Научная статья на тему 'МУЗЕЙНЫЕ ПРОСТРАНСТВА МВД КАК ФОРМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

МУЗЕЙНЫЕ ПРОСТРАНСТВА МВД КАК ФОРМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
518
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДОМСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ / МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЕЯ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОПАГАНДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вашкевич Алла Васильевна, Бантюков Игорь Борисович

социокультурном пространстве Министерства внутренних дел Российской Федерации особую роль играют ведомственные музеи. Их основная миссия заключается в сохранении накопленного опыта, передаче его будущим поколениям правоохранителей, в образовании и воспитании сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, а также в создании положительного имиджа органов внутренних дел, организации взаимодействия с институтами гражданского общества. Существующие сегодня в системе МВД России музеи истории Госавтоинспекции являются музейными подразделениями ведомственного уровня, выполняют просветительные, образовательные и научные функции, ведут музейно-педагогическую (образовательную, воспитательную, методическую) работу с действующими сотрудниками ГИБДД, обучающимися образовательных организаций системы МВД и другими категориями посетителей. Статья посвящена существующему опыту музейно-просветительской деятельности подразделений органов внутренних дел и перспективам развития ведомственных музеев. Авторы делают вывод, что музейная работа в органах внутренних дел - это неотъемлемая часть патриотического воспитания не только сотрудников, но и гражданского населения. Освещение работы в интернете сегодня является важной частью работы музеев, так как интернет - это коммуникативное пространство, без которого современный человек не может обойтись. Сегодня в организации музейной работы должны применяться передовые технологии и методики. В статье использованы возможности визуализации материала (QR-кодирование).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM SPACES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS AS A FORM OF TRAINING AND EDUCATION OF POLICE OFFICERS

Departmental museums play a special role in the socio-cultural reach of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Their main mission is to preserve the accumulated experience, pass it to future generations of law enforcement officers, in the training and education of the police officers, as well as in creating a positive image of the police agencies, and organizing the interaction with civil society institutions. History museums of the State road safety inspection are the units of the agency-level that carry out educational, training and scientific functions, and pedagogical (educational, tutorial, methodological) work with the active traffic police, students of educational institutions of Ministry of internal affairs and other categories of visitors. The article is dedicated to the actual experience of museum and educational activities of the police departments and the prospects for the development of departmental museums. The authors conclude that museum work in the law enforcement agencies is an integral part of the patriotic education not only of employees, but also of the general public. The presentation of the museum activities in the Internet today is an important part of the museum work, since the Internet is a communicative space that a person cannot avoid. Currently, the organization of museum events should include the use of advanced technologies and methods responding to the demands society. The article uses modern possibilities of the content visualization (QR-coding).

Текст научной работы на тему «МУЗЕЙНЫЕ ПРОСТРАНСТВА МВД КАК ФОРМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Методология и технология профессионального образования

Научная статья УДК 069.12

ао1: 10.35750/2071-8284-2022-2-172-183

Алла Васильевна Вашкевич

кандидат педагогических наук, доцент https://orcid.org/0000-0003-0727-9254, All281@yandex.ru

Игорь Борисович Бантюков

кандидат юридических наук https://orcid.org/0000-0002-3708-8961, bantig2021@mail.ru

Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1

Музейные пространства МВД как форма воспитания и образования сотрудников органов внутренних дел

Аннотация: В социокультурном пространстве Министерства внутренних дел Российской Федерации особую роль играют ведомственные музеи. Их основная миссия заключается в сохранении накопленного опыта, передаче его будущим поколениям правоохранителей, в образовании и воспитании сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, а также в создании положительного имиджа органов внутренних дел, организации взаимодействия с институтами гражданского общества. Существующие сегодня в системе МВД России музеи истории Госавтоинспекции являются музейными подразделениями ведомственного уровня, выполняют просветительные, образовательные и научные функции, ведут музейно-педагогическую (образовательную, воспитательную, методическую) работу с действующими сотрудниками ГИБДД, обучающимися образовательных организаций системы МВД и другими категориями посетителей. Статья посвящена существующему опыту музейно-просветительской деятельности подразделений органов внутренних дел и перспективам развития ведомственных музеев.

Авторы делают вывод, что музейная работа в органах внутренних дел - это неотъемлемая часть патриотического воспитания не только сотрудников, но и гражданского населения. Освещение работы в интернете сегодня является важной частью работы музеев, так как интернет - это коммуникативное пространство, без которого современный человек не может обойтись. Сегодня в организации музейной работы должны применяться передовые технологии и методики.

В статье использованы возможности визуализации материала ^И-кодирование).

© Вашкевич А. В., Бантюков И. Б., 2022

Ключевые слова: ведомственный музей, музейные экспозиции, образовательные возможности музея, музейная педагогика, воспитание, просвещение, патриотизм, преемственность, профессиональная ориентация, пропаганда

Для цитирования: Вашкевич А. В., Бантюков И. Б. Музейные пространства МВД как форма воспитания и образования сотрудников органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2022. - № 2 (94). - С. 172-183; doi: 10.35750/2071-8284-2022-2-172-183.

