Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ЖЕНСКОГО ПОЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

ИЗМЕНЕНИЕ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ЖЕНСКОГО ПОЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРСАНТЫ-ЖЕНЩИНЫ / СЛУШАТЕЛИ ЖЕНСКОГО ПОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МВД РОССИИ / МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ / СИЛОВАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / КОНТРОЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ / ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ / ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КУРС / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ / СТАНДАРТНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ / КОЭФФИЦИЕНТ ВАРИАЦИИ / ДОСТОВЕРНОСТЬ РАЗЛИЧИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцев Александр Анатольевич, Щукин Андрей Вячеславович

На основе полученных результатов выполнения контрольного упражнения «силовое комплексное упражнение в течение 1'» курсантами и слушателями женского пола Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, проведена их (результатов) статистическая обработка, с определением стандартных количественных величин (среднее значение, стандартное отклонение, коэффициент вариации, прирост, достоверность различий), позволивших получить объективную информацию об изменении уровня развития силовой выносливости мышц верхних конечностей, брюшного пресса и спины у обучающихся. Установлено наличие положительной динамики в результатах выполнения тестового задания при проведении систематических практических занятий по служебно-прикладной физической подготовке с курсантами и слушателями женского пола образовательной организации «Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцев Александр Анатольевич, Щукин Андрей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN STRENGTH ENDURANCE AMONG FEMALE CADETS AND LISTENERS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Based on the results of the implementation of the test exercise «Powerary integrated exercise for 1'» by cadets and listeners of the female in Moscow University of Russia named after V. Ya. Kikot’, pointer, conducted their (results) statistical processing, with the definition of standard quantitative values (average value, standard deviation, coefficient of variation, growth, accuracy of differences), which allowed us to obtain objective information about changing the level of development of power endurance of the muscles of the upper extremities, abdominal press and backs Student. The presence of positive dynamics is established in the results of the test task when conducting systematic practical training on official and applied physical training with cadets and listeners of the female party of the educational organization «Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot’».

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ЖЕНСКОГО ПОЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

Научная статья УДК: 796.8

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-l-116-121 NIION: 2018-0077-1/22-113 MOSURED: 77/27-024-2022-01-312

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка

Изменение силовой выносливости у курсантов и слушателей женского пола образовательных организаций МВД России

Александр Анатольевич Зайцев1, Андрей Вячеславович Щукин2

1 2 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия,

1 zalex.65@inbox.ru

2 shykin1972@yandex.ru

Аннотация. На основе полученных результатов выполнения контрольного упражнения «силовое комплексное упражнение в течение 1'» курсантами и слушателями женского пола Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, проведена их (результатов) статистическая обработка, с определением стандартных количественных величин (среднее значение, стандартное отклонение, коэффициент вариации, прирост, достоверность различий), позволивших получить объективную информацию об изменении уровня развития силовой выносливости мышц верхних конечностей, брюшного пресса и спины у обучающихся. Установлено наличие положительной динамики в результатах выполнения тестового задания при проведении систематических практических занятий по служебно-прикладной физической подготовке с курсантами и слушателями женского пола образовательной организации «Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя».

Ключевые слова: курсанты-женщины, слушатели женского пола, образовательная организация МВД России, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, силовая выносливость, контрольное упражнение, тестовое задание, годы обучения, курс, статистические показатели, среднее арифметическое значение, стандартное отклонение, коэффициент вариации, достоверность различий

Для цитирования: Зайцев А. А., Щукин А. В. Изменение силовой выносливости у курсантов и слушателей женского пола образовательных организаций МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 1. С. 116-121. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-1-116-121.

