Научная статья на тему 'Некоторые вопросы применения комплексных межотраслевых занятий при обучении сотрудников полиции'

Некоторые вопросы применения комплексных межотраслевых занятий при обучении сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
184
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЛЕКСНЫЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Токбаев Аюб Амербиевич

Сотрудники полиции всегда должны быть подготовлены к применению физической силы, специальных средств и оружия. Обучению правильному их использованию в тех или иных экстремальных ситуациях способствуют занятия по огневой, тактико-специальной и физической подготовке. Но их изучение и отработка в рамках одного предмета не может в достаточной мере предусмотреть и смоделировать ситуации, с которыми сотрудники сталкиваются в своей деятельности. Поэтому крайне важным является использование в ходе обучения сотрудников полиции комплексных межотраслевых занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Токбаев Аюб Амербиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME OF THE APPLICATION OF AN INTEGRATED INTERDISCIPLINARY TRAINING IN THE TRAINING OF POLICE OFFICERS

Police officers must always be ready to use physical force, special means and weapons. Training in their correct use in certain extreme situations is facilitated by classes in fire, tactical, special and physical training. But their study and development within one subject can not sufficiently foresee and simulate the situations that employees face in their activities. Therefore, it is essential to use integrated cross-sectoral training in police training.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы применения комплексных межотраслевых занятий при обучении сотрудников полиции»

10.3. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Токбаев Аюб Амербиевич. Должность: преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра деятельности органов внутренних дел в особых условиях. E-mail: Hamelion [email protected]

Аннотация: Сотрудники полиции всегда должны быть подготовлены к применению физической силы, специальных средств и оружия. Обучению правильному их использованию в тех или иных экстремальных ситуациях способствуют занятия по огневой, тактико-специальной и физической подготовке. Но их изучение и отработка в рамках одного предмета не может в достаточной мере предусмотреть и смоделировать ситуации, с которыми сотрудники сталкиваются в своей деятельности. Поэтому крайне важным является использование в ходе обучения сотрудников полиции комплексных межотраслевых занятий.

Ключевые слова: сотрудник полиции, профессиональная подготовка, огневая подготовка, тактико-специальная подготовка, физическая подготовка, комплексные межотраслевые занятия.

SOME OF THE APPLICATION OF AN INTEGRATED INTERDISCIPLINARY TRAINING IN THE TRAINING OF POLICE OFFICERS

Tokbaev Ayub Amerbievich. Position: lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute for Advanced Studies. Department: internal Affairs' activities in the special conditions. E-mail: [email protected]

Annotation: Police officers must always be ready to use physical force, special means and weapons. Training in their correct use in certain extreme situations is facilitated by classes in fire, tactical, special and physical training. But their study and development within one subject can not sufficiently foresee and simulate the situations that employees face in their activities. Therefore, it is essential to use integrated cross-sectoral training in police training. Keywords: police officer, professional training, fire training, tactical and special training, physical training, comprehensive inter-sectoral training.

Деятельность полицейского, в первую очередь предполагает довольно высокие факторы риска для жизни. В современных условиях сотрудники правоохранительных органов всегда должны быть готовы к применению физической силы, специальных средств и оружия во всех возможных сложных и экстремальных ситуациях. Исходя из того, насколько сотрудник полиции подготовлен к действиям в таких обстоятельствах, будет зависеть не только жизнь и здоровье самого сотрудника, но и обычных граждан, оказавшихся на месте совершения преступления, а также сотрудников полиции, принимающих непосредственное участие в пресечении преступления [1].

Опыт работы органов внутренних дел за последние десятилетия показывает, что профессиональная деятельность сотрудников полиции очень часто связана с

возникновением различного рода ситуаций, для благополучного решения которых необходимо не только безупречное мастерство владения огнестрельным оружием, но и умелое сочетание этих умений с тактическими действиями, а при необходимости, и использования специальных средств и физической силы.

