Научная статья на тему 'Тактика действий нарядов полиции при полицейском реагировании в городских условиях на этапе преследования (задержания) правонарушителя: методический аспект'

Тактика действий нарядов полиции при полицейском реагировании в городских условиях на этапе преследования (задержания) правонарушителя: методический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3654
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / POLICE OFFICER / НАРЯД ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ / PATROL POLICE TACTICS OF ACTIONS / ТАКТИКА ДЕЙСТВИЙ / ПОЛИЦЕЙСКОЕ РЕАГИРОВАНИЕ В ГОРОДСКИХ УСЛОВИЯХ / POLICE RESPONSE IN URBAN CONDITIONS / ПРЕСЛЕДОВАНИЕ / PROSECUTION / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ / PHYSICAL DETENTION OF OFFENDER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов Игорь Михайлович, Кравченко Олег Георгиевич

В статье анализируется возможная тактика действий группы сотрудников полиции (наряда патрульно-постовой службы полиции) при полицейском реагировании на противоправные действия в городских условиях. Автор предлагает методику проведения практических занятий по программе профессиональной подготовки сотрудников полиции, на которых изучается тактика действий на этапе преследования (задержания) правонарушителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлов Игорь Михайлович, Кравченко Олег Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TACTICS OF POLICE RESPONSE IN URBAN CONDITIONS AT THE STAGE OF PROSECUTION (DETENTION) OF THE OFFENDER: METHODICAL ASPECT

In this article have been analyzed possible tactics of the group of police officers actions (patrol police) in a police response to unlawful acts in urban conditions. The author proposes a technique for conducting tacticval training program, which examines the tactics of actions during the stage of prosecution (detention) of offenders.

Текст научной работы на тему «Тактика действий нарядов полиции при полицейском реагировании в городских условиях на этапе преследования (задержания) правонарушителя: методический аспект»

Педагогика

УДК 355.541.4

старший преподаватель кафедры специальных дисциплин факультета профессиональной подготовки Павлов Игорь Михайлович

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); преподаватель кафедры специальных дисциплин

факультета профессиональной подготовки Кравченко Олег Георгиевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ТАКТИКА ДЕЙСТВИЙ НАРЯДОВ ПОЛИЦИИ ПРИ ПОЛИЦЕЙСКОМ РЕАГИРОВАНИИ В ГОРОДСКИХ УСЛОВИЯХ НА ЭТАПЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ (ЗАДЕРЖАНИЯ) ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье анализируется возможная тактика действий группы сотрудников полиции (наряда патрульно-постовой службы полиции) при полицейском реагировании на противоправные действия в городских условиях. Автор предлагает методику проведения практических занятий по программе профессиональной подготовки сотрудников полиции, на которых изучается тактика действий на этапе преследования (задержания) правонарушителей.

Ключевые слова: профессиональная подготовка; сотрудник полиции; наряд патрульно-постовой службы полиции; тактика действий; полицейское реагирование в городских условиях; преследование; физическое задержание правонарушителя.

Annotation. In this article have been analyzed possible tactics of the group of police officers actions (patrol police) in a police response to unlawful acts in urban conditions.

The author proposes a technique for conducting tacticval training program, which examines the tactics of actions during the stage of prosecution (detention) of offenders.

Keywords: Professional training, police officer, patrol police tactics of actions, police response in urban conditions, prosecution, physical detention of offender.

Введение. Положительную роль в осуществлении преследования (задержания) правонарушителей полицейскими играет их тактическая подготовленность. Сформированность умения реагировать целесообразно сложившимся обстоятельствам, учитывать и использовать в собственных действиях специфику городских условий, обеспечивает успешность выполнения профессиональных обязанностей. Поэтому особое внимание при обучении слушателей факультета профессиональной подготовки следует уделить ознакомлению с тактикой действий нарядов полиции при полицейском реагировании в городских условиях на этапе преследования (задержания) правонарушителя.

Формулировка цели статьи. Цель настоящей статьи заключается в обосновании методики проведения практических занятий по обучению тактическим действиям сотрудников полиции при реагировании на основе анализа содержательных характеристик этапа преследования и задержания правонарушителя в городских условиях.

Изложение основного материала статьи. Обучение слушателей факультета профессиональной подготовки правильной тактике действий при полицейском реагировании в условиях города осуществляется на практических занятиях, позволяющих сформировать умение и закрепить навык адекватного реагирования в сложных и часто стремительно меняющихся условиях полицейского реагирования.

