Научная статья на тему 'Инновационные аспекты подготовки к профессиональной деятельности курсантов и слушателей в высших учебных заведениях МВД России'

Инновационные аспекты подготовки к профессиональной деятельности курсантов и слушателей в высших учебных заведениях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУРСАНТЫ / СЛУШАТЕЛИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ МВД РОССИИ / INNOVATION / TRAINING / PROFESSIONAL ACTIVITIES / MILITARY UNIVERSITY STUDENTS / TRAINEES / MODERNIZATION OF EDUCATION / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаев Ризван Абдуллаевич

Настоящая статья посвящена исследованию инновационных аспектов профессиональной деятельности курсантов и слушателей в высших учебных заведениях МВД России. Сегодня инновации внедряются практически в каждую образовательную организацию Российской Федерации. Использование новейших разработок не только облегчает педагогическую деятельность преподавателя, но и предоставляет возможность охватывать большой спектр знаний. Применение инноваций способствует эффективному обучению курсантов и слушателей вузов МВД России, их всестороннему раскрытию как личностей, что позволяет достичь основных целей обучения и воспитания, передачи опыта, умений и навыков, которые выпускник образовательного учреждения может впоследствии реализовать в рамках профессиональной деятельности. Автор детально анализирует условия, способствующие успешности внедрения инновационных технологий в процесс образования в вузах МВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаев Ризван Абдуллаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative aspects of training students and trainees for professional activities at universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The research investigates the innovative aspects of the professional activities of students and trainees in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Nowadays, innovation is being introduced into nearly every educational institution of the Russian Federation. The cutting-edge developments not only facilitate teaching activities but also provide an opportunity to cover a wide range of knowledge. Innovation contributes to the effective training of students and trainees at universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia and unleashes their full individual potential. It will help achieve the main training and educational goals and bring the experience, knowledge, and skills to graduates to be applied to their professional activities. The author analyzes the conditions conducive to the successful implementation of innovative technology during the educational process in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Инновационные аспекты подготовки к профессиональной деятельности курсантов и слушателей в высших учебных заведениях МВД России»

УДК 371.134:378.635

https://doi.org/10.24158/spp.2019.2.15

Исаев Ризван Абдуллаевич

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки Волгоградской академии МВД России

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МВД РОССИИ

Isaev Rizvan Abdullaevich

PhD in Education Science, Senior Lecturer, Physical Education Department, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia

INNOVATIVE ASPECTS OF TRAINING STUDENTS AND TRAINEES FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES AT UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Аннотация:

Настоящая статья посвящена исследованию инновационных аспектов профессиональной деятельности курсантов и слушателей в высших учебных заведениях МВД России. Сегодня инновации внедряются практически в каждую образовательную организацию Российской Федерации. Использование новейших разработок не только облегчает педагогическую деятельность преподавателя, но и предоставляет возможность охватывать большой спектр знаний. Применение инноваций способствует эффективному обучению курсантов и слушателей вузов МВД России, их всестороннему раскрытию как личностей, что позволяет достичь основных целей обучения и воспитания, передачи опыта, умений и навыков, которые выпускник образовательного учреждения может впоследствии реализовать в рамках профессиональной деятельности. Автор детально анализирует условия, способствующие успешности внедрения инновационных технологий в процесс образования в вузах МВД.

Ключевые слова:

инновации, подготовка, профессиональная деятельность, курсанты, слушатели, модернизация образования, внеаудиторная работа, высшие учебные заведения МВД России.

