Научная статья на тему 'МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ'

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЛЕКСНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ОГНЕВОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ / INTERDISCIPLINARY / MODELING / PROFESSIONAL COMPETENCIES / PHYSICAL TRAINING / FIRE TRAINING / A COMPREHENSIVE WORKSHOP ON FIRE AND PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клименко Б. А., Воротник А. Н.

Статья посвящена особенностям формирования профессиональных компетенций по правомерному пресечению противоправных действий правонарушителя с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия посредством использования на практических занятиях прикладных упражнений, представляющих собой типовые ситуации оперативно-служебной деятельности. Раскрывается понятие междисциплинарности и обобщается опыт применения междисциплинарных связей в образовательных организациях системы МВД России. Сделан акцент на междисциплинарный подход в обучении курсантов и слушателей с использованием на учебных занятиях моделирования ситуативных междисциплинарных комплексов. Приводятся результаты анкетирования слушателей факультета профессиональной подготовки Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина по изучению особенностей применения междисциплинарных связей в образовательном пространстве вуза. Обращается внимание на комплексный практикум по огневой и физической подготовке, способствующий формированию профессиональных компетенций по пресечению противоправных действий правонарушителя, предлагается алгоритм деятельности проведения комплексных занятий на междисциплинарной основе с учетом использования проблемно-ситуационного метода обучения, позволяющего организовать эффективный контроль за формированием у обучающихся профессиональных знаний, умений и навыков правомерного применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клименко Б. А., Воротник А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN INTERDISCIPLINARY APPROACH TO TRAINING EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES TO PREVENT ILLEGAL ACTIONS OF THE OFFENDER

The article is devoted to the peculiarities of the formation of professional competencies for the lawful suppression of illegal actions of the offender with the use of physical force, special means and firearms through the use of applied exercises in practical classes, which are typical situations of operational and official activities. The article reveals the concept of interdisciplinarity and summarizes the experience of applying interdisciplinary relations in educational organizations of the Russian Ministry of internal Affairs. Emphasis is placed on an interdisciplinary approach to training cadets and trainees using situational modeling of interdisciplinary complexes in training sessions. The results of a survey of students of the faculty of professional training of the Belgorod law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin on the study of the application of interdisciplinary relations in the educational space of the University are presented. Attention is drawn to a comprehensive workshop on fire and physical training, which contributes to the formation of professional competencies to prevent illegal actions of the offender, and also offers an algorithm for conducting complex classes on an interdisciplinary basis, taking into account the use of problem-situational training methods and allowing for effective control over the formation of students professional knowledge, skills and abilities of the lawful use of physical force, special means and firearms.

Текст научной работы на тему «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ»

ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ

AN INTERDISCIPLINARY APPROACH TO TRAINING EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES TO PREVENT ILLEGAL ACTIONS OF THE OFFENDER

УДК 378.6

Б.А. КЛИМЕНКО,

кандидат педагогических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) [email protected]

BORIS A. KLIMENKO,

Сandidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

А.Н. ВОРОТНИК,

кандидат педагогических наук, (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) [email protected]

ALEXANDR N. VOROTNIK,

Candidate of Pedagogical Sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: статья посвящена особенностям формирования профессиональных компетенций по правомерному пресечению противоправных действий правонарушителя с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия посредством использования на практических занятиях прикладных упражнений, представляющих собой типовые ситуации оперативно-служебной деятельности. Раскрывается понятие междисциплинарности и обобщается опыт применения междисциплинарных связей в образовательных организациях системы МВД России. Сделан акцент на междисциплинарный подход в обучении курсантов и слушателей с использованием на учебных занятиях моделирования ситуативных междисциплинарных комплексов. Приводятся результаты анкетирования слушателей факультета профессиональной подготовки Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина по изучению особенностей применения междисциплинарных связей в образовательном пространстве вуза. Обращается внимание на комплексный практикум по огневой и физической подготовке, способствующий формированию профессиональных компетенций по пресечению противоправных действий правонарушителя, предлагается алгоритм деятельности проведения комплексных занятий на междисциплинарной основе с учетом использования проблемно-ситуационного

метода обучения, позволяющего организовать эффективный контроль за формированием у обучающихся профессиональных знаний, умений и навыков правомерного применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Ключевые слова: междисциплинарность, моделирование, профессиональные компетенции, физическая подготовка, огневая подготовка, комплексный практикум по огневой и физической подготовке.