Alla V. Vashkevich

Cand. Sci. (Ped.), Docent https://orcid.org/0000-0003-0727-9254, All281@yandex.ru

Igor B. Bantyukov

Cand. Sci. (Jurid.) https://orcid.org/0000-0002-3708-8961, bantig2021@mail.ru

Saint Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint Petersburg, 198206, Russian Federation

Museum spaces of the Ministry of Internal Affairs as a form of training and education of police officers

Annotation: Departmental museums play a special role in the socio-cultural reach of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Their main mission is to preserve the accumulated experience, pass it to future generations of law enforcement officers, in the training and education of the police officers, as well as in creating a positive image of the police agencies, and organizing the interaction with civil society institutions. History museums of the State road safety inspection are the units of the agency-level that carry out educational, training and scientific functions, and pedagogical (educational, tutorial, methodological) work with the active traffic police, students of educational institutions of Ministry of internal affairs and other categories of visitors.

The article is dedicated to the actual experience of museum and educational activities of the police departments and the prospects for the development of departmental museums.

The authors conclude that museum work in the law enforcement agencies is an integral part of the patriotic education not only of employees, but also of the general public. The presentation of the museum activities in the Internet today is an important part of the museum work, since the Internet is a communicative space that a person cannot avoid. Currently, the organization of museum events should include the use of advanced technologies and methods responding to the demands society.

The article uses modern possibilities of the content visualization (QR-coding).

Keywords: departmental museum, museum expositions, educational opportunities of the museum, museum pedagogy, education, tutoring, patriotism, continuity, professional orientation, propaganda

For citation: Vashkevich A. V., Bantyukov I. B. Museum spaces of the Ministry of Internal Affairs as a form of training and education of police officers // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2022. - № 2 (94). - P. 172-183; doi: 10.35750/2071-8284-2022-2-172-183.

Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации В. А. Колокольцев в своём приветственном обращении к личному составу и ветеранам ОВД в связи с празднованием 300-летия российской полиции отметил: «Мы возрождаем добрую память о тех, чьи имена несправедливо преданы забвению независимо от эпохи, в которую им выпала честь служить своей стране и её народу. Уважительное отношение к прошлому, анализ достижений предшественников позволяют на-

ходить оптимальные пути решения возложенных на нас задач. На этом прочном фундаменте будут воспитываться и молодые полицейские, которым предстоит вписать новые достойные страницы в историю ведомства»1.

1 Текст приветственного обращения министра внутренних дел генерала полиции Российской Федерации В. А. Колокольцева к личному составу и ветеранам органов внутренних дел в связи с празднованием 300-летия российской полиции. - Москва, 2018.

Ведомственные музеи способствуют созданию условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию2. К задачам пропаганды безопасности дорожного движения относится и формирование положительного имиджа полиции, в том числе Госавтоинспекции МВД России, и укрепление доверия населения к её деятельности, а также привлечение внимания населения к проблемам обеспечения безопасности дорожного движения, выработка наиболее эффективных форм пропаганды безопасности дорожного движения и организация их применения. Именно организация музейной работы помогает успешно решать эти задачи и способствует реализации принципа научности в деле пропаганды безопасности дорожного движения3.

Работа музеев Госавтоинспекции способствует повышению у участников дорожного движения уровня правосознания и правовой культуры в этой области, позволяет проводить работу по пропаганде безопасности на дорогах комплексно, на новом организационном уровне. Это в свою очередь способствует достижению результатов федерального проекта «Безопасность дорожного движения»4.

Ведомственные музеи - музеи различного профиля, которые подчиняются министерствам и ведомствам, отвечают задачам представления и содействия развитию какого-либо отраслевого ведомства: силовых ведомств (обороны, внутренних дел и т.д.); научных (например, Академии наук) и общественных организаций (профсоюзов, партий)5. В СССР ведомственные музеи организовывались на крупных промышленных предприятиях страны и становились хранителями истории этих предприятий.

Процесс создания ведомственных музеев не обошел и Министерство внутренних дел. «Ещё в 1900 году в Санкт-Петербурге по инициативе градоначальника Н. В. Клейгельса6 при

2 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы» : Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 (в ред. от 13 октября 2017 г.).

3 Об утверждении Наставления по организации деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения : приказ МВД России от 29 декабря 2018 г. № 903.

4 Ведомственные музеи [Электронный ресурс] // Сайт «Российская музейная энциклопедия». - URL: http://www. museum.ru/rme/sci_ved.asp (дата обращения: 01.12.2017).

5 Там же.

6 Николай Васильевич Клейгельс - русский военный

и государственный деятель, генерал-адъютант, генерал от

кавалерии. В период с 1895 по 1903 гг. - петербургский гра-

доначальник.

полицейском Резерве был создан Музей Санкт-Петербургской полиции, ставший первым в России музеем такого рода. Нужно отметить, что этот музей стал не просто собранием экспонатов, а "учебной площадкой" для недавно поступивших на работу полицейских. В то время Москва таким "учебным классом" похвастаться не могла.

Интересно, что один из первых ведомственных музеев советских органов внутренних дел - созданный в апреле 1925 года Музей Московского уголовного розыска (МУРа), также совмещал функции сохранения памяти о прошлом с учёбой оперативных работников»7.

Ещё один известный ведомственный московский музей - Центральный музей МВД России - был открыт для посещения 4 ноября 1981 года в старинном особняке на Селезневской улице в центре Москвы. Экспозиция музея рассказывает об истории создания и развития органов внутренних дел нашей страны, служб и подразделений, входивших ранее и работающих ныне в структуре МВД России.

