Научная статья на тему 'ПРОВЕДЕНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ И ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ'

ПРОВЕДЕНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ И ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовка / образовательные организации МВД / комплексные задания / боевые приемы борьбы / упражнения стрельб / моделирование ситуаций / physical training / educational organizations of the MIA / complex tasks / combat techniques of struggle / shooting exercises / simulation of situations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баркалов Сергей Николаевич, Флусов Евгений Владимирович, Струганов Сергей Михайлович

Рассмотрены общие организационно-методические основы комплексных практических занятий по физической и огневой подготовке. Представлен порядок организации, содержание и критерии оценки выполнения комплексных заданий курсантами и слушателями образовательных организаций МВД России, включающих преодоление специализированной полосы препятствий с действиями в ситуациях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баркалов Сергей Николаевич, Флусов Евгений Владимирович, Струганов Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CARRYING OUT THE COMPLEX PRACTICAL PHYSICAL AND FIRE TRAINING IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA OF RUSSIA

The general organizational and methodological foundations of complex practical exercises in physical and firepower training are considered. The order of organization, content and criteria for assessing the implementation of complex tasks by cadets and students of educational organiza-tions of the MIA of Russia, including overcoming a specialized obstacle course with actions in situations involving the use of physical force, special means and firearms, is presented.

Текст научной работы на тему «ПРОВЕДЕНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ И ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ»

1

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

УДК 796.011.3:355.5 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-3-3-17

ПРОВЕДЕНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ

ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ И ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

С.Н. Баркалов, Е.В. Флусов, С.М. Струганов

Рассмотрены общие организационно-методические основы комплексных

практических занятий по физической и огневой подготовке. Представлен порядок

организации, содержание и критерии оценки выполнения комплексных заданий курсан-

тами и слушателями образовательных организаций МВД России, включающих преодо-

ление специализированной полосы препятствий с действиями в ситуациях, связанных с

применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Ключевые слова: физическая подготовка, образовательные организации МВД,

комплексные задания, боевые приемы борьбы, упражнения стрельб, моделирование

ситуаций.

CARRYING OUT THE COMPLEX Баркалов Сергей Николаевич, канд. пед.

PRACTICAL PHYSICAL AND FIRE наук, доц., начальник кафедры, barkalov2009@mail.ru,

TRAINING IN THE EDUCATIONAL Россия, Орел, Орловский юридический институт МВД

ORGANIZATIONS OF THE MIA России имени В.В. Лукьянова,

OF RUSSIA Флусов Евгений Владимирович, канд. пед.

наук, начальник кафедры, flusev72@inbox.ru, Россия,

Barkalov S.N., candidate of pedagogical sci- Брянск, Брянский филиал Всероссийского института

ences, associate professor, head of the chair, bar- повышения квалификации сотрудников МВД России,

kalov2009@mail.ru, Russia, Orel, Lukyanov Струганов Сергей Михайлович, канд. пед.

Orel Law Institute of the Ministry of the Interior наук, проф., sergej_05@mail.ru, Россия, Иркутск, Вос-

of Russia,

. ., , точно-Сибирский институт МВД России

Flusov E V candidate of pedagogical sciences

head of the chair, flusev72@inbox.ru, Russia,

Bryansk, Bryansk Advanced Training Institute of Одной из задач работы с кад-

the Ministry of the Interior of Russia,

Struganov S.M., candidate of pedagogical рами в системе Министерства внутрен-

sciences, professor, sergej_05@mail.ru, Russia, них дел Российской Федерации явля-

Irkutsk, East Siberian Institute of the Ministry of

Internal Affairs of Russia ется формирование готовности сотруд-

ников пресекать противоправные про-

The general organizational and methodological

foundations of complex practical exercises in явления в типичных и экстремальных

physical and firepower training are considered. ситуациях оперативно-служебной дея-

The order of organization, content and criteria for тельности, что может быть обеспечено

assessing the implementation of complex tasks

by cadets and students of educational organiza- специально направленной подготовкой,

tions of the MIA of Russia, including overcom- служащей мощным средством ускоре-

ing a specialized obstacle course with actions in

situations involving the use of physical force, ния адаптации к действиям в таких си-

special means and firearms, is presented. туациях. Успешный результат действий

Key words: physical training, educational or- в первую очередь зависит от уровня

ganizations of the MIA, complex tasks, combat сформированности способностей дли-

techniques of struggle, shooting exercises, simu-

lation of situations. тельное время переносить высокие фи-

3

2

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]

зические и психологические нагрузки, быстро и ловко передвигаться по

различной местности с препятствиями и заграждениями, эффективно при-

менять боевые приемы борьбы и табельное оружие [1, 2].

Исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют о

высокой результативности тренировки комплексного воздействия с целью

повышения общефизической подготовленности и формирования смелости,

решительности, настойчивости, упорства, эмоционально-волевой и психо-

логической устойчивости, специальной двигательной подготовленности,

необходимых для решения оперативно-служебных задач в условиях, свя-

занных с применением физической силы, специальных средств и огне-

стрельного оружия [1, 3].

Комплексные практические занятия по физической и огневой под-

готовке призваны обеспечить интегративное формирование прикладных

навыков и качеств, имеющих решающее значение при силовом пресечении

преступлений и правонарушений и задержании лиц, их совершивших. Дан-

ные занятия, как правило, проводятся по завершении определенных этапов

(курсов) обучения и направлены на закрепление и совершенствование изу-

ченного учебного материала на фоне повышенной физической и нервно-

эмоциональной напряженности.

Основной формой комплексного занятия является тренировка,

которая проводится на учебном полигоне, состоящем из полосы препятст-

вий, и оборудованных (приспособленных) вблизи нее местах для выполне-

ния нормативов по физической и огневой подготовке, боевых приемов

борьбы, учебно-тренировочных поединков и упражнений стрельб.

Тренировка имеет традиционную структуру, включающую подго-

товительную, основную и заключительную части, и предусматривает

последовательное совершенствование прикладных двигательных действий

в стандартных условиях, затем многократное их повторение с постепен-

ным усложнением и варьированием условий их выполнения.

С применением теории поэтапного формирования двигательных

действий в образовательных организациях МВД России на первом курсе

обучения по дисциплине «Физическая подготовка» предусматривается

повышение разносторонней физической подготовленности обучающихся и

на этом фоне формирование навыков выполнения базовых боевых приемов

борьбы.

На данном этапе, как показала практика, проводить междисципли-

нарное комплексирование достаточно сложно из-за незначительного объ-

ема изученного программного материала, поэтому комплексные практиче-

ские занятия по физической и огневой подготовке рекомендуется включать

в образовательный процесс, начиная со второго курса обучения. При этом

такие занятия имеют продолжительность не менее четырех часов и прово-

дятся не менее чем тремя преподавателями (два – по физической подго-

4

3

Физическая культура [Physical culture]

товке, из которых хотя бы один прошел соответствующую подготовку в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

качестве помощника руководителя стрельб, и один – по огневой). Основ-

ная часть четырехчасового комплексного занятия составляет 160 мин и

проводится на четырех учебных местах в два этапа: первый (80–90 мин) –

по подгруппам на трех учебных местах (по 25–30 мин на каждом) со сме-

ной мест по кругу, второй (70–80 мин) – в составе группы поочередно

потоком по одному (рис. 1).

Рис. 1. Схема проведения основной части комплексного практического

занятия по физической и огневой подготовке

Учебное место № 1 – тренировка в преодолении полосы препятст-

вий и подготовка к выполнению нормативов по физической подготовке

(цель – развитие выносливости, силы, быстроты, ловкости и совершенст-

вование навыков в преодолении искусственных и естественных препятст-

вий).

Как показал И.Н. Герасимов, типичными препятствиями на полосе,

имеющими прикладную направленность в формировании профессиональ-

ных умений и навыков у курсантов, а также использующими в системе

спортивной подготовки МВД России, технические характеристики и усло-

вия преодоления которых регламентированы соответствующими прави-

лами соревнований, являются «брусья», «стена», «пеньки», «ров», «лаби-

ринт», «бум», «завал», «подземный ход» [4, 5]. При этом должна быть пре-

дусмотрена возможность выполнения стрелковых упражнений, например

выход в тир (рис. 2).

5

4

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]

Рис. 2. Схема полосы препятствий с выходом в тир на учебном

полигоне Орловского юридического института МВД России

имени В.В. Лукьянова

В этой ситуации воспользовались опытом проведения чемпионатов

МВД России по преодолению полосы препятствий со стрельбой, тем более

что такие полосы препятствий имеются во многих образовательных орга-

низациях МВД России, осуществляющих подготовку своих сборных

команд для участия в данных чемпионатах.

Упражнения в преодолении препятствий выполняются поочередно

потоком с выходом на исходное положение по командам (по одному,

парами, группами) с соблюдением безопасной дистанции и использова-

нием повторного, кругового, игрового и соревновательного методов. При

этом, совершенствуя приемы индивидуального и группового преодоления

отдельных препятствий и полосы препятствий в целом, необходимо особое

внимание уделять формированию умений передвигаться с учетом возмож-

ного вступления в огневой контакт, оказывать при преодолении препятст-

вий взаимопомощь и использовать подручные средства. В процессе отра-

ботки действий на полосе препятствий курсанты одновременно готовятся к

выполнению нормативов по физической подготовке, при необходимости

для этого может быть выделено дополнительное время.

