Научная статья на тему 'Интегрирование элементов метода круговой тренировки в методику проведения практических занятий по огневой подготовке'

Интегрирование элементов метода круговой тренировки в методику проведения практических занятий по огневой подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / SHOOTING TRAINING / ПРИМЕНЕНИЕ ОРУЖИЯ / USE OF WEAPONS / МЕТОД / МЕТОДИКА / METHOD / ЭЛЕМЕНТЫ / ELEMENTS / СТАНЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / УЧЕБНОЕ МЕСТО / TRAINING PLACE / ТЕХНИКА И ТАКТИКА СТРЕЛЬБЫ / TACTICS AND TECHNIQUES OF SHOOTING / STATIONS / METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байкин Рашит Фаритович

В статье автор рассматривает необходимость и возможность реализации многоплановой боевой подготовки сотрудников полиции к эффективному применению оружия в процессе несения службы посредством использования элементов метода круговой тренировки в качестве наиболее оптимальной организационно-методической формы проведения занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байкин Рашит Фаритович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTEGRATION OF CIRCLE TRAINING ELEMENTS INTO METHODS OF CONDUCTING PRACTICAL INSTRUCTIONS ON SHOOTING TRAINING

The article considers the necessity and possibility of implementation of multipronged combat training of police officers for the effective use of weapon in performing their service through using elements of the method of circle training being more optimal organizational and methodical form of conducting practical instructions.

Текст научной работы на тему «Интегрирование элементов метода круговой тренировки в методику проведения практических занятий по огневой подготовке»

УДК 372.835.5+372.879.6

Рашит Фаритович БАЙКИН,

старший преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)

dix16@mail.ru

ИНТЕГРИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В МЕТОДИКУ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

THE INTEGRATION OF CIRCLE TRAINING ELEMENTS INTO METHODS OF CONDUCTING PRACTICAL INSTRUCTIONS ON SHOOTING TRAINING

В статье автор рассматривает необходимость и возможность реализации многоплановой боевой подготовки сотрудников полиции к эффективному применению оружия в процессе несения службы посредством использования элементов метода круговой тренировки в качестве наиболее оптимальной организационно-методической формы проведения занятия.

The article considers the necessity and possibility of implementation of multipronged combat training of police officers for the effective use of weapon in performing their service through using elements of the method of circle training being more optimal organizational and methodical form of conducting practical instructions.

Ключевые слова: огневая подготовка, применение оружия, метод, элементы, станции, эффективность, учебное место, техника и тактика стрельбы, методика.

Keywords: shooting training, the use of weapons, method, elements, stations, efficiency, training place, tactics and techniques of shooting, methods.

Происходящие в обществе кризисные процессы социально-политического и криминального характера приводят к росту преступности, усложнению криминальной обстановки в стране. В сложившейся ситуации действия органов внутренних дел сопряжены с выполнением служебно-боевых задач в районах локальных конфликтов, при проведении специальных операций в непосредственной близости и контакте с правонарушителями. Современные условия требуют от сотрудников органов правопорядка и безопасности твердых знаний и устойчивых навыков при обращении с табельным оружием в различных ситуациях. По объективным причинам требования постоянно повышаются, так как преступники совершенствуют свою подготовку для противодействия правоохранителям, используя для этого все возможные

способы, вследствие чего растет угроза для общества, государства, и, конечно же, самих сотрудников полиции. [1]

Огневая подготовка является одним из ведущих и важнейших разделов профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Её цель - обучение и подготовка к умелому и эффективному применению боевого ручного стрелкового оружия при выполнении оперативно-служебных и служебно-боевых задач.

Наставлением по организации огневой подготовки в ОВД, утвержденным приказом МВД России от 12 ноября 2013 г. № 1030дсп, определены следующие ее основные задачи:

- приобретение сотрудниками знаний материальной части оружия и боеприпасов, их тактико-технических характеристик, мер

Вестник Сибирского юридического института МВД России

безопасности при обращении с ними, основ стрельбы;

- формирование у сотрудников необходимых умений и навыков правомерного применения оружия, ведения огня в различных обстановках, быстрого обнаружения цели и определения исходных установок для стрельбы, умелых действий с оружием во время стрельбы.

Следует отметить, что составляющими компонентами боевой готовности сотрудника к применению оружия являются теоретическая подготовка, техническая подготовка, тактическая подготовка, физическая подготовленность, психологическая подготовка и морально-волевая подготовка.

Очевидно, что для достижения такой сложной цели и решения основных задач огневой подготовки необходима многоплановая работа преподавателя (инструктора), с одной стороны, и большая самоотдача, старание обучающихся, с другой стороны. Кроме этого в процессе огневой подготовки обязательна реализация большинства компонентов боевой готовности к применению оружия. В связи с этим возникает проблема подбора оптимальных форм и методов проведения занятий, с помощью которых можно эффективно реализовать боевую подготовку обучающихся. Одним из методов, структурно несколько схожим с организацией практического занятия по стрелковой подготовке, является метод круговой тренировки.

