Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РУКОВОДИТЕЛИ УЧЕБНЫХ ГРУПП / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МОТИВАЦИИ / СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байдаев Мухтар Магаметович

В статье рассматривается актуальная проблема повышения эффективности профессиональной подготовки сотрудников для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации с использованием возможностей электронной информационно-образовательной среды. На основе анализа нормативных правовых документов раскрыты понятия информационнообразовательная среда, дистанционные технологии обучения и цифровая образовательная среда. Выделены и обоснованы основные алгоритмы разработки информационно-образовательной среды. Автор, на основе личностно-социально-деятельностного подхода, осуществляет исследование теории и практики поставленного вопроса посредством контент-анализа научных источников, включенного наблюдения за работой и анализа результатов деятельности преподавателей и руководителей учебных групп и обосновывает использование информационно-образовательной среды, как один из путей повышения эффективности профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. В процессе анализа ключевых вопросов поставленной проблемы, автором уточняется сущностная характеристика и проблемы разработки информационно-образовательной среды органа, организации МВД России, и затрагиваются вопросы по одному из наиболее актуальных в настоящее время направлений - использования современных информационных технологий в учебном процессе и предлагаются варианты его последовательного решения. В статье использованы материалы исследований, проведенных в ряде территориальных органов МВД России в период с 2013 г. по настоящее время и в образовательных организациях в период с 2019 г по настоящее время. Наиболее значимые результаты исследования опубликованы в научных статьях и учебных пособиях, которые применяются на инструктивно-методических занятиях с руководителями учебных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байдаев Мухтар Магаметович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN CONDITIONS OF USAGE OF ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article deals with the actual problem of improving the efficiency of professional training of employees for filling positions in the internal affairs bodies of the Russian Federation using the capacities of the electronic information and educational environment. Based on the analysis of regulatory legal documents, the concepts of information and educational environment, distance learning technologies and digital educational environment are disclosed. The main algorithms for the development of the information and educational environment are identified and justified. The author, on the basis of a personal-social-activity approach, carries out research on the theory and practice of the question posed through content analysis of scientific sources, included monitoring of the work and analysis of the results of the activities of teachers and heads of study groups and justifies the use of the information and educational environment as one of the ways to improve the effectiveness of professional training of employees of internal affairs bodies. In the process of analyzing the key issues of the problem posed, the author clarifies the essential characteristics and problems of the development of the information and educational environment of the body, organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia, and raises questions on one of the most relevant areas at present - the use of modern information technologies in the educational process and offers options for its consistent solution. The article uses research materials conducted in a number of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the period from 2013 to the present and in educational organizations in the period from 2019 to the present. The most significant results of the study are published in scientific articles and textbooks, which are used in instructional and methodological classes with the heads of educational groups.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

10. Широкова Е. А. Гиподинамия как фактор, ухудшающий качество жизни студентов университета / Е.А. Широкова, М.А. Щеголева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2021. - № 4. - С. 74-80.

REFERENCES

1. Bayguzhin, P. A. (2011), "Hygienic assessment of the intensity of the mental labor of students in the situation of testing theoretical readiness", Bulletin of the South Ural State University. Series: Education, health care, physical education, No. 39 (256), pp. 16-18.

2. Bayguzhina, O.V., Antonova, E.R. and Komissarovam, O.A. (2020), "Self-assessment of the formation of health-preserving competence among students of a humanitarian-pedagogical university", International scientific journal, No. 5, pp. 127-135.

3. Bayguzhina, O.V. and Dotsoevm L.Ya. (2018), "Integration of the results of monitoring the health of students into the point-rating system for evaluating the results of mastering OBOP (on the example of physical culture)", Adaptation of biological systems to natural and extreme environmental factors: mater. VII Int. scientific-practical Conf., Chelyabinsk, pp. 400-403.

4. Belousova, N.A., Shibkov A.A. and Baiguzhin, P.A. (2013), "Analysis of the state of health of children and adolescents living in an industrial metropolis", Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Ecology and Life Safety, No. 2, pp. 38-43.

5. Vengerova, N.N. (2015), "Conditions for the implementation of an elective course in physical culture in high school", Electronic scientific journal, No. 3 (3), pp. 152-155.

6. Tseeva, NA., Chuntyzheva, Z.I., Chuvakin, A.L. at al (2019), "Dynamics of indicators of physical development and physical fitness of girl students of special medical groups in the process of pedagogical experiment", Colloquium-journal, No. 25-4 (49), pp. 116-118.

