяются в первую очередь «Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования и Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [3].
Одной из главных задач физического воспитания является формирование здорового, всесторонне физически развитого, социально активного и морально стойкого молодого поколения.
В настоящее время назрела острая проблемная ситуация, связанная с ростом заболеваемости, ухудшением физического развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста. По данным Роспотребнадзора «за последние десять лет число абсолютно здоровых детей в России не превышает 12%, более чем у половины школьников есть хронические заболевания» [2].
Жизнедеятельность человека подвержена влиянию генетических, экологических и социальных факторов. В результате образ жизни большинства современных детей, которые привязаны к виртуальной информационной среде, стал характеризоваться недостаточной двигательной активностью.
Таким образом, ухудшение состояния здоровья и физического развития современных детей младшего школьного возраста обусловлено неблагоприятными факторами.
Эффективность развития физических качеств определяется выбором оптимальных средств, методов, форм физического воспитания младших школьников. Одним из таких средств являются подвижные и спортивные игры.
Проблематикой развития физических качеств детей младшего школьного возраста посредством применения различных подвижно-спортивных игр занимались многие ученые: П.Ф. Лесгафт, Н.В. Зимкин, Е.Д. Грязева, Ю.И. Данько, Г.В. Ильина, Ю.Г. Коджаспиров, И.М. Коротков и др.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что одним из важнейших основных задач на уроках физической культуры является развитие физических качеств у младших школьников. Эффективным средством развития физических качеств младших школьников является метод с использованием спортивных и подвижных игр. Это обстоятельство связано с тем, что особенности развития и функционирования основных систем организма детей младшего школьного возраста в наибольшей степени привыкают к игровой деятельности. Физические качества во время подвижно-спортивных игр развиваются в комплексе. Выводы, к которым мы пришли, позволили нам достаточно точно сформулировать цель нашего исследования, которая заключается в изучении теоретических и практических аспектов в работе по развитию физических качеств детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры посредством применения ко-пмлекса подвижно-спортивных игр.
По результатам данного исследования, полученных посредством диагностик, мы сможем подтвердить поставленную перед нами гипотезу: комплекс занятий с использованием спортивно-подвижных игр на уроках физической культуры будет способствовать повышению уровня физической подготовленности и физических качеств детей младшего школьного возраста.
Исследование проводилось на базе СОШ № 2 им. М.К. Аммосова г. Нерюнгри в 4 «В» классе, количество испытуемых - 26.
Рассмотрим и проанализируем результаты по задействованной на констатирующем и формирующем этапе исследования методике контрольных испытаний по В.И. Ляху, которая включает в себя упражнения: челночный бег (3х10 м, сек), подтягивания в висе на низкой/высокой перекладине (кол-во раз), бег (30 м., сек), наклон вперед (см), бег (6 минут, м) [1].
1. Для определения уровня развития координационных способностей, учащиеся выполняли контрольное упражнение - челночный бег (3 отрезка по 10 метров).
Цель диагностики: выявление уровня развития координационных способностей младших школьников.
Критериями определения показателей диагностики будут являться высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий уровни развития координационных способностей учащихся.
Результаты диагностики показывают, что из общего количества учеников 12 учащихся (46%) имеют низкий результат, 2 учащихся (8%) показали
результат ниже среднего, 9 учащихся (35%) показали средний результат, результат выше среднего показали 2 учащихся (8%) и лишь 1 учащийся (4%) показал высокий результат.
2. Для определения уровня развития силовых способностей, учащиеся выполняли контрольное упражнение - подтягивание из виса на перекладине.
Цель диагностики: выявление уровня развития силовых способностей младших школьников.
Критериями определения показателей диагностики будут являться высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий уровни развития силовых способностей учащихся.
Результаты диагностики показывают, что из общего количества учеников низкий результат имеют 9 учащихся (35%), 5 учащихся (19%) показали результат ниже среднего, также 5 учащихся (19%) показали и средний результат, результат выше среднего показали 2 учащихся (8%) и высокий результат показали 5 учащихся (19%).
3. Для определения уровня развития скоростных способностей детей младшего школьного возраста, учащиеся выполняли контрольное упражнение - бег на 30 метров.
Цель диагностики: выявление уровня развития скоростных способностей младших школьников.
Критериями определения показателей диагностики будут являться высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий уровни развития скоростных способностей учащихся.
