DOI 10.24411/2076-1503-2020-10942 ТРОЯН Евгений Иванович,
кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России,
e-mail: [email protected]
АРХИПОВ Сергей Николаевич,
доцент кафедры огневой подготовки Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, e-mail: [email protected]
ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ КОМПЛЕКСНЫМ СИЛОВЫМ ДЕЙСТВИЯМ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ОГНЕВОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация. Представленное исследование посвящено вопросу совершенствования огневой и физической подготовки сотрудников полиции. Целью данной работы является обоснование возможности использования типовых ситуаций применения сотрудниками полиции приемов самозащиты, задержания и табельного оружия для практической реализации интегрированного обучения двух дисциплин: «Огневая подготовка» и «Физическая подготовка» в рамках программы «первоначальной» профессиональной подготовки сотрудников полиции. Сделан вывод о том, что использование ситуационного метода и элементов полосы препятствий на комплексных занятиях по физической и огневой подготовке способствует формированию комплексных навыков самозащиты и задержания на основе применения боевых приемов борьбы и табельного оружия.
Ключевые слова: сотрудники полиции, интеграция, физическая подготовка, огневая подготовка, типовые ситуации, табельное оружие, приемы самозащиты, полоса препятствий.
TROYAN Evgeny Ivanovich,
Candidate of Pedagogical sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Physical Training of Internal Affairs Bodies, Tyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia
ARKHIPOV Sergei Nikolaevich,
Associate Professor of the Department of Fire Training, Tyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia
TRAINING POLICE EMPLOYEES IN INTEGRATED FORCE ACTIONS ON THE BASIS OF INTEGRATION OF FIRE AND PHYSICAL TRAINING
Annotation. The presented research is devoted to the issue of improving the fire and physical training of police officers. The purpose of this work is to substantiate the possibility of using typical situations of police officers using self-defense techniques, detention and personal weapons for the practical implementation of integrated training in two disciplines: "Fire training" and "Physical training" within the framework of the "initial" professional training of police officers. It is concluded that the use of the situational method and elements of the obstacle course in complex physical and fire training exercises contributes to the formation of complex skills of self-defense and detention based on the use of self-defense techniques and service weapons.
Key words: police officers, integration, physical training, fire training, typical situations, service weapons, self-defense techniques, obstacle course.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
Введение. Физическая и огневая подготовка являются важными компонентами профессиональной подготовки сотрудников полиции. Сотрудник полиции должен быть способным применить приемы самозащиты, задержания, а также табельное оружие на фоне физической усталости в ситуации преследования преступника. Профессиональная подготовка сотрудников полиции основывается на практике применения служебной деятельности. Сотрудники полиции на протяжении всей своей служебной деятельности изучают и совершенствуют приемы самозащиты и задержания, навыки огневой подготовки. Многие сотрудники полиции проходят «первоначальное» обучение приемам самозащиты и задержания, а также применению табельного оружия на учебных занятиях по физической и огневой подготовке в период обучения по образовательным программам профессиональной подготовки [5].
Особенностью огневой и физической подготовки «первоначального обучения» является изолированность от практических экстремальных ситуаций, требующих длительного преследования преступника и незамедлительного юридически обоснованного применения приемов задержания, а если потребуется - и табельного оружия.
Проблема исследования обусловлена противоречием между требованиями к уровню подготовленности сотрудников полиции, способного в экстремальных ситуациях эффективно владеть в комплексе приемами самозащиты и задержания, а также при необходимости применять табельное оружие и отсутствие научно-обоснованных методик активного обучения и интегрированного обучения, позволяющих формировать у сотрудников полиции комплексные навыки огневой и физической подготовки.