Original article

Changing the forcefulness of cadets and listeners of the female educational organizations of the ministry of internal affairs of Russia

Alexander A. Zaytsev1, Andrey V. Shchukin2

1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia,

1 zalex.65@inbox.ru

2 shykin1972@yandex.ru

Abstract. Based on the results of the implementation of the test exercise «Powerary integrated exercise for 1'» by cadets and listeners of the female in Moscow University of Russia named after V. Ya. Kikot', pointer, conducted their (results) statistical processing, with the definition of standard quantitative values (average value, standard deviation, coefficient of variation, growth, accuracy of differences), which allowed us to obtain objective information about changing the level of development of power endurance of the muscles of the upper extremities, abdominal press and backs Student. The presence of positive dynamics is established in the results of the test task when conducting

© Зайцев А. А., Щукин А. В., 2022

systematic practical training on official and applied physical training with cadets and listeners of the female party of the educational organization «Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot'».

Keywords: women's cadets, women's listeners, educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia V. Ya. Kikot', power stamina, control exercise, test task, years of training, course, statistical indicators, arithmetic average, standard deviation, variation ratio, reliability of differences

For citation: Zaitsev A. A., Shchukin A. V. Changes in strength endurance among female cadets and listeners of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(1):116-121. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-1-116-121.

Введение. Анализируя различные виды занятости человека, можно констатировать, что «... профессиональная деятельность представителей силовых структур занимает одно из ведущих мест и привлекает к себе внимание ученых, практиков, а также молодежь и лиц среднего возраста, которые желают проявить себя в этой области» [7]. Сотрудников полиции, чья служебно-профессиональная деятельность связана с охраной общественного порядка, жизни и здоровья граждан, в полной мере, можно отнести именно к этой категории представителей силовых ведомств.

В настоящее время «... происходящие в системе МВД преобразования, обусловили сокращение численности личного состава, а, следовательно, целесообразность дальнейшего совершенствования и повышения качества подготовки полицейских приобретает ключевое значение» [6]. Рост профессионализма стражей порядка, качества выполнения ими своих обязанностей неразрывно связан с целенаправленным развитием двигательных способностей, среди которых ведущая отводится выносливости, «. позволяющей сохранить физическую работоспособность, как в повседневной жизни, так и при решении полицейскими их служебно-прикладных задач. Должное развитие различных проявлений выносливости обеспечивает сотрудникам возможность устойчивой демонстрации навыков при применении физической силы, в целях пресечения противоправных действий. Если же выносливость (в широком понимании) развита недостаточно, то сотрудники, особенно на фоне усталости, не могут применить простейшие элементы боевых приемов борьбы, эффективно действовать в экстремальных ситуациях, что снижает качество их деятельности по защите законных интересов граждан» [6].

Без минимально-достаточного уровня развития выносливости сложно представить себе как повседневную жизнь, так и физкультурно-оздоровительную, спортивную деятельность занимающихся ею. Специалисты в области теории и методики физической культуры и спортивной тренировки приводят определение понятия «выносливость», рассматривая ее как «. способность человека продолжать более,

или менее эффективно совершать деятельность вопреки наступающему утомлению. В самом обобщенном смысле, под «выносливостью» подразумевают комплекс свойств индивида, в решающей мере, определяющих его способность противостоять утомлению в процессе деятельности» [9]. В спортивных играх выносливость определяют как «. способность выполнять игровую деятельность без снижения ее эффективности на протяжении всего матча» [13]. В сфере профессиональных интересов спортивных педагогов, исследующих особенности тренировочного процесса [2, 4, 5, 8, 12], физического воспитания [1, 3], учебного процесса по служебно-прикладной физической подготовке [6] выносливость занимает особое место.

Так как «... в служебную деятельность вовлечены лица женского пола, проявляющие значительный интерес к службе в правоохранительных органах, как в практических подразделениях, так и в образовательных организациях системы МВД России, то необходимость их обучения, связанного с освоением боевых приемов борьбы, развитием физических качеств вообще и выносливости (силовой) в частности, более, чем целесообразна» [6].