Учебное место № 2 – тренировка в выполнении боевых приемов

борьбы (цель – совершенствование навыков правомерного и эффективного

применения боевых приемов борьбы в различных условиях и ситуациях,

воспитание смелости, решительности, инициативы и находчивости).

Осуществляя демонстрацию боевых приемов борьбы, ее необхо-

димо заканчивать краткими пояснениями, обосновывающими условия

6

5

Физическая культура [Physical culture]

применения конкретного приема в боевой (критической) обстановке и

определяющими конечный результат, достигаемый применением того или

иного способа его выполнения, в том числе с учетом соответствующих

правовых норм [6].

Обучение боевым приемам борьбы необходимо проводить мето-

дами расчлененного и целостно-конструктивного упражнения, предвари-

тельно определив действия партнеров в парах, их исходное и конечное

положение, дозировку болевых воздействий, темп выполнения, количество

повторений и порядок смены ролей в парах.

Прием сначала разделяется на логически завершенные элементы –

фазы (группы элементов), не искажающие технику его выполнения, с

последующим сокращением количества частей в фазах путем их объеди-

нения. Далее прием выполняется в целом, сначала в медленном темпе (с

постепенным его увеличением) и в завершение – в боевом. При этом важно

своевременно устранять возникающие ошибки. Причем не следует стре-

миться исправлять все недостатки сразу – сначала необходимо обратиться

к основным и наиболее типичным из них, добиться их корректировки, а

затем постепенно перейти к исправлению остальных [7].

Продолжая совершенствование разносторонней двигательной под-

готовленности, на втором курсе обучения необходимо закрепить навыки

выполнения комплекса базовых боевых приемов борьбы в соответствии с

Наставлением по организации физической подготовки в органах внутрен-

них дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от

01.07.2017 № 450. На третьем курсе акцент делается на совершенствование

навыков боевых приемов борьбы в различных комбинациях между собой с

варьированием условий их выполнения за счет изменения исходных поло-

жений, использования различных «входов» в прием, быстрой смены асси-

стентов, нарастания их сопротивления и скорости атакующих действий.

Формирование целостной готовности к применению мер принуж-

дения на четвертом и пятом курсах предполагает отработку боевых прие-

мов борьбы посредством проблемно-ситуационных упражнений, форми-

рующих эффективный и правомерный диапазон тактико-технических

взаимодействий с «правонарушителем» и способность самостоятельно и

творчески действовать в процессе практического выполнения заданий,

моделирующих условия, максимально приближенные к реальным ситуа-

циям применения физической силы. Такое моделирование может быть

обеспечено двумя взаимосвязанными подходами: первый заключается в

воспроизведении внешней картины, приближающем ее к реальным усло-

виям службы, второй – насыщает занятие высоким темпом выполнения

упражнений, элементами соревнования, риска, внезапности, быстрого

изменения обстановки, ограничения времени, отводимого на решение

поставленной задачи, дополнительными вводными, усиливающими воз-

действие сбивающих факторов.

7

6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]

Учебное место № 3 – подготовка к выполнению упражнения

стрельбы из пистолета и нормативов по огневой подготовке (цель – совер-

шенствование навыков быстрого извлечения оружия из кобуры, приведе-

ния его в боевую готовность и производства первого прицельного

выстрела, а также знаний материальной части оружия и взаимодействия

его частей и механизмов, умений безопасного обращения с оружием и

боеприпасами).

Подгруппа делится на смены (в зависимости от количества направ-

лений стрельбы в тире) и последовательно под руководством преподава-

теля выполняются действия по команде «Приготовиться к стрельбе»

согласно Наставлению по организации огневой подготовки в органах

внутренних дел Российской Федерации (далее – НООП), утвержденному

приказом МВД России от 23.11.2017 № 880. После отработки действий с

оружием вхолостую курсанты готовятся к выполнению в соответствии с

НООП нормативов по огневой подготовке для пистолета Макарова (далее

– ПМ).

Обучение приемам и правилам стрельбы начинается с демонстра-

ции приема (действия с оружием) в целом, затем показ осуществляется по

частям с кратким объяснением. Дальнейшее формирование навыка осуще-

ствляется с расчленения приема на части (элементы) и обучения выполне-

нию каждого элемента в отдельности с переходом к последовательному их

соединению в группы, а затем в целостное действие (прием) с постепенной

его автоматизацией путем многократных повторений, подчиненных одной

задаче – быстрейшему поражению цели [8].

Учебное место № 4 – выполнение комплексного задания (цель –

совершенствование профессионально важных физических и морально-

волевых качеств, прикладных двигательных и стрелковых навыков в усло-

виях их комплексного проявления за ограниченное время на фоне воздей-

ствия стресс-факторов).

