Научная статья на тему 'Повышение эффективности педагогический деятельности преподавателя Санкт-Петербургского университета МВД России посредством автоматизации его рабочего места'

Повышение эффективности педагогический деятельности преподавателя Санкт-Петербургского университета МВД России посредством автоматизации его рабочего места Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
170
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PEDAGOGY / TEACHING ACTIVITIES / INCREASING OF TEACHING ACTIVITIES EFFICIENCY / INFORMATION TECHNOLOGY / WORKSTATION / INFORMATION SECURITY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Иванов Александр Юрьевич, Примакин Алексей Иванович, Чудаков Олег Евгеньевич, Редковников Владислав Александрович

В статье исследуются методы повышения эффективности педагогической деятельности преподавателей. Проанализирован опыт использования автоматизированных рабочих мест в МВД России. Определены функции преподавательского состава, подлежащие автоматизации. Предложена структура автоматизированного рабочего места преподавателя. Особое внимание уделено вопросам обеспечения его информационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Иванов Александр Юрьевич, Примакин Алексей Иванович, Чудаков Олег Евгеньевич, Редковников Владислав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increasing the effiof the pedagogical activity of lecturer of the Ministry of Internal Affairs St. Petersburg University of Russia by means of automation of his workplace

Methods of increasing of efficiency of the pedagogical activities of lecturer were reviewed.The experience of usage of workstations in system of Ministry of the Internal Affairs of the Russian Federation and lecturer’s duties, which can be automated, were analyzed. Elements of lecturer’s workstation were developed. The problem of provision of information security of workstation was reviewed

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности педагогический деятельности преподавателя Санкт-Петербургского университета МВД России посредством автоматизации его рабочего места»

Таким образом, проведённые исследования говорят о том, что для снижения смертности и травматизма на дорогах России необходим комплексный подход, сочетающий меры политического, идеологического и социального характера с активным участием общества в целом. В то же время проведенный мониторинг решает задачу отслеживания динамики формирования и развития мировоззрения обучающихся, даёт возможность увидеть эффективность педагогической и воспитательной деятельности образовательной организации в направлении решения проблемы обеспечения безопасного участия курсантов в дорожном движении.

Список литературы

1. Вашкевич, А. В. Снижение дорожно-транспортных происшествий: социальные и педагогические аспекты // Народное образование. - 2016. - № 2-3. - С. 57-60.

2. Вашкевич, А. В. Формирование системы безопасного поведения на дорогах как социально-педагогическая проблема // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. - № 2 (44). - С. 79-81.

3. Европейские факты и Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире 2015 г. [Электронный ресурс] // Сайт «Всемирная организация здравоохранения. Европейское региональное бюро». - Режим доступа: http://www.euro.who.int/ru/publications/abstracts/european-facts-and-the-global-status-report-on-road-safety-2015 (дата обращения: 16.09.2016).

4. Толочко, Е. И. Культура безопасного поведения на дорогах как многоаспектная социально-педагогическая проблема // ЧиО. - 2015. - № 1 (42). - С. 173-179.

УДК 004.91/378.12

А.Ю. Иванов*, А.И. Примакин**, О.Е. Чудаков***, В.А. Редковников****

Повышение эффективности педагогический деятельности преподавателя Санкт-Петербургского университета МВД России посредством автоматизации его рабочего места

В статье исследуются методы повышения эффективности педагогической деятельности преподавателей. Проанализирован опыт использования автоматизированных рабочих мест в МВД России. Определены функции преподавательского состава, подлежащие автоматизации. Предложена структура автоматизированного рабочего места преподавателя. Особое внимание уделено вопросам обеспечения его информационной безопасности.

Ключевые слова: педагогика, педагогическая деятельность, повышение эффективности педагогической деятельности, информационная технология, автоматизированное рабочее место, информационная безопасность.

A.Y. Ivanov*, A.I. Primakin**, O.E. Chudakov***, V.A. Redkovnikov****. Increasing the efficiency of the pedagogical activity of lecturer of the Ministry of Internal Affairs St. Petersburg University of Russia by means of automation of his workplace. Methods of increasing of efficiency of the pedagogical activities of lecturer were reviewed.The experience of usage of workstations in system of Ministry of the Internal Affairs of the Russian Federation and lecturer's duties, which can be automated, were analyzed. Elements of lecturer's workstation were developed. The problem of provision of information security of workstation was reviewed.

