Научная статья на тему 'Особенности внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс'

Особенности внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5963
771
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / НОВОВВЕДЕНИЯ / БАРЬЕРЫ / ИННОВАЦИИ / PEDAGOGICAL INNOVATIONS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INNOVATIONS / BARRIERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шувалова Карина Владимировна, Яшкова Елена Вячеславовна, Вагин Дмитрий Юрьевич, Семикина Антонина Вадимовна, Климова Светлана Сергеевна

Статья посвящена теме внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс. Выявлены основные способы реализации педагогических инноваций, а также главные направления и компоненты нововведений. Определены проблемы внедрения педагогических инноваций в образовательных учреждениях. Рассмотрены структурные компоненты системы инновационной деятельности преподавателя. Отмечается необходимость эффективного применения в педагогической деятельности разнообразных педагогических инноваций. Рассмотрен «образовательный апгрейд» как улучшение качества вузовского образования, посредством внедрения инновационных подходов для всей образовательной системы. Определены основные условия успешной реализации инновационной деятельности преподавателя. Предлагается алгоритм реализации педагогических инноваций в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL INNOVATIONS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article is dedicated to the introduction of pedagogical innovations in the educational process. The main ways of realization of pedagogical innovations, as well as the main directions and components of innovations are revealed. The problems of introducing pedagogical innovations in educational institutions are identified. The structural components of the system of innovative activity of the teacher are considered. The need for effective application in pedagogical activities of a variety of pedagogical innovations is noted. The “educational upgrade” is considered as an improvement in the quality of higher education through the introduction of innovative approaches for the entire educational system. The basic conditions for the successful implementation of the teacher's innovative activity are determined. An algorithm for the implementation of pedagogical innovations in the educational process is proposed.

Текст научной работы на тему «Особенности внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс»

УДК 378.2

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Шувалова Карина Владимировна, магистрант (e-mail: shиvalovakv@std.mininuniver.ru) Яшкова Елена Вячеславовна, к.п.н., доцент

(e-mail: Elenay2@yandex.ru) Вагин Дмитрий Юрьевич, к.соц.н., доцент

(e-mail: 403485@mail.ru) Семикина Антонина Вадимовна, студент (e-mail: shishmakovaav@std.mininuniver.ru) Климова Светлана Сергеевна, студент (e-mail: klimovass@std.mininuniver.ru) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия

Статья посвящена теме внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс. Выявлены основные способы реализации педагогических инноваций, а также главные направления и компоненты нововведений. Определены проблемы внедрения педагогических инноваций в образовательных учреждениях. Рассмотрены структурные компоненты системы инновационной деятельности преподавателя. Отмечается необходимость эффективного применения в педагогической деятельности разнообразных педагогических инноваций. Рассмотрен «образовательный апгрейд» как улучшение качества вузовского образования, посредством внедрения инновационных подходов для всей образовательной системы. Определены основные условия успешной реализации инновационной деятельности преподавателя. Предлагается алгоритм реализации педагогических инноваций в образовательном процессе.

Ключевые слова: педагогические инновации, образовательная среда, нововведения, барьеры, инновации.

Развитие - одно из важнейших направлений деятельности человечества. Накапливая умения, улучшая приемы, способы действий, углубляя свои умственные способности, человек тем самым непрерывно развивается. Данный процесс может использоваться в различных деятельностях человека, в том числе и педагогической [2].

Научно-технический прогресс содействует тому, чтобы педагогика открывала более оперативные, плодотворные пути изменения обычного человека в социально значимую личность. Важной чертой в настоящее время выступает оживление процессов инновации в образовании. Получается замена парадигмы образования: рекомендуется иное содержание, новые подходы, возможность, чувство, поведение, инновационное восприятие мира в педагогической деятельности. Противоречия между образовательной сис-

темой и требованиями социально-экономического развития общества приводят к необходимости инновационных преобразований.