В настоящем исследовании представлена динамика показателей, отражающей уровень развития силовой выносливости, которая рассматривается как «. способность длительное время проявлять оптимальные мышечные усилия. От уровня ее развития, во многом, зависит успешность профессиональной, бытовой, военной и спортивной двигательной деятельности» [10]; «... способность длительно выполнять силовую работу без снижения ее эффективности» [11]. Важность и роль силовой выносливости в целом, и отдельных мышечных групп в частности, велика и многообразна, так как позволяет сотрудникам правоохранительных органов решать задачи, связанные с защитой жизни и здоровья граждан от посягательств со стороны преступных элементов.

Основная часть. На основе полученной в ходе педагогического тестирования информации, предпринята попытка определить изменение уровня развития силовой выносливости у обучающихся, в качестве которых выступили курсанты и слушатели

женского пола различных (с первого по пятый включительно) годов обучения Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Применены распространенные и наиболее доступные (при проведении исследований в области спортивной и физкультурно-оздоровительной педагогики) методы - педагогические наблюдения, педагогическое тестирование, математико-статистическая обработка полученных результатов. Педагогические наблюдения имели место в ходе учебного процесса на практических занятиях по служебно-прикладной физической подготовке. Для оценки уровня развития силовой выносливости мышц верхних конечностей, спины и брюшного пресса использовалось комплексное силовое упражнение, выполнение которого осуществлялось в течение 1'. Тестовое задание состояло из двух упражнений: сгибание и разгибание рук, в упоре лежа за 30" и сгибание и разгибание туловища, лежа на спине (руки за головой, пальцы «сплетены» в «замок» на затылке, пятки ног касаются горизонтальной поверхности - ковра, гимнастического мата, настила) за этот же временной промежуток (30"). Каждое упражнение необходимо повторить не менее двух раз. Количество повторений в двух заданиях суммировалось. Чем выше сумма, тем выше уровень развития силовой выносливости представленных выше мышечных групп. Данное контрольное упражнение на протяжении ряда лет применяется на вступительных испытаниях по физической подготовке в образовательных организациях системы МВД России. Математико-статистическая обработка полученных в ходе тестирования результатов проводилась с определением среднего арифметического значение признака (М), стандартного отклонения от среднего арифметического значения признака (о), коэффициента вариации (V), интенсивности прироста (ИПР), достоверности различий (р) на 5 % уровне значимости, который является приемлемым при проведении педагогических исследований.

В исследовании участвовало 404 курсанта и слушателя женского пола первого-пятого годов обучения института подготовки специалистов органов предварительного следствия Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (первый курс - 97 человек, второй курс - 84 человека, третий курс - 89 человек, четвертый курс - 76 человек, пятый курс - 5 8 человек). Педагогическое тестирование проводилось дважды: исходное - в начале календарного года (январь), заключительное - май 2021 года.

Графическое представление результатов исходного тестирования отражено на рис. 1. Анализ показателей, полученных в ходе проведения изме-рительныхпроцедур, позволил установить наличие их (результатов) положительных изменений.

Окурсанты и слушатели

20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

кол-во раз

Рис. 1. Динамика показателей силового комплексного

упражнения у курсантов и слушателей женского пола по окончании исходного тестирования Курсанты-женщины первого года обучения показали самые низкие (если сравнивать с представителями других (второй-четвертый) курсов) результаты выполнения контрольного упражнения, составившие, в среднем, 24,78 повторения. На втором году обучения средние количественные величины тестового задания были несколько выше - 26,31 раза. Более высокие результаты показали лица, обучающиеся на третьем курсе - 27,04 повторений. Максимальный (в среднем) результат был получен при тестировании представителей четвертого года обучения - 28,67 раза. Младшие офицеры полиции (слушатели пятого курса) выполнили контрольное упражнение хуже (23,49 повторения), чем курсанты первого-четвертого годов обучения. Имевшие место результаты, в какой-то степени, были предполагаемы. От года к году обучения, контрольные нормативы имеют тенденцию к увеличению, и чтобы получить положительную оценку, необходимо систематически посещать практические занятия, где целенаправленно (как при обучении специальным двигательным действиям, так и развитии физических качеств) осуществлялась подготовка обучающихся служебно-прикладного характера. У слушателей-женщин подобные систематические занятия отсутствовали около полугода, так как сдав зачет летом (обучаясь на четвертом курсе), они ушли на летнюю сессию, а затем - в отпуск. С сентября по декабрь включительно младшие офицеры полиции (в соответствии с учебным планом) находились на практике в территориальных подразделениях внутренних дел РФ, где систематические практические занятия по служебно-прикладной физической подготовке сведены к минимуму, а, следовательно, поддерживать должный уровень двигательной подготовленности не представлялось возможным и, как результат, низкие количественные величины, полученные при выполнении контрольного упражнения.

