УДК 378 ББК 74
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР И РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
Игорь Александрович Калиниченко,
начальник Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат педагогических наук, доцент Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируется место и роль образования, обсуждаются методологические вопросы педагогики высшей школы, представлен взгляд на образовательную среду как фактор и ресурс формирования профессиональной компетентности курсантов образовательных организаций правоохранительных органов.
Ключевые слова: образование, образовательное пространство, образовательная среда, профессиональные компетенции, педагогическое условие, ресурс формирования.
EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR AND RESOURCE FOR THE FORMATION OF THE PROFESSIONALISM OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA
Igor'A. Kalinichenko,
Head of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Abstract. The place and role of education are analyzed, the methodological issues of pedagogy of higher education are discussed, the view on the educational environment as a factor and resource of forming the professional competence of cadets of educational organizations of law enforcement bodies is presented.
Keywords: education, educational space, educational environment, professional competence, pedagogical condition, resource of formation.
Постановка проблемы
Интерес к феноменам «образовательная среда» и «пространство образовательной организации» в психолого-педагогических исследованиях определяется изучением проблем личностно-ориенти-рованного образования. В современной образовательной организации МВД России педагогическое взаимодействие осуществляется через создание образовательного пространства, в котором развиваются жизненно и профессионально значимые события. Среда университета не только задает тип образования, его содержание и предметность целей и задач развития курсантов и слушателей, но от использования данного ресурса зависят вектор развития инноваций в образовательной организации, методы повышения эффективности и темпы достижения уровней образовательных цензов обучающимися.
Педагогическая сущность феномена «образовательная среда»
Изучение отечественной и зарубежной педагогической литературы показывает, что в понятие «среда» вкладывается различное содержательное наполнение. Впервые его употребил известный педагог П.Ф. Лесгафт, установивший связи определенного типа личностного развития с соответствующим типом педагогической среды. Важность значения среды в воспитании человека подчеркивали К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов и др. В начале ХХ века в России данная идея также нашла своих приверженцев (А.Г. Калашников; Н.В. Кру-пенина, С.Т. Шацкий и др.). В советской дидактике подчеркивалась зависимость обучения от характера общественных отношений, что нашло отражение в принципе связи обучения с жизнью (Н.К. Крупская,
A.В. Луначарский, А.С. Макаренко), активности субъектов воспитания и среды (Л.С. Выготский,
B.А. Сухомлинский).
Рассмотрение среды университета МВД России будем вести с позиций современных методологических принципов — феноменологического принципа «жизненного мира», личностного, деятельностного, средового подходов. Начнем с анализа определений образовательной среды, ставших классическими.
Выготский Л.С.: «На долю учителя выпадает новая ответственная роль. Ему предстоит сделаться организатором той социальной среды, которая является единственным воспитательным фактором... Если социальную среду условно понимать как совокупность человеческих отношений, то совершенно понятна та исключительная пластичность социальной среды, которая делает ее едва ли не самым гибким средством воспитания. Воспитательный процесс оказывается уже трехсторонне активным: активен ученик, активен учитель, активна заключенная между ними среда» [1, с. 57].
Макаренко А.С.: «Человек не воспитывается по частям, он создается всей суммой влияний, которым он подвергается. Диалектичность педагогического действия настолько велика, что никакое средство не может проектироваться как положительное, если его действие не контролируется всеми другими средствами, применяемыми одновременно с ним всей системой средств, гармонически организованных» [2, с. 30].
Сухомлинский В.А.: «Воспитание средой, воспитание вещами, созданными самими учениками, обогащающими духовную жизнь коллектива, — это, на наш взгляд, одна из самых тонких сфер педагогического процесса» [3, с. 24].
С конца ХХ века теория среды получила свое дальнейшее развитие. Само понятие образовательной среды разрабатывается на протяжении последних десятилетий рядом ученых как в нашей стране, так и за рубежом. В.И. Слободчиковым, В.А. Петровским, Н.Б. Крыловой, М.М. Князевой и др. рассмотрены философские аспекты понятия «образовательная среда», приемы и технологии ее проектирования. Исследователи В.А. Козырев, И.К. Шалаев, А.А. Веряев под образовательной средой понимают функционирование конкретного учреждения образования. В применении к практике обучения и воспитания рассмотрены вопросы конструирования
образовательной среды О.С. Газманом, М.В. Клари-ным, В.А. Ясвиным. Уделялось внимание данному вопросу в трудах основоположников систем развивающего обучения (В.В. Давыдов), ученых Института психологии Российской академии образования (В.В. Рубцов, В.И. Панов, Б.Д. Эльконин). В юридической педагогике проблемы образовательной среды образовательной организации МВД России изучались в работах В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко, В.Т. Бородавко. При усилении внимания к педагогическому аспекту данного понятия ведущей в его трактовке выступила категория «взаимодействие», были выделены различные виды педагогической среды: природная, предметно-пространственная, эстетическая, образовательная, социально-педагогическая, социокультурная» [4].
