Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладких Д.Г., Джавахов А.В., Поветкина С.Р.

Статья посвящена значимости повышения интеллектуального потенциала молодежи в области физической культуры, который является одним из приоритетных его направлений гуманизации и базисом гармонического развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE INTELLECTUAL CAPACITY OF YOUTH IN THE FIELD OF PHYSICAL EDUCATION

The article is devoted to the importance of increasing the intellectual potential of young people in the field of physical culture, which is one of its priority directions of humanization and the basis for the harmonious development of personality.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 378.016:796

Гладких Д.Г.,кандидат педагогических наук

доцент

заместитель председателя комитета по физической культуре и спорту Аадминистрация Красногвардейского муниципального округа Ставропольский край, Россия Джавахов А.В. старший преподаватель кафедра общенаучных дисциплин Институт Дружбы народов Кавказа Россия, Ставрополь Поветкина С.Р. студент 2 курса Российский университет Дружбы народов

Россия, Москва

ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация: статья посвящена значимости повышения интеллектуального потенциала молодежи в области физической культуры, который является одним из приоритетных его направлений гуманизации и базисом гармонического развития личности.

Ключевые слова: сфера физической культуры, образование, физическая культура личности учащихся.

Gladkikh D. G.,candidate of pedagogical sciences

associate professor

deputy chairman of the committee for physical culture and sports Administration of the Krasnogvardeisky Municipal District

Stavropol Territory, Russia Javakhov A. V. senior lecturer department of general scientific disciplines Institute of Friendship of the Peoples of the Caucasus

Russia, Stavropol Povetkina S.R. 2nd year student Peoples' Friendship University of Russia

Russia, Moscow

IMPROVING THE INTELLECTUAL CAPACITY OF YOUTH IN THE FIELD OF PHYSICAL EDUCATION

Annotation: the article is devoted to the importance of increasing the intellectual potential of young people in the field of physical culture, which is one of its priority directions of humanization and the basis for the harmonious development of personality.

Keywords: the sphere of physical culture, education, physical culture of the personality of students.

Современному обществу требуются достаточно образованные молодые люди в сфере физической культуры, способные к самоопределению и самореализации в различных видах физкультурно-спортивной деятельности.

В современной стратегии образования значимость повышения интеллектуального потенциала молодежи в области физической культуры является одним из приоритетных направлений его гуманизации и базисом гармонического развития личности.

Однако, ведущие специалисты в области физической культуры М.Я. Виленский, 1990, 2000; В.К. Бальсевич, 1991; В.Н. Шаулин,1993; Л.И. Лубышева, 1994; Н.Х. Хакунов, 1994; А.П. Матвеев, 1996; Г.М. Соловьев, 1998, 2010, 2015; В.Н. Курысь, 1998, 1999, 2002, 2010; В.П. Лукьяненко, 1998, 1999, 2002, 2011; В.Н. Минбулатов, 2000 и другие указывают на низкую эффективность физического воспитания учащейся молодежи и особенно ее интеллектуальную составляющую.

В педагогической науке накоплено достаточно сведений о взаимосвязи и единстве интеллектуального и двигательного компонента физической культуры человека. В тоже время остается много проблем, связанных с практическим внедрением данных идей в повседневную деятельность [1].

Существующая практика организации образования в области физической культуры с явным акцентом на двигательный компонент физической культуры входит в противоречие с современными требованиями к формированию физической культуры личности студентов.

В последнее время формируется более широкий философско -культурологический взгляд на физкультурное образование, отражающий необходимость преодоления ограниченности методологических конструкций, связанных с развитием только двигательных способностей занимающихся [2].

В частности, в примерной программе учебной дисциплины «Физическая культура», рекомендованной к использованию научно -методическим советом по физической культуре при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, содержание курса включает

в качестве обязательного минимума дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала.

Учебный материал, в том числе и его теоретический раздел, включает два взаимосвязанных содержательных компонента:

- обязательный (базовый), обеспечивающий формирование основ физической культуры личности;

- вариативный, дополняющий обязательный (базовый) и учитывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности, а также региональные условия и традиции [3].

На этой основе обеспечивается построение разнообразных по направленности и содержанию элективных и факультативных курсов.

Тематика теоретических, методических и практических занятий достаточно сложна.

Организация учебного процесса в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта требует от педагогического коллектива вузов преобразований в содержании работы, подчиняя его достижению основной цели - сформировать физическую культуру личности студентов, основополагающим компонентом которой является образование [4].

Мы полагаем, что необходимо изменить отношение к разделу «Основы знаний», наполнить его новым, полноценным содержанием.

Для эффективной реализации учебной программы необходимы новые организационные формы: теоретические, практические, и методические занятия.

При этом необходимо внедрить в практику инновационные обучающие технологии, которые обеспечат гармоническое телесное, интеллектуальное и духовное развитие личности, повышение активности студентов в самосовершенствовании и саморазвитии. Тем более что и перспективы достижения необходимого уровня здоровья, двигательной подготовленности студенческой молодежи возможны только при условии обеспечения определенного уровня образованности в сфере физической культуры.

Технолого-педагогический подход, основанный на приоритете образовательной направленности в широком смысле этого понятия, предполагает такую модернизацию содержания высшего образования в сфере физической культуры, которая может обеспечить формирование и систематическое использование студентами системы физкультурных знаний как интеллектуальной основы для осуществления ими целенаправленной и эффективной двигательной активности. Его применение позволяет более рационально распределить учебный материал, устранить диспропорцию воздействий на двигательный и интеллектуальный компоненты физической культуры личности учащихся.

Таким образом технолого-педагогический подход обеспечивает возможность для подлинной индивидуализации образовательного процесса на основе реализации идей самообразования и самосовершенствования, создает реальные возможности для успешной социализации личности студентов в обществе. Обозначенная проблема чрезвычайно актуальна и особенно сложна в практической ее реализации, требует решения, прежде всего, на государственном уровне.

Использованные источники:

1. Гладких Д.Г., Кудря А.Д., Джавахов А.В., Прокопенко Т.И. Роль и место физической культуры и спорта в сохранении здоровья учащейся молодежи. В сборнике: Социально-экономические, психолого-педагогические, философские и правовые аспекты развития общества Сборник материалов всероссийского научно-практического круглого стола. 2016. С. 61-63.

2. Кудря А.Д., Шульженко А.В., Анисимов Б.С. Научно-теоретическое обоснование и внедрение эффективных педагогических технологий формирования физической культуры личности, здорового образа жизни учащейся молодежи // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2015. - № 2(47). - С 215-218.

3. Кудря А.Д. Физическое воспитание студентов ВУЗов России посредством личностно-ориентированного подхода / В сборнике: Физическая культура в профессиональном образовании учащихся высшей школы сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции под общ. ред. С.Н. Кашина, А.В. Шульженко. - Ставрополь, 2015. - С. 64-68.

4. Шульженко А.В., Кудря А.Д., Анисимов Б.С. Формирование физической культуры личности учащейся молодежи / В сборнике: Актуальные проблемы науки: от теории к практике: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Ю. П. Кожаева, О. Ю. Зевеке. - Москва, 2015. С.205-208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.