Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ACTIVITIES / CADETS / MOTIVATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУРСАНТЫ / МОТИВАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьяков А.А., Рыльский С.В., Пашкова Г.И., Филатов М.С.

Цель исследования - выявить мотивы к занятиям спортивно-оздоровительной деятельностью у курсантов образовательного учреждения МВД России. Методика и организация исследования. Для определения мотивов физкультурно-спортивной деятельности у курсантов Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина были использованы психодиагностические опросники (методики). Опрос проводился среди курсантов 1-го года обучения после 3 месяцев их обучения в институте. В опросе приняло участие 160 человек (100 юношей и 60 девушек). Результаты исследования и выводы. Результаты опроса девушек дают возможность выделить 3 вида мотивов по их выраженности. Ярко выражен мотив социального самоутверждения (19,1±1,8 балла), который указывает на стремление девушек проявить себя. Выражается в том, что занятия спортом и достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются с точки зрения личного престижа, оценки знакомыми, окружающими результатов деятельности. Выраженность к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью у юношей отражается в социальном самоутверждении (18,2±1,1 балла) и социально-эмоциональном мотиве (18,4±1,2 балла). Явное преимущество данных мотивов указывает на то, что юноши в большей степени эмоционально проявляют себя в физкультурно-спортивной деятельности и как сильные представителя пола самоутверждаются в данном роде деятельности. Результаты опроса определения мотивов достижения успеха и избегания неудач показали, что большая часть курсантов, как девушек (29), так и юношей (48), боятся неудач. Они готовы действовать только для того, чтобы избежать получения негативной оценки от окружающих. Среди опрошенных также были курсанты, которые имеют мотивацию к достижению успеха. При исследовании мотивации к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью следует учитывать взаимообусловленность и зависимость мотивов от внешних факторов и внутренних установок обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Третьяков А.А., Рыльский С.В., Пашкова Г.И., Филатов М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MOTIVATING CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA FOR PHYSICAL EDUCATION ACTIVITIES

Objective of the study was to identify the motives of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for health and fitness activities. Methods and structure of the study. The psychodiagnostic tests (questionnaire survey) were used to identify the motives of the cadets of Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin for physical education and sports activities. Subject to the survey were the first-year cadets (n=160, including 100 boys and 60 girls), 3 months into the studies at the institute. Results of the study and conclusions. The results of the survey conducted among the girls revealed three types of motives. The social affirmation motives (19.1±1.8) were strongly pronounced, indicating the girls' desire to prove themselves, which was expressed in the fact that sports activities and sports achievements are viewed and experienced from the perspective of personal prestige, results of their activities are evaluated by the acquaintances and wider public. The extent to which boys expressed themselves during physical education and sports activities was reflected in their social affirmation (18.2±1.1) and social and emotional motivation (18.4±1.2). The clear advantage of these motives is that young males are more emotional during their physical education and sports activities and, as the representatives of the stronger sex, assert themselves in this type of activity. The results of the survey aimed to determine the motivation to achieve success and avoid failure showed that most cadets, both girls (29) and boys (48), had a fear of failure. They were only willing to avoid getting a negative assessment from others. The respondents also included cadets who were motivated to achieve success. When studying the motivation for physical education and sports activities, account should be taken of the interrelation and dependence of motives on the external factors and internal attitudes of trainees.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

особенности мотивации к занятиям физическом культурой курсантов образовательных организаций

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 05.04.2020 г.

Информация для связи с автором:

Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Третьяков1

Кандидат педагогических наук, доцент С.В. Рыльский1

Кандидат педагогических наук, доцент Г.И. Пашкова1

М.С. Филатов1

1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

PECULIARITIES OF MOTIVATING CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA FOR PHYSICA EDUCATION ACTIVITIES

PhD, Associate Professor A.A. Tretyakov1 PhD, Associate Professor C.V. Rylsky1 PhD, Associate Professor G.I. Pashkova1 M.S. Filatov1

1 Belgorod State National Research University, Belgorod

Аннотация

Цель исследования - выявить мотивы к занятиям спортивно-оздоровительной деятельностью у курсантов образовательного учреждения МВД России.