В исследованиях ряда указанных выше ученых подчеркнуто, что педагогическое содержание образовательной среды определяют ее функции. К ним относятся: 1) общие функции: обучающая; воспитывающая; развивающая; социализирующая; 2) специфические функции: организационно-коор-динирующая (решает проблемы целостности и гармоничности сред); организационно-деятельностная (определяет направленность и результаты деятельности субъектов образовательного процесса; позволяет обучающемуся обрести способность становиться и быть субъектом собственного развития); информационно-аналитическая (отражает содержание и педагогический смысл целей, ценностей, задач, средств, методов, условий реализации целостного педагогического процесса, позволяет определить эффективность функционирования образовательной среды как самостоятельного педагогического явления; прогностическая (позволяет предсказывать развитие образовательной среды как динамичной самоформирующейся системы и влияние сред образовательной организации на включенные в нее субъекты); регулирующая и контролирующая функция позволяет разработать критерии и показателей эффективности функционирования среды и ее, а также осуществлять мониторинг и коррекцию ее развития» [5].
Установлено, что в научных исследованиях представлен анализ факторов, которые мы можем охарактеризовать как психологические (возрастные изменения человека), социальные (преобразование ведущей деятельности субъекта) и профессиональ-
ные (изменения, происходящие в процессе непрерывного профессионального образования личности), интеграция которых составляет профессионально-образовательную среду. Проведенный нами теоретический анализ позволил определить образовательную среду как результат целенаправленного формирования условий, соответствующих целям и задачам образовательной организации МВД России и ориентированных на использование современных образовательных технологий для роста компетентности субъектов педагогического процесса.
Использование педагогического феномена сложной природы, имеющего многокомпонентный состав, в качестве фактора развития всех субъектов образовательной организации МВД России потребовало изучения основных моделей образовательной среды. Коллективом авторов под руководством В.В. Рубцова была разработана коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды. В ней выделены следующие компоненты среды: внутренняя направленность образовательной организации, психологический климат, социально-психологическая структура коллектива, психологическая организация передачи знаний, психологические характеристики учащихся и т.д. [6].
Антрополого-психологическая модель образовательной среды предложена В.И. Слободчиковым [7]. В качестве основных компонентов среды им предлагается рассматривать ее ресурсный потенциал (насыщенность) и способ ее организации (структурированность). В зависимости от типа связей и отношений, структурирующих данную образовательную среду, данный автор выделяет разные принципы ее организации: единообразие, разнообразие и вариативность.
В.П. Лебедевой, В.А. Орловым, В.А. Ясвиным предложена психодидактическая модель образовательной среды школы [8]. Эти исследователи, исходя из концепции личностно-ориентированного образования, подчеркивают все возрастающую в современных условиях роль дифференциации и индивидуализации образования. Они предлагают сразу ориентировать образование на признание за обучающимся его индивидуальности, в то время как при традиционном обучении школьник становился личностью в результате специальной организации обучения и воспитания, при целенаправленных педагогических воздействиях.
Во всех перечисленных моделях к характерным признакам образовательной среды относится ее структурность, взаимосвязь и взаимозависимость элементов, протяженность.
В работах В.Я. Кикотя и А.М. Столяренко убедительно показано, что в образовательной среде фигурируют не столько значимые для обучающихся образовательные задачи, которые ставятся самим курсантом и слушателем, но и видение их со стороны организаторов педагогического процесса — педагогических работников [9]. Образовательная среда вуза МВД России, как отмечается в работах В.Т. Бородавко и выступает как образ действительности, в которой осуществляется целенаправленная служебно-педагогическая деятельность, направленная на реализацию определенных ценностно-смысловых установок, а также протекают процессы, оказывающие образовательное и воспитательное влияние на личность курсанта [10]. В исследовании О.В. Евтихова утверждается, что образовательная среда — это педагогически организованная система условий, влияний и возможностей для удовлетворения иерархического комплекса потребностей личности и трансформации этих потребностей в жизненные ценности, что активную позицию учащихся в образовательном процессе, обусловливает их личностное развитие и саморазвитие [11].
