Научная статья на тему 'Значение этических принципов педагога в формировании профессионально-нравственной позиции молодых сотрудников правоохранительных органов'

Значение этических принципов педагога в формировании профессионально-нравственной позиции молодых сотрудников правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая деятельность / высшее профессиональное образование / инновационная деятельность / сотрудник полиции / педагогическая позиция / курсанты / слушатели образовательных организаций МВД России / pedagogical activity / higher professional education / innovative activity / police officer / pedagogical position / cadets / students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алла Васильевна Вашкевич, Валентина Александровна Белянкина, Ирина Анатольевна Боброва, Андрей Геннадьевич Ермаков

Рассматриваются проблемы кардинальной модернизации системы образования Российской Федерации, на примере обучающихся образовательных учреждений МВД России и роли педагогов в целенаправленном формировании креативных и творческих качеств личности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, их способностей самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, генерировать новые современные востребованные обществом научные, технические и социальные идеи. Необходимость реформирования образовательного процесса и кардинального изменения структуры педагогической деятельности преподавателей обусловлено запросами практики и совершенствованием системы безопасности современного общества. Таким образом, формирование субъектной позиции курсантов возможно, если сами педагоги образовательной организации занимают в образовательном процессе субъектную позицию, определяя педагогические ориентиры собственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алла Васильевна Вашкевич, Валентина Александровна Белянкина, Ирина Анатольевна Боброва, Андрей Геннадьевич Ермаков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The importance of ethical principles of a teacher in the formation of a professional and moral position of young law enforcement officers

This article discusses the problems of cardinal modernization of the education system of the Russian Federation, using the example of students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the role of teachers in the purposeful formation of creative and creative personality qualities of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, their abilities to independently acquire knowledge, skills and skills, generate new modern scientific, technical and social ideas. The need to reform the educational process and radically change the structure of pedagogical activity of teachers is due to the demands of practice and the improvement of the security system of modern society. Thus, the formation of the subject position of cadets is possible if the teachers of the educational organization themselves take a subject position in the educational process, determining the pedagogical guidelines of their own activities.

Текст научной работы на тему «Значение этических принципов педагога в формировании профессионально-нравственной позиции молодых сотрудников правоохранительных органов»

Научная статья УДК. 374; ББК 74.48

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-l-70-74 NIION: 2018-0077-1/23-283 MOSURED: 77/27-024-2023-01-482

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Значение этических принципов педагога в формировании профессионально-нравственной позиции молодых сотрудников

правоохранительных органов

Алла Васильевна Вашкевич1, Валентина Александровна Белянкина2, Ирина Анатольевна Боброва3,

Андрей Геннадьевич Ермаков4

1, 2, з, 4 Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия

1 All281@yandex.ru

2 kinatina@mail.ru

3 biaro@mail.ru

4 600aa98@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются проблемы кардинальной модернизации системы образования Российской Федерации, на примере обучающихся образовательных учреждений МВД России и роли педагогов в целенаправленном формировании креативных и творческих качеств личности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, их способностей самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, генерировать новые современные востребованные обществом научные, технические и социальные идеи. Необходимость реформирования образовательного процесса и кардинального изменения структуры педагогической деятельности преподавателей обусловлено запросами практики и совершенствованием системы безопасности современного общества. Таким образом, формирование субъектной позиции курсантов возможно, если сами педагоги образовательной организации занимают в образовательном процессе субъектную позицию, определяя педагогические ориентиры собственной деятельности.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, высшее профессиональное образование, инновационная деятельность, сотрудник полиции, педагогическая позиция, курсанты, слушатели образовательных организаций МВД России

Для цитирования: Вашкевич А. В., Белянкина В. А., Боброва И. А., Ермаков А. Г. Значение этических принципов педагога в формировании профессионально-нравственной позиции молодых сотрудников правоохранительных органов // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 1. С. 70-74. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-1-70-74.

