Научная статья на тему 'БРЕНДИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА'

БРЕНДИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЕНДИНГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / ИМИДЖ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиннуров Фоат Канафиевич, Скрипкина Алина Вячеславовна, Родин Владимир Федорович

Рассматриваются инновационные технологии формирования имиджа образовательной организации на основе брендинга образовательных услуг с позиции стратегии позиционирования вуза в конкурентной образовательной среде региона и страны. Предложены практические направления решения проблемы на основе подготовки специалистов, готовых к осуществлению данного вида деятельности. Обоснована необходимость структурирования дисциплины «Педагогика высшей школы» и введения блок-модуля «Имидж образовательной организации», определены его содержательные аспекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRANDING EDUCATIONAL SERVICES OF A MODERN HIGH SCHOOL

The article considers the innovative technology of image formation of the educational organization based on branding educational services from the perspective of the university strategy of positioning in a competitive educational environment of the region and the country. It suggests practical ways of solving problems through training, ready for the implementation of this type of activity. The necessity of structuring discipline «Higher education pedagogy» and the introduction of unit-module «Image of the educational organization», defined its substantive aspects.

Текст научной работы на тему «БРЕНДИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА»

Научная статья УДК 378

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-261-264 NIION: 2015-0066-2/22-313 MOSURED: 77/27-011-2022-02-512

Брендинг образовательных услуг современного вуза

Фоат Канафиевич Зиннуров1, Алина Вячеславовна Скрипкина2, Владимир Федорович Родин3

1 Казанский юридический институт МВД России, Казань, Россия, goolchan@mail.ru

2 3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

2 c80@inbox.ru

3 kinatina@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются инновационные технологии формирования имиджа образовательной организации на основе брендинга образовательных услуг с позиции стратегии позиционирования вуза в конкурентной образовательной среде региона и страны. Предложены практические направления решения проблемы на основе подготовки специалистов, готовых к осуществлению данного вида деятельности. Обоснована необходимость структурирования дисциплины «Педагогика высшей школы» и введения блок-модуля «Имидж образовательной организации», определены его содержательные аспекты.

Ключевые слова: брендинг, образовательная услуга, позиционирование, имидж, конкурентная среда

Для цитирования: Зиннуров Ф. К., Скрипкина А. В., Родин В. Ф. Брендинг образовательных услуг современного вуза // Вестник экономической безопасности. 2022. № 2. С. 261-264. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-261-264.

Original article

Branding educational services of a modern high school

Foat K. Zinnurov1, Alina V. Skripkina2, Vladimir F. Rodin3

1 Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Kazan, Russia, goolchan@mail.ru

2 3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

2 c80@inbox.ru

3 kinatina@mail.ru

Abstract. The article considers the innovative technology of image formation of the educational organization based on branding educational services from the perspective of the university strategy of positioning in a competitive educational environment of the region and the country. It suggests practical ways of solving problems through training, ready for the implementation of this type of activity. The necessity of structuring discipline «Higher education pedagogy» and the introduction of unit-module «Image of the educational organization», defined its substantive aspects.

Keywords: branding, educational services, positioning, image, competitive environment

For citation: Zinnurov F. K., Skripkina A. V., Rodin V. F. Branding educational services of a modern high school. Bulletin of economic security. 2022;(2):261-4. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-261-264.

На современном этапе возрастает конкуренция вузов на рынке образовательных услуг: идет борьба за абитуриента, за престиж и имидж образовательной организации в глазах потребителя. Необходимость разработки и реализации брендинга вуза связана с по© Зиннуров Ф. К., Скрипкина А. В., Родин В. Ф., 2022 № 2/2022

зиционированием его роли и места в социокультурной ситуации российского общества.

Рыночные отношение и их реализация в области образовательных услуг рассматривают в работах отечественных и зарубежных исследователей: теоре-

Bulletin of economic security__- 261

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

тические и практические аспекты менеджмента, как культуры организации образовательного учреждения, рассматриваются с позиции фактора, способствующего позиционированию вуза. Появляются теории и концепции корпоративной культуры, организационной культуры, связанные с высшей школой. Исследованию феноменов имиджа, бренда и брен-динга образовательных услуг посвящены работы В. С. Автономова, П. С. Завьяловой, Е. Б. Карпова, А. В. Скрипкиной и др., в которых рассматриваются особенности бренда образовательных услуг учреждений различного профиля, предлагаются направления повышения эффективности брендинга.

Назрела острая необходимость использования инновационных подходов и технологий повышении престижа высшего образования в условиях конкурентной среды подготовки специалистов. Можно говорить о том, что намечен переход от анализа внутренних характеристик вуза к изучению внешней составляющей, включающей информирование социума, нуждающегося в удовлетворении знания об объекте, воздействии на потребителей образовательных услуг с целью влияния на выбор абитуриентов учебного заведения.