Факторный анализ проблемы позволил нам сделать вывод о том, что профессионально-образовательная среда университета МВД России становится фактором формирования профессионализма выпускника в том случае, если будет являться:
• многофункциональным пространством, включающим компоненты: образовательный, профессиональный, исследовательский, инновационный, воспитательный, управленческий, финансово-экономический;
• многопрофильным пространством, обеспечивающим профессиональный контекст субъект-субъектного взаимодействия в триаде: курсант-преподаватель-заказчик (МВД) в системе высшего образования;
• специально организованной совокупностью взаимосвязанных образовательных и профессиональных структур по формированию профессиональных компетенций и формированию личности курсанта, слушателя как профессионала органов внутренних дел.
Образовательная среда как фактор подготовки специалиста
Как было показано выше в современных исследованиях образовательная среда вуза представляет собой совокупность компонентов: пространственно-предметного (разнообразие форм деятельности), психолого-дидактического (комплекс условий и возможностей для развития и реализации творческого потенциала обучающегося), социального (стиль межличностного общения, уровень взаимодействия) и рассматривается как категория, определяющая условия развития обучающегося.
Такой подход позволил не только создать обобщенную модель среды образовательной организации МВД России, но и разработать педагогическую стратегию, определяющую развитие университета и всех субъектов образовательной среды. Нами был выделен такой потенциал образовательной среды вуза МВД России, как возможность включения только тех элементов, которые имеют отношение к профессиональной социализации и образовательно-воспитательному процессу, становлению и формированию личности выпускника образовательной организации, его профессионализму и конкурентоспособности, к нужным для будущего специалиста МВД России свойствам и качествам, отвечающим требованиям заказчиков и правоохранительной системы. К наиболее значимым характеристикам (параметрам) среды были отнесены: широта и интенсивность образовательной среды; системная организация и активность элементов среды; сотрудничество субъектов образовательной среды и их пространственно-временная детеминированность и мобильность. Из перечисленного выше следует, что образовательная среда профессионально-образовательного пространства вуза МВД России представляется нами неким пространственным континуумом, в контексте которого осуществляется преломление знаниевой основы и накопленного обучающимся профессионально-социального опыта.
Разработанная нами обобщенная модель прак-тико-ориентированной образовательной среды выступила важным теоретико-методологическим основанием для проводимого нами педагогического исследования процесса влияния сред на формирование профессионализма выпускника образовательной организации МВД России.
Для создания педагогической стратегии развития университета нами использовались все элементы треугольника компетенций — образование, исследования, инновации, которые нами были соединены через методику «Дорожной карты». Данная методика позволила выделить не только параметры практико-ориентированной образовательной среды (активность, интенсивность, когерентность, мобильность, обобщенность и широта), условия повышения параметров для ее развития, но и механизмы (психолого-педагогический, организационно-управленческий, научно-методический, социально-экономический, информационно-педагогический, кадровый, правовой) и сроки реализации нашей педагогической стратегии.
В рамках данной статьи рассмотрим некоторые параметры практико-ориентированной образовательной среды и ее развитие на примере двух приоритетных профилей подготовки, закрепленных в соответствии с приказом МВД России № 820 от 29.08.2012 г. «О профилизации образовательных учреждений МВД России» за Московским университетом МВД России имени В.Я. Кикотя1.
Для ответов на ряд вызов и задач, стоящих перед образовательными организациями МВД России, университетом были проведены ряд институциональных перестроек, позволивших создать хорошо развитый механизм государственного (стратегического) и социального партнерства. Широту и когерентность образовательной среды определили ряд структурных изменений, которые включали создание в 2011 году на базе кафедр психологии, юридической психологии и педагогики Учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, а в 2016 г. Института психологии служебной деятельности. На базе кафедры прав человека и международного права в 2012 г. был создан учебно-научный центр. Университет активно взаимодействие с Координационным советом по психологическому обеспечению работы с личным составом органов, подразделений, учреждений МВД России, научно-
1 «Деятельность подразделений психологического обеспечения органов внутренних дел» (профильное подразделение — Департамент государственной службы и кадров МВД России) и «Международно-правовая деятельность органов внутренних дел» (профильные подразделения — Департамент государственной службы и кадров МВД России, Договорно-правовой департамент МВД России, Национальное центральное бюро Интерпола).
