Педагогика
УДК 681.141.2
С.А. Бобонец*, Ю.И. Синещук**, А.И. Примакин***, A.B. Суслин****
Особенности и задачи подготовки специалистов МВД России в области информационных систем и технологий
Рассмотрены и проанализированы принципы организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел (ОВД) Российской Федерации, отражающие преимущества интегрированных подразделений, свойственные боевым системам. Показана роль автоматизированной системы управления, новых информационных технологий в обеспечении эффективности управления. Обосновано доминирование информационной составляющей в структуре профессиональной деятельности специалиста МВД России, предложены пути совершенствования профессиональной информационной культуры сотрудника ОВД Российской Федерации.
Ключевые слова: боевая система, управление, информационная технология, информационная культура, образовательная деятельность.
S.A. Bobonets*, Y.I. Sineshchuk**, A.I. Primakin***, A.V. Suslin****. Features and problems of training of specialists of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the field of information systems and technologies. Reviewed and analyzed the principles of organization of complex use of forces and means of internal Affairs of the Russian Federation, reflecting the benefits of integrated units, characteristic of martial systems. Shows the role of automated control systems, new information technologies to ensure efficient management. It justifies the dominance of the informational component in the structure of professional activity of specialists of the Ministry of interior of Russia, suggested ways of improvement of professional information culture of the interior Ministry.
Keywords: combat system, management, information technology, information culture, educational activities.
В современном обществе важнейшей тенденцией, определяющей облик человечества XXI в. является повышение роли информация и информационно-телекоммуникационных технологий, оказывающих воздействие на различные аспекты деятельности человека, в т.ч. и правоохранительную. За последние годы многое изменилось в плане развития способов, методов борьбы с организованной преступностью. При этом основное внимание уделяется системам автоматизации управления силами и средствами МВД России, новым информационным технологиям (НИТ).
Исход деятельности подразделений ОВД зависит от уровня экономического, морально-политического, научно-технического и организационного потенциала сил и средств. Однако реальные результаты деятельности подразделений ОВД определяются не столько потенциальными, сколько реализуемыми возможностями, которые находятся в непосредственной зависимости от эффективности
* Бобонец, Сергей Алексеевич, начальник кафедры информатики и математики Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кандидат военных наук, доцент. Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России (СПб ВИ ВВ МВД России). Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8-812-744-70-92. E-mail: [email protected].
** Синещук, Юрий Иванович, доктор технических наук, профессор, профессор кафедры специальных информационных технологий Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-(812)-744-13-13,8-911-213-81-84. E-mail: [email protected].
*** Примакин, Алексей Иванович, доктор технических наук, профессор, начальник кафедры специальных информационных технологий Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-(812)-744-13-13; 8-911-281-22-05. E-mail: [email protected].
**** Суслин, Александр Владимирович, кандидат технических наук, доцент, начальник кафедры Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия». Адрес: Россия, 198903, г. Санкт-Петербург, г. Петродворец, ул. Разводная, д. 15. E-mail: [email protected].
* Bobonets, Sergey Alexeyevich, chief of department of informatics and mathematics of the St. Petersburg military of institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of military sciences, associate professor. St. Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia (SPb VI VV Ministry of Internal Affairs of Russia). Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph.: 812-744-70-92. E-mail: [email protected].
** Sineshchuk Yury Ivanovich, Doctor of Engineering, professor, professor of chair of special information technologies of the Ministry of Internal Affairs St. Petersburg university of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph. 8-(812)-744-13-13,8-911-213-81-84. E-mail: [email protected].
*** Primakin, Alexey Ivanovich, Doctor of Engineering, professor, chief of chair of special information technologies of the Ministry of Internal Affairs St. Petersburg university of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph.: 8-(812)-744-13-13; 8-911281-22-05. E-mail: [email protected].
