Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИИМЧИВОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ К ИННОВАЦИЯМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИИМЧИВОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ К ИННОВАЦИЯМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светлакова Елена Викторовна

В статье рассматриваются проблемы восприимчивости преподавателей образовательных организаций МВД России инновационных процессов в педагогической деятельности. Анализируются характеристики инноваций, степени новизны в педагогике. Приводится модель инновационной деятельности. Изучаются критерии и показатели восприимчивости к инновационным процессам. Обозначаются виды восприятия нововведений преподавателями и пути преодоления возникающих трудностей в процессе интеграции инноваций в образовательных процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Светлакова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE RECEPTIVITY OF THE TEACHER OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TO INNOVATIONS IN PEDAGOGICAL ACTIVITY

The article deals with the problems of receptivity of teachers of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia of innovative processes in pedagogical activity. The characteristics of innovations and the degree of novelty in pedagogy are analyzed. A model of innovation activity is given. The criteria and their indicators of susceptibility to innovation processes are studied. The types of perception of innovations by teachers and ways of overcoming emerging difficulties in the process of integrating innovations into the educational process are indicated.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИИМЧИВОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ К ИННОВАЦИЯМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Научная статья УДК 37.015.3

https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-1-62-65 NIION: 2018-0077-1/22-103 MOSURED: 77/27-024-2022-01-302

Область науки:5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3 Психология

Шифр научной специальности: 5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред

Особенности восприимчивости преподавателя образовательных организаций МВД России к инновациям в педагогической

деятельности

Елена Викторовна Светлакова

Тюменский институт повышения квалификации сотрудников ОВД МВД России,

Svetlakova22@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы восприимчивости преподавателей образовательных организаций МВД России инновационных процессов в педагогической деятельности. Анализируются характеристики инноваций, степени новизны в педагогике. Приводится модель инновационной деятельности. Изучаются критерии и показатели восприимчивости к инновационным процессам. Обозначаются виды восприятия нововведений преподавателями и пути преодоления возникающих трудностей в процессе интеграции инноваций в образовательных процесс.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, образовательные организации системы МВД России, педагогические инновации

Для цитирования: Светлакова Е. В. Особенности восприимчивости преподавателя образовательных организаций МВД России к инновациям в педагогической деятельности // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 1. С. 62-65. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-1-62-65.

Original article

Features of the receptivity of the teacher of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to innovations

in pedagogical activity

Elena V. Svetlakova

Tyumen Institute of Advanced Training of Employees of the Internal Affairs Department of the Ministry of

Internal Affairs of the Russian Federation, Svetlakova22@mail.ru

Abstract. The article deals with the problems of receptivity of teachers of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia of innovative processes in pedagogical activity. The characteristics of innovations and the degree of novelty in pedagogy are analyzed. A model of innovation activity is given. The criteria and their indicators of susceptibility to innovation processes are studied. The types of perception of innovations by teachers and ways of overcoming emerging difficulties in the process of integrating innovations into the educational process are indicated.

Keywords: рedagogical activity, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, pedagogical innovations

For citation: Svetlakova E. V. Features of the receptivity of the teacher of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to innovations in pedagogical activity // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(1):62-65. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-1-62-65.

© Светлакова Е. В., 2022

Педагогическая деятельность преподавателя образовательных организаций МВД России в современных условиях отличается наличием постоянных изменений как в организационных, так и в содержательных ее компонентах. Преподавателю необходимо не только ориентироваться в существующих условиях и особенностях несения службы сотрудниками ОВД, но и быть способным быстро воспринимать новшества, познавать современные направления и внедрять их в свою педагогическую деятельность. От способности преподавателя воспринимать инновации как необходимые реалии профессионального совершенствования будет зависеть эффективность как обучающего, так и воспитательного воздействия на курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России.

Л. А. Горелова определяет инновации как «процесс обновления, реформирования образования, как «материал для обновления (идея, действие, форма, метод, средство, концепция, программа), как способы его применения, как отбор наиболее приемлемого и приспособленного (адаптированного) к современным условиям, как внесение нового в учебно-воспитательный процесс, как изменение с целью улучшения» [1, с. 10].

Выделяют следующие характеристики инноваций в педагогической психологии:

- Инновации отличаются объективностью, но носят дестабилизирующий характер для образовательной системы, чем провоцируют дихотомическое отношение к ним, к их важности и необходимости (воспринимаются либо сугубо положительными и нужными, либо мешающими и ненужными);

- Если новшество уже «привнесено», оно реализуется - либо осознанными усилиями и действиями со стороны преподавателей, либо бессознательно и стихийно. Научно-технический прогресс и современные реалии будут вынуждать работать по-новому даже тех педагогов, кто воспринимает инновации негативно.

- Какой бы ни была инновация, в процессе ее воплощения в педагогической практике и дальнейшем применении, она, со временем, приобретет характер шаблонного практического действия - стереотипной когниции, и будет уже сама являться тормозящим фактором для другого нового знания.