Summary:

The research investigates the innovative aspects of the professional activities of students and trainees in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Nowadays, innovation is being introduced into nearly every educational institution of the Russian Federation. The cutting-edge developments not only facilitate teaching activities but also provide an opportunity to cover a wide range of knowledge. Innovation contributes to the effective training of students and trainees at universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia and unleashes their full individual potential. It will help achieve the main training and educational goals and bring the experience, knowledge, and skills to graduates to be applied to their professional activities. The author analyzes the conditions conducive to the successful implementation of innovative technology during the educational process in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords:

innovation, training, professional activities, military university students, trainees, modernization of education, extracurricular activities, higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Использование в системе высшего образования информационных технологий, в том числе механизмов самоконтроля учебно-профессиональной деятельности, обеспечивает современный уровень профессиональной подготовки будущих офицеров и является приоритетным направлением совершенствования педагогического процесса. Инновационная деятельность высших учебных заведений МВД России представляет собой включение участников образовательного процесса, в качестве которых выступают преподаватели, курсанты и слушатели, в процесс разработки и использования разнообразных новшеств в практике обучения, распространения педагогического опыта, позволяющего обучающимся осваивать новые формы взаимодействия с социумом в конкретной ситуации при осуществлении профессиональной деятельности.

Понятие «деятельность» в науке определяется как совокупность внутренней (мышления) и внешней (труда) активности субъекта, регулируемой сознаваемой целью. К офицеру - выпускнику учебного заведения МВД России - предъявляются требования эффективного решения задач всех видов профессиональной деятельности в экстремальных условиях, с риском для жизни, в рамках ограниченного времени, с высоким уровнем ответственности, что, безусловно, подразумевает достаточную степень профессиональной подготовки [1]. Разностороннее обучение курсантов должно быть обеспечено не только изучением служебно-прикладных дисциплин, но и применением информационных технологий. Возможности использования инноваций в процессе подготовки курсантов и слушателей к будущей профессиональной деятельности характеризуются следующими особенностями: интерактивным диалогом как между преподавателем и курсантом (слушателем), так и между обучающимися; автоматизацией анализа результатов; применением новейшей техники для отработки и закрепления теоретических и практических навыков; обеспечением защиты информации и доступа к ней и др. Указанный перечень характеристик не является исчерпывающим, поскольку с течением времени научно-технический прогресс приводит к появлению новых форм инновационной деятельности.

Многоплановость специальных и педагогических задач обусловлена разнообразием компонентов педагогической деятельности преподавателей в процессе организации профессиональной подготовки: диагностических, конструктивных, проективных, познавательно-гностических, организаторских, аналитико-оценочных, коммуникативных, коммуникативно стимулирующих, инновационных и др. В связи с этим в вузах МВД России внедряются различные информационные технологии. И.В. Роберт в классификации последних выделяет 12 групп (педагогические программные средства; диагностические, тестовые программы; инструментальные программные средства; предметно ориентированные программные среды; технологии, предназначенные для формирования культуры учебной деятельности, информационной культуры; технологии, предназначенные для автоматизации процессов обработки данных; управляющие технологии; учебные среды программирования; технологии, обеспечивающие выполнение некоторых функций преподавателя; технологии автоматизации производства и учебно-методического обеспечения образовательного процесса; сервисные технологии; игровые технологии) [2].

Стандарты и формы инноваций определяются федеральным государственным общеобразовательным стандартом, который учитывает ориентиры профессиональной деятельности курсантов. Нововведения формируют тенденции развития педагогической практики и ее применения к обучению профессиональной деятельности будущих сотрудников ОВД России. Информационные технологии как разновидность инноваций организуют структуру учебно-профессиональной деятельности. Например, в вузах МВД России реализуются следующие формы работы: тестирование с помощью автоматизированных программ; проведение лекционных занятий и выполнение интерактивных заданий с применением программ; упражнения на компьютерных тренажерах; балльно-рейтинговая система оценивания как вариант оценки результатов курсантов, слушателей; использование электронных учебников и автоматизированных экспертных обучающих систем; внедрение различного рода аппаратно-программных комплексов, которые создают имитацию условий взаимодействия учащегося с техникой, что позволяет эффективно разрешать боевые задачи, максимально точно оценивать ситуации и целенаправленно действовать. Данные инструменты представляют собой элементы информационно-образовательной среды, которая доступна каждому курсанту и слушателю в рамках подготовки к профессиональной деятельности.

