Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
слушатели образовательных организаций МВД России / физи-ческая подготовка / система контроля / информационные технологии / учебно-трениро-вочный полигон / students of educational institu-tions of the Ministry of Internal Affairs of Russia / physical training / control system / information technology / training ground

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова Ольга Сергеевна

Представлена и обоснована совокупность моделей совершенствования сис-темы контроля и оценивания знаний профессиональной подготовки слушателей по дисциплине «Служебно-прикладная физическая подготовка» в образовательных орга-низациях МВД России. Спроектирован учебный полигон с оборудованием, созданный на базе компьютерной техники и компьютерных сетей с использованием информацион-ных и телекоммуникационных технологий, применяемый на практических и контроль-ных занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF CONTROL OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

A set of models for improving the system of monitoring and assessing the knowledge of professional training of students in the discip-line "Service-applied physical training" in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is presented and substantiated. A training ground has been de-signed with equipment created on the basis of computer technology and computer networks using information and telecommunication technologies, used in practical and control classes.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

УДК 796.011.3 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11205

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

О.С. Панова

Представлена и обоснована совокупность моделей совершенствования системы контроля и оценивания знаний профессиональной подготовки слушателей по дисциплине «Служебно-прикладная физическая подготовка» в образовательных организациях МВД России. Спроектирован учебный полигон с оборудованием, созданный на базе компьютерной техники и компьютерных сетей с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, применяемый на практических и контрольных занятиях.

Ключевые слова: слушатели образовательных организаций МВД России, физическая подготовка, система контроля, информационные технологии, учебно-тренировочный полигон.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF CONTROL OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

Panova O.S. candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, [email protected], Russia, Volgograd, Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation

A set of models for improving the system of monitoring and assessing the knowledge of professional training of students in the discipline "Service-applied physical training" in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is presented and substantiated. A training ground has been designed with equipment created on the basis of computer technology and computer networks using information and telecommunication technologies, used in practical and control classes.

Key words: students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, physical training, control system, information technology, training ground.

Панова Ольга Сергеевна, канд. пед. наук, старший преподаватель, [email protected], Россия, Волгоград, Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации

Современное общество характеризуется ярко выраженными процессами глобализации информатизации. Под влиянием научно-технического прогресса повсеместно внедряются информационные технологии, которые создают уникальные возможности для быстрого и эффективного развития государства, органов власти, организаций, предприятий и отдельно взятой личности. Научно-технический прогресс поставил информацию как стратегический, управленческий ресурс в один ряд с сырьевыми, финансовыми, энергетическими, материальными ресурсами, которые необходимы и важны для общества и человека [1-4].

Образование приобретает новое

качество с внедрением компьютерных технологий, которое в первую очередь имеет тесную связь с возможностью из любой точки нашей Земли пользоваться и получать информацию [5].

Цель исследования: обоснование и представление совокупности моделей совершенствования системы контроля, оценивания знаний про -фессиональной подготовки слушателей по дисциплине «Служебно-прикладная физическая подготовка» в образовательных организациях МВД России.

Деятельность образовательных организаций МВД России направлена на формирование такого образовательного процесса, который позво -лит эффективно и на высоком уровне организовать профессиональную подготовку сотрудников ОВД, в основе которого будет лежать компетент-ностный подход.

Многоуровневая система профессиональной подготовки в образо -вательных организациях МВД России предъявляет серьезные требования не только к уровню профессиональной и физической подготовки курсантов и слушателей, но и к организации эффективного контроля за качеством их обучения.

На сегодняшний день во многих образовательных организациях МВД России существующая система оценки и контроля сформированно -сти навыков боевых приемов борьбы (БПБ) сводится к оценке субъектив -ных критериев (например, эффективно - неэффективно), и заключается в выполнении перечня типичных заданий в стандартных условиях. Они не отражают условия окружающей среды, степень сопротивляемости правонарушителя и другие факторы, усложняющие применение физической силы сотрудниками ОВД. Существующая система контрольно-оценочной деятельности не имеет универсальный характер и не позволяет эффективно оценить степень владения БПБ сотрудниками ОВД в условиях выполнения служебных задач. Оценка выполнения боевых приемов борьбы осуществляется проверяющим преподавателем визуально без применения компью -терных технологий и напрямую зависит от его компетентности [6, 7].

