Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка и сопровождение развития субъектной позиции курсанта в образовательном процессе'

Педагогическая поддержка и сопровождение развития субъектной позиции курсанта в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ КУРСАНТА В ОБУЧЕНИИ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / PEDAGOGICAL SUPPORT / CADETS SUBJECT POSITION IN TEACHING / HIGHER VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковров Владимир Викентьевич

Рассматриваются теоретические аспекты педагогической поддержки и сопровождения курсантов в ходе организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования системы МВД России. Обосновываются критерии результативности профессиональной деятельности преподавателя высшей школы по формированию субъектной позиции курсанта в процессе обучения, развитию самостоятельности и ответственности курсантов в ходе организации образовательного процесса в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковров Владимир Викентьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical support and development support subjective position of the student in the educational process

In the article theoretical aspects of pedagogical support and accompaniment of cadets during the organization of educational process in educational organizations of higher professional education of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered. The criteria for the effectiveness of the professional activity of a teacher at a higher school on the formation of a cadet’s subject position in the process of instruction, the development of the independence and responsibility of cadets in the organization of the educational process in the university are substantiated.

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка и сопровождение развития субъектной позиции курсанта в образовательном процессе»

© В.В. Ковров, 2018 УДК 378 ББК 74

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА И СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ КУРСАНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Владимир Викентьевич Ковров,

доцент кафедры педагогики УНКПСДМосковского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]

Научная пециальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются теоретические аспекты педагогической поддержки и сопровождения курсантов в ходе организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования системы МВД России. Обосновываются критерии результативности профессиональной деятельности преподавателя высшей школы по формированию субъектной позиции курсанта в процессе обучения, развитию самостоятельности и ответственности курсантов в ходе организации образовательного процесса в вузе.

Ключевые слова: профессиональное образование, педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение, субъектная позиция курсанта в обучении, высшее профессиональное образование.

Для цитирования: Ковров В.В. Педагогическая поддержка и сопровождение развития субъектной позиции курсанта в образовательном процессе. Вестник экономической безопасности. 2018;(2):294-301.

PEDAGOGICAL SUPPORT AND DEVELOPMENT SUPPORT SUBJECTIVE POSITION OF THE STUDENT IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Vladimir V. Kovrov,

associate professor of the department ofpedagogic of the University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Abstract. In the article theoretical aspects of pedagogical support and accompaniment of cadets during the organization of educational process in educational organizations of higher professional education of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered. The criteria for the effectiveness of the professional activity of a teacher at a higher school on the formation of a cadet's subject position in the process of instruction, the development of the independence and responsibility of cadets in the organization of the educational process in the university are substantiated.

Keywords: vocational education, pedagogical support, pedagogical support, cadets subject position in teaching, higher vocational education.

Профессиональная успешность деятельности педагога всегда связывалась с качеством подготовки обучающегося субъекта к самостоятельному и творческому решению возникающих в процессе жизнедеятельности личных и социальных проблем, не нарушая духовно-нравственные и культурно-исторические ценности общества. Это положение в современных реалиях развития профессионального образования остается не менее актуальным и

имеет прикладной для высшего учебного заведения характер, в том числе для практики организации учебно-воспитательного процесса в университете системы МВД России. Результативность профессиональной деятельности преподавателя высшей школы сегодня во многом определяется качественным педагогическим сопровождением и обеспечением педагогической поддержки процесса развития самостоятельности и ответственности курсантов и

слушателей в процессе обучения. В первую очередь это связывается с организацией учебно-воспитательного процесса образовательной организации, основанного на вере преподавателя (его убежденности) в способность самого обучающегося управлять своим собственным профессиональным развитием (профессиональным ростом), учете имеющегося жизненного опыта обучающегося и уважительном отношении к нему. Нам представляется, что эти принципы являются (и должны рассматриваться) в качестве базовых при организации педагогического сопровождения и поддержки учебной деятельности курсантов и слушателей, поскольку способствуют достижению определенного образовательного эффекта:

• в развитии у курсантов и слушателей уверенности в себе и своих силах, ответственности за имеющиеся личные образовательные результаты, а а также собственные действия и поступки (в широком контексте);

• в выстраивании конструктивных деловых отношений между всеми субъектами образовательного процесса (в первую очередь, на уровнях «преподаватель — курсант») на основе духовно-нравственных ценностей, гуманистических и демократических принципов;

• в овладении курсантами и слушателями навыками диалога и сотрудничества, договора в конструктивной коммуникации и взаимодействии, способами совместной коллективно-творческой деятельности и активного социально-психологического обучения;

• в формировании у курсантов и слушателей опыта как субъектов образовательной деятельности, позволяющего им «здесь и сейчас» на основе «культурного суверенитета» достояно преодолевать затруднительные ситуации, связанные с межличностным взаимодействием и коммуникацией [4, с. 96—100; 5, с. 23—26].

