Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
960
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / образовательные технологии / физическая подготовка / физические качества / видеоконференцсвязь / distance learning / drawing technologies / physical training / physical qualities / video conferencing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коник Алексей Алексеевич, Дыбов Владимир Евгеньевич, Муханов Юрий Викторович, Горбатенко Андрей Васильевич

Проведен анализ периода образовательного процесса, осуществляемый с использованием средств дистанционного обучения. Приведена оценка его влияния на эффективность образовательного процесса на примере организации занятий по физической подготовке на основе субъективных и объективных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коник Алексей Алексеевич, Дыбов Владимир Евгеньевич, Муханов Юрий Викторович, Горбатенко Андрей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF EDUCATION USING REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

An educational period is analyzed using remote learning tools. It is an assessment of its impact on the effectiveness of the educational process on the example of organizing classes in physical training on the basis of subjective and objective indicators.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

1

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

УДК 796.011:378.14 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-4-34-41

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ

ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

А.А. Коник, В.Е. Дыбов, Ю.В. Муханов, А.В. Горбатенко

Проведен анализ периода образовательного процесса, осуществляемый с

использованием средств дистанционного обучения. Приведена оценка его влияния на

эффективность образовательного процесса на примере организации занятий по физи-

ческой подготовке на основе субъективных и объективных показателей.

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательные технологии,

физическая подготовка, физические качества, видеоконференцсвязь.

ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS Коник Алексей Алексеевич, канд. пед. наук,

OF EDUCATION USING REMOTE доц., konik_inf@mail.ru, Россия, Белгород, Белгородский

EDUCATIONAL TECHNOLOGIES юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина,

Дыбов Владимир Евгеньевич, преподаватель,

Konik A.A., candidate of pedagogical sci- v.e._90@mail.ru, Россия, Белгород, Белгородский юриди-

ences, associate professor, konik_inf@ ческий институт МВД России им. И.Д. Путилина,

mail.ru, Russia, Belgorod Law Institute of Муханов Юрий Викторович, канд. пед. наук,

Ministry of the Internal of the Russia Federa- доц., зам. начальника кафедры, muchanov555@yandex.ru,

tion named after I.D. Putilin, Россия, Белгород, Белгородский юридический институт

Dybov V.E., lecturer, v.e._90@mail.ru, Rus- МВД России им. И.Д. Путилина,

sia, Belgorod, Belgorod Law Institute of Горбатенко Андрей Васильевич, старший

Ministry of the Internal of the Russia Federa- преподаватель, gorbatenkoandrey@yandex.ru, Россия, Бел-

tion named after I.D. Putilin, город, Белгородский юридический институт МВД России

Mukhanov Yu.V., candidate of pedagogical им. И.Д. Путилина

sciences, associate professor, deputy head of

the department, muchanov555@yandex.ru,

Russia, Belgorod Belgorod Law Institute of Во время ограничений, связанных

Ministry of the Internal of the Russia Federa- с профилактикой распространения коро-

tion named after I.D. Putilin, навирусной инфекции COVID-19, пред-

Gorbatenko A.V., senior lecturer, alexandr.

apalkov@yandex.ru, Russia, Belgorod, Belgo- ставители многих сфер жизнедеятельно-

rod Law Institute of Ministry of the Internal of сти столкнулись с необходимостью пе-

the Russia Federation named after I.D. Putilin

рейти на новый, не освоенный ранее

An educational period is analyzed using re- формат функционирования – дистанци-

mote learning tools. It is an assessment of its онный. Образовательная система отреа-

impact on the effectiveness of the educational

process on the example of organizing classes гировала на данные ограничения одной

in physical training on the basis of subjective из первых, так как столкнулась с серьез-

and objective indicators. ным противоречием. С одной стороны,

Key words: distance learning, drawing tech- условия обучения в образовательной ор-

nologies, physical training, physical qualities, ганизации являлись наиболее «комфорт-

video conferencing. ными» для распространения нового ви-

руса. Этому способствовало большое скопление людей в ограниченном

пространстве на несколько часов, редкое проветривание помещений, неиз-

бежность контакта с большим количеством людей в течение учебного вре-

мени и т. д. [3]. С другой стороны, необходимо было продолжать образова-

34

2

Физическая культура [Physical culture]

тельный процесс с минимальными потерями в качестве образования.

