УДК 377.6
ао1: 10.35750/2071-8284-2020-4-207-214
Евгений Иванович Троян
кандидат педагогических наук, доцент СЯСЮ: 0000-0003-4787-5886, [email protected]
Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России Российская Федерация, 625049, Тюмень, ул. Амурская, д. 75
Николай Николаевич Силкин
доктор педагогических наук, профессор СЯСЮ: 0000-0002-9979-8037
Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, Санкт-Петербург, 198206, ул. Лётчика Пилютова, 1
Обучение сотрудников патрульно-постовой службы полиции применению физической силы на основе использования ситуационного метода
Аннотация: Профессиональная деятельность сотрудников патрульно-постовой службы (ППС) полиции предъявляет высокие требования к уровню владения боевыми приёмами борьбы. Обучение боевым приёмам борьбы (БПБ) в рамках дисциплины «Физическая подготовка» основных программ профессионального обучения профессиональной подготовки происходит без учёта ситуаций их применения. Демонстрация приёмов также сильно абстрагирована от ситуаций практической деятельности сотрудников полиции. Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью формирования у сотрудников патрульно-постовой службы полиции навыков применения боевых приёмов борьбы в ситуациях оперативно-служебной деятельности и отсутствием научно обоснованной методики ситуационного обучения сотрудников полиции применению физической силы в рамках освоения основных программ профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский».
Исследование проводилось с целью обоснования эффективности и особенностей использования ситуационного метода для обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции применению боевых приёмов борьбы в ситуациях оперативно-служебной деятельности. В результате исследования были разработаны три уровня сложности применения боевых приёмов борьбы в ситуациях оперативно-служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции для использования в основных программах профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский». По результатам итогового тестирования эффективность применения приёмов в типовых ситуациях оперативно-служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции увеличилась на 27,8 %, что подтвердило гипотезу исследования. Особенностью использования ситуационного метода является структурирование ситуаций по уровням сложности выполнения боевых приёмов борьбы. Учебно-тренировочный процесс физической подготовки сотрудников ППС полиции начинается в профессиональном цикле и продолжается в вариативной учебной дисциплине «Актуальные вопросы деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции» профессионально-специализированного цикла основных программ профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский».
Ключевые слова: сотрудники патрульно-постовой службы полиции, боевые приёмы борьбы, физическая подготовка, ситуационный метод.
Для цитирования: Троян Е. И., Силкин Н. Н. Обучение сотрудников патрульно-постовой службы полиции применению физической силы на основе использования ситуационного метода // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2020. - № 4 (88). - С. 207-214; ёо1: 10.35750/2071-8284-2020-4-207-214.
© Троян Е. И., Силкин Н. Н., 2020
Evgeny I. Troyan
Cand. Sci (Ped.), Docent ORCID: 0000-0003-4787-5886, [email protected]
Tyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia 75, Amurskaya str., Tyumen, 625049, Russian Federation
Nikolai N. Silkin
Dr. Sci. (Ped.), Professor ORCID: 0000-0002-9979-8037
Saint-Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint-Petersburg, 198206, Russian Federation
Training of police patrol officers to use physical force based on the situation method
Abstract: The professional activity of the police patrol officers makes high demands on their level of possession of fighting. Training in combat techniques within the framework of the discipline «Physical training» of the main programs of professional training takes place without taking into account the situations of their application. Demonstration of techniques is also strongly abstracted from the situations of practical activities of police officers. The problem of the research is to resolve the contradiction between the need to develop skills of using combat techniques of fighting in situations of operational activity among the officers of the patrol and guard service of the police and the lack of a scientific methodology for situational training of police officers in the use of physical force in the study of professional training programs for police officers. The study was conducted to substantiate the effectiveness and features of using the situational method for training police patrol officers in the use of combat methods of fighting in situations of official activity. As a result of the study, three levels of complexity were developed for the use of combat techniques in situations of operational and service activities of police patrol officers for use in the main training programs for the position of a «Police Officer». According to the results of the final testing, the effectiveness of the use of techniques in typical situations of official activity of the police patrol officers increased by 27.8%, which confirmed the research hypothesis. The special feature of using the situational method is the structuring of situations according to the levels of difficulty of performing of combat techniques. The educational and training process of physical training of the police patrol officers begins in the professional cycle and continues in the variable educational discipline «Actual issues of the activities of the police patrol and guard service units» of the professional-specialized cycle of professional training programs for «Police Officer».