Методика и организация исследования. Для определения мотивов физкультурно-спортивной деятельности у курсантов Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина были использованы психодиагностические опросники (методики). Опрос проводился среди курсантов 1-го года обучения после 3 месяцев их обучения в институте. В опросе приняло участие 160 человек (100 юношей и 60 девушек). Результаты исследования и выводы. Результаты опроса девушек дают возможность выделить 3 вида мотивов по их выраженности. Ярко выражен мотив социального самоутверждения (19,1 ±1,8 балла), который указывает на стремление девушек проявить себя. Выражается в том, что занятия спортом и достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются с точки зрения личного престижа, оценки знакомыми, окружающими результатов деятельности. Выраженность к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью у юношей отражается в социальном самоутверждении (18,2±1,1 балла) и социально-эмоциональном мотиве (18,4±1,2 балла). Явное преимущество данных мотивов указывает на то, что юноши в большей степени эмоционально проявляют себя в физкультурно-спортивной деятельности и как сильные представителя пола самоутверждаются в данном роде деятельности. Результаты опроса определения мотивов достижения успеха и избегания неудач показали, что большая часть курсантов, как девушек (29), так и юношей (48), боятся неудач. Они готовы действовать только для того, чтобы избежать получения негативной оценки от окружающих. Среди опрошенных также были курсанты, которые имеют мотивацию к достижению успеха. При исследовании мотивации к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью следует учитывать взаимообусловленность и зависимость мотивов от внешних факторов и внутренних установок обучающихся.

Ключевые слова: физическая подготовка, физкультурно-спортивная деятельность, курсанты, мотивация, образовательная среда.

Annotation

Objective of the study was to identify the motives of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for health and fitness activities.

Methods and structure of the study. The psychodiagnostic tests (questionnaire survey) were used to identify the motives of the cadets of Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin for physical education and sports activities. Subject to the survey were the first-year cadets (n=160, including 100 boys and 60 girls), 3 months into the studies at the institute.

Results of the study and conclusions. The results of the survey conducted among the girls revealed three types of motives. The social affirmation motives (19.1±1.8) were strongly pronounced, indicating the girls' desire to prove themselves, which was expressed in the fact that sports activities and sports achievements are viewed and experienced from the perspective of personal prestige, results of their activities are evaluated by the acquaintances and wider public. The extent to which boys expressed themselves during physical education and sports activities was reflected in their social affirmation (18.2±1.1) and social and emotional motivation (18.4±1.2). The clear advantage of these motives is that young males are more emotional during their physical education and sports activities and, as the representatives of the stronger sex, assert themselves in this type of activity.

The results of the survey aimed to determine the motivation to achieve success and avoid failure showed that most cadets, both girls (29) and boys (48), had a fear of failure. They were only willing to avoid getting a negative assessment from others. The respondents also included cadets who were motivated to achieve success.

When studying the motivation for physical education and sports activities, account should be taken of the interrelation and dependence of motives on the external factors and internal attitudes of trainees.

Keywords: physical training, physical education and sports activities, cadets, motivation, educational environment.

Введение. Способ определения эффективности обучения, результативной деятельности человека заключается в понимании его мотивации [1, 2, 4]. Особое значение это имеет для тех видов деятельности, которые связаны с физическими или психологическими нагрузками [5].

Мотивы физкультурно-спортивной деятельности не только побуждают человека заниматься ею, но также придают

данному виду деятельности более личный, субъективный характер [6, 7]. В различные периоды жизнедеятельности они периодически меняются под влиянием различных факторов: обстоятельства, оценка личных действий, мнение других людей, а также воспитательная работа [1, 7].

Особую роль в формировании устойчивой мотивации к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью на 1-м

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

этапе можно отнести осознание педагогом того, что курсанты нечетко осознают потребности, которые являются основой мотивации [2, 4]. У обучающихся преобладают неопределённость и взаимозаменяемость разных способов их удовлетворения.

Цель исследования - выявить мотивы к занятиям спортивно-оздоровительной деятельностью у курсантов образовательных учреждений МВД России.

