Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОЛЛАБОРАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОЛЛАБОРАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛАБОРАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОТРУДНИК ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вашкевич Алла Васильевна, Ермаков Андрей Геннадьевич, Белянкина Валентина Александровна

Рассматриваются современные технологии, используемые в образовательной и воспитательной деятельности. Инновации в образовании способствуют появлению новых методик осуществления предупредительных мероприятий, направленных, в том числе и на предостережение граждан от дорожно-транспортных происшествий. Особого внимания заслуживают несовершеннолетние, процесс развития личности и становления ценностных ориентиров которых только формируется. Современное поколение нуждается в современных образовательных и информационных технологиях для удовлетворения их потребности в знаниях и формировании навыков безопасной жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вашкевич Алла Васильевна, Ермаков Андрей Геннадьевич, Белянкина Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF USING COLLABORATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

The modern technologies used in educational and educational activities are considered. Innovations in education contribute to the emergence of new methods of implementing preventive measures aimed, among other things, at warning citizens against road accidents. Minors deserve special attention, the process of personal development and the formation of value orientations of which is just being formed. The modern generation needs modern educational and information technologies to meet their need for knowledge and the formation of safe life skills.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОЛЛАБОРАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 374

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-256-260 NIION: 2015-0066-2/22-312 MOSURED: 77/27-011-2022-02-511

Алла Васильевна Вашкевич1, Андрей Геннадьевич Ермаков2, Валентина Александровна Белянкина3

1 2 3 Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия

1 All281@yandex.ru

2 600aa98@mail.ru

3 kinatina@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются современные технологии, используемые в образовательной и воспитательной деятельности. Инновации в образовании способствуют появлению новых методик осуществления предупредительных мероприятий, направленных, в том числе и на предостережение граждан от дорожно-транспортных происшествий. Особого внимания заслуживают несовершеннолетние, процесс развития личности и становления ценностных ориентиров которых только формируется. Современное поколение нуждается в современных образовательных и информационных технологиях для удовлетворения их потребности в знаниях и формировании навыков безопасной жизнедеятельности.

Ключевые слова: коллаборация, информационные системы, педагогическая деятельность, процесс обучения и воспитания, инновационная деятельность, сотрудник правоохранительных органов, педагогическая грамотность

Для цитирования: Вашкевич А. В., Ермаков А. Г., Белянкина В. А. Проблемы и перспективы использования коллаборативных технологиий в образовательной деятельности // Вестник экономической безопасности. 2022. № 2. С. 256-260. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-256-260.

Original article

Alla V. Vashkevich1, Andrey G. Ermakov2, Valentina A. Belyankina3

1 2 3 Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Saint Petersburg, Russia

1 All281@yandex.ru

2 600aa98@mail.ru

3 kinatina@mail.ru

Abstract. The modern technologies used in educational and educational activities are considered. Innovations in education contribute to the emergence of new methods of implementing preventive measures aimed, among other things, at warning citizens against road accidents. Minors deserve special attention, the process of personal development and the formation of value orientations of which is just being formed. The modern generation needs modern educational and information technologies to meet their need for knowledge and the formation of safe life skills.

Keywords: collaboration, information systems, pedagogical activity, learning and upbringing process, innovative activity, law enforcement officer, pedagogical literacy

For citation: Vashkevich A. V., Ermakov A. G., Belyankina V. A. Problems and prospects of using collaborative technologies in educational activities. Bulletin of economic security. 2022;(2):256-60. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2414-3995-2022-2-256-260.

© Вашкевич А. В., Ермаков А. Г., Белянкина В. А., 2022

Проблемы и перспективы использования коллаборативных технологиий в образовательной деятельности

Problems and prospects of using collaborative technologies in educational activities

PEDAGOGICAL SCIENCE

Современные коллаборативные технологии, реализуемые в процессе профилактики и воспитания, набирают все большую популярность. Они затрагивают все сферы общества, в том числе и правовые аспекты, в особенности - сферу транспортной безопасности. Анализ возникновения и использования коллаборативных информационных систем позволяет подобрать наиболее эффективную методику осуществления предупредительных мероприятий, направленных на предостережение граждан от дорожно-транспортных происшествий. Особое внимание в данном вопросе необходимо уделить несовершеннолетним гражданам, у которых только происходит процесс развития личности и становления ценностных ориентиров, и которые нуждаются в повышенном профилактическом информировании.

