Научная статья на тему 'Динамика общей и специальной выносливости у курсантов образовательных организаций МВД России различных годов обучения'

Динамика общей и специальной выносливости у курсантов образовательных организаций МВД России различных годов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательные организации МВД России / курсанты / обучающиеся / общая выносливость / специальная выносливость / года обучения / среднее арифметическое значение признака / стандартное отклонение от среднего арифметического значения признака / коэффициент вариации / минимальные и максимальные значения / достоверность различий. / educational organization / the Ministry of internal Affairs of Russia / cadets / students / General and special endurance / year of study / the arithmetic mean of the characteristic value / the standard deviation from the arithmetic mean of the characteristic values / coefficient of variation / minimum and maximum values / the significance of differences.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вадим Анатольевич Хромов, Александр Анатольевич Зайцев

По результатам контрольных упражнений определено изменение общей и специальной выносливости у курсантов образовательных организаций МВД России. Выявлено, что результаты общей выносливости наиболее интенсивно росли после первого и на втором годах обучения. По окончании третьего и четвертого курсов средние величины тестового задания имели устойчивую тенденцию к стабилизации. Положительная динамика выявлена при выполнении курсантами контрольного упражнения, определяющего уровень развития специальной выносливости: с годом обучения отмечено увеличение количества бросков в течение одной минуты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вадим Анатольевич Хромов, Александр Анатольевич Зайцев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF GENERAL AND SPECIALIZED ENDURANCE AMONG RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS CADETS THROUGHOUT DIFFERENT STUDY YEARS

According to the results of control exercises determined the change in General and special endurance cadets of educational institutions of the MIA of Russia. It is revealed that the results General endurance of the most intensely grew after the first and second years of study. At the end of the third and fourth year averages of test item had a steady tendency to stabilization. A positive dynamic in cadet performance was identified over the course of performing control exercises which determine the level of special endurance development: within a year of training, the number of throws per minute has increased.

Текст научной работы на тему «Динамика общей и специальной выносливости у курсантов образовательных организаций МВД России различных годов обучения»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

© В.А. Хромов, А.А. Зайцев, 2018 УДК 378 ББК 74

ДИНАМИКА ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ РАЗЛИЧНЫХ ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. По результатам контрольных упражнений определено изменение общей и специальной выносливости у курсантов образовательных организаций МВД России. Выявлено, что результаты общей выносливости наиболее интенсивно росли после первого и на втором годах обучения. По окончании третьего и четвертого курсов средние величины тестового задания имели устойчивую тенденцию к стабилизации. Положительная динамика выявлена при выполнении курсантами контрольного упражнения, определяющего уровень развития специальной выносливости: с годом обучения отмечено увеличение количества бросков в течение одной минуты.

Ключевые слова: образовательные организации МВД России, курсанты, обучающиеся, общая выносливость, специальная выносливость, года обучения, среднее арифметическое значение признака, стандартное отклонение от среднего арифметического значения признака, коэффициент вариации, минимальные и максимальные значения, достоверность различий.

Для цитирования: Хромов В.А., Зайцев А.А. Динамика общей и специальной выносливости у курсантов образовательных организаций МВД России различных годов обучения. Вестник экономической безопасности. 2018;(1):270-4.

DYNAMICS OF GENERAL AND SPECIALIZED ENDURANCE AMONG RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS CADETS THROUGHOUT DIFFERENT STUDY YEARS

Vadim A. Khromov,

Associate Professor of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific Complex for Special Education Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikotya, Master of Sports of the USSR;

Aleksandr A. Zaytsev,

Professor of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific Complex special training of the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya.Kikot, the police colonel,

Professor of the Moscow State Academy of Physical Culture, Doctor of Biological Sciences, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor

Abstract. According to the results of control exercises determined the change in General and special endurance cadets of educational institutions of the MIA of Russia. It is revealed that the results General endurance of the most intensely grew after the first and second years of study. At the end of the third and fourth year averages of test item had a steady tendency to stabilization. A positive dynamic in cadet performance was identified over the course of performing control exercises which determine the level of special endurance development: within a year of training, the number of throws per minute has increased.

