Павлов Игорь Михайлович
Краснодарский университет МВД России (e-mail: [email protected])
Методика проведения практических занятий по отработке тактики действий нарядов полиции при полицейском реагировании в городских условиях на этапе принятия решения на месте происшествия
В статье анализируется возможная тактика действий группы сотрудников полиции (наряда патрульно-постовой службы полиции) при полицейском реагировании на противоправные действия в городских условиях. Автор предлагает методику проведения практических занятий, на которых изучается тактика действий на этапе принятия решения на месте происшествия.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, сотрудник полиции, наряд патрульно-постовой службы полиции, тактика действий, полицейское реагирование, городские условия, принятие решения на месте происшествия.
I.M. Pavlov, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: igorek-pavlov-1966@ mail.ru
Methods of practical exercises to simulate the tactics alongside police in police response in an urban setting at decision on the spot
The article analyses the possible tactics of a group of law-enforcement officers (along patrol police service) when police respond to illegal activities in urban environments. The author proposes a method of practical training, which studied the tactics of action at decision on the spot.
Key words: professional training, police officer, patrol police service, action tactics, police response, urban areas, decision on the spot.
Обучение слушателей факультета профессиональной подготовки правильной тактике действий при полицейском реагировании в условиях города осуществляется на практических занятиях, которые проводятся с использованием ролевой игры или тренинга. Роли правонарушителей играют сами слушатели, которые по заданию преподавателя инсценируют какие-либо противоправные действия, а условный наряд полиции, также из числа слушателей, должен принять законные меры реагирования на эти действия. Меры полицейского реагирования представляют собой самые простые и необходимые действия сотрудника полиции на месте происшествия и сводятся к пресечению противоправных действий, оказанию первой помощи пострадавшим, если таковые имеются, задержанию и доставлению правонарушителей в какое-либо служебное помещение. Важным также является обеспечение доказательственной базы в отношении задержанных лиц.
После отработки каждого ситуационного задания тренинга под руководством препода-
вателя осуществляется обсуждение правильности тактики действий условного наряда, соблюдения молодыми сотрудниками полиции законности и мер безопасности в данной ситуации. В обсуждении задействована вся учебная группа, в том числе и слушатели, которые не участвовали в выполнении ситуационного задания, а только наблюдали.
Для достижения более высокой эффективности обучения слушателей на факультете профессиональной подготовки предлагаем действия по полицейскому реагированию условно разделить на несколько этапов (фаз):
1) приближение к месту полицейского реагирования;
2) принятие решения на месте происшествия;
3) непосредственное реагирование;
4) преследование и задержание правонарушителей.
Обучение молодых сотрудников полиции тактике действий необходимо осуществлять на каждом из этих этапов сначала отдельно, а только потом переходить к отработке тактики
262
действий при полицейском реагировании в целом [1, с. 56].
Цель написания настоящей статьи состоит в анализе и разработке методики проведения занятий по обучению тактическим действиям сотрудников полиции (наряда патрульно-постовой службы полиции) при полицейском реагировании в городских условиях на этапе принятия решения на месте происшествия.
Полицейским реагированием в городских условиях будем считать действия сотрудников полиции по пресечению правонарушений в общественных местах города, которые находятся под открытым небом (улицы, бульвары, площади, парки, скверы, дворы многоквартирных домов и т.д.). Такие условия предполагают наличие оперативного простора для действий группы сотрудников полиции (наряда ППСП) при пресечении каких-либо противоправных действий [1, с. 57].
Этап принятия решения на месте происшествия представляет собой временной интервал между прибытием наряда полиции к месту происшествия и началом непосредственного полицейского вмешательства в ситуацию.
В практической деятельности сотрудников полиции могут иметь место следующие основные варианты обстановки на месте происшествия:
1) потерпевшие и правонарушители находятся на месте происшествия;
2) на месте происшествия находятся только потерпевшие или свидетели, а правонарушители уже скрылись с места происшествия.
Наряду полиции труднее принять правильное решение, когда на месте происшествия находится много людей (и правонарушители, и потерпевшие), когда правонарушение еще продолжается. Действовать необходимо быстро и грамотно, соблюдая законность, меры индивидуальной и коллективной безопасности, выбирая правильные тактические приемы.
Следующей задачей наряда полиции после прибытия на место происшествия является максимальное заполнение информацией виртуального образа ситуации, созданного на этапе приближения к месту происшествия. Получить информацию помогает правильное наблюдение и быстрый опрос свидетелей и участников происшествия. При этом сотрудникам полиции следует критически относиться к получаемой информации, сопоставлять ее с уже имеющейся информацией. Только после этого наряд полиции переходит к непосредственному вмешательству в ситуацию.
