Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ИЗ ОПЫТА БЕЛ ЮИ МВД РОССИИ ИМЕНИ И.Д. ПУТИЛИНА)'

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ИЗ ОПЫТА БЕЛ ЮИ МВД РОССИИ ИМЕНИ И.Д. ПУТИЛИНА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александров А. Н., Клыкова Е. В.

Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов применения дистанционных образовательных технологий в профессиональном обучении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. В работе проанализирован опыт Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина по организации дистанционного обучения слушателей факультета профессиональной подготовки, на основе которого, а также результатов опроса обучающихся факультета профессиональной подготовки и профессорско-преподавательского состава, задействованного в реализации основных программ профессионального обучения (первоначальной подготовки), сделан вывод о нецелесообразности замены традиционных форм обучения исключительно дистанционными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александров А. Н., Клыкова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF E-LEARNING TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION (FROM THE EXPERIENCE OF PUTILIN BELGOROD LAW INSTITUTE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA)

The article deals with the current issues of the use of e-learning technologies in the professional training of law enforcement officers of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The authors analyze the experience on the organization of e-learning for students of the faculty of vocational training of the Putilin Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, on the basis of which the authors come to the conclusion that it is unreasonable to replace traditional forms of education with e-learning. The survey of students of the faculty of vocational training and the teaching staff involved in the implementation of basic vocational training programs (initial training) show just the same point of view.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ИЗ ОПЫТА БЕЛ ЮИ МВД РОССИИ ИМЕНИ И.Д. ПУТИЛИНА)»

т* m

ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ИЗ ОПЫТА БЕЛ ЮИ МВД РОССИИ ИМЕНИ И.Д. ПУТИЛИНА)

THE USE OF E-LEARNING TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION (FROM THE EXPERIENCE OF PUTILIN BELGOROD LAW INSTITUTE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA)

УДК 34:378.1

А.Н. АЛЕКСАНДРОВ,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород)

Е.В. КЛЫКОВА,

кандидат экономических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород)

ALEXEY N. ALEXANDROV,

Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

ELENA V. KLYKOVA,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов применения дистанционных образовательных технологий в профессиональном обучении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

В работе проанализирован опыт Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина по организации дистанционного обучения слушателей факультета профессиональной подготовки, на основе которого, а также результатов опроса обучающихся факультета профессиональной подготовки и профессорско-препода-

вательского состава, задействованного в реализации основных программ профессионального обучения (первоначальной подготовки), сделан вывод о нецелесообразности замены традиционных форм обучения исключительно дистанционными.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, первоначальная подготовка, учебный процесс, образовательные ресурсы.

Для цитирования: Александров А.Н., Клыкова Е.В. Применение дистанционных образовательных технологий в профессиональном обучении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (из опыта Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина) // Проблемы правоохранительной деятельности. 2021. № 2. С. 48-53.

Abstract: the article deals with the current issues of the use of e-learning technologies in the professional training of law enforcement officers of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

The authors analyze the experience on the organization of e-learning for students of the faculty of vocational training of the Putilin Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, on the basis of which the authors come to the conclusion that it is unreasonable to replace traditional forms of education with e-learning. The survey of students of the faculty of vocational training and the teaching staff involved in the implementation of basic vocational training programs (initial training) show just the same point of view.

Keywords: E-learning technologies, initial training, educational process, educational resources.

For citation: Alexandrov A.N., Klykova E.V. The use of e-learning technologies in the professional training of law enforcement officers of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (from the experience of Putilin Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia) // Problems of Law Enforcement Activity. 2021. № 2. P. 48-53.

В течение достаточно длительного периода образовательные организации работают в непростых условиях, связанных с необходимостью реализации комплекса санитарно-эпидемиологических мер, направленных на профилактику распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. Эпидемиологическая обстановка значительно повлияла на организацию образовательного процесса и потребовала расширения практики применения информационно-коммуникационных технологий.