Результаты диагностики показывают, что из общего количества учеников низкий результат имеют 11 учащихся (42%), результат ниже среднего показали 6 учащихся (23%), такое же количество учащихся (23%) показали и средний результат, результат выше среднего показали 2 учащихся (8%) и лишь 1 учащийся показал высокий результат
4. Для определения уровня развития активной гибкости детей младшего школьного возраста, учащиеся выполняли контрольное упражнение -наклон туловища вперед из положения стоя.
Цель диагностики: выявление уровня развития активной гибкости младших школьников.
Критериями определения показателей диагностики будут являться высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий уровни развития активной гибкости учащихся.
Результаты диагностики показывают, что из общего количества учеников низкий результат имеют 3 учащихся (12%), 10 учащихся (38%) показали результат ниже среднего, такое же количество учащихся (38%) показали средний результат, результат выше среднего показали 3 учащихся (12%) и ни один испытуемый не показал высокий результат (0%).
5. Для определения уровня развития общей выносливости детей младшего школьного возраста, учащиеся выполняли контрольное упражнение -бег с фиксированной длительностью 6 минут.
Цель диагностики: выявление уровня развития общей выносливости младших школьников.
Критериями определения показателей диагностики будут являться высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий уровни развития общей выносливости учащихся.
Результаты диагностики показали, что 16 учащихся (62%) имеют низкий результат, 2 учащихся 5%) показали результат ниже среднего, 4 учащих-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
ся (15%) показали средний результат, такое же количество учащихся показали результат выше среднего (15%) и ни один учащийся не показал высокий результат (0%).
По результатам диагностических данных уровней развития физических качеств у детей младшего школьного возраста был составлен комплекс подвижно-спортивных игр, который используется для повышения уровня развития физических качеств младших школьников на уроках физической культуры.
Планируемые результаты:
1) повышение уровня развития физических качеств детей посредством использования подвижно-спортивных игр;
2) организация и проведение подвижно-спортивных игр и элементов соревнований;
3) бережное обращение с инвентарем и оборудованием, соблюдение техники безопасности.
Комплекс подвижно-спортивных игр состоит из 24 занятий, разделенных на 7 блоков:
1 блок. Развитие скоростно-силовых качеств (3 занятия). Подвижно-спортивные игры: «Кто дальше?», «Встречная эстафета с набивными мячами», «Пожарные научения», «Перепрыгни ручеек», «Спутанные кони», «Альпинисты», в данных играх скоростно-силовые качества проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и значительная быстрота движений;
2 блок. Развитие силовых качеств (4 занятия). Подвижно-спортивные игры: «Бой петухов», «Перетягивание», «Толкание ядра», «Кто сильнее?», «Бег на руках», «Дойди до середины», «Перетягивание каната». В играх, способствующих развитию силы, занимающиеся преодолевают вес отягощения, собственный вес, сопротивление противника;
3 блок. Развитие ловкости, меткости и глазомера (4 занятия). Подвижно-спортивные игры: «Охотники и утки», «Вышибалы», «Чей мяч дальше?», «Снайперы», «Бросить и поймать», «Мяч сквозь обруч», «Кто самый меткий?», «Плоский камень и мяч». В данных играх ловкость проявляется в способности быстро ориентироваться, а также выполнять сложно координированные действия;
4 блок. Развитие скорости и быстроты (3 занятия). Подвижно-спортивные игры: «Возьми набивной мяч», «Самые быстрые», «Перелет птиц», «Не давай мяч водящему!», «Ловля бабочек», «Вызов номеров». В данных играх выполнять все упражнения следует в максимально быстром темпе;
5 блок. Развитие ловкости и координации (4 занятия). Подвижно-спортивные игры: «Удочка», «Караси и щука», «Передал мяч - беги», «Чье зве-
5 но соберется быстрее», «Волк во рву», «Кружева» § «Охотник и зайцы», «С кочки на кочку». В данных ^ играх ловкость проявляется в умении быстро пе-° рестраиваться в соответствии с меняющейся об-ав становкой;
6 блок. Развитие выносливости (3 занятия). Подвижно-спортивные игры: «День и ночь», «Посадка картофеля», «Сумей догнать», «Дедушка - рожок», «Шишки, желуди и орехи». В данных играх выносливость проявляется в динамических условиях работы, когда чередуются моменты напряжения и расслабления;
7 блок. Развитие активной гибкости младших школьников (3 занятия). Подвижно-спортивные игры: «Кот и мостик», «Сложная гонка», «Кто быстрее?», «Скамейка над головой», «Эстафета с лазаньем и перелезанием». В данных играх гибкость проявляется при выполнении гимнастических элементов.
