Научная статья на тему 'Методические подходы к обучению сотрудников патрульно-постовой службы полиции взаимодействию при силовом задержании правонарушителя'

Методические подходы к обучению сотрудников патрульно-постовой службы полиции взаимодействию при силовом задержании правонарушителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
930
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ СИЛОВОМ ЗАДЕРЖАНИИ / POLICE OFFICER / OFFENDERS / PHYSICAL TRAINING / FIGHTING METHODS OF FIGHTING / INTERACTION IN FORCE DETENTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баркалов Сергей Николаевич, Флусов Евгений Владимирович

Проведен анализ состояния проблемы обучения сотрудников полиции по взаимодействию при силовом задержании правонарушителя на основе документальных, научных и учебно-методических источников. Определен уровень подготовленности сотрудников полиции к взаимодействию при силовом задержании правонарушителя, на примере сотрудников подразделений УМВД России по Брянской и Орловской областям. Разработана методика обучения сотрудников полиции взаимодействию при силовом задержании правонарушителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баркалов Сергей Николаевич, Флусов Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL APPROACHES TO TRAINING PATROL SERVICE STAFF OF POLICE HOW TO INTERACT DURING FORCE DETENTION OF THE OFFENDER

The analysis of the state of the problem of training police officers on interaction during the forceful detention of the offender on the basis of documentary, scientific and educational sources was carried out. The level of police officers' preparedness for interaction during forceful detention of the offender is determined by the example of employees of the Russian Ministry of Internal Affairs in Bryansk and Orel regions. A methodology has been developed for teaching police officers how to interact with the violent detention of the offender.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к обучению сотрудников патрульно-постовой службы полиции взаимодействию при силовом задержании правонарушителя»

УДК 796.011.3

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ СОТРУДНИКОВ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПРИ СИЛОВОМ ЗАДЕРЖАНИИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ

С.Н. Баркалов, Е.В. Флусов

Проведен анализ состояния проблемы обучения сотрудников полиции по взаимодействию при силовом задержании правонарушителя на основе документальных, научных и учебно-методических источников. Определен уровень подготовленности сотрудников полиции к взаимодействию при силовом задержании правонарушителя, на примере сотрудников подразделений УМВД России по Брянской и Орловской областям. Разработана методика обучения сотрудников полиции взаимодействию при силовом задержании правонарушителя.

Ключевые слова: сотрудник полиции, правонарушители, физическая подготовка, боевые приемы борьбы, взаимодействие при силовом задержании.

Одной из задач физической подготовки сотрудников полиции является овладение ими арсеналом боевых приемов борьбы для успешного проведения силового задержания правонарушителей в различных условиях. При этом наиболее эффективным и безопасным применением физической силы является проведение боевых приемов борьбы во взаимодействии с напарником. Особенно актуально изучение приемов при взаимодействии с ассистентом для сотрудников патрульно -постовой службы (ППС) полиции, в связи с особенностью их служебной деятельности, в частности несением службы патрулями из двух сотрудников. Неуверенные действия сотрудников в процессе задержания правонарушителей в общественных местах, привлекают внимание граждан, оказавшихся рядом с местом происшествия, и способствуют формированию негативного мнения о полиции, а в условиях соблюдения требований законодательства о минимизации любого ущерба при задержании [1], такие действия становятся непростой задачей. Потребность практики и недостаточная разработка методики обучения сотрудников взаимодействию при силовом задержании правонарушителя явились основанием проведения настоящего исследования.

Для достижения планируемых результатов в ходе исследования проделана следующая работа:

1) проведен анализ состояния проблемы обучения сотрудников полиции взаимодействию при силовом задержании правонарушителя (по данным документальных, научных и учебно-методических источников);

2) определен уровень подготовленности сотрудников полиции к взаимодействию при силовом задержании правонарушителя, на примере

сотрудников подразделений УМВД России по Брянской и Орловской областям;

3) разработана методика обучения сотрудников полиции взаимодействию при силовом задержании правонарушителя.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что в настоящее время существует проблема обучения взаимодействию сотрудников полиции при силовом задержании сопротивляющегося правонарушителя, что наглядно показал низкий уровень такой подготовленности сотрудников, подвергнувшихся проверке и оценке в процессе исследования.

