Научная статья на тему 'Организация профессиональной подготовки полиции Германии'

Организация профессиональной подготовки полиции Германии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1882
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦЕЙСКИЙ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ / THE POLICEMAN / SAFETY / PREPARATION OF EMPLOYEES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лемента Пётр Васильевич, Андрухов Вадим Алексеевич

Авторы рассматривают применение комплексных мер правового, организационного, технического и тактического характера для решения задачи обеспечения безопасности сотрудников полиции ФРГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация профессиональной подготовки полиции Германии»

Лемента Пётр Васильевич

кандидат юридических наук, доцент кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России

Андрухов Вадим Алексеевич

кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России

(тел.: 88612583770)

Организация профессиональной подготовки полиции Германии

Аннотация

Авторы рассматривают применение комплексных мер правового, организационного, технического и тактического характера для решения задачи обеспечения безопасности сотрудников полиции ФРГ.

Annotation

The authors considers application complex measures of legal, organizational, technical and tactical character for the decision of a problem of safety of police officers of Germany.

Ключевые слова: полицейский, обеспечение безопасности, подготовка сотрудников. Key words: the policeman, safety, preparation of employees.

ровень доверия к полиции в

У целом у населения ФРГ самый высокий среди всех профессий, даже выше, чем к представителям церкви, это во многом способствует повышению интереса среди населения к вопросам безопасности дорожного движения, освещаемыми полицейскими.

Первоначальная подготовка сотрудников полиции занимает три года, в течение которых происходит обучение в специализированных учебных заведениях. Учебные программы для полицейских готовятся в МВД и не входят в сферу компетенции государственных гражданских образовательных структур. По окончании обучения полицейский получает специальной звание - комиссар полиции (аналог специального звания лейтенанта милиции России). В процессе обучения полицейский получает как соответствующие теоретические, так и практические знания. Население Германии в целом имеет достаточно высокий уровень правовой культуры и правосознания, поэтому полиция стремиться соответствовать требованиям граждан своей страны. Каждый сотрудник специализируется только на одном виде профилактической работы. При про-

хождении дальнейшей службы полицейские периодически повышают свою квалификацию в специализированных учебных центрах. Так, например, подобные центры функционируют в городах Нойс и Мюнстер землb Северный Рейн-Вестфалия.

Учебный центр полиции г. Нойса (42-е подразделение полиции земли Северный Рейн-Вестфа-лия) осуществляет консультационную функцию и повышение квалификации действующих сотрудников полиции.

Срок повышения квалификации - четыре недели для сотрудников, которые будут работать консультантами по безопасности дорожного движения (общая численность - 360

сотрудников). В их консультационной деятельности помогают полицейские (участковые), которые также проходят повышение (двухнедельный специальный профильный курс).

В рамках курса повышения квалификации сотрудники центра обращают внимание на коммуникативные навыки полицейских (возможность доступным языком объяснять населению требования правил дорожного движения), основы риторики (дыхательная, голосовая, языковая техники), педагогики.

73

За время переподготовки полицейских обучают:

психофизиологии человека (слушателя), т.е. как и в каком объеме та или иная категория граждан может воспринимать информацию;

не применять профессиональные термины при общении с гражданами;

основам риторики, причем в зависимости от количества человек в группе, для которых проводятся занятия;

основам педагогики и формам подачи материала;

технике дыхания, голосовой и языковой техники при чтении лекций.

Через шесть-семь месяцев выпущенная группа подвергается тестированию по остаточным знаниям и по достигнутым результатам. После проведения общего вводного семинара проводятся отдельные семинары по целевым группам участников дорожного движения (пожилые люди, начинающие водители, инвалиды, дети и т.д.). После семинаров по общим вопросам начинается специализация. После обучения полицейские, занимающиеся профилактикой, сами разрабатывают ее формы, программы обучения, изучают опыт такой работы в других подразделениях. Каждый специалист по одному направлению работает около пяти лет во время действия контракта.

По окончании курсов, выпускник получает сертификат, он не является общегосударственным документом, подписывается тем специалистом, который проводил семинар.

