Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 10. С. 96-103. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022. No. 10. P. 96-103.
Научная статья УДК 37.015.3
doi: 10.24412/2712-827Х-2022-10-96-103
НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
Елена Викторовна Светлакова
Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, Тюмень, Россия, Svetlakova22 @mail.ru
Аннотация. В статье анализируются особенности служебной и педагогической деятельности преподавателя образовательных организаций МВД России, с точки зрения их влияния на формирование педагогических стереотипов, проявляющихся в образовательном процессе и взаимодействии со слушателями и курсантами, а также способствующих возникновению таких негативных личностных особенностей педагогов как профессиональная деформированность и эмоциональная черствость. Рассматриваются понятие педагогического стереотипа и группы стереотипов наиболее часто встречающихся в деятельности педагогов образовательных организаций системы МВД России. Педагогическая рефлексия обозначается как механизм, способствующий преодолению указанных феноменов, и препятствующий шаблонному восприятию своей деятельности, педагогом. Приводятся примеры психологической проработки различных групп педагогических стереотипов с помощью методов когнитивной психокоррекции, и развития педагогической рефлексии. Несмотря на тот факт, что проблема шаблонности восприятия педагогами аспектов своего труда уже длительное время исследуется в педагогической психологии, остается по прежнему актуальным вопрос о психологических техниках, позволяющих нивелировать последствия искажения субъективной модели деятельности, ее объекта, и себя как субъекта, ее осуществляющего. Учитывая все повышающиеся требования к педагогическим кадрам осуществляющим высшее и послевузовское образование, которые должны готовить специалистов, уровень профессиональной подготовленности которых обязан отвечать современным федеральным государственным образовательным стандартам, необходимы дальнейшие исследования в области оптимизации педагогической деятельности.
Ключевые слова: преподаватель, образовательные организации МВД России, педагогическая деятельность, педагогическая рефлексия, педагогические стереотипы
Для цитирования: Светлакова Е.В. Некоторые способы преодоления педагогических стереотипов преподавателем образовательных организаций МВД России // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 10. С. 96-103. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-10-96-103
Original article
SOME WAYS OF OVERCOMING PEDAGOGICAL STEREOTYPES BY A TEACHER OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Elena V. Svetlakova
Tyumen Institute of Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Tyumen, Russia, Svetlakova22@mail.ru
© Светлакова Е.В., 2022
Abstract. The article analyzes the features of the service and pedagogical activity of a teacher of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, from the point of view of their influence on the formation of pedagogical stereotypes manifested in the educational process and interaction with students and cadets, as well as contributing to the emergence of such negative personal characteristics of teachers as professional deformation and emotional callousness. The concept of a pedagogical stereotype and a group of stereotypes that are most often found in the activities of teachers of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered. Pedagogical reflection is designated as a mechanism that contributes to overcoming these phenomena, and prevents the stereotyped perception of their activities by the teacher. Examples of psychological study of various groups of pedagogical stereotypes using methods of cognitive psychocorrection and the development of pedagogical reflection are given. Despite the fact that the problem of the stereotyped perception of teachers of aspects of their work has been studied for a long time in pedagogical psychology, the question of psychological techniques that allow leveling the consequences of distortion of the subjective model of activity, its object, and oneself as a subject carrying it out remains relevant. Taking into account all the increasing requirements for teaching staff engaged in higher and postgraduate education, which should train specialists whose level of professional training should meet modern federal state educational standards, further research is needed in the field of optimization of pedagogical activity.