Говоря о «педагогической поддержке» и «педагогическом сопровождении» обучающихся в учебно-воспитательном процессе образовательного пространства университета, важно обратить внимание на многоаспектность содержательных характеристик этих понятий.

Вначале отметим, что педагогическая поддержка — это особая сфера педагогической деятельно-

сти, направленная на актуализацию самостоятельной деятельности человека в процессе обучения в целях его индивидуального личностного саморазвития и самостановления как субъекта выбранной им профессиональной сфере деятельности.

Педагогическая поддержка — это специально организуемый педагогом процесс совместного с курсантом поиска путей, способов и средств в преодолении возникающих «проблемных ситуаций» в процессе обучения, сотрудничество в достижении желаемых результатов «актуальной ситуации развития» в различных областях жизнедеятельности обучающегося.

Педагогическая поддержка — это принцип целостного образовательного процесса (включая обучение и воспитание), означающий создание необходимых и достаточных психолого-педагогических условий для развития интеллектуального, эмоционального, духовно-нравственного, волевого потенциала курсанта и преодоления им самим трудных жизненных обстоятельств.

Педагогическая поддержка — это способ взаимодействия преподавателя и курсанта по моделированию и проектированию «индивидуального образовательного маршрута» курсанта, прогнозированию результатов на краткосрочный и долгосрочный период, их совместная деятельность по выявлению и анализу реальных и (или) потенциальных проблем, поиск вариативных путей их решения. Открытость, доверительность, партнерский характер взаимоотношений преподавателя с курсантом заключается в оказании помощи по развитию рефлексивных умений, позволяющих успешнее преодолевать возникающие в процессе обучения «проблемные ситуации».

Педагогическая поддержка — это своеобразная форма построения и развития субъект-субъектных отношений преподавателя и курсанта, благодаря которой актуализируется процесс освоения норм и ценностей товарищества и дружбы, «не циничного отношения к другому человеку», развитие значимых и востребованных в обществе образцов и паттернов социального поведения.

Реализация методики педагогической поддержки (четыре тактики педагогической поддержки: «защита», «помощь», «содействие», «взаимодействие») и педагогическое сопровождение обучения

курсанта в вузе диалектически связана со становлением субъектной позиции обучающегося субъекта (курсанта, слушателя) в ходе организации образовательного процесса. Это определяется ключевыми теоретическими положениями, высказанными Олегом Семеновичем Газманом в своей «Концепции педагогической поддержки» применительно к воспитанию и обучению ребенка в системе общего среднего образования [3; 6; 7]. Однако высказанные идеи с полным основанием можно отнести и к системе среднего и высшего (профессионального) образования. Как отмечает А.Г. Гогоберидзе, профессиональное становление субъекта образовательного процесса в высшей школе требует:

• рассмотрение процесса образования как процесса, основанного на принципах внутренней свободы, творчества, гуманизма взаимоотношений;

• отношение к обучающемуся как к субъекту свободного выбора и деятельности;

• предоставление обучающемуся возможности осознанного личностного выбора позиции, целей и средств их достижения;

• оказание педагогической помощи обучающемуся в ситуациях затруднения в осмыслении личностной системы ценностей и принятия решений [2].

Сущностное содержание методики «педагогической поддержки» в целостном учебно-воспитательном процессе заключается в поддержании преподавателем уникальных (неповторимых), индивидуальных (единичных) качеств и способностей обучающегося, которые заложены в каждом субъекте и с различной степенью результативности развиваются им самим (в данном случае таким качеством является субъектная позиция курсанта в процессе обучения).

