Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬ НАД РАЗВИТИЕМ ВЫНОСЛИВОСТИ У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ'

КОНТРОЛЬ НАД РАЗВИТИЕМ ВЫНОСЛИВОСТИ У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ / ТЕСТИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ / КУРСАНТЫ И СЛУШАТЕЛИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ / ENDURANCE DEVELOPMENT / TESTING OF PHYSICAL QUALITIES / CADETS AND STUDENTS / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочков Валерий Евгеньевич, Камнев Роман Викторович

Ряд научно-педагогических работников образовательных организаций МВД России в своей практике развития выносливости у курсантов и слушателей, в условиях проведения практических занятий в закрытых залах малой площади, применяют различные методы и способы интенсификации учебных заданий. Используя аэробные задания высокой интенсивности, направленные на рост работоспособности и физиологической адаптации к физическим нагрузкам. Таким образом, решая основные задачи образовательной деятельности, в части касающейся физической подготовки обучающихся в образовательных организациях МВД России, связанные с сопряженным обучением техники выполнения боевых приемов борьбы с развитием основных физических качеств у курсантов и слушателей. В результате использования в учебном процессе подобной модели обучения, остается одним из нерешенных вопросов, связанный с влиянием используемых средств и методов на результат в беге (кроссе) на 1, 3 и 5 км, которые в соответствии с нормативными документами, регламентирующими физическую подготовку сотрудников ОВД России, являются основными показателями развития выносливости. Ввиду того, что данные нормативы курсантами и слушателями сдаются на открытых площадках в теплое время года, провести полноценное тестирование в беге на рассматриваемые дистанции в зимнее время, по ряду объективных причин, не представляется возможным. Поэтому появляется необходимость в подборе тестовых заданий, дающих возможность с высоким уровнем корреляции показать правильность выбранных средств, методов, объема и интенсивности физических упражнений и их влияния на развитие выносливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бочков Валерий Евгеньевич, Камнев Роман Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL OVER THE DEVELOPMENT OF ENDURANCE IN CADETS AND LISTENERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

A number of scientific and pedagogical employees of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia in their practice of developing endurance in cadets and students, in the conditions of practical training in closed halls of the small area, use various methods and methods of intensifying the training tasks. Using high-intensity aerobic tasks aimed at increasing performance and physiological adaptation to physical exertion. Thus, solving the main tasks of the educational activities, in terms of physical training of students in the educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia, connected with the associated training of techniques for performing the combat techniques for the development of the basic physical qualities in cadets and students. The use of training model in the educational process, remains one of the unresolved issues associated with the impact of the used means and methods on the result in the race (the cross) at 1, 3 and 5 km, which are in accordance with the regulations governing the physical fitness of employees OVD of Russia, are the main indicators of development of endurance. Due to the fact that cadets and students in open areas pass these standards in the warm season, it is not possible to conduct the full-fledged test in running the distances in question in winter, for a number of objective reasons. Therefore, there is need to select test tasks that make it possible to show the correctness of the selected means, methods, volume and intensity of physical exercises and their impact on the development of endurance with high level of correlation.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬ НАД РАЗВИТИЕМ ВЫНОСЛИВОСТИ У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ»

УДК 796.015.68

КОНТРОЛЬ НАД РАЗВИТИЕМ ВЫНОСЛИВОСТИ У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

Валерий Евгеньевич Бочков, преподаватель, Роман Викторович Камнев, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры, Волгоградская академия Министерства внутренних дел России

Аннотация

Ряд научно-педагогических работников образовательных организаций МВД России в своей практике развития выносливости у курсантов и слушателей, в условиях проведения практических занятий в закрытых залах малой площади, применяют различные методы и способы интенсификации учебных заданий. Используя аэробные задания высокой интенсивности, направленные на рост работоспособности и физиологической адаптации к физическим нагрузкам. Таким образом, решая основные задачи образовательной деятельности, в части касающейся физической подготовки обучающихся в образовательных организациях МВД России, связанные с сопряженным обучением техники выполнения боевых приемов борьбы с развитием основных физических качеств у курсантов и слушателей. В результате использования в учебном процессе подобной модели обучения, остается одним из нерешенных вопросов, связанный с влиянием используемых средств и методов на результат в беге (кроссе) на 1, 3 и 5 км, которые в соответствии с нормативными документами, регламентирующими физическую подготовку сотрудников ОВД России, являются основными показателями развития выносливости. Ввиду того, что данные нормативы курсантами и слушателями сдаются на открытых площадках в теплое время года, провести полноценное тестирование в беге на рассматриваемые дистанции в зимнее время, по ряду объективных причин, не представляется возможным. Поэтому появляется необходимость в подборе тестовых заданий, дающих возможность с высоким уровнем корреляции показать правильность выбранных средств, методов, объема и интенсивности физических упражнений и их влияния на развитие выносливости.