Keywords: teacher, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, pedagogical activity, pedagogical reflection, pedagogical stereotypes
For citation: Svetlakova E.V. Some ways of overcoming pedagogical stereotypes by a teacher of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022;10:96-103. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-10-96-103
Введение
Профессиональную педагогическую деятельность преподавателя образовательных организаций МВД России можно рассматривать с позиции ее влияния на педагогического работника как субъекта, и обозначить особенности, которые определяют развитие сотрудника как профессионала, и с позиции восприятия им аспектов этой деятельности [см., например, Нимировская 2019; Фомина 2018]. Адекватное представление об особенностях своего труда (преподавания), а в данном случае и службы, так как преподаватель является одновременно сотрудником органов внутренних дел и выполняет служебные обязанности -неотъемлемый фактор его эффективности. Это «представление», образ объекта, и самой деятельности в целом может изменяться, искажаться не только под воздействием личностных особенностей преподавателя, но и в результате влияния, негативных факторов профессии, которые можно условно разделить на две группы: факторы служебной деятельности: строгая регламентация правовыми нормами, высокие требования к дисциплинированности, исполнительности сотрудника, выраженная иерархия служебных отношений, экстремальный характер некоторых служебных задач (например, привлечение преподавателей к охране общественного порядка в период проведения мероприятий с массовым скоплением граждан), наличие задач не свойственных деятельности преподавателей гражданских вузов, например, несение службы в суточных нарядах и т. д. Вторая группа факторов связана непосредственно с педагогической деятельностью, и подробно рассматривалась и рассматривается в трудах отечественных и зарубежных авторов.
Основная часть
Научные исследования посвящены анализу психологических проблем педагогической деятельности: отсутствию творческости, наличием профессиональной деформации, формированию и развитию педагогической рефлексии педагога, наличию педагогических стереотипов. Но количество исследований, занимающихся теми же проблемами, относительно педагогов образовательных организаций МВД России, несоизмеримо мало, между тем, специфика службы в органах внутренних дел отличается строгой регламентацией, которая затрудняет творческую самореализацию, задачи контролирующего воздействия, в свою очередь, затрудняют проявления гибкого, сопровождающего стиля
педагогической деятельности. Сама по себе достаточно сложная по своей сущности, содержанию и процессам педагогическая деятельность, становится крайне специфичной в рамках системы образовательных учреждений органов внутренних дел и способствует возникновению такого значительного «симптома» перечисленных феноменов как наличие «педагогических стереотипов».
Исследователи заостряют внимание на целой группе искаженных установок преподавателя, способствующих деформациям догматического характера Семенов 2020; Хадисова 2020].
Примеры шаблонных негативных убеждений: Педагоги - это в основном неудачники; Нужно быть жестким с учащимися, чтобы боялись и уважали; Лучший пряник учения - это кнут; Все неуспевающие учащиеся - умственно неполноценные; Лучший курсант - это тот, который молчит, и делает все, что ему скажут; Преподаватель должен учить, а воспитывают пусть родители; Никаких поблажек и слабостей - служить должно быть трудно; Чем раньше привыкнут, что служба в ОВД - это тяжело - тем лучше и т. д.
Неактуальные культурные стереотипы, различные заблуждения, мифы, предрассудки и другие негибкие установки, ложные ценности, затрудняют, а иногда и делают невозможным овладение профессией на уровне высокопрофессионального специалиста. Все перечисленное объясняет заштампованное сознание, императивность суждений и оценок. Шаблон, миф, стереотип - предельно упрощает образ действительности, в сознании человека [Александрова и др. 2020; Андреева 2005; Вербова, Кондратьева 1991; Закатов 2016]. «Мифы настигают человека всегда и повсюду, отсылают его к тому неподвижному прототипу, который не позволяет ему жить своей жизнью, не дает свободно вздохнуть, словно паразит, засевший внутри организма, и очерчивает деятельности человека тесные пределы, где ему дозволено мучиться, не пытаясь хоть как-то изменить мир» [Барт 1989: 126].