Отметим, что брендинг образовательных услуг создает образ учебного заведения, имеющего или формирующего свой индивидуальный стиль и непосредственно влияющий на социальный престиж вуза. Вместе с тем, несмотря на значимость проблемы, она не стала предметом целенаправленного изучения, и сегодня педагогическая наука нуждается в рассмотрении методологических оснований данного феномена, изучении брендинга образовательных услуг в обществе, стратегии позиционирования вуза и личности на принятие решений в конкурентной образовательной среде региона и страны.

Фундаментальность проблемы исследования данного явления предполагает, междисциплинарный подход по проблеме организационной культуры вуза и маркетинга, с учетом изучения формирования и изменения общественного мнения относительно эффективности деятельности образовательной организации. Такие исследования направлены на изучение взаимоотношения между вузом и обществом, на изучение потребности потенциальных обучающихся в тех или иных образовательных программах.

Известно, что брендинг образовательных услуг, как явление неповторимое и уникальное по сравнению с другими образовательными организациями, апеллируют не столько к сознанию, сколько к эмоциям, впечатлениям, воздействуя на подсознание. В условиях конкурентной среды каждый вуз стремится создать свой бренд, учитывающий социально-экономическое положение, научный авторитет, уникальность предлагаемых образовательных услуг, иннова-

ции в технологиях обучения, использования мировых достижений [2; 3]. Создавая привлекательную индивидуальность бренда образовательных услуг, вузы, как правило, выделяют то, что соответствует запросам рынка труда.

С точки зрения экономической целесообразности разработка брендинга образовательных услуг - это инвестирование в долгосрочное укрепление социального престижа вуза что, в конечном счете, приводит к высоким конкурсам, качественной подготовке специалистов, востребованных на рынке труда.

Брендинг образовательных услуг значим по различным причинам, к числу которых отнесем, во-первых, обеспечение доступа абитуриентов к качественному образованию, учитывающему идентификацию вуза, а во-вторых, у абитуриента формируется потребность в приобретении образовательной услуги, символизирующей качество жизни, значимость получаемой профессии в достижении социального престижа.

Разработка брендинга образовательных услуг должна учитывать специфику существующего образовательного пространства на основе «институционального, инфраструктурного, природно-ресурсного и человеческо-ресурсного измерения» [4, с. 268.], при этом институциональное измерение, предписывает учебному заведению необходимость изучения социальных ожиданий общества от образовательной деятельности вуза. Бендинг образовательных услуг ориентирован на индивидуальность обучающегося. Возникающие межличностные связи, существующие в повседневной деятельности преподавателей вузов, указывающие на уровень образовательных потребностей общества, создают прочную основу для осуществления позиционирования образовательной организации. Положение конкретного вуза, его ресурсы, история становления и развития, наличие выдающихся ученых, востребованность специалистов на рынке труда, непосредственно связано с учетом таких показателей, как численность населения, отношение к приобретению престижной профессии, ценности и др., должно учитываться при определении уровня доступности образования для различных социальных слоев.

Продвижение брендинга образовательных услуг подготовленными кадрами в учебных заведениях остается, по существу, нерешенной. Авторами статьи в рамках дисциплины «Педагогика высшей школы» разработан блок-модуль «Имидж образовательной организации», включающая в себя многоуровневое систематическое изложение основ теории и практики формирования имиджа, целостного представления о содержании, направлениях, инструментарии, технологиях и методах данного вида деятельности. Интегральный характер специалиста по брендинг-техно-логиям, ориентированных на продвижение образо-

262

Вестник экономической безопасности

№ 2/2022

вательных услуг вуза, обусловливает необходимость мультидисциплинарного характера их обучения на основе гуманитарных, социальных, экономических, психолого-педагогических наук. Такой специалист должен адекватно оценивать действительность (социальную, экономическую и пр.); ставить цели, определять стратегию развития образовательной организации, систематизировать тактические задачи, оценивать достигнутый результат.

Масштабность поставленных в контексте учебной дисциплины задач, предопределяет методологические основы и научные подходы в разработке содержания, ведущих принципов, организационно-педагогических условий и их реализации, которые обоснованы и представлены авторами статьи [1; 4; 6]. В число основных содержательных направлений деятельности специалистов по организации брендинга образовательных услуг, представленных в блок-модуле дисциплины, стал учет: политики и стратегии образовательной организации, анализ и интерпретация результативности видов ее деятельности (образовательной, научно-исследовательской, внедренческой, организационно-методической и др.); эффективности управления коммуникационной деятельности (обновляемый сайт организации, организация брендинг-мероприятий, стратегия рекламных мероприятий), направленной на продвижение образовательных услуг; технологий осуществления обратной связи с потребителями образовательных услуг (формирование креативной среды, взаимодействие с учреждениями-партнерами, социальные программы); мотивационной направленности работы с профессорско-преподавательским составом, ориентированной на качество предоставляемых образовательных услуг; овладения технологиями проведения внутреннего аудита и самооценки деятельности организации и его структурных подразделений в контексте брендин-га образовательных услуг и др.

