Научная статья на тему 'Повышение эффективности педагогической работы руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом'

Повышение эффективности педагогической работы руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка / воспитание / педагогическая деятельность / мотивация / vocational training / upbringing / pedagogical activity / motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кежов Александр Александрович, Марченко Елена Михайловна

Всё более возрастающая ответственность образовательных организаций высшего образования МВД России за подготовку кадров, способных осуществлять профессиональную деятельность, направленную на защиту прав и свобод личности, общества и государства, исходя из понятий честность, справедливость, гуманизм и безупречно выполняя конституционный и служебный долг, является одним из основополагающих факторов, влияющих на качество подготовки будущих офицеров полиции в педагогической системе образовательного учреждения высшего образования МВД Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кежов Александр Александрович, Марченко Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the efficiency of pedagogical work heads of faculties (courses) on work with staff

Increasing responsibility of educational organizations of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia for training personnel capable of carrying out professional activities aimed at protecting the rights and freedoms of the individual, society and the state, based on the concepts of honesty, justice, humanism and impeccably fulfilling constitutional and official duty, is one of the fundamental factors affecting the quality of training future police officers in the pedagogical system of the higher education educational institution of the Ministry of Internal Affairs Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности педагогической работы руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом»

УДК:343.35

А.А. Кежов, Е.М. Марченко

Повышение эффективности педагогической работы руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом

Improving the efficiency of pedagogical work heads of faculties (courses)

on work with staff

КЕЖОВ, Александр Александрович, заместитель начальника кафедры специальных мероприятий и специальной техники Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Телефон: (812) 420-67-32. E-mail: [email protected].

KEZHOV, Alexander Alexandrovich, Deputy head of the Department of special events and special equipment of St. Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Phone: (812) 420-67-32. E-mail: [email protected].

МАРЧЕНКО, Елена Михайловна, адъюнкт Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Телефон: (812) 420-67-32. E-mail: [email protected].

MARCHENKO, Elena Mikhailovna, associate Professor, St. Petersburg University, Ministry of internal Affairs of the Russian Federation. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Phone: (812) 420-67-32. E-mail: [email protected].

Всё более возрастающая ответственность образовательных организаций высшего образования МВД России за подготовку кадров, способных осуществлять профессиональную деятельность, направленную на защиту прав и свобод личности, общества и государства, исходя из понятий честность, справедливость, гуманизм и безупречно выполняя конституционный и служебный долг, является одним из основополагающих факторов, влияющих на качество подготовки будущих офицеров полиции в педагогической системе образовательного учреждения высшего образования МВД Российской Федерации.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, воспитание, педагогическая деятельность, мотивация.

Increasing responsibility of educational organizations of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia for training personnel capable of carrying out professional activities aimed at protecting the rights and freedoms of the individual, society and the state, based on the concepts of honesty, justice, humanism and impeccably fulfilling constitutional and official duty, is one of the fundamental factors affecting the quality of training future police officers in the pedagogical system of the higher education educational institution of the Ministry of Internal Affairs Russian Federation.

Keywords: vocational training, upbringing, pedagogical activity, motivation.

Совершенствование системы профессиональной подготовки сотрудников по работе с личным составом считается одной из приоритетных задач государственной политики в области модернизации силовых структур Российской Федерации. Об этом свидетельствуют все нормативные документы, касающиеся деятельности образовательных организаций высшего образования МВД России. Мнение учёных-педагогов свидетельствует, что логика решения проблемы повышения квалификации сотрудников по работе с личным составом и выработки необходимых предложений должна выглядеть следующим образом:

- выделение субъектно-личностных характеристик выпускников образовательных организаций высшего образования МВД России;

- определение профессионально-педагогических задач, стоящих перед начальниками факультетов и курсов по работе с личным составом;

- обоснование системы умений начальников факультетов и курсов по работе с личным составом, которыми они должны обладать для решения задач

по формированию и развитию необходимых субъ-ектно-личностных характеристик выпускников образовательных организаций высшего образования МВД России.

Если обратиться к классификации типов профессий, осуществленной Е.А. Климовым, то можно увидеть, что профессия офицера МВД России лежит сразу на трёх осях: «человек - техника» (связано с сложностью технического оснащения в современной системе МВД), «человек - знаковая система» (обусловлено развитием глобальных коммуникационных потоков; умение решать специфические задачи в соответствии с должностным предназначением: следователя, участкового и т.д.) и «человек - человек» [4]. Последний аспект актуализирует профессионально-педагогическую, профилактическую функцию, функцию воспитания и перевоспитания, т.е. базовые составляющие в подготовке офицеров МВД России.