Эффективным способом решения объективности контроля физической подготовленности и БПБ является применение компьютерных технологий. Моделирование условий оперативно-служебной деятельности, БПБ в рамках учебно-тренировочных полигонов позволяет усилить взаимосвязь их базовых навыков, формировать психологическую устойчивость для эффективного применения физической силы сотрудниками ОВД.

Наиболее ярким примером использования информационных техно -логий обеспечения процесса обучения по дисциплине «Служебно-при-кладная физическая подготовка» является учебно-тренировочный полигон кафедры физической подготовки Волгоградской академии МВД России, который активно используется в качестве контроля знаний и умений слушателей. Данный объект спроектирован сотрудниками кафедры физиче-ской подготовки и является единственным уникальным сооружением такого типа, использование которого внедрено в образовательный процесс Волгоградской академии МВД России.

На учебном полигоне имеются различного рода системы, созданные на базе компьютерной техники и компьютерных сетей с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

Учебно-тренировочный полигон расположен на двух этажах здания, общей площадью 960 м2, состоит из нескольких помещений на первом и втором этажах здания, последовательное прохождение которых позволяет слушателям комплексно развивать все необходимые профессионально важные качества и двигательные навыки, необходимые сотруднику ОВД при задержании правонарушителей, в условиях постоянно меняющейся обстановки, высокой психологической напряженности.

На первом этаже располагаются следующие помещения: учебно -методический класс, который оснащен мультимедийным проектором и экраном, на который выводится информация с 11 видеокамер, находя -щихся в других помещениях, которые слушатели последовательно прохо -дят при выполнении комплексного тренировочного и экзаменационного упражнения. Учебно-методический кабинет позволяет располагать в нем учебную группу для проведения различного рода инструктажей, обучения двигательным действиям при задержании правонарушителей, также из учебно-методического кабинета осуществляется старт комплексного-тренировочного и комплексного-экзаменационного упражнения (рис. 1 и 2).

На первом этаже находится лабиринт, который оснащен свето-шу-мовыми и звуковыми раздражителями, а также различными искусственными препятствиями, находящимися на полу, свисающими с потолка и др. Проходить данный лабиринт слушатели должны в условиях ограниченной видимости. Информационное и техническое управление световыми и шу -мовыми эффектами позволяет запрограммировать определенную скорость работы стробоскопов, а также различные варианты звуковых эффектов для каждого проходящего лабиринт обучающегося.

В зале с тренажерными устройствами находится силомер «Кикте -стер-9Т», который представляет собой боксерскую ударную подушку (мишень), электронное блок-табло с трехразрядными индикаторами, расположенными на едином основании. Электронный блок позволяет регист -рировать силу, резкость и энергию удара обучающегося.

Также слушатели выполняют удар ногой по груше, соединенной по Bluetooth с ноутбуком, программное обеспечение которого позволяет из -мерять силу удара.

На первом этаже рядом с залом ударных тренажеров находится восьмиугольник. В восьмиугольнике слушатели мужского пола проводят рукопашный бой с ассистентом, предварительно экипировавшись в защитное снаряжение. Слушатели женского пола выполняют защиту от ударов с переходом за задержание ассистента.

Рис. 1. Учебный полигон

Рис. 2. Помещения учебного полигона на первом этаже (вид сверху)

На втором этаже расположены ситуационные комнаты. Они моделируют задержание правонарушителей в бытовых условиях, таких, как ванная комната, кухня, жилая комната, также в условиях паркинга, где находится автомобиль, в условиях общественного места, кафе (ресторан, бар), а также в условиях ограниченного пространства - лифт (рис. 3).

Для каждой ситуационной площадки педагогическими работниками разработаны специальные задания для слушателей и их сокурсников, исполняющих роли правонарушителей. Все задания написаны на карточ -ках и представлены в виде пошагового алгоритма действий.