Проанализировав изложенное, можно сделать вывод, что инновации позволяют четко определить структурные компоненты в образовательном процессе: субъект, объект, содержание, функции, методы и формы реализации, результаты и их оценку. Стоит отметить, что инновационные аспекты профессиональной деятельности курсантов связаны с положениями государственной программы РФ «Развитие образования» на период с 2013 по 2020 г. от 15.05.2013 г. № 792-р, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации. В данном документе важнейшая роль отводится информационным технологиям. Это объясняется тем, что качественный уровень подготовки курсантов в целом зависит от информатизации обучения, основное назначение которого - интегрировать и закрепить знания. Соответственно, одна из ключевых функций инноваций -познавательная. Для эффективного внедрения инновационной деятельности необходимо выполнение следующих условий: самоконтроль как форма внутренней дисциплины; соблюдение распорядка и графика учебного процесса как форма внешнего воздействия на дисциплины; формирование вариативных ситуаций, применение временных ограничений; предоставление возможности для самостоятельного выбора, достижения целей и решения задач; наличие шаблонов, образцов для сравнения результатов выполнения задач курсантами и слушателями.

В качестве примера можно привести один из видов инноваций - упражнения на компьютерных тренажерах. Ежедневные тренировки позволяют вырабатывать навык, соответственно являются одним из методов обучения курсантов. Компьютерные тренажеры и комплексы создают независимый объективный контроль, который обеспечивается при анализе обучаемыми собственных ошибок, наблюдении результатов деятельности, оценивании и сравнении их с нормативами. Многократность упражнений дает возможность моделировать ситуации, отрабатывая навык действий в тех или иных обстоятельствах, а в процессе реального осуществления офицером профессиональной деятельности - решать поставленные задачи [3].

Компьютерные технологии совершенствуются ежедневно, позволяя ликвидировать устаревшие модели и внедрять новые. Анализ профессиональной деятельности выпускников вузов МВД России дает возможность определить, насколько эффективными были методы образовательного процесса, каким образом служащие применяли навыки и знания при выполнении должностных обязанностей, а также может свидетельствовать о результатах внедрения инноваций и новых способов обучения. Кроме того, на наш взгляд, внеаудиторная работа с курсантами и слушателями является разновидностью инноваций. К формам такой деятельности можно отнести полилоги, интернет-конференции, имитационные творческие занятия, смену ролевых позиций [4].

Указанные формы позволяют курсантам и слушателям «интеллектуально разгрузиться», проявить умения и навыки, отработать вариативные ситуации, изучить типы межличностных отношений. Внеаудиторная работа как разновидность инновационной деятельности вовлекает обучающихся в процесс самопознания, исследования своих возможностей, ошибок и результатов,

на основании которых можно сделать самостоятельные выводы о собственных слабых и сильных сторонах, необходимости самовоспитания. Полагаем, что внедрение различных форм внеаудиторной работы возможно при тесном взаимодействии с усвоением практических знаний.

Ведущими функциями внеаудиторной деятельности курсантов являются следующие: лич-ностно ориентированная позволяет раскрыть свойства и качества личности; практическая - закрепить приобретенные в высшем учебном заведении знания и навыки; оценочная - определить результаты деятельности курсанта, предоставить ему возможность самостоятельно осуществить выбор, проанализировать свои ошибки, сформулировать соответствующие выводы; развивающая -усовершенствовать навыки мышления, открыть для личности новые возможности. По нашему мнению, указанные функции в полной мере отражают содержание внеаудиторной деятельности.