Полицейским реагированием в городских условиях будем считать действия сотрудников полиции по пресечению правонарушений в общественных местах города, которые находятся под открытым небом (улицы, бульвары, площади, парки, скверы, дворы многоквартирных домов и т.д.). Такие условия предполагают наличие оперативного простора для действий группы сотрудников полиции (наряда ППСП) при пресечении каких-либо противоправных действий [2, с. 263].

Для достижения более высокой эффективности обучения слушателей на факультете профессиональной подготовки предлагаем действия по полицейскому реагированию условно разделить на несколько этапов (фаз):

1) этап приближения к месту полицейского реагирования;

2) этап принятия решения на месте происшествия;

3) этап непосредственного реагирования;

4) этап преследования и задержания правонарушителей (заключительный этап).

Обучение молодых сотрудников полиции тактике действий нужно осуществлять на каждом из этих этапов сначала отдельно, а только потом переходить к отработке тактики действий при полицейском реагировании в целом [2, c. 262-263].

Меры полицейского реагирования представляют собой самые простые и необходимые действия сотрудника полиции на месте происшествия и сводятся к пресечению противоправных действий, оказанию первой помощи пострадавшим, если таковые имеются, задержанию и доставлению правонарушителей в какое-либо служебное помещение. Важным также является обеспечение доказательственной базы в отношении задержанных лиц.

Эффективность практических занятий, посвященных обучению слушателей действиям сотрудников полиции, связанных с преследованием правонарушителя (правонарушителей), если имеется такая необходимость, и осуществлением его (их) физического задержания для последующего доставления, значительно повышается, если они проводятся с использованием имитационных ролевых игр и тренинговых упражнений. При реализации таких методов обучения слушатели должны быть распределены на «правонарушителей» и «полицейских» с обязательным условием демонстрации поведения, закрепленного игровой ролью. Так, «правонарушителям» следует инсценировать противоправные действия, а «полицейским» - принимать законные меры реагирования на них. Каждая имитационная ролевая игра завершается обсуждением целесообразности, обоснованности, законности действий «полицейских». Преподавателю следует уделить внимание не только аналитическим действиям слушателей, но и тому, насколько внимательно они отнеслись к соблюдению мер безопасности в каждой конкретной ситуации. К

обсуждению следует привлекать, в первую очередь, не участников игры, а так называемых наблюдателей, таким образом, в разборе и анализе ситуации будет задействована вся группа слушателей.

Рассмотрим тактику преследования правонарушителей нарядом полиции в пешем порядке, которую необходимо отрабатывать на практических занятиях со слушателями факультета профессиональной подготовки. Будем исходить из того, что в наряде три сотрудника полиции.

На практическом занятии должны быть обыграны варианты, когда у условного наряда полиции имеется время для разбирательства на месте происшествия и принятия решения на преследование, а также, когда условные правонарушители, увидев сотрудников полиции, начинают убегать с места происшествия. Слушателям, входящим в состав условного наряда, должна быть предоставлена возможность самостоятельно выбрать ту или иную тактику действий, связанной с преследованием, а потом при обсуждении аргументировать правильность своего выбора.

Прежде всего, на практических занятиях необходимо тренировать слаженность действий всех членов наряда при преследовании.

Эта слаженность должна проявляться во всем. Во-первых, наряд не должен разделяться. Если правонарушители разбегаются в разные стороны, то наряд должен преследовать одного из них. Легче и безопасней втроем догнать и задержать одного правонарушителя. Других задержат потом.

Во-вторых, сотрудники полиции должны бежать примерно с одной скоростью. Если им суждено догнать правонарушителей, то это они должны сделать вместе в составе наряда, а потом задержать правонарушителей.

В-третьих, в процессе преследования сотрудники полиции должны поддерживать связь между собой голосом или условными знаками. В частности, старший наряда должен стремиться руководить другими членами наряда при преследовании и последующем задержании. При преследовании возможно маневрирование, связанное с окружением правонарушителей силами наряда. В большинстве случаев сразу после окончания преследования происходит физическое задержание правонарушителей. Все вышеперечисленное невозможно успешно осуществить без слаженной работы наряда, когда действия каждого из сотрудников полиции в наряде контролируются старшим наряда и направлены на достижение одной цели.

Для правильного выбора наиболее оптимального маршрута преследования сотрудники полиции должны хорошо ориентироваться на местности. Это тоже относится к элементам тактической подготовки.

