УДК 796.8 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10402
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УДАРНОЙ ТЕХНИКИ СОТРУДНИКАМИ ОВД В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО
ПРОСТРАНСТВА
А.А. Коник, В.Е. Дыбов, А.Ю. Дорохин, С.И. Горелкин
Представлены результаты анкетного опроса сотрудников органов внутренних дел и выявлены наиболее эффективные удары, применяемые в служебной деятельности при задержании правонарушителя в ограниченном пространстве. Доказана зависимость владения арсеналом двигательных действий и психологической готовности сотрудников к непредвиденным ситуациям во время несения службы.
Ключевые слова: органы внутренних дел, сотрудники, физическая подготовка, рукопашный бой, ударная техника, ограниченное пространство, оценка обстановки.
История возникновения и развития боевых искусств уходит своими корнями в древние времена. Первые упоминания о спортивном применении боевых искусств документально запечатлено еще до нашей эры. Борьба как самостоятельный вид спорта в 776 году до н.э. вошла в программу Олимпийских игр. Но зарождение боевых искусств произошло еще ранее, и толчком к этому служили военные конфликты как внутри, так и между государствами. История указывает нам большое количество примеров, когда хорошо оснащенные технически и обученные тактически войны успешно противостояли превосходящим силам противников, несмотря на появление огнестрельного оружия, в том числе массового поражения, актуальность боевых искусств не снижается [6].
В современном мире развитие боевых искусств условно происходит по двум направлениям: спортивный и прикладной разделы. Спортивный раздел охватывает все виды единоборств, по которым проводятся соревнования. Прикладной раздел включает в себя подготовку сотрудников силовых ведомств и структур [5, 6].
Несмотря на относительно единые задачи сотрудников силовых структур, при обезвреживании и задержании правонарушителя значительную роль играют различные факторы (погодные условия, местность, элементы конструкции, количество внешних объектов и т. д.). Поэтому огромное значение приобретает не только техническая, но и тактическая подготовленность сотрудников, умение прогнозировать развитие ситуации, быстро ориентироваться в ней [1, 10].
Сотрудникам правоохранительных органов практически ежедневно приходится сталкиваться с физическим сопротивлением при задержании правонарушителя, поэтому учет некоторых основ тактики ведения рукопашной схватки является обязательным.
1. Определение цели ведения рукопашного боя, которая может ставиться заранее при различных видах задержания преступников или определяться оперативно при неожиданном нападении для самозащиты. Основной целью ведения рукопашного боя выступает обеспечение фактора внезапности и создание благоприятных условий для проведения боевых приемов борьбы и, в конечном счёте, задержание преступника. При этом цель рукопашного боя определяет все последующие тактические действия. Сотруднику полиции необходимо быстро оценить свои возможности и соразмерить их с возможностями противника, быть готовым к встрече с любыми неожиданностями.
2. Оценка противника (обстановки). Под оценкой обстановки при ведении рукопашной схватки понимается совокупность всех объективных условий по своевременному выявлению опасных действий и намерений противника с оценкой их последствий для всех возможных вариантов развития ситуации, с выбором наиболее целесообразного варианта ведения боя. При этом достигается существенное снижение рисков личной безопасности сотрудника полиции и возможность эффективного применения боевых приёмов борьбы.
3. Выбор оптимальных средств (приемов) рукопашного боя, которые позволят не только оперативно задержать правонарушителя, но и минимизировать нанесенный ему физический ущерб. Несмотря на широкий арсенал средств спортивного раздела рукопашного боя и других боевых искусств, все они предназначены для ведения поединка на относительно большой, ровной и открытой площадке [4, 8, 9].
Сотрудники органов внутренних дел при задержании правонарушителя нередко сталкиваются с проблемой применения физической силы именно в условиях ограниченного пространства. В данном случае арсенал применения боевых приемов борьбы, а также ударной техники сокращается, так как в условиях ограниченного пространства действия ведутся на ближней или средней дистанции. Задержания могут осуществляться в помещениях небольшого размера, в узких коридорах, на лестничных маршах, на различного вида транспорте и др. Это означает, что выполнение некоторых амплитудных двигательных действий становится нецелесообразно и технически трудновыполнимо или невыполнимо вовсе [3, 7].
Таким образом, при организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел возникает проблема применения широкого арсенала ударов, бросков и т. д. из спортивного раздела в условиях ограниченного пространства [10].