* Иванов Александр Юрьевич, доктор технических наук, профессор, профессор кафедры специальных информационных технологий Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-(812)-921-757-82-39; alexandr.y@mail.ru.

** Примакин Алексей Иванович, доктор технических наук, профессор, начальник кафедры специальных информационных технологий Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-(812)-300-89-94; 8-911-281-22-05; a.primakin@mail.ru.

*** Чудаков Олег Евгеньевич, доктор технических наук, профессор, профессор кафедры специальных информационных технологий Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-(812)-940-65-45; oe-chuda@yandex.ru.

**** Редковников Владислав Александрович, слушатель факультета подготовки сотрудников для оперативных подразделений Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-950-01991-97; iamvladr@gmail.com.

* Ivanov Alexander Yurievich, Doctor of Engineering, professor, professor of chair of special information technologies of the Ministry of Internal Affairs St. Petersburg University of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: 8-(812)-921-757-82-39. E-mail: alexandr.y@mail.ru.

** Primakin Alexey Ivanovich, Doctor of Engineering, professor, chief of chair of special information technologies of the Ministry of Internal Affairs St. Petersburg University of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph. 8-(812)-744-13-13; 8-911-281-22-05; a.primakin@mail.ru.

*** Chudakov Oleg Evgenyevich, Doctor of Engineering, professor, professor of chair of special information technologies of the Ministry of Internal Affairs St. Petersburg University of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: 8-(812)-940-65-45; oechuda@yandex.ru.

**** Redkovnikov Vladislav Alexandrovich, cadet of faculty of training employees for operative divisions of the Ministry of Internal Affairs St. Petersburg University of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph. 8-(812)-950-019-91-97; iamvladr@gmail.com.

© Иванов А.Ю., Примакин А. И., Чудаков О.Е., Редковников В.А., 2017

Keywords: pedagogy, teaching activities, increasing of teaching activities efficiency, information technology, workstation, information security.

В настоящее время весьма актуальной является проблема повышения эффективности учебного процесса в высшей школе. Ее решение невозможно без информатизации деятельности научно-педагогического состава. Внедрение современных информационных технологий позволит существенно сократить время, затрачиваемое преподавателями на методическую подготовку всех видов занятий, и повысить качество их проведения.

Опыт использования методов и средств информатизации производственной и социальной сфер показывает, что значительный эффект даёт внедрение автоматизированных рабочих мест (АРМ) специалистов различных профилей. Применение этого подхода к педагогической деятельности определяет необходимость создания и последующего внедрения АРМ преподавателя. Такая работа ведется на кафедре специальных информационных технологий Санкт-Петербургского университета МВД России. Ожидается, что практическая реализация концепции АРМ преподавателя позволит снизить объём рутинной работы и повысить удельный вес творческого труда педагогов.

Традиционно АРМ определяется как индивидуальный комплекс технических, программных, информационных и других средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста и обеспечивающий подготовку, редактирование, поиск и выдачу (на экран и печать) необходимых документов и данных [1]. Необходимость использования АРМ в работе преподавателей определяется тем, что внедрение новых информационных технологий в практику проведения занятий требует разработки следующих видов учебно-методического обеспечения:

- учебники и учебные пособия, в т.ч. в электронном виде;

- тексты или конспекты лекций и презентации к ним;

- аудио- и видеоматериалы для интерактивных занятий;

- тестовые и оценочные материалы для промежуточных и итоговых контролей, в т.ч. в компьютерном исполнении;

- учебно-методическая документация (рабочие программы и тематические планы дисциплин, программы практик, методические рекомендации для подготовки к семинарским и практическим занятиям, методические рекомендации по самостоятельному изучению дисциплин и пр.).

При этом некоторые из указанных документов должны храниться в нескольких экземплярах, что также усложняет задачу документооборота [2].

Вполне уместно предположить, что информатизация деятельности преподавателей посредством использования АРМ поднимет на новый уровень выполнение следующих функций:

- разработка, хранение, актуализация и использование материалов учебной, методической, научно-исследовательской и воспитательной работы кафедры.

- подготовка, хранение и изменение планирующих и отчётных документов учебного процесса.