Ключевые слова: развитие выносливости, тестирование физических качеств, курсанты и слушатели, образовательные организации МВД России.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p54-58

CONTROL OVER THE DEVELOPMENT OF ENDURANCE IN CADETS AND LISTENERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Valery Evgenievich Bochkov, the teacher, Roman Viktorovich Kamnev, the candidate of pedagogical Sciences, Deputy head of the Department, Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia

Abstract

A number of scientific and pedagogical employees of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia in their practice of developing endurance in cadets and students, in the conditions of practical training in closed halls of the small area, use various methods and methods of intensifying the training tasks. Using high-intensity aerobic tasks aimed at increasing performance and physiological adaptation to physical exertion. Thus, solving the main tasks of the educational activities, in terms of physical training of students in the educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia, connected with the associated training of techniques for performing the combat techniques for the development of the basic physical qualities in cadets and students. The use of training model in the educational process, remains one of the unresolved issues associated with the impact of the used means and methods on the result in the race (the cross) at 1, 3 and 5 km, which are in accordance with the regulations governing the physical fitness of employees OVD of Russia, are the main indicators of development of endurance. Due to the fact that cadets and students in open areas pass these standards in the warm season, it is not possible to conduct the full-fledged test in running the distances in question in winter, for a number of objective reasons. Therefore, there is need to select test tasks that make it possible to show the correctness

of the selected means, methods, volume and intensity of physical exercises and their impact on the development of endurance with high level of correlation.

Keywords: endurance development, testing of physical qualities, cadets and students, educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia.

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Приказом МВД России от 05.05.2018 № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации», курсанты и слушатели, а также слушатели, проходящие профессиональную подготовку по должности служащего «Полицейский», за исключением слушателей Академии управления МВД России, выполняют контрольные упражнения общей физической подготовки. Данные упражнения включают в себя такие задания, для проверки уровня выносливости, как бег (кросс) на 1, 3 и 5 км.

Рабочие программы учебной дисциплины (модуля) «Физическая подготовка» для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, по теме: «Легкая атлетика и ускоренное передвижение», в среднем предусматривают на совершенствование выносливости 54 учебных часов на весь пятилетний период обучения. Таким образом, в среднем получается 11 часов в учебном году. Анализ графиков последовательности прохождения дисциплины показал, что часы по рассматриваемой теме, в течение учебного года распределены не равномерно. Так занятия направленные на развитие выносливости проходят в начале осени и конце весны, что обусловлено установлением стабильно высоких температур окружающего воздуха на открытых спортивных площадках. Различные упражнения, направленные на развитие выносливости, у курсантов и слушателей, используются научно-педагогическими работниками также в рамках практических занятий и по другим темам. Но в тоже время учебного года, что и основные темы. Таким образом, повышается общее количество часов направленное на развитие выносливости, но временной промежуток между блоками практических занятий единой направленности остается значительным. В среднем он может составлять от 4 до 6 месяцев, в это время курсанты и слушатели изучают учебный блок боевых приемов борьбы в закрытых спортивных залах. Ввиду необходимости выполнения основной задачи обучения курсантов и слушателей, а это изучение и совершенствование боевых приемов борьбы, беговые упражнения на длинные дистанции в этот период, в большинстве случаев, не используются [2, 3]. Таким образом, мы видим несоответствие требований роста уровня выносливости у курсантов и слушателей и распределения в течение учебного года практических занятий направленных на ее развитие. Нивелированием сложившейся ситуации может стать использование заданий направленных на развитие выносливости, в рамках практических заданий в закрытых залах, повешенной интенсивности. Для контроля адекватности подобранной физической нагрузки, необходимо использование соответствующих тестовых заданий.

В нашей работе мы использовали опыт наших коллег из Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя: Морева Д.Г., Платонова Д.А., Евраева Л.О. и Алтуниной

H.А. представивших результаты своих исследований на II Всероссийской научно-практической конференции «Интегральные подходы в системе физического воспитания как фактор повышения эффективности профессиональной деятельности специалистов». В своей работе: «Оценка уровня физической работоспособности курсантов и слушателей Московского университета МВД России», авторами представлен анализ трехлетнего контроля за уровнем развития работоспособности более 600 курсантов вуза. По результатам которого наиболее эффективным авторами был признан многоступенчатый беговой тест Beep Test [1]. Целью использования нами Beep Test, является сравнение его начальных результатов с последующими и нахождения уровня его корреляции с бегом (кроссом) на

I, 3 и 5км. На сегодняшний день Beep Test является одной из наиболее распространенных процедур, при помощи которых оценивается аэробная работоспособность не только в

спорте, но и при отборе кандидатов в полицию Великобритании и Канады, а также в вооруженные силы Новой Зеландии и Австралии.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании, проходящем в течение одного учебного года, приняли участие более 75 курсантов и слушателей Волгоградской академии МВД России, мужского и женского пола. В начале учебного года, во время различных практических занятий, курсанты и слушатели сдали нормативы по общей физической подготовке в беге (кроссе) на 1, 3 и 5 км (таблица 1).

