Научная статья на тему 'МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / КУРСАНТЫ / СЛУШАТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вашкевич Алла Васильевна, Ермаков Андрей Геннадьевич, Белянкина Валентина Александровна

В данной статье рассматриваются проблемы кардинальной модернизации образования, роли педагогов в целенаправленном формировании креативных и творческих качеств личности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, их способностей самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, генерировать новые современные востребованные обществом научные, технические и социальные идеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вашкевич Алла Васильевна, Ермаков Андрей Геннадьевич, Белянкина Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL AND ETHICAL FOUNDATIONS OF THE TEACHER'S ACTIVITY IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL QUALITIES OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

This article examines the problems of a radical modernization of education, the role of teachers in the purposeful formation of the creative and creative qualities of the personality of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, their ability to independently acquire knowledge, skills and abilities, generate new modern scientific, technical and social ideas that are in demand by society.

Текст научной работы на тему «МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

Научная статья УДК. 374

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-l-91-94 NIION: 2018-0077-1/22-108 MOSURED: 77/27-024-2022-01-307

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред

Морально-этические основы деятельности педагога в формировании профессиональных качеств курсантов образовательных организаций МВД России

Алла Васильевна Вашкевич1, Андрей Геннадьевич Ермаков2, Валентина Александровна

Белянкина3

1 2 3 Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия

1 All281@yandex.ru

2 600aa98@mail.ru

3 kinatina@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы кардинальной модернизации образования, роли педагогов в целенаправленном формировании креативных и творческих качеств личности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, их способностей самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, генерировать новые современные востребованные обществом научные, технические и социальные идеи.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, высшее профессиональное образование, инновационная деятельность, сотрудник полиции, педагогическая позиция, курсанты, слушатели образовательных организаций МВД России

Для цитирования: Вашкевич А. В., Ермаков А. Г., Белянкина В. А. Морально-этические основы деятельности педагога в формировании профессиональных качеств курсантов образовательных организаций МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 1. С. 91-94. https://doi.org/10.24412/2658-63 8Х-2022-1 -91 -94.

Original article

Moral and ethical foundations of the teacher's activity in the formation ofprofessional qualities of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Alla V. Vashkevich1, Andrey G. Ermakov2, Valentina A. Belyankina3

1 2 3 St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Saint Petersburg, Russia

1 All281@yandex.ru

2 600aa98@mail.ru

3 kinatina@mail.ru

Abstract. This article examines the problems of a radical modernization of education, the role of teachers in the purposeful formation of the creative and creative qualities of the personality of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, their ability to independently acquire knowledge, skills and abilities, generate new modern scientific, technical and social ideas that are in demand by society.

© Вашкевич А. В., Ермаков А. Г., Белянкина В. А., 2022

Keywords: pedagogical activity, higher professional education, innovative activity, police officer, pedagogical position, cadets, students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

For citation: Vashkevich A. V., Ermakov A. G., Belyankina V. A. Moral and ethical foundations of the teacher's activity in the formation of professional qualities of cadets of educational organizations of the ministry of internal affairs of Russia // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(1):91-94. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-63 8X-2022-1-91 -94.

Современные исторические условия трансформации общества к цифровой экономике, определяют роль мотивационно-ценностных установок и морально-этических качеств личности. Потребности современного общества, определяются меняющимся характером деятельности. Это формирует социальный заказ на творческие, инициативные личности, способные на самореализацию в быстро меняющихся условиях. Высокие темпы развития общества выявили проблему формирования социально активной, творческой, мобильной личности, умеющей делать профессиональный и социальный выбор, способной к успешной социализации в обществе. Кроме того, страна столкнулась с другой проблемой - проблемой социально-психологической неподготовленности практически каждого выпускника вуза к работе в нестандартных условиях. Стремительный рост потока информации, поступающей из различных источников и не менее стремительная утрата ее актуальности, приводят к утрате ценности накопления знаний в процессе обучения. Первостепенной задачей образовательных организаций высшего профессионального образования сегодня, является целенаправленное формирование креативных качеств личности обучающихся, способностей самостоятельно приобретать знания, генерировать новые научные, технические и социальные идеи. Эти задачи направляют педагогов на путь совершенствования содержания, методики и организации обучения, развивающих способности к различным видам творческой деятельности.

Сегодня каждый педагог высшего образования, так или иначе, сталкивается с кардинальной модернизацией образования. Одновременно с гражданскими вузами, в организациях высшего профессионального образования МВД России, разрабатываются и внедряются современные образовательные технологии обучения курсантов и слушателей на базе нового содержания образования. Это позволяет уже сегодня формировать специалиста, готового к инновационной деятельности, способного к самоопределению, самоорганизации и самоуправлению. Министерство внутренних дел России особенно остро ощущает потребность в специалистах нового типа.