Original article

The importance of ethical principles of a teacher in the formation of a professional and moral position of young law enforcement officers

Alla V. Vashkevich1, Valentina A. Belyankina2, Irina A. Bobrova3, Andrey G. Ermakov4

1 2 3 4 St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Saint Petersburg, Russia

1 All281@yandex.ru

2 kinatina@mail.ru

3 biaro@mail.ru

4 600aa98@mail.ru

Abstract. This article discusses the problems of cardinal modernization of the education system of the Russian Federation, using the example of students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the role of teachers in the purposeful formation of creative and creative personality qualities of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, their abilities to independently acquire knowledge, skills and skills, generate

© Вашкевич А. В., Белянкина В. А., Боброва И. А. , Ермаков А. Г., 2023 70 PEDAGOGICAL SCIENCES

new modern scientific, technical and social ideas. The need to reform the educational process and radically change the structure of pedagogical activity of teachers is due to the demands of practice and the improvement of the security system of modern society. Thus, the formation of the subject position of cadets is possible if the teachers of the educational organization themselves take a subject position in the educational process, determining the pedagogical guidelines of their own activities.

Keywords: pedagogical activity, higher professional education, innovative activity, police officer, pedagogical position, cadets, students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

For citation: Vashkevich A. V., Belyankina V A., Bobrova I. A., Ermakov A. G. The importance of ethical principles of a teacher in the formation of a professional and moral position of young law enforcement officers // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(1):70-74. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-70-74.

Высокие темпы развития общества выявили проблему формирования социально активной, творческой, мобильной личности, умеющей делать профессиональный и социальный выбор, способной к успешной социализации в обществе. Кроме того, страна столкнулась с другой проблемой - проблемой социально-психологической неподготовленности практически каждого выпускника вуза к работе в нестандартных условиях. Стремительный рост потока информации, поступающей из различных источников и не менее стремительная утрата ее актуальности, приводят к утрате ценности накопления знаний в процессе обучения.

Первостепенной задачей образовательных организаций высшего профессионального образования сегодня, является целенаправленное формирование креативных качеств личности обучающихся, способностей самостоятельно приобретать знания, генерировать новые научные, технические и социальные идеи. Эти задачи направляют педагогов на путь совершенствования содержания, методики и организации обучения, развивающих способности к различным видам творческой деятельности.

Сегодня каждый педагог высшего образования, так или иначе, сталкивается с кардинальной модернизацией образования. Одновременно с гражданскими вузами, в организациях высшего профессионального образования МВД России, разрабатываются и внедряются современные образовательные технологии обучения курсантов и слушателей на базе нового содержания образования. Это позволяет уже сегодня формировать специалиста, готового к инновационной деятельности, способного к самоопределению, самоорганизации и самоуправлению. Министерство внутренних дел России особенно остро ощущает потребность в специалистах нового типа.

Безусловно, реформирование в сфере профессионального образования сотрудников полиции путем принятия различных постановлений, приказов, внедрения в практику обучения декларативно рекомендуемых концепций, форм и методов встречает определенное сопротивление со стороны педагогов. Во многом это обусловлено отсутствием научно обоснованных психолого-педагогических технологий развития профессионально значимых качеств сотрудников, осуществляющих правоохранительную деятельность и обеспечивающих безопасность современного общества.

Креативная педагогика может выступить как условие развития «созидательного альтруизма», и других качеств личности при проектировании безопасного со-

циума, где процесс взаимодействия преподавателя и обучаемого ориентирован на формирование познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей. В ходе усвоения научных понятий и способов деятельности. П. А. Сорокин рассматривал «созидательный альтруизм», бескорыстную, созидательную любовь как важнейшее средство преодоления бездуховности современной цивилизации [8. с. 52].

Важная функция образовательного процесса в высшей школе - это подготовка современного поколения к творческому труду, к проявлению творческого потенциала во всех сферах будущей профессиональной деятельности. Без решения проблемных правовых задач обеспечения общественной безопасности в процессе обучения в вузе, овладение опытом обеспечения безопасности социума будет неосуществимо. А это значит, что важную роль в образовательном процессе играет все же педагог.

В этой связи невозможно промолчать о таком понятии как «успех». Словарь русского языка С. И. Ожегова «успех» трактует как удачу в достижении чего-нибудь, как общественное признание, как хорошие результаты в работе или учебе, как достижение положительных результатов предпринятых усилий.