Стереотипизация определяет образ объекта педагогической деятельности. Это некая «идеальная» модель - совокупность представлений, результат субъективной классификация окружающих людей на основании определенных признаков, уже встречаемых ранее [Карпов А.В., Карпов А.А. 2021]. Ошибочный образ объекта деятельности приводят к обострению или возникновению таких особенностей личности педагога как: «черствость, ненависть к другим, жестокость, нежелание принимать чужую боль на себя, отсутствие милосердия и гуманности, низкая коммуникабельность, нежелание и неумение понять другого человека, отсутствие гибкости и тактичности, непорядочность, лживость, безнравственность, безответственность, лень, нетерпимость к чужому мнению, хамство, грубость, злоба и проч.» [Рогов 2015: 11].
Шаблоны почти всегда не осознаются преподавателем, но определяют механизм образования представлений о слушателях и курсантах. Самый часто встречающийся педагогический шаблон - это стереотипное мнение преподавателя о зависимости успеваемости слушателя/курсанта от характера и особенностей его поведения. Этот слушатель хорошо учится - значит, он хороший, обладает позитивными личностными качествами, а этот, двоечник - значит плохой, обладает негативными качествами. Таким образом, учащийся в глазах педагога - «носитель определенных оценок». Педагогические стереотипы, выполняют и полезную функцию, позволяя педагогическому работнику быстро и четко принимать решения в трудных профессиональных ситуациях и действовать сравнительно результативно. Негативное же влияние обусловлено искажениями в субъективной модели деятельности и ее объекта, что ведет к сложностям в ее осуществлении, и обусловливает возникновение профессиональных деформаций личности преподавателя.
С точки зрения процессов обработки информации, любые ригидные установки чреваты своей способностью стопорить личностное развитие. Приспособительные механизмы и жесткие установки ценны для определенных ситуаций, например, связанных с жизнедеятельностью на определенных уровнях собственного существования. Но далее они
препятствуют вариативной активности, в то же время, в попытке преодоления этих «внутренних барьеров» она и рождается. В основе установочного самоуправления лежит смыслообразующий и мотивационный компоненты психики. Чем больше ригидных установок у преподавателя, тем менее возможным становится обновление смысловой составляющей профессиональных представлений. «Ключевые ценности и установки, отражающие активно-избирательное, инициативно - ответственное, преобразовательно-позитивное отношение к миру, к себе, к своей профессии, к жизни в целом, актуализируют общеличностное и профессиональное развитие преподавателя» [Новоселова 2005: 122].
Относительно специфики педагогической деятельности преподавателя - сотрудника органов внутренних дел, одно из ведущих значений приобретают «профессионально этические представления» суть которых в отношении к требованиям, нормам, образцам, правилам профессиональной этики одновременно преподавателя как субъекта профессиональной деятельности и как сотрудника органов внутренних дел. Требования, зафиксированные в приказе, воспринимаются, переосмысливаются и либо принимаются внутренне, либо с искажениями «поправками» в зависимости от этичности преподавателя и его личного опыта. Внутренняя нравственность - это своеобразный регулятор -определитель и причинно-обусловливающий механизм, влияющий на принятие решения, когда требуется выбор. Для преподавателя вуза МВД сложнее быть терпимым, гуманным, этичным, так как его личность подвергается не только профессиональным деформациям обусловленным спецификой педагогической деятельности, но и имеют место специфические искажения, связанные со службой, например, привычка следовать приказам, распоряжениям, излишняя формализованность любых действий и решений. Боязнь нарушить требования нормативного акта, и быть наказанным ведет к избеганию творческого, нового подхода, ограничивает активность, и приводит к еще большей шаблонности в педагогической деятельности.
Преодолеть стереотипы, мешающие творческой активности можно посредством рефлексии, самоанализа, изменением системы оценивания и осмыслением деятельности, ее компонентов и себя как ее субъекта. «Рефлексия - это направленность сознания на самого себя, осознание собственных мыслительных процессов. Фундаментальный механизм, основанный на «нормальной двойственности» человеческого сознания» [Новоселова 2007: 128].
