Научная статья на тему 'О применении мер личной безопасности сотрудниками полиции при остановке транспортного средства'

О применении мер личной безопасности сотрудниками полиции при остановке транспортного средства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3081
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / МЕРЫ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОСТАНОВКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / THE POLICE / PERSONAL SAFETY MEASURES / VEHICLE STOP / TRAFFIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Равнюшкин Алексей Викторович

Ввиду участившихся в последнее время случаев нападения на сотрудников полиции при несении службы вопросы их личной безопасности являются особо острыми и актуальными. Наибольшее количество нападений приходится на сотрудников полиции, осуществляющих контроль и надзор за дорожным движением. В настоящей статье дается общий порядок действий сотрудников полиции при остановке транспортного средства, предлагается внесение изменений в Административный регламент МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Равнюшкин Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About application of measures of personal security by the police during a vehicle stop

In view of the recent increase in cases of assault on police officers and personal safety while on duty are particularly acute and urgent. The largest number of attacks falls on police officers carrying out control and supervision of traffic. This article provides a General sequence of actions of police officers during a vehicle stop, the proposed changes to the Administrative regulation of the Ministry of internal Affairs of Russia execution of the state function on control and supervision of observance by participants of traffic of requirements in the field of ensuring road safety.

Текст научной работы на тему «О применении мер личной безопасности сотрудниками полиции при остановке транспортного средства»

УДК 342.9

О применении мер личной безопасности сотрудниками полиции при остановке транспортного средства

Равнюшкин Алексей Викторович, старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Крымского филиала Краснодарского университета МВД России, кандидат исторических наук e-mail: [email protected]

Ввиду участившихся в последнее время случаев нападения на сотрудников полиции при несении службы вопросы их личной безопасности являются особо острыми и актуальными. Наибольшее количество нападений приходится на сотрудников полиции, осуществляющих контроль и надзор за дорожным движением. В настоящей статье дается общий порядок действий сотрудников полиции при остановке транспортного средства, предлагается внесение изменений в Административный регламент МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: полиция; меры личной безопасности; остановка транспортного средства; дорожное движение.

About application of measures of personal security by the police during a vehicle stop

Ravnushkin Alexey Viktorovich,

Senior lecturer of the Department of special disciplines The Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Gandidate of Historical Sciences

In view of the recent increase in cases of assault on police officers and personal safety while on duty are particularly acute and urgent. The largest number of attacks falls on police officers carrying out control and supervision of traffic. This article provides a General sequence of actions of police officers during a vehicle stop, the proposed changes to the Administrative regulation of the Ministry of internal Affairs of Russia execution of the state function on control and supervision of observance by participants of traffic of requirements in the field of ensuring road safety.

Key words: the police; personal safety measures; vehicle stop; traffic.

На обеспечение личной безопасности сотрудников полиции серьезное влияние оказывает отсутствие у многих из них должного отношения к ней. Необходимо согласиться с тем, что именно легкомысленное и часто самонадеянное поведение в процессе несения службы может повлечь несчастные случаи, преступные и иные посягательства на их жизнь и здоровье1. Сотрудник должен постоянно самостоятельно производить оценку опасности (определять, что именно представляет

1 См.: Стороженко К. О. Принципы обеспечения личной безопасности и вопросы формирования правовой культуры сотрудников дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России [Электронный ресурс] // Правовая культура. 2016. № 1 (24) С. 73. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25730890 (дата обращения: 10 октября 2017 г.).

или может представлять опасность) и своевременно применять тактику адекватного реагирования на нее (порядок общения с правонарушителем, применение физической силы, спецсредств, оружия, вызов подкрепления). Сотрудники должны быть готовы к нестандартному развитию событий, обязаны знать алгоритмы безопасного поведения.