При проведении практического занятия по отработке тактики действий сотрудников поли-
ции на этапе принятия решения на месте происшествия преподаватель должен обратить внимание слушателей на то, что сотрудники полиции в некоторых случаях имеют склонность сначала действовать, причем с недостаточно четким распределением обязанностей между собой, а потом думать. Следует отметить несколько важных аспектов этого этапа, которые влияют на конечный результат полицейского реагирования:
сбор информации о происшествии;
желание сотрудников полиции быстро совершить какие-либо действия, чтобы взять ситуацию под контроль;
распределение обязанностей между членами наряда (действующий - страхующий).
После прибытия на место сотрудники полиции могут какое-то время наблюдать со стороны за событиями, планируя последующие действия. Желательно это делать, находясь в укрытии, т.к. появление сотрудников полиции на месте происшествия почти всегда приводит к изменению поведения участников событий. А это, в свою очередь, не позволит сотруднику полиции объективно оценить ситуацию. Разумеется, если на месте происшествия совершаются действия, угрожающие здоровью или жизни человека, то сотрудники полиции должны быстро и решительно пресечь противоправные действия и осуществить физическое задержание правонарушителей.
На практическом занятии должны быть отработаны ситуации, когда на месте происшествия есть лица, обладающие определенной информацией о происшествии, которых необходимо быстро опросить. Также должен быть обыгран вариант, когда слушателям приходится вступить в контакт с самими участниками происшествия, чтобы выяснить у них все подробности случившегося.
При проведении опроса участников происшествия сотрудники полиции должны сделать так, чтобы у участников происшествия отсутствовала возможность видеть и слышать друг друга. В противном случае сотрудники полиции рискуют спровоцировать продолжение конфликтной ситуации и противоправных действий. Сами же сотрудники полиции на месте происшествия должны обязательно поддерживать визуальный контакт друг с другом, чтобы при необходимости своевременно оказать помощь.
На практическом занятии слушатели должны научиться занимать правильную позицию в составе наряда полиции на месте происшествия, быстро и грамотно задать вопросы участникам происшествия, чтобы правильно сориентиро-
263
ваться в обстановке. При формулировании вопросов должны учитываться возраст, пол, национальность, психологический тип, уровень интеллекта [2, с. 70]. Усложнить проведение опроса могут испуг или взволнованность опрашиваемого лица, состояние его здоровья, незнание им юридических терминов и понятий и пр. Все это может и должно быть обыграно по условиям ситуационной задачи тренинга.
Учебные задачи должны быть направлены на подготовку сотрудника полиции к практической правоприменительной деятельности, носить прикладной, а не абстрактный развивающий характер [3, с. 54].
Анализ действий сотрудников полиции на месте происшествия, когда там еще продолжаются какие-либо активные действия самих участников происшествия, показывает, что желание действовать, которое по своей сущности является природным инстинктом, увеличивается под воздействием нескольких факторов. Одним из таких факторов является наличие на месте происшествия посторонних лиц, которых можно назвать наблюдателями. Они могут спровоцировать у сотрудников полиции желание продемонстрировать, что специалисты могут «что-то сделать» в этой ситуации, что они «решительны» и т.д. Если сотрудники полиции будут спокойно стоять, думать и обсуждать что-либо, то это, по их мнению, не произведет на публику должного впечатления.
Другим фактором, провоцирующим сотрудников полиции действовать быстро и необдуманно, является большое количество «раздражителей» на месте происшествия. Хаотичное развитие ситуации усиливает у сотрудников полиции желание действовать. Эти действия обычно направлены не на решение проблемы как таковой, а на то, чтобы взять ситуацию под контроль или, по крайней мере, уменьшить количество «раздражителей».
Как уже отмечалось выше, если на месте происшествия совершаются действия, угрожающие здоровью или жизни человека, то сотрудники полиции должны быстро и решительно пресечь противоправные действия и осуществить физическое задержание правонарушителей. Ранение потерпевшего или его поведение, вызывающее жалость, также могут спровоцировать сотрудников полиции на необдуманные действия, превышающие их должностные полномочия по отношению к подозреваемому лицу.
В некоторых случаях причиной быстрых, но ошибочных действий на месте происшествия может стать чрезмерное желание сотрудников
полиции выглядеть опытными, уверенными и решительными в глазах своих коллег.
Сотрудник полиции при полицейском реагировании на месте происшествия не должен действовать торопливо и необдуманно. Следовательно, преподавателю необходимо учить слушателей на практических занятиях действовать быстро и грамотно.
При этом в ходе занятий должны быть задействованы и активизированы такие психофизиологические процессы, как внимание, восприятие, память, мышление, переключение с одного вида деятельности на другой, двигательные реакции и навыки, а также включение коллективного творческого мышления учебной группы [4, с. 316].