Необходимо отметить, что проблемам интеграции физической и огневой подготовки посвящены многие научные исследования. Исследователи Ю.А.Напалков, А.Н. Таран считают необходимым разработку комплексных занятий по физической подготовке и огневой подготовке с целью совершенствования обучения по специальности «Деятельность специальных подразделений» [4]. В своем исследовании А.А. Тарасенко, Е.Н. Чирков обосновывают необходимость разработки технологии междисциплинарных занятий по огневой, тактико-специальной и физической подготовке для оптимизации подготовки курсантов к их будущей практической деятельности в территориальных органах внутренних дел [7]. А.В. Зюкин, А.Э. Болотин, Ю.А. Напалков разработали педагогическую модель обучения курсантов силовым действиям на основе средств и методов огневой подготовки [2]. Проблеме интеграции огневой и физической подготовки посвящены работы Д.В.
Литвина, Н.В. Астафьева, Р.С. Ахметова [3]; А.М. Ворожцова, И.Н. Блудовой [1]; М.П. Стародубцева, М.А. Варенцова [6]. Иностранные специалисты также активно исследуют возможность использования активных методов обучения и интеграции различных учебных дисциплин для усиления качества подготовки полицейских [8; 9; 10].
Проблема интеграции огневой и физической подготовки обсуждается во многих научных исследованиях. Однако в настоящее время отсутствуют научно-обоснованные методики активного обучения, позволяющие в практике учебно-тренировочного процесса реализовать межпредметную интеграцию физической и огневой подготовки сотрудников полиции.
Основная часть. Научное исследование проводилось с целью поиска и обоснования эффективных средств и методов организации и проведения интегрированных учебных занятий физической и огневой подготовки сотрудников полиции. Гипотезой исследования было предположение о том, что использование ситуационного метода и элементов полосы препятствий на комплексных занятиях по физической и огневой подготовке способствует формированию комплексным навыкам самозащиты и задержания на основе применения боевых приемов борьбы и табельного оружия.
Исследование проводилось на базе Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России в период с сентябрь 2019 г. по февраль 2020 г. В исследовании принимали участие слушатели, обучающиеся по образовательным программам «первоначальной» профессиональной подготовки.
В исследовании применялись методы: анализ и обобщение научно-методической литературы и опыта практической деятельности сотрудников полиции; моделирование ситуаций применения приемов самозащиты и задержания, табельного оружия с прохождением элементов полосы препятствий, тестирование навыков комплексного применения приемов самозащиты, задержания и табельного оружия.
В результате анализа научной и методической литературы была выявлена возможность моделирования учебных ситуаций применения сотрудниками полиции приемов самозащиты, преследования правонарушителя с последующим его задержанием, а также применения табельного оружия. Для моделирования преследования правонарушителя целесообразно использовать элементы полосы препятствий. Преодолевая препятствия, моделирующие городские условия, сотрудники выполняли приемы и стрельбу из табельного оружия на фоне значительной физической уста-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
лости. Таким образом, упражнения по преодолению препятствий выступают в качестве сбивающих факторов, осложняющих выполнение приемов и стрельбы, а значит, способствующих формированию навыков приемов.
Анализ практики применения приемов борьбы и табельного оружия за последние пять лет позволил подготовить комплекс типовых ситуаций служебной деятельности сотрудников полиции, требующих незамедлительного применения приемов самозащиты и табельного оружия. Комплекс состоял из трех типовых ситуаций, на которых выполнялись следующие комплексные упражнения: действия при нападении на наряд патрульно-постовой службы полиции; пресечение распития спиртных напитков в общественном месте; проверка документов лица, подозреваемого в совершении преступления.
Отработка комплексных навыков применения табельного оружия происходила по схеме: преследование правонарушителя с использованием элементов полосы препятствий - наружный досмотр под угрозой оружия - активное сопротивление правонарушителя, нападение на сотрудника полиции с использованием различных колюще-режущих предметов или огнестрельного оружия - применение сотрудником полиции приемов самозащиты или применение табельного оружия.