Говоря о выделении субъектно-личностных характеристик выпускников, необходимо отметить роль духовно-нравственного воспитания личности. Исследуя данную проблему, В.И. Хальзов и

Т.Л. Женатова определили, что под духовно-нравственным воспитанием в условиях образовательной организации высшего образования понимается организованная и целенаправленная деятельность управленческо-преподавательского состава, влияние социальной среды образовательной организации в интересах формирования у обучаемых высших нравственных ценностей, а также качеств гражданина, патриота и защитника Родины [13].

Так, в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (в ред. от 29 июля 2017 г.) «О полиции» рассмотрение принципов деятельности полиции соотносится с контекстом нравственной готовности сотрудников полиции к уважению прав и свобод человека, реализации принципов законности, беспристрастности, проявления со стороны сотрудника полиции таких моральных качеств, которые обеспечивают ему общественное доверие и поддержку граждан [6].

В Указе Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации» подчёркнуты требования к воспитанию сотрудников, формированию у них важнейших личных и деловых качеств; к поддержанию у сотрудников того уровня квалификации, который необходим для качественного решения поставленных задач. Подчёркнуто также значение понимания руководителем (начальником) собственной ответственности за воспитание сотрудника [7].

Приказом МВД России от 10 августа 2012 г. № 777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» чётко обозначены вопросы усиления практической направленности работы, связанной с морально-психологической подготовкой. В связи с этим оговариваются требования к порядку реализации принципов морально-психологической подготовки [10].

В приказе МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» актуализированы проблемы оценки степени и уровня подготовки кадров, которые связываются с качеством, эффективностью, практической направленностью и своевременностью организации и проведения мероприятий по подготовке кадров, их научным и методическим обеспечением. Подчёркивается значение личного участия в подготовке и повышении квалификации кадров руководителей (начальников) и их заместителей, оговаривается важность включения в понятие «профессиональная служебная деятельность» правовой подготовки, обеспечивающей выполнение отмеченных в законе морально-этических требований, связанных с реализацией принципов законности, беспристрастности и др. [8].

Анализируя уставы образовательных организаций высшего образования МВД России, можно констатировать:

- стратегическими целями образовательной деятельности является интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие личности;

- сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

- отнесение к научно-педагогическому составу должностей сотрудников и работников, занятых педагогической деятельностью [12].

Здесь же обозначены основные направления самосовершенствования сотрудников, занятых педагогической деятельностью, а именно:

1) постоянно повышать свой научный, образовательный, профессиональный и культурный уровень;

2) приобретать навыки организаторской, воспитательной и спортивно-массовой работы;

3) постоянно стремиться к повышению общей культуры и формированию профессионально значимых личностных качеств, необходимых для служебной деятельности.

Особое значение в формировании и развитии субъектно-личностных качеств выпускников образовательных организаций высшего образования МВД России отводится руководителям факультетов и курсов. Факультет является структурным подразделением университета, обеспечивающим подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием для территориальных органов МВД России из числа гражданской молодёжи, рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации.

Исследование научных работ в контексте заявленной темы показало, что можно выделить следующие группы субъектно-личностных качеств, которыми должны обладать выпускники.

1. Качества, связанные с осознанием и продвижением ценностей российской государственности.

Ценность выступает специфически социальным определением объектов окружающего мира, выявляющим их положительное или отрицательное значение для человека и общества [1; 2; 3]. В плане исследуемой проблемы значим тот факт, что понятие «ценность» выступает в качестве феномена, обеспечивающего необходимыми средствами оце-ночно-ориентационную сторону профессиональной деятельности сотрудника МВД и органично связанного с такими философско-этическими категориями, как идеал, установка, потребности, интересы, ценностные ориентации, смыслообразующие мотивы. В этой связи профессионально-педагогические задачи служебной деятельности руководителей факультетов, курсов по работе с личным составом должны включать не только личное осознание и принятие ценностей российской государственности, но и формирование их у курсантов и слушателей в различных сферах их жизнедеятельности (служебной, досуговой, бытовой, и др.). Основная задача здесь - развитие мировоззренческих ценностей самоидентификации личности как гражданина России, члена российского общества на основе осознания, принятия и продвижения в служебной деятельности духовных ценностей мировой и российской культуры, среди которых важнейшей является патриотизм.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы» патриотизм определяется как нравственная основа гражданского становления личности и гражданской активности. При этом отмечена особая значимость патриотического воспитания для повышения «престижа военной и правоохранительной служб и положительной мотивации к прохождению