Есть педагоги, осознающие свои достижения в том, что удалось привлечь к участию в научных и интеллектуальных конкурсах большое количество курсантов и слушателей, хотя немногие из них становятся победителями. Однако все участники получают опыт пробы своих сил. Это способствует выявлению потенциала курсантов.

Другие педагоги к своим педагогическим достижениям относят заинтересованное отношение курсантов к изучению преподаваемой дисциплины: «высокая мотивация», «удается заинтересовать курсантов предметом»; «дисциплина вызывает у курсантов интерес и любознательность, мотивирует на поиск информации»; «результат профессионального совершенствования - в виде желания изучать предмет, в успешной сдаче зачетов и экзаменов».

Каждый преподаватель имеет свои достижения и ориентиры. К слову, различия объясняются не только реальными возможностями педагога, но и его педагогической позицией.

Можно предполагать, что «портрет успешного выпускника современной школы» должен иметь какие-то общие черты с портретом успешного сотрудника полиции.

Официальный «портрет сотрудника полиции - выпускника ведомственного вуза» представлен в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (специалитет) и включает 11 характеристик: «Системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, коммуникация, межкультурное взаимодействие, самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровье сбережение), безопасность жизнедеятельности инклюзивная компетентность, экономическая культура, в том числе финансовая грамотность, гражданская позиция» и 5 общепрофессиональных: «цен-ностно-мотивационная ориентация, правотворческая деятельность, правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность, профилактическая деятельность»1.

Как мы видим, перед нами портрет человека креативного, критически мыслящего, готового к сотрудничеству, умеющего вести конструктивный диалог, мотивированного на инновационную деятельность и образование в течение всей своей жизни, обладающего и другими достоинствами.

Какова же позиция педагога? Отражает ли она его взгляды на смысл образования? В конечном счете, и позиция и взгляды педагога трансформируется в рабочую программу по учебной дисциплине. И речь идет в данном случае не о документе, который должен отвечать определенным требованиям. Имеется в виду реальное содержание деятельности педагога по педагогическому управлению образовательной деятельностью курсантов.

Как не упомянуть в данном контексте, что педагогическая деятельность регламентируется образовательными стандартами, примерными программами, контрольными процедурами, различными писаными и неписаными нормами. Системы образования знает различные степени регламентации деятельности педагога в ходе ее развития. Сегодня, к сожалению, доминирует ориентация на усиление регламентации педагогической деятельности.

Большое количество оценочных процедур, так или иначе влияющих на деятельность педагога - экзамены, контрольные работы, тестирование, конкурсы, аттестационные процедуры, опросы, мониторинги, рейтинговые оценки и т. д. Возникает вопрос о степени свободы педагога, о том, какие методические решения он может принимать самостоятельно, что может выбирать. Безусловно, что свою педагогическую позицию педагог определяет сам (хотя понятно, что формируется она под воздействием многих факторов). Но в какой мере у него есть возможность реализовать на уровне реальной педагогической деятельности?

Деятельность педагога имеет иерархическую структуру. В ней условно можно выделить пять уровней: «ценностный», организационно-педагогический,

1 Приказ Минобрнауки России от 28 августа 2020 г. № 1131 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность»

уровень педагогического целеполагания, уровень принятия методических решений, уровень педагогических действий.

Вот только если взгляды (ценности) педагог вправе определять самостоятельно, то организационно-педагогический уровень регламентирован. Уровень методических решений также в значительной мере регламентируется. Уровень педагогических действий определяется квалификацией учителя.

Область педагогического целеполагания является областью выбора, который делает сам педагог. В первую очередь, педагогическое целеполагание, это представления педагога о результатах образовательной деятельности курсантов, которые могут быть достигнуты в конкретной ситуации. Подобные ожидания, как правило, являются компромиссом между представлениями о должном и возможном. Оценка возможного относится не только к условиям образовательной среды вуза, а также и к сложившейся образовательной системе с существующими в ней нормами.

Различия между оценками потенциала образовательной системы вряд ли можно объяснить тем, что одни педагоги являются «оптимистами», а другие «пессимистами». Скорее это явление связано с разным пониманием сути образовательных результатов, возможность достижения которых является предметом обсуждения: педагоги по-разному могут понимать, в чем проявляется креативность курсантов или их способность к работе в команде, их целеустремленность или инициативность и т. д.