Переход к реализации образовательных программ профессионального обучения с применением дистанционных образовательных технологий1 в условиях пандемии для Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина2, как и для других образовательных организаций МВД России, был безальтернативным, сопряженным с преодолением сложностей и препятствий различного характера и осуществлялся поэтапно во исполнение Указов Президента Российской Федерации, распоряжений и указаний МВД России, ДГСК МВД России. Стоит отметить, что институт уже обладал определенным опытом

1 Далее - «ДОТ».

2 Далее - «институт».

организации обучения в дистанционном формате, но по дополнительным профессиональным программам.

Успешность внедрения дистанционных технологий напрямую зависит от правильно выбранной программной платформы и информационной системы, реализующей процесс обучения [2].

В кратчайшие сроки руководством и учебными подразделениями института осуществлен поиск оптимальных решений организации и проведения различных видов учебных занятий с применением ДОТ, изучены различные практики их применения, внесены соответствующие изменения в локальные нормативные акты института, образовательные программы, скорректированы техническое и методическое обеспечение учебного процесса.

Дистанционное обучение осуществлялось институтом с использованием программного обеспечения ТшеСоп^ с сентября 2020 года -BigBlueButton. В учебном процессе были задействованы педагогические кадры, обладающие необходимым уровнем подготовки для осуществления профессионального обучения с применением ДОТ. Следует отметить, что в 2019 году профессорско-преподавательский состав института прошел обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации профессорско-преподавательского соста-

ва, вспомогательного персонала и сотрудников института, использующих и обеспечивающих функционирование образовательных информационных ресурсов, что существенно ускорило процесс адаптации к особенностям дистанционного обучения.

В новом формате классический опыт организации учебной деятельности оказался не всегда востребованным. Профессорско-преподавательскому составу потребовались новые подходы к методическому обеспечению учебного процесса, подбору дополнительных учебных и информационно-справочных материалов, новые навыки, в том числе создания презентаций, видеосюжетов, слайдов, их грамотного использования. Необходимую помощь преподаватели могли получить в виртуальном методическом кабинете института.

Безусловно, дистанционные педагогические технологии значительно расширяют доступность различных образовательных ресурсов, позволяют непрерывно актуализировать знания, исключают пространственные и временные рамки, но при этом центр тяжести перемещается на самостоятельную работу обучающихся и ее методическое обеспечение. Немаловажной является проблема реализации активных форм обучения (практические занятия, учения, деловые игры и др.) [1].

В новых условиях преподавателям института последовательно, иногда путем проб и ошибок, удалось выработать наиболее эффективные способы, приемы и методы педагогической деятельности. Кафедрами, отделом информационно-технического обеспечения учебного процесса3 и учебным отделом института разработан порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме консультаций, оказываемых дистанционно.

Факультетом профессиональной подготовки4 совместно с ОИТО УП посредством видеоконференции были проведены инструктивные занятия с обучающимися. В ЭИОС были размещены электронные учебно-методические комплексы, включая тестовые задания для самоконтроля обучающихся; методические рекомендации для самостоятельной работы по учебной дисциплине (модулю); видеофильмы, мультимедийные презентации, учебники, учебные пособия; Руководство по использованию электронной информационно-образовательной среды института5; ряд инструкций: по входу в

3 Далее - «ОИТО УП».

4 Далее - «ФПП».

5 Далее - «ЭИОС».

виртуальный кабинет для обучающегося института, по подключению к серверу видео-кон-ференц-связи института на базе программного обеспечения ТгиеСо^ и программного обеспечения BigBlueButton, по участию в учебных занятиях в режиме видео-конференц-связи; информация о расписании учебных занятий, порядке назначения и количестве заданий для самостоятельного выполнения обучающимися, порядке использования электронного журнала, графике консультаций обучающихся с использованием средств стационарной и мобильной связи, электронной почты, о вариантах и формах обратной связи, способах визуального взаимодействия профессорско-преподавательского состава и обучающихся; порядке оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

В целях содействия преподавателям в адаптации к деятельности в новых условиях ОИТО УП и учебным отделом института организована система поддержки: проведены обучающие семинары; подготовлены Инструкции по подключению к серверу видео-конференц-связи института на базе программного обеспечения TrueConf и BigBlueButton, по созданию тестов в системе дистанционного обучения; актуализировано наполнение виртуального методического кабинета; в ЭИОС организовано асинхронное общение и обмен положительными методиками применения ДОТ.