службы», а собственно патриотическое воспитание связывается с «углублением в массовом сознании духовных ценностей России, с сознательным принятием гражданами российского патриотизма как духовного ориентира и важнейшего ресурса развития современного российского общества» [9].

Большое значение для решения задач, связанных с осознанием и продвижением ценностей российской государственности, имеет уважение к субкультуре сотрудников МВД России, её ритуалам и богатым традициям, выступающим значимой частью духовной культуры общества.

2. Качества, связанные с утверждением моральных норм и реализации в правовом сознании. Они обусловливают формирование нравственного поведения полицейского, развитие умений самооценки и самокоррекции, толерантности, стремление к физическому здоровью, в т.ч. в рамках профилактики вредных привычек. Немаловажное значение придаётся также эмоционально-волевой устойчивости. Несформированность самоконтроля свидетельствует о неготовности сотрудника МВД к выполнению профессиональных обязанностей, т.к. предпосылками превращения индивида в субъект деятельности и в последующем в ответственную личность можно считать прежде всего овладение индивидом своим поведением, что свидетельствует о сформированной внутренней саморегуляции.

Служебная деятельность сотрудников МВД проходит в достаточно сложных профессиональных и социальных условиях, к которым относятся чёткая регламентация их деятельности, распорядка дня, требование неукоснительного выполнения строгого порядка и уставных взаимоотношений, совмещение служебных обязанностей с требованием постоянного повышения квалификации, повышенная нагрузка на психоэмоциональную сферу (связанная в т.ч. с ри-скогенными ситуациями при несении службы) - всё это повышает риск возникновения конфликтных ситуаций.

Большое значение имеет развитие у сотрудника полиции правового сознания, т.к. именно через правосознание происходит усвоение определенных ценностных ориентаций субъектов в обществе, когда они становятся «основой устойчивой моральной позиции человека в жизни, особым стимулом к правомерному поведению» [11]. Правовое сознание соотносится с:

1) ценностными ориентациями личности, направленными на соблюдение законности;

2) уровнем нравственности личности, выраженным в осознании долга;

3) эмоционально-волевыми детерминантами, представленными ответственным отношением к реализуемой деятельности;

4) с уровнем знаний в области закона и интеллектуальными способностями личности.

3. Свойство информационной просвещённости (широта общего и профессионального кругозора) позволяет критически относиться к негативным информационным воздействиям на сотрудника полиции. Практика свидетельствует, что при знакомстве с большими объёмами информации (вследствие информационной перегрузки) зачастую происходит некритическое её принятие, что способствует возникновению искажённой картины мира.

В условиях современных информационно-коммуникативных технологий курсанты и слушатели получают доступ к большим базам данных, гипермедийным комплексам, к видео и к тексту с помощью компьютерных сетей, свободно общаются посредством сети; при этом часто они не обладают необходимым уровнем критичности и сознательной нравственной избирательности в восприятии и понимании данной информации. Если у обучающегося слишком ограниченный общий и профессиональный кругозор, мозаичная мировоззренческая картина окружающего мира, сложившаяся из бессистемного множества фрагментов, а потребность в получении информации актуализирована, да ещё сложились стереотипы восприятия, надеяться на объективные, логичные выводы и грамотное принятие решения не приходится. Естественно, что формирование общего и профессионального кругозора выступает задачей не только преподавательского состава, но и сотрудников по работе с личным составом факультета (курса). Уместно будет использовать такие педагогические формы, как дебаты, круглые столы, интерактивные лекции, групповые и индивидуальные собеседования, позволяющие не уходить от сложных вопросов и проблем, а осмысливать их в нужном русле в контексте технологий критического мышления.

4. Свойства потребностно-мотивационной сферы сотрудников полиции. Все перечисленные свойства и качества будущих выпускников образовательных организаций высшего образования МВД России не могут существовать без сформированной потребностно-мотивационной сферы обучающихся, которая обеспечивает их осознанную нацеленность на постоянное профессиональное развитие, заинтересованное и ответственное отношение к реализации профессиональных функций; положительную эмоциональную окрашенность каждого шага, связанного с личностно-професси-ональным развитием.

