УДК 796.011.3 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11205
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
О.С. Панова
Представлена и обоснована совокупность моделей совершенствования системы контроля и оценивания знаний профессиональной подготовки слушателей по дисциплине «Служебно-прикладная физическая подготовка» в образовательных организациях МВД России. Спроектирован учебный полигон с оборудованием, созданный на базе компьютерной техники и компьютерных сетей с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, применяемый на практических и контрольных занятиях.
Ключевые слова: слушатели образовательных организаций МВД России, физическая подготовка, система контроля, информационные технологии, учебно-тренировочный полигон.
INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF CONTROL OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA
Panova O.S. candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, [email protected], Russia, Volgograd, Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation
A set of models for improving the system of monitoring and assessing the knowledge of professional training of students in the discipline "Service-applied physical training" in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is presented and substantiated. A training ground has been designed with equipment created on the basis of computer technology and computer networks using information and telecommunication technologies, used in practical and control classes.
Key words: students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, physical training, control system, information technology, training ground.
Панова Ольга Сергеевна, канд. пед. наук, старший преподаватель, [email protected], Россия, Волгоград, Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации
Современное общество характеризуется ярко выраженными процессами глобализации информатизации. Под влиянием научно-технического прогресса повсеместно внедряются информационные технологии, которые создают уникальные возможности для быстрого и эффективного развития государства, органов власти, организаций, предприятий и отдельно взятой личности. Научно-технический прогресс поставил информацию как стратегический, управленческий ресурс в один ряд с сырьевыми, финансовыми, энергетическими, материальными ресурсами, которые необходимы и важны для общества и человека [1-4].
Образование приобретает новое
качество с внедрением компьютерных технологий, которое в первую очередь имеет тесную связь с возможностью из любой точки нашей Земли пользоваться и получать информацию [5].
Цель исследования: обоснование и представление совокупности моделей совершенствования системы контроля, оценивания знаний про -фессиональной подготовки слушателей по дисциплине «Служебно-прикладная физическая подготовка» в образовательных организациях МВД России.
Деятельность образовательных организаций МВД России направлена на формирование такого образовательного процесса, который позво -лит эффективно и на высоком уровне организовать профессиональную подготовку сотрудников ОВД, в основе которого будет лежать компетент-ностный подход.
Многоуровневая система профессиональной подготовки в образо -вательных организациях МВД России предъявляет серьезные требования не только к уровню профессиональной и физической подготовки курсантов и слушателей, но и к организации эффективного контроля за качеством их обучения.
На сегодняшний день во многих образовательных организациях МВД России существующая система оценки и контроля сформированно -сти навыков боевых приемов борьбы (БПБ) сводится к оценке субъектив -ных критериев (например, эффективно - неэффективно), и заключается в выполнении перечня типичных заданий в стандартных условиях. Они не отражают условия окружающей среды, степень сопротивляемости правонарушителя и другие факторы, усложняющие применение физической силы сотрудниками ОВД. Существующая система контрольно-оценочной деятельности не имеет универсальный характер и не позволяет эффективно оценить степень владения БПБ сотрудниками ОВД в условиях выполнения служебных задач. Оценка выполнения боевых приемов борьбы осуществляется проверяющим преподавателем визуально без применения компью -терных технологий и напрямую зависит от его компетентности [6, 7].
Эффективным способом решения объективности контроля физической подготовленности и БПБ является применение компьютерных технологий. Моделирование условий оперативно-служебной деятельности, БПБ в рамках учебно-тренировочных полигонов позволяет усилить взаимосвязь их базовых навыков, формировать психологическую устойчивость для эффективного применения физической силы сотрудниками ОВД.