Поэтому образовательный процесс достаточно быстро перешел на новый

уровень функционирования с применением дистанционных образователь-

ных технологий вне зависимости от теоретической или практической

направленности занятия [5].

По данным интернет-энциклопедии «Википедия», дистанционное

обучение – это взаимодействие учителя и учащихся между собой на рас-

стоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели,

содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реа-

лизуемое специфичными средствами интернет-технологий или другими

средствами, предусматривающими интерактивность. Следует, что дистан-

ционные образовательные технологии (ДОТ) – это вид образовательных

технологий, осуществляемых с применением инновационных информаци-

онных и телекоммуникационных технологий, где взаимосвязь между педа-

гогом и учащимся осуществляется на расстоянии [4].

Таким образом, есть основания рассматривать дистанционное обу-

чение как самостоятельную форму обучения, в которой информационные

технологии являются ведущим средством [8]. Большую часть знаний обу-

чающемуся необходимо осваивать самостоятельно, независимо от содер-

жания и направленности занятия (теоретическая, практическая), учитывая

предоставленный преподавателем учебно-методический материал по теме

занятия.

В данной ситуации необходимо отметить, что те учебные дисцип-

лины, которые предусматривают формирование новых двигательных уме-

ний и навыков, оказались в наиболее сложной ситуации. Педагоги лишены

не только возможности применять многие методы обучения, но и специ-

альные технические средства обучения, которые невозможно использовать

в домашних условиях, в том числе и дорогостоящее оборудование. Одной

из таких учебных дисциплин является физическая подготовка (куль-

тура) [5–8].

Для оценки эффективности проведения занятий по физической под-

готовке с использованием средств дистанционного обучения в период с

марта по июнь 2020 г. на базе Белгородского юридического института

МВД России имени И.Д. Путилина был организован педагогический экс-

перимент в естественных условиях. В педагогическом эксперименте при-

няли участие курсанты первого года обучения в количестве 54 чел.

(юноши), а также был проведен опрос профессорско-преподавательского

состава кафедры физической подготовки с целью выявления положитель-

ного опыта от применения дистанционного обучения.

Опрос профессорско-преподавательского состава свидетельствует,

что к положительным аспектам дистанционного обучения (на примере

физической подготовки) можно отнести:

35

3

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

– более полный (количественный) охват аудитории (как правило,

легкое недомогание позволяет присутствовать на занятии дистанционно, в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отличие от традиционной формы);

– возможность более глубокого (детального) изучения теоретиче-

ских основ изучаемой дисциплины;

– возможность более широкого использования наглядного метода

обучения (диаграммы, презентации, обучающее видео и т. д.);

– дистанционный формат обучения предоставляет обучающимся

условия для саморазвития и самовыражения для каждого обучаемого (по-

зволяет обучающимся сформировать индивидуальную программу с воз-

можностью расстановки приоритетов в изучении различных учебных дис-

циплин);

– мобильную взаимосвязь с педагогом (при необходимости и по

конкретным вопросам), позволяя не отвлекаться от основной темы заня-

тия;

– многообразие форм контроля для оценки теоретических знаний,

полученных в процессе дистанционного обучения с разных сторон (тести-

рование, опрос, демонстрация при помощи программ видеоконференций).

Таким образом, новые информационные технологии дают возмож-

ность не просто передавать информацию на расстоянии, но и обеспечить

управление самим процессом обучения, развивая интеллектуальные спо-

собности и практические навыки обучающихся [3, 8].