Тематическое планирование уроков физической культуры с применением комплекса подвижно-спортивных игр представлено в таблице 1.
Тематическое планирование факультативного курса «Изучаем мир, играя» представлено в таблице 1.
Таблица 1. Тематическое планирование факультатива «Изучаем мир, играя»
№ Тема занятия Цель
Блок 1. Развитие скоростно-силовых качеств
1 Спортивно-подвижные игры: «Кто дальше?», «Встречная эстафета с набивными мячами» Развитие у обучающихся скоростно-силовых качеств посредством подвижно-спортивных игр.
2 Спортивно-подвижные игры: «Пожарные поручения», «Перепрыгни ручеек» Развитие у обучающихся скоростно-силовых качеств посредством подвижно-спортивных игр.
3 Спортивно-подвижные игры: «Спутанные кони», «Альпинисты» Развитие у обучающихся скоростно-силовых качеств посредством подвижно-спортивных игр.
Блок 2. Развитие силовых качеств
1 Спортивно-подвижные игры: «Бой петухов», «Перетягивание» Развитие у обучающихся силовых качеств посредством подвижно-спортивных игр.
2 Спортивно-подвижные игры: «Толкание ядра», «Кто сильнее» Развитие у обучающихся силовых качеств посредством подвижно-спортивных игр.
3 Спортивно-подвижные игры: «Бег на руках», «Дойди до середины» Развитие у обучающихся силовых качеств посредством подвижно-спортивных игр.
4 Спортивно-подвижные игры: «Перетягивание каната» Развитие у обучающихся силовых качеств посредством подвижно-спортивных игр.
Блок 3. Развитие ловкости, меткости и глазомера
1 Спортивно-подвижные игры: «Охотники и утки», «Вышибалы» Развитие у обучающихся ловкости, меткости и глазомера посредством подвижно-спортивных игр.
2 Спортивно-подвижные игры: «Чей мяч дальше?», «Снайперы» Развитие у обучающихся ловкости, меткости и глазомера посредством подвижно-спортивных игр.
№
3
4
1
2
3
4
1
2
№
3
4
1
2
3
1
Продолжение
Окончание
Цель
Развитие у обучающихся ловкости, меткости и глазомера посредством подвижно-спортивных игр.
Развитие у обучающихся ловкости, меткости и глазомера посредством подвижно-спортивных игр.
Блок 4. Развитие скорости и быстроты
Развитие у обучающихся быстроты посредством подвижно-спортивных игр.
Развитие у обучающихся быстроты посредством подвижно-спортивных игр.
Развитие у обучающихся быстроты посредством подвижно-спортивных игр.
Дидактическая игра (настольно-печатная) «Новая Цивилизация».
Блок 5. Развитие ловкости и координации
Развитие у обучающихся ловкости, координации движений посредством подвижно-спортивных игр
Развитие у обучающихся ловкости, координации движений посредством подвижно-спортивных игр
Цель
Развитие у обучающихся ловкости, координации движений посредством подвижно-спортивных игр
Развитие у обучающихся ловкости, координации движений посредством подвижно-спортивных игр
Блок 6. Развитие выносливости
Развитие у обучающихся выносливости, быстроты реакции посредством подвижно-спортивных игр
Развитие у обучающихся выносливости, быстроты реакции посредством подвижно-спортивных игр
Развитие у обучающихся выносливости, быстроты реакции посредством подвижно-спортивных игр
Блок 7. Развитие активной гибкости
Развитие у обучающихся гибкости посредством подвижно-спортивных игр
№ Тема занятия Цель
2 Спортивно-подвижные игры: «Кто быстрее?», «Скамейка над головой» Развитие у обучающихся гибкости посредством подвижно-спортивных игр
3 Спортивно-подвижные игры: «Эстафета с лазанием и перелезанием» Развитие у обучающихся гибкости посредством подвижно-спортивных игр
Также следует отметить, что в основной образовательной программе учебного предмета «Физическая культура» выделяется раздел под названием «Национально-региональный компонент», который посвящен традиционным видам спорта и подвижным играм Республики Саха (Якутия). Национальные подвижные игры Республики Саха (Якутия) не только развивают физические качества, но и знакомят с национальной физической культурой, связанной с коренными условиями жизни, национальными особенностями каждого народа, проживающего на территории РС (Я). Следовательно, в составленный нами комплекс подвижно-спортивных игр также входят национальные игры народов РС (Я).