7. Kazin, E.M., Kasatkina, N.E., Rudnev E.L. at al (2013), Health-preserving activity in the education system: theory and practice, Omega-L, Moscow.

8. Kodaneva, L.N. and Ketlerov, E.S. (2020), "Dynamic control of load in the process of physical culture lessons with students of a special medical group", Man. Sport. Medicine, Vol. 20, No. 2, pp. 125-131.

9. Irkhina, I.V., Nikulin, I.N., Isaev, I.F. and Krolevetskaya, E.N. (2021), "The educational environment of the university as a factor in stimulating the orientation of students to physical culture lessons", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 31-32.

10. Shirokova, E.A. and Schegoleva, M.A. (2021), "Hypodynamia as a factor worsening the quality of life of university students", Bulletin of the Tula State University. Physical education. Sport, No. 4, pp. 74-80.

Контактная информация: baiguzhinaov@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 29.10.2021

УДК 377.1:351.74

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЫ

Мухтар Магаметович Байдаев, кандидат педагогических наук, доцент, Академия

управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Москва

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема повышения эффективности профессиональной подготовки сотрудников для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации с использованием возможностей электронной информационно-образовательной среды. На основе анализа нормативных правовых документов раскрыты понятия информационно-образовательная среда, дистанционные технологии обучения и цифровая образовательная среда. Выделены и обоснованы основные алгоритмы разработки информационно-образовательной среды. Автор, на основе личностно-социально-деятельностного подхода, осуществляет исследование тео-

рии и практики поставленного вопроса посредством контент-анализа научных источников, включенного наблюдения за работой и анализа результатов деятельности преподавателей и руководителей учебных групп и обосновывает использование информационно-образовательной среды, как один из путей повышения эффективности профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. В процессе анализа ключевых вопросов поставленной проблемы, автором уточняется сущностная характеристика и проблемы разработки информационно-образовательной среды органа, организации МВД России, и затрагиваются вопросы по одному из наиболее актуальных в настоящее время направлений - использования современных информационных технологий в учебном процессе и предлагаются варианты его последовательного решения. В статье использованы материалы исследований, проведенных в ряде территориальных органов МВД России в период с 2013 г. по настоящее время и в образовательных организациях в период с 2019 г по настоящее время. Наиболее значимые результаты исследования опубликованы в научных статьях и учебных пособиях, которые применяются на инструктивно-методических занятиях с руководителями учебных групп.

Ключевые слова: электронная информационно-образовательная среда, дистанционные технологии обучения, информационно-коммуникационные технологии, руководители учебных групп, профессиональная подготовка, мотивации, современные информационные технологии, учебные занятия, педагогическая деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p26-33

IMPROVING EFFECTIVENESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF EMPLOYEES

OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN CONDITIONS OF USAGE OF ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL

ENVIRONMENT

Mukhtar Magametovich Baidaev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Moscow

Abstract

The article deals with the actual problem of improving the efficiency of professional training of employees for filling positions in the internal affairs bodies of the Russian Federation using the capacities of the electronic information and educational environment. Based on the analysis of regulatory legal documents, the concepts of information and educational environment, distance learning technologies and digital educational environment are disclosed. The main algorithms for the development of the information and educational environment are identified and justified. The author, on the basis of a personal-social-activity approach, carries out research on the theory and practice of the question posed through content analysis of scientific sources, included monitoring of the work and analysis of the results of the activities of teachers and heads of study groups and justifies the use of the information and educational environment as one of the ways to improve the effectiveness of professional training of employees of internal affairs bodies. In the process of analyzing the key issues of the problem posed, the author clarifies the essential characteristics and problems of the development of the information and educational environment of the body, organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia, and raises questions on one of the most relevant areas at present - the use of modern information technologies in the educational process and offers options for its consistent solution. The article uses research materials conducted in a number of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the period from 2013 to the present and in educational organizations in the period from 2019 to the present. The most significant results of the study are published in scientific articles and textbooks, which are used in instructional and methodological classes with the heads of educational groups.

Keywords: electronic information and educational environment, distance learning technologies, information and communication technologies, heads of study groups, professional training, motivations, modern information technologies, training sessions, pedagogical activity.

В условиях, когда возросли требования к качеству профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, а традиционные формы обучения не позволяют достичь требуемого качества, в условиях, когда информатизация и цифровизация проникла во все направления деятельности органов внутренних дел Рос-

сийской Федерации качество и эффективность профессиональной подготовки сотрудников возможно в значительной степени повысить за счет: формирования предметного, технического, программного и методического компонентов электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС); подготовки участников образовательного процесса к деятельности в ЭИОС; комплексного использования дидактических компонентов ЭИОС.