Одним из важнейших аспектов действий сотрудников полиции в потенциально опасных ситуациях на месте происшествия является четкое распределение обязанностей. На практике схема распределения обязанностей часто возникает автоматически: один сотрудник полиции ведет разговор, другой страхует его и ведет наблюдение за окружающей обстановкой. Практика свидетельствует, что сотрудники полиции, которые взяли на себя инициативу (действующие полицейские), воспринимают ситуацию не так, как их коллеги, которые находятся сзади (наблюдающие полицейские). Действующие полицейские обычно больше внимания уделяют потенциальной угрозе, пропуская при этом другую информацию, которая может быть полезной. Таким образом, оценка ситуации действующим полицейским чаще является ошибочной. Наблюдающий полицейский находится в лучшем положении для сбора объективной информации, а также он может лучше увидеть ошибки своего коллеги. Если сотрудничество среди членов наряда полиции оптимальное, действующий полицейский предоставит возможность наблюдающему полицейскому при необходимости корректировать его действия.
При отработке ситуационных задач среди слушателей, играющих роли членов наряда полиции, преподавателем обычно назначается старший наряда. Этот старший наряда чаще всего и бывает «действующим полицейским», который предъявляет требования к условным правонарушителям, проверяет их документы, проводит наружный досмотр одежды. При этом, к сожалению, иногда бывает трудно оценить правильность действий других членов наряда (наблюдающих полицейских). Поэтому в сценарии необходимо предусмотреть такую обстановку на месте происшествия, когда требуется активное участие всех членов наряда.
264
Наличие в условном наряде не двух, а трех участников оправдано тем, что дает возможность молодым сотрудникам полиции действовать более спокойно и уверенно. У них появляется больше возможностей принять правильное решение. Третий член наряда страхует наряд от вмешательства извне, работает с понятыми, контролирует потерпевшего, пока двое других сотрудников полиции непосредственно контактируют с правонарушителями.
Чтобы слушатели оценили роль третьего члена наряда и возникающие при этом возможности наряда, на практических занятиях периодически стоит отрабатывать ситуации, когда в условном наряде не три, а два сотрудника полиции. Это наглядно покажет слушателям, что обязанности третьего члена наряда автоматически добавляются к обязанностям двух других членов наряда.
Если же на месте происшествия находятся только потерпевшие или свидетели, то действия сотрудников полиции упрощаются
и сводятся к оказанию первой помощи потерпевшим, если это необходимо, быстрому опросу очевидцев происшествия, докладу оперативному дежурному уточненных обстоятельств происшествия и принятию решения о преследовании правонарушителей по горячим следам.
Преследование подозреваемых в совершении преступления по горячим следам ведется до тех пор, пока они не будут задержаны и обезврежены [5].
Проанализированная тактика действий сотрудников полиции (наряда ППСП) при полицейском реагировании в городских условиях, в том числе и на этапе принятия решения на месте происшествия, должна изучаться на практических занятиях, проводимых с молодыми сотрудниками полиции на факультетах первоначальной подготовки. Применение предложенной методики проведения таких занятий будет способствовать повышению эффективности обучения.
1. Павлов И.М. Методика проведения практических занятий по отработке тактики действий нарядов полиции при полицейском реагировании в городских условиях на этапе приближения к месту происшествия // Альманах современной науки и образования. 2016. № 10(112). С. 56-59.
2. Кузнецов С.В., Пономарев Н.Л. Тактика действий сотрудников полиции в типовых ситуациях несения службы: учеб.-практ. пособие. М., 2015.
3. Кузнецов А.И., Литвин Д.В., Ахметов Р.С., Украинский С. В. Формирование у сотрудников полиции специальных навыков, необходимых для несения службы в экстремальных ситуациях: учеб.-метод. пособие. М., 2016.
4. Украинский С. В. Методические, педагогические, психологические и социальные аспекты профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудников полиции // Общество и право. 2015. № 4(54).
5. Устав патрульно-постовой службы полиции. М., 2017.
1. Pavlov I.M. The methodology of the workshops for working out the tactics of police with police response in urban areas at a stage closer to the scene // Almanac of modern science and education. 2016. № 10(112). P. 56-59.
2. Kuznetsov S.V., Ponomarev N.L. Police officers tactics in typical situations of service: study and pract. guidance. Moscow, 2015.
3. Kuznetsov A.I., Litvin D.V., Akhmetov R.S., Ukrainsky S. V. Formation special skills of the police required to serve in extreme situations: guidance manual. Moscow, 2016.
4. Ukrainsky S.V Methodological, pedagogical, psychological and social aspects of vocational learning (training) of police officers // Society and law. 2015. № 4(54).
5. Charter patrol police service. Moscow, 2017.
265