В условиях возросшей нагрузки на серверное оборудование ОИТО УП был проведен комплекс мероприятий по перераспределению эксплуатируемого в институте программного обеспечения коллективного пользования (серверных частей КонсультантПлюс, Битрикс, АвторВУЗ, ТшеСоп^ ВВВ) на серверах института, обеспечено одновременное подключение до 600 человек (суммарно на 5 серверах) при проведении лекций (в режиме передачи аудио- и видеопотока от лектора, иные участники конференции работают только на прием информации) и до 60 человек при проведении групповых занятий семинарского типа в режиме видеотрансляции всех участников.

Актуальные проблемы реализации образовательных программ с применением ДОТ обсуждались в рамках вебинара, организованного ДГСК МВД России в августе 2020 года, межвузовской методической конференции «Актуальные вопросы организации образовательного процесса», проведенной 27 мая 2020 года на базе института, рабочего совещания профес-

сорско-преподавательского и начальствующего состава института с территориальными органами МВД России, территориальными органами МВД России на транспорте, направившими сотрудников на обучение, 11 декабря 2020 года.

Учебным отделом института проанализированы результаты итоговых аттестаций слушателей ФПП, завершивших обучение в 2020 году в очном формате, с частичным применением ДОТ и исключительно с применением ДОТ. Средние баллы итоговых аттестаций обучающихся составили 3,76 балла, 4,77 балла и 3,46 балла соответственно.

С целью получения сведений об основных проблемах организации дистанционного обучения, удовлетворенности обучением с применением ДОТ учебным отделом института совместно с факультетом профессиональной подготовки организовано анкетирование обучающихся, в котором приняли участие 250 респондентов, обучающихся с частичным применением ДОТ. В результате анкетирования получены следующие результаты:

60% обучающихся отлично адаптировались к условиям дистанционного обучения, 32% -хорошо, 7% - удовлетворительно и 1% - неудовлетворительно. При этом в СДОТ института 18% слушателей прибегают к помощи Инструкций, 3% - коллег.

Степень удобства использования СДОТ института по 10-балльной шкале оценена респондентами следующим образом: 3 балла - 2%, 4 балла - 2%, 5 баллов - 6%, 6 баллов - 5%, 7 баллов - 15%, 8 баллов - 22%, 9 баллов -10%, 10 баллов - 38%.

Проведение лекций с применением ДОТ оценили на «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно» 89%, 7% и 4% обучающихся, участвовавших в опросе; проведение семинаров - 91%, 6% и 3%; практических занятий - 89%, 8% и 3% соответственно. Эффективность проведения промежуточной аттестации с применением ДОТ 63% слушателей оценили на «отлично», 31% -на «хорошо», 4% - на «удовлетворительно» и 2% затруднились с ответом.

В числе трудностей дистанционного обучения респондентами названы: технические сбои в процессе обучения - 57% опрошенных, необходимость доступа к интернету - 11%, низкое качество обратной связи - 10%, отсутствие персонального компьютера6 - 9%, сложности с получением и (или) отправкой заданий - 5%, сложности с работой на форуме - 4%, недостаточное знание ПК - 3%, низкое качество методических материалов - 1%.

6 Далее - «ПК».

В организации обучения с применением ДОТ понравилось (несколько вариантов ответа): использование современных технологий обучения - 39%, возможность повторно возвратиться к учебному материалу - 34%, возможность самообучения - 27%, индивидуальный темп обучения - 25%, больший объем свободного времени - 20%, возможность самоконтроля - 18%, доступ к дополнительному объему материала по учебным дисциплинам -11%, повышение качества обучения - 7%, ничего не понравилось - 1%.