Однако в процессе обучения были выявлены и отрицательные ас-

пекты:

– отсутствие у многих обучающихся оборудования, необходимого

для полноценного осваивания знаний на дистанционном обучении (персо-

нальный компьютер, ноутбук, скоростной выход в интернет и др.);

– большинство систем видеоконференцсвязи оказались не готовы к

возросшим потребностям обучающегося населения (как с количественной,

так и с качественной стороны), поэтому работали не стабильно и не позво-

ляли качественно проводить учебные занятия;

– отсутствие у обучающихся (в первую очередь первых годов обу-

чения) готовности к самостоятельному освоению новых двигательных дей-

ствий;

– отсутствие возможности коррекции ошибок и неточностей в

новых (неизвестных ранее) двигательных действиях;

– снижение уровня мотивации к развитию физических качеств,

освоению двигательных умений, по причине отсутствия возможности

осуществления контроля их развития и ограничения методов стимулиро-

вания;

36

4

Физическая культура [Physical culture]

– невозможность самостоятельного изучения новых технических

действий по причине отсутствия как необходимого оборудования, так и

ассистента (в действиях, выполняемых в паре) и т. д. [1, 2].

За период эксперимента анализировались как объективные показа-

тели (уровень развития физических качеств), так и субъективные пара-

метры (удовлетворенность знаниями, умениями и навыками, полученными

в процессе обучения). В качестве методов исследования применялись

опрос в виде анкетирования, тестирование физических качеств.

Анализ результатов силовых способностей в контрольных испыта-

ниях: подтягивание в висе на перекладине, сгибание и разгибание рук в

упоре лежа, сгибание и разгибание рук в упоре на параллельных брусьях –

свидетельствует об отсутствии значимых отрицательных или положи-

тельных изменений в среднегрупповом результате за исследуемый период

(рис. 1). Анализ проводился по показателям, полученным в марте 2020 г.

(до начала периода дистанционного обучения) и в июне 2020 г. (по средст-

вам видеофиксации).

36.2

29.5

17.1 18.2

14.3 14.1

Подтягивание в висе Сгибание Сгибание

на перекладине и разгибание рук и разгибание рук

в упоре лежа в упоре на брусьях

март июнь

Рис. 1. Динамика показателей силовых способностей

курсантов, кол-во раз

В то же время отмечено снижение результатов в контрольных

испытаниях, определяющих скоростные и координационные способности

(челночный бег 10×10 м) и общую выносливость (бег на 3000 м) (рис. 2).

37

5

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

25.9 26.2

11.31 11.55

Челночный бег 10х10 м, с Бег на 3000 м, мин

2019 г. 2020 г.

Рис. 2. Динамика показателей скоростных и координационных

способностей, общей выносливости курсантов

Исследуемые показатели анализировались за минимально возмож-

ный период проведения контрольного испытания с учетом погодных усло-

вий – октябрь 2019 г. (первое тестирование) и октябрь 2020 г. (второе тес-

тирование). Контрольное испытание в период дистанционного обучения не

проводилось, так как не представлялось возможным провести контроль для

получения объективных данных. В то же время полученные результаты

можно считать информативными с учетом положительной динамики в

исследуемых показателях у обучающихся предыдущих годов обучения до

периода дистанционного обучения, одинакового количества учебного вре-

мени (в том числе для самостоятельной подготовки), идентичных заданий

для самостоятельной подготовки как в период обучения, так и во время

каникул (отпуска), одинаковых требований к уровню развития физических

качеств курсантов вне зависимости от формата обучения.