При общении с водителем транспортного средства следует исходить из того, что практически любой контакт с правонарушителем может быть потенциально опасным для сотрудника. Особое внимание необходимо уделить тактике остановки сотрудником полиции транспортного средства, водитель которого, управляя им, нарушил правила дорожного движения. Тем более в новом утвержденном приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 Административном регламенте

исполнения МВД России государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения1, который размещен на Официальном интернет-портале правовой информации2, в п. 6.11 и 84.13 предусмотрена отмена нормы, запрещающей остановку транспортных средств для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, вне стационарных постов. Появилось новое законное основание для остановки транспортных средств. Как пояснил первый заместитель министра МВД России генерал-полковник полиции А. В. Горовой, «отмена указанного запрета необходима в целях общественного порядка и в условиях сокращения штата, а также позволит сотрудникам ГИБДД останавливать автобусы и проверять соблюдение водителями режима отдыха и сна»3. Имеет право на существование мнение Р. Я. Зайцева (Краснодарский университет МВД России), что конкретизация оснований для остановки транспортных средств в ведомственных нормативных правовых актах МВД России препятствует превентивному контролю в сфере дорожного движения4.

В любом случае для остановки полицейскими транспортных средств нужны основания. Ввиду этого необходимо выработать общие требования к тактике остановки транспортного средства сотрудниками полиции, которая напрямую связана с соблюдением мер личной безопасности.

Принимающему решение об остановке транспортного средства сотруднику следует обратить внимание на вероятность создания тем самым помех другим участникам дорожного движения, в результате чего они могут быть вынуждены резко изменить направление и скорость движения и вызвать опасную ситуацию. Сотрудник полиции обязан выбирать для остановки транспортных средств в темное время суток наиболее освещенный участок дороги, при невозможности - использовать свет фар патрульного транспорта.

1 Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (далее - Административный регламент) [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201710090042 (дата обращения: 13 октября 2017 г.).

2 См.: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012017 10090042 (дата обращения: 10 октября 2017 г.).

3 Петров И. ГАИ: остановка по требованию // Российская газета. 2017. 27 июля.

4 См.: Зайцев Р. Я. Остановка транспортных средств в целях проверки правомерности их использования [Электронный ресурс] // Общество и право. 2014. № 3 (49). С. 227. Режим до-

ступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21946649 (дата обращения: 10 октября 2017 г.)._

Согласно п. 86 Административного регламента, подавая сигнал об остановке транспорта, сотрудник указывает место его остановки. После подачи сигнала об остановке транспорта тактические приемы сотрудника будут зависеть от способа осуществления контроля за дорожным движением, способа несения службы. Следует разобрать тактику действий сотрудников, останавливающих транспортные средства при несении службы в пешем порядке и на патрульном автомобиле в движении.

В случае осуществления контроля за дорожным движением в пешем порядке, когда сотрудник стоит на обочине дороги, тротуаре или на самом краю проезжей части, то, как правило, для остановки выбирается место, находящееся впереди сотрудника, т. е. транспортное средство проезжает мимо сотрудника полиции и останавливается у обочины или тротуара.

Если водитель остановил транспортное средство не в том месте, которое было указано сотрудником, и место остановки транспортного средства создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения, а также может создать угрозу личной безопасности стоящему на проезжей части сотруднику при обращении к водителю, находящемуся в транспортном средстве, то, не доходя до автомобиля, сотруднику следует повторно дать указание водителю переместить транспортное средство в указанное место.

Пункт 89 Административного регламента требует, чтобы сотрудник, остановив транспортное средство, подошел к нему «без промедления». Приближаться к транспортному средству следует по обочине или тротуару. Остановленное транспортное средство нежелательно обходить спереди или сзади на малом от него расстоянии, т. к. водитель может неожиданно начать движение назад, пытаясь подъехать ближе, или вперед, игнорируя указания сотрудника или неправильно их поняв.

Автор настоящей статьи разделяет мнение С. О. Хи-люк и Д. А. Пичугина (Уральский юридический институт МВД России) относительно того, что если водитель остановившегося транспортного средства при подходе к нему полицейского вдруг неожиданно начинает движение, пытаясь скрыться, то у сотрудника полиции не должно даже возникать мысли схватиться за автомобиль, пытаясь его задержать, а единственно правильным действием будет добежать до патрульного автомобиля и, проинформировав по радиостанции соседние наряды, организовать преследование водителя, который не выполнил законное требование сотрудника полиции об остановке. А если все же в результате неправомерных действий водителя транспортного средства сотрудник полиции оказался на капоте автомобиля, то первым и единственно верным шагом будет как можно быстрее скатиться с машины на землю, пока скорость не очень велика и возможные травмы, которые получит сотрудник, минимальны5. Необходимо до-

5 См.: Хилюк С. О., Пичугин Д. А. Обеспечение личной безопасности сотрудников полиции в России [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 40. С. 62. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/971195. htm (дата обращения: 10 октября 2017 г.)._

стигать нужного результата, не подвергая свою жизнь и здоровье неоправданной опасности, соблюдая установленные меры личной безопасности.