Keywords: officers of the police patrol service, fighting techniques, physical training, situational method.
For citation: Troyan E. I., Silkin N. N. Training of police patrol officers to use physical force based on the situation method // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. -2020. - № 4 (88). - P. 207-214; doi: 10.35750/2071-8284-2020-4-207-214.
Деятельностью сотрудников патрульно-постовой службы полиции является обеспечение безопасности граждан, пресечение и предупреждение различных правонарушений и преступлений. Сотрудники часто сталкиваются с необходимостью незамедлительного применения физической силы и специальных средств для преследования и задержания правонарушителя, пресечения распития спиртных напитков, проверки документов у лиц, подозреваемых в совершении преступления.
Профессиональная деятельность сотрудников патрульно-постовой службы полиции предъявляет высокие требования к уровню владения боевыми приёмами борьбы.
Обучение боевым приёмам борьбы, как правило, происходит в процессе освоения дисциплины «Физическая подготовка» в образовательных организациях МВД России. Сотрудники патрульно-постовой службы полиции, впрочем, как и все сотрудники полиции, изучают болевые приёмы, способы освобождения от
различных захватов, приёмы защиты от ударов, в том числе ножом, и многие другие, определённые Наставлением по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации1 [1]. Совершенствуются приёмы на занятиях по физической подготовке в
Необходимо отметить, что обучение боевым приёмам борьбы в рамках дисциплины «Физическая подготовка» основных программ профессиональной подготовки, впрочем, как и в программах высшего профессионального образования сотрудников ОВД, происходит без учёта ситуаций их применения. Демонстрация приёмов также сильно абстрагирована от ситуаций практической деятельности сотрудников полиции, которые должны не только уметь демонстрировать технику выполнения приёма на несопротивляющемся ассистенте, но и применять приёмы самозащиты и задержания правонарушителей в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности отдельных должностных категорий.
1 Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450. [Электронный ресурс]. - URL: http://publication.pravo.gov. ru (дата обращения: 10.08.2019).
2 Игошин Н. А. Влияние ситуационно-имитационной
подготовки на повышение подготовленности сотрудников полиции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2018. - № 4 (80). - С. 163-176.
территориальных органах внутренних дел. В соответствии с моделью организации профессиональной подготовки лиц по должности служащего «Полицейский» физическая подготовка слушателей осуществляется только в профессиональном цикле (табл. 1).
В научных исследованиях, посвящённых проблеме усиления практико-ориентированной направленности обучения сотрудников полиции, выявляются эффективные способы реализации проблемного обучения, моделирования ситуаций оперативно-служебной деятельности сотрудников [1, с. 160]. Н. А. Игошин, исследуя способы ситуационно-имитационной подготовки сотрудников полиции, обосновывает необходимость проведения интерактивных занятий для совершенствования их профессиональной под-готовленности3 [3, с. 175]. Традиционно средства и методы практического обучения реализуются на учебных занятиях по обучению иностранным языкам в образовательных организациях МВД России [4, с. 161]. Исследуя возможные пути повышения практической направленности профессиональной подготовки участковых-уполномоченных полиции, В. В. Кардашаевский
3 Баринова О. Ю., Мингазизова Г. Г. Практическая направленность как цель обучения иностранному языку сотрудников полиции в Казанском юридическом институте МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2018. - №4 (80). - С. 159-162.
Программы профессионального обучения профессиональной подготовки ли0 по должносш служащею «По.гпщепсьзш»
Учебный план
№ Наименование учебных дисциплин
ОБЩЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫ И ЦИКЛ
Основы теории .
2. Основы уголовного .
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ
S. Мораль мо-психологически я - .
9. Нравственно-этические основы .