К области педагогического целеполагания относятся и представления педагога о возможном индивидуальном прогрессе курсантов в изучении его предмета. Дело в том, что успехи курсантов в изучении учебной дисциплины могут различаться не в уровне его освоения («хуже» - «лучше»), а в достижении ими разных, но равноценных результатов. Так, например, при изучении дисциплины «История органов внутренних» дел, кто-то из курсантов может демонстрировать свои успехи как «рассказчик», другой - как «аналитик», третий - как «энциклопедист», способный запоминать большое число фактов, имен, дат. Регламентировать возможные направления индивидуального прогресса курсантов невозможно, да и не нужно. Каждый педагог самостоятельно определяет такие направления, исходя из своего видения возможностей дисциплины и возможностей курсантов. Оценивая возможности курсантов, стоит иметь в виду, что изучение предмета для определенной части курсантов может представлять собой «полосу препятствий», на которой у каждого могут быть свои препятствия, в том числе обусловленные не запасом опорных знаний, а личностными качествами.

К сфере педагогического целеполагания можно отнести и выбор приоритетов при планировании разных видов образовательной деятельности курсантов. Педагог сам должен определить приоритеты при формировании у курсантов опыта решения проблем, имеющихся для них личностное значение.

Проблемы педагогического целеполагания, о которых речь шла выше, в конечном счете, связаны с проблемой формирования субъектной позиции курсантов и слушателей. Таким образом, формирование субъектной позиции курсантов возможно, если сами педагоги образовательной организации занимают в образовательном процессе субъектную позицию, определяя педагогические ориентиры собственной деятельности. Если позиция педагога носит исполнительский характер, то их выбор ограничивается отдельными методическими средствами, мало влияя на достижение нового качества образования.

Библиографический список

1. Арбузова, Е. Н. Генезис и развитие учебных изданий по методике преподавания биологии (конец XVIII - начало XXI века) : монография / Е. Н. Арбузова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2022. 214 с.

2. Ариарский, М. А. Педагогическая культурология в системе реализации созидательного потенциала культуры / М. А. Ариарский // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 27. С. 66-74.

3. Ведерникова, Л. В. Теоретико-методологические основы практико-ориентированной подготовки педагога : монография / Л. В. Ведерникова, О. А. Поворознюк, С. А. Еланцева. М. : Юрайт, 2022. 341 с.

4. Зенкина, С. В. Сетевая проектно-исследова-тельская деятельность обучающихся : монография / С. В. Зенкина, Е. К. Герасимова, О. П. Панкратова. М. : Юрайт, 2022. 152 с.

5. Коваленко, Е. В. Опыт социального взаимодействия будущего специалиста: теория и практика формирования : монография / Е. В. Коваленко. Белгород : Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина, 2018. 184 с.

6. Малкова, Т. В. Актуальные вопросы формирования условий эффективности работы современного преподавателя, обеспечивающих высокое качество образования / Т. В. Малкова, А. Ю. Баранов // Вопросы педагогики. 2022. № 3-1. С. 164-166.

7. Психология и педагогика развития личности : монография / [Е. Н. Шиянов и др.]. М. : Илекса, 2002. 568 с.

8. Сорокин, П. А. Главные тенденции нашего времени / П. А. Сорокин ; пер. с англ., сост. Т. С. Васильевой. М. : Наука, 1997. 350 с.

9. Социология образования. Дополнительное и непрерывное образование : монография / [Г. А. Ключарев и д.] ; под общ. ред. Ю. В. Латова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2022. 333 с.

1 0. Юршин, А. Д. Педагогический потенциал воспитательной работы по формированию гражданствен-

ности будущих офицеров в военном вузе / А. Д. Юр-шин, В. С. Остапенко // В сб.: Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности : материалы XV международной научно-практической конференции. Редколлегия: Э. П. Комарова (отв. ред.) [и др.]. Воронеж, 2021. С. 13-18.

Bibliographic list

1. Arbuzova, E. N. Genesis and development of educational publications on the methodology of teaching biology (late XVIII - early XXI century) : monograph / E. N. Arbuzova. 2nd ed., reprint. and additional M. : Yurayt, 2022. 214 p.

