Научная статья на тему 'Изменение показателей, определяющих уровень развития быстроты курсантов и слушателей женского пола образовательных организаций МВД России'

Изменение показателей, определяющих уровень развития быстроты курсантов и слушателей женского пола образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫСТРОТА / СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ / КУРСАНТЫ ЖЕНСКОГО ПОЛА / СЛУШАТЕЛИ ЖЕНСКОГО ПОЛА / КОНТРОЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ / ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ / СТАНДАРТНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ / КОЭФФИЦИЕНТ ВАРИАЦИИ / ИНТЕНСИВНОСТЬ РОСТА / SPEED / SPEED ABILITIES / FEMALE CADETS / FEMALE LISTENERS / CONTROL EXERCISE / TEST TASK / EDUCATIONAL PROCESS / ARITHMETIC MEAN / STANDARD DEVIATION / COEFFICIENT OF VARIATION / GROWTH RATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцев Александр Анатольевич, Хромов Вадим Анатольевич

Анализируются статистические показатели, определяющие уровень развития быстроты курсантов и слушателей женского пола образовательных организаций МВД России. Результаты, полученные в ходе выполнения контрольного упражнения, варьируют в достаточно широких пределах, особенно при сравнении средних величин курсантов первого и второго годов обучения и слушателей (пятый год обучения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцев Александр Анатольевич, Хромов Вадим Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changing of the figures which determine the level of development of quickness of cadets and female students who study at the educational institutions of The Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

The analysis of statistical indicators determining the level of development of speed of cadets and female listeners of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is carried out. The results obtained during the control exercise vary widely enough, especially when comparing the average values of first-year and second-year students and trainees (fifth year of training).

Текст научной работы на тему «Изменение показателей, определяющих уровень развития быстроты курсантов и слушателей женского пола образовательных организаций МВД России»

© А.А. Зайцев, В.А. Хромов, 2018 УДК 378 ББК 74

ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ЖЕНСКОГО ПОЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Александр Анатольевич Зайцев,

профессор кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, полковник полиции,

профессор Московской государственной академии физической культуры, доктор биологических наук, кандидат педагогических наук, профессор

E-mail: zalex.65@inbox.ru; Вадим Анатольевич Хромов,

доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России

имени В.Я. Кикотя, мастер спорта СССР E-mail: hromov1967@mail.ru

Научная специальность 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,

оздоровительной и адаптивной физической культуры

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируются статистические показатели, определяющие уровень развития быстроты курсантов и слушателей женского пола образовательных организаций МВД России. Результаты, полученные в ходе выполнения контрольного упражнения, варьируют в достаточно широких пределах, особенно при сравнении средних величин курсантов первого и второго годов обучения и слушателей (пятый год обучения).

Ключевые слова: быстрота, скоростные способности, курсанты женского пола, слушатели женского пола, контрольное упражнение, тестовое задание, учебный процесс, среднее арифметическое значение, стандартное отклонение, коэффициент вариации, интенсивность роста.

Для цитирования: Зайцев А.А., Хромов В.А. Изменение показателей, определяющих уровень развития быстроты курсантов и слушателей женского пола образовательных организаций МВД России. Вестник экономической безопасности. 2018;(2):261-5.

CHANGING OF THE FIGURES WHICH DETERMINE THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF QUICKNESS OF CADETS AND FEMALE STUDENTS WHO STUDY AT THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Aleksandr A. Zaytsev,

Professor of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific Complex special training of the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikot, the police colonel, Professor of the Moscow State Academy of Physical Culture, Doctor of Biological Sciences, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor;

Vadim A. Khromov,

Associate Professor of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific Complex for Special Education Moscow University

of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikotya, Master of Sports of the USSR Abstract. The analysis of statistical indicators determining the level of development of speed of cadets and female listeners of

educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is carried out. The results obtained during the control exercise vary

widely enough, especially when comparing the average values of first-year and second-year students and trainees (fifth year of training).