Для цитирования: Клименко Б.А., Воротник А.Н. Междисциплинарный подход в обучении сотрудников органов внутренних дел пресечению противоправных действий правонарушителя // Проблемы правоохранительной деятельности. 2021. № 1. С. 47-51.

Abstract: the article is devoted to the peculiarities of the formation of professional competencies for the lawful suppression of illegal actions of the offender with the use of physical force, special means and firearms through the use of applied exercises in practical classes, which are typical situations of operational and official activities. The article reveals the concept of interdisciplinarity and summarizes the experience of applying interdisciplinary relations in educational organizations of the Russian Ministry of internal Affairs. Emphasis is placed on an interdisciplinary approach to training cadets and trainees using situational modeling of interdisciplinary complexes in training sessions. The results of a survey of students of the faculty of professional training of the Belgorod law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin on the study of the application of interdisciplinary relations in the educational space of the University are presented. Attention is drawn to a comprehensive workshop on fire and physical training, which contributes to the formation of professional competencies to prevent illegal actions of the offender, and also offers an algorithm for conducting complex classes on an interdisciplinary basis, taking into account the use of problem-situational training methods and allowing for effective control over the formation of students professional knowledge, skills and abilities of the lawful use of physical force, special means and firearms.

Keywords: interdisciplinary, modeling, professional competencies, physical training, fire training, a comprehensive workshop on fire and physical training.

For citation: Klimenko B.A., Vorotnik A.N. An interdisciplinary approach to training employees of internal affairs bodies to prevent illegal actions of the offender // Problems of Law Enforcement Activity. 2021. № 1. Р 47-51.

Проблема подготовки к действиям при отражении опасных посягательств с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в настоящее время находится в центре внимания специалистов, осуществляющих профессиональную подготовку сотрудников полиции к действиям в особых условиях. Такая работа проводится и специалистами различных кафедр образовательных организаций системы МВД России, которые уделяют большое внимание совершенствованию методики обучения правомерным и эффективным действиям отражения опасных посягательств с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия [5; 9]. Отсутствие необходимых навыков самозащиты при отражении опасных посягательств с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия отрицательно сказывается на выполнении возложенных на полицию задач [1]. Ряд авторов в своих работах (В.Г. Колю-хов, 1996; В.И. Косяченко, 2000; В.В. Ноздрачев, 2000; Д.Г. Морев, 2001; В.В. Орлов, 2001 и др.) отмечают, что в основном причинами ранений и гибели сотрудников органов внутренних дел при

выполнении служебных обязанностей являются недостаточно сформированные профессиональные умения и навыки пресечения противоправных действий правонарушителя, что показывает низкий уровень огневой, физической и морально-психологической подготовленности.

Поэтому в практике физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России сложилось противоречие, заключающееся, с одной стороны, в высоких требованиях к профессионально-прикладной и психологической подготовленности сотрудников полиции и, с другой стороны, в недостаточном организационно-методическом обеспечении практических занятий по разделам физической, огневой и тактико-специальной подготовки при формировании профессиональных компетенций, связанных с пресечением противоправных действий правонарушителя.

Нормативные правовые акты МВД России предъявляют высокие требования к деятельности сотрудника полиции, и, на наш взгляд, междисциплинарный подход в обучении курсантов и слушателей с использованием на учебных занятиях моделирования ситуативных междисципли-

нарных комплексов позволит повысить образовательный процесс и в полной мере реализовать в процессе проведения учебных занятий проблемно-ситуационный метод обучения [4, с. 330-331].