Для получения субъективной оценки эффективности дистанцион-

ного обучения было проведено анкетирование обучающихся. Вопросы

были составлены таким образом, чтобы охватить весь период обучения на

первом курсе – первый семестр в обычном формате и второй семестр в

смешанном формате (один месяц обычное обучение, три месяца – дистан-

ционное). В анкете предлагалось оценить по 10-балльной шкале каждое

направление в различные периоды обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ ответов о качестве полученных знаний за весь период обу-

чения свидетельствует, что обучающиеся оценивают их достаточно высоко

(9,4 балла), в то время как за период обучения с использованием дистанци-

онного обучения оценили качество знаний ниже (8,6 балла), чем в период

традиционного обучения (9,7 балла).

38

6

Физическая культура [Physical culture]

Уровень личной физической подготовленности за весь период обу-

чения курсанты оценили достаточно высоко (8 баллов). В то время как раз-

витие физических качеств считают более эффективным в период традици-

онного обучения (8,3 балла) по сравнению с периодом дистанционного

обучения (8,1 балла).

Из результатов, полученных по итогам анкетирования, а также тес-

тирования показателей физической подготовленности, следует, что каче-

ство эффективности обучения без применения дистанционных образова-

тельных технологий (непосредственно в очной форме) выше, чем обучение

с применением ДОТ. Таким образом, дистанционный вид образовательной

деятельности на данный момент не готов стать полноценной альтернати-

вой традиционному обучению, несмотря на то что имеет положительные

аспекты.

Положительные и отрицательные стороны обучения с применением

дистанционных образовательных технологий влияют на образовательный

процесс в целом, а также на достижение цели, поставленной в данном про-

цессе. Целью любого образования должно становится обеспечение усло-

вий в формировании компетентной, креативной, высоконравственной,

успешной личности, которая будет осознавать ответственность за настоя-

щее и будущее своей страны перед обществом через образовательные тех-

нологии.

Основной целью физической подготовки является формирование

физической готовности обучающихся к успешному выполнению опера-

тивно-служебных и служебно-боевых задач, умелому применению физиче-

ской силы, а также боевых приемов борьбы и обеспечение высокой рабо-

тоспособности в процессе службы [1, 2]. Полученные навыки и умения в

области физической подготовки во время прохождения обучения в образо-

вательных организациях МВД России являются основой (фундаментом)

базы знаний, которые в дальнейшей служебной деятельности могут обес-

печить сохранность не только собственной жизни, но и окружающих гра-

ждан.

Список литературы

1. Кулиничев А.Н., Воротник А.Н. Некоторые особенности профес-

сионально-прикладной физической подготовки курсантов образователь-

ных организаций системы МВД России // Совершенствование профессио-

нальной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных

организаций и сотрудников силовых ведомств: сб. материалов XVIII Меж-

дунар. науч.-практ.конф.: в 2 т. Иркутск: Изд-во ВСИ МВД РФ, 2016.

С. 145–150.

2. Муханов Ю.В., Тарасенко А.А., Лопатин И.И. Проблемы и пути

совершенствования физической подготовки в образовательных организа-

39

7

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

циях МВД России // Вестник Белгородского юридического института МВД

России. 2017. № 1. С. 36–38.

3. Нестик Т.А. Влияние пандемии COVID-19 на общество: соци-

ально-психологический анализ // Институт психологии Российской акаде-

мии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. Т. 5. № 2 (18).

С. 47–83.

4. Психологическое состояние людей в период пандемии COVID-19

и мишени психологической работы / О.М. Бойко [и др.] // Психологиче-

ские исследования. 2020. Т. 13. № 70. C. 1.

5. Секреты успеха дистанционного обучения / Ю.В. Семенихина

[и др.] // Педагогика и психология: перспективы развития: сб. материалов

Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. / редколлегия: О.Н. Широ-

ков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. С. 23–26.

6. Технология формирования у студентов устойчивости к нервно-

эмоциональному напряжению средствами физической культуры /

Д.В. Щербин [и др.] // Педагогическое образование в системе высшей

школы: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Белгород: Изд-во

БУКЭП, 2015. С. 188–195.