Методика и организация исследования. Для определения мотивов к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью курсантов были использованы психодиагностические методики: «Мотивы занятий физкультурно-спортивной деятельностью» (А. В. Шаболтас), «Мотивация успеха и боязнь неудач (МУН)» (А. А. Реан). Опрос проводился среди курсантов 1-го года обучения Белгородского юридического института МВД России им. И. Д. Путилина. В нем приняло участие 160 человек (100 юношей и 60 девушек). Курсантов опрашивали после 3 месяцев обучения в институте. К этому моменту обучающиеся познакомились с образовательной средой вуза, с курсантами во взводе, с преподавателями и курсовыми офицерами.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты опроса по методике А. В. Шаболтас представлены в табл. 1. В опросе приняли участие девушки и юноши.

Результаты опроса девушек дают возможность выделить 3 вида мотивов по их выраженности. Ярко выражен мотив социального самоутверждения (19,1 ±1,8 балла), что указывает на стремление девушек проявить себя. Выражается в том, что занятия спортом и достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются с точки зрения личного престижа, оценки знакомыми, окружающими результатов деятельности. Следующие по выраженности - мотивы достижения успеха - 14,3±0,5 балла и рационально-волевой (рекреационный) - 14,3±0,6 балла. Данные мотивы отражают желание достигать высоких результатов в занятиях, а также регулировать объем нагрузки при дефиците двигательной или физической активности. Из всех исследуемых в опросе мотивов меньшее количество баллов набрал спортивно-познавательный мотив - 7,5±0,4 балла. Данное обстоятельство указывает на отсутствие желания у девушек разбираться в технических тонкостях упражнений и двигательных действий, правил спортивных и подвижных игр и т. д.

Выраженность к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью у юношей отражается в социальном самоутверждении (18,2±1,1 балла) и социально-эмоциональном мотиве

Таблица 1. Выраженность мотивов к занятиям физкультурно-спор-тивнойдеятельностью(А.В. Шаболтас)

Мотивы Девушки Юноши

Эмоциональное удовольствие 8,1±0,7 12,2±0,6

Социальное самоутверждение 19,1±1,8 18,2±1,1

Физическое самоутверждение 9,8±0,9 11,3±0,6

Социально-эмоциональный 9,2±1,0 18,4±1,2

Социально-моральный 8,4±0,5 11,1±0,8

Достижение успеха 14,3±0,5 16,1±1,4

Спортивно-познавательный 7,5±0,4 9,2±0,6

Рационально-волевой (рекреационный) 14,3±0,6 17,1±0,5

Подготовка к профессиональной деятельности 11,8±0,7 13,3±0,6

Гражданско-патриотический 11,0±0,4 11,2±0,6

Таблица 2. Оценка мотивации успеха и боязни неудачи (А.А. Реан)

Опрашиваемые Боязнь неудачи (1-7) Ярко не выражен (8-13) Надежда на успех (14-20)

Девушки 29 11 20

Юноши 48 17 35

(18,4±1,2 балла). Явное преимущество данных мотивов указывает на то, что юноши в большей степени эмоционально проявляют себя в физкультурно-спортивной деятельности и как сильные представителя пола самоутверждаются в данном роде деятельности. Следующий по выраженности мотив рационально-волевой (рекреационный) - 17,1±0,5 балла. Полученный результат немного ниже ярко выраженных мотивов, что говорит о желании регулировать свою активность, восполнять дефицит активности за счет физических нагрузок. Наименьшее количество баллов у спортивно-познавательного мотива - 9,2±0,6 балла. Данный факт вызывает интерес. Как правило, юноши заинтересованы в разучивании правил спортивных игр, новых технических действий и движений.

Обобщая результаты опроса, можно сказать, что из ярко выраженных мотивов у курсантов образовательной организации МВД преобладают социально-эмоциональный мотив и мотив социального самоутверждения. Менее выраженным, как у юношей, так и у девушек, является спортивно-познавательный мотив.

Толчком к активности в любой деятельности могут в равной степени стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей. Это контуры двух важных типов мотивации - мотивации успеха и мотивации боязни неудачи. Мотивация успеха, несомненно, носит положительный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Личностная активность здесь зависит от потребности в достижении успеха. А вот мотивация боязни неудачи менее продуктивна. При данном типе мотивации человек стремится прежде всего избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий - вот что определяет его деятельность. Еще ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха.

Полученные результаты по опроснику А. А. Реана представлены в табл. 2.