Междисциплинарность заключает в себе такие принципы, как принцип научной работы в образовательном пространстве вуза, образования и воспитания, принцип работы образовательных организаций, его коллектива в целом, формирования молодых научно-педагогических кадров, научных исследований и внедрения их результатов в практику [8, с. 848].

Организация обучения по междисциплинарному принципу требует развития у обучающихся системного мышления, при этом самопроизвольно, без участия профессорско-преподавательского состава такая форма комплексных знаний и умений не может быть достигнута. Ее достижение возможно за счет целенаправленного формирования в процессе комплексного изучения дисциплин специализированных кафедр (кафедра физической, огневой и тактико-специальной подготовки), направленных на совершенствование технико-тактической подготовленности курсантов и слушателей.

Опыт применения междисциплинарных связей в образовательном пространстве вуза хорошо прослеживается в деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя посредством функционирования учебно-научного комплекса учебных дисциплин служеб-но-боевой подготовки, где одной из основных его задач деятельности является выстроенная координация совместной деятельности специализированных кафедр (кафедра тактико-специальной, огневой и физической подготовки) по учебно-методическим и научным направлениям, связанным с формированием профессиональных компетенций пресечения противоправных действий правонарушителя [6; 7].

Поэтому в настоящий момент повышение эффективности модернизации процесса формирования у сотрудников полиции профессиональных компетенций в профессиональной служебной и физической подготовке невозможно без интеграции в образовательный процесс курсантов и слушателей современных знаний в области правовой, огневой, физической и тактико-специальной подготовки [6, с. 65].

Главной особенностью преподавания учебных дисциплин в рамках организации профессиональной служебной и физической подготовки на базе междисциплинарности должна стать актуализация знаний и умений применения физической силы, огнестрельного оружия и специальных средств, которые получают

обучающиеся при изучении таких дисциплин, как «Административная деятельность в ОВД», «Огневая подготовка», «Физическая подготовка» и «Тактико-специальная подготовка» [3, с. 49-50]. Итогом содержания такого процесса подготовки с использованием междисциплинарной интеграции должно стать практическое обучение применению огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы, а также тактическим способам решения оперативно-служебных задач [9, с. 324], так как грамотное решение сотрудниками полиции задач в ситуациях, связанных с пресечением противоправных действий правонарушителя, возможно за счет умело построенных тактических действий, направленных на соблюдение личной безопасности самого сотрудника.

Междисциплинарная интеграция в профессиональной служебной и физической подготовке обучающихся должна применяться на выпускных курсах, завершая процесс формирования профессиональных компетенций в рассматриваемом нами аспекте. Поскольку целью является комплексное формирование правовой, тактической и технической подготовки, то и основной формой обучения должны стать комплексные практические занятия на основе междисциплинарной интеграции [2, с. 41].

Такую задачу необходимо решать с помощью комплексного практикума по огневой и физической подготовке, позволяющего формировать профессиональные компетенции по правомерным и эффективным действиям при отражении опасных посягательств с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия за счет использования на занятиях прикладных упражнений, представляющих собой типовые ситуации оперативно-служебной деятельности [5, с. 80].

В настоящее время с появлением унифицированных программ для слушателей факультета профессиональной подготовки комплексный практикум по огневой и физической подготовке, как и для курсантов по учебной дисциплине «Основы профессиональной деятельности», утратил силу, что в прямом смысле затронуло вопрос качественного формирования у курсантов и слушателей профессиональных компетенций правомерного применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Стоит отметить то обстоятельство, что при изучении мнения слушателей факультета профессиональной подготовки Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина (в исследовании проблемы приняли участие 75 респондентов) нами было выявлено следующее:

- 90% респондентов считают, что занятия, проводимые посредством комплексного практикума по огневой и физической подготовке, носят междисциплинарный характер и способствуют более прочному закреплению техники и тактики владения табельным оружием и боевыми приемами борьбы, что обеспечивает подготовку к правомерному их применению;