Если сотрудник заметил, что стекла автомобиля незатемнённые, можно видеть находящихся в автомобиле людей, то необходимо обратить внимание на положение рук водителя и, по-возможности, пассажиров. Не исключено, что полицейский может дать указание показать руки (держать их ладонями наружу, на рулевом колесе, на подголовнике).

При подходе непосредственно к двери водителя необходимо держать интервал до транспортного средства, чтобы не быть травмированным в случае резкого открывания двери.

Возникает вопрос: где безопаснее всего находиться сотруднику, осуществляющему общение с водителем остановленного транспортного средства?

Пункт 48 Административного регламента указывает на то, что обращение к водителю транспортного средства должно осуществляться, как правило, со стороны водителя. Однако данный нормативный правовой акт не указывает конкретное место, где должен стоять сотрудник.

О. П. Калинин, А. Н. Гулевский, В. И. Косяченко (Волгоградская академия МВД России) полагают, что «при нахождении у автомобиля в районе дверных петель двери водителя сотрудник наиболее защищен от неожиданного удара открывающейся дверью или нападения со стороны водителя»1. Конечно, водитель не сможет ударить стоящего на данном месте сотрудника открывающейся дверью, но нельзя согласиться с тем, что он защищен от нападения. Сидящему за рулем водителю удобно наблюдать за сотрудником, ему не нужно поворачиваться к сотруднику, чтобы осуществить нападение. Оптимальным представляется нахождение проверяющего сотрудника у левой средней стойки кузова автомобиля. Водителю-правше, чтобы напасть на сотрудника и, тем более, применить оружие, необходимо будет развернуться влево правым боком, что не может остаться незамеченным. Внимательно наблюдающий за водителем сотрудник успеет блокировать левой рукой его правую руку либо заметить момент, когда водитель направляет оружие на него.

Проверяющий требует от водителя опустить стекло, заглушить двигатель и передать ключ. Сотрудник дает указание оставаться всем в автомобиле и передать для проверки документы, в том числе на управление транспортным средством.

Напарник сотрудника, проверяющего транспортное средство, должен находиться позади автомобиля с правого бока в 3-х метрах от него. Нахождение страхующего сотрудника справа и сзади транспортного средства на указанном расстоянии дает ему возможность видеть все, что происходит в салоне автомобиля.

1 Калинин О. П., Гулевский А. Н., Косяченко В. И. Анализ ситуаций в оперативно-служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб [Электронный ресурс] // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. № 1 (32). С. 144. Режим доступа: https://elibrary.ru/item. asp?id=23204539 (дата обращения: 10 октября 2017 г.).

Кроме того, в случае нападения на данного сотрудника поразить его из открытой правой двери автомашины будет неудобно, т. к. преступнику-правше придется для этого разворачиваться вправо и назад.

В п. 48 Административного регламента дополнительно прописано, что при наличии объективных обстоятельств (угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и т. д.) сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной стороны транспортного средства или выполнить иные действия, предусмотренные Административным регламентом, в зависимости от складывающийся ситуации. Однако следует сказать, что угроза личной безопасности сотрудника может создаваться не только собственно фактом нахождения на проезжей части, загрязненностью дорожного покрытия, но и самим водителем и пассажирами. Если в ходе визуального наблюдения за процессом движения транспортных средств сотрудником были выявлены характерные признаки управления нетрезвым и (или) агрессивно настроенным водителем, то подойти к транспортному средству следует не слева со стороны водителя, а справа - со стороны пассажира. Дополнительным аргументом в пользу именно такого подхода к транспортному средству будет то обстоятельство, что автомобиль имеет закрытые затемненные (тонированные) окна сзади и не видно, сколько человек в автомобиле, а также положение их рук.

Проверяющий сотрудник находится справа в районе средней стойки кузова автомобиля, страхующий -позади автомобиля с левого бока в 3-х метрах от него.

Обращаясь к находящимся в салоне автомобиля гражданам, следует соблюсти требования, предусмотренные п. 45 Административного регламента. Проверяющий требует от пассажира опустить стекло и через него указывает водителю заглушить двигатель и передать ключ. Сотрудник требует оставаться всем в автомобиле и передать для проверки документы, в том числе на управление транспортным средством.