практической секцией Совета МВД России по науке и положительному опыту в НЦБ Интерпола МВД России. Эти шаги позволили в рамках профильной подготовки разработать образовательную программу, примерные и рабочие программы профессиональной переподготовки специалистов и стандарты качества подготовки специалистов, поддержать инновации, организовать методическое обеспечение реализуемого учебного плана и программ подготовки и переподготовки кадров, опубликовать собственные учебные курсы. При поддержке профильных подразделений была отлажена работа более десятка стажерских площадок для обучающихся и педагогических работников. Подготовка кадров по приоритетным профилям осуществляется на базе девяти специализированных лабораторий и классов (психодиагностики и системно-ситуативного анализа деятельности; психофизиологических исследований с использованием полиграфа и вегетативного резонансного теста и др.)
Об интенсивности образовательной среды свидетельствуют не только практико-ориентированные формы и методы образования, являющиеся основными в реальной практике педагогических работников, но и широкое участие специалистов ДГСК МВД России; ДДО МВД России, ДПД МВД России, НЦБ Интерпола в проведении практических занятий с курсантами и слушателями, проведение на базе университета всероссийских этапов конкурсов профессионального мастерства.
Об активности и мобильности профессионально ориентированной образовательной среды свидетельствуют введение новых дополнительных учебных дисциплин, выполнение большого числа заказных исследований, активное внедрение в целевую комплексную многоуровневую профессиональную подготовку практико-ориентированных технологий.
В организации трансляции достижений университета подчеркивается наша не только приверженность принципам устойчивого развития, но то, что элементами устойчивого развития выступают ряд взаимосвязанных концепций. Во-первых — это концепция умного университета, эффективно использующего все ресурсы развития, внедряющего современные информационные технологии для образования и управления своими ключевыми процессами. Во-вторых — это концепция управления
профессиональным воспитанием, социальным и культурным разнообразием, воспитывающая у обучающихся и сотрудников уважению национальных традиций и национальную, расовую и религиозную толерантность. В-третьих — это концепция управления историко-культурным наследием, позволяющая эффективно использовать историко-культурные ценности страны, столицы, университета в качестве нематериальных активов развития. В-четвертых — это концепция зеленого университета активно использующего в своей деятельности принципы экологической безопасности, здорового образа жизни, создающего условия для всестороннего развития, здорового полноценного питания, занятий спортом, отказа от вредных привычек.
Все перечисленное выше является важными факторами устойчивого развития университета и обучающихся в нем, требуют системного подхода и стратегического планирования и оказывают разнообразное влияние на формирования профессионализма и качество подготовки специалиста для органов внутренних дел.
Образовательная среда как ресурс качества подготовки специалиста
Использование возможностей организационно-управленческого, психолого-педагогического, научно-методического, информационно-педагогического, правого механизмов реализации «Дорожной карты» позволяет нам увидеть и определить ресурсы профессиональной подготовки и наметить пути развития университета.
В рамках организационно-управленческого механизма развития образовательной среды нам предстоит разработать новую, расширенную модель учебно-научного центра, включающую представителей филиалов университета, международно-правового факультета, факультета подготовки иностранных специалистов, факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров, отдела международного сотрудничества и ряда кафедр, профиль деятельности которых затрагивает вопросы международного сотрудничества и международно-правовой деятельности. Назрел вопрос о заключении соглашения о сотрудничестве с образовательными организациями, осуществляющими подготовку кадров в области международных отношений (МГИМО, РУДН).
Психолого-педагогический механизм. Научно-методический механизм: формирование соответствующего научного обеспечения процесса формирования конкурентоспособного студента-выпускника посредством развития инфраструктуры вуза (например, научные лаборатории, нано-лаборатории, бизнес-инкубаторы и пр.), научного. Социально-экономический механизм:
• проведение со студентами регулярной, целенаправленной социальной работы, которая обеспечивает каждому учащемуся реализацию его потребностей с учетом одобряемой вузом системы ценностей, а именно: оказание поддержки проведение со студентами регулярной, целенаправленной воспитательной работы, что предполагает реализацию следующих мероприятий: работа с кураторами и старостами учебных групп, работа в студенческих обще-житиях, контроль посещаемости занятий;
• реализация перспективного бюджетного планирования с учетом первоочередности финансирования приоритетных стратегических направлений формирования конкурентоспособного выпускника вуза;
• повышение качества учебно-производственных практик студентов как составной части профессиональной образовательной программы, стажировок, дипломного проектирования, презентации выпускниками своего потенциала на ярмарках вакансий.
Кадровый механизм:
• разработка и внедрение современных кадровых технологий управления персоналом высшей школы;
• поддержка и транслирование ценностных установок профессии преподавателя вуза, а именно: ориентация на творческое самовыражение через свою профессию, стремление к непрерывному повышению качества процесса преподавания, развитие чувства ответственности за качество преподавания и прочее;
• формирования у преподавателя вуза мотивацион-но-ценностного отношения к процессу формирования конкурентоспособного выпускника вуза;
• формирование комплекса условий для генерирования знания, источником которых выступает профессорско-преподавательский состав.