- 85% слушателей отмечают, что комплексные занятия позволяют моделировать реальные ситуации применения оружия и боевых приемов борьбы из оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел и отрабатывать (многократно повторять) их в различных условиях;

- 95% респондентов считают, что комплексный практикум по огневой и физической подготовке оказывает психологическую подготовку к деятельности в условиях, опасных для жизни и здоровья, позволяет уменьшить действия психотрав-мирующих факторов, связанных со службой, и нейтрализовать их негативные последствия, а также способствует повышению эмоциональной устойчивости в условиях, связанных с применением оружия и физической силы.

Кроме того, комплексный практикум по огневой и физической подготовке позволяет решать следующий алгоритм деятельности: «поиск - преследование - оперативное задержание - огневое поражение правонарушителей». Такой алгоритм можно выстроить с учетом прохождения слушателями обучения в три основных этапа:

1. Отработка техники и тактики применения боевых приемов борьбы в повседневной форменной одежде в спортивном зале по оперативному задержанию правонарушителей. Профессионально-прикладная физическая подготовка в таком формате должна быть направлена на совершенствование профессиональной подготовленности сотрудников полиции посредством выполнения служебно-прикладных комплексных заданий, включающих технико-тактические действия в условиях повышенной физической нагрузки, воздействия других сбивающих факторов на основе моделирования ситуаций оперативно-служебной деятельности.

2. Отработка техники и тактики применения боевых приемов борьбы в повседневной форменной одежде в условиях специального полигона, моделирующего реальную обстановку

(стрелковый тир или учебный полигонный комплекс «Железнодорожный пассажирский вагон купейного типа», моделирующий условия ограниченного пространства). Специальные полигоны позволяют применять метод моделирования практических ситуаций, направленный на отработку приемов и правил стрельбы, самостоятельного решения огневых задач в стандартных и экстремальных ситуациях (например, сопряженных с угрозой оружием), навыков устранения задержек, возникающих при стрельбе из табельного оружия, навыков задержания с использованием табельного оружия, а также способствуют решению психолого-педагогических проблем в рамках учебно-воспитательного процесса, преодоления психологических барьеров, возникающих у обучающихся при решении конкретных задач (например, извлечение заряженного табельного оружия).

3. Проведение специальных комплексных учений с распределением ролей «преступник -сотрудник», проводимых в форме итогового занятия (зачет или экзамен), при этом основными критериями оценки действий обучающихся должны выступать:

- эффективность и грамотность действий обучающихся при решении оперативно-служебных задач;

- эффективность соблюдения обучающимися личной безопасности;

- эффективность и грамотность совместных действий группы (наряда полиции) в целом, если решение оперативно-служебной задачи осуществлялось несколькими обучающимися.

Резюмируя изложенное, следует отметить, что использование моделирования ситуативных междисциплинарных комплексов позволяет повысить образовательный процесс курсантов и слушателей, сформировать профессиональные компетенции посредством использования проблемно-ситуационного метода обучения. Данный подход в обучении позволяет правильно выстроить курс обучения и определить его содержание, способствует обеспечению методически правильного согласования всех видов учебных занятий внутри модуля и между модулями, организовать эффективный контроль за формированием у обучающихся профессиональных знаний, умений и навыков, выявить перспективные направления научно-методической работы.

- Литература -

1. Баркалов С.Н. Особенности проектирования физической подготовки сотрудников органов внутренних дел // Наука и практика. 2015. № 1(62). С. 117-119.

2. Баркалов С.Н. Место дисциплины «Физическая подготовка» в структуре образовательных программ, реализуемых вузами МВД России: конкретизация характеристики и принципов построения учебно-воспитательного процесса // Нау-ка-2020. 2019. № 4(29). С. 38-47.

3. Витютнев Е.Е., Ахметов Р.С. Междисциплинарные практические занятия по специальной физической и тактико-специальной видам подготовки и административной деятельности как активная форма формирования профессионально важных компетенций у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Теория и методика профессионального образования. 2018. № 2. С. 48-53.