На втором этаже расположен зал «огневых контактов», который включает комнату для получения оружия и стрелковую площадку. Слуша -телю, проходящему комплексное зачетное упражнение, выдается страйк-больный пистолет Glock-23 в кобуре (стрельба ведется в автоматическом режиме), защитные очки и восемь патронов (шары 0,12 или 0,2 г). Правонарушителю (ассистенту) - пистолет Glock ТМ пневматический и два патрона (шары 0,12 или 0,2 г) [8].

Рис. 3. Помещения учебного полигона на втором этаже (вид сверху)

В зале ведения условного огневого поединка размещены различные варианты передвижных перегородок, которые позволяют укрыться за ними как слушателю, так и условному правонарушителю. Правонарушитель (выбирается из числа сокурсников) заблаговременно входит в комнату «огневого контакта», основная его задача поразить слушателя, а слушатель должен обнаружить правонарушителя и поразить его, наименьшая степень поражения (необходимо поразить правонарушителя страйкбольным оружием в руку или ногу) оценивается в 5 баллов, если же слушатель не поразил правонарушителя, а правонарушитель поразил слушателя, то за такое прохождение этапа слушателю баллы не начисляются.

Выполнение слушателями этапных заданий по мере преодоления учебно-тренировочного полигона фиксируется, обрабатывается и выводится на экран мультимедийного проектора. Данная информация дает воз -можность проводить анализ технико-тактических действий и выработать дальнейшие алгоритмы и стратегии наиболее эффективных способов задержания правонарушителей.

Оценка за успешное прохождение учебного полигона складывается из суммы баллов за выполнение каждого из шести основных этапов:

1-й - время преодоления от старта до финиша;

2-й - определение силы и техники удара рукой;

3-й - определение силы и техники удара ногой;

4-й - для женщин задержание правонарушителя, наносящего удар рукой (по заданию преподавателя), для мужчин поединки по правилам рукопашного боя в зале единоборств (в течение 30 с);

5-й - выполнение боевых приемов борьбы в имитационных залах;

6-й - ведение условного огневого поединка с использованием страйкбольной стрельбы.

В случае успешного прохождения каждого этапа слушатель может набрать максимально 5 баллов (минимально 1 балл).

Итоговая экзаменационная оценка по дисциплине «Служебно-прикладная физическая подготовка» определяется на основании суммы (6 критериев), полученной по результатам прохождения этапов учебного полигона по указанным выше критериям и определяется следующим образом: отлично - от 30 до 27 баллов включительно, хорошо - от 26 до 21 балла включительно, удовлетворительно - от 20 до 15 баллов включительно, неудовлетворительно - менее 15 баллов.

Считаем, что использование подобных полигонов позволит повысить эффективность дисциплины «Служебно -прикладная физическая подготовка», тем самым подготовить слушателей к предстоящей деятель -ности и эффективному в дальнейшем выполнению оперативно-служебных задач, связанных с задержанием правонарушителей. Использование подобных полигонов позволит не только совершенствовать двигательные навыки и умения боевых приемов борьбы, но и сопряженно повышать уро -вень профессионально важных двигательных и психологических качеств слушателей.

Таким образом, использование информационных технологий позволяет совершенствовать систему контроля процесса обучения, методы видеовизуализации в режиме онлайн позволяют минимизировать ошибки при выполнении боевых приемов борьбы во время проведения рукопаш -ных поединков, задержания ассистентов в ситуационных комнатах, совер -шенствовать соблюдение мер личной безопасности в ситуациях, связанных с риском для жизни.

Результаты нашего исследования показали необходимость обновле -ния контрольно-оценочной деятельности в образовательных организациях МВД России (на примере дисциплины «Служебно-прикладная физическая подготовка»), что связано, с одной стороны, с изменениями содержания образования в связи с информатизацией всех систем и структур общества, с другой стороны, с поиском новых подходов к внедрению новых кон -трольно-оценочных технологий. Учебно-тренировочный полигон на основе автоматизированной системы управления, используемый на практических и контрольных занятиях слушателей по дисциплине «Служебно-прикладная физическая подготовка» в образовательных организациях МВД России, является эффективным способом моделирования оперативно-служебных задач сотрудников ОВД России.