Правовой механизм: организация вариативности курсов применение внешних методик формирование специализированных курсов.
Организационно-управленческий механизм: привлекать профессионалов-практиков от заказчиков кадров к подготовке специалистов.
Выводы
Рассмотрение среды образовательной организации с позиций современных методологических принципов (феноменологического принципа «жизненного мира», личностного, деятельностного, сре-дового и др. подходов) позволило определить ее как процесс, в котором происходит взаимодействие множества индивидуальных и культурно-исторических жизненных миров, объективных и субъективных реальностей, образцов личностно-профес-сионального поведения, развертывание факторов и коллизий развития личности курсанта (слушателя), многообразие способов освоения ценностей профессионально-духовного сообщества. Все это позволяет реализовать возможности университетских образовательных сред как ресурса качества высшего профессионального образования. Исследование показало, что актуализация средовых факторов обеспечивает целостность процесса социализации и профессионального воспитания сотрудника полиции.
При развитии университета как научно-образовательного комплекса упор делался на профессиональные навыки и компетентностный подход. Специфика организации образовательного процесса в инновационных образовательных организациях обеспечивает возможность формирования профессиональных компетенций выпускников совместно с заказчиком кадров и потребителями образовательных услуг. Однако, как показала практика, ком-петентностный подход требует дополнительного ресурсного потенциала, новых методов обучения, реформирования учебных планов, образовательных программ, специально разработанных в соответствии с запросами МВД России по обновлению знаний и навыков, необходимых для современной правоохранительной деятельности. Это успешно реализуется инновационными вузами, поскольку интеграция образовательной организации с наукой и комплектующими органами обеспечивает необходимый ресурсный потенциал для реализации
компетентностного подхода, в результате которого при необходимых компетенций, профессиональных навыков возможна корректировка содержания программ обучения, нацеленных на профессиональное развитие курсантов и слушателей.
Литература
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология \ Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. (Психология; Классические труды). 536 с.
2. Макаренко А.С. Воспитание гражданина \ Сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1988. (Б-ка учителя. Пед. раздумья). 304 с.
3. Сухомлинский В.А. О воспитании. (Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик). Изд. 2-е. М., Политиздат, 1975. 272 с.
4. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Издание второе, перераб. / Ю.С. Мануйлов. М.; Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. 157 с.
5. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен: дис. ... докт. пед. наук / Александра Ивановна Артюхина. Волгоград, 2007. 389 с.; Васильева Е.Ю. Образовательная среда вуза как объект управления и
оценки / Е.Ю. Васильева // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 4. С. 76—82.
6. Рубцов В.В. Развитие образовательной среды региона / В.В. Рубцов. М., 1997. С. 5—6.
7. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования /
B.И. Слободчиков. М.: Экопсицентр РОСС, 2000. 230 с.
8. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. 365 с.
9. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел / Кикоть В.Я., Столяренко А.М. и др. Учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / М., 2015.
10. БородавкоЛ.Т. Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России Дисс. доктора пед. наук. СПб, МВД России СПбУн., 2006. 303 с.
11. Евтихов О.В. Современные представления об образовательной среде вуза как педагогическом феномене / О.В. Евтихов, В.А. Адольф // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2014. № 1 (27).
C. 30—34.
В.А. Лелеков Е.В. Кошелева
Учебник
Третье издание
ЮВЕНАЛЬНАЯ КРИМИНОЛОГИЯ
Ювенальная криминология: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / В.А. Лелеков, Е.В. Кошелева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. 343 с.
Раскрываются понятие, сущность и назначение ювенальной криминологии как самостоятельной науки о преступности несовершеннолетних. В Общей части дано определение ювенальной криминологии, обозначены ее цели, задачи, связь с другими науками. Изложены история и источники формирования науки. Освещены методы исследований и прогнозирования в ювенальной криминологии. Рассмотрены вопросы ювенальной викти-мологии — защиты несовершеннолетних от преступных посягательств и предостережения от несчастных случаев.
В Особенной части анализируются состояние, особенности, причины и условия отдельных подвидов ювенальной преступности: групповой, рецидивной, против личности, против собственности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, пенитенциарной и студенческой. Изложены меры по предупреждению преступности с учетом ее разновидностей.
Для студентов, курсантов, слушателей юридических и педагогических вузов, преподавателей, аспирантов и адъюнктов, практических работников, занятых в сфере воспитания и предупреждения правонарушений несовершеннолетних.