Круговая тренировка - это организационно-методическая форма занятий, основу которой составляет серийное повторение упражнений, подобранных и объединенных в комплексе, которые выполняются в порядке последовательной смены «станций» по замкнутому кругу. [2]

В учебно-тренировочном процессе метод круговой тренировки используется для развития физических качеств и является эффективной формой повышения уровня физической подготовленности. В связи с тем, что метод характеризуется высокой интенсивностью выполнения упражнений и высокой моторной плотностью занятия, его применение позволяет предельно эффективно использовать время занятия.

В процессе обучения курсантов, слушателей и сотрудников ОВД технике и тактике полицейской стрельбы на практических занятиях по огневой подготовке развиваются общие физические качества (выносливость, сила, быстрота, ловкость) и специальные физические качества (координационная устойчивость, статическая выносливость). Помимо этого для подготовки сотрудника к эффективному применению оружия при выполнении оперативно-служебных задач необходимо развивать и воспитывать такие морально-психологические качества, как самообладание, выдержка, решительность, смелость. Посредством воспитания именно этих качеств можно формировать то психофизиологическое состояние, которое позволит полицейскому принять решение и выполнить необходимые действия для отражения вооруженного нападения, то есть применить табельное оружие в условиях огневого контакта с правонарушителем.

Кроме того, в любом образовательном процессе (виде подготовки), на любом занятии обучающиеся приобретают необходимые знания, которые передаются не только наглядными, но и словесными методами и требуют времени для восприятия и осмысления информации. В связи с этим говорить о буквальном применении метода круговой тренировки на практических занятиях по огневой подготовке несколько некорректно. Однако весьма эффективным решением проблемы проведения занятий является использование отдельных элементов («станций») метода круговой тренировки.

Количество «станций» (учебных мест) на занятиях определяется в зависимости от следующих условий. Во-первых, от количества и содержания учебных вопросов, поставленных для изучения и совершенствования (отработки) на конкретном занятии. Во-вторых, от этапа обучения, на котором проходит занятие: на начальном планируются 2-3 учебных места, на основном (базовом) - 4-5 учебных мест, на заключительном - 5-6 учебных мест. В-третьих, от состояния материально-технической базы и наличия необходимого оборудования и технических средств обучения.

Один из возможных вариантов наименования станций и распределения учебного материала на учебных местах может выглядеть следующим образом.

Учебное место № 1. «Станция морально-волевой и психологической подготовки»:

- выполнение упражнения стрельбы (учебного, контрольного, «специального» (в усложненных условиях));

- анализ техники стрельбы (определение ошибок);

- контроль действий с оружием по подаваемым командам и соблюдения мер безопасности.

Учебное место № 2. «Станция технической стрелковой подготовки»:

- отработка действий с оружием по подаваемым командам;

- обучение технике стрельбы;

- отработка и совершение техники стрельбы;

- выполнение упражнений для устранения ошибок при стрельбе.

Учебное место № 3. «Станция базовой тактической подготовки»:

- обучение оперативным способам устранения задержек при стрельбе;

- отработка и совершенствование оперативных способов устранения задержек в различных моделируемых ситуациях;

- обучение индивидуальным технико-тактическим действиям;

- обучение групповым технико-тактическим действиям;

- отработка различных способов применения оружия в условиях, моделирующих огневой контакт с правонарушителем (с использованием макетов оружия).

Учебное место № 4. «Станция вспомогательной технико-тактической подготовки»:

- отработка нормативов по огневой подготовке (по условиям и порядку выполнения нормативов НОП - 2012 г.);

- отработка «комплексных» нормативов с учебным оружием и учебными патронами.

Учебное место № 5. «Станция теоретической подготовки»:

- изучение условий и порядка выполнения упражнений Курса стрельб;

- повторение материальной части и ТТХ оружия, правил стрельбы;

- контроль знаний теоретического раздела огневой подготовки.

Учебное место № 6 (при наличии ТСО в тире):

- выявление ошибок в технике стрельбы;

- отработка и совершенствование отдельных элементов техники стрельбы;

- обучение тактике применения оружия в проецируемых техническим средством обучения визуальных ситуациях.

Для эффективности использования элементов этого метода необходимо соблюдать определенные требования. Обучающиеся должны проводить одинаковое количество времени на каждой «станции» (учебном месте). При последовательности прохождения «станций» выходить на огневой рубеж (учебное место № 1) после выполнения упражнений на учебном месте № 2. Наиболее важным, обязательным требованием является соблюдение ряда дидактических принципов.

На этапе обучения технике стрельбы, индивидуальным и групповым технико-тактическим действиям используется принцип наглядности в обучении, так как в первую очередь необходимо сформировать зрительное представление об изучаемом приеме. В этом случае преимущественное значение имеет показ, а не рассказ.

