Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИОННЫЕ БРЕНДИНГ-ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИОННЫЕ БРЕНДИНГ-ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / КАДРЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипкина А.В., Щуров Е.А.

Содержание статьи посвящено актуальной проблеме развития современной системы отечественного образования на основе инновационных брендинг-технологий; сформулированы основные проблемы и пути решения данного процесса (разработка стратегического плана внедрения социально-педагогических брендинг-технологий в стратегию подготовки кадров в образовательных организациях, пути его реализации и контроллинга, позволяющего уточнить содержание данного процесса).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL INNOVATIVE BRANDING TECHNOLOGIES AT THE UNIVERSITY

The content of the article is devoted to the actual problem of the development of the modern system of domestic education based on innovative branding technologies. The main problems and solutions to this process are formulated (development of a strategic plan for the introduction of socio-pedagogical branding technologies in the strategy of personnel training in educational organizations, ways of its implementation and controlling, allowing to clarify the content of this process).

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИОННЫЕ БРЕНДИНГ-ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

УДК 378

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИОННЫЕ БРЕНДИНГ-ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

А.В. Скрипкина1), Е.А. Щуров2'

1 2)

, 'Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, г. Москва

1 2)

, 'е-шаП; e.a.mvd@inbox.ru

Содержание статьи посвящено актуальной проблеме развития современной системы отечественного образования на основе инновационных брендинг-технологий; сформулированы основные проблемы и пути решения данного процесса (разработка стратегического плана внедрения социально-педагогических брендинг-технологий в стратегию подготовки кадров в образовательных организациях, пути его реализации и контроллинга, позволяющего уточнить содержание данного процесса).

Ключевые слова: стратегия, технологии, модернизация, инновация, кадры, образовательные организации.

Необходимость брендинг-технологий в деятельности образовательных организаций определяется сложившейся ситуацией изменения роли и места учебных заведений в жизнедеятельности современного российского общества. На современном этапе возрастает потребность в использовании новых технологий, направленных на повышение подготовки конкурентоспособных специалистов в вузе. На успешность предоставления образовательных услуг в высшей школе влияет не только качество подготовки специалистов, готовность образовательной организации позиционировать свою деятельность с

переходом от анализа внутренних потенциальных возможностей, к изучению имеющихся мировых стандартов научного сообщества. В данном контексте использование социально-педагогических брендинг-технологий играет существенную роль в стратегии вуза и требует целенаправленного изучения и научного обобщения: требуется рассмотрение принципов социально-педагогических брендинг-технологий, структуры и содержании этого феномена, роли коллектива в данном процессе. Необходимо изучать вопросы воздействия вузов на общество, о возможностях целенаправленного развития брендинг-технологий как важнейшего фактора повышения конкурентоспособности образовательной организации.

Актуальность проблемы исследования определяется значимостью разработки стратегии и механизмов социально-педагогических брендинг-технологий образовательных организаций и предопределяет, с одной стороны, изучение организационной культуры конкретной образовательной организации, его истории, сложившихся традиций, исследование статуса и авторитета вуза в социокультурной сфере, а с другой - предполагается разработка механизмов социально -педагогических брендинг-технологий, овладение новыми формами позиционирования вуза, как цента освоения современных технологий в образовательном процессе. Исследование социально-педагогических брендинг-технологий предполагает «разделение процесса на взаимосвязанные этапы; координированное поэтапное выполнение действий, направленных на достижение искомого результата; точное выполнение включенных в технологию процедур и операций» [1, с. 38].

Социально-педагогические брендинг-технологии в

образовательных организациях, рассматриваются на основе сущностно-теоретического, структурно-содержательного и технологического аспектов способствуют определению направлений деятельности вузов с включением стратегического анализа, представления исчерпывающей позитивной информации, реализации эффективных мероприятий и контроля. Инновационные брендинг-технологии направлены на определение и разработку показателей имиджа вуза: определения компонентов, критериев и методов оценки существующего имиджа, позволяющих анализировать и определять позицию вуза на рынке образовательных услуг.