Слушатели выполняли упражнение № 4 курса стрельб. При выполнении приемов и упражнения № 4 курса стрельб слушатель мог получить одну из двух оценок отдельно по физической и огневой подготовке: «удовлетворительно» или «неудовлетворительно». Оценка «удовлетворительно» за выполнение упражнения № 4 курса стрельб выставлялась в случае, если мишень поражена двумя и более пулями. Если одна из двух оценок по физической подготовке или по огневой подготовке была - «неудовлетворительно», то за выполнение всего комплексного упражнения выставлялась оценка «неудовлетворительно».
Для апробации комплекса ситуаций использовалась учебная группа. На учебных занятиях по огневой подготовке в ЭГ использовался разработанный комплекс ситуаций и элементы полосы препятствий. В начале и конце периода использования комплекса ситуаций на занятиях по огневой подготовке проводилось тестирование уровня владения навыками комплексного применения приемов самозащиты, задержания и табельного оружия в трех ситуациях служебной деятельности. В тестировании принимало участие 12 слушателей. В процессе тестирования подсчитывалось количество выполненных комплексных упражнений (рис. 1).
Проверка Пресечение Нападение документов распития
Рис. 1. Эффективность выполнения комплексных упражнений в начале и в конце
интегрированного обучения (%).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
В результате тестирования была выявлена разница в исходном и итоговом уровнях владения комплексными навыками приемов самозащиты, задержания и применения табельного оружия. В тесте «Действия при нападении на наряд патрульно-постовой службы полиции» количество выполненных упражнений увеличилось на 23.6%. В тесте «Пресечение распития спиртных напитков в общественном месте» - на 44.5%. В тесте «Проверка документов лица, подозреваемого в совершении преступления» количество выполненных упражнений увеличилось на 43.8%. На итоговом занятии слушатели выполнили на 37.3% больше комплексных упражнений, чем в начале периода обучения.
Заключение. Результаты исследования подтвердили гипотезу исследования. Использование ситуационного метода и элементов полосы препятствий на комплексных занятиях по физической и огневой подготовке способствует формированию комплексных навыков самозащиты и задержания на основе применения боевых приемов борьбы и табельного оружия.
Список литературы:
[1] Ворожцов А.М., Блудова И.Н. Оптимизация педагогических подходов к преподаванию огневой подготовки в процессе профессионального обучения // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2018. - № 4 (75). - С. 72-77.
[2] Зюкин А.В., Болотин А.Э., Напалков Ю.А. Педагогическая модель формирования готовности курсантов вузов ВВ МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки // Уч. зап. Университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 6 (112). - С. 75-79.
[3] Литвин Д.В., Астафьев Н.В., Ахметов Р.С. Диагностический инструментарий оценки профессионально-педагогической компетентности профессорско-преподавательского состава кафедр огневой и физической подготовки образовательных организаций МВД России в области междисциплинарного взаимодействия // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология.
- 2018. - № 4 (228). - С. 148-159.
[4] Напалков Ю.А., Таран А.Н. Актуальность комплексирования огневой и физической подготовки в образовательных организациях МВД России // Вестник Краснодарского ун-та МВД России.
- 2015. - № 4 (30). - С. 254-257.
[5] Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.08.2019).
6] Стародубцев М.П., Варенцов М.А. Интеграция междисциплинарных знаний как основа развития компетенций курсантов военных вузов внутренних войск МВД России // Уч. зап. Университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 175-179.
[7] Тарасенко А.А., Чирков Е.Н. Некоторые аспекты повышения эффективности профессиональной подготовки курсантов (слушателей) образовательных организаций системы МВД России к действиям по силовому пресечению правонарушений // Вестник Белгородского юридического института МВД России. - 2017. - № 2. - С. 86-89.
[8] Renden P.G., Landman A., Geert J.P. Savelsbergh & Raoul R.D. Oudejans (2015). Police arrest and self-defence skills: performance under anxiety of officers with and without additional experience in martial arts // Ergonomics. - 2015. - № 58:9. - P. 1496-1506. - URL: https://doi.org/10.1080 /00140139.2015.1013578.