Использование в ходе обучения сотрудников полиции на занятиях по тактико-специальной и огневой подготовке комплексных, обучающих и тренировочных тактических стрелковых упражнений с применением психологической и физической нагрузки направлено на уход от несогласованности действий, в случаях когда сложившаяся обстановка может потребовать от сотрудника уверенных тактических навыков работы с огнестрельным оружием, использования техники правильного перемещения, а в случае необходимости и уместного применения физической силы.

Тактико-специальная подготовка, огневая и физическая являются самостоятельными дисциплинами обучения, которые изучаются раздельно, но в части практического применения взаимосвязаны друг с другом, так как экстремальная ситуация может потребовать от полицейского умелого сочетания полученных на тео-ритических и практических занятиях навыков.

Эта ситуация не значит, что процесс профессионального обучения по данным дисциплинам неправильно организован. Наряду с этим, без закономерного его завершения путём неоднократной отработки комплексных тактико-специальных упражнений с необходимыми элементами психологических и физических нагрузок, процесс профессионального обучения останется незавершенным, а сотрудник полиции - не совсем подготовленным к действиям в экстремальных ситуациях. Вследствие этого, в его действиях в сложных критических ситуациях будет иметь место несогласованность действий, которая может выразиться в растерянности и неуверенности в совершаемых действиях, неспособности правильно оценить сложившуюся обстановку и принять своевременное решение, а также при необходимости, не теряя времени и на допустимых основаниях применить огнестрельное оружие, физическую силу и специальные средства.

Избежать несогласованности в отмеченных действиях возможно лишь вследствие интегрированной подготовки сотрудников полиции, с безусловным включением в процесс обучения сотрудников специальных обучающих, а также тренировочных стрелковых (тактико-специальных) упражнений с необходимыми элементами психологической и физической нагрузки.

Кроме внешних изменений окружающей обстановки присутствует перечень факторов, которые способны оказать воздействие на сотрудника. К таковым можно отнести внезапность, опасность, присутствие на месте совершения преступления посторонних граждан, неуверенность в своих действиях. Эти факторы могут вывести неподготовленного сотрудника ОВД из состояния психологической устойчивости, и лишить его возможности исполнить необходимую служебную задачу. Помимо этого, часто правонарушители создают такие ситуации, когда сотрудникам бывает сложно принять незамедлительно правильные решения.

Все сотрудники полиции проходящие профессиональное обучение (первоначальную подготовку) изучают курс огневой подготовки, где они обучаются правильному обращению с табельным огнестрельным оружием и выполняют упражнения учебно-тренировочных стрельб в тире. В итоге этих занятий сотрудник получает практический опыт владения та-

ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Токбаев А.А.

бельным оружием, но в определённых рамках. Превзойти пределы этих рамок ему просто не возможно, так как упражнения учебно-тренировочных стрельб всегда выполняются только в тире. Также стрельба производится по мишеням, стреляющий, в основном, находится в единообразной обстановке, действия с огнестрельным оружием должен производить строго по командам руководителя стрельб или его заместителя, а также направлении ведения огня не должно возникать опасности для посторонних лиц. В связи с этим логично, что сотрудники полиции со временем привыкают к данным условиям, и эта ситуация в последующем будет являться для них наиболее стандартной [2].

Также, в ходе обучения на занятиях по огневой подготовке сотрудник полиции обязан строго соблюдать меры безопасности при обращении с оружием. На начальном этапе подготовки данный подход к процессу обучения является единственно правильным. Но в последующем процессе выполнения сотрудником своих непосредственных служебных обязанностей у него в основном будут возникать нестандартные обстоятельства. Именно при таких обстоятельства может проявиться растерянность и последующая несогласованность в действиях, сказаться психологическая и практическая неподготовленность сотрудника.

Эти последствия являются вполне закономерными и предсказуемыми при действиях в сложных нестандартных ситуациях, когда сотрудник полиции не был подготовлен к таким действиям.