Результаты опроса показали, что большая часть курсантов, как девушек (29), так и юношей (48), боятся неудач. Они готовы действовать только лишь во избежание получения негативной оценки. Среди опрошенных также были курсанты, которые имеют мотивацию на достижение успеха, которые не боятся неудач во время обучения. Опрос выявил среди таких курсантов 20 девушек и 35 юношей. Остальная часть опрошенных (девушки -11, юноши - 17) указали на то, что их мотивы выражены неярко, поэтому отнести к группам с ярко выраженными мотивами их нельзя. Такая тенденция связана с тем, что в образовательной организации МВД России большое внимание отводится дисциплине и порядку во время учебного процесса. Неисполнение различного рода обязанностей, негативные оценки и прочие замечания могут нести в себе различного рода наказания. Возможно, данные результаты имеют курсанты 1 -го года обучения. В дальнейшем предполагается исследование мотивации и ее динамики на различных этапах обучения.

Вывод. Результаты исследования показали, что ярко выраженными мотивами к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью у юношей и девушек являются мотив социального самоутверждения и социально-эмоциональный мотив. К слабо выраженным можно отнести спортивно-познавательный мотив. Большинство курсантов боятся неудач. Только около 30 % опрошенных курсантов мотивированы на достижение успеха. 15 %% курсантов имеют неопределенную мотивацию в образовательной среде, ни к достижению успеха, ни к избеганию неудач.

При исследовании мотивации к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью следует учитывать взаимообусловленность и зависимость мотивов от внешних факторов и внутренних установок обучающихся.

78

http://www.teoriya.ru

№ 8 • 2020 Август | August

Литература

1. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Издат. центр «Академия», 2003. - 288 с.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.

3. Кондаков В.Л. Коррекция нарушений суставно-связочного аппарата студентов специальных медицинских групп средствами оздоровительного плавания / В.Л. Кондаков, В.В. Дрогомерец-кий // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 20ll. -№ 12 (82). - С. 83-86.

4. Кузьмин М.А. Мотивация спортивной деятельности в различных видах спорта / М.А. Кузьмин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 2 (84). - С. 84-89.

5. Малахова О.Ю. Роль рефлексивно-образовательной среды в профессионально-личностном самоопределении студента вуза / О.Ю. Малахова // Образование и общество. - 2015. - Т. 1. -№ 90. - С. 87-91.

6. Полетаев В.В. Особенности здорового образа жизни современного студента / В.В. Полетаев // Оптимизация учебно-тренировочного процесса: тез. докл. VI Всерос. науч.-практ. конф. - Н. Новгород: ННГУ, 2007. - С. 109-111.

7. Стешенко В.В. Проблемы и условия формирования у студентов мотивационной направленности на здоровый образ жизни / В.В. Стешенко, И.Ф. Нагайцева // Физическая культура и спорт учащейся молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития: сб. науч. тр. VIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. - С. 172-174.

References

1. Gogunov E.N., Martyanov B.I. Psikhologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta [Psychology of physical education and sport]. Study guide for

7.

students of higher ped ed. institutions. M.: Akademiya publ., 2003. 288 p.

Ilyin E.P. Motivatsiya i motivy [Motivation and motives]. St. Petersburg: Piter publ., 2002. 512 p.

Kondakov V.L., Drogomeretskiy V.V. Korrektsiya narusheniy sustav-no-svyazochnogo apparata studentov spetsialnykh meditsinskikh grupp sredstvami ozdorovitelnogo plavaniya [Correction of disorders of joint-ligamentous apparatus of special medical group students by means of recreational swimming]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2011. No. 12 (82). pp. 83-86. Kuzmin M.A. Motivatsiya sportivnoy deyatelnosti v razlichnykh vidakh sporta [Motivation for sports in various sports]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2012. No. 2 (84). pp. 84-89. Malakhova O.Yu. Rol refleksivno-obrazovatelnoy sredy v profession-alno-lichnostnom samoopredelenii studenta Vuza [Role of reflective-educational environment in professional-personal self-determination of university student]. Obrazovanie i obschestvo. 2015. v. 1. No. 90. pp. 87-91.