Структура урока физической культуры с использованием подвижно-спортивных игр ничем не отличается от структуры традиционного урока (за исключением основного этапа) и содержит в себе три этапа:
I. Подготовительный этап (построение, приветствие, отработка строевых упражнений, разминка, построение для выполнения общераз-вивающих упражнений на месте);
II. Основной этап (знакомство с подвижно-спортивными играми, организация и проведение подвижно-спортивных игр);
III. Заключительный этап (выполнение дыхательных упражнений, построение, анализ выполненной работы, организованный выход из зала).
Следует отметить, что наибольшей популярностью среди учащихся пользовались командные игры, так как командные подвижно-спортивные игры отличаются наибольшей сложностью, где наряду с совершенством владения двигательными навыками необходима высокоорганизованная тактика действий целого коллектива.
Форма проведения занятий является коллективной. Продолжительность занятия составляет 40 минут. Количество занятий в неделю - 3.
Для проведения игр использовалось следующее оборудование: канат, обручи, теннисные мячи, фанерный щит, волейбольные мячи и сетка, набивные мячи, гимнастическая скамейка, гимнастические маты,стойки, конусы,кубики,скакалка.
В данном комплексе использовались следующие формы работы: фронтальная форма, индивидуальная форма, групповая форма, парная форма.
Следовательно, комплекс подвижно-спортивных игр должен не только способствовать повышению уровня физической подготовленности детей младшего школьного возраста, но и способ-
ен о со -а
А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
и
см <о
■ сентябрь
■ апрель
ствовать развитию личности ребенка, его инициативности, самостоятельности и дисциплинированности.
После апробации комплекса подвижно-спортивных игр была проведена итоговая диагностика, направленная на выявление динамики уровня развития физических качеств детей младшего школьного возраста.
Результаты диагностики до и после проведения комплекса подвижно-спортивных игр представлены далее.
1. Контрольное упражнение - челночный бег (3 отрезка по 10 метров) (рис. 1).
50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5%
0%
Высокий Выше Средний Ниже Низкий среднего среднего
Рис. 1. Динамика результатов диагностики уровня развития координационных качеств младших школьников до и после проведения комплекса подвижно-спортивных игр
Проверяя значимость по Т-критерию Вилкоксо-на нам удалось выяснить, что Т < Т при р < 0,01,
' эмп кр г г ' '
то есть оценка уровня развития координационных способностей группы испытуемых является статистически значимой со степенью вероятности 1%, с условием того, что за нетипичное отклонение мы принимали повышение времени, которое показал учащийся при выполнении данного испытания.
2. Контрольное упражнение - подтягивание из виса на перекладине (рис. 2).
30% 25% 20% 15% 10% 5%
0%
■ сентябрь
■ апрель
Высокий Выше Средний Ниже Низкий среднего среднего
Рис. 2. Динамика результатов диагностики уровня развития силовых качеств младших школьников до и после проведения комплекса подвижно-спортивных игр
Проверяя значимость по Т-критерию Вилкок-сона нам удалось выяснить, что Т < Т при р <
' эмп кр г г
0,01, то есть оценка уровня развития силовых способностей группы испытуемых является статистически значимой со степенью вероятности 1%, с условием того, что за нетипичное отклонение мы принимали уменьшение количества подтягиваний, которое показал учащийся при выполнении данного испытания.
3. Контрольное упражнение - бег на 30 метров (рис. 3).
35% 30% 25% 20% 15% 10% 5%
■ сентябрь
■ май
0%
Высокий Выше Средний Ниже Низкий среднего среднего
Рис. 3. Динамика результатов диагностики уровня развития скоростных качеств младших школьников до и после проведения комплекса подвижно-спортивных игр
Проверяя значимость по Т-критерию Вилкок-сона нам удалось выяснить, что Т < Т при р <
' эмп кр г г
0,01, то есть оценка уровня развития скоростных способностей группы испытуемых является статистически значимой со степенью вероятности 1%, с условием того, что за нетипичное отклонение мы принимали неизменность времени, которое показал учащийся при выполнении данного испытания.