Таблица 1 - Средние значения в беге на 1, 3 и 5 км в начале учебного года

№ п/п Пол Дистанция I курс (15 муж, 9 жен) (мин) II курс (13 муж, 10 жен) (мин) III курс (12 муж, 11 жен) (мин) IV курс (17 муж, 4 жен) (мин) V курс (14 муж, 8 жен) (мин)

1 Муж. 1 км 3,51 3,50 3,48 3,38 3,29

3 км 13,21 13,19 13,15 13,14 13,10

5 км 24,35 24,20 23,52 23,45 23,41

2 Жен. 1 км 4,54 4,49 4,39 4,30 4,22

3 км 16,05 15,58 15,50 15,42 15,28

Прием нормативов проходил на открытом стадионе академии в различное время суток от 8.30 мин до 13.20 мин, в зависимости от времени проведения учебного занятия. Трасса для сдачи нормативов был едина для всех обучающихся. Дополнительным заданием, для курсантов и слушателей, было сдача Beep Test на закрытой спортивной площадке. Значение результатов Beep Test определялось по таблице 2.

Таблица 2 - Критерии оценки физической подготовленности мужчин и женщин в Веер

Test

Критерии оценки уровней Количество повторений

мужчины женщины

Отлично > 13 > 12

Очень хорошо 11-13 10-12

Хорошо 9-11 8-10

Средне 7-9 6-8

Слабо 5-7 4-6

Очень слабо <5 <4

Оценка физической подготовленности курсантов и слушателей в Веер Test, на момент начала учебного года, приведена в таблице 3.

Таблица 3 - Оценка физической подготовленности курсантов и слушателей в Веер Test в начале учебного года ____

№ п/п Пол I курс (15 муж, 9 жен) (мин) II курс (13 муж, 10 жен) (мин) III курс (12 муж, 11 жен) (мин) IV курс (17 муж, 4 жен) (мин) V курс (14 муж, 8 жен) (мин)

1 Муж. 8 8 9 9 10

2 Жен. 6 6 7 7 8

Примерно с середины ноября 2019 года по апрель 2020 года, в соответствии с учебными планами и погодными условиями, практические занятия проходили в закрытых залах и в основном были направлены на изучение боевых приемов борьбы. Упражнения, направленные на развитие физических качеств выполнялись курсантами и слушателями в конце основной части занятия и в заключительной.

На первых практических занятиях в апреле 2020 года, проходящих на открытой спортивной базе, курсанты и слушатели повторно сдали, нормативны в беге на 1, 3 и 5 км (Таблица 4), предварительно пройдя тестирование в Веер Test (Таблица 5).

Таблица 4 - Средние значения в беге на 1, 3 и 5 км в конце учебного года

№ п/п Пол Дистанция I курс (15 муж, 9 жен) (мин) II курс (13 муж, 10 жен) (мин) III курс (12 муж, 11 жен) (мин) IV курс (17 муж, 4 жен) (мин) V курс (14 муж, 8 жен) (мин)

1 Муж. 1 км 3,55 3,54 3,51 3,41 3,32

3 км 13,24 13,21 13,18 13,17 13,16

5 км 24,37 24,28 23,57 23,45 23,44

2 Жен. 1 км 4,58 4,51 4,43 4,34 4,25

3 км 16,12 15,59 15,54 15,47 15,32

Таблица 5 - Оценка физической подготовленности курсантов и слушателей в Веер Test в конце учебного года_

№ п/п Пол I курс (15 муж, 9 жен) (мин) II курс (13 муж, 10 жен) (мин) III курс (12 муж, 11 жен) (мин) IV курс (17 муж, 4 жен) (мин) V курс (14 муж, 8 жен) (мин)

1 Муж. 6 6 7 7 8

2 Жен. 4 5 7 6 6

ВЫВОД

По результатам сдачи бега (кросса) на 1,3 и 5 км в конце учебного года у всех курсантов и слушателей наблюдалось снижение результативности, а также снижение показателей наблюдалось и в результатах Веер Test. Подобный результат связан с отсутствие специализированных или приближенных к ним заданий направленных на развитие выносливости, во время проведения занятий в закрытых залах.