Сотрудники подразделений ППСП, заступающие на службу, должны знать расположение прилегающих к маршруту (посту) улиц, переулков, площадей, проходных дворов [3, с. 24].

Если правонарушители издали увидят приближающихся к ним сотрудников полиции, то у них появляется реальная возможность скрыться от них. В этом случае сотрудникам полиции придется затратить немало усилий, чтобы задержать их. Поэтому, если правонарушители не знают, что их преследуют, то это преследование должно осуществляться таким образом, чтобы они до последнего момента не видели сотрудников полиции.

Для этого наряд полиции может, например, начать преследовать правонарушителей по параллельной улице или по какому-то другому маршруту, который позволил бы приблизиться к ним на минимальное расстояние, не обнаруживая себя. Тем самым сотрудники полиции сохранят силы для последующего задержания и достигнут эффекта неожиданности при самом задержании.

При розыгрыше ситуационных задач на практических занятиях по полицейскому реагированию одним из критериев оценивания действий наряда, связанных с преследованием условных правонарушителей, должен быть выбор слушателями наиболее оптимального маршрута преследования и маневрирование в процессе этого преследования.

На практических занятиях целесообразно отрабатывать все виды преследования в комплексе. Ситуационная задача для практического занятия должна быть разработана таким образом, чтобы наряд полиции, начав преследование по направлению, должен, впоследствии, выявить следы отхода условных правонарушителей, и только в зависимости от положительного результата в поиске этих следов, увидеть условных правонарушителей и перейти на непосредственное преследование.

Преследование подозреваемых в совершении преступления по горячим следам ведется до тех пор, пока они не будут задержаны и обезврежены [3, с. 69].

Преследование правонарушителей нарядом полиции может осуществляться по направлению, по следам и непосредственно.

Преследование по направлению осуществляется тогда, когда сотрудникам полиции известно направление отхода правонарушителей с места происшествия, например, со слов потерпевшего или свидетелей. Сотрудники полиции могут также самостоятельно выбрать наиболее вероятное направление отхода правонарушителей. Это возможно, например, если известно место укрытия правонарушителей или место, куда они предположительно будут стремиться попасть (например, железнодорожный вокзал или автовокзал).

Преследование по следам осуществляется путем поиска различных следов, оставленных правонарушителями на месте совершения правонарушения, а затем и по маршруту своего отхода с этого места. Следы бывают различными. Это и следы на снегу: обуви, полозьев саней, колес транспортных средств. Это и следы различных сыпучих материалов, которые были похищены правонарушителями. Это могут быть следы различных жидкостей, начиная с крови человека и заканчивая машинным маслом, бензином и т.д. Это могут быть и различные предметы, похищенные правонарушителями или принадлежащими им лично, выброшенные или утерянные ими в процессе отхода с места происшествия. Это могут быть и запаховые следы, по которым правонарушителей может найти служебная собака.

При непосредственном преследовании сотрудники полиции видят пытающихся скрыться правонарушителей, т.е. имеет место визуальный контакт сотрудников полиции и правонарушителей. Чаще всего такое преследование начинается в том случае, когда наряд полиции застал правонарушителей на месте происшествия непосредственно при совершении правонарушения.

На протяжении всего периода обучения на факультете профессиональной подготовки со слушателями проводятся занятия по физической подготовке, на которых они изучают и тренируют боевые приемы борьбы, а также повышают уровень своей физической выносливости.

Сотрудник ОВД обязан соответствовать по уровню физической подготовки квалификационным требованиям к замещаемой должности в органах внутренних дел, а также проходить периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия [4, с. 11].

Каждый сотрудник полиции должен быть готов выдержать определенный уровень физической нагрузки при исполнении своих обязанностей по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Сотрудник полиции должен уметь ускориться на коротком расстоянии, чтобы догнать убегающего правонарушителя, а также же быть готовым к бегу на длинную дистанцию, если к моменту начала преследования правонарушитель уже успел убежать далеко. Кроме этого, сотрудник полиции должен быть готов при преследовании правонарушителя преодолевать различные препятствия в виде ям, канав, ступенек, лестниц, заборов и т.д. А в конце преследования у сотрудников полиции должно еще хватить сил и умения задержать сопротивляющегося правонарушителя. В этом случае кроме хорошей физической подготовки сотрудникам полиции необходимы знания приемов задержания, самозащиты и рукопашного боя.

На практических занятиях по тактике действий при полицейском реагировании указанные выше знания, умения и навыки слушатели должны применять в условиях, приближенных к реальным условиям. Первоочередная задача преподавателя тактики - создать слушателям на своих занятиях именно такие условия.