4. Дементьев В.Л., Пужаев В.В., Калашников К.П. Проблемно-ситуационный метод в процессе физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России // Вестник экономической безопасности. 2020. № 2. С. 328-332.

5. Купавцев Т.С., Ляпин К.А. О подготовке курсантов вузов МВД России к решению задач обеспечения личной безопасности в ситуациях оперативно-служебной деятельности / Актуальные проблемы обеспечения личной безопасности сотрудников правоохранительных органов при выполнении оперативно-служебных задач: сборник материалов регионального круглого стола. -Орел, 2019. С. 77-82.

6. Лупырь В.Г., Литвин Д.В. Междисциплинарная интеграция в служебно-боевой подготовке курсантов образовательных учреждений МВД России // Научный вестник Омской академии МВД России. 2012. № 1. С. 65-68.

7. Лупырь В.Г. Организационно-педагогические условия профессиональной служебной и физической подготовки курсантов МВД России (междисциплинарный аспект) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 2. С. 12-15.

8. Медная Т.А. Междисциплинарность современного образования // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2015. № 3. С. 845-851.

9. Пужаев В.В., Дементьев В.Л., Платонов Д.А. Оптимизация содержания тактической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России // Вестник экономической безопасности. 2018. № 2. С. 323-327.

= References =

1. Barkalov S.N. Osobennosti proektirovaniya fizicheskoj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del // Nauka i praktika. 2015. № 1(62). S. 117-119.

2. Barkalov S.N. Mesto discipliny «Fizicheskaya podgotovka» v strukture obrazovatel'nyh programm, realizuemyh vuzami MVD Rossii: konkretizaciya harakteristiki i principov postroeniya uchebno-vospitatel'nogo processa // Nauka-2020. 2019. № 4(29). S. 38-47.

3. Vityutnev E.E., Akhmetov R.S. Mezhdisciplinarnye prakticheskie zanyatiya po special'noj fizicheskoj i taktiko-special'noj vidam podgotovki i administrativnoj deyatel'nosti kak aktivnaya forma formirovaniya professional'no vazhnyh kompetencij u kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii // Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya. 2018. № 2. S. 48-53.

4. Dement'ev V.L., Puzhaev V.V., Kalashnikov K.P. Problemno-situacionnyj metod v processe fizicheskoj podgotovki kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii // Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti. 2020. № 2. S. 328-332.

5. Kupavcev T.S., Lyapin K.A. O podgotovke kursantov vuzov MVD Rossii k resheniyu zadach obespecheniya lichnoj bezopasnosti v situaciyah operativno-sluzhebnoj deyatel'nosti / Aktual'nye problemy obespecheniya lichnoj bezopasnosti sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov pri vypolnenii operativno-sluzhebnyh zadach: sbornik materialov regional'nogo kruglogo stola. - Orel, 2019. S. 77-82.

6. Lupyr' V.G., Litvin D.V. Mezhdisciplinarnaya integraciya v sluzhebno-boevoj podgotovke kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii // Nauchnyj vestnik Omskoj akademii MVD Rossii. 2012. № 1. S. 65-68.

7. Lupyr' V.G. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya professional'noj sluzhebnoj i fizicheskoj podgotovki kursantov MVD Rossii (mezhdisciplinarnyj aspekt) // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2015. № 2. S. 12-15.

8. Mednaya T.A. Mezhdisciplinarnost' sovremennogo obrazovaniya // Elektronnyj vestnik Rostovskogo social'no-ekonomicheskogo instituta. 2015. № 3. S. 845-851.

9. Puzhaev V.V., Dement'ev V.L., Platonov D.A. Optimizaciya soderzhaniya takticheskoj podgotovki kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii // Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti. 2018. № 2. S. 323-327.

(статья сдана в редакцию 27.11.2020)

Проблемы правоохранительной деятельности 1'21 -

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.