При разработке стратегии педагогической поддержки необходимо учитывать то, что развитие субъектной позиции субъекта образовательного процесса — это развитие:

• ценностно-смыслового отношения к профессиональному образованию, его результатам, к себе самому в процессе образования;

• деятельностных способов реализации ценностного отношения к профессиональному образованию, выражающихся в таких формах прояв-

ления активности, как инициативность и ответственность;

• личностных механизмов, позволяющих обучающемуся реализовать субъектную позицию: рефлексии, смыслотворчества, избирательности, автономности [2].

Поскольку развитие субъектной позиции курсанта происходит (должно происходить) в условиях личностно- и гуманитарно-ориентированного образования, то целевая направленность организации процесса этого развития может быть связана не с достижением идеально представленной модели субъектной позиции, а с проектированием разнообразных ситуаций и задач, обеспечивающих ему возможность ее проявления по отношению к тому или иному компоненту образовательного профессионального опыта.

Проектирование этих задач объективно должно предусматривать возможность включения курсантом необходимых личностных механизмов для их решения. Поэтому вне зависимости от категории, типа и содержания профессионально ориентированных задач в каждой их них предусматриваются ситуации:

• оценки курсантом себя и своих возможностей в их решении;

• определения личностного смысла предлагаемого профессионального содержания;

• выбора варианта решения;

• реализации принятого решения;

• прогнозирования возможных последствий принятого решения.

Определение целевого, содержательного и технологического компонента данной стратегии может базироваться на полученных в результате теоретического анализа и сбора экспериментальных данных о значимости субъектной позиции курсанта по отношению к образованию, образовательному процессу и его элементам. Направленность субъектной позиции курсанта на освоение актуального образовательного опыта может способствовать развитию:

• его как субъекта образовательной деятельности;

• отношения к образованию как самоценности, ценности развития и самореализации;

• личностно-образовательной потребности как жизненно необходимой;

• профессионально-личностной готовности к профессиональной деятельности [4, с. 96—100]. Наши наблюдения и результаты психолого-педагогической диагностики показывают, что при реализации субъектной позиции по отношению к образованию курсант чаще всего испытывает затруднения:

• в конкретизации и глубоком осознании смыслов образования в личностном процессе профессионального становления;

• в содержательном определении спектра задач, которые возникают (могут возникать) в ходе осуществления образовательного процесса;

• в освоении и совершенствовании методов и приемов решения образовательных задач, определяющих уникальный «авторский образовательный маршрут» курсанта в личностном и профессиональном становлении [5, с. 23—26]. В связи с этим целевая направленность данного варианта стратегии складывается из нескольких компонентов.

Во-первых, она проявляется во всемерной поддержке курсанта на этапе самопознания и осознания себя в новом статусе (роли) как курсанта профильного вуза системы МВД России, в познании (возможном переосмыслении) индивидуальных способностей, в соответствии с выбранной профессиональной деятельностью, а также личных возможностей их дальнейшего развития как субъекта образовательного процесса.

Во-вторых, стратегия педагогической поддержки курсанта в его профессиональном становлении в период получения профессионального образования в вузе опредмечивается посредством осознания личностных смыслов и значения образовательного процесса (образования в целом), а также важности отдельных, его составляющих, элементов.

В-третьих, педагогическая поддержка курсанта проявляется (может присутствовать) в процессе поиска обучающимся вариантов решения образовательных задач, адекватных имеющимся возможностям (ресурсам) и соответствующих профессиональным образовательным целям и ценностям.

В-четвертых, педагогическая поддержка должна присутствовать в процессе достижения курсантом поставленных целей, в ходе реализации выбранной стратегии и тактики решения образовательных за-

дач, а также на рефлексивном этапе оценки эффективности и результативности образовательного процесса.

В основе определения содержательного компонента стратегии лежит проектирование образования и образовательной деятельности курсанта как цепочки образовательных задач. Ситуации решения образовательной задачи, с одной стороны, может актуализировать, а с другой стороны, оптимизировать формирование личностных механизмов реализации субъектной позиции курсанта, что связано с постановкой проблемного вопроса, что требует от курсанта развитых рефлексивных умений в оценке индивидуальных возможностей и имеющихся условий (как возможностей для личностного и профессионального развития) образовательного процесса. Процесс осознания «личного проблемного поля» в процессе получения профессионального образования (ориентация в проблеме), безусловно, ставит задачи смыслотворчества, то есть выделения и осознанной формулировки личностных смыслов и ценностно-содержательных аспектов «проблемного поля». На этапе принятии решения, важным является наличие компетентности делать правильный выбор, умений систематизации, конкретизации, избирательности из имеющихся путей (способов) и вариантов решения проблемы, что в процессе их дальнейшей реализации самостоятельно (автономно) опредмечивается посредством разнообразных способов деятельности. Наконец, оценка степени реализации цели (решения задач) и их значимости для собственного личностного и профессионального развития определяется включенностью в процесс критического осмысления процесс, качественной рефлексией [5, с. 23—26].