Вадим Анатольевич Хромов,

доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Мастер спорта СССР

E-mail: hromov1967@mail.ru; Александр Анатольевич Зайцев, профессор кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя, полковник полиции,

профессор Московской государственной академии физической культуры, доктор биологических наук, кандидат педагогических наук, профессор

E-mail: zalex.65@inbox.ru

Научная специальность 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,

оздоровительной и адаптивной физической культуры

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Keywords: educational organization, the Ministry of internal Affairs of Russia, cadets, students, General and special endurance, year of study, the arithmetic mean of the characteristic value, the standard deviation from the arithmetic mean of the characteristic values, coefficient of variation, minimum and maximum values, the significance of differences.

Понятие «выносливость», как правило, связывают со способностью человека продолжать более или менее эффективно совершать деятельность вопреки наступающему утомлению, под которым понимают вызываемое работой временное снижение уровня оперативной работоспособности. В связи с этим, выносливость рассматривается как комплекс свойств индивида, определяющих его способность противостоять утомлению в процессе деятельности. Выносливость, проявляемую преимущественно в двигательной деятельности, в отличие от других видов выносливости часто называют физической выносливостью [6]. В доступной литературе имеются сведения о развитии скоростной [2, с. 116—119], силовой [3, с. 206—209], двигательно-координационной [4, с. 56—59; 5, с. 125—128] выносливости у курсантов образовательных организаций МВД России. Информация о воспитании общей и специальной выносливости у вышеназванного контингента обучающихся, носит единичный, разрозненный и достаточно противоре-

чивый характер. Именно это обстоятельство и послужило предпосылкой для проведения настоящего исследования.

Предпринята попытка проанализировать статистические показатели, характеризующих развитие общей и специальной выносливости курсантов образовательных организаций МВД России.

Для оценки показателей средних величин выносливости (как общей, так и специальной), рассчитывались среднее арифметическое значение признака (М), стандартное отклонение от среднего арифметического значения признака (о), коэффициент вариации (V), определялись минимальные и максимальные значения, оценивалась достоверность различий (р) между средними арифметическими независимых распределений. Применялся стандартный компьютерный пакет Statistica [1].

Анализ результатов бега на 1000 метров (рис. 1) позволял определить уровень развития общей выносливости у курсантов различных годов обучения. У обучающихся на первом курсе, средние зна-

курсанты

с.

245 243 241 239 237 235 233 231 229 227 225

1

2

3

Рис. 1. Динамика показателей выполнения тестового задания «Бег 1000 метров» курсантами различных годов обучения

4

чения контрольного упражнения составили 243 с. На втором году обучения результаты выросли, то есть время выполнения теста сократилось — 234 с. (р < 0.05). Курсанты третьего года обучения показали, в среднем, лучшие результаты в беге на 1000 метров (231 с.), по сравнению с обучающимися второго курса, хотя разница составила всего 2 с. В то же время, разница также в 2 с. была хуже у курсантов четвертого года обучения (233 с.), по сравнению с обучающимися третьего курса.

Стандартное отклонение от средних величин бега на 1000 метров с годом обучения снижалось и максимальное снижение зафиксировано у обучающихся второго курса (9.63 с.), по сравнению с лицами, проходящими обучение на первом курсе (10.79 с.). На третьем (8.97 с.) и четвертом (8.02 с.) годах обучения отмечено дальнейшее снижение показателей о, хотя темпы этого снижения были несколько ниже.

Снижение коэффициента вариации отмечено при анализе статистических показателей бега на 1 000 метров (рис. 2). 1% — такова разница в количественных показателях V между представителями первого (4.44%) и четвертого (3.44%) курсов. У лиц второго года обучения коэффициент вариации составил 4.11%. У третьекурсников его (коэффициента вариации) числовые значения были ниже — 3.88%.

Уровень развития специальной выносливости определяли по результатам выполнения обучающимися броска «Задняя подножка» в течение одной минуты. В отличие от контрольных упражнений, анализируемых выше, бросок был предложен к выполнению курсантам со второго года обучения, так как согласно учебной программы и тематическим планам, освоение боевых приемов борьбы к которым относиться и бросок «Задняя подножка» начинается во второй половине первого семестра, в то время как тестирование проводилось в начале первой половины первого семестра. Анализ средних значений выполнения броска (рис. 3), выявил наличие положительной динамики, в зависимости от года обучения. Так, на втором курсе количественные показатели выполнения броска «Задняя подножка» составили, в среднем, 16 повторений. У курсантов третьего года обучения, результаты были выше на два повторения (18 раз). Максимальные средние значения броска выявлены на четвертом году обучения — 19 повторений.

