Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ'

ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ИНТЕРАКТИВНАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старцев Алексей Михайлович

В статье раскрывается вопросы перспективного подхода к преподаванию дисциплин специальной подготовки и развития современных технологий в профессионально-прикладной подготовке сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старцев Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND APPLIED ISSUES OF TEACHING SPECIAL TRAINING DISCIPLINES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article reveals the issues of a promising approach to the teaching of special training disciplines and the development of modern technologies in the professional and applied training of employees of the internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ»

УДК 37; ББК 74

DOI 10.24412/2658-638Х-2021-2-153-155

© Старцев А.М. 2021

THEORETICAL AND APPLIED ISSUES OF TEACHING SPECIAL TRAINING DISCIPLINES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

Aleksei M. Startsev,

Head of the Department of Special Tactics Educational and Scientific Complex of Special Training Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot' 12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997

Алексей Михайлович Старцев,

начальник кафедры специальной тактики учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя 117997 г. Москва, ул. Академика Волгина, д.12

Для цитирования: Старцев А.М. Теоретико-прикладные вопросы преподавания дисциплин специальной подготовки в образовательных организациях МВД России. Психология и педагогика служебной деятельности. 2/2021. С. 153-155. Научная специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования.

Abstract. The article reveals the issues of a promising approach to the teaching of special training disciplines and the development of modern technologies in the professional and applied training of employees of the internal affairs bodies.

Keywords: pedagogical technologies, special training, internal affairs officer, police officer, interactive learning environment, professional competencies.

Аннотация. В статье раскрывается вопросы перспективного подхода к преподаванию дисциплин специальной подготовки и развития современных технологий в профессионально-прикладной подготовке сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: педагогические технологии, специальная подготовка, сотрудник органов внутренних дел, сотрудник полиции, интерактивная среда обучения, профессиональные компетенции.

Существующая криминальная обстановка в регионах Российской Федерации характеризуется рядом негативных тенденций: во-первых, сохраняется, а в некоторых случаях уровень преступности снижается; во-вторых, возрастает активность международного терроризма [1], где по заявлению Министра внутренних дел Российской Федерации Владимира Колокольце-ва: «серьезной угрозой национальной безопасности остается экстремизм. В прошлом году сотрудниками органов внутренних дел выявлено 500 преступлений экстремистской направленности или 60 процентов от общего количества зарегистрированных» [2].

Следует отметить, что безопасность граждан и государства в целом представляет собой глубокосодержательный и сложноструктурированный процесс, предопределенный объективными процессами развития современного мира. В соответствии с этим изменяются не только условия обе-

спечения общественной безопасности, но и деятельность правоохранительных институтов.

Учитывая многолетний положительный опыт профессионального образования в системе МВД России, необходимость в его постоянном совершенствовании остается насущным вопросом при организации эффективного компетентност-ного и деятельностного подхода к качественной подготовке сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД). Отмечено, что пути развития профессиональной подготовки сотрудников ОВД изучались рядом авторов (Подлипняк Ю. Ф., Яншин В. В., Гросс И. Л., Щипин А. И., Сафонов Д. Г., Родин В. Ф., Сысоев Ю. В. и др.), которые в своих работах убедительно доказали необходимость постоянного совершенствования учебного процесса МВД России и внедрения в него инновационных педагогических технологий.

Недостаточная разработка теоретико-методологических оснований к модернизации и оптими-

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

зации учебного процесса в специальной подготовке образовательных организаций МВД России заключается в слабом соответствии результатов обучения и существующими оперативно-служебными задачами в повседневной деятельности сотрудников ОВД [3]. В связи с эти необходимо выявить и рассмотреть ряд вопросов касающихся противоречивых суждений о проблемах современного повышения качества профессионального обучения сотрудников ОВД в области специальной подготовки. Следует учесть, что анализ результатов научных исследований свидетельствует о том, что поиск инновационных педагогических технологий в профессиональном обучении сотрудников ОВД не прекращается, а при нахождении наилучших идей реализуется и обогащает образовательную среду в виде различных педагогических моделей обучения. Тем не менее, определяя образовательные условия для благоприятного формирования профессиональных компетенций специалистов правоохранительных органов предполагается решение следующих приоритетных задач:

1. Создание ведущего практико-ориентиро-ванного образовательного Центра по подготовке и переподготовке сотрудников ОВД в рамках дополнительного образования с использованием последних достижений в учебно-методических, научно-исследовательских и материально-технических областях для образовательных организаций и территориальных органов МВД России. С каждым годом возникает необходимость в формировании однообразного подхода, координации и усилий по противодействию преступным элементам.

2. Разработка единой структуры и содержания учебно-методического обеспечения преподавания дисциплин специальной подготовки в образовательных организациях МВД России.

3. Совершенствование нормативной правовой базы, в частности: имеющиеся противоречия и пробелы в правовом регулировании физической и огневой подготовки существенно усложняют эффективную профессиональную подготовку сотрудников ОВД, как в образовательных организациях, так и в территориальных органах МВД России; внесение изменений в законодательные акты, регулирующие применение средств административного и государственного принуждения правонарушителей.

4. Обеспечение учебного процесса современными техническими средствами обучения с доступом к новейшим системам информационно-образовательной среды [4].

5. Интенсификация обучения на основе внедрения инновационных педагогических технологий [5].