Преподаватель является не только субъектом, осуществляющим деятельностные акты, но в то же время субъектом, контролирующим, анализирующим, оценивающим и корректирующим их. Рефлексия преподавателя обеспечивается работой высших познавательных процессов психики - мыслительной деятельностью, и является базой для развития творчества и педагогического мастерства. Рефлексия преподавателя с точки зрения мыслительного процесса представляет собой бесконечное оценивание происходящих событий, ситуаций, своих поступков (высказываний, мыслей), и поступков всех участников образовательного процесса. Неразвитость педагогической рефлексии ведет преподавателя к излишней зависимости от внешних оценок, от обстоятельств, делает его не способным четко представлять цель своего труда, роль и место себя в нем, искажается образ профессии в целом. Живое, адекватное внутреннее реагирование на профессиональные задачи превращается в шаблонное, костное следование бытующим стереотипам. При этом затрудняется понимание мотивов и целей деятельности, они так же подменяются шаблонами: «так надо, так всегда делали, так меня научили». Педагог с сознанием, ограниченным стереотипами, внутренне не свободен, потому реализация творческого потенциала становится невозможной. Таким образом, педагогическая рефлексия выступает одновременно как процесс, свойство и состояние, ведущие к формированию творческого мышления.
«Педагогическая рефлексия - это процесс переосмысления и эвристического преодоления субъектом шаблонов мышления и образования нового творческого содержания опыта общения, мышления, поведения» [Новоселова 2007: 131].
В основе рефлексивного, гибкого восприятия своей педагогической деятельности и службы лежит адекватное когнитивное оценивание (мышление), поэтому целесообразно использовать в качестве техник проработки и коррекции шаблонных установок методы когнитивной психокоррекции. В основе которых лежит система специальных упражнений, направленных на сознательный контроль процесса осмысления, особенно оценивания себя как преподавателя-сотрудника органов внутренних дел, обучающегося как субъекта педагогического воздействия (будущего сотрудника ОВД) и своей профессиональной служебной и педагогической деятельности как области самореализации и личностного роста.
Группы педагогических стереотипов на основе исследований, проведенных Г.В. Лаврентьевым [Лаврентьев 2005] и техники их психологической проработки, предлагаемые нами, сводятся к следующим:
1. Стереотипы профессии педагога. Выражения: Работа преподавателя -неблагодарное дело, рабство. Любое учебное заведение - это сумасшедший дом, или шаблон характерный для людей, не связанных с педагогической деятельностью: Работа педагога -легкое дело: сиди да пересказывай учебник и т. д. Работа с таким видом стереотипов должна строиться путем прорабатывания установок и замены их на более гибкие, положительные, например: Работа преподавателя сложна, и бывает, не получаешь ожидаемой благодарности, но как приятно, видеть интерес в глазах курсантов! Даже если удалось заинтересовать своим предметом, хотя бы одного учащегося, уже работа - дело благодарное. Учебное заведение иногда напоминает сумасшедший дом, но все-таки, это явное преувеличение, работать здесь бывает трудно - но зато не скучно. Оценочное суждение о легкости педагогического труда меняется на такое: «Вряд ли я со стороны могу понять каково, работать педагогом, и насколько это легко. Может быть мое занятие и моя профессия тоже кажется кому-то бездельем».
2. Стереотипы образа преподавателя, в которых педагог представляется авторитарным, занудным, нервным, унижающим человеком, без чувства юмора. Психологическая проработка (коррекция): Для внешней обвинительной, критикующей позиции со стороны окружающих: Преподаватель, тоже человек, он не может всегда быть понимающим, демократичным, веселым и спокойным, очень жаль, что вы столкнулись только с его отрицательными качествами. Для внутренне-обвиняющей позиции: Да, я иногда веду себя нервно, занудно, излишне командую курсантами и слушателями, может быть даже это выглядит как будто я хочу их унизить... Но у меня всегда есть возможность поступить по -другому, измениться, найти такой способ решения, который будет нести пользу как для меня, так и для учащихся. Начну прямо сейчас.