Дальнейшее совершенствование технико-тактических навыков при

прохождении полосы препятствий, выполнении боевых приемов борьбы,

действий с огнестрельным оружием осуществляется выполнением ком-

плексного задания, имитирующего силовое единоборство и преследование

правонарушителя на различных участках местности, отражение нападения

и задержание с применением физической силы, специальных средств и

огнестрельного оружия. Содержание комплексного задания варьируется в

зависимости от курса обучения и объема пройденного материала в рамках

предшествующих занятий по физической и огневой подготовке.

Перед выполнением комплексного задания необходимо определить

задачи, очередность старта обучающихся, места нахождения ассистентов и

порядок их смены, причем надо обеспечить оптимальные интервалы

между потоками стартующих с учетом соблюдения мер безопасности и

8

7

Физическая культура [Physical culture]

исключения необоснованных простоев, организуя соответствующим обра-

зом работу преподавателей. Например, один преподаватель оценивает

выполнение норматива по физической подготовке, организует и оценивает

участие обучающихся в силовом единоборстве в виде спарринга, второй –

организует старт и финиш на полосе препятствий, засекая время выполне-

ния комплексного задания и оценивая боевые приемы борьбы, предвари-

тельно определив задания ассистентам, третий – организует и оценивает

выполнение нормативов по огневой подготовке и упражнений стрельб.

Выполнение нормативов по физической подготовке осуществляется

непосредственно перед стартом полосы препятствий. При этом каждый

обучающийся сдает один установленный ему преподавателем норматив на

силу или быстроту и ловкость (с учетом состояния учебно-материальной

базы) из перечня, предусмотренного Порядком организации подготовки

кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской

Федерации, утвержденным приказом МВД России от 05.05.2018 № 275

(далее – Порядок организации подготовки кадров). Временные нормативы

комплексного задания, приведенные в таблице, разрабатываются экспери-

ментальным путем и устанавливаются для курсантов (слушателей) муж-

ского и женского пола каждого курса обучения.

Ранее нами представлялись для обсуждения специалистами подоб-

ные комплексные задания [9]. В результате анализа поступивших от них

отзывов и рекомендаций работа в указанном направлении деятельности

была модернизирована.

Временные нормативы комплексного задания на учебном

полигоне Орловского юридического института МВД России

имени В.В. Лукьянова, мин, с

Курс Пол Оценка

Отлично Хорошо Удовлетворительно

Муж. 2,10 2,25 2,45

2-й

Жен. 2,40 3,00 3,30

Муж. 2,30 2,50 3,15

3-й

Жен. 3,20 3,40 4,10

Муж. 2,40 3,00 3,25

4-й

Жен. 3,30 3,50 4,20

Муж. 3,00 3,20 3,50

5-й

Жен. 3,50 4,10 4,40

Содержание и оценка комплексного задания на втором курсе обу-

чения:

1. Выполнить установленный преподавателем норматив по физиче-

ской подготовке, после чего в течение минуты выдвинуться к месту старта,

надеть на поясной ремень кобуру с учебным ПМ и наручники. Движение

9

8

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]

начинается (включается секундомер) по команде преподавателя от старто-

вой линии полосы препятствий.

2. Преодолеть в упоре на руках (женщинам допускается любой спо-

соб, исключающий касания ногами земли, например, в висе на руках и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ногах, в упоре на руках и ногах и т. п.) препятствие «брусья» и с использо-

ванием болевых приемов ограничить свободу передвижения ассистента,

сопроводив его в заданном направлении.

3. Преодолеть препятствие «стена» (женщинам допускается исполь-

зование приемов взаимопомощи и подручных средств) и ограничить сво-

боду передвижения ассистента, атакующего ударом руки (ноги), сопрово-

див его в заданном направлении.

4. Преодолеть препятствия «пеньки», «ров» и ограничить свободу

передвижения ассистента, атаковавшего захватом или обхватом, сопрово-

див его в заданном направлении.

5. Преодолеть препятствия «лабиринт», «бум» и ограничить сво-

боду передвижения ассистента с использованием бросков (сваливаний) с

переходом на болевые, удушающие приемы и сопровождение.

6. Преодолеть препятствия «завал», «подземный ход», выполнить

установленный преподавателем норматив по огневой подготовке в специ-

ально отведенном месте, используя находящийся в кобуре учебный ПМ

(время выполнения норматива засекается отдельным секундомером), после

чего ограничить свободу передвижения ассистента под угрозой примене-

ния табельного оружия (используя учебный пистолет с выполнением всех

необходимых действий с ним), надеть наручники, провести наружный

досмотр и сопроводить ассистента в заданном направлении, после чего

финишировать в обратном направлении, двигаясь до линии старта (секун-

домер, засекающий общее время выполнения комплексного задания, вы-

ключается).