Исходя из представленных данных, мы можем сделать вывод о том, что Веер Test, с высоким уровнем вероятности, показывает влияние учебных нагрузок по физической подготовке на результативность в беге на 1, 3 и 5 км у курсантов и слушателей академии, а также позволяет осуществлять контроль над изменениями работоспособности, физиологической адаптации к физическим нагрузкам.

Следовательно, научно-педагогическим работникам кафедры физической подготовки, для развития работоспособности и физиологической адаптации к физическим нагрузкам у курсантов и слушателей, целесообразно разрабатывать и применять на практических занятиях в закрытых спортивных залах, аэробные тренировки высокой интенсивности. При этом периодически, но не реже 3-х раз за период проведения учебных занятий в закрытых спортивных залах, использовать Веер Test, для определения правильности выбранных методов, средств и дозировки, с внесением в них оперативных корректировок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Оценка уровня физической работоспособности курсантов и слушателей Московского университета МВД России / Д.Г. Морев, Д.А. Платонов, Л.О. Евраев, Н.А. Алтунина // Интегральные подходы в системе физического воспитания как фактор повышения эффективности профессиональной деятельности специалистов : сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. - Хабаровск, 2012. - С. 63-65.

2. Жарков, С.А. Технология профессионально-прикладной физической подготовки курсантов учебных заведений МВД России / С.А. Жарков, В.И. Косяченко // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2012. - № 3 (22). - С. 133-137.

3. Овчинников, В.А. Педагогическая система физической подготовки в вузах МВД России: инновационный подход / В.А. Овчинников // Вестник Волгоградской академии МВД России. -2011. - № 17. - С. 135-138.

REFERENCES

1. Morev, D.G., Platonov, D.A., Evraev, L.O. and Altunina, N.A. (2012), "Assessment of the level of physical performance of cadets and students of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia", Integral approaches in the system of physical education as a factor in increasing the effectiveness of professional activity of specialists: collection of materials of the II All-Russian scientific

and practical conference, Khabarovsk, pp 63-65.

2. Zharkov, S.A. and Kosyachenko, V.I. (2012), "The technology of professionally-applied physical preparation of cadets of educational institutions of the MIA of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the MIA of Russia, No. 3 (22), pp. 133-137.

3. Ovchinnikov, V.A. (2011), "Pedagogical system of physical training in higher education institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia: an innovative approach", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry ofinternal Affairs ofRussia, No. 17, pp. 135-138.

Контактная информация: taekvondoroman@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.08.2020

УДК 796.078

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Наталья Евгеньевна Булетова, доктор экономических наук, Волгоградский институт

управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Максим Александрович Опалев, кандидат педагогических наук, заслуженный мастер спорта, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва

Аннотация

Диспропорции, которые сохраняются, а иногда и продолжают усиливаться в социально-экономическом развитии регионов РФ, определяются как объективными факторами (природно-климатические условия, традиции и исторические, культурные особенности жизнедеятельности и т.п.), так и субъективными, связанными с реализуемой системой межбюджетных отношений и трансфертов, состоянием менеджмента и кадрового резерва, уровнем производительности труда и т.д. Все это влияет на состояние и условия развития физической культуры и спорта. Цель исследования состоит в обосновании индивидуального подхода к решению проблем развития физической культуры и спорта на уровне отдельных регионов и муниципальных образований при необходимости общего национального подхода, концепции к этому вопросу. Методика и организация исследования включает методы системного подхода (анализ, синтез, систематизация, группировка, метод графического анализа, наблюдение), экспертных оценок, документальный способ сбора первичных и вторичных данных. На основе анализа результатов и тенденций развития физической культуры и спорта и их поддержки со стороны государства на примере Волгоградской области выявлены и систематизированы особенности развития физической культуры и спорта и пути улучшения ситуации.

Ключевые слова: концепция развития физической культуры и спорта, бюджетное финансирование, нормативы затрат, государственные услуги.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p58-65

FEATURES OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE

REGIONAL LEVEL

Natalya Evgenievna Buletova, the doctor of economical sciences, Volgograd Institute of Management, branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration; Maksim Aleksandrovich Opalev, the candidate of pedagogical sciences, Honored Master of Sports, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Abstract

For the subjects of the Russian Federation, disproportions in socio-economic development are typical, this is due to objective factors (natural and climatic conditions, traditions and historical, cultural characteristics of life, etc.) and with subjective factors (the system of inter budgetary relations and transfers, the state of management and personnel reserve, the level of labor productivity, etc.). All this affects the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.