3. Стереотипы общения с учащимися, например, «Принуждение - это право педагога». Проработка: Почему я хочу принуждать? Что дает мне это? Мне приятно? Я чувствую себя безопасно? Я чувствую себя уверенно от этого? Могу ли я чувствовать себя в безопасности, если перестану играть роль диктатора? Что даст мне другой стиль общения? Может быть, я боюсь показаться слабым? Или некомпетентным? Умею ли я по-другому доказывать себе, что я достоин уважения?
4. Стереотипы образа учащихся, например: «Нормальных учащихся не бывает». Проработка: Мне не раз попадались учащиеся, которые вполне соответствуют норме. Если мне стало казаться, что у всех отклонения, то может быть мое восприятие нуждается в корректировке? Разве мне комфортно представлять мир полный ненормальных учеников? Что я от этого получаю? Я могу называть себя «дышальщиком», если дышу? Или едоком -потому что ем. Становится ли учащийся ненормальным, только потому, что не соответствует моим эталонам поведения?
5. «Стереотипы различных видов деятельности преподавателя, в них педагогический процесс представлен как шаблонный, скучный, принуждающий, рецептурный» [Маралова, Ситаров 2018: 44].
6. Проработка: Моя работа бывает рутинной и скучной, но ее основной элемент -общение, которое никогда не бывает рутинным. Каждый раз я вижу проявления другого человека, его индивидуальность, интересность. Мне может казаться, что все учащиеся одинаковые, но я знаю, что это не так. Стоит мне посмотреть «в глубину», и за социальными масками я увижу совершенно разные внутренние миры. Я могу сделать свою работу творческой и интересной, и часто у меня это получается.
Заключение
Продуктивные изменения картины мира преподавателей с преобладающе - шаблонным восприятием, должно строиться, путем коррекции глубинных установок, проработкой причин нежелания «по-новому» взглянуть на себя и свою деятельность. Как показывает анализ исследований в области практической, коррекционной работы в данном направлении, основная проблема в переосмыслении своих, утративших пользу установок - страх изменений. Очередной шаблон об изменениях в себе, как об опасных, непредсказуемых, плохо поддающихся контролю. Страх потерять «свое Я», или «стать каким -то другим», менее удобным для себя или других.
Таким образом, в качестве форм развивающей и корректирующей работы с преподавателями образовательных организаций МВД России, направленных на преодоление шаблонных установок, касаемо педагогической деятельности, предлагается использовать специально организованные занятия, на которых осуществляется воздействие на профессиональное сознание и самосознание педагогов. Такие занятия предполагают дискуссионное, свободное обсуждение проблемных моментов, трудностей преподавательской деятельности. Поощряется озвучивание своих умозаключений, анализируются типичные стереотипы «их корни» и последствия, преподаватели обучаются техникам контроля когнитивного оценивания и замены шаблонных установок на гибкие, эффективные.
Список литературы
1. Александрова Е.В., Дутчина О.Б., Александрова Т.И. Педагогические стереотипы как показатель профессиональной деформации личности учителя // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2020. № 8. С. 25-27.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспент Пресс, 2005. 301 с.
3. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 616 с.
4. Вербова К.В., Кондратьева С.В. Психология труда и личности учителя: Учеб. пособие по курсу «Возрастная и педагогическая психология» для студентов педагогических специальностей. Гродно, 1991. 81 с.
5. Закатов В.В. Педагогическое творчество педагогического работника образовательной организации высшего образования МВД России и пути его развития // Мир образования -образование в мире. 2016. № 3 (63). С. 121-127.
6. Карпов А.В., Карпов А.А., Филиппова Ю.В., Маркова Е.В. Специфика метакогнитивной регуляции образовательной деятельности в условиях применения компьютерных средств обучения // Перспективы науки и образования. 2021. № 5. С. 334-353.