Если водитель или пассажиры предпримут попытку осуществить вооруженное нападение, то проверяющий занимает боевую позицию лежа на земле и, в зависимости от ситуации, применяет оружие. Страхующий сотрудник также осуществляет меры воздействия при необходимости.

Приняв решение об осмотре (досмотре) транспортного средства, наружном (личном досмотре) водителя и (или) пассажиров, проверяющий сотрудник требует от них выйти из транспортного средства. Представляется целесообразным закрепить в Административном регламенте «право на требование выйти», т. к. оно является более обоснованным и актуальным, чем предусмотренное в п. 93.1 данного регламента «сотрудник вправе предложить выйти».

Первым из транспортного средства обязан выйти водитель, который в случае необходимости и будет досмотрен, а также откроет для осмотра (досмотра) багажник и капот. Сотруднику необходимо обозначить место нахождения водителя. Тем временем пассажиры остаются в салоне, стесненные его габаритами. После

того как водитель будет досмотрен, он садится на место водителя, а сотрудник дает указание выйти одному из пассажиров для проведения досмотра. Данные действия осуществляются со всеми пассажирами по очереди. По окончании досмотра всех лиц, находящихся в транспортном средстве, необходимо досмотреть салон.

При несении службы на патрульном автомобиле в движении порядок остановки транспорта будет немного иным.

Если транспортное средство полиции останавливается сзади остановленного автомобиля правонарушителя, то его необходимо расположить у обочины левой стороны (полосы) дороги. Конечно, сотрудникам полиции, соблюдая меры личной безопасности, придется пересечь проезжую часть дороги. Однако с данной позиции будет удобнее применить огнестрельное оружие, а правонарушители, открыв двери, будут уязвимы.

Если автомобиль полиции останавливается впереди транспортного средства правонарушителя, то необходимо прижаться к правой обочине, предупреждая тем самым травмирование сотрудника полиции, выходящего из автомобиля с правой стороны, в случае начала движения транспортного средства нарушителя для объезда патрульного автомобиля по правой обочине.

А. А. Желтобрюх (Восточно-Сибирский институт МВД России) предлагает аналогичную тактику действий сотрудника, управляющего транспортным средством полиции, после принятого решения об остановке транспорта правонарушителя1. Автор обращает внимание на соблюдение мер личной безопасности сотрудником полиции при общении с водителем остановленного транспортного средства, указывая на недостаточную бдительность правоохранителей.

Порядок приближения к транспортному средству правонарушителя будет таким же, как описан выше. Приближаться к транспортному средству нужно по обочине или тротуару. Сотруднику, обходящему остановленное транспортное средство, следует учитывать тот факт, что водитель может неожиданно начать движение. Требуется обратить внимание на находящихся в автомобиле людей. При подходе непосредственно к двери водителя необходимо держать интервал до транспортного средства, чтобы не быть травмированным в случае резкого открывания двери. Проверяющий сотрудник должен находиться в районе средней стойки кузова автомобиля, страхующий - позади автомобиля.

1 См.: Желтобрюх А. А. Подготовка сотрудников полиции к действиям, связанным с остановкой транспортного средства и проверкой документов у водителя [Электронный ресурс] // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы XVII Международ. науч.-практ. конф., посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и празднованию 20-летия образования кафедры физической подготовки. Иркутск, 2015. С. 265. Режим доступа: https://elibrary.ru/item. asp?id=23627743 (дата обращения: 10 октября 2017 г.).

Таким образом, резюмируя вышесказанное, приходим к следующим выводам.

Во-первых, необходимо нормативно закрепить право сотрудника полиции требовать от водителя и пассажиров выйти из транспортного средства.

Во-вторых, представляется целесообразным предложенный порядок действий сотрудников полиции, осуществляющих остановку транспортных средств, не прописывать в каком-либо нормативном законном или подзаконном акте, потому что невозможно охватить правовой нормой все возникшие ситуации, связанные с остановкой транспортных средств полицейскими. Указанные нами общие требования к тактике остановки транспортных средств, соблюдению мер личной безопасности предлагается изучать курсантам и слушателям образовательных организаций МВД России на занятиях в рамках учебных дисциплин «Тактико-специальная подготовка» и «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел».