Keywords: speed, speed abilities, female cadets, female listeners, control exercise, test task, educational process, arithmetic

mean, standard deviation, coefficient of variation, growth rate.

Можно констатировать, что сегодня в педагогической науке все реже используется термин «быстрота», поскольку ему присущи все характеристики собирательного понятия, в том числе возможность рассматривать его настолько широко, что оно может утратить свою определенность. Ему на смену приходит дифференцирующий термин «скоростные способности» [6, с. 213—228]. Такой подход позволяет определить быстроту как способность, от проявления которой в конечном итоге и зависит скоротечность двигательных действий.

К скоростным способностям относят два основным типа проявления быстроты:

• быстрота двигательных реакций — как способность к экстренному двигательному реагированию;

• быстрота движений — как способность выполнения с определенной скоростью отдельных двигательных актов, так и способность поддерживать определенный темп повторения движений. В практической работе наибольший интерес

представляет тот параметр, который может быть измерен, например, с применением метода выполнения тестовых заданий. Таким параметром является быстрота движений.

Основу быстроты, как при выполнении отдельного двигательного акта, так и всего комплекса движений, составляют такие характеристики, как подвижность нервных процессов, строение, биохимическая структура и эластичность мышц, суставная подвижность. Эластичность мышцы определяет быстроту и величину ее растяжения, чем она более эластична, тем быстрее и с большей силой она может сокращаться. Мышца, которая оптимально растянута, будет сокращаться с большей силой и быстротой [5, с. 76—78].

Быстрота как физическое качество, ее развитие привлекают внимание, как специалистов в области теории физического воспитания и спортивной тренировки, так и практических работников. Изучены особенности изменения быстроты (скоростных способностей) у подростков мужского пола, занимающихся и не занимающихся спортом [3, с. 348—349], лиц мужского и женского пола, обучающихся в образовательных организациях системы МВД России [4, с. 153—156]. В ходе многолетних исследований, выявлена динамика развития скоростных способно-

стей у спортсменок командно-игровых видов, в зависимости от особенностей их телосложения [1; 2].

Проведено исследование, направленное на изучение и анализ показателей, определяющих развитие быстроты у курсантов и слушателей женского пола института-факультета подготовки сотрудников для органов предварительного следствия МУ МВД России имени В.Я. Кикотя Количественный состав тестируемых — 307 человек (первый год обучения — 78 человек, второй год обучения — 67 человек, третий год обучения — 71 человек, четвертый год обучения — 49 человек, пятый год обучения — 42 человека), Анализировались результаты контрольного задания «бег 100 метров с высокого старта» в начале (сентябрь) и по окончании (май) 2016—17 учебного года. Тестирование проводилось после разминки, в которую входили беговые упражнения и упражнения из гимнастики и акробатики.

Обработка цифрового материала осуществлялась с применением компьютерной программы «Статистика».

Результаты выполнения тестового задания, определяющего уровень развития быстроты у курсантов и слушателей женского пола в начале учебного года (сентябрь 2016 года) графически представлены на рисунке 1.

Анализ показателей контрольного упражнения позволил выявить их положительную динамику. Так, обучающиеся первого курса пробегали 100-метровую дистанцию, в среднем, за 17.9 с. На втором году обучения время выполнения контрольного задания было сокращено до 17.4 с. Курсанты женского пола проходящие обучения на третьем курсе выполнили тестовое упражнение, в среднем, за 17.1 с. Лучший результат (17.0 с.) в пробегании дистанции показали курсанты-женщины четвертого года обучения. У слушателей (пятый год обучения) женского пола результаты выполнения контрольного упражнения составили, в среднем, 17.3 с., то есть они были хуже, чем у представителей четвертого и третьего курсов.

Стандартное отклонение не выходило за пределы 0.4 с. С первого по третий года обучения выявлено его (стандартного отклонения) повышение (0.33 с., 0.36 с., 0.39 с. соответственно). У курсантов женского пола четвертого года обучения стандартное отклонение определено как минимальное

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

15-й г.о.

4-й г.о.