Богатая история и у Музея Краснознаменной ленинградской милиции, который был открыт 10 ноября 1977 года в старинном здании бывшей зерновой Калашниковской биржи 1906 года постройки. С 1997 года постоянно действующая экспозиция вошла в состав Культурного центра ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. «В залах Музея отражена деятельность Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области, направленная на выполнение постановлений Правительства Российской Федерации, директив и указаний МВД Российской Федерации по укреплению правопорядка и законности; героические и самоотверженные действия личного состава в борьбе с преступностью, в охране общественного порядка, в выполнении особых задач в "горячих точках" страны, в осуществлении широкой правовой пропаганды среди населения»8.

Музей Государственной автомобильной инспекции (ОРУД-ГАИ-ГИБДД) располагается в здании Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России (ЦСН БДД МВД России). Музейная экспозиция, посвященная истории образования, становления и развития Госавтоинспекции, разместилась в зале площадью 650 кв. м. Интересен опыт создания этого музея. Его созданию предшествовал четырехлетний период работы по сбору музейных предметов, проектированию, изготовлению экспозиционного оборудования и его монтажу. Откры-

7 Музей истории Московского уголовного розыска [Электронный ресурс] // Сайт «MoscoWalk.ru - Прогулки по Москве / Музеи». - URL: http://moscowalk.ru/cao/ tverskoi/museum/mur.html (дата обращения: 20.06.2017).

8 Смородина В. А., Вашкевич А. В. Организационно-педагогические условия укрепления дорожно-транспортной дисциплины в органах внутренних дел : учебное пособие. - Санкт-Петербург: Феникс, 2017. - 224 с. - С. 84.

тие музея в июне 2011 года было приурочено к 75-летию образования службы Госавтоинспекции МВД России.

¡3

Рис. 1. Музейные экспозиции при Управлении Госавтоинспекции ГУ МВД России по Санкт-

Петербургу и Ленинградской области9.

Музей Государственной автомобильной инспекции в Санкт-Петербурге был создан в мае 1998 года. Благодаря тому, что в создании и становлении музея принимали участие специалисты всемирно известных Эрмитажа, Русского музея, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, здесь можно встретить уникальные экспонаты и фотографии. Оформление экспозиции отличается оригинальным дизайном; музей оснащен современной техникой и средствами мультимедиа. Особенностью этого музея является то, что он работает не только как выставочное пространство, но и как учебно-пропагандистский класс для обучающихся Санкт-Петербургского университета МВД России, полицейского колледжа, Санкт-Петербургского суворовского училища МВД России, школьных кадетских классов.

Процесс образования ведомственных музеев системы МВД России корнями уходит во времена существования Российской Империи. Изначально музеи открывались непосредственно в самих подразделениях и действовали исключительно как научные и образовательные организации, которые должны были способствовать эффективности служебной деятельности сотрудников. В первую очередь ведомственные музеи и комнаты истории создавались в крупнейших центрах нашей страны - Санкт-Петербурге и Москве, где существуют и по сей день. К сотрудничеству с этими музеями привлекаются специалисты - историки, этнографы, краеведы и т.д. Это не только повышает уровень музея как научно-культурного учреждения, но и даёт возможность наполнить жизнь своих сотрудников, работников и ветеранов новыми яркими впечатлениями. Также нужно отметить, что современные ведомственные музеи сохра-

9 QR-код - это двухмерный штрих-код, хранящий в себе информацию для быстрого распознавания объекта и получения дополнительной информации по предлагаемой теме. Его можно отсканировать с помощью смартфона или планшета, используя бесплатное приложение для распознавания QR-кодов.

няют давние традиции - выступают в качестве учебных и методических центров, пропагандистских площадок.

Среди мероприятий по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»10 указано и на необходимость развития музейной педагогики.

Музейная педагогика, как и педагогика в целом, направлена на воспитание и развитие личности. Музейно-педагогический процесс11 представляет собой единую динамичную систему компонентов, определяемых педагогическими категориями (воспитание, развитие, образование, обучение). Музейная педагогика использует те же понятия и категории и подчиняется тем же законам, что и общая педагогика. Поэтому, рассматривая формы, методы, принципы и средства музейной педагогики, можно выделить и технологии музейной педагогики. Сама музейная педагогика может быть рассмотрена как инновационная педагогическая технология уже потому, что в современной педагогике нет однозначного понимания понятия «педагогическая технология». Сегодня существует более 300 определений педагогических технологий различных авторов. Так, М. В. Кларин и В. М. Монахов понимают педагогическую технологию как совокупность установок, определяющих формы, методы и способы достижения педагогической цели. С. М. Вишнякова, Е. В. Ширшов считают, что педагогическая технология предстает как некий набор технологических процедур, обеспечивающих воспроизводимость и га-рантированность результата. Любая технология обучения, по мнению этих авторов, «должна удовлетворять главным методологическим требованиям, таким как: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость» [1].

Современная музейная педагогика использует различные формы, методы и технологии: экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии, заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), праздник, историческая игра12.

Одной из самых востребованных инновационных технологий является музейно-педа-

10 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы» : Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 (в ред. от 13 октября 2017 г.).

11 Музейно-педагогический процесс - это системно организованное и чётко направленное взаимодействие музейного педагога и учащегося, обеспечивающее единство развития, воспитания и обучения в условиях музейной среды на основе целостности и общности всех элементов его структуры (музейный педагог, музейный предмет и музейный зритель).

12 Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей : учебное пособие по музейной педагогике. - Москва: Министерство культуры РФ; Российский институт культурологии, 2001. - С. 16.

гогическая программа, которая, объединяя два блока - «школа (образовательная организация) в образовательном пространстве музея» и «музейная педагогика в школе (образовательной организации)», - одновременно является также моделью реализации инновационной образовательной практики музея.