Кроме того, установлено, что в доступных документальных и научно-методических источниках присутствует описание некоторых элементов технических действий взаимодействия сотрудников полиции при силовом задержании правонарушителя. Так, в действующем Наставлении по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации [2] приемы взаимодействия представлены в п. 65, который не описывает технику выполнения приемов и последовательность действий сотрудников при силовом задержании, а больше относится к тактике. При описании приемов сковывания наручниками, связывания (п. 62) и наружного досмотра (п. 63) присутствуют совместные действия сотрудников при выполнении ограничения свободы передвижения ассистента, которые также можно отнести к взаимодействию. Наиболее подробно описаны действия двумя сотрудниками при проведении наружного досмотра (п.п. 63.9; 63.10; 63.11). Вместе с тем, учитывая значимость совместных действий сотрудников при силовом задержании, технико-тактическим действиям во взаимодействии в данном документе уделяется недостаточное внимание.

Специфика службы полицейских ППС подразумевает несение службы патрулями из двух и более сотрудников, при этом им довольно часто приходится иметь дело с подозрительными лицами, проходящими по ориентировкам. В Уставе патрульно-постовой службы полиции регламентируется деятельность данных подразделений, и даются различные рекомендации, в том числе по задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Однако мы обнаружили только один пункт, описывающий тактику действий наряда: «267. При проверке документов и опросе подозреваемого патрульный (постовой) должен стоять вполоборота в одном шаге от проверяемого и быть готовым к отражению нападения» [3]. На наш взгляд, с точки зрения обеспечения безопасности, этих рекомендаций недостаточно, необходимо в зависимости от степени напряженности подготовить рекомендации второму сотруднику патруля.

В научных и учебно-методических работах, посвященных обучению сотрудников ОВД боевым приемам борьбы, вопросы взаимодействия при задержании правонарушителя рассматривались неоднократно, но в основном авторы в своих работах разбирают отдельные элементы решения обозначенной проблемы, уделяя данному аспекту

незначительное внимание, в контексте процесса обучения [4-6]. Однако работ, рассматривающих проблему взаимодействия сотрудников полиции при задержании сопротивляющегося правонарушителя как целостный процесс и предлагающих методику обучения, мы не обнаружили.

Основываясь на проведенном анализе, учитывая специфику служебной деятельности полицейских ППС, были подготовлены конкретные рекомендации по взаимодействию при задержании правонарушителя, оказывающего сопротивление.

Во-первых, взаимодействие сотрудников - это одновременное и согласованное выполнение определенных действий, направленных на решение поставленной задачи по задержанию правонарушителя, оказывающего сопротивление.

Во-вторых, задержание правонарушителя сотрудниками во взаимодействии условно можно разделить на несколько блоков:

1) выполнение болевых приемов, ограничивающих подвижность задерживаемого, в том числе с переводом в положение лежа;

2) надевание наручников (связывание подручными средствами);

3) проведение наружного досмотра;

4) сопровождение задержанного с целью доставления в отдел полиции или другое специальное помещение для осуществления дальнейших процессуальных действий по привлечению его к ответственности за совершенное правонарушение.

В-третьих, обучение взаимодействию, как правило, проводится на завершающем этапе процесса физической подготовки сотрудников после освоения всего арсенала боевых приемов борьбы. В связи с этим обстоятельством, методика отработки технико-тактических действий по взаимодействию при задержании сопротивляющегося правонарушителя заключается в последовательном выполнении следующих тренировочных заданий:

1) изучение приемов задержания по частям и слитно без сопротивления ассистента;

2) отработка приемов в различных положениях лежа с дозированным сопротивлением ассистента после взятия захвата;

3) отработка приемов по заданию руководителя занятия в различных захватах и положениях с дозируемым сопротивлением невооруженного и вооруженного ассистента;

4) проведение учебно-тренировочных схваток с невооруженным и вооруженным ассистентами различного веса и роста в стойке с переходом в положение лежа.