3-й г.о.

2-й г.о.

1-й г.о.

0

1

-с -

О

а н т

о и

100 м.

10

12

14

16

18

20

Условные сокращения: г.о. — год обучения

Рис. 1. Изменение показателей бега на 100 метров с высокого старта у курсантов и слушателей женского пола в начале учебного года

(0.31 с.). У слушателей показатели о (0.34 с.) были выше, по сравнению с курсантами первого и четвертого годов обучения и ниже, если сравнивать с обучающимися на втором и третьем курсах.

Изменение коэффициента вариации имело аналогичную направленность. До третьего года обучения выявлено его увеличение (первый курс — 1.85%, второй курс — 2.06%, третий курс — 2.32%). У курсантов четвертого года обучения отмечено его (коэффициента вариации) снижение (1.83%). У слушателей (пятый год обучения) показатели V составили 1.98%.

Результаты, показанные этим же контингентом курсантов и слушателей женского пола по окончании учебного года (май 2017 года) графически представлены на рисунке 2.

Изучение и последующий анализ изменения показателей, определяющих уровень развития быстроты у курсантов и слушателей женского пола, позволил сделать заключение относительно улучшения результатов контрольного упражнения, что имеет вполне закономерное объяснение. Систематические занятия по учебной дисциплине «Физическая подготовка» в течение года, регулярные физические нагрузки, целенаправленные педагогические воздействия на развитие как отдельных двигательных качеств, так и в комплексном их проявлении, приве-

ло к положительным сдвигам в растущем организме обучающихся. Курсанты первого года обучения показали лучший результат (17.0 с.). У лиц женского пола обучающихся на втором курсе среднее значение тестового задания составило 16.8 с. Улучшение результата в выполнении бега на 100 метров отмечено у курсантов женского пола третьего года обучения — 16.7 с. Представители четвертого курса показали такой же результат (в среднем, 16.7 с.). Слабее всех стометровую дистанцию преодолели слушатели пятого года обучения — 17.4 с.

Стандартное отклонение от среднего арифметического значения контрольного упражнения у курсантов-женщин снижалось с годом обучения. Максимальные показатели о установлены у обучающихся на первом курсе (0.31 с.), минимальные (0.24 с.) — четвертом курсе. Промежуточное положение занимали представители второго (0.29 с.) и третьего (0.25 с.) годов обучения. Стандартное отклонение слушателей женского пола составило, в среднем, 0.29 с. Если сравнивать с показателями стандартного отклонения первого тестирования, то они были ниже, не зависимо от года обучения (1 курс — 0.33 с. (начало учебного года) и 0.31 с. (окончание учебного года), 2 курс — 0.36 с. и 0.29 с., 3 курс — 0.39 с. и 0.25 с., 4 курс — 0.31 с. и 0.24 с., 5 курс — 0.34 с. и 0.29 с. соответственно), что сви-

0

2

4

6

8

1-й г.о.

2-й г.о.

3-й г.о.

4-й г.о.

15-й г.о.

20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

100 м. контрольное задание

Условные сокращения: г.о. — год обучения

Рис. 2. Изменение показателей бега на 100 метров с высокого старта у курсантов и слушателей женского пола по окончании учебного года

детельствует о положительном влиянии систематических занятий по физической подготовке.

Коэффициент вариации, с годом обучения, снижался. На первом курсе он составил, в среднем, 1.82%. По окончании второго года обучения средние показатели V снизились до 1.76%. Дальнейшее уменьшение коэффициента вариации отмечено на третьем (1.50%) и четвертом (1.47%) годах обучения. У младших офицеров полиции (слушатели пятого курса) женского пола, полученный коэффициент вариации установлен на уровне 1.71%, то есть по сравнению с курсантами третьего и четвертого годов обучения он (коэффициент вариации) вырос. Однако если сравнивать с началом учебного

года, то отмечается его снижение. Аналогичная особенность выявлена и при анализе коэффициента вариации у представителей женского пола других годов обучения, что указывает на повышение степени однородности групп, применительно к результатам тестового задания, определяющего уровень развития быстроты, физического качества роль и значение которого трудно переоценить в профессионально-прикладной физической подготовке сотрудников полиции.