Наличие у сотрудников полиции табельного огнестрельного оружия является гарантией их личной безопасности при преследовании и задержании правонарушителей.

Чаще всего сотрудники полиции преследуют правонарушителя, о вооруженности которого нет никакой информации, т.е. сотрудники полиции не знают, вооружен чем-либо правонарушитель или нет.

Если правонарушитель не оказывает вооруженного сопротивления и пытается скрыться, то наличие оружия в руках у сотрудников полиции во время преследования будет скорее мешать им, чем обеспечивать безопасность.

Во-первых, наличие в руках чего-либо вообще мешает бежать. При беге, особенно с ускорением на короткую дистанцию, необходима синхронная отмашка рук. Пистолет будет мешать при этом. Во-вторых, пистолет при беге может выпасть из рук сотрудника полиции, зацепиться за что-либо, а так как он пристегнут к пистолетному ремешку, то возможно падение и травмирование сотрудника полиции. Шансы правонарушителя уйти от преследования увеличатся. В-третьих, становится почти невозможным преодоление каких-либо препятствий при преследовании, там, где надо использовать силу обеих рук. В-четвертых, невозможным становится непосредственный физический контакт при задержании. Если нет оснований применить оружие для задержания, как указано ст. 23 ФЗ №3-ФЗ «О полиции», то сотруднику полиции для непосредственного задержания сопротивляющегося правонарушителя необходимы обе руки.

Правильным решением будет извлечь пистолет из кобуры и привести его в готовность непосредственно перед физическим контактом с правонарушителем. Это должен сделать один из сотрудников полиции, например, старший патруля. Он и будет страховать своих коллег, в то время, когда они непосредственно вступят в физический контакт с правонарушителем.

Наружному досмотру и задержанию под угрозой применения оружия посвящена одна из тем по физической подготовке программы профессиональной подготовки сотрудников полиции. После изучения этой темы слушатели на всех последующих практических занятиях, в том числе по тактике действий при полицейском реагировании, должны постоянно отрабатывать и усовершенствовать соответствующие умения и навыки.

Наряды во время преследования должны действовать самоотверженно и инициативно, соблюдая при этом меры предосторожности, при необходимости обращаться за помощью к должностным лицам и гражданам, другим нарядам полиции [3, с. 69].

Преследование и задержание правонарушителя в городских условиях обязательно происходит в присутствии других граждан. Если это так, то сотрудники полиции должны уметь воспользоваться их помощью. Сотрудники полиции в сложившейся ситуации должны уметь привлечь на свою сторону общественность вообще, и отдельных граждан в частности. Это тоже относится к элементам тактики действий сотрудников полиции в городских условиях.

Просить помочь при преследовании и задержании имеет смысл тех лиц, которые реально могут оказать эту помощь, исходя из их физических возможностей. При этом сотрудники полиции должны грамотно руководить ими, чтобы они не пострадали или не превысили мер, необходимых для задержания лица, совершившего правонарушение.

На занятиях по психологической подготовке программы профессиональной подготовки сотрудников полиции слушатели изучают психологические основы общения с различными категориями граждан и учатся применять приемы психологического воздействия.

При проведении практических занятий по тактике действий при полицейском реагировании в ситуационных задачах тренинга должны обыгрываться варианты, когда слушателям приходится вступать в контакт с условными случайными гражданами, способными оказать помощь сотрудникам полиции.

В процессе практико-ориентированной подготовки необходимо моделировать профессиональные ситуации, включая курсантов в деловые игры, имитирующие профессиональную деятельность, развивая у них интерес к пред- стоящей профессии, создавая ситуации успеха [1, с. 185].

Каждому слушателю, играющему роль случайного гражданина, может быть предложена причина, согласно которой он вначале не желает контактировать с сотрудниками полиции (боится, не верит, озлоблен на сотрудников полиции и т.д.).

При обсуждении правильности тактики действий условного наряда слушатели, играющие роль условных случайных граждан, должны будут высказать свое мнение о том, насколько убедительными были при общении с ними сотрудники полиции.

Выводы. Проанализированная и разработанная в статье тактика действий сотрудников полиции при полицейском реагировании в городских условиях на этапе преследования (задержания) правонарушителя, должна изучаться на практических занятиях, проводимых со слушателями на факультетах профессиональной подготовки.

Применение предложенной в статье методики проведения таких занятий будет способствовать повышению уровня эффективности обучения слушателей факультетов профессиональной подготовки правильно действовать при полицейском реагировании в городских условиях.