**** Suslin, Alexander Vladimirovich, Candidate of Technical Sciences, associate professor, chief of chair of Military educational scientific center of Navy «Naval academy». Address: Russia, 198903, St. Petersburg, Petrodvorets, Razvodnaya str., 15. E-mail: [email protected].
© Бобонец С.А., Синещук Ю.И., Примакин А.И., Суслин АГВ., 2015
управления ими. Эффективность управления в современных условиях определяет не только результат применения сил и средств, но и саму возможность их применения [1].
МВД России, его объединения и соединения отражают принятые на практике формы организации системы боевых действий в критических, чрезвычайных ситуациях.
В основе действий органов внутренних дел и воинских частей внутренних войск МВД России при возникновении чрезвычайных обстоятельств лежит принцип организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации. В этом случае в наибольшей степени проявляются преимущества интегрированных подразделений, свойственные боевым системам. Это не только сумма качеств отдельных подразделений. У такой системы проявляется эмерджентность (целостность), т.е. появляются свойства, которых нет ни у одного из её составляющих элементов, взятых в отдельности. Говоря иными словами, в современных условиях решения сложных задач МВД по обеспечению безопасности и правопорядка повышается ценность совместных действий органов внутренних дел и воинских частей внутренних войск МВД России.
В структуре боевой системы, как правило, выделяют: целевую подсистему (ударную - силы и средства МВД России), управляющую подсистему (система управления МВД России) и подсистему обеспечения и обслуживания, соответственно. Впрочем, зачастую последнюю разделяют на две самостоятельные подсистемы: обслуживающую (финансовые, медицинские, продуктовые службы и др.) и обеспечивающую (тыловые, образовательные, кадровые подразделения и др.) (рис. 1).
Рис. 1. Структура боевой системы
Центральным, системообразующим элементом БС является управляющая система, или, применительно к МВД, - СУ МВД.
Система управления силами и средствами строится в соответствии с иерархической структурой Министерства и применяется на всех уровнях управления [2].
Основным звеном оперативного управления являются подразделения территориального уровня. Верхнее звено управления имеет возможность получения необходимой отчетной и аналитической информации, контроля за применением мобильных сил подчиненных подразделений.
Система предназначена для использования в различных территориальных и линейных (функциональных) подразделениях органов внутренних дел.
В этих условиях как никогда остра необходимость в обеспечении ОВД и внутренних войск МВД России эффективными технологиями и средствами управления, предназначенными для осуществления управления группировкой сил и средств в ходе подготовки и проведения контртеррористических/ специальных операций. Основным направлением в этой области является широкое применение автоматизированных систем управления (АСУ), позволяющих повысить эффективность управления за счёт автоматизации разнообразных процессов [3]:
- сбор информации о текущем состоянии сил и средств МВД России, поступающей из различных источников, её обработка в интересах поддержки принятия решений;
- моделирование боевых действий при решении задач ситуационного управления;
- решение информационно-расчётных задач;
- адресное распределение и отображение справочной информации, необходимой для своевременной подготовки и обоснования решений должностными лицами органов управления;
- разработка планов на основании принятых решений;
- выработка предварительных боевых распоряжений;
- получение информации об обстановке и корректура планов боевых действий;
- оперативная и своевременная передача приказов (команд, сигналов) и распоряжений на объекты управления, и обеспечение непрерывного контроля их исполнения в режиме реального времени;
- автоматическое, дистанционное управление функционированием средств связи, контроль и диагностика процессов функционирования программных и технических средств.
По функциональному назначению в настоящее время различают: АСУ силами и интегрируемые в неё АСУ средствами и АСУ специального назначения, а также широкий спектр локальных средств автоматизации деятельности должностных лиц органов управления (ДЛОУ) (рис. 2).
Каждый из выделенных классов имеет свои подклассы.
Так, АСУ силами принято делить по уровням управления.