Наиболее ярким примером использования информационных техно -логий обеспечения процесса обучения по дисциплине «Служебно-при-кладная физическая подготовка» является учебно-тренировочный полигон кафедры физической подготовки Волгоградской академии МВД России, который активно используется в качестве контроля знаний и умений слушателей. Данный объект спроектирован сотрудниками кафедры физиче-ской подготовки и является единственным уникальным сооружением такого типа, использование которого внедрено в образовательный процесс Волгоградской академии МВД России.
На учебном полигоне имеются различного рода системы, созданные на базе компьютерной техники и компьютерных сетей с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
Учебно-тренировочный полигон расположен на двух этажах здания, общей площадью 960 м2, состоит из нескольких помещений на первом и втором этажах здания, последовательное прохождение которых позволяет слушателям комплексно развивать все необходимые профессионально важные качества и двигательные навыки, необходимые сотруднику ОВД при задержании правонарушителей, в условиях постоянно меняющейся обстановки, высокой психологической напряженности.
На первом этаже располагаются следующие помещения: учебно -методический класс, который оснащен мультимедийным проектором и экраном, на который выводится информация с 11 видеокамер, находя -щихся в других помещениях, которые слушатели последовательно прохо -дят при выполнении комплексного тренировочного и экзаменационного упражнения. Учебно-методический кабинет позволяет располагать в нем учебную группу для проведения различного рода инструктажей, обучения двигательным действиям при задержании правонарушителей, также из учебно-методического кабинета осуществляется старт комплексного-тренировочного и комплексного-экзаменационного упражнения (рис. 1 и 2).
На первом этаже находится лабиринт, который оснащен свето-шу-мовыми и звуковыми раздражителями, а также различными искусственными препятствиями, находящимися на полу, свисающими с потолка и др. Проходить данный лабиринт слушатели должны в условиях ограниченной видимости. Информационное и техническое управление световыми и шу -мовыми эффектами позволяет запрограммировать определенную скорость работы стробоскопов, а также различные варианты звуковых эффектов для каждого проходящего лабиринт обучающегося.
В зале с тренажерными устройствами находится силомер «Кикте -стер-9Т», который представляет собой боксерскую ударную подушку (мишень), электронное блок-табло с трехразрядными индикаторами, расположенными на едином основании. Электронный блок позволяет регист -рировать силу, резкость и энергию удара обучающегося.
Также слушатели выполняют удар ногой по груше, соединенной по Bluetooth с ноутбуком, программное обеспечение которого позволяет из -мерять силу удара.
На первом этаже рядом с залом ударных тренажеров находится восьмиугольник. В восьмиугольнике слушатели мужского пола проводят рукопашный бой с ассистентом, предварительно экипировавшись в защитное снаряжение. Слушатели женского пола выполняют защиту от ударов с переходом за задержание ассистента.
Рис. 1. Учебный полигон
Рис. 2. Помещения учебного полигона на первом этаже (вид сверху)
На втором этаже расположены ситуационные комнаты. Они моделируют задержание правонарушителей в бытовых условиях, таких, как ванная комната, кухня, жилая комната, также в условиях паркинга, где находится автомобиль, в условиях общественного места, кафе (ресторан, бар), а также в условиях ограниченного пространства - лифт (рис. 3).
Для каждой ситуационной площадки педагогическими работниками разработаны специальные задания для слушателей и их сокурсников, исполняющих роли правонарушителей. Все задания написаны на карточ -ках и представлены в виде пошагового алгоритма действий.
На втором этаже расположен зал «огневых контактов», который включает комнату для получения оружия и стрелковую площадку. Слуша -телю, проходящему комплексное зачетное упражнение, выдается страйк-больный пистолет Glock-23 в кобуре (стрельба ведется в автоматическом режиме), защитные очки и восемь патронов (шары 0,12 или 0,2 г). Правонарушителю (ассистенту) - пистолет Glock ТМ пневматический и два патрона (шары 0,12 или 0,2 г) [8].