В наши дни в систему воспитания были внесены кардинальные изменения, что, в свою очередь, обусловлено развитием и массовым распространением технических решений, позволяющих разнообразить формы проведения учебных и воспитательных мероприятий. Все большую популярность в современном мире набирает гибридное обучение, которое стало доступным для каждого в связи с динамичным расширением и конвергенцией телекоммуникационных технологий. Немало важным аспектом в данной сфере стало и развитие облачных информационных систем, используемых в образовательных и воспитательных целях. Такие технические решения приводят к уходу от привычных рутинных действий путем их автоматизации, на чем человек экономит огромное количество времени и энергии. Помимо этого, циф-

ровые технологии позволяют реорганизовать привычные, реализуемые на практике процессы обучения и воспитания детей предметам, преподаваемым в общеобразовательных учреждениях, а также вопросам права и аспектам, связанным с транспортной безопасностью.

Коллаборация - это форма организации сообществ, участники которых объединяют результаты своего интеллектуального труда и другие ресурсы с целью создания на основе видения и усилий специалистов из разных сфер деятельности общего продукта [1].

Коллаборация базируется на стремлении к достижению общего результата, обмене информацией, знаниями, опытом; применении современных коллабора-тивных технологий и на том, что одна сторона служит «двигателем» совместного процесса всех участников (рис. 1).

К элементам коллаборации в сфере воспитания и профилактики относится концепция гуманистического коллективного воспитания, гуманно-личностный подход к каждому воспитуемому, дидактический активизирующий комплекс, а также педагогизация окружающей среды (рис. 2).

Под коллаборативными технологиями воспитания принято понимать совокупность средств и методов влияния на культуру поведения через проведение групповых занятий, в том числе в режиме on-line, удаленно друг от друга, с использованием особых современных технологий, специально разработанных педагогических программ, приложений, произведений и другого, с целью повышения коммуникации между

Рис. 1. Концепции коллаборации

Концепция Гуманно-личностный

гуманистического подход к каждому

коллективного воспитания участнику

Основные элементы коллаборации в воспитании

V.

Педагогизация Дидактический

окружающей среды активизирующии комплекс

Рис. 2. Элементы коллаборации Bulletin of economic security

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

участниками, быстрого достижения необходимых результатов, модернизации воспитательного процесса и повышения его эффективности. Этот подход вовлекает все большее количество людей в процесс обработки и синтеза информации и постепенно отдаляет их от механического запоминания информации (фактов, чисел, имен и др.). Люди, использующие такие технологии, работают друг с другом над задуманными проектами, где они должны сотрудничать как группа, чтобы легче реализовать задуманные ими концепции. Отстаивание своих позиций, грамотное формулирование задуманных тезисов, прислушивание к иным точкам зрения позволяют участникам группы развивать личностные качества, интеллектуальные способности, свое мировоззрение.

Особый акцент стоит сделать на том, что граждане, овладевшие технологиями коллаборации, в дальнейшей профессиональной деятельности, а также в обыденной жизни, с большей легкостью взаимодействуют с другими людьми, налаживают общую коллективную работу, запоминают больше фактов и установленных обществом правил, принимают ответственные решения в сложных ситуациях, что говорит о высоком результате применения таких технологий на практике. Люди учатся мыслить критически и быстро, воспринимая новую информацию и корректируя собственную точку зрения по мере появления новых идей.