Педагогика
Рис. 2. Классификация автоматизированных систем управления
АСУ всех уровней и различного предназначения должны взаимодействовать в интересах решения единой задачи в рамках интегрированной автоматизированной системе управления (ИАСУ) МВД.
ИАСУ МВД, как средство управления в структуре системы управления МВД, является элементом (ведомственной подсистемой) АСУ и представляет совокупность организационно и функционально связанных между собой АСУ силами, АСУ боевыми средствами, АСУ специального назначения, а также отдельных узкопрофильных (локальных) средств автоматизации, взаимодействующих с АСУ региона, с АСУ других министерств и ведомств, предусматривающей обеспечение совместимости по всем видам обеспечения функционирования АСУ: информационное и лингвистическое, техническое и метрологическое, математическое программное, организационное и функциональное, правовое и эргономическое.
Создание оптимального варианта интегрированной автоматизированной системы управления МВД предусматривается путем формирования функциональных систем и соответствующих информационных ресурсов; использования новых информационных технологий; применения унифицированных комплексов и средств связи и автоматизации; комплексирования в структуру ИАСУ существующих АСУ и АС МВД.
Автоматизация процессов управления МВД реализуется в рамках единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел (ЕИТКС ОВД), основанной на интегрированной транспортной среде ОВД, обеспечивающей взаимодействие с ресурсами ведомственных автоматизированных информационных систем. Система представляет собою совокупность банков данных общего пользования, реализованных на основе аппаратно-программных комплексов экспертно-криминалистических и информационно-аналитических центров ОВД. Региональные интегрированные мультисервисные телекоммуникационные системы(ИМТС) также являются составной частью ЕИТКС.
В настоящее время в качестве основных направлений внедрения ИТ в деятельность МВД России в рамках совершенствования системы управления рассматриваются [4,5]:
- развитие интегрированной мультисервисной телекоммуникационной сети (ИМТС);
- внедрение новых информационных технологий обеспечения деятельности ОВД;
- совершенствование системы автоматизированных банков данных;
- формирование единого информационного пространства МВД;
- проектирование и разработка механизмов обеспечения информационной безопасности;
- создание центра управления и обеспечения эксплуатации.
При этом общая тенденция развития автоматизации процессов управления МВД показывает, что приоритеты компьютерной среды от изначально разрозненных локальных компьютерных сетевых архитектур и приложений смещаются к глобальным сетям и массовым приложениям, интегрированным в единое информационное пространство (ЕИП). Системы этого класса быстро эволюционируют от слабосвязнных к сильносвязнным универсальным компьютерным сетям, системообразующие свойства которых инвариантны к количеству и составу связываемых устройств. Архитектура больших сильносвязнных систем этого класса становится сетецентрической, поэтому процессы управления их функционированием и развитием, воплощаемые в них, могут рассматриваться как сетецентрические [6].
С технической точки зрения, в основу концепции сетецентрического управления положены принципы стандартизации, унификации и комплексного внедрения новейших информационных технологий, позволяющих создать единое информационно-коммуникационное пространство.
Отмеченные тенденции являются отражением общемировых процессов. Считается, что сегодня мы переживаем пятую информационную революцию (письменность, книгопечатание, электричество, вычислительная техника) связанную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей (Интернет). При этом постоянно возрастают скорости и объёмы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации,
Сложившуюся ситуацию нередко характеризуют с помощью выражения «информационный взрыв», а новый тип современного цивилизационного общества - «информационное общество» [7]. С технической точки зрения речь идёт о формировании киберпространства как некоторой виртуальной области, состоящей из взаимосвязанной сети инфраструктур, созданных на базе информационных технологий, включая Интернет, телекоммуникационные сети, компьютерные системы.