В работе обеспечение безопасности сотрудников полиции продолжает оставаться актуальной проблемой. Ежегодно имеют место случаи гибели полицейских в ходе контроля транспортных средств как на магистралях, так и в городах и других населенных пунктах. Постоянное соблюдение мер личной безопасности значительно снижает травматизм и риск для жизни и здоровья сотрудников полиции. Однако отсутствие явной угрозы собственной жизни приводит к тому, что изученные и отработанные тактические приемы и методы обеспечения личной безопасности забываются или не используются в полной мере. Вследствие этого, при возникновении опасности, которую сотрудник полиции был в состоянии предвидеть, он оказывается не готов к действиям, при осложнении привычной ситуации возможны случаи получения травм или гибели.

Например, причинами травм или гибели полицейских в ходе контроля транспортных средств на автомагистралях являются: высокие скорости движения транспортных средств, управление

водителями в состоянии опьянения, монотонность при движении по автомагистрали. Сочетание же высокой скорости движения автомобиля и опьянения создает для водителя на автомагистрали "туннельный эффект", когда он уже не видит остановившееся на обочине транспортное средство, полицейского и т.д.

Для решения задачи обеспечения безопасности сотрудников полиции полицейским управлением земли Северный Рейн-Вестфалия (г. Дюссельдорф) применяются комплексные меры правового, организационного, технического и тактического характера. Это и совершенствование, в пределах своей компетенции, дорожно-транспортной инфраструктуры, достаточное техническое оснащение стационарных постов на автомагистралях, патрульных автомобилей и полицейских, высокая профессиональная подготовка и т.п. Причем это касается и таких простейших, на первый взгляд, действий, как остановка транспортных средств, проверка документов у их водителей, ограничение движения на участках дорог.

Видимость полицейского, патрульного автомобиля и привлечение внимания водителей являются необходимыми условиями обеспечения безопасности сотрудников полиции в ходе контроля транспортных средств. Поэтому, полицией земли Северный Рейн-Вестфалия для обеспечения личной безопасности в ходе контроля транспортных средств применяются различные средства визуализации. Это и сигнальные яркие световозвращающие жилеты полицейских, и оборудование патрульного автомобиля, включающее соответствующую цветографическую окраску, проблесковые фонари, светящиеся надписи ("Стоп, полиция", "Авария", "Затор" и т.д.), переносные элементы для обозначения ограждаемой территории, мобильные источники света и др. Например, мобильные источники света - надувные светящиеся столбы, с компрессором, бен-зиногенератором, имеются на каждом полицейском участке (опорном пункте), стационарном посту на автомагистрали. Полицейские патрульные автомобили оборудованы средствами визуализации, и, поэтому, для их удобного размещения используются, как правило, легковые автомобили с кузовом "универсал" или фургон на базе микроавтобуса.

На автомагистралях скорости движения большие, поэтому и средства визуализации патрульных автомобилей должны быть выше, больше, заметнее, чем в городе. Для этого применяют трансформируемые средства, которые в сложенном состоянии не занимают много места в пат-

74

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • № 4 (14)

рульном автомобиле. Постоянное применение на практике безопасных тактических приемов должно привести к доведению этих действий до автоматизма, что в случае возникновения опасности для жизни и здоровья сотрудника полиции даст ему возможность избежать нежелательных для себя последствий.

Высокий уровень личной безопасности полицейских Северный Рейн-Вестфалия обусловлен тем, что на земельном уровне большое значение придается подготовке кадров для полиции. Подготовка высококвалифицированных сотрудников полиции, которые несут службу в городах и на автомобильных магистралях федерального значения (автобанах), является важной составной частью в механизме обеспечения личной безопасности.

Действия в ходе контроля транспортных средств осуществляются только в составе парного наряда. Один из полицейских выполняет роль "действующего" (водитель патрульного автомобиля), второй - "страхующий". Большое внимание уделяется слаженности действий полицейских, их психологической совместимости в составе наряда, пониманию с полуслова. Это, как правило, достигается после годичной совместной работы. Никогда контроль транспортных средств не производится одним полицейским.

В тренировочном центре Дортмунтского управления полиции (второго по величине в земле Северный Рейн-Вестфалия после Кёльна) участникам семинара были продемонстрированы тактические приемы действий сотрудников полиции в ходе контроля транспортных средств.

К мерам личной безопасности в ходе контроля транспортных средств и при надзоре за дорожным движением следует относить подготовительные действия.