Оценка за выполнение комплексного задания складывается из двух

(за боевые приемы борьбы и время выполнения комплексного задания) с

учетом результатов выполнения нормативов по физической и огневой под-

готовке и определяется следующим образом:

«отлично» – если получены оценки «5» (за боевые приемы борьбы)

и «5 или 4» (за время выполнения комплексного задания) при условии по-

лучения удовлетворительных оценок за нормативы;

«хорошо» – если получены оценки «5, 3» или «4, 4» или «4» (за

боевые приемы борьбы) и «3» (за время выполнения комплексного зада-

ния) при условии получения удовлетворительных оценок за нормативы;

«удовлетворительно» – если получены оценки «3, 3» или «3» (за

боевые приемы борьбы) и «4» (за время выполнения комплексного зада-

ния) при условии получения удовлетворительных оценок за нормативы;

«неудовлетворительно» – в остальных случаях.

10

9

Физическая культура [Physical culture]

Оценки за выполнение боевых приемов борьбы, нормативов по фи-

зической и огневой подготовке определяются в соответствии с Порядком

организации подготовки кадров, при этом норматив по физической подго-

товке оценивается на «удовлетворительно», если за его выполнение начис-

лено не менее 52 (для мужчин) и 48 (для женщин) баллов.

Содержание и оценка комплексного задания на третьем курсе обу-

чения:

1. Выполнить установленный преподавателем норматив по физиче-

ской подготовке, после чего в течение минуты выдвинуться к месту старта,

надеть на поясной ремень кобуру с боевым ПМ, наручники и, получив

боеприпасы, выполнить команды преподавателя «Снарядить магазин» и

«Заряжай». Движение начинается (включается секундомер) по команде

преподавателя от стартовой линии полосы препятствий.

2. Преодолеть в упоре на руках (для женщин допускается любой

способ, исключающий касания ногами земли) препятствие «брусья» и

выполнить силовое задержание ассистента с использованием болевых,

удушающих приемов, бросков (сваливаний) с последующим надеванием

наручников, проведением наружного досмотра и сопровождением.

3. Преодолеть препятствие «стена» (для женщин допускается

использование приемов взаимопомощи и подручных средств) и выполнить

обезоруживание в ситуации угрозы применения на близком расстоянии (в

упор) ассистентом огнестрельного оружия (макет пистолета, автомата) с

последующим силовым задержанием и сопровождением.

4. Преодолеть препятствия «пеньки», «ров» и освободиться от

захвата или обхвата ассистента, пытающегося заблокировать действия,

свалить с ног, обезоружить (изъять оружие из кобуры), с последующим

силовым задержанием и сопровождением.

5. Преодолеть препятствие «лабиринт» и защититься от нападения

ассистента, пытающегося нанести удар рукой или ногой, с последующим

силовым задержанием и сопровождением.

6. Преодолеть препятствие «бум» и защититься от нападения асси-

стента, пытающегося нанести удар ножом или палкой, с последующим си-

ловым задержанием и сопровождением.

7. Преодолеть препятствия «завал», «подземный ход», выполнить

установленный преподавателем норматив по огневой подготовке в специ-

ально отведенном месте, где находятся учебный ПМ и учебные патроны к

нему (время выполнения норматива и упражнения стрельбы засекается

отдельным секундомером).

8. Забежать в тир и выполнить упражнение стрельбы из пистолета

2а НООП в следующем порядке: при достижении отметки в двух метрах до

огневого рубежа обучающемуся разрешается расстегнуть кобуру (включа-

ется секундомер, засекающий время выполнения упражнения стрельбы),

извлечь пистолет, дослать патрон в патронник. На огневом рубеже произ-

водится установленное количество выстрелов по мишени. По окончании

11

10

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]

стрельбы обучающийся на огневом рубеже обязан снять затвор с затвор-

ной задержки, поставить пистолет на предохранитель и убрать его в

кобуру, только после этого финишировать в обратном направлении, двига-

ясь до линии старта (секундомер, засекающий общее время выполнения

комплексного задания, выключается). По прибытии на финиш в обозна-

ченной зоне под контролем преподавателя выполнить команды «Разря-

жай» и «Оружие к осмотру».