- систематизация учебно-методических материалов по различным дисциплинам.

- ведение статистического учёта успеваемости обучающихся.

В состав АРМ преподавателя предполагается включить персональный компьютер, принтер, сканер, аудиосистему, видеокамеру и, возможно, другое периферийное оборудование. Рекомендуемое программное обеспечение - Microsoft Office, Adobe Audition, Adobe Premiere и др.

Примерное использование этих программ предполагается в следующих направлениях: Microsoft Word - для разработки и актуализации лекционного материала, тестовых оценочных и учебно-методических материалов; Microsoft PowerPoint - для создания и оформления наглядного учебного материала (презентаций); Adobe Audition и Adobe Premiere - для подготовки аудио- и видеоматериалов для интерактивных занятий. Не исключается использование аналогичных программ для выполнения перечисленных функций. Опыт использования АРМ в деятельности органов внутренних дел (ОВД) показывает, что с переходом к этой технологии у сотрудников активизируется творческая активность, происходит интенсификация их деятельности, повышается исполнительская дисциплина. В большинстве случаев автоматизация рабочего места сотрудника предусматривает следующие операции [1]:

- поиск информации;

- проведение вычислений, например статистическая обработка данных;

- сбор, контроль, фиксация, передача, обработка, хранение и визуализация разнообразных сведений в информационном пространстве;

- редактирование и оформление результатов работы;

- подготовка управленческих решений;

- фоновое выполнение локальных задач, таких как формирование базы данных, контроль движения и исполнения документов и т.п.

Анализ многочисленных применений АРМ в МВД России позволяет отметить наиболее действенные примеры [1; 3; 4].

1. АРМ сотрудника дорожно-патрульной службы (Мобильный аппаратно-программный комплекс для удаленного доступа к банкам данных). С помощью этого АРМ реализуются следующие функции:

- проверка транспортных средств, физических лиц, регистрационных документов и водительских документов в соответствии с положениями должностных инструкций с использованием

С

Начало"^

доступа в режиме онлайн к информационным данным, перенесённым и интегрированным в общую информационно-специализированную сеть баз данных ГИБДД и МВД России;

— автоматизированное формирование по факту выявленного административного правонарушения электронных документов, оформляемых сотрудниками Д11С в соответствии с установленными нормами делопроизводства (протокол административного нарушения, постановление);

— создание электронных документов на основе информации о транспортном средстве, которая содержится в специализированных базах данных ГИБДД, о лице, им управляющим, о регистрационных и водительских документах с минимальным объёмом дополнительно вводимых данных, относящихся непосредственно к факту административного нарушения;

— печать сформированных электронных документов на бланках протокола административного нарушения и постановления с использованием компактного печатающего устройства для выдачи нарушителю;

— автоматическое сохранение сформированных электронных документов в единой централизованной базе данных;

— оплата штрафа за административное правонарушение по банковской карте с использованием банковского платёжного терминала банка в строгом соответствии со стандартами оформления банковских платежей (на основании проведенной должным образом оплаты в информационной базе данных централизованного хранения автоматически проставляется соответствующая отметка об оплате) [1].

Таким образом, АРМ сотрудника дорожно-патрульной службы значительно повышает эффективность выполнения должностных обязанностей сотрудниками и повышает оперативность взыскания штрафа со стороны правонарушителей.

2. Аппаратно-программный комплекс (АПК) «Барс». Названный комплекс позволяет сотрудникам ОВД получать достоверную и оперативную информацию о гражданах, транспортных средствах и лицах, находящихся в розыске, из информационных систем МВД России. Это играет немаловажную роль не только в раскрытии преступлений по «горячим следам», но и в обеспечении безопасности информации от несанкционированного доступа. АПК «Барс» успешно прошёл опытную эксплуатацию в территориальных органах МВД России, в т.ч. по требованиям безопасности, и приказом МВД России от 28 декабря 2011 г. № 1318 принят на снабжение органов внутренних дел Российской Федерации [3].