Стандартное отклонение от среднего арифметического значения результатов теста изменялось неоднозначно: до третьего года обучения включительно имело место его (стандартного отклонения) снижение (первый курс - 3,00 повторения, второй курс - 2,86 повторения, третий курс - 2,63 повторения), с последующим ростом показателей о - 2,90 раза (четвертый год обучения), 3,03 раза (пятый год обучения).

Направленность изменений коэффициента вариации (рис. 2), полученного по окончании исходного

Пкурсанты и слушатели

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

%

Рис. 2. Изменение коэффициента вариации силового комплексного упражнения у курсантов и слушателей женского пола по окончании исходного тестирования тестирования, была однотипна со стандартным отклонением: на первом и втором курсах показатели V указывали на отсутствие однородности участвующих в исследовании групп, сформированных исходя из года обучения - 12,13 % и 10,88 % соответственно). Минимальный коэффициент вариации, указывающий на однородность группы (курса), установлен на третьем году обучения - 9,75 %. Группы курсантов и слушателей женского пола четвертого и пятого годов обучения, по показателям коэффициента вариации, были неоднородны. У лиц, обучающихся на четвертом курсе, количественные значения V (по сравнению с третьим годом обучения) выросли, составив, в среднем, 10,13 %, достигнув максимума на пятом курсе - 12,92 %.

Через пять месяцев систематических учебных занятий по служебно-прикладной физической подготовке было проведено повторное тестирование курсантов и слушателей женского пола, показавшее наличие положительных изменений в результатах выполнения контрольного задания (рис. 3). С годом обучения у курсантов отмечен их (результатов) рост -27,34 раза (первый год обучения), 29,75 раза (второй год обучения), 30,17 раза (третий год обучения), 31,94 раза (четвертый год обучения). У слушателей также имела место позитивная динамика: в среднем, количество повторений (если сравнивать с исходным тестированием) увеличилось - 28,51 раза.

Ш курсанш и слушатели

20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

Рис. 3. Динамика показателей силового комплексного упражнения у курсантов и слушателей женского пола

по окончании заключительного тестирования Сравнительный анализ показателей стандартного отклонения исходного и заключительного тестирования указывал на его снижение по окончании исследования (первый год обучения - 2,80 раза, третий год обучения - 2,43 раза, четвертый год обучения - 2,69 раза, пятый год обучения - 2,38 раза). Количественное значение о у курсантов третьего года обучения не изменилось, по сравнению с исходным тестированием, составив 2,86 раза.

Коэффициент вариации (рис. 4) был ниже (не зависимо от года обучения) по окончании заключительного тестирования. Его значения, указывали на

* курсанты и слушатели

0 1 234 56 7 8 9 10 11 12

%

Рис. 4. Изменение коэффициента вариации силового комплексного упражнения у курсантов и слушателей женского пола по окончании заключительного тестирования отсутствие однородности группы (курса) только применительно к первому году обучения - 10,26 %. На вторых-пятых курсах установлена однородность групп (курсов) по результатам тестового задания: 9,62 % (второй год обучения), 8,06 % (третий год обучения), 8,44 % (четвертый год обучения), 8,36 % (пятый год обучения).