Модернизация системы подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел (ОВД) Российской Федерации на наш взгляд предполагает, создание условий для повышения качества профессиональной подготовки сотрудников, опираясь на современные достижения в области цифровой трансформации, получение результатов профессиональной подготовки адекватных современным требованиям, предъявляемым к сотрудникам полиции.

В настоящее время цифровая трансформация затронула все сферы деятельности человека. При этом не только в деятельности профессиональной, но и в деятельности повседневной компьютеры, гаджеты и информационно-коммуникационные технологии обеспечивающие доступ к глобальным информационным сетям все больше и больше становятся нашими незаменимыми помощниками.

Результаты опроса сотрудников системы МВД России показали, что более 90% сотрудников имеют либо свой персональный компьютер, либо гаджет с доступом к сети интернет. Степень владения персональным компьютером сотрудники оценивают как: профессиональный пользователь - 6%; уверенный пользователь - 22%; пользователь - 41%; есть некоторые навыки работы - 29%; не владею- 2% [2]. Помимо обработки данных и использования, как хранилища данных, компьютерная техника и гаджеты широко используются сотрудниками и для оперативного получения и обмена профессионально значимой информацией.

Применение современных информационных и информационно-телекоммуникационных технологий позволяет успешно использовать ЭИОС при подготовке сотрудников ОВД.

Под информационно-образовательной средой (ИОС), согласно Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России, утвержденной постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31 мая 1995 года № 6, понимается «системно-организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей пользователей» [1].

В соответствии с ч.3 ст.16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», электронная информационно-образовательная среда, включает в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.Так же в последнее время широко используется понятие «цифровая образовательная среда», под которой в соответствии с Положением о проведении на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 года №2040, понимается совокупность условий для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы и сервисы, цифровой образовательный контент, информационные и телекоммуникационные технологии, технологические средства и обеспечивающей освое-

ние учащимися образовательных программ в полном объеме независимо от места проживания.

Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) в соответствии с ч.1 ст.16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

В Концепции развития дистанционного обучения в государствах-участниках СНГ, утвержденной Решением Совета глав правительств Независимых Государств от 22 ноября 2007 года, где под дистанционным обучением понимается целенаправленный организованный и согласованный во времени и пространстве процесс взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения с использованием педагогических, а также информационных и коммуникационных технологий. Там же дается понятие технологий дистанционного обучения, как совокупности методов и средств обучения, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии с использованием информационно - коммуникационных технологий.

Анализ понятий информационно-образовательная среда и электронная информационно-образовательная среда представлен в трудах В.С. Малышева, А.Ю. Наливалкина, Л.В. Степановой, Э.А. Максимовой, Ч.С. Хошимовой [5, 6, 7, 8] и др.

В условиях ЭИОС реализация программ профессиональной подготовки сотрудников ОВД осуществляется преимущественно с применением ДОТ. При этом ДОТ базируются на использовании глобальных, ведомственных и локальных сетей для обеспечения доступа сотрудников к ИОС, организации педагогического и учебного взаимодействия сотрудников с руководителями групп профессиональной подготовки и друг с другом.

Показателями эффективности обучения сотрудников ОВД в условиях ЭИОС выступают: темпо-временные показатели прохождения учебных планов и программ, интегральный критерий педагогического эффекта ЭИОС и качество усвоения учебной информации, а также коэффициент экономии времени и коэффициент обученности сотрудников. Сравнение указанных показателей при традиционном обучении и обучении в условиях ЭИОС, а также перенос усвоенных знаний и способов деятельности сотрудниками в различные ситуации и уровни усвоения системы опорных знаний и умений, соответствующие уровням познавательной деятельности, позволили сравнивать эффективность образовательного процесса при традиционном обучении и обучении в условиях ЭИОС.

На основе теоретического анализа и экспериментального поиска Е.В. Лобанова, исходя из сочетания различных ступеней знаний и степени овладения сотрудниками способами учебно-познавательной деятельности в системе профессиональной подготовки, выделяет четыре уровня в условиях ЭИОС [4].

На воспроизводящем уровне у сотрудников ОВД наблюдается наличие опорных знаний по темам профессиональной подготовки, что соответствует низкой степени усвоения; умением переноса усвоенных знаний в аналогичные условия.

