Научная статья на тему 'Оценка адекватности в служебных действиях курсантов с учетом предварительного опыта спортивной подготовки'

Оценка адекватности в служебных действиях курсантов с учетом предварительного опыта спортивной подготовки Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
48
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЛУШАТЕЛЬ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / АДЕКВАТНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ / КУРСАНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / OPERATIVE-SERVICE ACTIVITY / LISTENER / PHYSICAL TRAINING TECHNOLOGIES / ADEQUACY OF ACTIONS / CADET / PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING / SPECIAL MEANS / POLICE OFFICER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Германов Геннадий Николаевич, Сабирова Ирина Александровна, Коник Алексей Алексеевич, Апальков Александр Владимирович

Рассмотрена проблема правомерности и адекватности применения огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы сотрудниками правоохранительных органов во время выполнения служебных задач. Выявлены причинно-следственные связи в действиях сотрудников полиции в различных ситуациях служебной деятельности в целях совершенствования педагогических технологий профессионально-прикладной физической подготовки курсантов, связанных с совершенствованием специализированных умений и навыков и адекватным их применением в условиях служебно-боевой и правоохранительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Германов Геннадий Николаевич, Сабирова Ирина Александровна, Коник Алексей Алексеевич, Апальков Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE ADEQUACY OF THE IN SERVICE TRAINEES ACTIONS WITH CONSIDERA TION OF PRIOR EXPERIENCE SPORT TRAINING

The problem of the legality and adequacy of the use of firearms, special means and physical force by law enforcement officers during the performance of official tasks is considered. The cause-and-effect relationships in the actions of police officers in various situations of official activity were identified in order to improve the pedagogical technologies of professional-applied physical training of cadets related to the improvement of specialized skills and skills and their appropriate use in the conditions of military service and law enforcement.

Текст научной работы на тему «Оценка адекватности в служебных действиях курсантов с учетом предварительного опыта спортивной подготовки»

УДК 796.015

ОЦЕНКА АДЕКВАТНОСТИ В СЛУЖЕБНЫХ ДЕЙСТВИЯХ КУРСАНТОВ С УЧЕТОМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОПЫТА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Г.Н. Германов, И.А. Сабирова, А.А. Коник, А.В. Апальков

Рассмотрена проблема правомерности и адекватности применения огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы сотрудниками правоохранительных органов во время выполнения служебных задач. Выявлены причинно-следственные связи в действиях сотрудников полиции в различных ситуациях служебной деятельности в целях совершенствования педагогических технологий профессионально-прикладной физической подготовки курсантов, связанных с совершенствованием специализированных умений и навыков и адекватным их применением в условиях служебно-боевой и правоохранительной деятельности.

Ключевые слова: оперативно-служебная деятельность, слушатель, специальные средства, технологии физической подготовки, адекватность действий, курсант, профессионально-прикладная физическая подготовка, сотрудник полиции.

Современная служба сотрудника правоохранительных органов отличается повышением требований к его подготовленности, что неизменно приводит к необходимости повышения качества учебного процесса в образовательных организациях системы МВД России, в которых обучаются курсанты и слушатели - будущий средний и старший начальствующий состав МВД России. Одним из неотъемлемых и важнейших составляющих подготовки сотрудника полиции в образовательном процессе является учебная дисциплина «Физическая подготовка». Она имеет важное значение в процессе подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов и является частью специальной подготовки.

Одной из приоритетных задач физической подготовки в образовательных организациях МВД России является формирование профессионально значимых двигательных навыков. Важной составляющей физической подготовки являются развитие у курсантов и слушателей физических качеств, необходимых для освоения боевых приемов борьбы и дальнейшего их применения, а также формирование психологической готовности к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Только комплексное проявление указанных факторов позволит успешно противодействовать правонарушителю, преступнику.

Специальная подготовка сотрудника полиции призвана максимально адаптировать обучающегося к тем экстремальным условиям, в которых в дальнейшем ему придется проявлять те или иные профессионально значимые умения и навыки по обеспечению

правопорядка и т. д. Специфика служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел имеет ряд особенностей, которые как по отдельности, так и в комплексе не свойственны большинству профессий. В условиях ограниченного времени сотрудник полиции должен быть способен не только в возможно более короткий срок принимать решения, основываясь на знаниях законодательства, но и уметь применить физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие в зависимости от сложившейся ситуации и оперативной обстановки. В экстремальной ситуации важнейшее значение приобретает адекватность действий сотрудника правоохранительных органов. Его действия должны быть не только своевременными, но и соразмерными складывающейся оперативной ситуации во время деятельности по пресечению противоправных действий [3, 7].