Безусловно, реформирование в сфере профессионального образования сотрудников полиции путем принятия различных постановлений, приказов,

внедрения в практику обучения декларативно рекомендуемых концепций, форм и методов встречает определенное сопротивление со стороны педагогов. Во многом это обусловлено отсутствием научно обоснованных психолого-педагогических технологий развития профессионально значимых качеств сотрудников, осуществляющих правоохранительную деятельность и обеспечивающих безопасность современного общества.

Необходимость построения и реализации качественно новой системы воспитания и образования, включающей инновационные психолого-педагогические и проектировочные технологии объективна. При этом, креативная педагогика может выступить как условие развития «созидательного альтруизма», и других качеств личности при проектировании безопасного социума, где процесс взаимодействия преподавателя и обучаемого ориентирован на формирование познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения научных понятий и способов деятельности. П. А. Сорокин рассматривал «созидательный альтруизм», бескорыстную, созидательную любовь как важнейшее средство преодоления бездуховности современной цивилизации [1].

Важная функция образовательного процесса в высшей школе - это подготовка современного поколения к творческому труду, к проявлению творческого потенциала во всех сферах будущей профессиональной деятельности. Без решения проблемных правовых задач обеспечения общественной безопасности в процессе обучения в вузе, овладение опытом обеспечения безопасности социума будет неосуществимо. А это значит, что важную роль в образовательном процессе играет все же педагог.

В этой связи невозможно промолчать о таком понятии как «успех». Словарь русского языка С. И. Ожегова «успех» трактует как удачу в достижении чего-нибудь, как общественное признание, как хорошие результаты в работе или учебе, как достижение положительных результатов предпринятых усилий.

Есть педагоги, осознающие свои достижения в том, что удалось привлечь к участию в научных и интеллектуальных конкурсах большое количество курсантов и слушателей, хотя немногие из них становятся победителями. Однако все участники полу-

чают опыт пробы своих сил. Это способствует выявлению потенциала курсантов.

Другие педагоги к своим педагогическим достижениям относят заинтересованное отношение курсантов к изучению преподаваемой дисциплины. «высокая мотивация», «удается заинтересовать курсантов предметом»; «дисциплина вызывает у курсантов интерес и любознательность, мотивирует на поиск информации»; «результат профессионального совершенствования - в виде желания изучать предмет, в успешной сдаче зачетов и экзаменов».

Каждый преподаватель имеет свои достижения и ориентиры. К слову, различия объясняются не только реальными возможностями педагога, но и его педагогической позицией.

Можно предполагать, что «портрет успешного выпускника современной школы» должен иметь какие-то общие черты с портретом успешного сотрудника полиции.

Официальный «портрет сотрудника полиции -выпускника ведомственного вуза» представлен в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (специалитет) и включает 11 характеристик: «Системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, коммуникация, межкультурное взаимодействие, самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровье сбережение), безопасность жизнедеятельности инклюзивная компетентность, экономическая культура, в том числе финансовая грамотность, гражданская позиция» и 5 общепрофессиональных: «ценностно-мотивационная ориентация, правотворческая деятельность, правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность, профилактическая деятельность» [2].

Как мы видим, перед нами портрет человека креативного, критически мыслящего, готового к сотрудничеству, умеющего вести конструктивный диалог, мотивированного на инновационную деятельность и образование в течение всей своей жизни, обладающего и другими достоинствами.

Какова же позиция педагога? Отражает ли она его взгляды на смысл образования? В конечном счете, и позиция и взгляды педагога трансформируется в рабочую программу по учебной дисциплине. И речь идет в данном случае не о документе, который должен отвечать определенным требованиям. Имеется в виду реальное содержание деятельности педагога по педагогическому управлению образовательной деятельностью курсантов.

Как не упомянуть в данном контексте, что педагогическая деятельность регламентируется образовательными стандартами, примерными программами, контрольными процедурами, различными писаными

и неписаными нормами. Системы образования знает различные степени регламентации деятельности педагога в ходе ее развития. Сегодня, к сожалению, доминирует ориентация на усиление регламентации педагогической деятельности.

Большое количество оценочных процедур, так или иначе влияющих на деятельность педагога - экзамены, контрольные работы, тестирование, конкурсы, аттестационные процедуры, опросы, мониторинги, рейтинговые оценки и т. д. Возникает вопрос о степени свободы педагога, о том, какие методические решения он может принимать самостоятельно, что может выбирать. Безусловен, что свою педагогическую позицию педагог определяет сам (хотя понятно, что формируется она под воздействием многих факторов). Но в какой мере у него есть возможность реализовать на уровне реальной педагогической деятельности?