На реконструктивно-вариативном уровне наблюдается наличие опорных знаний, которые обучающийся может воспроизвести с помощью наводящих вопросов; умением переноса усвоенных знаний и способов деятельности в ситуации с изменением некоторых параметров. Этот уровень предполагает овладение операциями анализа, синтеза, обобщения и др.

На частично-поисковом уровне наблюдается наличие опорных знаний по предмету, которые сотрудник ОВД может воспроизвести самостоятельно; прослеживается умение переноса усвоенных знаний и способов деятельности в новые условия.

На творческом уровне наблюдается наличие более широкого и углубленного круга опорных знаний по предмету, которые обучающийся сотрудник ОВД может избирательно

актуализировать; умеет найти новый подход к решению проблемы и осуществить его. На этом уровне проявляется умение видеть проблему и отыскивать наиболее оптимальный путь для его решения.

На сегодняшний день в большинстве органов, организациях и подразделениях внутренних дел невозможно заранее спланировать создание и применение всего комплекса дидактических средств ЭИОС. Это обусловлено многими причинами и, в первую очередь, недостаточной технической оснащенностью многих территориальных ОВД. В настоящее время в системе МВД России широкое применение ЭИОС наблюдается в ведомственных образовательных организациях и отдельных компонентов в подразделениях ЦА МВД России.

Среди основных алгоритмов дидактического проектирования ЭИОС, обеспечивающим прогнозируемый характер формирования ИОС следует отнести:

1. Алгоритм разработки электронных учебных материалов, в том числе не только разработки электронных учебников и пособий, различных справочников, но и видео лекций, а также средств и способов тестирования сотрудников по направлениям и темам профессиональной подготовки.

Основная часть электронных учебных материалов готовится силами профессорско-преподавательского состава образовательных организаций и самих сотрудников ОВД, некоторая часть - приглашенными специалистами. И в том и другом случае добиться большей эффективности можно путем взаимодействия педагогов-методистов и разработчиков программного обеспечения в том числе и компьютерных дизайнеров.

2. Алгоритм создания электронных учебников и пособий, который включает в себя следующие этапы:

- целеполагающий, на котором осуществляется определение цели обучения, компетенций, которые необходимо сформировать у сотрудников;

- организационный, на котором определяется команда разработчиков, которая может включать организаторов-управленцев, преподавателя или преподавателей, программистов, экспертов и т.д. При этом основную роль играет педагог, так как любой электронный информационно-образовательный продукт создается с целью повышения качества и эффективности обучения;

- разработка логической структуры электронного учебного продукта;

- подбор необходимой информации и разработка электронного учебного продукта

- отладка электронного учебного продукта;

- экспериментальная апробация электронного учебного продукта;

- оценка эффективности;

- при необходимости внесение корректировок.

3. Алгоритм создания электронной библиотечной системы, для накопления, хранения и предоставления информационно-образовательных и научно-методических ресурсов.

4. Алгоритм разработки медиа-контента подразумевает использование мультимедийных средств, видео лекций, анимационных проектов и т.д.

5. Алгоритм разработки системы контроля и тестирования знаний обучаемых, который преимущественно основывается на технологии компьютерного тестирования.

6. Алгоритм разработки управляющей подсистемы ЭИОС предусматривает внедрение корпоративной информационной системы, которая развивается в направлении повышения эффективности управления учебным процессом и движением контента ЭИОС.

7. Алгоритм разработки программно-технико-технологического сопровождения процесса профессиональной подготовки сотрудников ОВД, которая включает:

- разработку программного обеспечения для внедрения новых образовательных технологий в процесс профессиональной подготовки сотрудников ОВД;

- обеспечение всех направлений деятельности ОВД необходимым и достаточным набором лицензионных программных продуктов;

- модернизацию, расширение и развитие существующей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

В зависимости от конкретных условий процесс разработки, внедрения, контроля, коррекции (при необходимости) требует совместных действий и усилий, как от разработчиков программного обеспечения, так и от организаторов-управленцев и наоборот. Рассматривая вопросы организации процесса профессиональной подготовки сотрудников ОВД с опорой на ЭИОС, по нашему мнению, следует заранее предвидеть возможные трудности, их характер, спрогнозировать их возможные последствия и с учетом этого процесс внедрения и эксплуатации потенциала ЭИОС организовать таким образом, чтобы минимизировать затраты временных, материально-технических, кадровых и других ресурсов. Как показывает анализ, основные факторы, оказывающих негативное воздействие на разработку, освоение и использование новшеств, можно объединить в следующие группы: организационные, морально-психологические, финансово-экономические, программно-технические и др. При определении комплекса мер, обеспечивающих удовлетворение потребностей процесса профессиональной подготовки сотрудников ОВД с опорой на ЭИОС, следует учитывать степень их влияния.