Одной из наиболее обсуждаемых проблем является именно правомерность применения сотрудником правоохранительных органов физической силы, специальных средств и, особенно, огнестрельного оружия. Необходимо отметить, что к данной проблеме существует достаточно пристальное внимание не только в нашей стране. В некоторых зарубежных странах, например, в США огнестрельное оружие находится в свободном доступе. Многие граждане носят его с собой постоянно. Данный факт широко обсуждается и в России. Сторонники этой идеи утверждают, что это позволит им обеспечить свою безопасность. Противники говорят о том, что подобный свободный оборот оружия приведет к росту преступности и будет провоцировать перестрелки в общественных местах, как это не редко случается в тех же США. Неоправданное применение огнестрельного оружия, физической силы, специальных средств встречается и в нашей стране как со стороны обычных граждан, так и со стороны сотрудников органов внутренних дел. Это обстоятельство дополнительно подчеркивает проблему адекватности действий граждан и сотрудников полиции к применению физической силы, навыков единоборств, боевых приемов борьбы, подручных и специальных средств, огнестрельного оружия в важных для жизни и здоровья человека ситуациях [1, 2, 5]. Поэтому появилась необходимость проведения исследования, которое позволило бы выявить причинно -следственную связь в действиях сотрудников полиции при применении ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в различных ситуациях служебной деятельности. Поиск оптимальной технологии специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов позволит повысить компетентность сотрудников полиции в экстремальных ситуациях служебной деятельности.

Цель исследования - совершенствование педагогических технологий профессионально-прикладной физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России к служебной

деятельности, связанных с совершенствованием специализированных умений и навыков и адекватным их применением в условиях служебно-боевой и правоохранительной деятельности.

Под адекватностью действий мы понимаем принятие в экстремальных ситуациях, осложненных меняющейся обстановкой, в том числе в условиях ограниченного пространства, массового скопления людей, в окружении зданий, сооружений, экстремальных погодных условий и т. д. наиболее оптимальных двигательных решений, которые будут способствовать решению поставленных задач, соответствовать нормам действующего законодательства и осуществляться с минимальными физиологическими ресурсами [4, 7].

Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе проведено анкетирование 144 курсантов и слушателей 1-го и 2-го курсов обучения Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина и Воронежского института МВД РФ.

На стадии предварительного эксперимента курсанты выполнили контрольные стрельбы в виде тестирования (АК-1, 1 и 2 упражнение ПМ по курсу стрельб), а также были протестированы умения выполнять боевые приемы борьбы во время защитных действий, атакующих действий как на несопротивляющемся ассистенте, так и при активном его сопротивлении. Полученные по итогам предварительного эксперимента данные обработаны и систематизированы. По результатам предварительного эксперимента было сформировано три группы. В первую группу были включены респонденты, получившие по результатам тестирования оценку «отлично», во вторую - «хорошо» и в третью -«удовлетворительно».

Слушателям и курсантам первой, второй и третьей групп для анализа были предложены специально смоделированные ситуации (задачи) нарушения правопорядка. Предложенные для решения задачи были одинаковы во всех тестируемых группах. Задачей респондентов было выбрать один из вариантов ответа: стали бы они в данной ситуации использовать огнестрельное оружие, применять боевые приемы борьбы. Предложенные для решения задачи предусматривали прогрессивное усложнение выбора при принятии решений по мере правильности решения заданий. На данном этапе также были изучены психофизиологические показатели обучающихся с использованием методик В.А. Таймазова и Я.В. Голуб (2004 г.) (подвижность, уравновешенность и сила нервных процессов). Для тестирования использован программно-аппаратурный комплекс (ПАКФ-1).