3. АРМ «Судимость» [4]. Входит в состав информационной системы Интегрированного Банка Данных регионального и федерального уровня и предназначен для приёма и обработки обращений граждан по предоставлению государственной услуги — выдачи справки о наличии (отсутствии) судимости. АРМ «Судимость» обеспечивает: 1) ввод заявления гражданина о получении им справки о судимости, осуществляется сотрудником на основании предоставленных гражданином документов; 2) печать и сохранение заявления в электронном виде; 3) автоматическое формирование и отправка запросов в другие регионы на основании введённых фамилий и регионов; 4) автоматический приём ответов от регионов; 5) печать итоговой справки сотрудником.

АРМ значительно ускоряет и упрощает процесс получения гражданами справок о наличии (отсутствии) судимости, освобождая сотрудников ОВД от нетворческой работы.

Анализ источников показал, что в настоящее время АРМ широко применяются в системе МВД России. Они позволяют автоматизировать большинство рутинных операций, выполняемых сотрудниками различных подразделений, а также способствуют повышению эффективности выполнения ими служебных обязанностей.

Изучение документации, регламентирующей деятельность преподавательского состава Санкт-Петербургского университета МВД России, позволил определить основные функции, которые рекомендуется автоматизировать при переходе к технологии АРМ [2].

1. Рутинные операции, связанные с созданием, подготовкой, оформлением, изменением и хранением отчётно-плановых документов кафедры.

2. Разработка, создание, изменение и хранение лекционного материала для проведения занятий, а также сопутствующих презентаций.

3. Разработка, создание, изменение и хранение контрольно-измерительных и тестовых материалов для контроля текущей успеваемости обучаемых.

4. Разработка, создание, изменение и хранение материалов для проведения занятий с использованием средств интерактивного обучения.

Отображение \ начальной ) страницы У

г2— Авторизация

входа в

систему

Выдача сообщения об ошибке

Рис. 1. Схема алгоритма работы программной оболочки

Таким образом, основным направлением автоматизации выступает создание, изменение и хранение рабочих лекций, практикумов, тестовых оценочных материалов, методических рекомендаций для подготовки к семинарским и практическим занятиям, учебно-демонстрационных материалов, частных методик преподавания дисциплины.

Обобщенный алгоритм формирования перечисленных документов в автоматизированном режиме представлен на рис. 1.

В алгоритме предусмотрено шесть функциональных блоков.

Блок 1. Предназначен для отображения начального диалогового окна программного продукта. Данное диалоговое окно выполняет функции основного меню, где осуществляются возможности авторизации в систему и выбора дальнейших задач. Далее управление передаётся в блок 2.

Блок 2. Предназначен для работы с личными идентификационными данными пользователей (преподавателей). В ходе реализации данного блока пользователь вводит свои данные и далее проводится проверка этих данных.

В блоке 3 проверяются идентификационные данные пользователя. Введенные данные сравниваются с ранее зарегистрированными. В случае совпадения управление передается блоку 5, в противном случае - блоку 4.

В блоке 4 пользователю выдается сообщение о том, что авторизация не пройдена, т.к. не совпали введённые и ранее зарегистрированные данные. Далее управление передаётся блоку 2.

Блок 5 реализует основные функции, такие как создание, изменение и хранение основных документов. Далее управление передается блоку 6.

В блоке 6 происходит проверка завершения пользователем работы с программой. При утвердительном ответе работа программы завершается. В противном случае управление передается блоку 5.

Приведенный алгоритм наглядно иллюстрирует работу про-граммной оболочки от начала её запуска и до завершения работы с программой. В нём рассматриваются все основные блоки, необходимые для корректной работы разрабатываемого программного обеспечения.

На основе указанного алгоритма существует возможность разработки программного обеспечения, позволяющего на практике реализовать автоматизацию некоторых функций преподавателя кафедры специальных информационных технологий Санкт-Петербургского университета МВД России.

Общий вид основного меню разработанного программного обеспечения представляется следующим образом (рис. 2).

Рис. 2. Общий вид основного меню АРМ преподавателя.

Интерфейс программы представлен несколькими опциями.

1. Документ.

2. Руководство пользователя.

3. О программе.

4. Выход из программы.

При нажатии на кнопку меню «Документ» пользователю будет предложено одно из следующих действий: 1. Создать документ. 2. Изменить существующий документ. 3. Сохранить документ на сервере. 4. Загрузить документ с сервера.

