ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА
УДК 796.8 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10201
РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КУРСАНТОВ СРЕДСТВАМИ ЕДИНОБОРСТВ
А.Ю. Дорохин, А.В. Горбатенко, А.Н. Воротник, А.А. Лазарев
Предложена методика развития скоростно-силовых способностей курсантов на учебных занятиях по физической подготовке средствами единоборств. Обоснована эффективность экспериментальной методики на основе сравнения показателей физической подготовленности курсантов контрольной и экспериментальной групп.
Ключевые слова: курсанты, физическая культура, физическая подготовка, единоборства, средства и методы, скоростно-силовые способности.
Единоборствам отводится большое значение в процессе физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России [3, 4]. Бокс и кикбоксинг являются основными средствами для изучения ударной техники руками и ногами, а самбо и дзюдо - для изучения бросковой техники и ведения борьбы в положении партера в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина. На занятиях по физической подготовке, начиная с первого года обучения, изучаются стойки, передвижения, защитные и атакующие действия, проводятся учебно-тренировочные спарринги по упрощенным правилам бокса, кикбоксинга, дзюдо, самбо, рукопашного боя [1, 2]. Для повышения эффективности изучения данного направления профессорско -преподавательским составом кафедры физической подготовки института применяются современные информационные источники, а также проводятся исследования в области совершенствования физических и психофизических качеств обучающихся [7, 8].
Каждый вид контактных единоборств подразумевает всестороннее физическое развитие занимающихся, так как для успешного выполнения какого-либо технического действия как атакующего, так и защитного не -обходимы не только хорошие координационные способности, но и скоро-стно-силовые качества, а также различные формы их проявления [2, 3]. Безусловно, ведущими физическими качествами единоборцев являются именно скоростно-силовые, а выносливость необходима для выполнения технических действий без потери их эффективности как можно дольше [1, 4]. При систематическом применении определенных упражнений из арсенала подготовки единоборцев также значительно укрепляются не только мышцы опорно-двигательного аппарата, но и
сухожилия. Помимо укрепления мышц и сухожилий увеличивается подвижность в суставах [2, 8].
Кроме разностороннего физического развития единоборства являются средством морально-волевого и эстетического воспитания личности. При использовании в рамках практических занятий по физической подготовке упражнений из любых контактных видов спорта значительно повышаются общая моторная плотность и общий положительный психоло -гический фон занятия. Курсанты и слушатели активнее и требовательнее проявляют себя при выполнении определенных упражнений, осознав практическую направленность конкретного двигательного действия, например, после проведения условных поединков либо спаррингов по упрощенным правилам какого-либо вида спорта [5, 6]. Применение данных упражнений является еще и определенным мотивационным средством для курсантов и слушателей института к более активным занятиям по физической подготовке, повышая тем самым свою общую работоспособность и выносливость. Исходя из перечисленных фактов, определенно можно сказать, что единоборства наиболее мощное средство в сфере физического воспитания для гармоничного развития физических качеств, приобретения необходимых служебных навыков и укрепления здоровья.
Организация и методы исследования. В рамках совершенствования скоростно-силовых способностей курсантов и слушателей института авторским коллективом проводился педагогический эксперимент, целью которого было разработать методику развития силовых способностей обучающихся в институте, курсантов и слушателей, средствами общефизической подготовки единоборцев. В эксперименте принимали участие курсанты 4-го курса факультета правоохранительной деятельности, так как именно на данном этапе обучения курсанты наиболее расположены к совершенствованию скоростно-силовых способностей. За предыдущие года обучения опорно-двигательный аппарат курсантов окреп и оптимально подготовлен к выполнению прикладных упражнений с наименьшей вероятностью травматизма.
Педагогический эксперимент проводился в двух группах -контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) по 10 курсантов в каждой. Эксперимент длился 4 месяца и заключался в следующем. В экспериментальной группе использовалась разработанная методика для развития скоростно-силовых способностей, а в контрольной группе занимались по общепринятой методике. До и после эксперимента проводилось тестиро -вание обеих групп по физической подготовленности. Контрольные упражнения преимущественно были направлены на оценивание скоростно -силовых физических качеств.
Особенности методики проведения практических занятий в экспериментальной группе заключались в использовании в подготовительной и заключительной частях занятий комплексов специально-подготовительных упражнений из арсенала подготовки единоборцев. Содержание методики
включало в себя работу с полным или умеренным сопротивлением парт -нера, выполнение привычных упражнений с отягощениями (гантели массой 1 кг, мягкие утяжелители на предплечье и голени) и различными эспандерами (резиновый жгут), чередование прыжковых упражнений и упражнений на развитие силы.
