Научная статья на тему 'Динамика силовой выносливости у курсантов образовательных учреждений МВД России'

Динамика силовой выносливости у курсантов образовательных учреждений МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИЛОВАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / POWER ENDURANCE / ПОДТЯГИВАНИЕ В ВИСЕ НА ПЕРЕКЛАДИНЕ / PULLING UP IN ВИСЕ ON A CROSSBEAM / СИЛОВОЕ КОМПЛЕКСНОЕ УПРАЖНЕНИЕ / POWER COMPLEX EXERCISE / СОБСТВЕННО-СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЛИЧНОСТНО-ПСИХИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / LICHNOSTNO-MENTAL FACTORS / СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИЗНАКА / AVERAGE ARITHMETIC VALUE OF A SIGN / СТАНДАРТНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ / STANDARD DEVIATION / КОЭФФИЦИЕНТ ВАРИАЦИИ / VARIATION FACTOR / ACTUALLY-POWER ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцев А.А., Капитонов В.Ю.

По результатам тестовых заданий, проведен анализ уровня развития силовой выносливости у курсантов мужского пола 1-4 годов обучения. Выявлено наличие положительной динамики показателей тестовых заданий, определяющих уровень силовой выносливости, у лиц, проходящих обучение в образовательных учреждениях МВД России. Средние значения подтягивания в висе на перекладине и силового комплексного упражнения увеличивались от года к году обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцев А.А., Капитонов В.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of power endurance at cadets educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia

By results of test tasks, the analysis of a level of development of power endurance at male cadets of 1-4 years of training is carried out. Presence of positive dynamics of indicators of the test tasks defining level of power endurance, at the persons who are trained in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia is revealed. Average values of pulling up in висе on a crossbeam and power complex exercise increased year by year training.

Текст научной работы на тему «Динамика силовой выносливости у курсантов образовательных учреждений МВД России»

ДИНАМИКА СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ

А.А. ЗАЙЦЕВ,

доктор биологических наук, кандидат педагогических наук, профессор кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России, подполковник полиции

E.mail: zalex.65@inbox.ru В.Ю. КАПИТОНОВ,

преподаватель кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки

Московского университета E-mail: alsgord@mail.ru

Научная специальность: 13.00.04 — теория и методика профессионального образования

Аннотация. По результатам тестовых заданий, проведен анализ уровня развития силовой выносливости у курсантов мужского пола 1—4 годов обучения. Выявлено наличие положительной динамики показателей тестовых заданий, определяющих уровень силовой выносливости, у лиц, проходящих обучение в образовательных учреждениях МВД России. Средние значения подтягивания в висе на перекладине и силового комплексного упражнения увеличивались от года к году обучения.

Ключевые слова: силовая выносливость, подтягивание в висе на перекладине, силовое комплексное упражнение, собственно-силовые способности, личностно-психические факторы, среднее арифметическое значение признака, стандартное отклонение, коэффициент вариации.

DYNAMICS OF POWER ENDURANCE AT CADETS EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

A.A. ZAITSEV,

doctor Biological sciences, the candidate of pedagogical sciences, the professor, the professor of chair of physical preparation of an uchebno-scientific complex of special preparation of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the lieutenant colonel of police;

V.JU. KAPITONOV,

the teacher of chair of physical preparation of an uchebno-scientific complex of special preparation of the Moscow university

Annotation. By results of test tasks, the analysis of a level of development of power endurance at male cadets of 1—4 years of training is carried out. Presence of positive dynamics of indicators of the test tasks defining level of power endurance, at the persons who are trained in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia is revealed. Average values of pulling up in висе on a crossbeam and power complex exercise increased year by year training.

Keywords: power endurance, pulling up in висе on a crossbeam, power complex exercise, actually-power abilities, lich-nostno-mental factors, average arithmetic value of a sign, a standard deviation, variation factor.

Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, обеспечивающие определенную долю энергии в процессе работы и способствующие быстрому восстановлению работоспособности организма после занятий любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрое удаление продуктов метаболического обмена [2, с. 31—67].