Программа профессиональной подготовки в разделе физической подготовки не рассчитана на узкую специализацию некоторых подразделений органов внутренних дел, особенно обеспечивающих безопасность на объектах транспорта.
Поиск оптимальных путей решения данной проблемы невозможен без основательного детального изучения научной и методической литературы, а также учета опыта задержания правонарушителей действующими сотрудниками.
Для выявления наиболее эффективных ударов, применяемых в служебной деятельности при задержании правонарушителя в ограниченном пространстве (на транспорте, в помещениях, в узких коридорах, на лестничных пролетах и др.), нами был проведен констатирующий эксперимент в форме анкетирования и беседы со слушателями факультета профессиональной подготовки подразделения территориальных органов МВД России по обеспечению безопасности на транспорте. Также было проведено анкетирование слушателей факультета переподготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Исследование проводилось на базе Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина в ноябре -декабре 2019 года. Обучающиеся на факультете профессиональной подготовки - юноши, средний возраст которых составил 24 года, стаж служебной деятельности менее года. Средний возраст слушателей факультета переподготовки и повышения квалификации 33 года, срок службы в органах внутренних дел 13 лет, что свидетельствует о значительном опыте служебной деятельности. Таким образом, в эксперименте участвовали как сотрудники со значительным опытом задержания правонарушителей, так и те, кто относительно недавно узнал специфику служебной деятельности.
В анкетировании приняли участие 42 слушателя, по 21 с каждого факультета. Респондентам предлагалось оценить возможность применения различных ударов по 10-балльной шкале. Соответственно те удары, которые используются чаще или могут быть применимы в условиях ограниченного пространства, по мнению слушателей, получали более высокую оценку. Результаты ответов суммировались, таким образом, что каждое направление удара (ударное действие) набирало сумму баллов. Результаты анкетирования слушатели визуально изображены на рисунке.
Результаты опроса слушателей факультета профессиональной подготовки (ФПП) и факультета переподготовки и повышения квалификации (ФПиПК) свидетельствуют о неодинаковой оценке эффективности и возможности применения тех или иных ударов сотрудников, имеющих значительный стаж служебной деятельности и стаж не более года.
180
160
140 4 V
120 100 80 60
40
20
0
</ / / / / / / / / У '//у.
—■ ФПГ!(Транспорт} — — ФГ1иПК(Се&. Кавказ)
Сравнительные результаты анкетирования слушателей
По мнению слушателей ФПиПК, наиболее эффективным в ограниченном пространстве является удар сбоку локтем в голову (168 баллов), в то время как у слушателей ФПП этот удар набрал гораздо меньше баллов (109 баллов). Наиболее популярный ответ у слушателей ФПП оказался удар кулаком снизу в голову (159 баллов), набравший у слушателей ФПиПК только 98 баллов. Достаточно высоко оценили прямой удар ногой в туловище «фронт кик» обе категории тестируемых - 124 (ФПиПК) и 127 баллов (ФПП). Несмотря на достаточно большую амплитуду при выполнении этого удара, достаточно высокие баллы получил удар кулаком сбоку в голову рукой - 120 (ФПиПК) и 130 баллов (ФПП). Обращает на себя внимание низкая оценка прямого удара кулаком в голову у слушателей ФПП (74 балла), при достаточно высокой его оценке у более опытных респондентов ФПиПК (122 балла). Наименьшие баллы при опросе слушателей ФПиПК получили удары: сбоку в туловище рукой - 82 балла, наотмашь в голову рукой - 68 балла, сбоку в туловище ногой - 64 балла. Несмотря на то, что у слушателей ФПП эти же удары оценены в 127, 107 и 100 баллов соответственно.
Указанный перечень ударов и направлений ударов не является исчерпывающим, но никто из респондентов не указал дополнительных направлений ударов в анкетах, кроме удара головой в нос или подбородок, несмотря на предоставленную возможность.
Результаты эксперимента позволяют нам сделать некоторые выводы.
1. Сотрудники полиции, имеющие большой стаж служебной деятельности и значительный опыт задержания правонарушителей, во время ведения поединка с правонарушителем (преступником) в условиях ограниченного пространства чаще используют короткие, неамплитудные удары.
2. При обучении ударным действиям сотрудников, обеспечивающих безопасность на объектах транспорта, обучающихся на факультете профессиональной подготовки, необходимо уделить внимание обучению нанесения ударов на ближней или средней дистанции. Особое внимание уделить следующим направлениям ударов: прямые (короткие -«джебы»), снизу и сбоку (короткие - «хуки») руками, а также добавить удары локтями и коленями, ногами - удары прямые в туловище («фронт кик»).