Рис. 3. Помещения учебного полигона на втором этаже (вид сверху)
В зале ведения условного огневого поединка размещены различные варианты передвижных перегородок, которые позволяют укрыться за ними как слушателю, так и условному правонарушителю. Правонарушитель (выбирается из числа сокурсников) заблаговременно входит в комнату «огневого контакта», основная его задача поразить слушателя, а слушатель должен обнаружить правонарушителя и поразить его, наименьшая степень поражения (необходимо поразить правонарушителя страйкбольным оружием в руку или ногу) оценивается в 5 баллов, если же слушатель не поразил правонарушителя, а правонарушитель поразил слушателя, то за такое прохождение этапа слушателю баллы не начисляются.
Выполнение слушателями этапных заданий по мере преодоления учебно-тренировочного полигона фиксируется, обрабатывается и выводится на экран мультимедийного проектора. Данная информация дает воз -можность проводить анализ технико-тактических действий и выработать дальнейшие алгоритмы и стратегии наиболее эффективных способов задержания правонарушителей.
Оценка за успешное прохождение учебного полигона складывается из суммы баллов за выполнение каждого из шести основных этапов:
1-й - время преодоления от старта до финиша;
2-й - определение силы и техники удара рукой;
3-й - определение силы и техники удара ногой;
4-й - для женщин задержание правонарушителя, наносящего удар рукой (по заданию преподавателя), для мужчин поединки по правилам рукопашного боя в зале единоборств (в течение 30 с);
5-й - выполнение боевых приемов борьбы в имитационных залах;
6-й - ведение условного огневого поединка с использованием страйкбольной стрельбы.
В случае успешного прохождения каждого этапа слушатель может набрать максимально 5 баллов (минимально 1 балл).
Итоговая экзаменационная оценка по дисциплине «Служебно-прикладная физическая подготовка» определяется на основании суммы (6 критериев), полученной по результатам прохождения этапов учебного полигона по указанным выше критериям и определяется следующим образом: отлично - от 30 до 27 баллов включительно, хорошо - от 26 до 21 балла включительно, удовлетворительно - от 20 до 15 баллов включительно, неудовлетворительно - менее 15 баллов.
Считаем, что использование подобных полигонов позволит повысить эффективность дисциплины «Служебно -прикладная физическая подготовка», тем самым подготовить слушателей к предстоящей деятель -ности и эффективному в дальнейшем выполнению оперативно-служебных задач, связанных с задержанием правонарушителей. Использование подобных полигонов позволит не только совершенствовать двигательные навыки и умения боевых приемов борьбы, но и сопряженно повышать уро -вень профессионально важных двигательных и психологических качеств слушателей.
Таким образом, использование информационных технологий позволяет совершенствовать систему контроля процесса обучения, методы видеовизуализации в режиме онлайн позволяют минимизировать ошибки при выполнении боевых приемов борьбы во время проведения рукопаш -ных поединков, задержания ассистентов в ситуационных комнатах, совер -шенствовать соблюдение мер личной безопасности в ситуациях, связанных с риском для жизни.
Результаты нашего исследования показали необходимость обновле -ния контрольно-оценочной деятельности в образовательных организациях МВД России (на примере дисциплины «Служебно-прикладная физическая подготовка»), что связано, с одной стороны, с изменениями содержания образования в связи с информатизацией всех систем и структур общества, с другой стороны, с поиском новых подходов к внедрению новых кон -трольно-оценочных технологий. Учебно-тренировочный полигон на основе автоматизированной системы управления, используемый на практических и контрольных занятиях слушателей по дисциплине «Служебно-прикладная физическая подготовка» в образовательных организациях МВД России, является эффективным способом моделирования оперативно-служебных задач сотрудников ОВД России.
Список литературы
1. Аврутин Р.Ю. Применение информационных технологий в системе управления деятельностью дежурной части органа внутренних дел // Алтайский юридический вестник. 2019. № 2 (26). С. 52-56.
2. Лукашов Н.В. Совершенствование профессиональной подготовки руководящего состава ОВД на основе информационного моделирования объектов управления // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 2 (53). С. 19-21.