В настоящее время деятельность правоохранительных органов характеризуется процессами повсеместной информатизации. Характерными чертами этих процессов являются, с одной стороны, непрерывный и быстрый росте объёмов производимых и потребляемых информационных ресурсов, с другой - широкое использование новых информационных технологий [8]. При этом надо учитывать, что научно-технический прогресс, появление и внедрение электронных, сетевых технологий помимо позитивных аспектов имеют ещё и негативные последствия, в частности, появление и распространения информационных, а в более широком плане, - киберугроз. Универсальные возможности компьютеров, программных средств, сетевые технологии, технологии сотовой связи могуть быть использованы и в преступных целях различными криминальными элементами. Специалисты отмечают, что количество преступлений в киберпространстве растет самыми быстрыми темпами.
Именно поэтому в деятельности МВД России значительное внимание уделяется проблеме борьбы с киберпреступностью, действиям в условиях информационного противоборства. При этом киберпространство с его технологичными возможностями должно восприниматься не только как современное средство коммуникации и обработки информации в преступных целях, но и как эффективное средство предупреждения киберпреступлений. Кибербезопасность сегодня представляет собою глобальную, общегосударственную проблему, которая охватывает все сферы жизнедеятельности государства. Государственная политика кибербезопасности служит средством усиления безопасности и надёжности информационных систем государства [8; 9].
Выявленные особенности позволяют определить информационный компонент в системе профессиональной деятельности сотрудников МВД России как доминирующий, определяющий эффективность этой деятельности. Действительно, в современных условиях востребованным становится сотрудник, обладающий знаниями и навыками сбора, обработки, анализа информации с применением современных программно-аппаратных средств и технологий. Владение современными информационными технологиями становится главным критерием и залогом эффективной профессиональной деятельности сотрудников ОВД на любом посту и в любой должности. При этом происходит качественное изменение способов (характера) профессиональной деятельности специалиста ОВД, соответственно изменяются и требования к уровню его профессиональной подготовки. Эти изменения обостряют и актуализируют вопросы информационной культуры как одной из главных целей профессиональной подготовки, становящейся неотъемлемым компонентом профессиональной деятельности сотрудника и, в конечном счёте, определяющей возможности его дальнейшего профессионального роста в современных условиях[10].
Направления, содержание и объемы подготовки специалистов по вопросам применения информационных систем и технологий, обеспечения информационной безопасности на государственном (ведомственном) уровне определяются:
- степенью уязвимости информационной инфраструктуры государства;
- степенью осознания информационных угроз и компетентным откликом на них со стороны органов государственного (ведомственного) управления;
- адекватным кадровым обеспечением ведомств и подразделений, ответственных за информационную безопасность.
В значительной степени условия эффективной реализации образовательной политики формируются на уровне деятельности образовательной организации и излагаются в её образовательной программе. При этом возникает острая необходимость оперативной адаптации образовательной деятельности высших учебных заведений МВД России к общенациональным интересам в сфере образования, обусловленным переходом к информационному обществу.
Изменение характера профессиональной деятельности, рост высокотехнологичной преступности обусловливает необходимость смещения внимания в системе профессиональной подготовки на формирование специалистов МВД России, готовых эффективно решать поставленные задачи в динамично меняющейся информационной среде, с применением новейших разработок науки и техники,.
Решение поставленных задач предусматривает формирование информационной среды профессиональной подготовки, позволяющей повысить эффективность образовательного процесса, обеспечить соответствие качества подготовки специалиста требованиям сегодняшнего дня. Именно этим обусловлена модернизация системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов МВД России. В рамках реализации этого процесса адаптируется к новым вызовам содержание учебного процесса, разрабатываются новые педагогические технологии, широко используется инновационный подход, предусматривающий сочетание использования информационных технологий с научно-исследовательской деятельностью, ярче проявляется междисциплинарный характер обучения, совершенствуется система многоуровневой подготовки специалистов.
Выделение информационного аспекта позволяет структурировать процесс формирования проблемы профессиональной информационной культуры специалиста ОВД (рис. 3 ) [10].