3. Разучивание, а затем и совершенствование описанных ударов, помогает сотруднику обогатить свой арсенал двигательных действий, во время задержания правонарушителя в ограниченном пространстве. Данные удары по технике выполнения наносятся с мелко амплитудными движениями, что позволяет наиболее быстро переходить от защитных к атакующим действиям, находясь в помещении, на транспорте и т. д. Мобильность данных действий расширяет возможности сотрудника при задержании правонарушителя в ограниченном пространстве.
4. После разучивания и совершенствования описанных ударов, слушателям следует акцентировать внимание на изучении противодействия ударам, то есть защитным действиям от них. Так же, как и с ударами, при совершенствовании защитных действий следует уделить внимание тому, что условия ограниченного пространства могут не позволить выполнить амплитудные двигательные действия, поэтому целесообразнее будет выполнять защиту подставками, блоками, отбивами и короткими отклонами.
5. Увеличив арсенал своих двигательных действий ударной техники и защит от ударов, сотрудник более уверенно действует даже при возникновении каких-либо ограничений, в данном случае в условиях ограниченного пространства.
Список литературы
1. Германов Г.Н. Тренировочное (двигательное) задание - структурно-функциональная единица спортивно-педагогического процесса (теоретико-методический аспект проблемы) // Теория и практика физической культуры. 2011. № 5. С. 94-98.
2. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2002. 264 с.
3. Кулиничев А.Н., Воротник А.Н. Некоторые особенности профессионально-прикладной физической подготовки курсантов образовательных организаций системы МВД России // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: сборник материалов XVIII Междунар. науч.-практ. конф.: в 2-х т. Иркутск: ВСИ МВД РФ, 2016. Т. 1. С. 145-150.
4. Манышев В.В., Алексеев Н.А., Коник А.А. Особенности обучения тактики действий при ведении рукопашного боя // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 168-172.
5. Оценка уровня здоровья курсантов образовательных организаций МВД России в зависимости от двигательной активности // А.А. Третьяков [и др.] // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 2. С. 94.
6. Пойдунов А.А., Дорохин А.Ю., Войнов П.Н. История возникновения и развития ударно-контактных боевых единоборств // Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Физическая подготовка и спорт: сборник статей. Орел: ОрЮИ МВД РФ имени В.В. Лукьянова, 2015. С.132-136.
7. Стрижак А.П., Германов Г.Н., Сабирова И.А. Адекватность в действиях как критерий эффективности профессионально-прикладной физической подготовки курсантов учебных заведений МВД РФ // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 8(90). С. 90-94.
8. Тарасенко А.А. Методика проведения занятий по рукопашному бою с личным составом специальных подразделений МВД с целью обеспечения эффективных действий в условиях ограниченного пространства // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 9(43). С. 89-91.
9. Тарасенко А.А., Кутергин Н.Б., Рябушенко А.А. Рукопашный бой как средство подготовки специальных подразделений МВД России к боевым действиям в условиях ограниченного пространства: учеб. пособие. Белгород: БелЮИ МВД России имени И.Д. Путилина, 2011. 120 с.
10. Ткаченко А.И., Муханов Ю.В., Коник А.А. Особенности развития скоростно-силовых качеств в спортивной борьбе // Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Физическая подготовка и спорт: сборник статей. Орел: ОрЮИ МВД РФ имени В.В. Лукьянова, 2015. С. 172-175.
Коник Алексей Алексеевич, канд. пед. наук, доц. konik_inf@mail. ru, Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина,
Дыбов Владимир Евгеньевич, преподаватель, v. e._90@mail. ru, Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина,
Дорохин Александр Юрьевич, преподаватель, 89102282084@mail. ru, Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина,
Горелкин Сергей Игоревич, преподаватель, serzhkot183@,gmail. com, Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина
FEATURES OF APPLICATION OF SHOCK TECHNIQUE BY POLICE OFFICERS IN CONDITIONS OF LIMITED SPACE
A.A. Konik, V.E. Dybov, А.Y. Dorohin, S.I. Gorelkin
The results of a questionnaire survey of employees are presented and the most effective punches used in official activity when detaining the offender in a limited space are identified. The dependence of possession of an arsenal of motor actions and the psychological readiness of employees to unforeseen situations during service is proved.