По результатам исследований была выявлена следующая тенденция - курсанты и слушатели из первой группы (показавшие результат «отлично» по результатам предварительного тестирования) указали, что применение специализированных навыков ими будет применено на более

поздних стадиях конфликта. Респонденты указали, что применение ими огнестрельного оружия при возникновении экстремальных ситуаций пресечения противоправных поступков нарушителей будет возможно только в крайнем случае, после исчерпания всех иных мер принуждения, в том числе физическая сила и специальные средства в указанном порядке.

Анализ ответов испытуемых позволяет судить о проявлении адекватности в предполагаемых действиях курсантов и слушателей, показывает их убежденность в своих действиях, настойчивость, проявление сознательности в действиях. Вместе с тем, сравнительный анализ полученных показателей психофизиологического тестирования курсантов и показателей огневой подготовки позволил выявить высокую плотность прямых корреляционных взаимосвязей в показателях устойчивости нервных процессов и качеством огневой подготовки в 1-м и 2-м упражнениях ПМ по курсу стрельб (г=0,661-0,782) и в упражнении АК-1 (1=0,678-0,851).

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что курсанты, имеющие более высокие и стабильные результаты по огневой подготовке, могут в ограниченное время и более быстро решать оперативные задачи по обезвреживанию, задержанию правонарушителя в экстремальных ситуациях, в условиях отданного приказа. Данный фактор имеет важное, а иногда определяющее значение в практике применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции.

Анализ ежедневных сводок о происшествиях, поступавших в дежурную часть УМВД России по г. Воронеж, указывает на сложные оперативно-боевые условия осуществления стрельбы. В 96 % случаев время на принятие решения и стрельбу ограничено, в более чем 50 % случаев затруднено прицеливание, в 6 % выстрелы производились «навскидку». Чаще всего стрельба велась стоя - 62 %, из положения сидя в машине, с колен и лежа - в 9,6, 7,2 и 21,2 % случаев соответственно. Наиболее часто встречающаяся дистанция при применении огнестрельного орудия - 10 м.

Анализ результатов исследования аналогичных данных курсантов, имеющих удовлетворительные результаты в огневой подготовке, показал, что они чаще склонны к применению огнестрельного оружия на ранних стадиях конфликта в ситуациях оперативно-служебной деятельности. Курсанты третьей группы в наименьшей степени были склонны к использованию к мерам психологического принуждения. Подобная тенденция прослеживается и при сравнении групп курсантов, имеющих отличные и удовлетворительные показатели успеваемости по физической подготовке. Результаты тестирования свидетельствуют о том, что низкий уровень владения боевыми приемами борьбы обучающиеся склонны компенсировать применением специальных средств и огнестрельного оружия.

На основании изученной нами научной литературы и полученных в результате собственных исследований данных мы можем сделать вывод о том, что повышение профессиональных требований к сотрудникам полиции имеет значительные резервные возможности, реализация которых должна осуществляться в тесном взаимодействии с физической и огневой подготовкой курсантов. Повышение качества учебного процесса должно проходить в условиях внедрением инновационных технологий, основанных на соответствии и адекватности двигательных заданий условиям оперативно-служебной деятельности [2, 3].

Список литературы

1. Домрачева Е.Ю., Иляхина О.Ю., Поздняков А.П. Гражданское оружие в Российской Федерации // Проблемы правоохранительной деятельности. 2015. № 3. С. 68-71.

2. Комплексный подход в подготовке сотрудников ОВД к действиям по задержанию вооруженных и невооруженных преступников / П.Н. Войнов [и др.] // Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. № 2. С. 95-98.

3. Макеева В.С., Баркалов С.Н., Герасимов И.В. Адаптация курсантов, обучающихся в образовательных учреждениях МВД России, средствами и методами физической рекреации // Научный диалог. 2016. № 2(50). С. 383-392.

4. Моделирование типовых ситуаций как эффективный способ формирования готовности курсантов ДВЮИ МВД России к задержанию правонарушителя / С.О. Цекунов [и др.] // Проблемы правоохранительной деятельности. 2017. № 1. С. 117-120.

5. Некоторые аспекты формирования физической культуры курсантов образовательных организаций системы МВД России / А.В. Дружинин [и др.] // Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. № 4. С. 89-93.

6. Стрижак А.П., Германов Г.Н., Сабирова И.А. Адекватность в действиях как критерий эффективности профессионально-прикладной физической подготовки курсантов учебных заведений МВД РФ // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 8(90). С. 90-94.