В структуре Санкт-Петербургского университета МВД России основные задачи по формированию информационной культуры выпускника возложены на кафедру специальных информационных
Педагогика
Рис. 3. Проблема формирования профессиональной информационной культуры
сотрудника МВД России
технологий. Ряд базовых учебных дисциплин, таких как «Средства вычислительной техники», «Программирование: языки, методы и технологии», «Системы и сети передачи данных», «Теория информационной безопасности и методология защиты информации», «Организационная защита информации», «Защита и обработка документов ограниченного доступа», «Инженерно-техническая защита информации», «Криптографическая защита информации» и другие, осуществляющие подготовку по специальностям 09.03.02 - «Информационные системы и технологии» и 10.05.05 - «Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере» аккумулируют в себе, практически, все особенности и тенденции развития современных систем автоматизации процессов управления силами и средствами МВД России, закладывают, наряду с другими кафедрами университета, фундамент успешного исполнения специалистом МВД России своих должностных обязанностей в информационной среде профессиональной деятельности.
В парадигме ФГОС основным документом, разрабатываемым вузом, является образовательная программа, представляющая собой комплексный проект образовательного процесса, определяющий каким должен быть выпускник вуза в перспективе и что, когда и как для этого нужно сделать. Цели и задачи образовательной программы, требования государственного стандарта реализуются посредством программ по учебным дисциплинам. При этом ФГОС предусматривает дополнение и конкретизацию квалификационно-компетентностного портрета выпускника с учетом реально сложившегося рынка труда, на который ориентирована работа вуза. Эти процессы реализуется в рамках квалификационных требований [11; 12].
Содержание компетенций, которые планируется формировать в процессе обучения в вузе, определяет состав дисциплин и содержание их программ (рис. 4). При этом знания и умения, усваиваемые при изучении отдельных предметов, - это только исходные элементы. С их помощью в практической деятельности можно решать лишь относительно простые задачи. Решение сложных задач требует интеграции частных знаний и умений в сложные интегративные образования - компетенции.
В каждой программе должен быть аккумулирован опыт изучения той или иной науки, отражены ее достижения. Однако разнообразие и динамика образовательных потребностей приводят к необходимости обеспечения вариативности содержания образования, нередко требуют
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
Квалификационные Требования(КТ)
Основная профессиональная образовательная программ (ОПОП)
Планируемые результаты освоения основной профессиональной образовательной программы - компетенции
Ж
Планируемые результаты обучения по каждой дисциплине и практике - знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых ^ результатов освоения основной профессиональной образовательной программы >
Учебный план
1_
Д1 Д2 Д!
* * *
УПрД1 УПрД2 УПрД!
1 1 4
ТППД1) ТПлД2] -........ ТПпЦ1
Дп
[УПрДп
Т
ТПдЦп
Рис. 4. Схема формирования состава дисциплин и содержание их программ
модифицирования, адаптации рабочих программ к актуальным, насущным потребностям МВД России с целью отражения новых требований положений, средств и методов, характеризующих текущее состояние и условия деятельности подразделений МВД России.
Компетентностный подход предусматривает переход самого процесса обучения от учебной деятельности к образовательной деятельности. В результате совершенствуются (а в ряде случаев появляются) такие категории, как повышение уровня готовности к социальному выбору, развитие коммуникабельности и толерантности, рост профессиональной мобильности. Реализация этих тенденций предполагает необходимость усвоения разных предметных знаний (знаний по профессиональным дисциплинам), рассматриваемых как межпредметные знания - таких знаний, которые замыкают в себе не готовый, застывший учебный предмет, а аккумулируют в себе способ работы в пространстве «сверх» различных дисциплин. В контексте инновационного образования это означает переход к реальному (живому) образованию, которое может изменяться за счет личностного влияния на его содержание [12].