3. Ходотова М.И. Инновационные технологии в формировании информационной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 1-1. С. 350-353.
4. Кузьмин В.В., Панова О.С. Особенности применения информационных технологий в образовательном процессе // Успехи современной науки. 2017. Т. 1. № 2. С. 118-119.
5. Исаев Р.А. Технические средства обучения профессионально -прикладной физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций Министерства внутренних дел России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 2 (180). С. 132-136.
6. Овчинников В.А., Логинов Р.Г., Крючков В.В. Теоретические аспекты формирования двигательных навыков у сотрудников ОВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 2 (29). С. 133-136.
7. Броев А.Х. О методах совершенствования физической подготовки сотрудников ОВД боевыми приемами борьбы // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 3A. С. 38-44.
8. Пряхин А.С. Особенности моделирования ситуаций по задержанию правонарушителей на учебно-тренировочных полигонах в рамках дисциплины «служебно-прикладная физическая подготовка» в образова -тельных организациях МВД России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 6 (160). С. 196-200.
References
1. Avrutin R.Yu. Primenenie informacionnyh tekhnologij v sisteme upravleniya deyatel'nost'yu dezhurnoj chasti organa vnutrennih del [Application of information technologies in the system of managing the activities of the duty unit of the internal affairs body] // Altajskij yuridicheskij vestnik [Altai legal bulletin]. 2019. No. 2 (26). P. 52-56.
2. Lukashov N.V. Sovershenstvovanie professional'noj podgotovki rukovodyash-chego sostava OVD na osnove informacionnogo modelirovaniya ob"ektov upravleniya [Improving the professional training of the leadership of the internal affairs bodies on the basis of information modeling of control objects] // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh or-ganah [Psychopedagogy in law enforcement bodies]. 2013. No. 2 (53). P. 19-21.
3. Hodotova M.I. Innovacionnye tekhnologii v formirovanii informacionnoj kompe-tentnosti budushchih specialistov po fizicheskoj kul'ture i sportu [Innovative technologies in the formation of information competence of future specialists in physical culture and sports] // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Bryansk State University]. 2012. No. 1-1. P. 350-353.
4. Kuz'min V.V., Panova O.S. Osobennosti primeneniya informacionnyh tekhnologij v obrazovatel'nom processe [Features of the use of information technologies in the educational process] // Uspekhi sovremennoj nauki [Success of modern science]. 2017. Vol. 1.No. 2. P. 118-119
5. Isaev R.A. Tekhnicheskie sredstva obucheniya professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij Ministerstva vnutren-nih del Rossii [Technical means of teaching professional-applied physical training of cadets and listeners of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft]. 2020. No. 2 (180). P. 132-136.
6. Ovchinnikov V.A., Loginov R.G., Kryuchkov V.V. Teoreticheskie aspekty formi-rovaniya dvigatel'nyh navykov u sotrudnikov OVD Rossii [Theoretical aspects of the formation of motor skills among employees of the Internal Affairs Department of Russia] // Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii [Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2014. No. 2 (29). P. 133-136.
7. Broev A.H. O metodah sovershenstvovaniya fizicheskoj podgotovki sotrudnikov OVD boevymi priemami bor'by [On the methods of improving the physical training of police officers by combat methods of struggle] // Pedagogicheskij zhurnal [Pedagogical journal]. 2018. Vol. 8. No. 3A. P. 38-44.
8. Pryahin A.S. Osobennosti modelirovaniya situacij po zaderzhaniyu pravonarushi-telej na uchebno-trenirovochnyh poligonah v ramkah discipliny «sluzhebno-prikladnaya fizi-cheskaya podgotovka» v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii [Features of simulation of situations of detention of offenders at training grounds within the discipline "serviceapplied physical training" in the educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft]. 2018. No. 6 (160). P. 196200.