При активизации кнопки «Создать документ...» пользователю предлагается создать рабочую лекцию, методические рекомендации, практикум по дисциплине, тестовый оценочный материал, учебно-демонстрационный материал или учебное пособие. При нажатии кнопки «Методические рекомендации» пользователь может создать методические рекомендации для обучающихся по подготовки к семинарским или практическим занятиям, для выполнения курсовой или контрольной работы.

Указанные материалы будут создаваться при помощи Microsoft Word. Опция «Учебно-демонстрационный материал» отвечает за создание презентации, аудио- и видеоматериалов. Для разработки презентаций пользователю предлагается воспользоваться программой Microsoft PowerPoint, для создания аудиоматериалов - Adobe Audition, для создания видеоматериалов - Adobe Premiere.

Кнопка «Сохранить на сервере.» отвечает за запись созданных документов на основной файловый сервер системы. Кнопка «Загрузить с сервера.» позволяет пользователю загрузить с сервера ранее сохраненные документы. При нажатии на кнопку «Руководство пользователя» оператор имеет возможность ознакомиться с инструкцией по работе с программным комплексом АРМ. Ознакомиться с информацией о версии программы и другими сведениями пользователь может, нажав на кнопку «О программе». Для завершения работы предназначена кнопка «Выйти из программы».

Как видно из предоставленных выше рисунков, программное обеспечение «АРМ преподавателя» имеет простой и дружественный интерфейс. Данная программа проста в использовании и обеспечивает автоматизацию рутинных операций, выполняемых профессорско-преподавательским коллективом кафедры. Данное обстоятельство позволяет сократить время выполнения рутинных операций и повысить эффективность выполнения служебных обязанностей преподавателей.

Поскольку представленное программное решение изначально не включает в себя механизмы обеспечения безопасности, требуется принять меры к защите АРМ преподавателя от несанкционированного доступа со стороны посторонних. Для разработанного программного обеспечения основной угрозой информационной безопасности является несанкционированный доступ (НСД) к информации. НСД - доступ к информации, нарушающий правила разграничения доступа с использованием штатных средств, предоставляемых средствами вычислительной техники или автоматизированными системами [5]. Основными механизмами защиты от НСД являются следующие [6]: 1) механизмы управления доступом; 2) механизмы регистрации и учёта; 3) механизмы криптографической защиты; 4) механизмы контроля целостности.

Механизм управления доступом может быть реализован через процедуру авторизации пользователя при запуске программного обеспечения. Пользователю предлагается ввести свои идентификационные данные (логин и пароль). При правильном вводе разрешается работа с программным обеспечением. В противном случае выдается соответствующее сообщение, а доступ к ресурсам программы ограничивается. Механизм регистрации и учёта может быть также реализован в виде процедуры авторизации. При этом время, идентификационные признаки пользователя и совершённые им операции заносятся в журнал регистрации и учёта. Это позволяет отслеживать действия пользователей, проводить их анализ и делать выводы о продуктивности работы преподавателей.

Механизмы криптографической защиты могут быть реализованы в виде шифрования отдельных документов или всех документов, использующихся в программном средстве. Шифрование может осуществляться симметрично и поблочно в соответствии с отечественным стандартом шифрования ГОСТ 28147-89 «Системы обработки информации. Защита криптографическая. Алгоритм криптографического преобразования». Механизмы контроля целостности могут быть реализованы программно. Данные средства позволят защищать информацию от фальсификаций.

В перспективе предполагается решить проблему защиты АРМ преподавателя от возможных атак со стороны локальных и глобальных сетей при подключении к их ресурсам.

Таким образом, внедрение технологии АРМ в деятельность кафедры позволит в значительной мере повысить эффективность работы педагогических работников. Также стоит отметить, что вопрос защиты информации от НСД является сложным, но реализуемым. Это направление защиты является основным в общей структуре политики информационной безопасности АРМ.

Список литературы

1. Примакин, А. И., Муравьёв А. В., Селюгина С. В. Использование автоматизированных рабочих мест в деятельности органов и учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2011. - № 4 (52).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Положение об учебно-методическом обеспечении образовательных программ в федеральном государственной казённом образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» : Приложение № 16 к приказу Санкт-Петербургского университета МВД России от 12 февраля 2016 г. № 68, ч. 11).

3. Дьячков, В. В. Защищённый терминальный доступ для нужд МВД России // Информационные технологии, связь и защита информации МВД России - 2012 : сб. статей. - М., 2012.