Выбор обучающимися учебных дисциплин, дистанционное обучение по которым является оптимальным, распределен следующим образом: Основы уголовного права - 19%, Основы уголовного процесса - 15%, Морально-психологическая подготовка - 15%, Основы административного права - 15%, Административная деятельность полиции - 13% , Основы административного процессуального права - 13%, Основы конституционного права - 13%, Основы теории государства и права - 12%, Основы криминологии - 12%, Основы криминалистики - 12%, Информационные технологии в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации - 11%, Русский язык в деловой документации. Культура речи - 9%, Специальная техника органов внутренних дел Российской Федерации - 6%, Основы русского жестового языка - 5%, Актуальные вопросы административной деятельности полиции - 4%, Основы управления в органах внутренних дел Российской Федерации - 3%, Первая помощь - 3%, Делопроизводство и режим секретности - 3%, Тактико-специальная подготовка - 3%, Физическая подготовка - 2%, Огневая подготовка - 2%, Совершенствование общей физической подготовки - 1%.

В числе учебных дисциплин, проведение учебных занятий по которым с применением ДОТ нецелесообразно, обучающимися названы: Огневая подготовка - 49%, Физическая подготовка - 46%, Актуальные вопросы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации - 7%, Основы русского жестового языка - 4%, Тактико-специальная подготовка - 3%, Совершенствование навыков владения оружием - 2%, Административная деятельность полиции - 1%.

55% респондентов указали на то, что с переходом на обучение с применением ДОТ уровень их мотивации к обучению не изменился, 36% отмечают его увеличение, 1% - уменьшение и 8% затруднились с ответом.

В числе пожеланий слушателей факультета профессиональной подготовки по улучшению качества организации обучения с применением

ДОТ 25% респондентов подчеркнули потребность в улучшении качества связи, 73% обучающихся все устраивает. За увеличение количества дистанционных занятий и организацию дистанционного обучения на постоянной основе высказался лишь 1% слушателей.

Опрос профессорско-преподавательского состава, участвующего в учебном процессе на ФПП, показал следующие результаты. С освоением СДОТ института 44% преподавателей справились самостоятельно, 26% - после изучения инструкций, 25% - после дополнительных занятий с сотрудниками ОИТО УП, для 6% сложности сохраняются. 39% преподавателей отметили увеличение методической работы и 38% - организационной.

Организация дистанционного обучения с применением исключительно ДОТ оценена 11% преподавателей на «отлично», 28% - на «хорошо», 46% - «удовлетворительно», 15% - «неудовлетворительно». При этом степень эффективности обучения по учебной дисциплине с применением ДОТ оценена преподавателями следующим образом: 1 балл - 9%, 2 балла - 3%, 3 балла -11%, 4 балла - 9%, 5 баллов - 21%, 6 баллов -8%, 7 баллов - 11%, 8 баллов - 12%, 9 баллов -9%, 10 баллов - 7%; эффективность обратной связи с обучающимися получила следующие оценки: 1 балл - 8%, 2 балла - 4%, 3 балла - 7%, 4 балла - 6%, 5 баллов - 22%, 6 баллов - 17%, 7 баллов - 8%, 8 баллов - 14%, 9 баллов - 4%, 10 баллов - 9%.

Оценки уровня мотивации обучающихся: 1 балл - 9% преподавателей, 2 балла - 9%, 3 балла - 12%, 4 балла - 6%, 5 баллов - 15%, 6 баллов - 11%, 7 баллов - 8%, 8 баллов - 14%, 9 баллов - 2%, 10 баллов - 14%.