При анализе средних величин броска «задняя подножка» установлено снижение стандартного отклонения. На втором и третьем годах обучения количественные показатели о не отличались, составив 2.04 раза. Уменьшение стандартного отклонения (по сравнению со вторым и третьим годами обучения) установлено на четвертом курсе — 1.44 раза.

■ курсанты

12 3 4

год обучения

Рис. 2. Динамика коэффициента вариации тестового задания «Бег 1000 метров», выполненного курсантами различных годов обучения

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

курсанты

ев

а

о «

ч §

20

19

18

17

16

15

1

2

3

4

год обучения

Рис. 3. Динамика показателей выполнения тестового задания «Бросок «задняя подножка» в течение 1-й минуты» курсантами различных годов обучения

Анализ показателей коэффициента вариации, полученных при выполнении броска «задняя подножка» (рис. 4) показал, что с годом обучения показатели V снижались. Однако, если коэффициент вариации на втором (12.80%) и третьем (11.33%) курсах, указывал на отсутствие однородности групп, то на четвертом (7.58%) году обучения, группы были однородны по рассматриваемому признаку.

Таким образом, анализ статистических показателей, определяющих уровень развития выносливости (общей и специальной) у курсантов различных годов обучения, позволил установить наличие положительной динамики результатов тестовых заданий у обучающихся. В ходе их (результатов) анализа выявлено, что они наиболее интенсивно росли (применительно к общей выносливости) после первого и на втором годах обучения. На третьем и четвертом курсах средние величины тестового упражнения имели устойчивую тенденцию к стабилизации, то есть отмечено улучшение изменений, хотя и очень незначительное. Возможно, причиной подобной особенности явилось повышенное акцентированное внимание (со стороны профессорско-преподавательского состава кафедры) на освоение и совершенствование курсантами боевых приемов борьбы в ущерб воспитанию у них (курсантов) об-

щей выносливости — качества, без должного уровня развития которого, выполнение профессиональных обязанностей сотрудниками МВД, связанных с преследованием и силовым задержанием правонарушителя, становиться более чем проблематичным. Положительная динамика выявлена при выполнении курсантами контрольного упражнения, определяющего уровень развития специальной выносливости: с годом обучения отмечено увеличение количества бросков в течение одной минуты.

Литература

1. Боровиков В.П. STATISTICA — Статистический анализ и обработка данных в среде Windows: учебное пособие / В.П. Боровиков, И.П. Боровиков. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998.

2. Зайцев А.А. Динамика скоростной выносливости у курсантов образовательных учреждений МВД России: межрегиональный сборник научных трудов по проблемам интегративной и спортивной морфологии «Дети, спорт, здоровье» (Выпуск 10) / А.А. Зайцев, В.Ю. Капитонов. Смоленск: СГАФКСТ, 2014.

3. Зайцев А.А. Динамика силовой выносливости у курсантов образовательных учреждений МВД

курсанты

13

12

11

а 10

0 «

1

4 о g 9

12 3 4

год обучения

Рис. 4. Динамика коэффициента вариации тестового задания «Бросок «задняя подножка» в течение 1-й минуты», выполненного курсантами различных годов обучения

8

7

6

России // Вестник Московского университета МВД России. М., 2014. № 5.

4. Зайцев А.А. Двигательно-координацион-ная выносливость курсантов мужского и женского пола образовательных организаций МВД России: материалы Всероссийской научно-практической конференции 10 июня 2015 г. «Современные образовательные технологии в подготовке специалистов правоохранительных органов» / А.А. Зайцев, В.А. Хромов, А.А. Чеглаков. Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015.

5. Капитонов В.Ю. Изменение двига-тельно-координационной выносливости у учащихся ВУЗов МВД России: межрегиональный сборник научных трудов по проблемам инте-гративной и спортивной морфологии «Дети, спорт, здоровье» (Выпуск 10) / В.Ю. Капитонов, А.А. Зайцев, И.Н. Леонов. Смоленск: СГАФКСТ, 2014.

6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1991.

Правовое обеспечение организации работы с кадрами в органах внутренних дел: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / [Е.В. Климкина и др.]; под ред. К.К. Гасанова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. 127 с.

Рассмотрены направления работы с кадрами органов внутренних дел, требования к ее организации, а также технологии, применяемые в работе с личным составом в ОВД. Особое внимание уделяется организационно-правовой характеристике субъектов, осуществляющих работу с кадрами в органах внутренних дел.

Для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, а также практических работников подразделений по работе с личным составом ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.