2. Ariarsky, M. A. Pedagogical culturology in the system of realization of the creative potential of culture / M. A. Ariarsky // Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts. 2014. No. 27. PP. 66-74.

3. Vedernikova, L. V. Theoretical and methodological foundations of practice-oriented teacher training : monograph / L. V. Vedernikova, O. A. Povoroznyuk, S. A. Elant-seva. M. : Yurayt, 2022. 341 p.

4. Zenkina, S. V. Network design and research activity of students : monograph / S. V Zenkina, E. K. Gerasimova,

0. P. Pankratova. M. : Yurayt, 2022. 152 p.

5. Kovalenko, E. V. Experience of social interaction of a future specialist: theory and practice of formation : monograph / E. V. Kovalenko. Belgorod : Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after

1. D. Putilin, 2018. 184 p.

6. Malkova, T. V. Actual issues of formation of conditions for the effectiveness of the work of a modern teacher, ensuring high quality of education / T. V. Malkova, A. Yu. Baranov // Questions of pedagogy. 2022. No. 31. PP. 164-166.

7. Psychology and pedagogy of personality development : monograph / [E. N. Shiyanov et al.]. M. : Ilex, 2002. 568 p.

8. Sorokin, P. A. The main trends of our time / P. A. So-rokin ; trans. from English, comp. T. S. Vasilyeva. M. : Nauka, 1997. 350 p.

9. Sociology of education. Additional and continuing education : monograph / [G. A. Klyucharev and D.] ; under the general editorship of Yu. V. Latov. 2nd ed., reprint. and additional M. : Yurayt, 2022. 333 p.

10. Yurshin, A. D. Pedagogical potential of educational work on the formation of citizenship of future officers in a military university / A. D. Yurshin, V S. Ostapenko // In the collection: Anthropocentric Sciences: an innovative view of education and personal development : proceedings of the XV International Scientific and Practical Conference. Editorial Board: E. P. Komarova (ed.) [et al.]. Voronezh, 2021. PP. 13-18.

Информация об авторах

A. В. Вашкевич - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии;

B. А. Белянкина - кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры юридической психологии; И. А. Боброва - кандидат психологических наук, доцент, заместитель начальника кафедры юридической психологии;

А. Г. Ермаков - кандидат педагогических наук, доцент кафедры юридической психологии и педагогики.

№ 1 / 2023 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

Information about the author authors A. V. Vashkevich - Candidate of pedagogical sciences, associate professor, Associate Professor at the Department of Legal Psychology;

V. A. Belyankina - Candidate of psychological sciences, senior lecturer department of Legal Psychology; I. A. Bobrova - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Deputy Head of the Department of Legal Psychology;

A. G. Ermakov - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Legal Psychology.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 09.01.2023; одобрена после рецензирования 23.01.2023; принята к публикации 25.01.2023.

The article was submitted 09.01.2023; approved after reviewing 23.01.2023; accepted for publication 25.01.2023.

Андрогогические основы педагогики и психологии в системе высшего образования России : учебник / В. Д. Самойлов. М. : ЮНИТИ-ДА-НА, 2020. 295 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

В учебнике отражены основы преподавания учебных дисциплин "Ан-дрогогика", "Педагогика", "Психология" и "Педагогическая психология".

Предназначен для содействия в подготовке студентов (курсантов) и адъюнктов (аспирантов) к выполнению профессионалфьных обязанностей в качестве научных работников (исследователей) и педагогических работников (исследователь-преподаватель) в системе высшего образования России, овладению систематизированными представлениями, знаниями, умениями и навыками; формированию групп общекультурных и профессиональных, а также универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

По своему содержанию учебник ориентирован на усвоение обучающимися профессиональной квалификации "Исследователь. Преподаватель-исследователь" и может быть полезен начинающим педагогическим работникам образовательных организаций, специалистам в системе высшего образования и соискателям ученых степеней (ученых званий).

АНДРОГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ИЖ11Ш."ЮГИ11 H vtK.'.ffe."'1. ВЫСШЕГО ÖbPAMbVIHfl Р0ССЛ1

Г-н 'ZJM=txi:i

lnJSf H'-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.