Музейно-педагогическая программа, предполагающая творческое взаимодействие музея и педагогов образовательных организаций, позволяет обогатить новым содержанием такие традиционные формы образовательной деятельности, как лекции, экскурсии, дидактические выставки, семинары, включить в образовательный процесс современные видео- и мультимедийные технологии. Обеспечивая поэтапное и последовательное развитие личности, музей-но-педагогические программы являются основой моделирования системы взаимодействия музея и системы образования. При этом разработка программы определяется: целью её создания и задачами; адресом (на какую аудиторию она рассчитана); содержанием; формами, средствами и методическими приемами, предлагаемыми для реализации программы; сроками осуществления; результативностью и оценкой эффективности.

Как пример инновационной технологии музейной педагогики можно привести программу музея ОРУД-ГАИ-ГИБДД Санкт-Петербурга, направленную на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. Цель программы - становление правового самосознания учащихся и их готовности к равноправному диалогу о безопасности дорожного движения, что предполагает овладение культурным наследием службы дорожной инспекции. Реализация программы осуществляется образовательными организациями Санкт-Петербурга совместно с музеем ОРУД-ГАИ-ГИБДД, Управлением Госавтоинспекции по г. Санкт-Петер бургу и Ленин -градской области, Санкт-Петербургским университетом МВД России, Санкт-Петербургским суворовским военным училищем МВД России. Все перечисленные субъекты участвуют в разработке и обеспечении проекта учебно-методического комплекса образовательных организаций (программы по основам безопасного поведения детей на дорогах и методические рекомендации к ним, слайд-пособия, видеопрограммы) и системой методического анализа хода эксперимента с последующей ежегодной итоговой конференцией учителей-экспериментаторов по обмену опытом13.

В рамках программы сложилась последовательность преемственных звеньев диалога: музей - образовательная организация - музей. Реализация программы связана с применением наиболее современных информационных и аудиовизуальных технологий.

13 Вашкевич А. В., Босоногова Л. В., Смородина В. А. Организационно-правовые и педагогические основы пропаганды безопасности дорожного движения : учебное пособие. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2018. - 164 с.

Рис. 2. Образовательные функции музея ОРУД-ГАИ-ГИБДД Управления Госавтоинспекции по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области

Психолого-педагогическое сопровождение пребывания юных посетителей в музее ОРУД-ГАИ-ГИБДД предоставляет возможность освоения правил поведения на дороге как реальностей, в которых существует современный человек, и специфических способов общения с сотрудниками Госавтоинспекции, ветеранами, участниками Великой Отечественной войны, обеспечивавшими работу «Дороги жизни» в дни блокады Ленинграда.

Главная миссия музейной педагогики состоит в психолого-педагогическом обеспечении процесса освоения информации, представленной в экспозициях музея, оказании педагогической поддержки в раскрытии историко-культурных смыслов и ценностных значений предметных реалий экспозиций.

Образовательные функции музея ОРУД-ГАИ-ГИБДД реализуются через предоставление юным посетителям таких возможностей, как:

- понять место того или иного экспоната в истории развития дорожного движения в России, становлении службы Госавтоинспекции;

- почувствовать время событий, представленных в экспозиции, через личное эмоционально-художественное восприятие;

- развить интерес к технике и людям, создававшим и обеспечивавшим систему безопасности дорожного движения в России.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста музей предлагает короткие видеосюжеты, тесты на знание правил дорожного движения на компьютере; младшие играют в интерактивных зонах экспозиции, поочередно примеряя роли всех участников движения.

В работе музея используются интерактивные формы работы с различными целевыми аудиториями, постоянно расширяется круг образовательных услуг, предлагаемых посетителям музея. Активно используются выездные формы работы в рамках проводимых публичных профилактических мероприятий, устраиваются передвижные мини-выставки.

Востребованность музейно-образователь-ных программ, предлагаемых музеем, определяется наличием следующих факторов:

- фонд подлинных материалов;

Рис. 3. Формы музейной работы

- библиотека и электронная тематическая подборка видеоматериалов Госфильмофонда;

- сменные тематические экспозиции;

- оборудованное место для углубленной работы посетителей по изучению заинтересовавших их экспонатов;

- партнерство с вузами и музеями Санкт-Петербурга.

Несомненно, ведомственный музей ОРУД-ГАИ-ГИБДД Управления ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области призван стать эффективным инструментом в работе любого грамотного сотрудника отдела пропаганды и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма на самых разнообразных мероприятиях, направленных на обеспечение безопасности детей на дороге14.

Исходя из сложившейся практики музейной работы в МВД России и опыта деятельности различных образовательных организаций, можно рассматривать следующие новые формы музейной работы в органах внутренних дел.

Музейную экспозицию можно определить, как совокупность музейных предметов, подобранных по определенной системе для обозрения. По времени существования музейные экспозиции могут быть постоянными (ПМЭ) и временными. Временные экспозиции называют выставками. Они могут быть стационарными и передвижными - рассчитанными на демонстрацию в различных местах.

В настоящее время выставочная работа в системе органов внутренних дел является важной и актуальной, особенно для образователь-

14 Там же.

ных организаций МВД России. Ярким примером взаимодействия кафедры истории права и государства Санкт-Петербургского университета МВД России с Российским государственным историческим архивом, Санкт-Петербургским институтом истории РАН, различными историческими музеями Санкт-Петербурга (Музей обороны и блокады Ленинграда и др.) является опыт организации временных выставок различной тематики, связанных с историей ОВД России, на площадках университета.