14. Физическая подготовка
15. Огневая подготовка
ПРОФЕССИОНАЛЬНО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЦИКЛ
21.1. Актуальные вопросы деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых н обвиняемых и охр ;ш но - ко н в о йны х подразделений органов внутренних дел
21.2. Актуальные вопросы деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции
21.3. Актуальные вопросы деятельности подразделений ГИБДД
21.4. Актуальные вопросы деятельности подразделений органов внутренних дел, участвующих в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и исполнении административного законодательства
21.5. Актуальные вопросы деятельности подразделений транспортной безопасности
21.6. Актуальные вопросы деятельности дежурных частей органов внутренних дел
разработал систему комплексных занятий, включающую в себя деловые игры, учения, практику [2, с. 148]. В. Г. Тюкин, Р. В. Клочков, Д. А. Книс также разработали модель интегрированной подготовки участковых уполномоченных полиции, основанную на моделировании ситуаций служебной деятельности [3, с. 243]. А. А. Левченко, С. В. Малетин, В. А. Морозов обосновали необходимость использования контекстного подхода к формированию у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России навыков личной безопасности на основе проведения различных выездных практических учебно-тренировочных занятий и учений, на которых моделируются практические ситуации профессиональной деятельности сотрудников полиции [4, с. 153]. Ю. Н. Кочеров, А. Н. Димитров большое значение придают выездным практическим занятиям для обучения слушателей профессиональной подготовки по дисциплине «Автомобильная подготовка» [5, с. 228]. С. Н. Баркалов в своём исследовании опыта проведения комплексных практических занятий в образовательных организациях МВД России отмечает их эффективность в формировании готовности сотрудников полиции к применению приёмов для обеспечения личной безопасности [б, с. 152]. А. М. Старцев считает необходимым в образовательных организациях МВД России при освоении дисциплины «Специальная подготовка» использовать метод игрового обучения для подготовки сотрудников к решению различных оперативно-служебных задач [7, с. 363]. В высшем профессиональном образовании сотрудников полиции предпринимаются попытки на занятиях по физической подготовке использования модульных полигонов, моделирующих городскую среду. В. А. Хромов, П. С. Ермолов, П. Б. Малинин выявили эффективность упражнений по преодолению полосы препятствий, имитирующих преследование и задержание правонарушителя в городских условиях для совершенствования физической и психологической подготовленности сотрудников полиции к будущей профессиональной деятельности [8, с. 260].
Зарубежные исследователи также обсуждают вопросы использования активных методов обучения полицейских. Авторы Peter G. Renden, Geert J. P. Savelsbergh, Raôul R. D. Oudejans на страницах своих публикаций высказываются о необходимости моделировать ситуации самообороны полицейских на тренировках по физической подготовке [9, с. 1505]. Исследователи Nikki Rajakaruna, Pamela J. Henry, Amy Cutler & Gordon Fairman также пропагандируют использование ролевых игр для оптимизации учебных программ повышения квалификации полицейских [10, с. 520].
Несмотря на широкое внедрение в учебный процесс высшего профессионального об-
разования сотрудников ОВД элементов деловой игры, игрового обучения, ситуационного метода, практически отсутствуют научные исследования, направленные на поиск эффективных методик, технологий обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции применению боевых приёмов борьбы в ситуациях оперативно-служебной деятельности в рамках обучения по образовательным программам профессиональной подготовки.
Анализ научно-методической литературы и изучение практики обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции применению боевых приёмов борьбы выявил проблему исследования, которая заключается в разрешении противоречия между необходимостью формирования у сотрудников патрульно-постовой службы полиции навыков применения боевых приёмов борьбы в ситуациях оперативно-служебной деятельности и отсутствием научно обоснованной методики ситуационного обучения сотрудников полиции применению физической силы в рамках освоения основных программ профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский».
Исследование проводилось с целью обоснования эффективности и особенностей использования ситуационного метода для обучения сотрудников ППС полиции применению боевых приёмов борьбы в ситуациях оперативно-служебной деятельности в рамках освоения образовательных программ профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский».
Методика и организация исследования
Исследование было организовано на базе Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России в период с августа 2019 года по февраль 2020 года. В исследовании участвовали слушатели учебных групп, обучающиеся по основным программам профессионального обучения профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский». В исследовании были использованы следующие методы: анализ и обобщение научной и ведомственной учебно-методической литературы, опыта практической деятельности сотрудников полиции, педагогический эксперимент, моделирование ситуаций, тестирование навыков применения боевых приёмов борьбы в ситуациях оперативно-служебной деятельности, метод экспертной оценки. В тестировании принимали участие 24 слушателя первой и второй возрастных групп.
В результате анализа научной и ведомственной учебно-методической литературы, опыта практической деятельности сотрудников полиции, была выдвинута гипотеза о том, что эффективное использование ситуационного
метода для обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции применению боевых приёмов борьбы возможно при соблюдении ряда условий.