4. АРМ «Судимость» / Сайт «Инфосеть-С Инфорационные Системы». - URL: http://www. infonet-c.ru/arm-gu-sud/ (дата обра-щения: 12.11.2016).

Кочин А.А., Горелов С.А., Коченогов О.А. Формирование профессионально-специализированных.

5. Защита от НСД. Термины и определения : Руководящий документ Гостехкомиссии (утверждён решением председателя Гостехкомиссии России от 30 марта 1992 г.).

6. Щеглов, А. Ю. Защита компьютерной информации от несанкционированного доступа. - СПб.: Наука и техника, 2004. - 384 с.

УДК 37.042

А.А. Кочин*, С.А. Горелов**, О.А. Коченогов***

Формирование профессионально-специализированных компетенций у обучающихся при проведении тактических стрельб в условиях моделирования оперативно-служебной деятельности

В статье рассматриваются проблемные вопросы формирования профессионально-специализированных компетенций у обучающихся в образовательных организациях МВД России в условиях специфики проведения тактических стрельб при моделировании оперативно-служебной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел, психологическая готовность, деятельность в экстремальных ситуациях, эффективный сотрудник полиции, тактико-специальная подготовка, огневая подготовка, профессионально-специализированные компетенции.

A.A. Kochin*, S.A. Gorelov**, O.A. Kochenogov***. Formation of professionally-specialized competencies in students during tactical shooting in the conditions of modeling operational activity. The

article deals with the problematic issues of methodical support in the educational process in the formation of professional and specialized competencies in students in the Russian Ministry of Internal Affairs of educational institutions in terms of the specifics of tactical shooting for modeling operational activity.

Keywords: professional activity of employees of law enforcement bodies, psychological readiness, operation in extreme situations, an effective police officer, tactical and special training for fire training, vocational and specialized competence.

Общественная и политическая ситуация в нашей стране, возрастающие в современном мире риски террористических угроз и военных конфликтов, рост организованной преступности и социальной напряженности вызывают необходимость повышения требований к профессиональному уровню сотрудников органов внутренних дел.

Одним из основных типов реформирования современного образовательного процесса в системе МВД России является соответствие новым требованиям и нормам профессиональных стандартов. Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по формированию профессионально-специализированных компетенций определяет ответственность образовательной организации за качество подготовки сотрудников органов внутренних дел. Исходя из этого, актуализация всех видов образовательной деятельности, формирующих требуемые компетенции, является насущной задачей при организации учебного процесса в образовательных организациях МВД России.

В настоящее время система образования Российской Федерации переориентируется на компетентностный подход, что является необходимым условием модернизации высшего образования и приведения его в соответствие с международными стандартами. Профессиональная компетенция - это способность осуществлять конкретную деятельность в определённой области на основе применения профессиональных знаний и умений и проявления личностных качеств, делающих эту деятельность успешной [22, с. 387]. В свою очередь, профессионально-специализированные компетенции позволяют оценить достигнутый уровень профессионального мастерства.

Профессионально-специализированная компетентность - это способность (и готовность) осуществлять профессиональную деятельность в определённых областях на основе реализации освоенных профессиональных компетенций.

* Кочин, Андрей Анатольевич, первый заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор. Адрес: Россия, 198205, Санкт-Петербург, улица Лётчика Пилютова, д. 1. Тел. 744-24-39. E- mail: mail@ univermvd.ru.

** Горелов, Станислав Александрович, старший преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук. Адрес: Россия, 198206 г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-93.

*** Коченогов, Олег Аркадьевич, старший преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206 г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-93

* Kochin, Andrey Anatolievich, deputy chief of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of pedagogical sciences, professor. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph. 7442439. E-mail: mail@univermvd.ru.

** Gorelov, Stanislav Alexandrovich, lecturer of internal bodies' activity in special conditions of the St. Petersburg University of the Ministry internal affairs of Russian Federation. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel .: 744-70-93.

*** Kochenogov, Oleg Arkadyevich, lecturer of internal bodies' activity in special conditions of the St. Petersburg University of the Ministry internal affairs of Russian Federation. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel .: 744-70-93.

© Кочин А.А., Горелов С.А. , Коченогов О.А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.