Оценка за выполнение комплексного задания складывается из трех

(за боевые приемы борьбы, упражнение стрельбы из пистолета и время

выполнения комплексного задания) с учетом результатов выполнения

нормативов по физической и огневой подготовке и определяется следую-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

щим образом:

«отлично» – если получены оценки «5, 5, 5», «5, 5, 4» или «5, 5, 3»

при условии получения удовлетворительных оценок за нормативы (причем

боевые приемы борьбы и упражнение стрельбы должны быть оценены не

ниже «4», в противном случае выполнение комплексного задания оценива-

ется на «хорошо»);

«хорошо» – если получены оценки «5, 4, 4», «5, 4, 3», «5, 3, 3»,

«4, 4, 4» или «4, 4, 3» при условии получения удовлетворительных оценок

за нормативы (причем оценка за упражнение стрельбы должна быть не

ниже «4», в противном случае выполнение комплексного задания оценива-

ется на «удовлетворительно»);

«удовлетворительно» – если получены оценки «4, 3, 3» или «3, 3, 3»

при условии получения удовлетворительных оценок за нормативы;

«неудовлетворительно» – в остальных случаях.

Оценки за выполнение боевых приемов борьбы, нормативов по

физической и огневой подготовке, упражнения стрельбы из пистолета

определяются в соответствии с Порядком организации подготовки кадров,

при этом норматив по физической подготовке оценивается на «удовлетво-

рительно», если за его выполнение начислено не менее 55 (для мужчин) и

51 (для женщин) балла.

Содержание и оценка комплексного задания на четвертом и пятом

курсах обучения:

1. Выполнить установленный преподавателем норматив по физиче-

ской подготовке, после чего в течение минуты выдвинуться к месту старта,

надеть на поясной ремень кобуру с боевым ПМ, наручники и, получив

боеприпасы, выполнить команды преподавателя «Снарядить магазин» и

«Заряжай».

2. Движение начинается (включается секундомер) по команде пре-

подавателя от стартовой линии полосы препятствий. В ходе ее прохожде-

ния (непосредственно перед или после того или иного препятствия) преду-

смотрено решение пяти условно-целевых задач, связанных с противодей-

12

11

Физическая культура [Physical culture]

ствием условного правонарушителя, где необходимо в зависимости от

ситуации ограничить свободу передвижения, сковать наручниками, про-

вести наружный досмотр «правонарушителя», осуществляющего нападе-

ние на сотрудника ударами рукой, ногой, ножом, палкой (предметом), уг-

рожающего применением огнестрельного оружия, производящего попытку

заблокировать действия сотрудника обхватами и захватами или отобрать

табельное оружие.

3. Закончив преодоление последнего препятствия, выполнить уста-

новленный преподавателем норматив по огневой подготовке в специально

отведенном месте, где находятся учебный ПМ и учебные патроны к нему

(время выполнения норматива и упражнения стрельбы засекается отдель-

ным секундомером).

4. Забежать в тир и выполнить упражнение стрельбы из пистолета:

на 4-м курсе – упражнение 3а НООП в соответствии с ранее установлен-

ным порядком, на 5-м курсе – разработанное нами специальное упражне-

ние стрельбы из пистолета «Скоростная стрельба с места по неподвижным

целям с переносом огня»: цель – специальная биатлонная установка

(5 стальных дисков диаметром 20 см), установленная на уровне глаз стре-

ляющего, неподвижная; расстояние до цели – 15 м, количество патронов –

5 шт., время на стрельбу – 25 с, положение для стрельбы – стоя с двух рук

(обязательно использование стрелковых очков). Порядок выполнения уп-

ражнения стрельбы соответствует ранее установленным требованиям.

5. Финишировать в месте старта (секундомер, засекающий общее

время выполнения комплексного задания, выключается) и в обозначенной

зоне под контролем преподавателя выполнить команды «Разряжай» и

«Оружие к осмотру».

6. В течение двух минут выдвинуться к месту проведения учебно-

тренировочного поединка, надеть защитное снаряжение и приступить с

ассистентом к силовому единоборству в виде спарринга (2–3 мин) по зара-

нее обусловленным преподавателем правилам (допускается снижение или

повышение оценки ассистенту по результатам поединка с последующей

корректировкой его оценки за выполнение комплексного задания).

Оценка за выполнение комплексного задания складывается из

четырех (за решение условно-целевых задач, связанных с противодейст-

вием условного правонарушителя, упражнение стрельбы из пистолета,

время выполнения комплексного задания и учебно-тренировочный поеди-

нок) с учетом результатов выполнения нормативов по физической и огне-

вой подготовке и определяется следующим образом:

«отлично» – если получены оценки «5, 5, 5, 5», «5, 5, 5, 4»,

«5, 5, 4, 4» или «5, 5, 5, 3» при условии получения удовлетворительных

оценок за нормативы (причем за упражнение стрельбы должна быть

оценка «5», а за учебно-тренировочный поединок не ниже «4», в против-

ном случае выполнение комплексного задания оценивается на «хорошо»);

13

12

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]

«хорошо» – если получены оценки «5, 4, 4, 4», «5, 5, 4, 3»,

«5, 4, 4, 3», «5, 5, 3, 3», «5, 4, 3, 3», «4, 4, 4, 4», «4, 4, 4, 3» или «4, 4, 3, 3»

при условии получения удовлетворительных оценок за нормативы (причем

решение условно-целевых задач, связанных с противодействием условного

правонарушителя, и упражнение в стрельбе должны быть оценены не ниже

«4», в противном случае выполнение комплексного задания оценивается

на «удовлетворительно»);

«удовлетворительно» – если получены оценки «5, 3, 3, 3»,

«4, 3, 3, 3» или «3, 3, 3, 3» при условии получения удовлетворительных

оценок за нормативы;

«неудовлетворительно» – в остальных случаях.