Интенсивность прироста (рис. 5) результатов контрольного упражнения была не однозначна у представителей различных годов обучения. Ее минимальные значения установлены у курсантов первого года обучения - 10,33 %. На втором курсе от-

мечено увеличение прироста, в среднем, до 13,07 %. На третьем и четвертом годах обучения имело место незначительное снижение прироста - 11,57 % и 11,40 % соответственно.

Нкурсанты и слушатели

%

Рис. 5. Интенсивность прироста показателей силового комплексного упражнения у курсантов и слушателей женского пола по окончании заключительного тестирования Максимальная интенсивность прироста выявлена у младших офицеров полиции, составившая, в среднем, 21,37 %.

Заключение. Представленные выше результаты позволяют заключить, что у курсантов-женщин средние результаты контрольного упражнения, с годом обучения, увеличивались, что следует рассматривать как позитивный момент, указывающий на то, что систематические педагогические воздействия, имеющие место на практических учебных занятиях по служебно-прикладной физической подготовке оказывали положительное влияние на развитие силовой выносливости мышц пояса верхних конечностей, брюшного пресса и спины у обучающихся женского пола. Младшие офицеры полиции выполняли тестовое задание хуже, по сравнению с курсантами первого-четвертого годов обучения. Вероятно, отсутствие регулярных практических занятий, в связи с пребыванием в начале в отпуске, а затем (в соответствии с учебным планом) на практике в территориальных подразделениях внутренних дел РФ, где систематические практические занятия по служебно-прикладной физической подготовке сведены к минимуму, явилось закономерным итогом результатов, полученных при выполнении контрольного упражнения.

Библиографический список

1. Бушма, Т. В. Специальная выносливость на занятиях аэробикой / Т. В. Бушма, Е. Г. Зуйкова // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения». СПб., 2016. С. 364-371.

2. Дадабаев, О. Ж. Особенности развития специальной выносливости дзюдоистов / О. Ж. Дадабаев // Интеграция науки и спортивной практики в единоборствах : материалы XIX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной памяти заслуженного мастера спорта СССР, профессора Е.М. Чумакова 14 февраля 2020 г. М. : Лика, 2020. С. 91-94.

3. Дьяконов, В. В. Развитие выносливости, быстроты и силы у школьников и их воспитание на уроках физической культуры в 6 классах : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. В. Дьяконов. М., 1962. 24 с.

4. Иссурин, В. Б. Научные и методические основы подготовки квалифицированных спортсменов / В. Б. Иссурин, В. И. Лях. М. : Спорт, 2020. 176 с.

5. Кузьмин, В. В. Особенности организации специальной силовой выносливости в тренировочном процессе сборной команды по легкоатлетическому кроссу Волгоградской академии МВД России / В. В. Кузьнин, О. С. Панова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 201 6. № 3.С. 127-131.

6. Разницын, В. А. Соматодиагностический подход в развитии выносливости у курсантов женского пола образовательных организаций МВД России : автореф. дис. ... канд. педагог. наук / В. А. Разницын. М., 2021. 26 с.

7. Роговая, Д. А. Профессионально-ориентированное воспитание военнослужащих-женщин военно-учебных заведений средствами физической подготовки : автореф. дис. ... канд. педагог. наук / Д. А. Роговая. СПб., 2012. 22 с.

8. Теория и методика современных спортивных исследований : монография / В. П. Губа, В. В. Мари-нич. М. : Спорт, 2016. С. 94-98.

9. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры) : учебник для институтов физической культуры / Л. П. Матвеев. М. : ФиС, 1991. С. 230-231.

10. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. 4-е изд., стереотип. М. : Советский спорт, 2010. С. 177.

11. Теория и методика физической культуры и спорта : учебник / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. 12-е изд., испр. М. : Издательский центр «Академия», 2014. С. 117.