Деятельность педагога имеет иерархическую структуру. В ней условно можно выделить пять уровней: «ценностный», организационно-педагогический, уровень педагогического целеполагания, уровень принятия методических решений, уровень педагогических действий.

Вот только если взгляды (ценности) педагог вправе определять самостоятельно, то организационно-педагогический уровень регламентирован. Уровень методических решений также в значительной мере регламентируется. Уровень педагогических действий определяется квалификацией учителя.

Область педагогического целеполагания является областью выбора, который

делает сам педагог. В первую очередь, педагогическое целеполагание, это представления педагога о результатах образовательной деятельности курсантов, которые могут быть достигнуты в конкретной ситуации. Подобные ожидания, как правило, являются компромиссом между представлениями о должном и возможном. Оценка возможного относится не только к условиям образовательной среды вуза, а также и к сложившейся образовательной системе с существующими в ней нормами.

Различия между оценками потенциала образовательной системы вряд ли можно объяснить тем, что одни педагоги являются «оптимистами», а другие «пессимистами». Скорее это явление связано с разным пониманием сути образовательных результатов, возможность достижения которых является предметом обсуждения: педагоги по-разному могут понимать, в чем проявляется креативность курсантов или их способность к работе в команде, их целеустремленность или инициативность и т. д.

К области педагогического целеполагания относятся и представления педагога о возможном индивидуальном прогрессе курсантов в изучении

его предмета. Дело в том, что успехи курсантов в изучении учебной дисциплины могут различаться не в уровне его освоения («хуже» - «лучше»), а в достижении ими разных, но равноценных результатов. Так, например, при изучении дисциплины «История органов внутренних» дел кто-то из курсантов может демонстрировать свои успехи как «рассказчик», другой - как «аналитик», третий - как «энциклопедист», способный запоминать большое число фактов, имен, дат. Регламентировать возможные направления индивидуального прогресса курсантов невозможно, да и не нужно. Каждый педагог самостоятельно определяет такие направления, исходя из своего видения возможностей дисциплины и возможностей курсантов. Оценивая возможности курсантов, стоит иметь в виду, что изучение предмета для определенной части курсантов может представлять собой «полосу препятствий», на которой у каждого могут быть свои препятствия, в том числе обусловленные не запасом опорных знаний, а личностными качествами.

К сфере педагогического целеполагания можно отнести и выбор приоритетов при планировании разных видов образовательной деятельности курсантов. Педагог сам должен определить приоритеты при формировании у курсантов опыта решения проблем, имеющихся для них личностное значение.

Проблемы педагогического целеполагания, о которых речь шла выше, в конечном счете, связаны с проблемой формирования субъектной позиции курсантов и слушателей. Таким образом, формирование субъектной позиции курсантов возможно, если сами педагоги образовательной организации занимают

в образовательном процессе субъектную позицию, определяя педагогические ориентиры собственной деятельности. Если позиция педагога носит исполнительский характер, то их выбор ограничивается отдельными методическими средствами, мало влияя на достижение нового качества образования.

Библиографический список

1. Сорокин, П. А. Главные тенденции нашего времени / П. А. Сорокин ; пер. с англ., сост. Т. С. Васильевой. М. : Наука, 1997. С. 52.

2. Приказ Минобрнауки России от 28 августа 2020 г. № 1131 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 40. 05. 02 Правоохранительная деятельность» (Зарегистрировано в Минюсте России 14 сентября 2020 г. № 59828). URL: https://docviewer.yandex.ru/ view/27402095/?pag (дата обращения: 18.03.2021).

Bibliographic list

1. Sorokin, P. A. The main trends of our time / P. A. Sorokin ; translated from English, by T. S. Vasily-eva. M. : Nauka, 1997. p. 52.

2. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated August 28, 2020 No. 1131 «On approval of the Federal state educational standard of higher education - specialty in the specialty 40. 05. 02 Law enforcement activity» (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on September 14, 2020 No. 59828). URL: https://docviewer .yandex.ru/ view/27402095/?pag (accessed: 03/18/2021).

Информация об авторах

А. В. Вашкевич - доцент кафедры юридической психологии, кандидат педагогических наук, доцент;

A. Г. Ермаков - доцент кафедры юридической психологии, кандидат педагогических наук;

B. А. Белянкина - старший преподаватель кафедры юридической психологии, кандидат психологических

Information about the authors

A. V. Vashkevich - Associate Professor of the Department of Legal Psychology, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

A. G. Ermakov - Associate Professor of the Department of Legal Psychology, Candidate of Pedagogical Sciences;

V. A. Belyankina - Senior Lecturer, Department of Legal Psychology, Candidate of Psychological Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 10.01.2022; одобрена после рецензирования 14.03.2022; принята к публикации 21.03.2022.

The article was submitted to the editorial office on 10.01.2022; approved after review on 14.03.2022; accepted for publication on 21.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.