Poletaev V.V. Osobennosti zdorovogo obraza zhizni sovremennogo studenta [Healthy lifestyle features of modern student]. Optimizatsiya uchebno-trenirovochnogo protsessa [Optimization of training process]. Proc. VI nat. res.-practical conf.. N. Novgorod: NNGU publ., 2007. pp. 109-111.

Steshenko V.V., Nagaytseva I.F. Problemy i usloviya formirovani-ya u studentov motivatsionnoy napravlennosti na zdorovy obraz zhizni [Problems and conditions for formation of students' healthy lifestyle motivation]. Fizicheskaya kultura i sport uchashcheysya molodezhi v sovremennykh usloviyakh: problemy i perspektivy raz-vitiya [Physical education and sports of students in modern conditions: problems and development prospects] Proc. VIII nat. res.-practical conf. from international participation. Tula: TulSU publ., 2012. pp. 172-174.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

реализация элективных курсов по шахматам на базе вуза в условиях пандемии

Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Михайлова1 Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Алифиров1 1Российский государственный социальный университет, Москва УДК/UDC 796.011.3

Ключевые слова: шахматы, дистанционное обучение, формы и средства обучения.

Введение. В настоящее время в связи с объявленной Всемирной организацией здравоохранения пандемией ко-ронавирусной инфекции COVID-19 и режимом самоизоляции студентов вуза становятся востребованными и актуальными ресурсы дистанционного обучения на различных платформах и онлайн-сервисах.

Цель исследования - выявление оптимальных организационных форм, средств и методов дистанционных занятий по дисциплине «Элективные курсы по шахматам» на базе вуза в условиях пандемии.

Методика и организация исследования. Для магистрантов Российского государственного социального университета по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» в вариативной части учебного плана программы разработаны электронные образовательные контенты и на выбор предлагаются 3 дисциплины: «Технологии и методики преподавания игровых видов спорта (шахматы)», «Основы адаптивного шахматного спорта», «Практические основы шахмат».

Результаты исследования и их обсуждение. Дополнением к работе в университетской системе дистанционного обучения, используются стандартные и специфические информативные дистанционные формы и средства преподавания и контроля. Детализируем их содержание:

• Преподавание в приложении Skype, Zoom. Данные приложения позволяют тренеру в режиме демонстрации транслировать на экране примерные партии, разбирать типичные позиции, осуществляя анализ и подачу материала через аудиовизуальный канал. Единственным недостатком данного вида

implementation of academic elective chess courses during pandemic

PhD, Associate Professor I.V.Mikhaylova1 PhD, Associate Professor A.I. Alifirov1 1Russian State Social University, Moscow

Поступила в редакцию 21.04.2020 г. обучения является несовершенство обратной связи, а именно недоступность для студентов передвигать фигуры на доске.

• Использование ресурсов портала «Шахматная планета». На портале «Шахматная планета» регулярно проходят лекции ведущих педагогов-гроссмейстеров, в режиме онлайн и офлайн, бесплатно и по подписке. Этот Интернет-портал, являющийся одним из самых больших игровых зон в мире, может быть рекомендован для спортсменов-шахматистов, имеющих I спортивный разряд и выше, а также для игровой практики начинающих шахматистов.

• Самостоятельная тренировка на платформах chess.com иchessKing.com. Особенностью выбора интернет-ресурсов для тренировки отдельных стадий и элементов шахматной игры: дебюта, тактики, стратегии, миттельшпиля и эндшпиля - является доступный веб-интерфейс с возможностью дополнительной установки на гаджеты. Эти технические условия позволяют подобрать индивидуальные траектории обучения в любой момент свободного времени, при этом участие наставника в учебно-тренировочном процессе лимитировано проверкой в режиме удаленного доступа.

Вывод. Электронные формы, инновационные средства и методы дистанционных занятий позволяют осуществить реализацию механизмов развития общих и специальных компетенций студентов по дисциплине «Элективные курсы по шахматам» на базе вуза в условиях пандемии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Mikhaylova, I.V. Pedagogical Concept of Technical and Tactical

Training of Persons with Disabilities in Chess Sport / I.V. Mikhaylova

// Chelovek. Sport. Meditsina. - 2019. - Т. 19. - № 4. - С. 111-116.

DOI: 10.14529/hsm190413

Информация для связи с автором: chessy07@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.