12. Теория и методика современных спортивных исследований : монография / В. П. Губа, В. В. Мари-нич. М. : Спорт, 2016. С. 94-98.

13. Футбол : учебник для институтов физической культуры / под ред. М. С. Полишкиса, В. А. Выжгина. М. : Физкультура, образование и наука, 1999. С. 89.

Bibliographic list

1. Bushma, T. V. Special endurance in aerobics classes / T. V. Bushma, E. G. Zuikova // All-Russian scientific and practical conference with international participation «Health is the basis of human potential: problems and ways to solve them». St. Petersburg, 2016. pp. 364-371.

2. Dadabaev, O. Zh. Features of the development of special endurance of judoists / O. Zh. Dadabaev // Integration of science and sports practice in martial arts : materials of the XIX All-Russian scientific and Practical conference with international participation dedicated to the memory of the Honored Master of Sports of the USSR, Professor E.M. Chumakov on February 14, 2020 M. : Lika, 2020. pp. 91-94.

3. Dyakonov, V. V. Development of endurance, speed and strength in schoolchildren and their upbringing at the lessons of physical culture in grades 6 : abstract. dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences / V. V. Dyakonov. M., 1962. 24 p.

4. Issurin, V. B. Scientific and methodological foundations of the training of qualified athletes / V. B. Issurin, V. I. Lyakh. M. : Sport, 2020. 176 p.

5. Kuzmin, V. V. Features of the organization of special strength endurance in the training process of the national team in athletics cross of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia / V. V. Kuzmin, O. S. Panova // Scientific notes of the P. F. Lesgaft University. 2016. No. 3. pp. 127-131.

6. Raznitsyn, V. A. Somatodiagnostic approach in the development of endurance in female cadets of edu-

cational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia : abstract. dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences / V. A. Raznitsyn. M., 2021. 26 p.

7. Rogovaya, D. A. Professionally-oriented education of female servicemen of military educational institutions by means of physical training : abstract. dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences / D. A. Rogovaya. St. Petersburg, 2012. 22 p.

8. Theory and methodology of modern sports research : monograph / V. P. Guba, V. V. Marinich. M. : Sport, 2016. pp. 94-98.

9. Theory and methodology of physical culture (general principles of theory and methodology of physical education; theoretical and methodological aspects of sports and professionally applied forms of physical culture) : textbook for institutes of physical culture / L. P. Matveev. M. : FiS, 1991. pp. 230-231.

10. Theory and methodology of physical culture : textbook / under edited by prof. Yu. F. Kuramshin. 4th ed., stereotype. M. : Soviet Sport, 2010. p. 177.

11. Theory and methodology of physical culture and sports : textbook / Zh. K. Kholodov, V. S. Kuznetsov. 12th ed., ispr. M. : Publishing Center «Academy», 2014. p. 117.

12. Theory and methodology of modern sports research : monograph / V. P. Guba, V. V. Marinich. M. : Sport, 2016. pp. 94-98.

13. Football : textbook for institutes of physical culture / edited by M. S. Polishkis, V. A. Vyzhgin. M. : Physical culture, education and science, 1999. p. 89.

Информация об авторах

А. А. Зайцев - профессор кафедры физической подготовки, профессор Московской государственной академии физической культуры, доктор биологических наук, кандидат педагогических наук, профессор;

А. В. Щукин - старший преподаватель кафедры физической подготовки.

Information about the authors

A. A. Zaytsev - Professor of the Department of Physical Training Professor of the Moscow State Academy of Physical Culture, Doctor of Biological Sciences, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor;

A. V. Shchukin - senior lecturer of the Department of physical training.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 28.02.2022; одобрена после рецензирования 14.03.2022; принята к публикации 21.03.2022.

The article was submitted to the editorial office on 28.02.2022; approved after review on 14.03.2022; accepted for publication on 21.03.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.