Становление субъектной позиции обучающегося происходит в процессе решения совокупности учебно-профессиональных задач. Содержательной основой, необходимой для решения учебно-профессиональных задач, является содержание фундаментального профессионального знания, освоение которого соответствует этапам профессионального становления обучающегося как субъекта образовательной и профессиональной деятельности [2].

Разделяя точку зрения А.Г. Гогоберидзе [2], следует сказать о специфических характеристиках профессиональных образовательных задач, стоящих

перед курсантом профильного вуза системы МВД и требующих своего решения, что выражается:

• во-первых, в их актуальности и значимости для развития «профессиональной курсантской» деятельности, приобретения актуального, и еще раз подчеркнем, образовательного опыта;

• во-вторых, в потенциальной возможности переноса приобретенных умений решать эти задачи курсантом в будущую сферу профессиональной служебной деятельности в подразделениях ОВД, в том смысле, что сотрудник органов МВД — это личность, постоянно стремящаяся к образованию и самообразованию.

Как известно, образовательная задача — это ситуация, возникающая в образовательном процессе, требующая от субъекта системы действий, направленных на ее разрешение [6]. В зависимости от результата можно выделить несколько кластеров образовательных задач, комплексное решение которых определяет конечный качественный образовательный результат.

В первую очередь, это задачи на долгосрочную перспективу (перспективные задачи), которые связанны с осознанием курсантом личных витальных смыслов, определением значимости выбранной профессии и получаемого образования в собственной жизнедеятельности.

Во-вторых, это стратегические задачи, которые связаны с проектированием курсантом собственного «индивидуального образовательного маршрута» в соответствии с выбранной стратегией получения образования в имеющихся образовательных условиях профильного вуза системы МВД России.

В-третьих, это тактические задачи, которые связанны с организационно-методическими аспектами образовательного процесса и достижением курсантами промежуточных учебных результатов.

В-четвертых, оперативные задачи, суть которых заключается в эффективной организации взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса (преподавателями и однокурсниками).

Особенностью группы образовательных задач выступают системно-иерархические связи возникающие между ними. Содержание образовательных задач разного уровня может быть раскрыто через формулировку некоторых примерных задач-вопросов.

Своеобразие перспективных задач заключается в том, что эта группа задач связана с определением курсантом смысла собственного образования и формулируется в следующих вопросах:

• Зачем я учусь?

• Для кого я учусь?

• Зачем я получаю образование?

• На кого я учусь?

• Почему я учусь именно в этом образовательном учреждении?

• Каких результатов я хочу добиться?

Группа стратегических задач может позволить курсанту спроектировать свою образовательную стратегию и выражается в постановке вопросов:

• Какой образовательный стандарт я осваиваю?

• По какой основной образовательно-профессиональной программе я учусь?

• Каковы особенности структуры моей подготовки?

• Какие возможности я могу получить?

• Какие перспективы могут передо мной открыться?

• По какой специальности (специализации) я учусь?

• Какой диплом (дипломы) я могу получить?

• Где и кем я смогу работать?

• Где я смогу учиться дальше?

Решение тактических задач позволяет курсанту организовать процесс своего профессионального образования и должно быть связано с ответами на вопросы:

• Каковы сроки моих учебных семестров, сессий, каникул?

• Какие экзамены и зачеты мне предстоит сдавать?

• Когда и какие у меня будут практики?

• Как лучше выбрать проблему научного исследования (тему научно-исследовательской работы)?

• Зачем я изучаю данный учебный предмет?

• Как организовать самостоятельную работу по изучению предмета?