Главной предпосылкой широкого развития цифровых информационных процессов в воспитании является телекоммуникационная революция 2000-х гг., во время которой произошло снижение общих расходов на применение коллаборативных технологий, а также появление возможности применять такие технологии большими сообществами людей одновременно и из разных мест. Это способствовало динамичному развитию системной инженерии во всем

Цивилизация

Телекоммуникации

Снижение издержек

Новые способы коллаборативной работы

Рис. 3. Технологическая цепочка (схема автора)

мире. Знание истории развития подобных технологий позволяет увеличить общий уровень грамотности педагогов, воспитателей, сотрудников правоохранительных органов и иных лиц, а также предоставляет им возможность применять их на практике и достигать желаемого результата.

Развитие коллаборативных технологий произошло вследствие возникновения и процветания цивилизации, постепенного развития телекоммуникаций, снижения издержек и дальнейшего преобразования способов коллективной работы (рис. 3).

Далее следует перейти к детальному изучению современных технических возможностей, позволяющих преобразовать воспитательный процесс и внести в него положительные коррективы. К таким возможностям можно отнести различные технологии, в том числе социальные, которые возникли и стали популяризированы благодаря техническому прогрессу, усилению взаимодействия человека с цифровым оборудованием, а также установлению формализованной форме обработки полученных знаний. Педагогический процесс, направленный на развитие личности, усвоение социальных норм, правил поведения; изучение законодательных актов, становится наиболее эффективным при использовании информационно-компьютерных технологий. Основными технологиями являются источники учебной информации (электронные учебники, курсы), наглядные пособия, позволяющие усваивать информацию с помощью зрительного и слухового восприятия, средства диагностики, профилактики и контроля, а также тренажеры и симуляторы, дающие человеку возможность погрузиться в другую реальность для решения поставленных задач (игры, симуляторы вождения и др.) (рис. 4).

Одной из главных особенностей применения информационно-компьютерных технологий в процессе коллаборационного воспитания является, прежде всего, возможность дистанционной коммуникации. Это позволяет участникам упомянутого процесса быстро и без излишних затрат принимать участие в воспитательном процессе в любой точке мира. В качестве примера дистанционного применения коллаборативных технологий можно рассмотреть проведение on-line лекций по профилактике дорожно-транспортных происшествий среди обучающихся общеобразовательных учреждений в период пандемии коронави-руса COVID-19, когда собрать школьников в одном помещении и провести урок привычным способом -выступая вживую с устной речью перед аудиторией, было невозможно.

В качестве примера современных коллабора-тивных технологий для дистанционной коммуникации можно рассмотреть системы видео-телефонии. К наиболее распространенным программным обе-

PEDAGOGICAL SCIENCE

Источники учебной информации

Наглядное пособие (качественно нового уровня с использованием мультимедиа)

Средство диагностики, профилактики и контроля

Тренажер, симулятор

Рис. 4. Информационно-компьютерные технологии в педагогическом процессе (схема автора)

спечениям как на территории Российской Федерации, так и во всем мире, относятся: Zoom Video Communications, BigBlueButton, Moodle, Skype, Proficonf (рис. 5).

С помощью вышеупомянутых сервисов можно проводить, к примеру, профилактические беседы с сотрудниками полиции по предупреждению опасного управления транспортным средством. Такой способ удобен, когда весь коллектив или отдельные его члены находятся вдали вдруг от друга (на карантине, больничном, в командировке), а прослушать профилактическую информацию требуется в связи с необходимостью профилактики дорожно-транспортных происшествий.

Также к популярным коллаборативным технологиям стоит отнести среду создания электронных педагогических курсов, в которую входят: индивидуальные и групповые системы библиографии, база данных публикаций, системы онлайн редактирования, компоновка курсов с помощью системы LMS. С помощью данных технологий создаются широкие возможности для изучения нового материала в сфере транспортной безопасности, создания наглядно-образного материала по представленным в электронной среде сведениям и их демонстрация неопределенному кругу лиц в целях предупреждения и профилактики транспортной преступности.