При реализации принципа систематичности и последовательности, базирующегося на известных положениях: от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному, изучать и осваивать технику приема (способа) стрельбы целесообразно сначала по элементам (хват, изготовка, прицеливание, управление спусковым крючком) - отдельно, а затем в целом - комплексное выполнение выстрела «вхолостую». При обучении тактике стрельбы в первую очередь необходимо освоить индивидуальные технико-тактические действия, затем групповые; осваивать тактику стрельбы после овладения обучающимися техникой скоростной стрельбы, то есть организационно появление «станции базовой тактической подготовки» вообще возможно на основном или завершающем этапах обучения.

Для соблюдения принципа коллективизма и индивидуального подхода в обучении,

Вестник Сибирского юридического института МВД России

сущность которого состоит в сочетании групповой и индивидуальной форм передачи и усвоения учебного материала, в обучении технике стрельбы необходимо учитывать, например, антропометрические данные конкретного обучающегося для подбора и освоения изготовки к стрельбе (на учебных местах № 2 и № 1), тип темперамента и эмоционально-психологическое состояние при производстве стрельбы, а особенно при управлении спусковым крючком оружия (на учебном месте № 1). В ходе освоения групповых тактических действий на учебных местах № 3 и № 6 важна коллективная работа обучающихся в парах, тройках и т.д. и общий уровень подготовленности сотрудников к работе с обнаженным оружием в составе группы (в боевом порядке).

В процессе обучения технике и тактике стрельбы в различных условиях оперативно-служебной деятельности огромное значение имеет принцип прочности знаний, умений и навыков. Реализуется он в постоянном повторении ранее изученного и освоенного материала практически на всех учебных местах («станциях»), многократном выполнении двигательных действий для выработки устойчивых навыков. Например, на учебном месте № 4 на завершающем этапе огневой подготовки нужно использовать «комплексные» нормативы, то есть нормативы, в которые входит содержание (порядок выполнения) нескольких нормативов НОП - 2012 г. Возможные варианты:

- снаряжение магазина (норматив № 4) и сборка пистолета после неполной разборки (норматив № 3);

- снаряжение магазина (норматив № 4), сборка пистолета после неполной разборки (норматив № 3), частично норматив № 1 (выдвижение на огневую позицию, досылание учебного патрона в патронник, принятие указанного положения для стрельбы и производство прицельного выстрела «вхолостую»). На учебном месте № 1 можно выполнять упражнения стрельбы после физической нагрузки, в усложненных условиях для прицеливания, при воздействии световых и шумовых помех.

Неоценимую помощь в обучении и подготовке сотрудников к эффективному при-

менению оружия в процессе огневого противостояния оказывает принцип научности (использование новейших ТСО на учебном месте № 6, освоение современных и эффективных техник скоростной и интуитивной стрельбы).

Одним из наиболее значимых дидактических принципов при обучении сотрудников ОВД эффективному применению оружия является принцип «учить тому, что необходимо в условиях оперативно-служебной деятельности». Его сущность выражается в самом его названии. По мнению В.А. Торопова, высокое значение этого принципа в современной криминогенной обстановке определяется чрезвычайным ростом опасности для жизни сотрудников ОВД в связи с увеличением применения преступниками огнестрельного оружия, существенным повышением психических, эмоциональных нагрузок в процессе выполнения служебного долга. Руководствуясь этим принципом, преподаватели (инструкторы) в процессе обучения могут полноценно формировать боевую готовность обучающихся к применению огнестрельного оружия. Для этого в ходе проведения занятий на учебных местах («станциях») отрабатываются индивидуальные технико-тактические действия с оружием (макетами оружия) и используются усложненные упражнения стрельбы, моделирующие огневое противостояние с одним, двумя и тремя правонарушителями после физической нагрузки или на фоне физического утомления. В качестве правонарушителей используются движущиеся, поворачивающиеся и качающиеся мишени с изображением вооруженного преступника.

Таким образом, мы видим, насколько продуктивным может быть использование структуры метода круговой тренировки в обучении сотрудников полиции работе с огнестрельным оружием, а именно эффективному применению его при выполнении оперативно-служебных задач. Следовательно, с уверенностью можно сказать, что элементы этого метода могут быть успешно интегрированы в организацию практических занятий по огневой подготовке.

Библиографический список

1. Веремьев, А.С. Повышение эффективности обучения сотрудников, курсантов и слушателей приемам и правилам стрельбы из боевого оружия / А.С. Веремьев, Е.И. Максимова // Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник трудов конференции. - Орёл, 2016.

2. Калашникова, Р.В. Метод комплексно-круговой тренировки и ее применение на занятиях физической культуры : учебно-методическое пособие для преподавателей / Р.В. Калашникова; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, кафедра физического воспитания. - Иркутск: ИГМУ, 2014.

I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.