Определение основных свойств и качеств будущих выпускников позволяет перейти к рассмотрению следующего вопроса - обоснованию профессионально-педагогических задач сотрудников по работе с личным составом факультетов и курсов.

Руководители подразделений по работе с личным составом в своей деятельности руководствуются не только ведомственными нормативными правовыми актами, но и «Положением о факультете», должностным регламентом. Согласно, должностному регламенту, руководители факультета, курса несут ответственность за организацию учебно-воспитательного процесса, за индивидуально-воспитательную работу, за морально-психологическое состояние личного состава, состояние социально-психологического климата в подразделении, состояние служебной документации, дисциплины и законности на факультете.

Основные задачи, решаемые данными должностными лицами, в рамках исследуемой нами проблемы, связываются с:

1) организацией учебно-воспитательной деятельности на факультете;

2) постоянным совершенствованием уровня профессиональной квалификации;

3) совершенствованием учебно-воспитательного процесса на курсе и факультете;

4) хорошим знанием деловых и морально-психологических качеств курсантов и слушателей факультета;

5) постоянной работой по их воспитанию, утверждением нравственных и этических норм поведения, в т.ч. с проведением мероприятий нравственной, духовной, физической и культурной направленности, профилактики деструктивных проявлений и т.п.

Руководителю факультета и курса приходится всё время заниматься решением разного рода педагогических задач, как творческих, так и традиционных. Методологическим основанием для определения профессионально-педагогических задач руководителей факультетов и курсов выступает функциональная структура педагогической деятельности, разработанная Н.В. Кузьминой, В.А. Якуниным, Т.Г. Шарухиной [5; 14; 13].

Педагогическая деятельность руководителя факультета и курса включает решение следующих задач:

1) целеопределение - обоснование модели свойств и качеств, которыми должен обладать офицер полиции, и модели результатов, которые должны быть получены на каждом курсе;

2) анализ сложившейся педагогической ситуации - как сиюминутной, так и долговременной;

3) прогнозирование развития педагогической ситуации;

4) определение замысла действий и принятие решения - сиюминутного и долговременного;

5. организация выполнения решения, которая включает:

а) педагогическое планирование;

6) постановку задач;

в) педагогическое сопровождение выполнения поставленных задач (установление каналов коммуникации; педагогическое консультирование; педагогическое стимулирование качественного выполнения поставленных задач; контроль; корректировка действий).

Решение каждой из названных задач предполагает наличие соответствующих умений у руководителя факультета и начальника курса, которые целесообразно объединить в группы, классифицировав по названию решаемых задач.

Первая группа умений. Умения конструировать «дерево воспитательных целей»:

- определять характер служебной деятельности офицера полиции в настоящее время, ближайшей и отдаленной перспективе и вытекающие из них требования к свойствам и качествам личности офицера полиции;

- разрабатывать на основе требований к свойствам и качествам личности офицера полиции современную и перспективную модель его основных свойств и качеств, индивидуально-личностных условий успешного саморазвития;

- конструировать «дерево воспитательных целей и задач».

Вторая группа умений. Умения анализировать сложившуюся педагогическую ситуацию, как сиюминутную, так и долговременную:

- целостно воспринимать сложившуюся педагогическую ситуацию (сиюминутную, долговременную), как в отношении отдельного обучающегося, так и в отношении курсантского коллектива; при

этом видеть её состав, детали, связи между компонентами;

- определять уровень воспитанности курсантов, их направленность на добросовестное отношение к учебной, служебной, внутриколлективной деятельности;

- выявлять социально-психологические, индивидуально-психологические, организационно-дея-тельностные, педагогические причины возникновения негативных педагогических ситуаций.

Третья группа умений. Умения прогнозировать развитие педагогической ситуации:

- определять направленность и скорость профессионально-личностного развития как отдельных курсантов, так и курсантской группы, курса, сплочённость и морально-психологический климат;

- прогнозировать сложности, с которыми могут встретиться курсанты на пути профессионально-личностного развития, учебной и служебной деятельности, во взаимоотношениях в группе.