7. Лавреньтев Г.В., Лавреньтева Н.Б., Новоселова Л.А. Педагогические стереотипы сознания будущих преподавателей как объект анализа и коррекции // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. 2005. № 5-2. С. 118-130.
8. Маралова В.Г. Ситаров В.А. Социально-педагогические стереотипы как факторы ориентированности студентов на дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с людьми // Alma Mater (Вестник Высшей Школы). 2018. № 6. С. 43-49.
9. Нимировская Ю.К., Нимировский В.В. Современные образовательные технологии в инновационной деятельности педагогического работника образовательных организаций МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 1 (81). С. 190-197.
10. Новоселова Л.А. Активизация профессионального становления студентов: дис. ... к. пед. н. 2005. 205 с.
11. Новоселова Л.А. Педагогическая рефлексия как условие развития профессионального самосознания будущего педагога профессионального обучения (аналитический аспект) // Новые педагогические исследования. 2007. № 4. С. 127-131.
12. Рогов Е.И. Неадекватность профессиональных представлений об объекте деятельности как основа профессиональных деформаций педагога // Профессиональные представления. 2015. № 1 (7). С.5-22.
13. Семенов И.Н. Рефлексивная психология развития как концептуально-технологический базис обеспечения межпоколенчеких отношений в непрерывном образовании [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.m/article/n/refleksivnaya-psihologiya-razvitiya-kak-kontseptualno-tehnologicheskiy-bazis-obespecheniya-mezhpokolenchekih-otnosheniy-v (дата обращения: 12.02.2022).
14. Хадисова К.В. Психология рефлексии: Проблемы исследования // Вопросы педагогики. 2020. № 5 (1). С. 387-392.
15. Фомина А.М. Образовательная среда как условие формирования профессиональной компетентности научно-педагогического работника образовательной организации МВД России // Гуманитарный трактат. 2018. № 22. С. 37-38.
References
1. Aleksandrova E.V., Dutchina O.B., Aleksandrova T.I. Pedagogicheskie stereotipy kak pokazatel' professional'noi deformatsii lichnosti uchitelya [Pedagogical stereotypes as an indicator of the professional deformation of the teacher's personality]. Sovremennaya nauka: aktual'nyeproblemy teorii ipraktiki. Seriya: Poznanie, 2020, no. 8, pp. 25-27. (In Russ.).
2. Andreeva G.M. Psikhologiya sotsial'nogo poznaniya [Psychology of Social Cognition]. Moscow, Aspent Press, 2005, 301 p. (In Russ.).
3. Bart R. Izbrannye raboty. Semiotika. Poetika [Selected works. Semiotics. Poetics]. Moscow, Progress, 1989, 616 p. (In Russ.).
4. Verbova K.V., Kondrat'eva S.V. Psikhologiya truda i lichnosti uchitelya [Psychology of the teacher's work and personality]. Grodno, 1991, 81 p. (In Russ.).
5. Zakatov V.V. Pedagogicheskoe tvorchestvo pedagogicheskogo rabotnika obrazovatel'noi organizatsii vysshego obrazovaniya MVD Rossii i puti ego razvitiya [Pedagogical creativity of the pedagogical worker of the educational organization of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the ways of its development]. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire, 2016, no. 3 (63), pp. 121127. (In Russ.).
6. Karpov A.V., Karpov A.A., Filippova Yu.V., Markova E.V. Spetsifika metakognitivnoi regulyatsii obrazovatel'noi deyatel'nosti v usloviyakh primeneniya komp'yuternykh sredstv obucheniya [Specifics of metacognitive regulation of educational activities in the context of the use of computer training tools]. Perspektivy nauki i obrazovaniya, 2021, no. 5, pp. 334-353. (In Russ.).