[9] Rajakaruna N., J. Henry P., Amy Cutler & Gordon Fairman (2017) Ensuring the validity of police use of force training // Police Practice and Research. - 2016. - № 18:5. - P. 507-521. URL: https://doi.org /10.1080/15614263.2016.1268959.
[10] Gendjova A., Tolev B. Interdisciplinary nonformal learning for talented students from the sofia high school of mathematics // Педагогика. -2018. - Т. 90. - № 1. - С. 71-80. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=37259573
Spisok literatury:
[1] Vorozhcov A.M., Bludova I.N. Optimizaciya pedagogicheskih podhodov k prepodavaniyu ognevoj podgotovki v processe professional'nogo obucheniya // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. -2018. - № 4 (75). - S. 72-77.
[2] Zyukin A.V., Bolotin A.E., Napalkov Yu.A. Pedagogicheskaya model' formirovaniya gotovnosti kursantov vuzov VV MVD Rossii k boevoj deya-tel'nosti, s ispol'zovaniem sredstv ognevoj i fizich-eskoj podgotovki // Uch. zap. Universiteta im. P.F. Lesgafta. - 2014. - № 6 (112). - S. 75-79.
[3] Litvin D.V., Astaf'ev N.V., Ahmetov R.S. Diagnosticheskij instrumentarij ocenki profession-al'no-pedagogicheskoj kompetentnosti professor-sko-prepodavatel'skogo sostava kafedr ognevoj i fizicheskoj podgotovki obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii v oblasti mezhdisciplinarnogo vzaimode-jstviya // Vestnik Adygejskogo gos. un-ta. Ser. 3: Ped-agogika i psihologiya. - 2018. - № 4 (228). - S. 148159.
[4] Napalkov Yu.A., Taran A.N. Aktual'nost' kompleksirovaniya ognevoj i fizicheskoj podgotovki v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii // Vestnik Krasnodarskogo un-ta MVD Rossii. - 2015. - № 4 (30). - S. 254-257.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
[5] Ob utverzhdenii Nastavleniya po organizacii fizicheskoj podgotovki v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii: prikaz MVD Rossii ot 1 iyulya 2017 g. № 450. [Elektronnyj resurs]. URL: http://pub-lication.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 10.08.2019).
[6] Starodubcev M.P., Varencov M.A. Inte-graciya mezhdisciplinarnyh znanij kak osnova razvi-tiya kompetencij kursantov voennyh vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii // Uch. zap. Universiteta im. P.F. Lesgafta. - 2014. - № 5 (111). - S. 175-179.
[7] Tarasenko A.A., Chirkov E.N. Nekotorye aspekty povysheniya effektivnosti professional'noj podgotovki kursantov (slushatelej) obrazovatel'nyh organizacij sistemy MVD Rossii k dejstviyam po silo-vomu presecheniyu pravonarushenij // Vestnik Belgo-rodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. -2017. - № 2. - S. 86-89.
[8] Renden P.G., Landman A., Geert J.P. Savelsbergh & Raoul R.D. Oudejans (2015). Police arrest and self-defence skills: performance under anxiety of officers with and without additional experience in martial arts // Ergonomics. - 2015. - № 58:9.
- P. 1496-1506. - URL: https://doi.org/10.1080/0014 0139.2015.1013578.
[9] Rajakaruna N., J. Henry P., Amy Cutler & Gordon Fairman (2017) Ensuring the validity of police use of force training // Police Practice and Research.
- 2016. - № 18:5. - P. 507-521. URL: https://doi.org /10.1080/15614263.2016.1268959.
[10] Gendjova A., Tolev B. Interdisciplinary nonformal learning for talented students from the sofia high school of mathematics // Pedagogika. - 2018. - T. 90. - № 1. - S. 71-80. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=37259573
ЮРКОМ ПАНИ
www. law-books, ru
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020