Библиографический список

1. Желтобрюх А. А. Подготовка сотрудников полиции к действиям, связанным с остановкой транспортного средства и проверкой документов у водителя [Электронный ресурс] / А. А. Желтобрюх // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы XVII Международ. науч.-практ. конф., посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и празднованию 20-летия образования кафедры физической подготовки. - Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2015. - С. 264-267. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23627743.

2. Зайцев Р. Я. Остановка транспортных средств в целях проверки правомерности их использования [Электронный ресурс] / Р. Я. Зайцев // Общество и право. - 2014. - № 3 (49). - С. 225-228. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21946649.

3. Калинин О. П. Анализ ситуаций в оперативно-служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб [Электронный ресурс] / О. П. Калинин, А. Н. Гулевский, В. И. Косячен-ко // Вестник Волгоградской академии МВД России. -2015. - № 1 (32). - С. 142-149. Режим доступа: Ш1_: https://elibrary.ru/item.asp?id=23204539.

4. Петров И. ГАИ: остановка по требованию / И. Петров // Российская газета. - 2017. - 27 июля.

5. Стороженко К. О. Принципы обеспечения личной безопасности и вопросы формирования правовой культуры сотрудников дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России [Электронный ресурс] / К. О. Стороженко // Правовая культура. - 2016. - 1 (24). - С. 72-79. Режим доступа: https:// elibrary.ru/item.asp?id=25730890.

6. Хилюк С. О. Обеспечение личной безопасности сотрудников полиции в России [Электронный ресурс] / С. О. Хилюк, Д. А. Пичугин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 40. - С. 61-65.

Режим доступа: URL: http://e-koncept.ru/2017/971195. htm.

Bibliograficheskij spisok

1. ZHeltobryuh A. A. Podgotovka sotrudnikov policii k dejstviyam, svyazannym s ostanovkoj transportnogo sredstva i proverkoj dokumentov u voditelya [EHlektronnyj resurs] / A. A. ZHeltobryuh // Sovershenstvovanie professional'noj i fizicheskoj podgotovki kursantov, slushatelej obrazovatel'nyh organizacij i sotrudnikov silovyh vedomstv: materialy XVII Mezhdunarod. nauch.-prakt. konf., posvyashchennoj 70-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945 gg. i prazdnovaniyu 20-letiya obrazovaniya kafedry fizicheskoj podgotovki.

- Irkutsk: Vostochno-Sibirskij institut MVD Rossii, 2015.

- S. 264-267. Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item. asp?id=23627743

2. Zajcev R.YA. Ostanovka transportnyh sredstv v celyah proverki pravomernosti ih ispol'zovaniya [EHlektronnyj resurs] / R. YA. Zajcev // Obshchestvo i pravo. - 2014. - № 3 (49). -S. 225-228. Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/ item.asp?id=21946649.

3. Kalinin O. P. Analiz situacij v operativno-sluzhebnoj deyatel'nosti sotrudnikov patrul'no-postovoj i

dorozhno-patrul'noj sluzhb [EHlektronnyj resurs] / O. P. Kalinin, A. N. Gulevskij, V. I. Kosyachenko // Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii. - 2015. - № 1 (32). -S. 142-149. Rezhim dostupa: URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=23204539.

4. Petrov I. GAI: ostanovka po trebovaniyu / I. Petrov // Rossijskaya gazeta. - 2017. - 27 iyulya.

5. Storozhenko K. O. Principy obespecheniya lichnoj bezopasnosti i voprosy formirovaniya pravovoj kul'tury sotrudnikov dorozhno-patrul'noj sluzhby Gosudarstvennoj inspekcii bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya Ministerstva vnutrennih del Rossii [EHlektronnyj resurs] / K. O. Storozhenko // Pravovaya kul'tura. - Saratov. -2016. - 1 (24). - S. 72-79. Rezhim dostupa: https://elibrary. ru/item.asp?id=25730890.

6. Hilyuk S. O. Obespechenie lichnoj bezopasnosti sotrudnikov policii v Rossii [EHlektronnyj resurs] / S. O. Hilyuk, D. A. Pichugin // Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept». - 2017. - T. 40. - S. 61-65. Rezhim dostupa: URL: http://e-koncept.ru/2017/971195. htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.