Отметим, что проблемы поиска эффективных методов позиционирования образовательной организации на основе разработки имиджевых мероприятий наибольшую актуальность приобрело в конце ХХ столетия, когда наиболее активно стали развиваться рыночные отношения в образовательной среде. Социально-педагогические брендинг-технологии стали использоваться в формировании имиджа личности и организаций (труды Л. Браун, Ф. Дейвиса и др.). Актуализируется с каждым годом проблема организации РЯ мероприятий по расширению образовательного ресурса вузов (С. Блэк, Р. Хейвуд и др.). Востребованы исследования, связанные с имиджем современного преподавателя, образовательных учреждений (О.Н. Козлова, В.Ф. Левичева, А.В. Скрипкина и др.).

Однако проблема разработки социально-педагогических инновационных брендинг-технологий в условиях модернизации образования остается, несмотря на имеющиеся исследования в отечественной и зарубежной литературе, свидетельствует об отсутствии теоретико-методологических обоснований решения проблемы, требуют осмысления вопросы о воздействии брендинг-технологий на общество [2]. Введение понятия «бренд» связано с первоначальным значением слова, как «торговый знак» и относится к направлению в образовании -бренд-менеджмент, рассматривающий имидж, образ учебного заведения, сложившийся в представлениях потребителя. Позитивный, ориентированных на потребности общества бренд, решает в вузе такие задачи, как эффективное управление вузов; рассмотрение имеющихся барьеров и пути из преодоления; освоение новых рынков образовательных услуг; предоставление образовательных услуг, конкурентно превосходящих аналогичным вузам.

Позиционирование вузов в условиях рыночных отношений, изменения экономической ситуации со всей очевидностью встает вопрос разработки механизмов воздействия социально-педагогических брендинг-технологий на организацию и управление вузами, определения новых направлений с учетом традиционных преимуществ российской системы образования, которые «стимулируют процесс пересмотра системы подготовки кадров, ориентированных на формирование позитивного имиджа организации» [5].

Социально-педагогические брендинг-технологии должны отражать особенности социального пространства, где функционирует вуз. Необходимо учитывать институциональные, инфраструктурные, природно-ресурсные и человеческо-ресурсные измерения, предполагающие нормативно-правовые нормы и политико-экономические правила поведения вуза на рынке образовательных услуг. Инновационная функция брендин-технологий нацелена на отбор и фильтрацию новых сфер и форм социальной деятельности, на создание условий их внедрения и превращения в конкурентные преимущества данного вуза.

С учетом социальной направленности разработки социально-педагогических инновационных брендинг-технологий отметим многосоставной характер их реализации. Важнейшим составными брендинг-технологий являются: миссия, ценности и исторически сложившиеся традиции, которые при выборе образовательной организации абитуриентами становятся особенно значимыми. Это: востребованность диплома на рынке труда молодых специалистов, эффективные базы практики и гарантированное успешное трудоустройство; восприятие бренда, как свидетельства об конкурентных преимуществах учебного заведения; задействование в подготовке специалистов представителей предприятий, принимающих участие в аттестации выпускников. Абитуриенты отмечают значение архитектуры вуза, наличие в составе кафедр выдающихся ученых, обладающих мировым признанием; наличие выпускников, имеющих достижения в своей профессиональной деятельности.

Реализация брендинг-технологий предполагает динамику развития положительного имиджа образовательной организации на основе разработки этапов:

- первый этап - позиционирование важнейшего показателя престижности вуза - приобретение образования, востребованного на рынке труда, предполагаемая выгода от обучения;

- второй этап - обоснование возможностей приобретения рациональной выгоды на основе долгосрочных договоров с предприятиями;

- третий этап - модернизация образовательного процесса, внедрение информационно-коммуникационных технологий,

цифровизация образования, повышение технического сопровождения в обучение;

- четвертый этап - рекламные мероприятия, направленные на позиционирование вуза, разработка бренда, направленная на восприятие учебного заведения целевой аудиторией.

Человеческие индивидуальности и их взаимодействие в повседневных социальных практиках, призваны представлять приоритетные условия конкурентного поведения учебного заведения, которое функционирует в определенных природно-ресурсных условиях. При реализации инновационных брендинг-технологий природно-ресурсные условия включают политическое, экономическое и культурное положение региона, с характеристикой содержательных и материальных ресурсов вуза, сложившиеся традиции и современных условий использования информационно-коммуникационных технологий.