1. Учебно-тренировочный процесс ситуационного обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции применению боевых приёмов борьбы в рамках освоения основных программ профессиональной подготовки структурирован по трём уровням сложности применения боевых приёмов борьбы:
I уровень - обучение сотрудников патрульно-постовой службы полиции применению БПБ в универсальных типовых ситуациях, характерных для оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции без учёта особенностей отдельных должностных категорий;
II уровень - обучение сотрудников патрульно-постовой службы полиции применению БПБ в типовых ситуациях, характерных для оперативно-служебной деятельности данной должностной категории;
III уровень - обучение сотрудников патрульно-постовой службы полиции применению БПБ в актуальных ситуациях оперативно-служебной деятельности, происшедших за последние 3-5 лет.
2. I уровень сложности реализуется в учебной теме «Учебно-боевая практика и тактика применения боевых приёмов борьбы» дисциплины «Физическая подготовка» профессионального цикла программ профессиональной подготовки. На учебных занятиях происходит обучение слушателей применению ранее изученных приёмов в универсальных типовых ситуациях профессиональной деятельности. Моделирование универсальных типовых ситуаций происходит на основе межпредметной интеграции физической подготовки и других учебных дисциплин профессионального цикла, на которых слушатели обучаются тактическим действиям обеспечения личной безопасности, правовым основам применения физической силы и специальных средств, оказанию первой доврачебной помощи.
3. II уровень сложности реализуется в учебной теме «Особенности применения физической силы и специальных средств в типовых ситуациях оперативно-служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции» вариативной учебной дисциплины «Актуальные вопросы деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции» профессионально-специализированного цикла основных программ профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский». Моделирование типовых ситуаций происходит на основе межпредметной интеграции физической подготовки и вариативной вышеуказанной дисциплины профессионально-специализирован-
ного цикла. Слушатели обучаются применению боевых приёмов борьбы, взаимодействуя в составе наряда на открытой местности и в ограниченном пространстве в различных ситуациях:
- пресечение нарядом патрульно-постовой службы полиции административного правонарушения и задержание правонарушителя;
- пресечение преступления нарядом патрульно-постовой службы полиции; преследование и задержание преступников нарядом патрульно-постовой службы полиции;
- отражение нападения на сотрудника патрульно-постовой службы полиции при проверке документов и опросе подозреваемого;
- предотвращение попытки задержанного, а также его сообщников создать условия для побега или насильственного освобождения;
- нападение на сотрудников патрульно-постовой службы полиции при осмотре мест возможного укрытия лиц, подозреваемых в совершении преступления или иного правонарушения; нападение на сотрудника с целью завладения оружием.
4. III уровень сложности реализуется на учебных занятиях в процессе освоения образовательных программ повышений квалификации. Сотрудники патрульно-постовой службы полиции обучаются применению БПБ в наиболее сложных ситуациях, происшедших за последние 3-5 лет.
5. Для обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции применению боевых приёмов борьбы в ситуациях оперативно-служебной деятельности используются учебные полигоны, позволяющие моделировать особенности закрытого пространства магазина, жилой комнаты или открытой местности сквера.
Для достижения цели исследования были решены следующие задачи.
1. Разработаны типовые ситуации I и II уровней сложности применения боевых приёмов борьбы.
2. Разработана учебная тема «Особенности применения физической силы и специальных средств в типовых ситуациях оперативно-служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции» вариативной учебной дисциплины «Актуальные вопросы деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции».
3. Выявлены изменения в уровне сфор-мированности навыков применения боевых приёмов борьбы в типовых ситуациях оперативно-служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции за период участия в эксперименте.
Сотрудники, участвовавшие в педагогическом эксперименте, проходили обучение действиям в разработанных типовых ситуациях. Необходимо отметить, что ситуации I уровня
сложности применения боевых приёмов борьбы традиционно используются во многих образовательных организациях МВД России в рамках дисциплины «Физическая подготовка». В Тюменском институте повышения квалификации со-
трудников МВД России физическая подготовка реализуется и в вариативных дисциплинах профессионально-специализированного цикла, где рассматриваются ситуации II уровня сложности применения боевых приёмов борьбы (табл.2).