7. Теоретические аспекты формирования профессиональных компетенций курсантов образовательных организаций МВД России на занятиях по физической подготовке / А.Н. Кандабар [и др.] // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: сборник статей XIII Междунар. науч. конф. БГТУ им. В.Г. Шухова. Белгород: Изд-во БГТУ, 2017. С. 119-122.

Германов Геннадий Николаевич, д-р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК),

Сабирова Ирина Александровна, д-р пед. наук, доц., зав. кафедрой, sabirova27.02amail.ru, Россия, Воронеж, Воронежский государственный институт физической культуры,

Коник Алексей Алексеевич, канд. пед. наук, старший преподаватель, konik infamail. ru, Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина,

Апальков Александр Владимирович, старший преподаватель, alexandr.apalkov ayandex.ru, Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина

ASSESSMENT OF THE ADEQUACY OF THE IN SERVICE TRAINEES ACTIONS WITH CONSIDERA TION OF PRIOR EXPERIENCE SPORT TRAINING

G.N. Germanov, I.A., Sabirova, A.A. Konik, A. V. Apalkov

The problem of the legality and adequacy of the use of firearms, special means and physical force by law enforcement officers during the performance of official tasks is considered. The cause-and-effect relationships in the actions of police officers in various situations of official activity were identified in order to improve the pedagogical technologies of professional-applied physical training of cadets related to the improvement of specialized skills and skills and their appropriate use in the conditions of military service and law enforcement.

Key words: operative-service activity, listener, physical training technologies, adequacy of actions, cadet, professionally-applied physical training, special means, police officer.

Hermanov Gennady Nikolaevich, doctor of pedagogical sciences, professor, genchayamail. ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism,

Sabirova Irene Alexandrovna, doctor of pedagogical sciences, associate professor, head of chair, sabirova27.02@mail. ru, Russia, Voronezh, Voronezh State Institute of Physical Culture,

Konik Alexey Alekseevich, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, konik infamail. ru, Russia, Belgorod, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia of I.D. Putilin,

Apalkov Alexander Aleksandrovich, senior lecturer, alexandr.apalkovayandex.ru, Russia, Belgorod, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia of I.D. Putilin

Reference

1. Domracheva E.Yu., Ilyahina O.Yu., Pozdnyakov A.P. Grazhdanskoe oruzhie v Rossijskoj Federacii // Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti. 2015. № 3. S. 68-71.

2. Kompleksnyj podhod v podgotovke sotrudnikov OVD k dejstviyam po zaderzhaniyu vooruzhennyh i nevooruzhennyh prestupnikov / P.N. Vojnov [i dr.] // Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti. 2016. № 2. S. 95-98.

3. Makeeva V.S., Barkalov S.N., Gerasimov I.V. Adaptaciya kursantov, obuchayushchihsya v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah MVD Rossii, sredstvami i metodami fizicheskoj rekreacii // Nauchnyj dialog. 2016. № 2(50). S. 383-392.

4. Modelirovanie tipovyh situacij kak effektivnyj sposob formirovaniya gotovnosti kursantov DVYuI MVD Rossii k zaderzhaniyu pravonarushitelya / S.O. Cekunov [i dr.] // Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti. 2017. № 1. S. 117-120.

5. Nekotorye aspekty formirovaniya fizicheskoj kul'tury kursantov obrazovatel'nyh organizacij sistemy MVD Rossii / A.V. Druzhinin [i dr.] // Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti. 2016. № 4. S. 89-93.

6. Strizhak A.P., Germanov G.N., Sabirova I.A. Adekvatnost' v dejstviyah kak kriterij effektivnosti professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki kursantov uchebnyh zavedenij MVD RF // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2012. № 8(90). S. 90-94.

7. Teoreticheskie aspekty formirovaniya professional'nyh kompetencij kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii na zanyatiyah po fizicheskoj podgotovke / A.N. Kandabar [i dr.] // Fizicheskoe vospitanie i sport v vysshih uchebnyh zavedeniyah: sbornik statej XIII Mezhdunar. nauch. konf. BGTU im. V.G. Shuhova. Belgorod: Izd-vo BGTU, 2017. S. 119-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.