Перед выходом на службу проверяется оружие, экипировка, средства связи и исправность патрульного автомобиля. Предметы экипировки и визуализации должны быть расположены удобно, находиться в легко доступных местах. Передвижение при несении службы осуществляется по обочине и разделительной полосе, время пребывания на проезжей части необходимо сократить до минимума и выходить на нее только для перехода по кратчайшему пути.

В светлое время суток при надзоре за дорожным движением необходимо находиться в таких местах, откуда патрульный автомобиль и полицейские, находящиеся вне его, хорошо видны с достаточного расстояния. В целях обеспечения безопасности полицейского желательно нахождение его на островке безопасности, разделительной полосе или тротуаре.

В темное время суток и условиях недостаточной видимости необходимо находиться только на хорошо освещенных участках дорог, в разрывах разделительной полосы или в свете фар патрульного автомобиля.

В условиях скользкого дорожного покрытия во избежание травмирования транспортными средствами, потерявшими управление, необходимо находиться на возвышенных относительно проезжей части элементах дороги или вблизи патрульного автомобиля на участке с высоким коэффициентом сцепления, позволяющем быстро отойти в сторону или за автомобиль. В данном случае нежелательно нахождение на разделительной полосе, выделенной только линиями разметки. В любом случае необходимо исключать нахождение на скользком покрытии, позволяющем при падении оказаться на проезжей части.

При регулировании дорожного движения на месте дорожно-транспортного происшествия и при необходимости ограничить движение необходимо находиться в местах, хорошо видных с данного направления движения (обоих направлений), в удалении от транспортных средств, которые могут заслонить обзор полицейскому и ограничить видимость его участникам дорожного движения. Выставить средства визуализации и ограничения движения. Все перемещения осуществлять, только убедившись в собственной безопасности.

К принципам (основополагающим идеям, началам) обеспечения личной безопасности в ходе контроля транспортных средств относятся: "действующим", осуществляющим проверку остановленного транспортного средства, является водитель полицейского патрульного автомобиля; "страхующим" является второй полицейский патрульного автомобиля;

остановку транспортных средств проводят в местах, где ширина проезжей части позволяет беспрепятственно объехать остановленное транспортное средство, условия видимости дают возможность другим водителям заблаговременно увидеть данное транспортное средство и принять меры к его безопасному объезду. Учитывая обеспечение личной безопасности, от полицейского не требуется, чтобы он прикладывал руку к головному убору, представляясь водителю;

информация об остановке нарушителя, о месте своего нахождения передается в полицейское управление (опорный пункт);

нельзя находиться между патрульным автомобилем и остановленным перед ним транспортным средством;

остановленные транспортные средства не дол-

75

жны заслонять "действующего" полицейского от "страхующего", при возникновении такой ситуации необходимо изменить положение транспортного средства или положение "страхующего". Относительно водителя-нарушителя полицейские всегда должны находиться не на линии огня друг друга (положение Г);

при проверке находиться рядом с остановленным транспортным средством следует так, чтобы исключить возможность нанесения полицейскому удара при резком открытии двери или внезапном начале движения.

первым к остановленному автомобилю с правой стороны (не со стороны водителя) подходит "страхующий" полицейский и занимает свою позицию у передней пассажирской двери. Приближение к автомобилю следует осуществлять со стороны двери переднего пассажира потому, что это затруднит неожиданное нападение, т.к. для извлечения и направления оружия вправо преступникам потребуется больше времени, и эти действия будут более заметны полицейскому;

внимательно наблюдает за действиями водителя и пассажиров, не давая выйти из машины, информирует "действующего" полицейского о ситуации;

далее "действующий" подходит к транспортному средству, незаметно оставляет свои отпечатки пальцев на багажнике автомобиля нарушителя;

беседуя водителем, предлагает выключить радио, включить внутреннее освещение, запрещает движение пассажиров;

после выхода водителя из транспортного средства необходимо предложить ему сойти с проезжей части для обеспечения безопасности, при этом полицейский должен двигаться позади водителя на безопасном расстоянии;

досмотр транспортного средства следует проводить после того, как водитель и пассажиры покинули салон автомобиля и за их поведением установлен контроль одним из полицейских.

Останавливая транспортное средство, необходимо следить за поведением других участников дорожного движения, их траекторией движения, перемещения по проезжей части осуществлять убедившись в собственной безопасности.