Оперативные задачи решаются в процессе взаимодействия курсанта с курсовым офицером, куратором учебного взвода, с другими участниками образовательного процесса и могут выражаться в вопросах относительно:

• других курсантов, учебного взвода;

• организационных вопросов по распорядку дня, планирования учебно-воспитательной работы не близкую перспективу;

• научной и методической деятельности кафедр и преподавателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проектирование технологии реализации дайной стратегии предполагает использование различных функций педагогической поддержки:

1. Субъектная позиция курсанта — индивидуально-личностное образование, что исключает универсальный алгоритм последовательности решения задач. Проявление субъектной позиции курсанта в обучении актуализируется в ходе творческого поиска философских смыслов собственного образования (процесс смыслотворчества) и определении алгоритмов учебно-познавательной деятельности в процессе освоения содержания учебной дисциплины. Функционально педагогическая поддержка курсанта определяется в разъяснении обучающемуся диалектики взаимосвязи и взаимообусловленности разноуровневых образовательных задач.

2. Субъектная позиция курсанта в образовательном процессе часто проявляется в затруднениях курсанта в определении личностных смыслов, в обосновании развернутой мотивации значения профессионального образования в жизнедеятельности. Это обстоятельство функционально определяет консультационный характер педагогической поддержки, в ходе которой курсанту предлагается сделать выбор из предложенных преподавателей возможных вариантов решения задачи и дать аргументированную оценку собственной позиции. Это позволяет субъекту образовательного процесса объяснить личностные смыслы, стимулировать собственную познавательную деятельность.

3. Реалии современной вариативной практики образовательного процесса в системе профессионального образования, актуализируют задачу создания необходимых и достаточных психолого-педагогических и организационных условий качественного информационного сопровождения профессионального становления курсантов — будущих сотрудников ОВД системы МВД России, а также о изменяющихся возможностях профессионального

образования на современном этапе. Функция педагогической поддержки заключается в проектировании новых, инновационных форм информирования курсантов о вариантах построения личного образовательного маршрута.

4. Обеспечение педагогической помощи и поддержки курсантов на этапе принятия решения в выборе путей (средств и способов) реализации профессионально- и личностно-значимых задач связано с известной дихотомией этого процесса: самостоятельностью деятельности курсанта, с одной стороны, и кооперацией, групповым взаимодействием с однокурсниками, что объясняется не сформированным умением курсанта автономно решать поставленные задачи. Функция педагогической поддержки опредмечивается (может реализоваться) в форме организации консультационной помощи курсантам, а также посредством подбора батареи самодиагностических методик, помогающих курсанту качественно оценить достигнутые результаты.

В какой же форме может быть организована педагогическая поддержка развития субъектной позиции курсанта в образовании?

Одним из вариантов организации может быть предложение курсанту своеобразного электронного дневника индивидуальной поддержки, который в контексте обозначенных выше положений может быть назван «Электронный задачник». Это особая книга-задачник (может быть представлен в электронном формате), позволяющая курсанту самостоятельно осуществлять моделирование, проектирование, планирование, диагностику, информирование относительно:

• индивидуальных образовательных достижений;

• личностных смыслов профессионального образования;

• возможностей и перспектив процесса профессионального становления и развития.

Необходимость определения и предложения

для решения разнообразных задач обусловлена тем, что, как показывает практика, часто курсант не столько не может оценить значимость этих решений, сколько вообще не ставит эти задачи перед собой. Это и приводит к тому, что желание стать субъектом своего образования приобретает не действенные, а вербализированные формы, выражается пассивно.

С помощью задачника курсант получает возможность:

• самостоятельно информировать себя, находить убедительные для себя ответы по интересующим его профессионально значимым вопросам;

• самостоятельно оценить себя, свои личностные и профессиональные достижения, сравнивая личную оценку с оценкой преподавателей;

• вести интерактивный диалог: задавать вопросы и получать ответы от себя и от того, кто его окружает в образовательном процессе и в жизни;

• вести актуальные записи в форме дневника, фиксируя актуальные события соей профессиональной биографии.

В соответствии с выделенными разновидностями образовательных задач задачник предлагает курсанту решение их разнообразных серий:

• «Я и мой образовательный маршрут», где представлены задачи, связанные с поиском смысла и проектированием индивидуального образовательного пути;

• «Я и мой образовательный процесс», где обозначены, организующие образовательный процесс курсанта, задачи;

• «Я и учебные предметы», содержащая задачи, помогающие курсанту определить свое отношение и выработать стиль поведения во время освоения учебных дисциплин;

• «Я и другие участники образовательного процесса», ориентирующая курсанта па других участников образовательного процесса; курсанта и преподавателей;

• «Я и мой личностно-образовательный потенциал» — задачи, помогающие курсант самостоятельно оценить свои личностные и профессиональные потенции и достижения.