7. Lavren'tev G.V., Lavren'teva N.B., Novoselova L.A. Pedagogicheskie stereotipy soznaniya budushchikh prepodavatelei kak ob"ekt analiza i korrektsii [Pedagogical stereotypes of the consciousness of future teachers as an object of analysis and correction]. Vestnik Barnaul'skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2005, no. 5-2, pp. 118-130. (In Russ.).
8. Maralova V.G. Sitarov V.A. Sotsial'no-pedagogicheskie stereotipy kak faktory orientirovannosti studentov na distsiplinarnuyu ili lichnostnuyu model' vzaimodeistviya s lyud'mi [Socio-pedagogical stereotypes as factors of student orientation towards a disciplinary or personal model of interaction with people]. Alma Mater (Vestnik Vysshei Shkoly), 2018, no. 6, pp. 43-49. (In Russ.).
9. Nimirovskaya Yu.K., Nimirovskii V.V. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v innovatsionnoi deyatel'nosti pedagogicheskogo rabotnika obrazovatel'nykh organizatsii MVD Rossii [Современные образовательные технологии в инновационной деятельности педагогического работника образовательных организаций МВД России]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii, 2019, no. 1 (81), pp. 190-197. (In Russ.).
10. Novoselova L.A. Aktivizatsiya professional'nogo stanovleniya studentov [Activating the professional development of students]. Ph. D. thesis. 2005, 205 p. (In Russ.).
11. Novoselova L.A. Pedagogicheskaya refleksiya kak uslovie razvitiya professional'nogo samosoznaniya budushchego pedagoga professional'nogo obucheniya (analiticheskii aspekt) [Pedagogical reflection as a condition for the development of professional self-awareness of the future teacher of professional training (analytical aspect)]. Novyepedagogicheskie issledovaniya, 2007, no. 4, pp. 127-131. (In Russ).
12. Rogov E.I. Neadekvatnost' professional'nykh predstavlenii ob ob"ekte deyatel'nosti kak osnova professional'nykh deformatsii pedagoga [Inadequacy of professional ideas about the object of activity as the basis of professional deformations of the teacher]. Professional'nyepredstavleniya, 2015, no. 1 (7), pp. 5-22. (In Russ.).
13. Semenov I.N. Refleksivnaya psikhologiya razvitiya kak kontseptual'no-tekhnologicheskii bazis obespecheniya mezhpokolenchekikh otnoshenii v nepreryvnom obrazovanii [Reflexive psychology of development as a conceptual and technological basis for ensuring intergenerational relations in continuous education]. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7refleksivnaya-psihologiya-razvitiya-kak-kontseptualno-tehnologicheskiy-bazis-obespecheniya-mezhpokolenchekih-otnosheniy-v (accessed: 12.02.2022).
14. Khadisova K.V. Psikhologiya refleksii: Problemy issledovaniya [Psychology of Reflection: Research Challenges]. Voprosypedagogiki, 2020, no. 5 (1), pp. 387-392. (In Russ.).
15. Fomina A.M. Obrazovatel'naya sreda kak uslovie formirovaniya professional'noi kompetentnosti nauchno-pedagogicheskogo rabotnika obrazovatel'noi organizatsii MVD Rossii [Educational environment as a condition for the formation of professional competence of a scientific and pedagogical employee of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Gumanitarnyi traktat, 2018, no. 22, pp. 37-38. (In Russ.).
Информация об авторе Е.В. Светланова - кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников органов внутренних дел ТИПК МВД России, Тюменский институт повышения квалификации
сотрудников МВД России.
Information about the author E. V. Svetlakova - Ph.D. (Psychology), Senior Lecturer of the Department of Philosophy, Foreign Languages and Humanitarian Training of Employees of Internal Affairs of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Tyumen Institute of Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Статья поступила в редакцию 01.02.2022; одобрена после рецензирования 18.02.2022; принята к публикации 15.03.2022.
The article was submitted 01.02.2022; approved after reviewing 18.02.2022; accepted for publication 15.03.2022.