С точки зрения функциональной роли знаний в формируемых видах деятельности современное образование должно быть развивающим и развивающимся. Проблемный характер обучения предполагает, что курсант из позиции обучаемого переходит в позицию обучающегося. При этом предполагается, что курсанты, осваивая содержание учебных дисциплин, двигаются от общих сведений ко всё большей конкретизации составляющих профессиональной деятельности. Реализация такого подхода обеспечивает развитие содержания образования по принципу «от общего к частному». Этим обеспечивается, что усвоение обобщённых, абстрактных понятий будет предшествовать усвоению более частных понятий. Такая последовательность позволяет при решении каждой последующей задачи добавлять новое знание, формировать новое умение и закреплять действия, которые были освоены при решении предыдущей задачи. Этот подход реализуется на кафедре в рамках разделения дисциплин на общепрофессиональные (усвоение обобщенных, абстрактных понятий, формирование у курсантов сначала обобщенного образа их будущей деятельности в целом), и профессиональные (усвоение более частных понятий, конкретизация образа их будущей деятельности). В результате удается добиться соответствия содержания программы требованиям полноты, а также связности содержания отдельных учебных дисциплин и курсов.
Таким образом, содержание учебных дисциплин, являясь важнейшим компонентом профессионального образования, должно быть тесно связанно с уровнем развития науки, техники и производства, подвергаться наиболее интенсивным преобразованиям, вытекающим из изменений содержания деятельности подразделений ОВД, применяемых средств, методов и технологий, развития системы управления.
Список литературы
1. Примакин, А. И., Синещук, Ю. И., Пантиховский, О. В., Синещук, М. Ю. Правовые аспекты безопасности единого информационного пространства силовых ведомств (МВД, МЧС, МО) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. - № 2 (54). - С. 234-240.
2. ОАО «Навигационно-информационные системы ГЛОНАСС» [Электронный ресурс]. // Сайт «FederalEXPO». - Режим доступа: http://federalexpo.ru/company/company_1251 .html?show=offers (дата обращения 11.06.2015).
3. Соловьёв, А. А. Роль и место автоматизации и роботизации управления силами и средствами органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в специальных и контртеррористических операциях // Сборник докладов круглого стола «Перспективы развития экстремальной робототехники». «Специальный транспорт для силовых структур». - 2013. - 54 с.
4. Тюркин, М. Л. О концепции информационного развития МВД России [Электронный ресурс]. // Сайт «Госбук». - 2011. - 30 дек. - Режим доступа: http://www.gosbook.ru/node/42459 (дата обращения 8.06.2015).
5. Приказ МВД РФ от 20 мая 2008 г. № 435 (с изм. от 25июля 2009 .) «Об утверждении новой редакции Программы МВД России «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел».
6. Затуливетер, Ю. С., Фищенко, Е. А. Графодинамические системы с сетецентрическим управлением в математически однородном поле компьютерной информации // Управление большими системами : сборник трудов. - Выпуск № 30-1. - 2010.
7. Ушаков, Константин. Пути эволюции // CIO. - 2008. - № 2.
8. Синещук, Ю. И., Терехин, С. Н., Яковлев, О. В. Информационный риск в условиях электромагнитного терроризма // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. -2012. - № 3. - С. 15-18.
9. Иринин, Михаил, Термитная смесь киберпреступности или проблемы подготовки специалистов в области кибербезопасности. - Ч. 2 // Сайт ИА «Оружие России». -2013. - 25 ноября.
- Режим доступа: http://www.arms-expo.ru (дата обращения: 25 04.2015).
10. Григорьев, А. Н. Формирование информационной культуры специалиста в системе непрерывной профессиональной подготовки кадров МВД России : автореф. дис. ... докт. пед. наук.
- М.: Российский государственный университет им. И. Канта, 2010. - 43 с.
11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
12. Малкова, И. Ю. Образовательное проектирование: теория, технология, методология : учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] // Сайт Томского государственного университета.
- Режим доступа: http://edu.tsu.ru/resurces/resurces_get.html?id=812 (дата обращения 12.06.2015).