Каждый вуз стремится создать свой бренд, учитывающий социальный статус вуза, его уникальность, неповторимость предоставления образовательных услуг, чувства, которые он вызывает у потребителя. Как правило, брендинг-технологии апеллируют не только к сознанию, но и к эмоциям, воздействуя на подсознание. При этом большое значение играет создание индивидуального имиджа учебного заведения [3]. Создавая предпочтительную и привлекательную индивидуальность бренда, вузы выделяют то, что часто дает ему возможность соответствовать запросам рынка предоставления образовательных услуг, избежать потери абитуриентов. Есть и другие преимущества в разработке социально-педагогических инновационных брендинг-технологий в стратегии образовательных организациях - это не просто краткосрочные расходы, а долгосрочное инвестирование, то есть использование брендинг-технологий ведет к долгосрочному укреплению «ценности» и доброго имени вуза. Это, в конечном счете, приводит к осведомленности и приверженности потенциальных абитуриентов и, следовательно, к высоким конкурсам абитуриентов.

Индивидуальность образовательной организации на основе брендинг-технологий важна для потребителя образовательных услуг по различным причинам. Прежде всего, брэндинг способствует идентификации вуза абитуриентам в процессе выбора учебного заведения, при этом потребители образовательных услуг ориентируются

на качество жизни, их значимость в последующие жизни абитуриентов на уровне подсознательного представления о статусе современной образовательной организации [4]. Доказано, что брендинг-технологии вузов активно влияют на культурную и социальную жизнь регионов, позиционируют образовательную и интеллектуальную деятельность учебного заведения, что направлено на использование и коммерциализацию результатов научных исследований, программ и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения продуктов и услуг, совершенствованию их качества с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках [6].

Таким образом, брендинг-технологии в продвижении образовательных услуг на рынке труда рассматривают главная цель, предназначение, экономические факторы образовательного учреждения. Овладение социально-педагогическими брендинг-технологиями в вузе:

- способствуют просветительству на основе коммуникационной деятельности;

- направлены на коллективные запросы абитуриентов, составляющих представление о вузе на основе представления его в средствах массовой информации;

- учитывают внешнюю среду через разработку основных направлений развития вуза;

- модернизируют внутреннюю среду через механизмы ресурсного анализа вуза, корпоративную культуру.

Механизмы мониторинга и контроля адекватности стратегических условий использования социально-педагогических инновационных брендинг-технологий в стратегии образовательных учреждений, позволяют перейти к устойчивому инновационному развитию всех структурных подразделений вуза, созданию престижа и конкурентоспособности будущих специалистов.

Список литературы

1. Туравец, Н. Р., Щеголихин, Е.Н. Информационно-образовательные технологии и профессиональная самореализация курсантов в мультимедийной образовательной среде // Культурная жизнь Юга России. - 2013. - № 1 (48). - С. 37-40.

2. Володарская, Е. А. Имидж науки как социально-психологический феномен. -Москва : ИИЕТ РАН, 2006. - 147 с.

3. Фимина, М. А. Имидж вуза как составляющая системы образования // Актуальные задачи педагогики : материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). -Чита : Молодой ученый, 2011. - С. 68-72.

4. Крылов, А. Н. Влияние имиджа на качество учебного процесса в вузе / Управление качеством учебного процесса в вузе: Проблемы и перспективы. - Москва : Изд-во Национального института бизнеса, 2006. - С. 146-152.

5. Скрипкина, А. В. Брендинг-технологии в подготовке специалистов социономической сферы // Многоуровневая система художественного образования и воспитания: современные проблемы и перспективы регионального образования : материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2015. - С. 211-215.

6. Согачева, О. В., Плохих Е. А. Имидж вуза и особенности его коммерческого использования // Молодой ученый. - 2014. - № 16. - С. 287-288.

SOCIO-PEDAGOGICAL INNOVATIVE BRANDING TECHNOLOGIES AT THE UNIVERSITY

A.V. Skripkina1), E.A. Shchurov2)

1,2)Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia V.Ya. Kikot, Moscow

1 2)

, )e-mail: e.a.mvd@inbox.ru

The content of the article is devoted to the actual problem of the development of the modern system of domestic education based on innovative branding technologies. The main problems and solutions to this process are formulated (development of a strategic plan for the introduction of socio-pedagogical branding technologies in the strategy of personnel training in educational organizations, ways of its implementation and controlling, allowing to clarify the content of this process).

Keywords: strategy, technologies, modernization, innovation, personnel, educational organizations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.