Двигательная деятельность, в зависимости от степени силовых напряжений объема и других ее черт, требует различных проявлений силовой выносливости. При неоднократных около предельных и предельных мышечных усилиях, силовая выносливость определяется преимущественно уровнем развития собственно-силовых способностей. Когда же степень мышечных усилий в каждый данный момент выполнения

действия относительно невелика, решающую роль в проявлении выносливости играют вегетативные факторы, наряду, с личностно-психическими факторами, роль которых во всех случаях остается ведущей [3, с. 50—53; 4, с. 21—24].

Проведена оценка результатов, определяющих уровень развития силовой выносливости у курсантов 1—4 годов обучения.

Использовались контрольные задания, применяемые в учебном процессе курсантов МВД России: подтягивание в висе на перекладине и силовое комплексное упражнение. Первый тест позволял определить уровень развития силовой выносливости мышц пояса верхних конечностей, второй — развитие силовой выносливости комплексного характера.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

у

и

А

Аг

У

^ А

>1;

г'"' £1 -■лД г«

✓Г наш ша Г "- ХЙ

&Я шд ~зт

1 ■■.■■.■■.'£■ ■■" I ■ ■■

Рис. 1. Динамика показателей выполнения тестового задания «Подтягивание в висе на перекладине» курсантами различных годов обучения

Для оценки показателей средних тенденций и вариативности показателей, определяющих уровень развития силовой выносливости, рассчитывались стандартные статистические показатели (среднее арифметическое значение признака (М), его максимальный и минимальный показатели, стандартное отклонение (о), коэффициент вариации (V)). Достоверность различий определялась по ^критерию Стьюдента. Использовались стандартные компьютерные пакеты с применением программы «Statistica» версия 5.0. [1].

Анализ средних арифметических значений контрольного задания «Подтягивание в висе на перекладине» (рис. 1), дал возможность обнаружить наличие их (средних значений) положительной динамики до третьего года обучения включительно. Так, учащиеся первого года обучения, выполняли подтягивание в висе на перекладине, в среднем 9 раз, на втором курсе количество повторений увеличилось, составив, в среднем 11 раз. На одно повторение больше выполняли контрольное упражнение курсанты третьего года обучения (в среднем 12 раз). У обследуемых лиц четвертого курса установлены такие же средние величины выполнения подтягивания в висе на перекладине — 12 раз, т.е. динамика (как положительная, так и отрицательная) не выявлена.

Стандартное отклонение от среднего арифметического значения, полученного при выполнении подтягивания в висе на перекладине, имело волнообразную направленность. На первом и втором годах обучения оно (стандартное отклонение) статистически не отличалось — 1,62 раза и 1,63 раза соответственно. У третьекурсников количественный показатель о был ниже — 1,42 раза. На четвертом году обучения стандартное отклонение было минимальным (по сравнению с учащимися первого — третьего курсов) — 1,23 раза.

Коэффициент вариации при выполнении курсантами различных годов обучения тестового задания «подтягивание в висе на перекладине» (рис. 2), снижался от года к году их обучения. На первом курсе V был максимальным — 18,10%. На втором году обучения, полученный показатель коэффициента вариации был ниже, составив 14,90%. Снижение (по сравнению со вторым курсом) на 3%, отмечено и на третьем году обучения — 11,90% Минимальное значение V выявлено у лиц, обучающихся на четвертом курсе — 10,28%. Не зависимо от года обучения, коэффициент вариации выходил за границы «должных» величин, т.е. по результатам рассматриваемого контрольного задания группы были не однородны.

Рис. 2. Динамика коэффициента вариации тестового

задания «Подтягивание в висе на перекладине», выполненного курсантами различных годов обучения

Рис. 3. Динамика показателей выполнения тестового задания «Силовое комплексное упражнение» курсантами различных годов обучения

Выполнение силового комплексного упражнения было призвано определить уровень развития силовой выносливости комплексного характера. Средние величины силового комплексного упражнения (рис. 3) изменялись от года к году обучения, хотя эти изменения были неоднозначны.