4. Контрольное упражнение - наклон туловища вперед из положения стоя (рис. 4).
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
■ сентябрь
0%
Высокий Выше Средний Ниже Низкий среднего среднего
Рис. 4. Динамика результатов диагностики уровня развития активной гибкости младших школьников до и после проведения комплекса подвижно-спортивных игр
Проверяя значимость по Т-критерию Вилкоксо-
на нам удалось выяснить, что Тэ
< Т при р < 0,01,
кр
то есть оценка уровня развития активной гибкости группы испытуемых является статистически значимой со степенью вероятности 1%, с условием того, что за нетипичное отклонение мы принимали уменьшение показателей учащихся при выполнении данного испытания.
5. Контрольное упражнение - бег с фиксированной длительностью 6 минут (рис. 5).
70%
Литература
■ сентябрь
■ май
10% 0%
Высокий Выше Средний Ниже Низкий среднего среднего
Рис. 5. Динамика результатов диагностики уровня развития выносливости младших школьников до и после проведения комплекса подвижно-спортивных игр
Проверяя значимость по Т-критерию Вилкок-сона нам удалось выяснить, что Т < Т при р <
' эмп кр г г
0,01, то есть оценка уровня развития выносливости группы испытуемых является статистически значимой со степенью вероятности 1%, с условием того, что за нетипичное отклонение мы принимали уменьшение расстояния, которое пробежал учащийся при выполнении данного испытания. В данном расчете динамика с нетипичными показателями отсутствует.
После проведенных исследований на формирующем этапе нами были замечены следующие положительные изменения: увеличение показателей у детей младшего школьного возраста в контрольных испытаниях, по сравнению с первичной диагностикой, произошло по абсолютному большинству тестов.
Таким образом, гипотеза нашего исследования была подтверждена. Комплекс занятий с использованием спортивно-подвижных игр на уроках физической культуры действительно способствует повышению уровня физической подготовленности и физических качеств детей младшего школьного возраста. Отсюда следует, что подвижно-спортивные игры имеют огромное значение в формировании и развитии физических качеств детей младшего школьного возраста.
1. Лях В.И. Физическая культура. Методические рекомендации. 1-4 классы: Учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2021. - 175 с.
2. Статистика хронических заболеваний среди детей. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты и прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.rospotrebnadzor.ru/ (Дата обращения: 22.04.2021).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fgos.ru (Дата обращения: 22.04.2021).
DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES THROUGH THE USE OF MOBILE SPORTS GAMES
Mamedova L.V., Lapaev N.S.
Technical Institute (branch) of the State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "North-Eastern Federal Institute of MK Ammosova" in Neryungri
At present, the modern educational system is increasingly noticing increased attention to the issues of physical education of primary school-age students, namely, the development of their physical qualities. This problem can be attributed to one of the most significant at the moment. The implementation of the game principle in physical education lessons has a certain significance, which is reflected in the requirements for the organization of its process in such a way that it contributes to the manifestation and development of their physical qualities in primary school students and subsequently has qualitative changes. To solve this problem, we conducted a study on the basis of M.K. Ammosov Secondary School No. 2 in Neryungri. The study was aimed at determining the level of development of all the basic physical qualities: speed, strength, endurance, flexibility and agility, which allowed us to justify the goal set for us to develop the physical qualities of primary school children in physical education classes, which was carried out through the use of mobile sports games. The study involved students of the 4th "B" class in the number of 26 people. The diagnosis fully confirmed our assumptions and expectations from the ongoing complex of mobile sports games in physical education classes, which, in turn, confirmed the hypothesis put forward.
Keywords: physical culture, physical education, physical qualities, mobile sports games, primary school students.
References
1. Lyakh V.I. Physical culture. Methodological recommendations. Grades 1-4: Textbook for general education organizations. -Moscow: Prosveshchenie, 2021-175 p.
2. Statistics of chronic diseases among children. Official website of the Federal Service for Supervision of Consumer Protection and Rights and Human Welfare of the Russian Federation. [Electronic resource]. URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/ (Accessed: 22.04.2021).
3. The Federal state educational standard of primary general education, approved by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 06.10.2009 [Electronic resource]. URL: https://www.fgos.ru (Accessed 22.04.2021).
C3
о
CO "O
1=1 А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со