Проведение выставок является частью музейной работы. Выставки повышают доступность и общественную значимость музейных фондов, способствуют совершенствованию культурно-образовательной работы музеев, расширяют географию их деятельности.

Рис. 4. Музейная экспозиция в Санкт-Петербургском университете МВД России

В современном музее присутствуют также виртуальные экспозиции - показ компьютерных изображений музейных предметов.

Одно из ведущих положений среди музейных подразделений в системе МВД России в настоящее время занимает постоянная музейная экспозиция (далее - ПМЭ), которая отражает принадлежность к ведомственному уровню. ПМЭ является общедоступным просветительным, образовательным и научным центром.

Постоянная музейная экспозиция осуществляет музейно-педагогическую (образовательную, воспитательную, методическую, пропагандистскую) работу с действующими сотрудниками, курсантами образовательных организаций системы МВД и другими категориями посетителей, научно-исследовательскую, учёт-но-хранительскую и информационно-справочную деятельность, выполняет функции центра по оказанию методической помощи музейным работникам в системе МВД России.

Наличие ПМЭ и эффективность её деятельности рассматриваются как один из показателей при оценке деятельности подразделения.

Общее руководство деятельностью ПМЭ осуществляет начальник подразделения и его помощник (заместитель) по работе с личным составом или сотрудник подразделения пропаганды БДД. Помощь в организации работы, как правило, оказывают сотрудники подразделения, работающие на общественных началах (специалисты по пропаганде подразделения ГИБДД, инспекторы по делам несовершеннолетних, руководители и проч.), а также ветераны ОВД.

Непосредственное руководство ПМЭ осуществляет куратор, назначаемый (освобождаемый) приказом начальника подразделения.

ПМЭ обеспечивает физическую сохранность и безопасность музейных предметов и музейных коллекций; ведение и сохранность учётной документации, связанной с этими музейными предметами и музейными коллекциями; достоверность и объективность научного описания, использование музейных предметов и музейных коллекций в научных, культурных, образовательных, творческо-производствен-ных целях.

Источниками финансирования ПМЭ являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- средства подразделения;

- средства фондов и различных общественных организаций;

- спонсорские взносы и благотворительные пожертвования, целевые поступления от организаций и частных лиц, оформленные соответствующим образом в соответствии с действующим законодательством.

Целями создания ПМЭ являются:

1) выявление и собирание предметов и коллекций музейного значения, научно-исторической и технической информации по профилю ПМЭ;

2) хранение музейных предметов и музейных коллекций;

3) изучение музейных предметов и музейных коллекций; научные исследования по профилю ПМЭ;

4) публикация музейных предметов и музейных коллекций, осуществление просветительной и образовательной деятельности;

5) участие в государственных образовательных и воспитательных программах; реализация Государственных программ (программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и др.);

6) участие в правовом, профессиональном, нравственном, патриотическом воспитании личного состава органов внутренних дел, школьников и учащейся молодёжи;

7) реконструкция и реставрация исторических механизмов разного рода, связанных с деятельностью сотрудников МВД России, для экспонирования и использования в учебном процессе, пропаганды деятельности служб и подразделений;

8) профессиональная ориентация молодёжи на службу в органы внутренних дел и поступление в образовательные организации МВД России.

Основные задачи ПМЭ:

- изучение истории органов внутренних дел Российской Федерации;

- собирание и хранение экспонатов в соответствии с профилем ПМЭ;

- передача профессионального опыта прошлых поколений защитников правопорядка;

- сохранение памяти о героических подвигах сотрудников ОВД, мемориальная работа;

- развитие гражданской и профессиональной ответственности сотрудников;

- нравственно-патриотическое воспитание сотрудников и граждан;

- правовая пропаганда и правовое воспитание;

- обеспечение открытости и доступности деятельности ОВД;

- профессиональная ориентация школьников на службу в ОВД;

- гуманитарное совершенствование, участие в подготовке высококвалифицированных специалистов для органов внутренних дел;

- накопление, анализ и презентация через краткий исторический экскурс, функционального опыта служебной деятельности подразделений Российской полиции, а также полиции зарубежных стран.

В Санкт-Петербургском университете МВД России имеется опыт создания тематической музейной экспозиции в учебной аудитории. Так, кафедрой истории государства и права к 300-летию российской полиции оформлена выставка, посвященная истории органов внутренних дел России, для чего в аудитории по периметру оформлены витрины, стенды, выставлены манекены с образцами форменного обмундирования сотрудников ОВД различных эпох. «27 февраля 2019 г. в тематическом лекционном зале "История полиции Российской империи" начальник кафедры полковник полиции А. А. Удальцов провел встречу с обучающимися на факультете заочного обучения, в рамках которой он кратко рассказал об исто-

рии российской полиции (милиции) и представил гостям экспонаты выставки, образцы формы одежды, возможности мультимедийного оборудования,и перспективы использования возможностей тематического зала»15.

С развитием цифровых технологий в интернет-среде появились «виртуальные музеи», по своей сути являющиеся интернет-сайтами. По данным Википедии, виртуальный музей -тип веб-сайта, оптимизированный для экспозиции музейных материалов. Именно виртуальные музеи представляют собой удачный пример применения интернет-технологий для решения проблем хранения, безопасности и обеспечения широкого, быстрого и лёгкого доступа к экспонатам.