Литература:

1. Еремченко В.И., Щуров Е.А. Педагогические условия формирования профессионально важных качеств личности курсантов образовательных организаций МВД России при реализации фасилитативного подхода к обучению / Еремченко В.И., Щуров Е.А. // Вестник Краснодарского университета МВД России. -№3 (37). - Краснодарский университет МВД России, 2017.

2. Павлов И.М. Методика проведения практических занятий по отработке тактики действий нарядов полиции при полицейском реагировании в городских условиях на этапе принятия решения на месте происшествия / И.М. Павлов // Вестник Краснодарского университета МВД России. - №2 (36). -Краснодарский университет МВД России, 2017.

3. Устав патрульно-постовой службы полиции с последними изменениями. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. -92, [1] с. - (Закон и общество).

4. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты». - Москва: Проспект. 2016. - 80 с.

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Пак Любовь Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТА В СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье описаны аспекты организации социально ориентированной деятельности в контексте создания спектра взаимно дополняющих областей (познание, социально-профессиональное общение, социальная практика), направленных на обогащение социального опыта обучающегося, знаний, норм, ценностей, традиций социума, задающих интенсивность, диапазон развития субъектности студента, активность и широту преобразований окружающей действительности; охарактеризованы этапы развития субъектности студента вуза в социально ориентированной деятельности (адаптивная активность, деятельностная активность, преобразующая активность).

Ключевые слова: субъектность, студент, социализация, вуз, социально ориентированная деятельность, активность, этапы развития субъектности обучающегося.

Annotation. In article aspects of the organization of socially oriented activity in the context of creation of a range of mutually supplementing areas (knowledge, social and professional communication, social practice) directed to enrichment of social experience of the student, knowledge, norms, values, the traditions of society setting intensity, range of development of subjectivity of the student, activity and width of transformations of surrounding reality are described; stages of development of subjectivity of the student of higher education institution in socially oriented activity (adaptive activity, the activity activity transforming activity) are characterized.

Keywords: subjectivity, student, socialization, higher education institution, socially oriented activity, activity, stages of development of subjectivity of the student.

Введение. На современном этапе российское общество находится в динамической фазе преобразования, которая характеризуется высокими требованиями к профессионализму выпускников вузов, конкурентоспособных на рынке труда и быстро ориентирующихся в меняющихся условиях социума. Ускоряющая динамика социальных процессов, усложнение отношений и взаимосвязей в системе общества приводит к необходимости ориентации системы высшего образования на целенаправленное развитие личностных качеств, реализацию потенциальных возможностей и способностей выпускника вуза. Данная тенденция предполагает целенаправленную организацию процесса подготовки обучающегося в вузе, результатом которой будет создание образа студента как субъекта познания, общения, деятельности, обладающего глубокими устойчивыми знаниями в профессиональной области, и характеризующегося следующими качествами: инициативность, активность, предприимчивость, мобильность, креативность, осознанная ответственность, гибкость, адаптивность и т.д., определяющими его оптимальную интегрированность в постоянно меняющиеся условия социума.

При этом значимым выступает субъектность как качество личности, которое характеризуется активно действующей позицией в актуализации и реализации студентом своих внутренних потенциальных возможностей, направленных на саморазвитие, самодвижение, построение себя как личности. Именно через субъектность закладываются и развиваются основы сознательного выбора целей жизнедеятельности обучающегося как профессионала, как преобразователя мира, субъекта социальных отношений в целом, его самоорганизации и саморазвития на основе активного включения в личностно-средовое взаимодействие, которые соответствуют не только собственным желаниям, интересам и намерениям, но и намерениям тех людей, среди которых он живет.

Развитие субъектности в образовательной деятельности вуза сопряжено с повышением доли самостоятельности и ответственности студента. Ученые обращают внимание на тот факт, что успешность развития субъектности студента определяется возможностью реализации в образовательном процессе вуза различных видов деятельности, позволяющих в большей степени самому обучающемуся инициировать акт перехода из состояния объекта в субъект познания, деятельности и общения, актуализировать субъектные цели, опыт, усилия для саморазвития, самовоспитания и самообразования.

В этой связи принципиально значимой выступает идея развития субъектности студента в социально ориентированной деятельности, представляющей собой целенаправленное комбинирование системы его активного взаимодействия с внешним миром при оптимальном использовании ресурсов социума, образовательного процесса и личностных ресурсов для эффективного социального обучения, самопознания и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.