Четвертая группа умений. Умения определять замысел действий и принимать решение (сиюминутное и долговременное):

- точно определять педагогическую задачу, исходя из долгосрочной цели и выбранной стратегии развития педагогической системы, проектировать варианты действий при различном стечении обстоятельств, предвидя характер ответных действий курсантов;

- учитывать действие позитивных и негативных факторов, оказывающих влияние на развитие педагогической ситуации, видеть распределение сил и педагогических средств;

- конструировать воспитательную систему на курсе и факультете;

- выбирать оптимальный способ педагогического влияния на курсантов в сложившихся условиях.

Пятая группа умений. Умения организовывать выполнение решения:

- осуществлять педагогическое планирование;

- правильно расставлять людей, ставить педагогические задачи перед подчинёнными, обеспечивать взаимодействие, добиваясь чёткого понимания каждым своей ответственности за выполняемую работу;

- осуществлять педагогическое консультирование, инструктировать должностных лиц, привлекаемых к решению педагогических задач;

- осуществлять педагогическое стимулирование, грамотно использовать средства педагогического влияния на подчинённых;

- убеждать подчинённых, увлекать, вести за собой, выступая в качестве образца, примера; находить общий язык с курсантами, уметь их слушать и слышать, располагать к себе, подходить к курсантам индивидуально и дифференцированно;

- использовать личный пример для оказания воздействия на курсантов;

- создавать условия для профессионально-личностного развития в различных сферах жизнедеятельности курсантов (служебной, учебной, досуговой, внутриколлективной); формировать воспитывающую и развивающую среду на факультете (курсе);

- постоянно анализировать взаимоотношения в курсантских подразделениях, динамику социаль-

но-психологических отношений, влиять на взаимоотношения с целью установления здорового морально-психологического климата

- осуществлять систематический контроль, охватывающий все стороны учебно-воспитательного процесса;

- замечать изменения в профессионально-личностном развитии курсантов, их психическом состоянии, отношении к себе и к окружающим людям, службе и учёбе, слаженности и морально-психологическом климате учебных групп, достигаемых ими результатах;

- анализировать развитие ситуации «глазами курсантов»;

- осуществлять сравнительный анализ получаемых результатов с планируемыми;

- корректировать при необходимости свои действия, действия подчинённых;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- определять степень эффективности осуществляемых педагогических действий;

- выявлять факторы, негативно влияющие на результаты профессионально-педагогической деятельности;

- вести учёт получаемых результатов, обобщать опыт своей и коллективной профессионально-педагогической деятельности;

- ставить новые, более высокие педагогические цели после тщательного анализа эффективности профессионально-педагогической деятельности и характера развития педагогической ситуации.

Подводя итог, можно констатировать: все нормативно-правовые документы МВД России под-

чёркивают значение педагогической и морально-психологической работы как важнейшей составной части реализации государственной кадровой политики в органах внутренних дел. При этом воспитание в контексте педагогической работы является основным видом морально-психологического обеспечения и целенаправленной деятельностью, связанной с комплексом развиваемых у сотрудника профессиональных и нравственных качеств, а определение умений, которыми должны обладать сотрудники по работе с личным составом образовательных организаций высшего образования МВД России, позволяет определить программу и методику их профессионально-педагогической подготовки, где решение проблемы повышения квалификации сотрудников по работе с личным составом и выработки необходимых предложений выглядит следующим образом:

- выделение субъектно-личностных характеристик выпускников образовательных организаций высшего образования МВД России;

- определение профессионально-педагогических задач, стоящих перед начальниками факультетов и курсов по работе с личным составом;

- обоснование системы умений начальников факультетов и курсов по работе с личным составом, которыми они должны обладать для решения задач по формированию и развитию необходимых субъ-ектно-личностных характеристик выпускников образовательных организаций высшего образования МВД России.

Список литературы

1. Вильданов, Х. С., Файзуллин, Ф. С. Ценности: историко-философский и гносеологический анализ. -Уфа: Башк. гос. ун-т, Сибайск. ин-т, 2002. - 177 с.

2. Григорьева-Голубева, В. А. Становление гуманистических ценностей педагога (в аспекте языковой личности) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Григорьева-Голубева Виктория Аркадьевна. - СПб., 2002. - 43 с.

3. Каган, М. С. Философская теория ценности : курс лекций. - СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1997. - 205 с.

4. Климов, Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. - 224 с.

5. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения.

- М.: Высшая школа, 1990. - 117 с.