К первой группе факторов следует отнести организационные факторы, связанные со сложностями организации, координации работы различных служб, подразделений ОВД, экспертов и специалистов сторонних организаций привлекаемых к разработке, внедрению, отладке, эксплуатации ЭИОС.

Вторую группу факторов составляют финансово-экономические. Разработка программного обеспечения, электронных образовательных ресурсов, приобретение и обновление по мере необходимости технических средств, финансирование труда привлекаемых специалистов сторонних организаций - это далеко не полный перечень затрат на разработку, внедрение и эксплуатацию ЭИОС.

В третью группу следует включить программно-технические факторы, связанные со сложностью разработки программного обеспечения, необходимостью технического сопровождения и постоянного обновления программных и аппаратных средств ввиду быстрого физического и морального их износа в условиях ускоренного развития технического прогресса, а также с отсутствием доступа или неустойчивым соединением потребителей к сети Интернет или недостаточным уровнем пропускной способностью телекоммуникационных сетей и др.

В четвертую группу по порядку, но не по степени значимости относят человеческий фактор. Воплощение целей обучения в результат разработки программного обеспечения, передача результатов разработки ИОС от разработчиков к конечным пользователям, которые используют ее возможности в процессе профессиональной подготовки сотрудников, все это предполагает участие конкретных людей с присущими им особенностями, личностными качествами. Следует также учесть возможный характер «сопротивления», которое может возникнуть в процессе внедрения инноваций.

Основная информационная технология, используемая при проведении занятий это видеоконференция позволяющая осуществлять сеанс онлайн-связи в режиме реального времени между двумя или более пользователями, между обучающим и обучаемыми.

Опыт использования видеоконференций в образовательном процессе позволяет выделить следующие их возможности:

- высокая оперативность общения с удаленной аудиторией;

- возможность участия в видеоконференции одновременно нескольких структурных подразделений [3].

Функции, связанные с разработкой, внедрением в образовательную практику компонентов ЭИОС и обеспечения безопасности от негативного воздействия, распылены по

различным структурным подразделениям ОВД. Целесообразно сконцентрировать функции связанные с разработкой, внедрением в процесс профессиональной подготовки компонентов ЭИОС управлением процессом внедрения новшеств в специальном подразделении органа (организации). Это подразделение должно обеспечивать квалифицированный анализ научно-технической идеи ЭИОС и выработку совокупности мероприятий по ее реализации, внедрению новшества и программно-технического сопровождения с учетом возможностей в процесс профессиональной подготовки сотрудников ОВД, а также обеспечения информационной безопасности.

Таким образом, применение современных информационных технологий, электронных образовательных ресурсов и формируемой на их базе электронной информационно-образовательной среды имеют высокий потенциал для повышения качества и эффективности профессиональной подготовки сотрудников ОВД. Вместе с тем, этот потенциал будет реализован в полной мере только в том случае, если будет учитываться интегративное воздействие организационных, финансово-экономических, программно-технических и человеческих факторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абросимов А.Г. Теоретические и практические основы создания информационно-образовательной среды вуза : монография / А.Г. Абросимов; Самарская государственная экономическая академия. - Самара : Самар. гос. экон. акад., 2003. - 203 с.

2. Байдаев М.М. Инновационные технологии в процессе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации / А. Д. Лазукин, М.М. Байдаев // Вестник Екатерининского института. - 2013. - № 4 (24). - С. 20-23.

3. Лазукин А. Д. Теория и практика интенсификации профессиональной подготовки сотрудников территориальных органов МВД России на основе современных информационных технологий / А.Д Лазукин., М.М. Байдаев. - Москва : Военный университет, 2015. - 152 с.

4. Лобанова Е.В. О подходах к проектированию образовательных программ высшего профессионального образования в современных условиях / Е.В. Лобанова // Инновации в образовании. - 2004. - № 4. - С. 5-13.

5. Малышев В.С. Анализ содержания понятия «информационная образовательная среда вуза / В.С. Малышев // Сибирский педагогический журнал. - 2019. - №1. - С. 70-80.

6. Наливалкин А.Ю. Анализ понятия информационно-образовательной среды / А.Ю. Нали-валкин // Вестник Российской международной академии туризма. - 2012. - № 1 (4). - С. 101-103.