Задачник предлагает курсанту технологию решения каждого обозначенного вопроса, которая включает:

• некоторую «информацию к размышлению», помогающую ему сориентироваться в проблеме;

• предлагаемое поле выборов возможных вариантов ответов на вопросы и принимаемых решений, оставляя, естественно, право курсанту самому их сформулировать;

• возможность закрепить найденное решение, обозначить его и обратиться к нему на каждом курсе обучения, что обеспечивает процесс самостоятельного отслеживания курсантом динамики взросления и изменений;

• предложение обратиться за внешней помощью, в случае необходимости обсуждения получаемых результатов или затруднении их получения. Таким образом, «Электронный задачник» как

вариативная стратегия педагогической поддержки развития субъектной позиции курсанта в образовании способствует:

• развитию личностного мотивированного и ответственного отношения курсанта к образовательному процессу в университете (феномену процесса образования человека в целом), индивидуальной образовательной деятельности; его образовательной компетентности; умений решать актуальные образовательные задачи и проектировать индивидуально-личностный образовательный маршрут;

• формированию личностных механизмов реализации субъектной позиции: рефлексии, смыс-лотворчества, избирательности, автономности;

• актуализации личностно- и профессионально-значимых качеств курсанта как субъекта образовательного процесса, выражающегося в ценностном отношении к профессии, к процессу профессионального становления в период обучения в университете, позволяющего прогнозировать динамику личностно-профессионально-го развития обучающегося как будущего сотрудника органов внутренних дел и его субъектной позиции.

Литература

1. Батракова И.С., Чекалева Н.Н. Учебно-методическое обеспечение как условие повышения качества подготовки // Педагогика в вузе: наука и учебный предмет (рабочие материалы конференции). СПб., 2000.

2. Гогоберидзе А.Г. Теоретические основы развития субъектной позиции студента в условиях высшего профессионально-педагогического образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 Теория и методика профессионального образования [Текст] / А.Г. Гогоберидзе. СПб, 2002.

3. Голованова Н.Ф. Технология педагогической поддержки / Общая педагогика // Электронный ресурс: http://studentam.net/content/view/1694/127/ (Дата обращения 12.03.2018).

4. Ковров В.В. Стимулирование проявления субъектной позиции в процессе освоения курсантами содержания учебных дисциплин профессиональной подготовки в вузе // В сборнике: Инновационные технологии в образовании и науке: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017.

5. Ковров В.В. Субъектная позиция курсанта в обучении как условие успешности в профессионально-образовательной подготовке инспектора ПДН // Гуманитариум. 2017.№ 4 (5).

6. Педагогическая поддержка ребенка в образовании; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2006.

7. Русаков А. Эпоха великих открытий в школе 90-х годов. Педагогика поддержки и педагогика общей заботы. // Электронный ресурс: http:// altruism.rU/sengine.cgi/5/7/8/22/4/4 (Дата обращения 12.03.2018).

Психология

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОТРУДНИКОВ

ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ

ДЕЛ

Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность» / [В.Л. Цветков и др.]; под ред. И.А. Калиниченко. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. 207 с.

Рассматриваются проблемы психологии профессиональной деятельности для сотрудников полиции. Даются психологическая характеристика следственной деятельности, профессиографическое описание деятельности участкового уполномоченного полиции.

Анализируются психологические особенности предварительного расследования. Уделяется внимание криминальной психологии и особенностям судопроизводства по уголовным делам. Самостоятельная глава посвящена судебно-психологической экспертизе.

Для курсантов, адъюнктов, аспирантов вузов, а также всех тех, кто интересуется проблемами психологического обеспечения правоохранительной деятельности и юридической психологии.

ПСИХОЛОГИЯ

- \Я

А

Психология: Учебное пособие, Цветков В.Л., Калиниченко И.А., Хру-сталева Т. А. // Изд-во ЮНИТИ, 2016.

Современная психология — один из основных ресурсов профессиональной деятельности сотрудника полиции.

Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность». Знание общей и юридической психологии, владение приемами использования этих знаний в профессиональной деятельности обеспечивают качественное выполнение служебной деятельности сотрудниками правоохранительных органов.

Для курсантов и адъюнктов высших образовательных учреждений системы МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.