Если сигнал остановки подавался в движении из патрульного автомобиля, то после остановки нарушителя патрульный автомобиль необходимо остановить левее сзади, чтобы обезопасить себя и водителя, находящихся на проезжей части, от возможного травмирования проезжающими транспортными средствами.

Остановленное транспортное средство нельзя

обходить спереди или сзади на малом от него расстоянии, т.к. водитель может неожиданно начать движение назад, пытаясь подъехать ближе, или вперед, игнорируя указания полицейского или неправильно их поняв.

Следует постоянно следить за руками проверяемого лица, так как его руки, то, что в них находится, и до чего они могут дотянуться, может представлять реальную опасность. Необходимо следить за ними до, во время и после контакта, т.е. до тех пор, пока не удалитесь на безопасное расстояние.

Если водитель запускает руку в карман, необходимо находиться со стороны этой руки и, наблюдая за её движением, быть готовым перехватить её, заблокировать, если вынимаемым предметом окажется не документ, а оружие или орудие нападения.

В то же время при таком расположении проверяемому для нападения (применения оружия) необходимо сделать поворот, что дает сотруднику выигрыш во времени.

При сверке номеров кузова и двигателя не допускать нахождения водителя за рулем, не производить ее при работающем двигателе, проводить данные действия только при постоянном контроле "страхующего".

Если в транспортном средстве имеются пассажиры, следует обращать внимание на их реакцию на происходящее, при попытке выйти из автомобиля не позволять им находиться за спиной или окружать, более безопасно в данном случае их нахождение в автомобиле.

Важны знания и психологических аспектов общения в ходе контроля транспортных средств.

Для конструктивного диалога необходимо расстояние около 1,5 метра. В процессе общения необходимо избегать непонятных для оппонента или двусмысленных формулировок, точно и кратко указывать на допущенные правонарушения. Следует помнить, что большинство людей не улавливают смысла длинных фраз, гораздо проще воспринимаются короткие предложения.

Полицейский обязан обращать внимание на свою речь: как использовать слова, как строить предложения, какова эмоционально-интонационная окраска речи. Речь должна быть правильной и выразительной; немаловажное значение принадлежит последовательности изложения сказанного.

Важен конечный результат, достигнутый в ходе психологического контакта. Важно, чтобы нарушитель что-то понял, усвоил, сообщил необходимую информацию, в чём-то уступил, подчинился, признал вину (если виноват), или воздержался от каких-либо действий.

76

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • № 4 (14)

Полицейский должен уметь контролировать свои негативные эмоции. Он не должен допускать резких двигательных реакций, замешательства, шока, заикания, тремора рук.

Чтобы не допустить агрессии или не спровоцировать агрессивное поведение при общении с участниками движения полицейский не должен: повышать голос и провоцировать граждан; угрожать и оскорблять; оправдываться;

иронизировать и вести себя высокомерно; вступать в спор;

обвинять в глупости (даже нарушителя)

Для уменьшения агрессии у граждан можно применить способ условного соглашательства, для чего следует внимательно и серьёзно выслушать нарушителя, в благожелательном тоне сделать пару тактичных замечаний по существу проблемы, поговорить о причинах правонарушения и высказать своё отношение, привести конкретные аргументы, сославшись на конкретные законы, выделить спорные моменты и выдвинуть контраргументы, не используя "но", проявить некоторую уступчивость, заканчивая разговор, поблагодарить.

При проведении досмотра следует исходить из того, что практически любой контакт с правонарушителем может быть потенциально опасным.

Руки противника и то, что в них находится, могут представлять наибольшую опасность для полицейского. К лицу, прячущему одну или обе руки, следует относиться с подозрением.

С подозрением необходимо относиться к водителю, отвечающему на вопросы, которые еще не были заданы. Он может пытаться отвлечь внимание.

Для успешного выполнения служебных задач без угрозы собственной безопасности сотрудникам полиции приходится выполнять чрезвычайно сложные действия, требующие от них максимального физического и психического напряжения. В связи с этим проблема личной безопасности полицейских при решении ими профессиональных задач приобретает в настоящее время особую актуальность. Обучение сотрудников полиции тактике и методам обеспечения личной безопасности, доведенным до автоматизма действиям в экстремальных ситуациях, выступает сейчас одним из важных направлений профессиональной подготовки полицейских кадров земли Северный Рейн-Вестфалия.

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.