Следующей особенностью коллаборативных технологий является вариативность технических средств, с помощью которых происходит коммуникация, тем самым появляется возможность участвовать в воспитательном процессе с различных устройств. «Спектр данных технических средств широк: от мобильных телефонов и ноутбуков до систем виртуальной реальности и виртуальных лабораторий. Применяя цифровые устройства в воспитательном процессе, повышается отдача от воспитуемых, ожидаемый результат достигается быстрее и эффективнее. Примером этого служит возможность проходить тестирование на знание правил дорожного движе-

ния с удобного устройства в любой подходящий момент (во время поездки в автобусе - тесты можно решать на мобильном устройстве; во время нахождения в автошколе - тесты удобнее проходить на персональных компьютерах, чтобы преподаватель и другие обучающиеся могли оказать помощь в разборе ошибок на большом, удобном для чтения экране монитора)» [2].

В то же время, к особенностям коллаборативных технологий можно отнести возможность их использования в целях профилактики нежелательных в обществе явлений, девиации со стороны граждан. Особое внимание стоит уделить профилактике противоправного поведения среди несовершеннолетних. Здесь следует рассмотреть трансляцию профилактических роликов, фильмов на большую аудиторию с помощью различных технических средств. В качестве примера можно рассмотреть демонстрацию отснятых роликов по предупреждению травматизма на велосипеде в видео хостингах сети Интернет (на платформе YouTube,

Рис. 5. Наиболее популярные коммуникационные технологии конференц-связи (схема автора)

^к-Ток и др.), по телевидению (на федеральных, детских каналах), а также в лекционном зале с помощью проектора. Совместный просмотр видеороликов со сверстниками, а также в домашних условиях на мобильном устройстве или ПК, становится возможным благодаря развитым коллаборативным технологиям и широкому применению их в педагогической и профилактической практике.

В заключении следует отметить что, стремительное развитие коллаборативных информационных систем значительно упрощает задачу, стоящую перед сотрудниками правоохранительных органов, педагогами, воспитателями, заключающуюся в грамотном воспитании, доведении важной информации, профилактике нарушений закона и т. д. Еще в 1990-е гг. ICL/CSCL была лишь привлекательной, но очень проблемной формой преподавания, а сегодня мы говорим уже о таких формах, как мобильное компьютерное коллаборативное воспитание [3]. Коллаборативные технологии способствуют повышению результативности и практической полезности собственных цифровых устройств граждан.

Список источников

1. Антипина Е. А. Региональная политика нового поколения: постановка задачи в сфере человеческого капитала / Е. А. Антипина // Человеческий капитал. 2014. № 4 (64). С. 41-45.

2. Вашкевич А. В., Толочко Е. И. Применение SMART-технологий в профилактике детского

дорожно-транспортного травматизма // В сборнике : Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики. Материалы всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2020. С.92-98.

З. Максименкова О. В., Незнанов А. А. Колла-боративные технологии в образовании. Современные формы организации научной и образовательной деятельности. Университетское управление: практика и анализ / University Management: Practice and Analysis.

2019. 2З (1-2). С. 10З.

References

1. Antipina E. A. Regional policy of a new generation: setting the task in the field of human capital / E. A. Antipina // Human capital. 2014. No. 4 (64). P. 41-45.

2. Vashkevich A. V., Tolochko E. I. The use of SMART technologies in the prevention of child road traffic injuries // In the collection: Pedagogy and psychology in the activities of law enforcement officials: the integration of theory and practice. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. SPb.,

2020. P. 92-98.

3. Maksimenkova O. V., Neznanov A. A. Collaborative technologies in education. Modern forms of organizing scientific and educational activities. University Management: Practice and Analysis. 2019. 2З (1-2). P. 10З.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторах

А. В. Вашкевич - доцент кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент;

A. Г. Ермаков - доцент кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук;

B. А. Белянкина - старший преподаватель кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук.

Information about the authors

А. V. Vashkevich - Associate Professor of the Department of Legal Psychology of the Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

A. G. Ermakov - Associate Professor of the Department of Legal Psychology of the Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences;

V. A. Belyankina - Senior Lecturer of the Department of Legal Psychology of the Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Psychological Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 10.01.2022; одобрена после рецензирования 25.02.2022; принята к публикации 29.04.2022.

The article was submitted 10.01.2022; approved after reviewing 25.02.2022; accepted for publication 29.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.