- Инновации являются «новыми» условно, создание принципиально отличного от всего существующего ранее, не простая задача. Педагогические инновации в том или ином виде уже существовали ранее, но их реализация происходила в других условиях, при других обстоятельствах.

- Педагогические инновации должны соответствовать принципам целесообразности и результа-

тивности. Результат от их внедрения должен превосходить результат, который был до их использования. Что тоже является дополнительной сложностью, так как результат зависит не только от «качества» и новизны иных методов, но и от множества объективно-субъективных факторов, связанных с освоением этих новшеств, и навыками их реализации субъектом профессиональной деятельности.

«Новшество это и средство, и метод и методика, и технология, и программа, то есть любой компонент педагогического процесса» [1, с. 10].

Новизна в педагогике характеризуется следующими степенями: соединение уже существующих элементов, получение каких-либо новых свойств путем этого; привнесение каких-то иных элементов, в уже существующую систему, изменение ее компонентов, без кардинального изменения ее итоговых свойств - репродукция; открытие принципиально нового, ранее не известного - продуктивно новое.

Инновационные процессы в образовательной среде образовательных организаций МВД России представляют собой систему проектирования и дальнейшего внедрения в практику обучения сотрудников ОВД новых, передовых концепций, составляющих основу любой педагогической деятельности.

«Основу модели инновационной деятельности, составляет анализ этапов инновационного процесса: создание, осознание, овладение и внедрение инноваций и структура готовности личности к различным видам деятельности. В связи с этим, к структурным компонентам модели относятся: знание педагогических и инновационных процессов, рефлексия деятельности, преодоления препятствий, внедрение инновационной деятельности, стимулы и другие особенности внедрения, способности к инновациям. Функциональных компоненты модели включают следующие: гностический этап; проектировочный; конструктивный; коммуникативный и организационный этапы» [2, с. 12].

«В структуре инновационной деятельности определяются сущностные (проявляющие внутреннее содержание) компоненты - философский, мотивацион-ный, креативный, рефлексивный, валеологический и технологический» [3, с. 591].

«Инновационная профессиональная деятельность преподавателя - это целенаправленная творческая деятельность по созданию, освоению, применению и распространению актуальных, социально-значимых новаций в педагогической системе вуза (идеи, принципы, содержание, формы, методы, средства, технологии обучения, воспитания и управления) с целью позитивного развития всей системы и отдельных ее составляющих» [4, с. 86].

Критерии и их показатели восприимчивости к инновационным процессам преподавателей: мо-тивационный (побуждающий) - мотивы стремления к успеху или избеганию неудач; когнитивный (осмысление) - ориентировка в инновационных технологиях, способность усвоить новые знания и умения, интегрировать их в уже существующие алгоритмы решения проблемных ситуаций; креативный (творческий) - отношение к новшествам как путям более эффективного применения своих педагогических способностей и умений. Способность внести что-то кардинально новое при решении педагогических задач, использовать нестандартные подходы, отличающиеся от привычных, шаблонных решений; процессуальный (поведенческий) - характеризуется поведенческими паттернами, которые наблюдаются у преподавателя в процессе использования традиционных и авторских методик педагогической деятельности.

Готовность преподавателя изучить и использовать инновации в своей трудовой деятельности зависит от его «дидактической культуры». Которая формируется во время профессиональной подготовки в образовательных организациях системы МВД России. «Новая образовательная среда требует от специалистов дидактической готовности к использованию новых, иных технологий в своей профессиональной деятельности» [5]. Чтобы принимать и использовать новое, у преподавателя должна быть соответствующая мотивация (изучать, решать возникающие проблемы в процессе освоения нового - способность преодолевать трудности и неудачи, понимание для чего - это необходимо, определять для каких образовательных задач какие инновации нужны и уместны).

Основные типы трудностей, которые могут возникнуть у преподавателей образовательных организаций МВД России в процессе освоения инновационных технологий, можно условно разделить на внутренние и внешние - субъективные и объективные.

Объективные причины связаны с проблемами технического обеспечения образовательной организации МВД России, с наличием соответствующего уровня подготовки преподавателя, методического обеспечения, особенностями служебной деятельности, которой занимаются преподаватели - сотрудники органов внутренних дел и т. д.

Субъективные причины определяются внутри-личностными характеристиками, индивидуальными особенностями преподавателя, выражающими его отношение к необходимости освоения и использования нового.

Выделим следующие виды восприятия нововведений преподавателями и рассмотрим пути преодоления возникающих трудностей:

У преподавателя наблюдается интерес, высокая мотивация к изучению и внедрению новшеств. Нет соответствующих знаний и умений. В качестве решения обозначенной проблемы будет выступать процесс научения, демонстрация, оказание помощи на первоначальных этапах.