У курсантов первого года обучения количественные показатели СКУ составили 114 раз. На втором курсе средний результат был значительно выше — 126 раз (р < 0,05). У учащихся третьего года обучения средние величины силового комплексного упражнения составили 128 раз, т.е. имела место положительная динамика, хотя и менее выраженная, по сравнению с разницей, полученной по результатам выполнения тестового задания курсантами первого и второго годов обучения. На четвертом курсе СКУ учащиеся выполняли, в среднем, 129 раз, т.е. результат был выше, по сравнению с тем, который был показан на третьем году обучения, хотя разница в одно повторение указывает лишь на наличие незначительного прогресса в уровне развития силовой выносливости комплексного характера.

Стандартное отклонение при выполнении силового комплексного упражнения росло от года к году обучения курсантов. Минимальный количественный показатель о установлен у

учащихся первого года обучения — 13,23 раза. У лиц второго курса он (количественный показатель) был несколько выше — 13,31 раза. На третьем году обучения стандартное отклонение увеличилось до 14,28 раза, а на четвертом курсе оно (стандартное отклонение) достигло максимума — 14,81 раза.

Анализ коэффициента вариации силового комплексного упражнения (рис. 4) позволил установить изменения, имевшие место в зависимости от года обучения. По сравнению с лицами первого курса (11,61%) значение V на втором году обучения было ниже — 10,57%. На третьем и четвертом курсах отмечено увеличение коэффициента вариации — 11,16% и 11,48% соответственно. Как и в анализируемом выше тестовом задании (подтягивание в висе на перекладине), по рассматриваемому признаку (несмотря на снижение коэффициента вариации в процессе обучения) группы были неоднородны, т.е. необходимость регламентации физической нагрузки, позволяющей повысить уровень развития силовой выносливости мышц пояса верхних конечностей и силовой выносливости комплексного характера, приобретает особую актуальность.

Таким образом, анализ статистических показателей, определяющих уровень развития силовой выносливости у курсантов различных годов обучения,

Рис. 4. Динамика коэффициента вариации тестового задания «Силовое комплексное упражнение», выполненного курсантами различных годов обучения

позволил установить наличие положительной динамики результатов тестовых заданий у учащихся первого — четвертого годов обучения. В ходе изучения этих результатов выявлено, что они наиболее интенсивно росли после первого и на втором годах обучения. На третьем и четвертом курсах средние величины тестовых упражнений имели устойчивую тенденцию к стабилизации.

Литература

1. Боровиков В.П. STATISTICA — Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. М., 1998.

2. Волков Н.И. Внешнее дыхание, газообмен и выносливость: Сб. науч. тр. «Выносливость у юных спортсменов». М., 1969.

3. Тронин Н.И. Эффективность совершенствования выносливости на этапе предсоревновательной подготовки: Сб. науч. тр. «Адаптация, физическая культура и спорт». Смоленск, 1987.

4. Шепилов А.А., Климин В.П. Индивидуализация процесса совершенствования специальной выносливости у борцов разных весовых категорий // Теория и практика физической культуры. 1999. № 4.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ИНТЕГРАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Д.Р. МАРДАНОВ,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры правовых дисциплин казанского филиала

ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений» Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального обучения

E-mail: kui@kaz.mvd.ru

Аннотация. В статье дается краткий анализ проблем профессиональной компетенции в российской образовательной системе; раскрыт потенциал профессионального образования в формировании гуманитарной культуры.

Ключевые слова: профессиональная юридическая компетентность, гуманизация, гуманитарная культура личности, система российского образования, реформирование образования, система культуры.

PROFESSIONAL LEGAL COMPETENCE OF THE FUTURE OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE CONTEXT OF THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY ISSUES OF INTEGRATION AND OF DIFFERENTIATION IN EDUCATION

D.R. MARDANOV,

candidate of pedagogical sciences, associate professor of legal disciplines of the OUP VPO «Academy of Work and Social Relations» Kazan branch

Annotation. The article provides a brief analysis of the problems of professional competence in the Russian educational system is disclosed potential vocational education in shaping humanitarian culture.

Keywords: professional legal competence, humanization, humanitarian culture of personality, the Russian educational system, the reform of education, culture system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.