Скоростно-силовые способности курсантов оценивались по следующим контрольным упражнениям: подтягивание на перекладине из положения виса за 10 с (кол-во раз), сгибание рук в упоре лежа за 30 с (кол-во раз), прыжок в длину с места (см), бег на 30 м (с), броски набивного мяча (8 кг) двумя руками из-за головы вперед (м).
Результаты и их обсуждение. До эксперимента в результатах тестирования (табл. 1) различий между группами не выявлено (Р>0,05). После проведения эксперимента в результатах тестирования уровня физической подготовленности (табл. 2) наблюдались различия между группами (Р<0,05) во всех тестах. Исключение составляет контрольное упражнение 2 «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 30 с» (Р> 0,05).
Таблица 1
Показатели физической подготовленности курсантов контрольной и экспериментальной групп до эксперимента
№ Тесты КГ ЭГ Достоверность
п/п (п=10) (п=10) различий
Х1+01 Х2+02 г Р
1 Подтягивание за 10 с, кол-во раз 9,71+1,73 9,5+2,01 0,27 > 0,05
2 Сгибание рук в упоре лежа за 30 с, кол-во раз 27,9+3,45 26,4+4,89 0,87 > 0,05
3 Прыжок в длину с места, см 210,2+13,8 217,6+15,58 1,23 > 0,05
4 Бег на 30 м, с 4,5+0,17 4,6+0,17 1,44 > 0,05
5 Броски набивного мяча (8 кг) двумя руками из-за головы вперед, м 8,6+0,92 8,9+0,57 0,96 > 0,05
Таблица 2
Показатели физической подготовленности курсантов контрольной и экспериментальной групп после эксперимента
№ Тесты КГ ЭГ Достоверность
п/п (п=10) (п=10) различий
Х1+СТ1 Х2+02 г Р
1 Подтягивание за 10 с, кол-во раз 10,2+2,01 12,1+2,01 2,31 < 0,05
2 Сгибание рук в упоре лежа за 30 с, кол-во раз 29,1+2,8 30,3+3,17 0,98 > 0,05
3 Прыжок в длину с места, см 218,3+11,5 235,1+10,3 3,76 < 0,01
4 Бег на 30 м, с 4,4+0,12 4,2+0,17 3,30 < 0,01
5 Броски набивного мяча (8 кг) двумя руками из-за головы вперед, м 8,9+0,172 9,4+0,69 2,45 < 0,05
Сравнивая результаты тестирования между двумя группами до и после эксперимента (табл. 3) можно отметить, что в большей степени достоверные различия наблюдались в экспериментальной группе. В контрольной группе различия (Р>0,05) между показателями физической подготовленности не выявлены. Также необходимо выделить, что в экспериментальной группе результаты достоверно выше, чем в контрольной. Разработанная нами методика оказала достоверное положительное влияние на развитие скоростно-силовых способностей курсантов.
Таблица 3
Показатели физической подготовленности курсантов контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента
№ п/п Тесты Контрольная группа Р Экспериментальная группа Р
До эксперим. После эксперим. До эксперим. После эксперим.
1 Подтягивание за 10 с, кол-во раз 9,71+1,73 10,2+2,01 >0,05 9,5+2,01 12,1+2,01 <0,01
2 Сгибание рук в упоре лежа за 30 с, кол-во раз 27,9+3,45 29,1+2,8 >0,05 26,4+4,89 30,3+3,17 <0,05
3 Прыжок в длину с места, см 210,2+13,8 218,3+11,5 >0,05 217,6+15,8 235,1+10,3 <0,01
4 Бег на 30 м, с 4,5+0,17 4,4+0,12 >0,05 4,6+0,17 4,2+0,17 <0,01
5 Броски набивного мяча (8 кг) двумя руками из-за головы вперед, м 8,6+0,92 8,9+0,172 >0,05 8,9+0,57 9,4+0,69 <0,05
Исходя из вышеуказанного, можно сделать следующие выводы. Разработана экспериментальная методика развития скоростно-силовых способностей курсантов средствами единоборств. Можно утверждать, что эффективно совершенствовать скоростно-силовые способности курсантов и слушателей можно, включая в подготовительную и заключительную части практического занятия специально-подготовительные упражнения из арсенала подготовки единоборцев. Исследование показателей физической подготовленности указывает на рост результатов. Данный факт отмечен в представленных таблицах.
Выполнение разнообразных упражнений, используемых в подготовке единоборцев, в подготовительной и заключительной частях занятий, оказали значительное положительное влияние на скоростно -силовые способности курсантов, а также на общий психологический фон занятия.
Список литературы
1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988. 211 с.
2. Галковский Н.М., Катулин А.З. Спортивная борьба (классическая, вольная, самбо). М.: Изд-во «Книга по требованию», 2012. 125 с.