В-четвертых, при надевании наручников во взаимодействии независимо от положения задерживаемого необходимо соблюдать следующие условия:

1) противник должен быть плотно прижат грудью и животом к земле, стене, столу, капоту автомобиля и т. п.;

2) для надевания наручников руки поочередно заводятся за спину и на них оказывается болевое воздействие;

3) при надевании наручников необходимо, чтобы замковое устройство примыкало к внутренней поверхности запястья и сектор поворачивался в таком направлении, чтобы исключить возможность его зацепления за одежду или тело.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его основные положения используются при проведении занятий с сотрудниками полиции в период прохождения ими профессионального обучения (профессиональной подготовки), результаты которых показы -вают достаточно высокую эффективность предлагаемых рекомендаций.

Список литературы

1. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № З-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 110165/ (дата обращения: 10.08.2018).

2. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71647620/#ixzz5S0X66Ssc (дата обращения: 10.08.2018).

3. Приказ МВД РФ от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12159440/#ixzz5S0XvuPMP (дата обращения: 10.08.2018).

4. Способы взаимодействия сотрудников органов внутренних дел при силовом задержании правонарушителя: учеб. пособие / К.И. Егоров [и др.]. М.: ЦОКР МВД России, 2007. 94 с.

5. Боевые приемы борьбы: учеб.-нагляд. пособие / В.Н. Лавров [и др.]. Орел: ОрЮИ МВД России, 2011. С. 118-129.

6. Егоров Д.Е., Войнов П.Н., Грачев А.С. Тактика действий сотрудников ОВД в типовых ситуациях несения службы // Дискурс. 2017. №3 (5). С. 26-32.

Баркалов Сергей Николаевич, канд. пед. наук, доц., начальник кафедры, barkalov2009@mail. ru, Россия, Орел, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова,

Флусов Евгений Владимирович, канд. пед. наук, начальник кафедры, flusev 72@inbox. ru, Россия, Брянск, Брянский филиал Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России

METHODICAL APPROACHES TO TRAINING PATROL SERVICE STAFF OF POLICE HOW TO INTERACT DURING FORCE DETENTION

OF THE OFFENDER

S.N. Barkalov, E. V. Flusov

The analysis of the state of the problem of training police officers on interaction during the forceful detention of the offender on the basis of documentary, scientific and educational sources was carried out. The level of police officers' preparedness for interaction during forceful detention of the offender is determined by the example of employees of the Russian Ministry of Internal Affairs in Bryansk and Orel regions. A methodology has been developed for teaching police officers how to interact with the violent detention of the offender.

Key words: police officer, offenders, physical training, fighting methods of fighting, interaction in force detention.

Barkalov Sergey Nikolayevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the chair, barkalov2009@mail. ru, Russia, Orel, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia,

Flusov Evgeniy Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, head of the chair, flusev 72@inbox. ru, Russia, Bryansk, Bryansk Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of Russia

УДК 796.011.3

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ «КРОССФИТ» В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

В.В. Борисова, Т.А. Шестакова, А.В. Титова

Предложены рациональные подходы к физическому воспитанию и оздоровлению студентов с применением упражнений кроссфита, способствующие формированию важных физических качеств: общей и силовой выносливости. Обоснована эффективность применения упражнений кроссфита в рамках программы учебных занятий по физической культуре в вузе.

Ключевые слова: кроссфит, физическая культура, образовательный процесс, тренировка, доступность, разнообразие, эффективность.

В оптимизации содержания и организации физкультурного образования приоритетными являются направления, связанные с применением таких форм и методов обучения и воспитания, использование которых с большей эффективностью формируют ценностное отношение молодежи к средствам физической культуры [2].

На сегодняшний день современная система высшего образования переживает сложный процесс реформирования. Это проявляется в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.