Интенсивность роста (рис. 3) показателей бега на 100 метров снижалась от года к году обучения. Максимальный прирост отмечен у курсантов-жен-

щин первого и второго годов обучения (5.15% и 3.50% соответственно). На третьем курсе интенсивность роста показанных результатов несколько снизилась (2.36%). К окончанию четвертого года обучения выявлено дальнейшее снижение прироста — 1.78%. У слушателей установлена отрицательная (по сравнению с результатами, полученными в начале учебного года) динамика при выполнении контрольного упражнения (-0.57%). Подобная особенность, возможно, является следствием специфики учебного процесса в образовательных организаций системы МВД России. В отличии от гражданских учебных заведений высшего образования, в ВУЗах силовых ведомств кроме обучения, молодые люди активно участвуют в несении службы по охране общественного порядка (наряды, усиления, командировки). Слушатели пятого года обучения уходят на практику на четыре месяца (сентябрь—декабрь) и приступают к обучению, а, значит, и к систематическим занятиям по физической подготовке только во второй половине января. Более полугода (июль-декабрь включительно), абсолютное большинство слушателей (за исключением небольшой их части) не получают должной физической нагрузки, что не может отрицательно не сказаться на выполнении ими контрольных нормативов в заключительном семестре. Кроме этого, учебные занятия (перед вы-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

15-й г.о.

4-й г.о.

3-й г.о.

2-й г.о.

1-й г.о.

о 100 м.

&

н х

Условные сокращения: г.о. — год обучения

Рис. 3. Интенсивность роста показателей бега на 100 метров с высокого старта у курсантов и слушателей женского пола

пуском) хотя и носят систематический характер, но их количество меньше, по сравнению с предыдущими семестрами, (в среднем, два академических часа в неделю) и направлены они исключительно на подготовку (май) к экзамены по учебной дисциплине «Физическая подготовка». Процент времени, которое с первого по четвертый (включительно) года обучения отводилось на повышение физической подготовленности обучающихся, на пятом курсе сведен к минимуму. Снижение обще уровня подготовленности приводит к снижению результатов выполнения тестовых заданий, в том числе и бега на 100 метров с высокого старта. Результаты этого контрольного упражнения как никакого другого подвержены отрицательной динамике, так как они определяют уровень развития быстроты, физического качества, имеющего высокую степень генетической предрасположенности. Только систематические занятия, имеющие целевую направленность на поддержание степени готовности сотрудника к выполнению скоростных перемещений, является непременным условием, учет которого позволит сохранить должный уровень быстроты сотрудников правоохранительных органов.

Литература 1. Зайцев А.А. Соматодиагностический подход в подготовке юных футболисток: монография / А.А. Зайцев. Смоленск, 1998.

2. Зайцев А.А. Хронополиморфизм и физическая подготовленность спортсменок в инновационных командно-игровых видах: монография /

A.А. Зайцев. Смоленск, 1998.

3. Зайцев А.А. Изменение скоростных способностей футболистов и школьников 12—14 лет: материалы международной научно-практической конференции посвященной 80-летию Московского государственного педагогического университета и 65-летию факультета физической культуры «Физическая культура и спорт в современных условиях: состояние, проблемы, направления модернизации» / А.А. Зайцев, Р.Х. Сабитов. М., 2011.

4. Зайцев А.А. Скоростные способности курсантов мужского и женского пола образовательных учреждений МВД России: межрегиональный сборник научных трудов по проблемам интегративной и спортивной морфологии «Дети, спорт, здоровье» (Выпуск 10) / А.А. Зайцев, В.А. Хромов. Смоленск: СГАФКСТ, 2014.

5. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: учебное пособие, 2-е изд., перераб. /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B.М. Зациорский. М.: ФиС, 2009.

6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. М.: ФиС, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.