3. Гончаров В.М., Коник А.А., Подскребышева Н.П. Методические особенности скоростно-силовой (прыжковой) подготовки волейболистов // Культура физическая и здоровье. 2014. № 4(51). С. 103-104.
4. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. М.: Советский спорт, 2009. 199 с.
5. Особенности проявления психических свойств личности в условияхфизкультурной деятельности / В.В. Дрогомерецкий [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2019. № 7. С. 31-33.
6. Оценка влияния занятий оздоровительным плаванием на психофизическое состояние курсантов / А.А. Третьяков [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 3. С. 42-48.
7. Пойдунов А.А., Коник А.А. Профилактика спортивного травматизма при проведении занятий по физической подготовке и организации тренировочного процесса по боевым единоборства // Молодёжь Сибири - науке России: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / сост. Т.А. Кравченко; глав. ред. В.Ф. Забуга. Красноярск: Изд-во СИБУП, 2015. С. 276-279.
8. Теория и методика физической культуры / под общ. ред. Л.П. Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 1991. 115 с.
Дорохин Александр Юрьевич, преподаватель, 89102282084@,mail.ru Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина,
Горбатенко Андрей Васильевич, старший преподаватель, [email protected], Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина,
Воротник Александр Николаевич, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина,
Лазарев Антон Алексеевич, преподаватель, [email protected], Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина
DEVELOPMENT OF SPEED-POWER ABILITIES OF CADETS BY MEANS
OF SINGLE COMBA TS
A. Y. Dorohin, A. V. Gorbatenko, A.N. Vorotnik, A.A. Lazarev
The influence of badminton lessons on the physical, psychophysiological and neuropsychological development of children in primary school age is proved on the basis of the experiment. Correlation relationships of somatometric and physiometric indicators of development, psychophysiological and neuropsychological status of the child are presented.
Key words: schoolchildren, badminton, physical development, psychomotor development, neuropsychological development.
Dorohin Alexander Yurievich, teacher, 89102282084@mail. ru, Russia, Belgorod, Belgorod law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin,
Gorbatenko Andrey Vasilyevich, senior lecturer, gorbatenko-av@mail. ru, Russia, Belgorod, Belgorod law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin,
Vorotnik Alexander Nikolaevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, vorotnik-an@mail. ru, Russia, Belgorod, Belgorod law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin,
Lazarev Anton Alekseevich, teacher, [email protected], Russia, Belgorod, Belgorod law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin
References
1. Verhoshanskij Yu.V. Osnovy special'noj fizicheskoj podgotovki sportsmenov [Fundamentals of special physical training for athletes]. M.: Physical culture and sport, 1988. 211 p.
2. Galkovskij N.M., Katulin A.3. Sportivnaya bor'ba (klassicheskaya, vol'naya, sambo) [Wrestling (classic, freestyle, sambo)]. M.: Publishing House "Book on demand", 2012. 125 p.
3. Goncharov V.M., Konik A.A., Podskrebysheva N.P. Metodicheskie osobennosti skorostno-silovoj (pryzhkovoj) podgotovki volejbolistov [Methodological features of speed-strength (hopping) training of volleyball players] // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e [Physical Culture and Health]. 2014. No. 4(51). P. 103-104.
4. Zaciorskij V.M. Fizicheskie kachestva sportsmena: osnovy teorii i metodiki vospitaniya [Physical qualities of the athlete: the basics of the theory and methods of education]. M.: Soviet Sport, 2009. 199 p.
5. Osobennosti proyavleniya psihicheskih svojstv lichnosti v usloviyahfizkul'turnoj deyatel'nosti [Peculiarities of mental properties of the individual in usloviyahfizkulturnoy activities] / V.V. Drogomereckij [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture]. 2019. No. 7. P. 31-33.
6. Ocenka vliyaniya zanyatij ozdorovitel'nym plavaniem na psihofizicheskoe sostoyanie kursantov [Assessment of the impact of recreational diving activities on the psychophysical condition of students] / A.A. Tret'yakov [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2019. Issue. 3. P 42-48.
7. Pojdunov A.A., Konik A.A. Profilaktika sportivnogo travmatizma pri provedenii zanyatij po fizicheskoj podgotovke i organizacii trenirovochnogo processa po boevym edinoborstva [Prevention of sports injuries during classes in physical preparation and organization of the training process in combat martial arts] // Youth of Siberia - Russian Science: materials of the Intern. scientific-practical conf. / comp. TA Kravchenko; chapters. ed. V.F. Zabuga. Krasnoyarsk: Publ SIBUP, 2015. P 276-279.
8. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury [Theory and methods of physical education] / under total. ed. L.P. Matveeva. M.: Physical education and sport, 1991. 115 p.