Key words: internal affairs bodies, employees, physical training, hand-to-hand combat, strike equipment, limited space, assessment of the situation.
Konik Alexey Alekseevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, konik_inf@,mail. ru, Russia, Belgorod, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina,
Dybov Vladimir Evgenievich, teacher, [email protected], Russia, Belgorod, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina,
Dorohin Alexander Yurievich, teacher, [email protected], Russia, Belgorod, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina,
Gorelkin Sergey Igorevich, teacher, serzhkot183@,gmail. com, Russia, Belgorod, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina
References
1. Germanov G.N. Trenirovochnoe (dvigatel'noe) zadanie - strukturno-funkcion-al'naya edinica sportivno-pedagogicheskogo processa (teoretiko-metodicheskij aspekt problemy) [Training (motor) task - a structurally functional unit of the sports and pedagogical process (theoretical and methodological aspect of the problem)] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture]. 2011. No 5. P. 94-98.
2. Zheleznyak Yu.D., Petrov P.K. Osnovy nauchno-metodicheskoj deyatel'nosti v fizicheskoj kul'ture i sporte [Fundamentals of scientific and methodological activities in physical education and sports]: textbook. allowance for students. higher ped textbook. institutions. M .: Publishing. Center "Academy", 2002. 264 p.
3. Kulinichev A.N., Vorotnik A.N. Nekotorye osobennosti professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki kursantov obrazovatel'nyh organizacij sistemy MVD Rossii [Some features of professionally-applied physical training of cadets of educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Improving the professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies: in the collection of materials of the XVIII Intern. scientific-practical conf.: in 2 t. Irkutsk: All-Russian Interior Ministry, 2016. V. 1. P. 145-150.
4. Manyshev V.V., Alekseev N.A., Konik A.A. Osobennosti obucheniya taktiki dejstvij pri vedenii rukopashnogo boya [Features of training tactics of action in the conduct of hand-to-hand combat] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2018. No. 61-1. P. 168-172.
5. Ocenka urovnya zdorov'ya kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii v zavisimosti ot dvigatel'noj aktivnosti [Assessment of the level of health of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia depending on physical activity] // A.A. Tret'yakov [et al.] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2018.No 2. P. 94.
6. Pojdunov A.A., Dorohin A.Yu., Vojnov P.N. Istoriya vozniknoveniya i razvitiya udarno-kontaktnyh boevyh edinoborstv [The history of the emergence and development of shock-contact martial arts] // Improving the physical, fire and tactical and special training of law enforcement officers. Physical training and sports: a collection of articles. Orel: OrYUI Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.V. Lukyanova, 2015. P. 132-136.
7. Strizhak A.P., Germanov G.N., Sabirova I.A. Adekvatnost' v dejstviyah kak kriterij effektivnosti professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki kursantov uchebnyh zavedenij MVD RF [Adequacy in actions as a criterion for the effectiveness of professionally-applied physical training of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft]. 2012. No. 8(90). P. 90-94.
8. Tarasenko A.A. Metodika provedeniya zanyatij po rukopashnomu boyu s lichnym sostavom special'nyh podrazdelenij MVD s cel'yu obespecheniya effektivnyh dejstvij v usloviyah ogranichennogo prostranstva [Methods of conducting hand-to-hand combat training with personnel of special units of the Ministry of Internal Affairs in order to ensure effective action in a confined space] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft]. 2008. No. 9(43). P. 89-91.
9. Tarasenko A.A., Kutergin N.B., Ryabushenko A.A. Rukopashnyj boj kak sredstvo podgotovki special'nyh podrazdelenij MVD Rossii k boevym dejstviyam v usloviyah ogranichennogo prostranstva [Ryabushenko A.A. Hand-to-hand combat as a means of preparing special units of the Ministry of Internal Affairs of Russia for military operations in limited space conditions]: textbook. allowance. Belgorod: BelUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina, 2011. 120 p.
10. Tkachenko A.I., Muhanov Yu.V., Konik A.A. Osobennosti razvitiya skorostno-silovyh kachestv v sportivnoj bor'be [Features of the development of speed-power qualities in wrestling] // Improving the physical, fire and tactical and special training of law enforcement officers. Physical training and sports: a collection of articles. Orel: OrYUI Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after VV Lukyanova, 2015. P. 172-175.