Для сотрудников органов внутренних дел в случае крайней необходимости применения оружия, ситуация может явиться нестандартной, при условии, что она содержит определённые признаки, к которым можно отнести:

- незнакомая обстановка, ограниченное пространство, посредственная видимость в зоне действия;

- наличие либо скопление посторонних граждан в месте, где возникла необходимость применения табельного огнестрельного оружия;

- превосходство правонарушителей в численности;

- угроза нападения или нападение одного или нескольких злоумышленников;

- вероятное появление посторонних лиц либо транспортных средств в направлении ведения стрельбы, в случае возникновения необходимости применения огнестрельного оружия;

- местоположение зданий, сооружений, строений в возможном направлении ведения стрельбы в случае необходимости применения огнестрельного оружия [3].

Руководству подразделений ОВД, а также руководителям занятий по огневой подготовке и самим сотрудникам полиции крайне важно понимание того, что такие обстоятельства в ходе повседневной служебной деятельности могут возникать периодически и очень часто. То есть необходима подготовка сотрудников полиции к действиям в подобных обстоятельствах, так как в бездействие сотрудника полиции, или его неправильные действия в определённых обстоятельствах могут повлечь за собой некоторые негативные последствия.

Для преодоления этой проблемы необходимы специальные обучающие и тактико-специальные упражнения, в ходе выполнения которых сотрудник должен не только учиться правильно действовать, но и видеть свой конечный результат. Когда сотрудник полиции, оценив результаты своей деятельности, понимает что управляется с различными задачами в сымитирован-

ных ситуациях, тогда у него приходит и осознание уверенности как в себе так и своих действиях [4].

В существовавших до конца 2013 года программах первоначальной подготовки для учебных заведений МВД России, не были прописаны соответствующие рассматриваемой нами проблеме темы теоретических и практических занятий.

Данная ситуация существенно поменялась в положительную сторону в декабре 2013 года. В соответствии с Примерной программой профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, утвержденной ДГСК МВД России 24.12.2013 г., в тематическом плане был прописан комплексный практикум по тактико-специальной, огневой и физической подготовке.

Для выполнения поставленной задачи был разработан примерный перечень учебно-тренировочных упражнений - стандартных ситуаций практической служебной деятельности [5]. Которые представляют из себя следующее:

1. Защита себя либо другого лица от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья.

2. Препятствие попытке присвоения огнестрельного оружия, транспортного средства полиции, специальной и боевой техники, состоящего на вооружении (обеспечении) полиции.

3. Задержание и обезвреживание лица, оказывающего вооруженное и иное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование сотрудника о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ.

4. Для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан.

5. Препятствие побегу из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя граждан, задержанных по подозрению в совершении преступления, граждан, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, граждан, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

При исполнении этих задач преподавателями оцениваются следующие составляющие:

- итог стрельбы (время и количество пробоин);

- тактика обстрела учебных мишеней;

- тактика использования имеющихся укрытий, перемещения стреляющего и строгое соблюдение мер личной безопасности;

- неукоснительное выполнение основных требований Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ст. 19-24);

- надлежащее качество написания рапортов по факту применения физической силы, специальных средств и (или) огнестрельного оружия [6].

Этот список не может являться какой-то аксиомой. Каждое образовательное учреждение МВД России, которое занимается профессиональным обучением сотрудников полиции, вполне имеет право корректировать учебные темы, руководствуясь наличием учебно-материальной базы, обучаемыми категориями и другими условиями обучения.

Фактический опыт реализации вышеуказанной программы обучения выявил необходимость ее дальнейшего усовершенствования. Усовершенствования могут коснуться на наш взгляд разработки основ и предлагаемых тактико-специальных упражнений учитывая специфику региональной преступности. Необходимо предусмотреть в дальнейшем участие в занятии преподавателей, которые оценивали бы правовую составляющую применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также качество рапортов по факту их применения.

Для дальнейшего совершенствования действующего практикума желательно изучение практики применения физической силы, специальных средств и оружия в конкретных регионах, разработка последовательности обучения тактическим способам действий [7] для практических заданий практикума, а также разработка его учебно-методического обеспечения.