Следовательно, в процессе освоения рассматриваемого блок-модуля при изучении «Педагогики высшей школы» у обучаемых формируются необходимые компетенции, позволяющие осмыслить то, что недостаточный учет важнейших направлений имиджа вуза, недооценка факторов, направленных на позиционирование образовательной организации приведет к разрушению впечатлений, необходимых для его престижа и будет свидетельствовать об недостаточности брендинга образовательных услуг.

Список источников

1. Зиннуров Ф. К., Марданов Д. Р., Чанышев Р. И., Хуснутдинов Р. Н. Сетевые формы реализации образовательных программ в образовательных организациях МВД России // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 4. С. 286-291.

2. Кудрявцева М. Е. Брендинг в сфере образования: к вопросу о личном бренде преподавателя вуза / В сборнике : Брендинг как коммуникативная технология XXI века : Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 144-147.

3. Мудревский А. Ю. Брендинг в образовании / В сборнике Брендинг как коммуникативная технология XXI века : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 2017. С. 57-60.

4. Родин В. Ф. Совершенствование обучения сотрудников ОВД Российской Федерации: теоретико-методологический аспект // Вестник экономической безопасности. 2018. № 3. С. 247-252.

5. Скрипкина А. В. Концепция формирования имиджа региональных вузов социокультурной сферы / Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия : Гуманитарные науки. 2011. Т. 10. № 12. С. 266-270.

6. Скрипкина А. В. Требования к подготовке будущих специалистов по формированию имиджа организации в вузе / Культура и образование. 2014. № 1 (52). С. 61-65.

References

1. Zinnurov F. K., Mardanov D. R., Chanyshev R. I., Khusnutdinov R. N. Network forms of implementation of educational programs in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Education. The science. Scientific personnel. 2020. No. 4. Р. 286-291.

2. Kudryavtseva M. E. Branding in the field of education: on the question of the personal brand of a university teacher / In the collection: Branding as a communication technology of the XXI century : Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation. 2016. Р. 144-147.

3. Mudrevsky A. Y. Branding in education / In the collection Branding as a communicative technology of the XXI century : Materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation 2017. Р. 57-60.

4. Rodin V. F. Improving the training of employees of the Department of Internal Affairs of the Russian Federation: theoretical and methodological aspect // Bulletin of Economic Security. 2018. No. 3. Р. 247-252.

5. Skripkina A. V. The concept of image formation of regional universities of the socio-cultural sphere / Scientific Bulletin of Belgorod State University. Series : Humanities. 2011. Vol. 10. No. 12. Р. 266-270.

6. Skripkina A. V. Requirements for the training of future specialists in the formation of the image of the organization at the university / Culture and education. 2014. No. 1 (52). Р. 61-65.

№ 2 I 2022

Bulletin of economic security

263

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторах

Ф. К. Зиннуров - начальник Казанского юридического института МВД России, доктор педагогических наук, профессор;

A. В. Скрипкина - профессор кафедры педагогики УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор педагогических наук;

B. Ф. Родин - профессор кафедры юридической психологии УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН.

Information about the authors

F. K. Zinnurov - Head of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor оf Pedagogical Sciences, Professor;

A. V. Skripkina - Professor of the Department of Pedagogy of the UNK PSD of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Pedagogical Sciences;

V. F. Rodin - Рrofessor of the Department of Legal Psychology of the UNK PSD of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor оf Pedagogical Sciences, Professor, Academic of the Russian Academy of Natural Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 11.02.2022; одобрена после рецензирования 25.04.2022; принята к публикации 25.05.2022.

The article was submitted 11.02.2022; approved after reviewing 25.04.2022; accepted for publication 25.05.2022.

Третье издание

Социальная психология. Учебник. Под ред. А. М. Столяренко. 3-е изд., перераб. и доп. 431 с. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебник содержит полную и четко структурированную систему современных социально-психологических знаний - важного раздела психологической науки. Это знания о психологии групп и поведения человека в группах, - знания нужные для жизни и деятельности каждому образованному человеку. Развитие человека, его права и свободы учеба, труд, семья, торговля, менеджмент, преступность, культура, досуг, жизненные кризисы, пьянство, наркомания - все так или иначе вплетено в систему социально-психологических связей и зависимостей. Понимание их и умение разбираться в них - важнейшее условие жизненных успехов.

Учебник ориентирован на широкий круг читателей, использование в вузах самого различного профиля, готовящих кадры, чья деятельность требует достаточной социально-психологической компетентности. Содержание учебника включает весь минимум социально-психологических знаний, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами. Оно открывает и возможность его профилирования при подготовке будущих профессионалов разных направлений деятельности.

Под редакцией A.M. Столяренко

264

Вестник экономической безопасности

№ 2 / 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.