Таблица 2
Типовые ситуации II уровня сложности применения боевых приёмов борьбы
Типовые сигу к щш применении боспы\ приемов борьбы Учебные полигоны
1, Проверка документов улица, подозреваемом в совершении преступления (•Участок местности (сквер)»
2. Пресечение нападения на сотрудника полиции (патруль ППСП) с целью завладения кабельным оружием «Участок местности (сквер)»
3. «Жилая комната»
4. Пресечение распития спиртных напитков в общественном месте «Участок местности (сквер)»
5. «Магазин»
6. Преследование и задержание преступника (преступников) нарядом патрульно-постовой службы полиции «Полоса препятствий»
На учебных занятиях сотрудники совершенствовали ранее изученные способы применения палки специальной и изучали новые приёмы применения палки специальной для защиты от ударов ножом, для освобождения от захватов за палку или руку, за отворот одежды. Данные приёмы не изучались на учебных занятиях по дисциплине «Физическая подготовка», однако они являются профессионально значимыми для деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции. Также в типовых ситуациях II уровня сложности совершенствовались приёмы взаимодействия и взаимопомощи сотрудников в составе патруля, например, способы проведения наружного до-
смотра вдвоём под угрозой применения табельного оружия. Для выявления эффективности использования ситуационного метода обучения сотрудников патрульно-постовой службы проводилось тестирование уровня сформиро-ванности навыков применения боевых приёмов борьбы в трёх ситуациях II уровня сложности в начале и в конце обучения по учебной теме «Особенности применения физической силы и специальных средств в типовых ситуациях оперативно-служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции» вариативной учебной дисциплины «Актуальные вопросы деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции» (рис.1).
Рис. 1. Эффективность выполнения приёмов в ситуациях II уровня сложности слушателями в начале и в конце периода обучения (%)
212
Для тестирования использовались три типовые ситуации с самыми простыми вариантами противодействия правонарушителя: проверка документов лица, подозреваемого в совершении преступления, в ходе которой сотрудник должен был преследовать и имитировать задержание ассистента; пресечение распития спиртных напитков, когда ассистент имитировал неповиновение: срывал захваты сотрудника, выполнял захваты за руки и отворот одежды и имитировал удары рукой; пресечение нападения на сотрудника полиции, в ходе которого два ассистента выполняли захваты и обхваты, имитировали удары руками и ногами с целью повалить сотрудника на землю и отнять табельное оружие. Слушателям в результате экспертной оценки выполнения приёма выставлялась одна из двух оценок: «удовлетворительно», «неудовлетворительно». По результатам тестирования подсчитывался процент выполненных приёмов на каждом полигоне отдельно у сотрудников в начале и в конце периода обучения (рис. 1).
Анализ результатов тестирования выявил различия в уровне подготовленности слушателей в начале и в конце периода обучения по вариативной программе. В тесте «Проверка документов» эффективность выполнения преследования и задержания правонарушителя увеличилась на
8,3 %. В тесте «Пресечение распития спиртных напитков» эффективность выполнения боевых приёмов борьбы увеличилась на 33,3 %.
В тесте «Пресечение нападения на сотрудников полиции» итоговый уровень владения боевыми приёмами борьбы оказался значительно выше, чем в начале обучения - на 41,7 %. По результатам трёх тестов слушатели в конце периода обучения выполнили на 27,8 % приёмов больше, чем в начале.
В результате исследования была выявлена эффективность использования ситуационного метода для обучения сотрудников полиции применению боевых приёмов борьбы в ситуациях профессиональной деятельности. Особенностью использования ситуационного метода является структурирование ситуаций по уровням сложности выполнения боевых приёмов борьбы. Учебно-тренировочный процесс физической подготовки сотрудников патрульно-постовой службы полиции начинается в профессиональном цикле и продолжается в вариативной учебной дисциплине «Актуальные вопросы деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции» профессионально-специализированного цикла основных программ профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский».
Список литературы
1. Красинская Е. С. Сущность и значение практико-ориентированного подхода в процессе реализации программ профессионального обучения в образовательных организациях МВД России // Полицейская деятельность. -2019. - № б. - С. 1-7; 159-1б1.
2. Кардашевский В. В. Использование полигонной базы университета в подготовке участковых уполномоченных полиции // Вестник экономической безопасности. - 2018. - № 1. - С. 14б-149.
3. Тюкин В. Г., Клочков Р. В., Книс Д. А. Вопросы совершенствования интегрированной прак-тико-ориентированной профессионально-прикладной физической подготовки участковых уполномоченных полиции в условиях образовательной организации системы МВД России // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 4 (77). - С. 242-244.
4. Левченко А. А., Малетин С. В., Морозов В. А. Особенности реализации контекстного подхода при обучении сотрудников полиции личной безопасности // Мир науки, культуры, образования. -2020. - № 5 (84). - С. 152-154.
5. Кочеров Ю. Н., Димитров А. Н., Сотников С. С. Выездные практические занятия как форма практико-ориентированного обучения сотрудников ГИБДД // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № б0-4. - С. 22б-229.