Для создания виртуального музея достаточно приобрести специальное техническое оборудование (компьютерная техника с выходом в интернет). Кроме того, для установки оборудования необходим профессионал - IT-специалист. Организация деятельности виртуального музея позволяет увеличить мотивацию участия молодого поколения в приобщении к изучению исторического и культурного наследия, социально-значимой, проектной, исследовательской деятельности. Виртуальные музеи выполняют коммуникативную, культурно-просветительную, обучающую и мотивационную функции.

Содержать виртуальный музей проще и дешевле, чем реальную музейную экспозицию. Основные затраты по организации работы виртуального музея складываются из стоимости трафика сети интернет и затрат на создание виртуальных выставок с созданием в них интерактивных частей. Сами интерактивные части представляют собой дополнительную информацию в виде аудио-, видео-или текстовой информации, относящейся к объекту экспозиции [2].

Интерактивные музеи. Интерактивный («inter» - это взаимный, «act» - действовать) -означает взаимодействие, диалог с кем-либо. В средствах массовой информации и в музейных кругах интерактивным музеем обычно называют технически и технологически оснащенный музей, работа которого в первую очередь направлена на диалог с публикой16. При создании интерактивного музея преследуется цель сделать тему экспозиции более доступной для изучения. Интерактивность - основной методологический приём в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания.

При создании интерактивной композиции возникает целый ряд проблем: это и место экспозиции, органично вписанное в пространство

15 Новости МВД [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. - URL: https://mvd.ru/upload/site125/ obrazovan/kafedra/8/IGP_UMD_10.03.2019.pdf (дата обращения 12.09.2019).

16 Смородина В. А., Вашкевич А. В. Указ. соч.

подразделения, и отсутствие копий ценных экспонатов, подлинники которых нельзя выставить в интерактивное пространство, поскольку хранение - одна из основных функций музея.

Тем не менее применение этого метода диктуется общим процессом визуализации культуры, который проявляется в значительном увеличении объёма зрительной информации: то, что производило впечатление на старшее поколение, стало неинтересным современной молодёжи.

Часто в арсенале технологий такого музея представлены различные панорамные проекции, виртуальная реальность, аниматроник-сы17 и многое другое. Однако интерактивность далеко не всегда связана с техническими средствами. Все более актуальными становятся интерактивные экскурсии, включающие диалоги с публикой, мастер-классы, викторины, концерты и другие проявления интерактивности, не требующие применения новых компьютерных технологий.

Современная музейная работа в ОВД направлена на то, чтобы стать действующим механизмом культурного пространства, формировать имидж МВД России не только через экспонаты, но и через деятельность. Рациональное сочетание традиционных и интерактивных форм подачи материала позволяет привлечь посетителей, пробудить интерес к музейной экспозиции и воспитать у сотрудников вкус восприятия музейных экспозиций.

Рис. 5. Интерактивная экскурсия в музее ОРУД-ГАИ-ГИБДД с привлечением театра

Музейные сайты также приобретают все более интерактивный характер. Они не только предлагают информацию, но и вовлекают зрителя в общение с музеями через анимирован-ные планы и схемы, видеопанорамы, удобные поисковые системы, игры, чаты, онлайновую торговлю билетами, книгами, сувенирами и др.

17 Аниматроника - методика, применяемая в кинематографии, мультипликации, компьютерном моделировании для создания спецэффектов подвижных искусственных частей тела человека или животного, когда необходимо создать сложный макет, покадровая съёмка которого невозможна.

Здесь нужно сказать о воплощении в жизнь таких принципов деятельности полиции, как открытость и доступность, а также применение современных достижений науки и техники: «Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, поэтому она нуждается в современных коммуникативных технологиях»18.

По данным сайта «Карта музеев МВД Рос-сии»19, сегодня музейная сеть МВД России насчитывает более 80 официально оформленных и постоянно функционирующих музеев и комнат истории, то есть практически в каждом регионе Российской Федерации, в каждом подразделении и ведомстве ОВД ведется музейная работа.

На официальном сайте МВД России мы можем видеть ссылку на сайт того или иного подразделения, где работает музей. Анализ показывает, что далеко не все подразделения, в которых ведется музейная работа, освещают эту деятельность в интернете.

Стоит отметить, что у Центрального музея МВД России нет своего сайта. Информация об этом объекте размещена на страничке официального сайта МВД России. Там есть рассказ об истории образования музея, о коллекции, которая собрана. Указан режим работы и контактные данные руководства. Полагаем, что Центральный музей МВД России должен иметь отдельный сайт, так как является головным в сети музеев ведомства20. Информация, содержащаяся на сайте МВД России, может не заинтересовать потенциальных посетителей, так как содержит в себе мало фотографий, не достаточно полно описывает коллекцию музея и его историю.

Информация о музее представлена на сайте Управления МВД по Курганской области в отдельной вкладке. Можно увидеть путеводитель по музею, где подробно рассказана история милиции субъекта, представлены фотографии личностей, которые, по мнению историков, внесли весомый вклад в развитие области, а также фотографии экспозиций. Особого внимания заслуживают женщины-милиционеры, которые в годы Великой Отечественной войны героически сражались за Родину. Отдельным документом на сайте представлена книга «Люди чести и долга», которая рассказывает о сотрудниках,

18 О полиции : Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ.

19 Карта музеев МВД России [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. - URL: ЬИ:р8://мвд. рф/Ы81огу/карта-музеев-мвд-россии (дата обращения 28.09.2019).

20 Музей, являющийся научно-методическим центром по отношению к определённой группе музеев и комнат истории, оказывающий им консультационную помощь в вопросах экспозиционной, просветительной и фондовой работы, связанной с историей и современной деятельностью органов внутренних дел. См.: п. 10 Положения об организации деятельности музеев и комнат истории органов внутренних дел Российской Федерации, утверждённого приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1145.