Реализация данного практикума может позволить слушателю сформировать у себя умения и навыки пресечения противозаконных действий, и в частности с применением физической силы и оружия, что позволит ему освоить комплекс необходимых профессиональных навыков:

1) оценка сложившейся ситуации, принятие единственно правильного решения и выполнение незамедлительных действий;

2) убежденность в своих действиях при быстрых изменениях ситуации;

3) способность грамотно тактически действовать в различных обстоятельствах, обеспечить личную безопасность;

4) решительность в своих действиях при необходимости применения оружия, специальных средств и физической силы.

Подытоживая, можно отметить, что комплексные межотраслевые занятия (практикумы) с применением тактико-специальных упражнений способствуют в процессе проведения занятий выработать у сотрудников указанные выше профессиональные умения и навыки, а их дальнейшее использование в учебном процессе является значительной ступенью подготовки сотрудников органов внутренних дел к повседневной профессиональной деятельности.

Список литературы:

1. Токбаев А.А., Гонтарь В.Н., Сучков С.Л. Актуальные проблемы обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации при угроз совершения террористического акта / В сборнике: Актуальные вопросы подготовки сотрудников правоохранительных органов к противодействию современным угрозам Сборник научных трудов круглого стола. 2018. С. 72-82.

2. Абазов И.С. Некоторые психологические особенности огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации / Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 4. С. 372-374.

3. Крыжановский Ю.С. Организация проведения занятий по огневой подготовке с сотрудниками органов внутренних дел с использованием элементов физической и психологической нагрузки: учебно-методическое пособие. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2014. - 60 с.

4. Войлошников О.Д. Применение в процессе обучения сотрудников полиции комплексных межотраслевых занятий с использованием тактико-специальных упражнений В сборнике: Стратегии противодействия вызовам преступности в России на современном этапе.

Материалы XIX Международной научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД России. 2016. С. 162-169.

5. Примерная программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел. - М.: ДГСК МВД России, 2013. - 139 с.

6. Чварков М.А., Токбаев А.А. Комплексные занятия по тактико-специальной подготовке - один из основных способов практического обучения курсантов в образовательных организациях МВД России / В сборнике: Деятельность правоохранительных органов в системе противодействия современным угрозам сборник научных трудов вузовского семинара. Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. 2017. С. 431437.

7. Бураева Л.А. О вопросах топографической подготовки сотрудников органов внутренних дел // В сборнике: Инновационные тенденции развития системы образования Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 17-18.

Рецензия

на статью «Некоторые вопросы применения комплексных межотраслевых занятий при обучении сотрудников полиции»

В статье, представленной на рецензирование, автором Токбаевым А.А. поднимаются актуальные вопросы подготовки сотрудников правоохранительных органов с применением комплексных межотраслевых занятий по огневой, тактико-специальной и физической подготовке. В статье дано обоснование того, что изучение в рамках одного предмета не может в достаточной мере предусмотреть и смоделировать ситуации, с которыми сотрудники сталкиваются в своей профессиональной деятельности.

Немаловажным фактором в процессе обучения слушателей является использование в ходе подготовки сотрудников полиции комплексных межотраслевых занятий. Избежать несогласованности в действиях при решении служебно-боевых задач возможно лишь при интегрированной подготовке сотрудников полиции, с включением в образовательный процесс специальных обучающих и тренировочных стрелковых (тактико-специальных) упражнений с необходимыми элементами психологической и физической нагрузки. При подготовке сотрудника полиции к действиям в недружественной среде помимо внешних изменений окружающей обстановки необходимо учитывать перечень факторов, способных оказать воздействие на сотрудника.

В статье автором проведен анализ и обозначены вопросы, связанные с необходимостью применения при обучении сотрудника полиции комплексного практикума по тактико-специальной, огневой и физической подготовке.

Считаю, что в статье «Некоторые вопросы применения комплексных межотраслевых занятий при обучении сотрудников полиции», представленной Токбае-вым А.А. рассматриваются довольно актуальные вопросы, и она может быть рекомендована к опубликованию.

Доцент кафедры огневой подготовки СевероКавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, к.ю.н., подполковник полиции А.А.Жамборов

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 81,72%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.