Педагогическая инновация рассматривается авторами как нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности [3]. Ранее инновационная проблематика исследовалась в работах В.И. Андреева, Г.Д. Бухоровой, В. И. Загвязинского, Т.Г. Новиковой, П.И. Пидкасисто-го, И.П. Подласого, А.С. Сиденко, В. А. Сластенина, А.В. Хуторского и других.

В свете происходящих изменений, цифровизации экономики вопросы внедрения инновационных технологий во все сферы деятельности, в том числе и педагогику актуализируются. В педагогике сформировалось инновационное направление - теория новаций и инновационных процессов. Изменения в образовании рассматриваются как нововведения, направленные на улучшение педагогической деятельности, на развитие и саморазвития образовательных учреждений и способы управления ими.

Внедрение инноваций основано на научных достижениях и технологиях и способствуют реализации на практике и современных научных исследованиях. Так, по мнению Крутых А.В. [4] инновации в образовании предполагают опережающую подготовку высококвалифицированных сотрудников для научно-технической сферы и наукоемких отраслей промышленности, и дальнейшей их реализации в жизнь.

Ученый И.К. Мищенко отмечает, что внедрение и использование педагогических инноваций становится непременным условием повышения качества обучения и конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг [6]. Нестеровой И. А. сгруппированы и охарактеризованы те инновационные технологии преподавании, с которыми приходилось сталкивать на собственном опыте: кейс-стади, дискуссии, коллоквиумы, общение по электронной почте, рейтинговый контроль знаний и т.д. [7]. Исследователи Яковлев Б.П. и Гафарова Г.И. уделяют внимание таким инновационным подходам к осуществлению учебно-воспитательного процесса, как обучение в сотрудничестве, принцип педагогической поддержки в обучении и т.д. [9]. Р.Е. Барабанов рассматривает проблему изучения механизмов внедрения инновационных методов обучения и воспитания в современную систему образования, поскольку перед педагогами нередко возникают проблемы, связанные с провалами инновационных моделей и возвратом к прошлому состоянию [1].

По мнению Ретивых М.В. [8] преподавателям вузов необходимо изучить теоретические аспекты, применять разнообразные образовательные технологии и методики в учебной деятельности. Исследователь отмечает необходимость изучения и использования современных образовательных технологий, основанных на методологических подходах: системном, аксиологическом, гуманистическом, личностно-деятельностном и др. Вузовские образовательные технологии основываются также на концепции модуль-

ного, проблемного, контекстного обучения и др. Макарова С.Э. [5] в своем исследовании утверждает, что основополагающим вектором инновационного подхода к обучению является личностно-ориентированное сотрудничество преподавателя и обучающегося. В таких условиях внедрение инноваций станет наиболее оптимальным средством повышения эффективности образовательного процесса.

Все вышесказанное является в сфере педагогики «образовательным апгрейдом» (с англ. - повышением класса) - улучшение качества вузовского образования, посредством внедрения инновационных технологий во всей образовательной системе.

Структурные ыншонеЕты

МОТНЕЗ- Кредтнв-

ТТНП ЕГИПТУ ншг

Технолс-ппе-

юн опе-■

рапнснэ__:■ г! ^ и

РефлекнБвын

Лячшкгно-хогкьигс-ваннш перерзге™ гораювйгельньп программ Принята режннг еб нспопкоы-ышзового Формкрозгнзе Н ОЙЕС нвнцыпушьньп ПОЕМОВ Корреонзн сдонкэ шзс- леэтельност я

Пшцншве эгалов ЭЕаеркиевгэъви; работа Прог-юзвре-Bi.Ee грул- БОСТЯ Внелрыне вант б пешо- ПП-КЕШЗ СфСиКС

Творчеств Творчк Мегололвгнче- Пвдагогн- Культура

ИГГГНУТТУЕП- ЕЖ н текволни- ■ижое н-

шпь к ПОШОСТЬ чеа;в£ готовность ПЩ№

готесшм 1 Миш лв- ноеяъш-

ННЗШЩШ лелве

ДпаттгиЕ'НУТп

РыЦНИуПИЕНШ

Зврнспп^ш]

Креатшшк

Рисунок 1 - Инновационная деятельность педагога [3]