6. Баркалов С. Н. Комплексное формирование готовности обучающихся образовательных организаций МВД России к обеспечению личной безопасности в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия // Автономия личности. - 2020. -№ 1 (21). - С. 14б-153.
7. Старцев А. М. К вопросу о методах и средствах методики специальной подготовки в условиях полигонной базы в образовательных учреждениях МВД России // Вестник экономической безопасности. - 2020. - № 1. - С. 359-3б4.
8. Хромов В. А, Ермолов П. С., Малинин П. Б. Использование условий полигона в целях совершенствования физической подготовки курсантов и слушателей Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя // Вестник экономической безопасности. - 2017. - № 4. - С. 259-2б1.
9. Renden P. G., Landman A., Geert J. P. Savelsbergh & Raôul R. D. Oudejans (2015). Police arrest and self-defence skills: performance under anxiety of officers with and without additional experience in martial arts // Ergonomics. - 2015. - № 58:9. - P. 149б-150б. - URL: https://doi.org/10.1080/00140139.2015.1013578.
10.Rajakaruna N., J. Henry P., Amy Cutler & Gordon Fairman (2017). Ensuring the validity of police use of force training // Police Practice and Research. - 2016. - № 18:5. - P. 507-521. - URL: https://doi.org/10.10 80/15614263.2016.1268959.
References
1. Krasinskaya Ye. S. Sushchnost' i znacheniye praktiko-oriyentirovannogo podkhoda v protsesse realizatsii programm professional'nogo obucheniya v obrazovatel'nykh organizatsiyakh MVD Rossii // Politseyskaya deyatel'nost. - 2019. - № 6. - S.1-7; 159-161.
2. Kardashevskiy V V Ispol'zovaniye poligonnoy bazy universiteta v podgotovke uchastkovykh upolnomochennykh politsii // Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti. - 2018. - № 1. - S. 146-149.
3. Tyukin V. G., Klochkov R. V., Knis D. A. Voprosy sovershenstvovaniya integrirovannoy praktiko-oriyentirovannoy professional'no-prikladnoy fizicheskoy podgotovki uchastkovykh upolnomochennykh politsii v usloviyakh obrazovatel'noy organizatsii sistemy MVD Rossii // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya.
- 2019. - № 4 (77). - S. 242-244.
4. Levchenko A. A., Maletin S. V., Morozov V. A. Osobennosti realizatsii kontekstnogo podkhoda pri obuchenii sotrudnikov politsii lichnoy bezopasnosti // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2020. - № 5 (84).
- S. 152-154.
5. Kocherov Yu. N., Dimitrov A. N., Sotnikov S. S. Vyyezdnyye prakticheskiye zanyatiya kak forma praktiko-oriyentirovannogo obucheniya sotrudnikov GIBDD // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2018. - № 60-4. - S. 226-229.
6. Barkalov S. N. Kompleksnoye formirovaniye gotovnosti obuchayushchikhsya obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii k obespecheniyu lichnoy bezopasnosti v usloviyakh, svyazannykh s primeneniyem fizicheskoy sily, spetsial'nykh sredstv i ognestrel'nogo oruzhiya // Avtonomiya lichnosti. - 2020. - № 1 (21). -S. 146-153.
7. Startsev A. M. K voprosu o metodakh i sredstvakh metodiki spetsial'noy podgotovki v usloviyakh poligonnoy bazy v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh MVD Rossii // Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti.
- 2020. - № 1. - S. 359-364.
8. Khromov V. A, Yermolov P. S., Malinin P. B. Ispol'zovaniye usloviy poligona v tselyakh sovershenstvovaniya fizicheskoy podgotovki kursantov i slushateley Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V. YA. Kikotya // Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti. - 2017. - № 4. - S. 259-261.
9. Renden P. G., Landman A., Geert J. P. Savelsbergh & Raoul R. D. Oudejans (2015). Police arrest and self-defence skills: performance under anxiety of officers with and without additional experience in martial arts // Ergonomics. - 2015. - №58:9. - P. 1496-1506. - URL: https://doi.org/10.1080/00140139.2015.1013578
10. Rajakaruna N., J. Henry P., Amy Cutler & Gordon Fairman (2017) Ensuring the validity of police use of force training, Police Practice and Research. - 2016. - №18:5. - P. 507-521. - URL: https://doi.org/10.1080 /15614263.2016.1268959.
Статья поступила в редакцию 30.09.2020 г.