6. О полиции : [федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ] [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения: 7.04.2018).

7. О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377 [Электронный ресурс] // Сайт «Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации». - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-14102012-п-1377/ (дата обращения: 14.04.2018).

8. Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 10 августа 2012 г. №777 [Электронный ресурс] // ИПП «Гарант.Ру». - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56591559/ (дата обращения: 10.04.2018).

9. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы: Государственная программа [Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493] [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_192149/ (дата обращения: 10.04.2018).

10. Приказ МВД России от 10 августа 2012 г. № 777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации»

11. Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2003.

- 776 с.

12. Устав ФГКОУ ВО «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» : приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 мая 2015 г. № 603 (в ред. приказов МВД России от 28 октября 2015 г. № 1031, от 16 июня 2016 г. № 314, от 10 февраля 2017 г. № 55, от 21июля 2017 г. № 508) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Санкт-Петербургского университета МВД России.

- Режим доступа : https://университет.мвд.рф/upload/site125/document_file/Ustav_ universiteta.pdf (дата обращения: 3.04.2018).

13. Хальзов, В. И., Женатова, Т. Л. О духовно-нравственном воспитании личности учащихся в условиях военно-учебного заведения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2008. - № 3 (39). -С. 208-214.

14. Шарухина, Т. Г. Управление развитием педагогического творчества преподавателей вузов МВД России : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Шарухина Татьяна Геннадьевна. - СПб., 2002. - 36 с.

15. Якунин, В. А. Педагогическая психология : учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во «По-лиус», 1998. - 604 с.

© Кежов А.А., Марченко Е.М., 2018

УДК 378

А.Ю. Климов

Особенности профессионального ориентирования в системе кадрового обеспечения МВД России

Features of professional orientation in the system of personnel support of the Ministry of Internal Affairs of Russia

КЛИМОВ, Андрей Юрьевич, адъюнкт 2-го курса заочного обучения Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Л. Пилютова, д. 1. Тел: 89500317618. E-mail: [email protected].

KLIMOV, Andrey Yurievich, adjunct 2 courses distance learning of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel. 89500317618. E-mail: [email protected].

В статье раскрываются особенности профессионального ориентирования в системе кадрового обеспечения МВД России. Актуальность данной проблемы определяется тем, что профориентационная работа в России на современном этапе нуждается в совершенствовании как по формам, так и по содержанию, и в большинстве случаев заканчивается в период поступления человека на обучение в образовательную организацию. Недостаточная осведомленность абитуриентов, поступающих в образовательные организации МВД России, о содержании и условиях будущей профессиональной деятельности вызывает у них в период обучения противоречие между ранее выбранным профилем подготовки и сформировавшимися личными интересами в области профессиональной деятельности. Автор предлагает способы решения проблемы. В статье он излагает собственную модель профессионального самоопределения, которую можно использовать в профориентаци-онной работе с курсантами образовательных организаций МВД России.

Ключевые слова: отбор кандидатов на службу в органы внутренних дел, выбор профессии, профиль подготовки, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, модель профессионального самоопределения.

The article reveals the features of professional orientation in the system of personnel support of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The urgency of this problem is determined by the fact that vocational guidance work in Russia at the present stage needs to be improved both in form and in keeping, and in most cases ends in the period of a person's admission to education in an educational organization. Insufficient awareness of applicants entering the educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia, about the content and conditions of their future professional activity causes in them the contradiction between the previously chosen profile of training and the formed personal interests in the field of professional activity. The author suggests ways of solving the problem. In the article, he sets forth his own model of professional self-determination, which can be used in vocational guidance work with cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: selection of candidates for service in internal affairs bodies, choice of profession, profile of training, professional orientation, professional self-determination, model of professional self-determination.

Отбор кандидатов на обучение в образовательные организации МВД России из числа граждан, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, осуществляется в соответствии с порядком, определённым статьями 17-19 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и нормативными правовыми актами, изданными в целях его реализации.

Анализ данных нормативных правовых документов показывает, что отбор кандидатов на обучение осуществляется специалистами на основе их изучения и оценки с целью выяснения общей профессиональной пригодности для выполнения служебных обязанностей по соответствующей должности. Во внимание принимаются возраст, медицинские критерии, образовательный ценз, социально-психологические особенности и некоторые другие показатели. Выбор специальности и направления будущего вида

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.