7. Физическая подготовка курсантов МВД России: тенденции и

перспективы / А.А. Коник [и др.] // Физическое воспитание и спорт в выс-

ших учебных заведениях: сб. статей XV Междунар. науч. конф., посвящ.

65-летию БГТУ им. В.Г. Шухова. Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова,

2019. С. 166–169.

8. Халиков А.А., Мусамедова К.А., Ибрагимова О.А. Анализ мето-

дов дистанционного обучения и внедрения дистанционного обучения в об-

разовательных учреждениях // Вестник научных конференций. 2017. № 3–6

(19). С. 171–173.

References

1. Kulinichev A.N., Vorotnik A.N. Nekotorye osobennosti professional'no-prikladnoj

fizicheskoj podgotovki kursantov obrazovatel'nyh organizacij sistemy MVD Rossii [Some

features of professional-applied physical training of cadets of educational organizations of the

system of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Improvement of professional and

physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law en-

forcement agencies: collection of articles. materials of the XVIII Intern. scientific-practical

conference: in 2 volumes. Irkutsk: Publishing house of the All-Russian Institute of Internal

Affairs of the RF Ministry of Internal Affairs, 2016. P. 145–150.

2. Muhanov Yu.V., Tarasenko A.A., Lopatin I.I. Problemy i puti sovershenstvova-

niya fizicheskoj podgotovki v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii [Problems and

ways of improving physical training in educational institutions of the Ministry of Internal Af-

fairs of Russia] // Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of

the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2017. No. 1. P. 36–

38.

40

8

Физическая культура [Physical culture]

3. Nestik T.A. Vliyanie pandemii COVID-19 na obshchestvo: social'no-psihologi-

cheskij analiz [The impact of the COVID-19 pandemic on society: a socio-psychological

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

analysis] // Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Social'naya i ekonomicheskaya psi-

hologiya [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Social and economic

psychology]. 2020. V. 5. No. 2 (18). P. 47–83.

4. Psihologicheskoe sostoyanie lyudej v period pandemii COVID-19 i misheni psi-

hologicheskoj raboty [The psychological state of people during the COVID-19 pandemic and

the target of psychological work] / O.M. Bojko [et al.] // Psihologicheskie issledovaniya [Psy-

chological research]. 2020. V. 13. No. 70. C. 1.

5. Sekrety uspekha distancionnogo obucheniya [Secrets of distance learning success]

/ Yu.V. Semenihina [et al.] // Pedagogy and psychology: development prospects: collection of

articles. materials Vseros. scientific-practical conf. with int. part. / editorial board:

O.N. Shirokov [et al.]. Cheboksary: Central nervous system "Interactive plus", 2020. P. 23–

26.

6. Tekhnologiya formirovaniya u studentov ustojchivosti k nervno-emocional'nomu

napryazheniyu sredstvami fizicheskoj kul'tury [Technology of students' resistance to neuro-

emotional stress formation by means of physical culture / D.V. Shcherbin [et al.] // Pedagogi-

cal education in the system of higher education: collection of articles. materials Intern.

scientific-practical conf. Belgorod: BUKEP Publishing House, 2015. P. 188–195.

7. Fizicheskaya podgotovka kursantov MVD Rossii: tendencii i perspektivy [Physi-

cal training of cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia: trends and prospects] /

A.A. Konik [et al.] // Physical education and sport in higher educational institutions: collec-

tion of articles. articles XV Intern. scientific. conf., dedicated. 65th anniversary of BSTU im.

V.G. Shukhov. Belgorod: Publishing house of BSTU im. V.G. Shukhova, 2019. P. 166–169.

8. Halikov A.A., Musamedova K.A., Ibragimova O.A. Analiz metodov distancion-

nogo obucheniya i vnedreniya distancionnogo obucheniya v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah

[Analysis of distance learning methods and implementation of distance learning in educa-

tional institutions] // Vestnik nauchnyh konferencij [Bulletin of scientific conferences]. 2017.

No. 3–6 (19). P. 171–173.

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.