В соответствии с этим, основными направлениями и элементами инновационных преобразований в педагогике являются:

- разработка идей и планов формирования образования и образовательных учреждений;

- модернизация содержания обучения;

- реформирование и разработка новых технологий воспитания, обучения и развития;

- повышение эффективности регулирования образовательными заведениями и системой образования в целом;

- оптимизация обучения педагогических кадров посредством повышения квалификации;

- разработка инновационных форм образовательного процесса;

- сохранность здоровья обучающихся, создание сберегающих технологий обучения;

- создание условий успешности воспитания и образования, контроль процесса обучения и развития обучающихся;

- создание фонда учебно-методических материалов инновационного типа и др.

Структурные компоненты системы инновационной деятельности педагога представлены на рисунке 1.

Все инновации в педагогике реализовываются по четкому алгоритму и можно выделить следующие этапы:

- первый этап посвящен выявлению потребности в нововведениях, разработке понятийного аппарата и определения состояний педагогической системы, подлежащей преобразованию;

- на втором этапе происходит комплексная проверка и оценивание качества педагогической системы для выявления ее необходимых изменений специальным инструментарием; подвергаются проверке все компоненты педагогической системы. В результате выявляются, что конкретно необходимо изменить в данной системе, что является неэффективным и нерациональным;

- на третьем и четвертом этапах начинается поиск образцов педагогических решений, которые могут быть использованы для моделирования нововведений. Нужно воспользоваться всесторонним глубоким анализом современных технологий педагогического процесса и научных разработок, разработать инновационные педагогические конструкции;

- пятый этап характеризуется проектированием инновационной модели педагогической системы в целом или ее отдельных компонентов. Важно создать не традиционные варианты проекта, а схему нововведений с четкими заданными свойствами;

- шестой этап реализации интегрирования реформы, здесь важно назначение конкретных задач, определение ответственных за их выполнение и контроль;

- в седьмом этапе происходит прорабатывание практического и фактического осуществления известного закона перемены труда. До внедрения нововведения в педагогическую систему нужно рассчитать его практическую значимость и эффективность;

- на восьмом этапе выражается в проработке алгоритма внедрения в практику новшеств на основе обобщенных педагогических алгоритмов. Обычно в них имеется такие действия, как анализ практики для определе-

ния устаревших разработок, которые подлежат обновлению или замене, создание программы эксперимента, оценка и прогноз его результатов, внедрение необходимых корректировок и итоговый контроль;

- девятый этап - это внедрение в педагогический лексический словарь новых понятий или переосмысление прежней профессиональной лексики. Для внедрения новой терминологии необходимо руководствоваться принципами диалектической логики, теории отражения, и др.;

- и заключительный, десятый этап выражается защитой педагогических нововведений от лженоваторов. Тут важны принципы целесообразности и оправданности инноваций. Основываясь на исторический опыт можно отметить, что иногда прикладываются большие усилия, такие как материальные, социальные или интеллектуальные и они оказываются необоснованными и ненужными. Возможны ситуации, когда такие педагогические новаторства приносят невосполнимый ущерб науке.

Рисунок 2 - Барьеры, препятствующие внедрению инноваций в педагогическую деятельность [3]

Следует отметить то, что внедряя педагогические инновации, организация может столкнуться с определенными барьерами. Рассмотрим некоторые из них:

- приверженность некоторых работников образовательных организаций устоявшимся правилам и ценностям. Наиболее опасно, когда таких взглядов придерживается администрация учебных заведений;

- неосознанное придерживание правил категории: «Нас и так всё устраивает»;

- нехватка денежных средств и подходящих педагогических работников для поощрения и помощи при работе с нововведениями в педагогике, в наибольшей степени в ситуациях с педагогами-экспериментаторами;

- невыгодная социальная и психологическая ситуация определенной образовательной организации и другие.