7. Степанова Л.В. Проектирование информационно-образовательная среды организаций дополнительного образования / Л.В. Степанова, Э.А. Максимова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 3 (68). - C. 275-279.

8. Хошимова Ч.С. Проектирование современной информационной образовательной среды на основе дидактических возможностей Web-технологий / Ч.С. Хошимова. // Молодой ученый. -2017. - № 9 (143). - C. 34-36.

REFERENCES

1. Abrosimov, A.G. (2003), Theoretical and practical foundations for creating an information and educational environment for a university, monograph, Samara State Economic Academy, Samara.

2. Baydaev, M.M., and Lazukin, A.D. (2013), "Innovative technologies in the process of professional training of employees of internal affairs bodies of the Russian Federation", Bulletin of the Catherine Institute, No. 4 (24), pp. 20-23.

3. Lazukin, A.D., and Baidaev, M.M. (2015), Theory and practice of intensification of professional training of employees of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the basis of modern information technologies, Military University Publ., Moscow.

4. Lobanova, E.V. (2004), "About approaches to the design of educational programs of higher professional education in modern conditions", Innovations in education, No. 4, pp. 5-13.

5. Malyshev, V.S. (2019), "Analysis of the content of the concept of information educational environment of a university", Siberian pedagogical journal, No. 1, pp. 70-80.

6. Nalivalkin, A.Yu. (2012), "Analysis of the concept of information and educational environment", Bulletin of the RMAT, No. 1 (4), pp. 101-103.

7. Stepanova, L.V. and Maksimova, E.A. (2020), "Designing the information and educational environment of organizations of additional education", Problems of modern pedagogical education, No. 3 (68), pp. 275-279.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Khoshimova, Ch. S. (2017), "Designing a modern information educational environment based on the didactic capabilities of Web-technologies", Young scientist, No. 9 (143), pp. 34-36.

Контактная информация: baida397@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.11.2021

УДК 796.835

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИЗМЕНЕНИЯ ЧАСТОТЫ СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПОЕДИНКЕ КИКБОКСЕРОВ ДИСЦИПЛИНЫ К1

Иван Владимирович Битюцких, старший преподаватель, Ирина Александровна Сабирова, доктор педагогических наук, доцент, Владислав Владимирович Фёдоров, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Наиль Леватович Сулейманов, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, Волгоградская государственная академия физической культуры

Аннотация

В статье представлены данные, отражающие особенности соревновательной деятельности кикбоксеров дисциплины К1. Анализу подверглись показатели спортсменов квалификации Мастера спорта России и Мастера спорта России международного класса. Изучаемые данные соревновательной деятельности анализировались на основе оценки изменения частоты сердечных сокращений в ходе поединка и отдельно в раундах. В исследовании применен инструментальный метод исследования с использованием системы «Garmin Forerunner 610». Полученные результаты позволили сформировать оптимальную модель динамики нагрузки кикбоксеров дисциплины К1 в трехраундо-вом поединке. Определена эффективная структура и параметры тренировочных нагрузок на этапе непосредственной предсоревновательной подготовки квалифицированных кикбоксеров дисциплины К1 на основе многопиковой формы.

Ключевые слова: кикбоксинг, нагрузка, интенсивность, частота сердечных сокращений, квалифицированные спортсмены, соревновательная деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p33-37

ANALYSIS OF THE DYNAMICS OF CHANGES IN HEART RATE DURING THE COMPETITIVE MATCH OF KICKBOXERS OF DISCIPLINE K1

Ivan Vladimirovich Bityutskikh, the senior teacher, Irina Alexandrovna Sabirova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladislav Vladimirovich Fedorov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Nail Levatovich Suleymanov, the candidate of pedagogical sciences, department chair, Volgograd State Academy of Physical Education

Abstract

The article presents the data reflecting the peculiarities of the competitive activity of kickboxers of the discipline K 1. The indicators of athletes qualified as Masters of Sports of Russia and Masters of Sports of Russia of international class were analyzed. The studied data of competitive activity were analyzed based on the assessment of changes in heart rate during the match and separately in rounds. The study used the instrumental research method using the Garmin Forerunner 610 system. The obtained results made it possible to form the optimal model of the dynamics of the load of kickboxers of the discipline K1 in the three-round duel. The effective structure and parameters of training loads at the stage of direct pre-competitive training of qualified kickboxers of the K1 discipline on the basis of the multi-peak form are determined. loads at the stage of direct pre-competitive training of qualified kickboxers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.