У преподавателя нет интереса, педагог не замо-тивирован, считает, что «старый метод, лучше новых двух». Вначале осуществляется анализ причин нежелания, среди которых:

Причина первая: личностные особенности (консерватизм, неуверенность в себе или недоверие к новому, сниженная трудовая мотивация в целом, негативное отношение к своему труду или к отдельным его элементам, трудности в преодолении привычек).

Проблема преодолевается путем использования методов психологического воздействия. Например, убеждения, которое осуществляется техникой аргументирования - постановка тезиса о необходимости, пользе, эффективности какой-либо инновационной технологии, затем представляются аргументы, и дополняется яркими эмоциональными образами, воздействующими на чувственное восприятие.

Причина вторая: предыдущий негативный опыт. Решается созданием позитивного опыта, который «перекроет» негативные впечатления.

Причина третья: непонимание сути инновационных процессов, отсутствие системной картины необходимости внедрения более эффективных технологий, подходящих для современного образования. Для решения необходимо показать внутреннюю логику потребности в новшествах и механизмов их освоения.

Существуют специфические профессионально важные качества преподавателя образовательных организаций МВД России, позволяющие создавать новшества: проективные - способствуют производству новшеств различного уровня новизны; аксиологические - определяют ценностное отношение и выбор направления для разработок и нововведений; праксиологические - качества, непосредственно задействованные во внедрении новшеств в практическую деятельность; организаторские - качества, позволяющие эффективно взаимодействовать с другими субъектами педагогического процесса и совместно осваивать нововведения. Мы бы выделили так же качества, позволяющее преподавателю образовательных организаций МВД России интегрировать инновации не только в педагогическую деятельность, но и служебную, так как они непосредственно связаны - обучающее и воспитывающее воздействие происходит через приобщение курсантов и слушателей к особенностям их будущей службы.

Таким образом, для преодоления затруднений преподавателями в области внедрения инновационных технологий, необходимо положительное восприятие ими педагогических новшеств, психологическая самокоррекция негативного отношения к нововведениям, либо разъяснительная работа со стороны других участников образовательного процесса (психологов, методистов, опытных преподавателей и т. д.). А так же правильно организованное обучение в использовании тех инноваций, овладение которыми, вызывает у преподавателей «технические» сложности.

Библиографический список

1. Педагогические условия применения инноваций в профессиональной подготовке будущих учителей : автореф. дис. ... канд. педагог. наук : 13.00.08 / Горелова Лариса Анатольевна. Саратов, 2010. 21 с.

2. Асташова, Н. А. Инновационные процессы в педагогическом образовании как основа подготовки современного учителя / Н. А. Асташова // В сб. : Актуальные проблемы педагогики и образования : сборник научных статей. Брянск, 2016. С. 19-23.

3. Шпаковская, О. А. Специфика инновационного потенциала личности учителя в процессе профессионально-творческой деятельности / О. А. Шпа-ковская // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 1А. С. 589-603.

4. Проккудин, Ю. П. Диагностика инновационного потенциала учителя в системе повышения квалификации / Ю. П. Прокудин, Т. Е. Милосердова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. Т. 15. № 3. С. 81-87.

5. Аюченко, А. Е. Дидактическая готовность педагогов к развитию цифровой образовательной среды в дошкольной организации / А. Е. Аюченко // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=29472 (дата обращения: 13.02.2021).

Bibliographic list

1. Pedagogical conditions for the application of innovations in the professional training of future teachers : abstract. dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences : 13.00.08 / Gore-lova Larisa Anatolyevna. Saratov, 2010. 21 p.

2. Astashova, N. A. Innovative processes in pedagogical education as a basis for training a modern teacher / N. A. Astashova // In the collection : Actual problems of pedagogy and education : a collection of scientific articles. Bryansk, 2016. pp. 19-23.

3. Shpakovskaya, O. A. The specifics of the innovative potential of the teacher's personality in the process of professional and creative activity / O. A. Shpa-kovskaya // Pedagogical journal. 2019. Vol. 9. No. 1A. pp.589-603.

4. Prokudin, Yu. P. Diagnostics of innovative potential of a teacher in the system of advanced training / Yu. P. Prokudin, T. E. Miloserdova // Psychological and pedagogical journal Gaudeamus. 2016. Vol. 15. No. 3. pp. 81-87.

5. Ayuchenko, A. E. Didactic readiness of teachers to develop a digital educational environment in a preschool organization / A. E. Ayuchenko // Modern problems of science and education. 2019. No. 6. URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=29472 (accessed: 13.02.2021).

Информация об авторе

Е. В. Светланова - старший преподаватель Тюменского института повышения квалификации сотрудников ОВД МВД России, кандидат психологических наук.

Information about the author

E. V. Svetlakova - Senior Teacher of the Tyumen Institute of Advanced Training of Employees of the Internal Affairs Department of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Candidate of Psychological Sciences.

Статья поступила в редакцию 25.02.2022; одобрена после рецензирования 14.03.2022; принята к публикации 21.03.2022.

The article was submitted to the editorial office on 25.02.2022; approved after review on 14.03.2022; accepted for publication on 21.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.