Порядок оценки условно-целевых задач, связанных с противодейст-

вием условного правонарушителя (боевых приемов борьбы), нормативов

по физической и огневой подготовке, упражнений стрельб из пистолета

остается прежним, при этом норматив по физической подготовке оценива-

ется на «удовлетворительно», если за его выполнение начислено не менее

59 (для мужчин) и 55 (для женщин) баллов, а оценка специального упраж-

нения стрельбы из пистолета определяется следующим образом:

«отлично» – поражено пять мишеней, время не превышено;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«хорошо» – поражено четыре мишени, время не превышено;

«удовлетворительно» – поражено три мишени, время не превы-

шено;

«неудовлетворительно» – в остальных случаях.

Участие обучающихся в силовом единоборстве в виде спарринга

оценивается преподавателем исходя из общего впечатления на основе

эффективности проведения изученных приeмов и действий как в нападе-

нии, так и в защите, а также проявления активности в поединке:

«отлично» – тактически грамотное, четкое и эффективное выполне-

ние защитных, атакующих и контратакующих действий, явное преимуще-

ство в поединке;

«хорошо» – эффективное, но недостаточно четкое выполнение

защитных, атакующих и контратакующих действий, проявление смелости

и решительности в поединке;

«удовлетворительно» – ведение поединка в контакте согласно уста-

новленным правилам с полным контролем своих действий, но с низкой

интенсивностью и недостаточным проявлением волевых качеств;

«неудовлетворительно» – неэффективные и неконтролируемые дей-

ствия во время поединка, нарушение правил и мер безопасности, неспор-

тивное поведение, отказ от поединка.

Резюмируя, отметим, что опыт проведения комплексных практиче-

ских занятий по физической и огневой подготовке показал их высокую

эффективность в формировании целостной профессиональной готовности

14

13

Физическая культура [Physical culture]

обучающихся к действиям в условиях, связанных с применением физиче-

ской силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Безусловно,

алгоритм организации таких междисциплинарных занятий должен коррек-

тироваться преподавательским составом образовательных организаций

МВД России в зависимости от конкретных условий и состояния учебно-

материальной базы. Надеемся, наш опыт позволит специалистам наметить

дальнейшие пути совершенствования физической и огневой подготовки в

системе МВД России.

Список литературы

1. Ляхов П.В. Основы организации и методика проведения ком-

плексных занятий по огневой и физической подготовке // Научный вестник

Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова.

2018. № 3 (76). С. 129–132.

2. Струганов С.М., Лапин Д.А. Методы адаптации сотрудников си-

ловых структур к стрессовым условиям оперативно-служебной и слу-

жебно-боевой деятельности на занятиях по физической подготовке // Вест-

ник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД

России. 2017. № 2 (48). С. 122–126.

3. Кузнецов М.Б., Осипов Д.В. Комплексное применение средств

физической подготовки на практических занятиях с курсантами и слуша-

телями образовательных организаций МВД России // Актуальные про-

блемы развития физической культуры слушателей образовательных орга-

низаций МВД России: сб. статей. Орел: ОрЮИ МВД России имени

В.В. Лукьянова, 2018. С. 99–104.

4. Герасимов И.Н. Формирование профессиональных умений и на-

выков у курсантов с использованием полосы препятствий со стрельбой в

Московском областном филиале Московского университета МВД России

имени В.Я. Кикотя // Совершенствование физической подготовки сотруд-

ников правоохранительных органов: сб. статей. Орел: ОрЮИ МВД России

имени В.В. Лукьянова, 2017. С. 64–68.

5. Регламент проведения соревнований Спартакиады Министерства

внутренних дел Российской Федерации по служебно-прикладным видам

спорта, посвященной 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной

войне 1941–1945 гг., среди образовательных организаций МВД России в

2020 году. М.: ДГСК МВД России, 2020. С. 34–39.

6. Сокуренко В.С. Основы организации обучения сотрудников ОВД

приемам защиты от ударов ножом, тяжелым предметом // Концепт. 2016.

Т. 15. С. 2471–2475.