Таким образом, мы выяснили, что важнейшими задачами профессионального образования выступают формирование, развитие, закрепление и совершенствование навыков и знаний, полученных курсантами и слушателями в вузах МВД России, которые они смогут впоследствии применить на практике в профессиональной деятельности. Введение информационных технологий позволяет повысить эффективность образовательного процесса, а внедрение разнообразных автоматизированных программ, блоков, комплексов и методов - не только обеспечить получение обучающимися стандартных умений, но и расширить их кругозор, познания в иных областях наук. Инновационные аспекты профессиональной деятельности курсантов и слушателей в высших учебных заведениях МВД России выражаются прежде всего в интеграции специальных знаний, применяемых в реальных условиях, что формирует высокий уровень профессиональных качеств личности и определяет готовность слушателя или курсанта к профессиональной деятельности.

Внедрение внеаудиторной работы в образовательный процесс учебных организаций МВД России позволит расшить знания обучающихся о себе, дать оценку собственным поступкам, выявить свои слабые и сильные стороны, отработать полученные навыки и применить их в профессии. В настоящее время развитие техник и технологий влияет на все элементы жизни общества -они облегчают трудовую и образовательную деятельность, используются в медицине и иных социальных и экономических сферах. Не является исключением и образовательная деятельность, в частности в вузах МВД России.

Сегодня инновации внедряются практически в каждое учебное заведение Российской Федерации. Их использование в педагогической деятельности не только облегчает работу преподавателя, но и предоставляет возможность охватить большой спектр знаний. Применение новых технологий способствует эффективному обучению курсантов и слушателей вузов МВД России, их всестороннему раскрытию как личностей, что приводит к достижению основных целей обучения и воспитания, передачи опыта, умений и навыков, которые выпускник образовательного учреждения может впоследствии реализовать в рамках профессиональной деятельности. Указанные неотъемлемые компоненты профессиональной подготовки кадров содействуют соблюдению общественного и законодательного порядка, обеспечивают безопасность граждан Российской Федерации от правонарушений, позволяют дать им оценку и установить меру ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ.

Ссылки:

1. Куис Ю.А., Слепов В.Я. Понятийно-категориальный аппарат процесса профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 1 (57). С. 169-173.

2. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования: психолого-педагогический и технологический аспекты. М., 2014. 398 с. ; Reaching Generation Z. Attitude toward Technology among the Newest Generation of School Students / M.V. Arkhipova, E.E. Belova, Y.A. Gavrikova, T.N. Pleskanyuk, A.N. Arkhipov // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2019. Vol. 726. P. 1026-1032.

3. Панова О.С., Шилихин А.С. Метод видеовизуализации как средство повышения качества процесса обучения по дисциплинам модуля «Физическая подготовка» у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 11 (165). С. 246-249.

4. Панова О.С., Овечкин Д.Г. Плюсы и минусы применения дистанционного образования в процессе обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Современный ученый. 2017. № 5. С. 247-249.

References:

Arkhipova, MV, Belova, EE, Gavrikova, YA, Pleskanyuk, TN & Arkhipov, AN 2019, 'Reaching Generation Z. Attitude toward Technology among the Newest Generation of School Students', Advances in Intelligent Systems and Computing, vol. 726, pp. 1026-1032.

Kuis, YuA & Slepov, VYa 2013, 'The Concepts and Categories of Pr ofessional Training of Students at Universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia', Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii, no. 1 (57), pp. 169-173, (in Russian).

Panova, OS & Ovechkin, DG 2017, 'Pros and Cons of Distance Learning When Training Students and Trainees in Educational Institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia', Sovremennyy uchenyy, no. 5, pp. 247-249, (in Russian).

Panova, OS & Shilikhin, AS 2018, 'Video Visualization Method as a Way to Improve the Quality of the Learning Process When Teaching Physical Training Module to Students and Trainees in Educational Institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia', Uchenyye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, no. 11 (165), pp. 246-249, (in Russian).

Robert, IV 2014, Theoretical and Methodical Issues of Education Informatization: Psychological and Educational as well as Technological Aspects, Moscow, 398 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.