6. Разработка и внедрение рейтинговой оценки уровня и контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся.

7. На регулярной основе осуществлять научно-прикладные исследования, что позволит с опережением отслеживать и решать возникающие проблемы в области специальной подготовки, а также привлекать профессионалов высокой квалификации способных эффективно подключаться к процессу обучения и консультирования.

8. Предусмотреть различные варианты обратной связи. Преподаватель мотивирован тем, чтобы обучающийся понимал, над чем ему необходимо работать, на какие узловые моменты в вопросах обратить внимание и планировать их, не ограничиваясь формальными признаками. Преподаватель должен быть одновременно консультантом, координатором и наставником: он объясняет, как обучаться, ориентироваться в мультимедиа-пространстве, отбирать информацию, заниматься расширением мировоззрения, стремиться к профессиональному самосовершенствованию.

9. Применение конвергентного подхода в образовании позволит более эффективно формировать и совершенствовать профессиональные компетенции сотрудников ОВД в области специальной подготовки [6].

Указанные проблемные вопросы свидетельствуют о необходимости формирования принципиально новых подходов к методологической системе обеспечения учебного процесса в образовательных организациях МВД России, включающая эффективные и действенные инструменты обучения. На фоне этого реализацию сформулированных предложений необходимо осуществлять поэтапно и поступательно с эффективными инструментами контроля. Учитывая важность проблемы противодействия преступности, следует обратить пристальное внимание на первоначальную подготовку сотрудников ОВД, в рамках которой формируются первичные умения и навыки применения физической силы (боевых приемов борьбы), специальных средств и огнестрельного оружия. На сегодняшний день имеется достаточное количество фактов неправомерного применения сотрудниками полиции отдельных мер силового принуждения к правонарушителям или по отношению отдельным гражданам повлекшие за собой негативные последствия, что вызывает неодобрительные отзывы общественности. Все это является следствием недостаточной подготовленности

сотрудников полиции к экстремальным условиям служебной деятельности. При этом следует учитывать и провокационный характер поведения граждан, что оказывает разрушительное (деструктивное) воздействие на физическое состояние и психику сотрудника полиции.

Особо следует подчеркнуть, что новизна и значимость данной тематики требует создание серьезной фундаментальной административной инфраструктуры, включающей в себя методологические, научные и материальные разработки, стабильно реализуемые данный проект.

Библиографический список

1. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации по итогам 2019 года и тенденции ее развития: аналитический обзор / [М. В. Гончарова и др.]. - М. : ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2020. - 88 с.

2. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции Российской Федерации Владимира Колокольцева на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации. Официальный сайт МВД России https://мвд.рф/news/ йет/23305248/.

3. Гросс, И. Л., Подлипняк, Ю. Ф. Педагогическая система специальной боевой подготовки в МВД России: монография / И.Л. Гросс, Ю.Ф. Подлипняк, Н.В. Румянцев. - М: Регенс. 2013. - 480 с.

4. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448; 2010, № 31, ст.4196; 2011, № 15, ст. 2038; № 30, ст. 4600; 2012, № 31, ст. 4328; 2013, № 14 ст. 1658; № 23, ст. 2870; № 27, ст. 3479; № 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, № 19, ст. 2302; № 30, ст. 4223, ст. 4243).

5. Байдаев, М. М. Интенсификация профессиональной подготовки сотрудников территориальных органов МВД России на основе современных информационных технологий : дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.01 / М. М. Байдаев. - М. : Академия управления МВД России, 2015.

6. Роберт И. В. Конвергенция наук об образовании и информационных технологий как эволюционное сближение наук и технологий // Информационная среда образования и науки. 2014. № 20. С. 25-67.

Bibliographic list

1. Comprehensive analysis of the state of crime in the Russian Federation at the end of 2019 and trends in its development: an analytical review / [M. V. Gon-charova and others]. - M.: FGKU "VNII MIA of Russia", 2020. - 88 p.

2. Speech by the Minister of Internal Affairs of the Russian Federation, General of the Police of the Russian Federation Vladimir Kolokoltsev, at an expanded meeting of the collegium of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia https: // mv.drf/news/item/23305248/.

3. Gross, IL, Podlipnyak, Yu. F. Pedagogical system of special combat training in the Ministry of Internal Affairs of Russia: monograph / I.L. Gross, Yu.F. Podlipnyak, N.V. Rumyantsev. - M: Regens. 2013 .-- 480 p.

4. Federal Law of July 27, 2006 No. 149-FZ "On Information, Information Technologies and Information Protection" (Collected Legislation of the Russian Federation, 2006, No. 31, Art. 3448; 2010, No. 31, Art. 4196; 2011 , No. 15, Art. 2038; No. 30, Art. 4600; 2012, No. 31, Art. 4328; 2013, No. 14 Art. 1658; No. 23, Art. 2870; No. 27, Art. 3479; No. 52, Art. 6961, Art. 6963; 2014, No. 19, Art. 2302; No. 30, Art. 4223, Art. 4243).

5. Baidaev, MM Intensification of professional training of employees of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the basis of modern information technologies: dis. ... Cand. teacher. Sciences: 13.00.01 / M.M.Baydaev. - M.: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2015.

6. Robert IV Convergence of educational sciences and information technologies as an evolutionary convergence of sciences and technologies // Information environment of education and science. 2014. No. 20. P. 25-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.