7. Кулиничев А.Н. Формирование профессиональных навыков си-

лового задержания у обучающихся образовательных организаций МВД

России: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2017. 24 с.

15

14

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]

8. Санков П.А., Кавецкий Д.Б., Сериков С.Н. Организация и прове-

дение занятий по огневой подготовке в процессе оперативно-служебной

деятельности. Иркутск: ВСИ МВД России, 2014. 88 с.

9. Баркалов С.Н. Содержание и оценка выполнения специальных

комплексных заданий на занятиях по физической подготовке с курсантами

образовательных организаций МВД России // Наука и практика. 2015. № 3

(64). С. 141–144.

References

1. Lyahov P.V. Osnovy organizacii i metodika provedeniya kompleksnyh zanyatij po

ognevoj i fizicheskoj podgotovke [Fundamentals of organization and methodology for con-

ducting complex training in firepower and physical training] // Nauchnyj vestnik Orlovskogo

yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova [Scientific Bulletin of the Oryol

Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov]. 2018.

No. 3 (76). P. 129–132.

2. Struganov S.M., Lapin D.A. Metody adaptacii sotrudnikov silovyh struktur k

stressovym usloviyam operativno-sluzhebnoj i sluzhebno-boevoj deyatel'nosti na zanyatiyah

po fizicheskoj podgotovke [Methods of adaptation of law enforcement officers to stressful

conditions of operational and service and service and combat activities in physical training

classes] // Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii

[Bulletin of the Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal

Affairs of Russia]. 2017. No. 2 (48). P. 122–126.

3. Kuznecov M.B., Osipov D.V. Kompleksnoe primenenie sredstv fizicheskoj pod-

gotovki na prakticheskih zanyatiyah s kursantami i slushatelyami obrazovatel'nyh organizacij

MVD Rossii [Complex use of physical training means in practical lessons with cadets and

students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Actual

problems of the development of physical culture of students of educational organizations of

the Ministry of Internal Affairs of Russia: collection of articles. articles. Orel: Orel Institute of

the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Lukyanova, 2018. P. 99–104.

4. Gerasimov I.N. Formirovanie professional'nyh umenij i navykov u kursantov s is-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

pol'zovaniem polosy prepyatstvij so strel'boj v Moskovskom oblastnom filiale Moskovskogo

universiteta MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya [Formation of professional skills among cadets

using an obstacle course with shooting in the Moscow regional branch of the Moscow Uni-

versity of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya] // Improving

the physical training of law enforcement officers: collection of articles. articles. Orel: Orel In-

stitute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Lukyanova, 2017. P. 64–

68.

5. Reglament provedeniya sorevnovanij Spartakiady Ministerstva vnutrennih del

Rossijskoj Federacii po sluzhebno-prikladnym vidam sporta, posvyashchennoj 75-j godovsh-

chine Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941–1945 gg., sredi obrazovatel'nyh organiza-

cij MVD Rossii v 2020 godu [Regulations for holding competitions of the Spartakiad of the

Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in service and applied sports, dedicated

to the 75th anniversary of Victory in the Great Patriotic War of 1941-1945, among educa-

tional organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in 2020]. M.: DGSK Minis-

try of Internal Affairs of Russia, 2020. P. 34–39.

16

15

Физическая культура [Physical culture]

6. Sokurenko V.S. Osnovy organizacii obucheniya sotrudnikov OVD priemam zash-

chity ot udarov nozhom, tyazhelym predmetom [Fundamentals of organizing training for po-

lice officers in methods of protection against stabs by a knife or a heavy object] // Koncept

[Concept]. 2016. V. 15. P. 2471–2475.

7. Kulinichev A.N. Formirovanie professional'nyh navykov silovogo zaderzhaniya u

obuchayushchihsya obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii [Formation of professional skills

of forceful detention among students of educational institutions of the Ministry of Internal Af-

fairs of Russia]: author. dis. ... cand. ped. sciences. M., 2017. 24 p.

8. Sankov P.A., Kaveckij D.B., Serikov S.N. Organizaciya i provedenie zanyatij po

ognevoj podgotovke v processe operativno-sluzhebnoj deyatel'nosti [Organization and con-

duct of fire training classes in the process of operational and service activities]. Irkutsk: VSI

Ministry of Internal Affairs of Russia, 2014. 88 p.

9. Barkalov S.N. Soderzhanie i ocenka vypolneniya special'nyh kompleksnyh zadanij

na zanyatiyah po fizicheskoj podgotovke s kursantami obrazovatel'nyh organizacij MVD Ros-

sii [Content and assessment of the implementation of special complex tasks in physical train-

ing classes with cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Rus-

sia] // Nauka i praktika [Science and Practice]. 2015. No. 3 (64). P. 141–144.

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.