удостоенных высших государственных наград Советского Союза и Российской Федерации. Книга выпущена под редакцией Совета ветеранов Курганской области и хранится в музее.

Свою страницу в интернете имеет и Музей истории милиции Культурного центра ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. На сайте рассказывается об истории образования музея, приводится описание экспозиций четырёх залов. Там же представлены фотографии залов, исторически значимых личностей, можно увидеть схему музея, режим его работы и адрес.

Музей УМВД России по Калининградской области представлен на сайте подразделения лишь фотографиями сотрудников с посетителями. Однако ссылка направляет пользователя не сразу на страницу музея, а на сайт культурного центра. К сожалению, на сайте нет ни режима работы, ни адреса, ни истории создания.

Музей истории органов внутренних дел по Новгородской области можно увидеть на сайте УМВД по Новгородской области. В отдельной вкладке пользователь может ознакомиться с историей образования музея и его экспозицией. Здесь представлены интересное описание предметов, находящихся на выставке, их происхождение и история появления в музее, много фотографий.

Музей истории Министерства внутренних дел по Республике Дагестан функционирует с мая 2004 года. Его экспонаты (более 1300) рассказывают о богатой на события истории МВД Дагестана. На сайте рассказана только история образования музея и указаны контактные телефоны.

В отличие от других музейных образований системы МВД России, которые располагаются на сайтах своих подразделений, Музей ГУ МВД России по Нижегородской области имеет свой собственный сайт. При переходе по ссылке пользователю предлагается интерактивно перемещаться по территории ГУ МВД России по Нижегородской области и при помощи указателей попасть в сам музей. Зайдя на сайт, человек может в буквальном смысле посетить музей этого подразделения. Экспозиция рассказывает об истории развития милиции Нижегородской области, реформировании её на различных этапах развития нашего государства, а также о сотрудниках, удостоенных высших государственных наград. Интерактивный путеводитель показывает, куда повернуть, чтобы осмотреть все экспонаты, находящиеся в музее. Полагаем, что это наиболее рациональная форма презентации музея, так как пользователь ощущает, воспринимает всю информацию в режиме реального времени.

Важно отметить, что из восьмидесяти постоянно функционирующих музеев подразделений МВД России собственные сайты в интернете имеют лишь шесть.

В то же время нельзя забывать о различных видах средств массовой информации - как печатных, так и электронных (сетевых изданиях),

деятельность которых направлена на информирование публики о текущих событиях в обществе. СМИ играют большую роль в популяризации и пробуждении интереса к ведомственным музеям у различных целевых аудиторий.

Таким образом, можно сделать вывод, что музейная работа в органах внутренних дел - это неотъемлемая часть патриотического воспитания не только сотрудников, но и гражданского

населения. Освещение работы в интернете сегодня является важной частью работы музеев, так как интернет - это коммуникативное пространство, без которого современный человек не может обойтись. В современных условиях организация музейной работы должна использовать передовые технологии и методики в соответствии с запросами современного общества.

Список литературы

1. Кетова Л. М. Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология // Человек в мире культуры. - 2012. - № 4. - С. 76-81.

2. Милайкин Е. О. Виртуальные музеи: история и применяемые технологии // Студенческий : электронный научный журнал. - 2017. - № 19-1 (19). - С. 51-52 [Электронный ресурс] - URL: https:// sibac.info/journal/student/19/89660 (дата обращения: 06.10.2019).

3. Авдеев М. В. Российские виртуальные музеи: требования и способы реализации // Молодёжный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2016. - № 2 (6).

- С. 89-92.

4. Андреев А. Ю. Воеводин В. В., Никитенко Д. А. Технологии создания виртуального музея истории Московского университета // Тезисы докладов Всероссийской научной конференции «Научный сервис в сети Интернет». - Москва: Издательство Московского университета, 2001. - С. 21-22.

5. Бурлакова Ю. В., Быкова Н. С. Виртуальный музей: технология создания и реализации // Novainfo. - 2016. - Т. 1. - № 48. - С. 202-209 [Электронный ресурс]. - URL: https://novainfo.ru/ article/7061 (дата обращения: 11.05.2022).

6. Василина Д. С. Виртуальный музей как феномен современной культуры // Международный журнал исследований культуры. - 2016. - № 3 (24). - С. 96-102.

7. Востряков Л. Е. Государственная культурная политика: понятия и модели : монография. -Санкт-Петербург: СЗИ РАХНиГС, 2011. - 168 с.

8. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Алдохина О. И. Создание эффективного официального сайта объекта культуры: от эмпирики к разработке и реализации научно-обоснованной концепции // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - № 12. - С. 87-104.

9. Генова H. M. Культурная политика в системе инфраструктуры культуры региона : монография. - Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2011. - 288 с.

10. Грязнова Е. В., Урсул А. Д. Информация и виртуальная реальность: концептуальные основания проблемы. - Нижний Новгород: ННГАСУ, 2012. - 159 с.

11. Дремайлов А. В., Костанян С. А., Пахомова Е. И. Музеи Московского Кремля: ожидания посетителей и информационные услуги // Обсерватория культуры. - 2010. - № 1 (январь-февраль).

- С. 63-71.

12. Жидков В. C., Соколов К. Б. Культурная политика России: теория и история. - Москва: Издательский сервис, 2001. - 591 с.