Список литературы

1. Аврутин Р.Ю. Применение информационных технологий в системе управления деятельностью дежурной части органа внутренних дел // Алтайский юридический вестник. 2019. № 2 (26). С. 52-56.

2. Лукашов Н.В. Совершенствование профессиональной подготовки руководящего состава ОВД на основе информационного моделирования объектов управления // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 2 (53). С. 19-21.

3. Ходотова М.И. Инновационные технологии в формировании информационной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 1-1. С. 350-353.

4. Кузьмин В.В., Панова О.С. Особенности применения информационных технологий в образовательном процессе // Успехи современной науки. 2017. Т. 1. № 2. С. 118-119.

5. Исаев Р.А. Технические средства обучения профессионально -прикладной физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций Министерства внутренних дел России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 2 (180). С. 132-136.

6. Овчинников В.А., Логинов Р.Г., Крючков В.В. Теоретические аспекты формирования двигательных навыков у сотрудников ОВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 2 (29). С. 133-136.

7. Броев А.Х. О методах совершенствования физической подготовки сотрудников ОВД боевыми приемами борьбы // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 3A. С. 38-44.

8. Пряхин А.С. Особенности моделирования ситуаций по задержанию правонарушителей на учебно-тренировочных полигонах в рамках дисциплины «служебно-прикладная физическая подготовка» в образова -тельных организациях МВД России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 6 (160). С. 196-200.

References

1. Avrutin R.Yu. Primenenie informacionnyh tekhnologij v sisteme upravleniya deyatel'nost'yu dezhurnoj chasti organa vnutrennih del [Application of information technologies in the system of managing the activities of the duty unit of the internal affairs body] // Altajskij yuridicheskij vestnik [Altai legal bulletin]. 2019. No. 2 (26). P. 52-56.

2. Lukashov N.V. Sovershenstvovanie professional'noj podgotovki rukovodyash-chego sostava OVD na osnove informacionnogo modelirovaniya ob"ektov upravleniya [Improving the professional training of the leadership of the internal affairs bodies on the basis of information modeling of control objects] // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh or-ganah [Psychopedagogy in law enforcement bodies]. 2013. No. 2 (53). P. 19-21.

3. Hodotova M.I. Innovacionnye tekhnologii v formirovanii informacionnoj kompe-tentnosti budushchih specialistov po fizicheskoj kul'ture i sportu [Innovative technologies in the formation of information competence of future specialists in physical culture and sports] // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Bryansk State University]. 2012. No. 1-1. P. 350-353.

4. Kuz'min V.V., Panova O.S. Osobennosti primeneniya informacionnyh tekhnologij v obrazovatel'nom processe [Features of the use of information technologies in the educational process] // Uspekhi sovremennoj nauki [Success of modern science]. 2017. Vol. 1.No. 2. P. 118-119

5. Isaev R.A. Tekhnicheskie sredstva obucheniya professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij Ministerstva vnutren-nih del Rossii [Technical means of teaching professional-applied physical training of cadets and listeners of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft]. 2020. No. 2 (180). P. 132-136.

6. Ovchinnikov V.A., Loginov R.G., Kryuchkov V.V. Teoreticheskie aspekty formi-rovaniya dvigatel'nyh navykov u sotrudnikov OVD Rossii [Theoretical aspects of the formation of motor skills among employees of the Internal Affairs Department of Russia] // Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii [Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2014. No. 2 (29). P. 133-136.

7. Broev A.H. O metodah sovershenstvovaniya fizicheskoj podgotovki sotrudnikov OVD boevymi priemami bor'by [On the methods of improving the physical training of police officers by combat methods of struggle] // Pedagogicheskij zhurnal [Pedagogical journal]. 2018. Vol. 8. No. 3A. P. 38-44.

8. Pryahin A.S. Osobennosti modelirovaniya situacij po zaderzhaniyu pravonarushi-telej na uchebno-trenirovochnyh poligonah v ramkah discipliny «sluzhebno-prikladnaya fizi-cheskaya podgotovka» v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii [Features of simulation of situations of detention of offenders at training grounds within the discipline "serviceapplied physical training" in the educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft]. 2018. No. 6 (160). P. 196200.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.