В числе основных проблем, с которыми столкнулись преподаватели института (несколько вариантов ответа): сложности технического характера - 50% опрошенных, сложности в поддержании устойчивой обратной связи - 42%, подготовка большого объема методических материалов - 35%, проверка большого объема заданий - 33%, несвоевременное выполнение заданий обучающимися - 29%, сложности организации форума - 13%, сложности организационного характера - 8%, неудобство системы ДОТ института - 7%, все перечисленное - 4%. В числе технических проблем (несколько вариантов ответа) 87% респондентов указали на технические сбои в работе системы, 15% - на сложности с размещением материалов в ЭИОС института, 6% - на необходимость доступа к интернету.

56% преподавателей предпочли бы традиционную форму проведения учебных занятий с

элементами ДОТ, 37% - исключительно традиционную форму обучения, 6% - организацию профессионального обучения (первоначальной подготовки) исключительно с применением ДОТ.

Таким образом, опыт реализации институтом основных программ профессионального обучения (первоначальной подготовки) с применением ДОТ позволяет заключить, что, несмотря на некоторые преимущества, дистанционное обучение имеет и ряд недостатков. В числе наиболее распространенных: различная обеспеченность обучающихся и профессорско-преподавательского состава персональными компьютерами, различные возможности доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет; высокие требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса; сложности мотивации обучающихся и отсутствие тесного контакта слушателя и преподавателя; высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения, отсутствие знаний принципов дистанционной педагогики; наличие технических сбоев, затрудняющих достижение целей занятий, реализацию воспитательной составляющей образовательного процесса.

Бесспорно, организация профессионального обучения ценна с точки зрения его практико-ориентированности, приобретения обучающимися навыков выполнения служебных обязанностей по должностному предназначению, знания алгоритмов их исполнения. При этом простого запоминания информации обучающемуся не достаточно, нужен практический компонент. Дистанционное обучение не позволяет полноценно транслировать вербальную и невербальную информацию, особенно в части, касающейся специфических учебных дисциплин. Нельзя не учитывать и психологические особенности обучающихся, а также факторы, снижающие их когнитивный потенциал.

Однако самая большая проблема дистанционного обучения, на наш взгляд, состоит в формировании профессионального мышления, профессионального сознания. Задача сложновыполнимая в условиях отсутствия полноценного личностного контакта обучающегося и преподавателя.

Полагаем, в условиях информатизации образовательного процесса применение ДОТ в реализации образовательных программ профессионального обучения (первоначальной подготовки) не должно вытеснить традиционный формат. Дистанционное обучение следует считать ситуативным, поскольку необходимость и особенности его применения в образовательных организациях МВД России определяются преимущественно сложившейся образовательной ситуацией.

- Литература -

1. Безгачев Ф.В. Вопросы организации дистанционного обучения в системе органов внутренних дел // Педагогические науки. 2017. № 9. [Электронный ресурс] - https://novaum.ru/public/p374 (дата обращения 13.04.2021).

2. Фалькина Т.Ю., Старикова О.Н. Проблемы внедрения дистанционных технологий в образовательных организациях МВД России [Электронный ресурс] - https://cyberleninka.ru/article/n/proЫemy-vnedreniya-distantsionnyh-tehnologiy-v-obrazovatelnyh-organizatsiyah-mvd-rossii/viewer (дата обращения 10.04.2021).

= References =

1. Bezgachev F.V. Voprosy organizacii distancionnogo obucheniya v sisteme organov vnutrennih del // Pedagogicheskie nauki. 2017. № 9. [Elektronnyj resurs] - https://novaum.ru/public/p374 (data obrashcheniya 13.04.2021).

2. Fal'kina T.YU., Starikova O.N. Problemy vnedreniya distancionnyh tekhnologij v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii [Elektronnyj resurs] - https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vnedreniya-distantsionnyh-tehnologiy-v-obrazovatelnyh-organizatsiyah-mvd-rossii/viewer (data obrashcheniya 10.04.2021).

(статья сдана в редакцию 15.04.2020)

Проблемы правоохранительной деятельности 2'21 -

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.