в( игровые I

— ! Л

I контекстные I

Рисунок 3 - Инновационные модели обучения в образовании [3]

Организовывая работу с внедрением педагогических инноваций, необходимо знать о том, что:

- в педагогической деятельности должны передаваться не умения, а определенные выводы, сделанные на основе данного знания;

- каждый педагогический работник должен чужие мысли и идеи подстраивать под свой опыт и взгляды на ситуацию, то есть формировать собственные способы обучения, которые наиболее точно соответствуют его профессиональному мастерству;

- новшества в образовании должны отвечать запросам людей, а также быть ясными, конкретными и соответствующими нормам педагогики, то есть при создании инноваций необходимо учитывать, что они должны иметь вид конкретных планов и целей;

- максимальная часть работников образовательной организации должна быть задействована в работе с внедрением педагогических новшеств;

- работа с нововведениями должна иметь обеспечение с правовой точки зрения, ее необходимо поддерживать как морально, так и материально;

- работа преподавателей должна быть направлена не только на результат, но также и на приемы, пути и способы его получения.

Для дальнейшего развития педагогических инноваций, определим основные условия успешной реализации инновационной деятельности преподавателя, а именно:

- умение принимать инновационное решение;

- идти на определенный риск;

- успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшеств;

- снимать инновационные барьеры;

- внедрять инновационные модели обучения в образовании (рисунок

3).

Таким образом, в настоящее время потребность в педагогических инновациях в образовании очевидна, однако имеются некоторые причины, которые препятствуют их введению в образовательную среду. Данный фактор, приводит к снижению эффективности преподавательской деятельности. Для этого инновационные технологии и направлены на внедрение и использование чего-то нового с целью повышения эффективной деятельности преподавателя.

Список литературы

1. Барабанов Р.Е. Инновации в образовании// Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. - №1. - С.16-17; URL: http://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1537 (дата обращения: 06.04.2019).

2. Викулина М.А., Яшкова Е.В. Профессиональная подготовка менеджера образования в вузе (аксиологический аспект) / Нижний Новгород, 2005.

3. Инновация педагогическая [Электронный ресурс] - http://didacts.ru/termin/ pedagogicheskaja-innovacija.html (дата обращения: 08.04.19).

4. Крутых А.В. Внедрение инноваций в систему высшего образования России// Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 02 (56). Часть 3. Февраль с.28-30.

5. Макарова С.Э. Инновации в образовании // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/ issues/ 2015/01/45538 (дата обращения: 25.03.2019).

6. Мищенко И.К. О сопротивлении педагогическим инновациям в образовательной среде вуза В сборнике: Модернизация профессионально-педагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт материалы международной научно-практической конференции. Алтайская государственная педагогическая академия. 2014. С. 93-95.

7. Нестерова И. А. Инновационные технологии в преподавании [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru - Режим доступа: http://odiplom.ru/lab/innovacionnye-tehnologii-v-prepodavanii.html - (Дата обращения: 06.04.2019).

8. Ретивых М.В. Инновационные технологии обучения в вузе: концептуальные основы, педагогические средства, формы и виды// Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 1. С. 61-65.

9. Яковлев Б.П., Гафарова Г.И. Педагогические инновации в реализации оптимально построенного педагогического процесса основных субъектов учебной деятельности в вузе// Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21410 (дата обращения: 06.04.2019).

Shuvalova Karina Vladimirovna, master student

Yashkova Elena Vyacheslavovna, candidate of pedagogical sciences, docent Vagin Dmitry Yuryevich, candidate of sociological sciences, docent Semikina Antonina Vadimovna, student Klimova Svetlana Sergeevna, student

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL INNOVATIONS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Abstract. The article is dedicated to the introduction of pedagogical innovations in the educational process. The main ways of realization of pedagogical innovations, as well as the main directions and components of innovations are revealed. The problems of introducing pedagogical innovations in educational institutions are identified. The structural components of the system of innovative activity of the teacher are considered. The need for effective application in pedagogical activities of a variety of pedagogical innovations is noted. The "educational upgrade" is considered as an improvement in the quality of higher education through the introduction of innovative approaches for the entire educational system. The basic conditions for the successful implementation of the teacher's innovative activity are determined. An algorithm for the implementation of pedagogical innovations in the educational process is proposed.

Keywords: pedagogical innovations, educational environment, innovations, barriers, innovations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.