13. Колесников Ю. Л., Шеламова T. В., Щербакова И. Ю. Опыт создания виртуального музея университета и перспективы его использования в образовательной среде / Актуальные проблемы вузовских музеев. - Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - С. 29-30.

14. Лебедев А. В. Виртуальные музеи и виртуализация музея // Мир музея. -2010. - № 10. -С. 5-9.

15. Максимова Т. Е. Виртуальные музеи: анализ термина // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. - 2014. -№ 14 (136). - С. 163-169.

16. Максимова Т. Е. Виртуальные музеи: анализ понятия // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 2 (46). - С. 196-200.

17. Максимова Т. Е. Виртуальные музеи: подходы к типологии // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 4 (48). - С. 186-190.

18. Максимова Т. Е. Виртуальные музеи: типология и функциональная специфика : монография. - Москва: Экон-Информ, 2014. - С. 160.

19. Наумова И. В. Виртуальный музей как один из методов обучения // Молодой учёный. - 2019.

- № 46 (284). - С. 293-294. - URL: https://moluch.ru/archive/284/64067/ (дата обращения: 11.05.2022)

20. Наумова И. В. Что такое виртуальный музей и зачем он современному обществу // Молодой учёный. - 2020. - № 8 (298). - С. 224-225. - URL: https://moluch.ru/archive/298/67558/ (дата обращения: 11.05.2022).

21. Несговорова Г. П. Обзор виртуальных музеев в сети интернет // Методы конструирования и оптимизации программ : сборник статей. - Новосибирск: Институт систем информатики им. А. П. Ершова СО РАН, 2005. - С. 161-172.

22. Нургалеева Л. В. Виртуальный музей: новая коммуникационная модель : монография. - Москва: Наука, 2013. - 220 с.

23. Румянцев М. В., Степненко Л. Ю. Феномен виртуального музея // Философия без окраин : сборник научных трудов. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2008. - С. 126-134.

24. Смирнова Т. Виртуальный музей в современном культурно-информационном пространстве // Музей. - 2010. - № 8. - С. 24-26.

25. Смолян Г. Л., Цыгичко В. Н., Хан-Магомедов Д. Д. Интернет в России: перспективы развития. - Москва: УРСС, 2004. - 199 с.

References

1. Ketova L. M. Muzeynaya pedagogika kak innovatsionnaya pedagogicheskaya tekhnologiya // Chelovek v mire kul'tury. - 2012. - № 4. - S. 76-81.

2. Milaykin Ye. O. Virtual'nyye muzei: istoriya i primenyayemyye tekhnologii // Studencheskiy : elektronnyy nauchnyy zhurnal. - 2017. - № 19-1 (19). - S. 51-52 [Elektronnyy resurs] - URL: https://sibac. info/journal/student/19/89660 (data obrashcheniya: 06.10.2019).

3. Avdeyev M. V. Rossiyskiye virtual'nyye muzei: trebovaniya i sposoby realizatsii // Molodozhnyy vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. - 2016. - № 2 (6). - S. 89-92.

4. Andreyev A. Yu. Voyevodin V V., Nikitenko D. A. Tekhnologii sozdaniya virtual'nogo muzeya istorii Moskovskogo universiteta // Tezisy dokladov Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii «Nauchnyy servis v seti Internet». - Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2001. - S. 21-22.

5. Burlakova Yu. V., Bykova N. S. Virtual'nyy muzey: tekhnologiya sozdaniya i realizatsii // NovaInfo, - 2016. - T. 1. - № 48. - S. 202-209 [Elektronnyy resurs]. - URL: https://novainfo.ru/article/7061 (data obrashcheniya: 11.05.2022).

6. Vasilina D. S. Virtual'nyy muzey kak fenomen sovremennoy kul'tury // Mezhdunarodnyy zhurnal issledovaniy kul'tury. - 2016. - № 3 (24). - S. 96-102.

7. Vostryakov L. Ye. Gosudarstvennaya kul'turnaya politika: ponyatiya i modeli : monografiya. - Sankt-Peterburg: SZI RAKHNiGS, 2011. - 168 s.

8. Gendina N. I. Kolkova N. I., Aldokhina O. I. Sozdaniye effektivnogo ofitsial'nogo sayta ob»yekta kul'tury: ot empiriki k razrabotke i realizatsii nauchno-obosnovannoy kontseptsii // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. -- 2010. - № 12. - S. 87-104.

9. Genova H. M. Kul'turnaya politika v sisteme infrastruktury kul'tury regiona : monografiya. - Omsk: Omskiy gosudarstvennyy universitet im. F.M. Dostoyevskogo, 2011. - 288 s.

10. Gryaznova Ye. V., Ursul A. D. Informatsiya i virtual'naya real'nost': kontseptual'nyye osnovaniya problemy. - Nizhniy Novgorod: NNGASU, 2012. - 159 s.

11. Dremaylov A. V., Kostanyan S. A., Pakhomova Ye. I. Muzei Moskovskogo Kremlya: ozhidaniya posetiteley i informatsionnyye uslugi // Observatoriya kul'tury. - 2010. - № 1 (yanvar'-fevral'). - S. 63-71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Zhidkov B. C., Sokolov K. B. Kul'turnaya politika Rossii: teoriya i istoriya. - Moskva: Izdatel'skiy servis, 2001. - 591 s.

13. Kolesnikov Yu. L., Shelamova T. B., Shcherbakova I. Yu. Opyt sozdaniya virtual'nogo muzeya universiteta i perspektivy yego ispol'zovaniya v obrazovatel'noy srede // Aktual'nyye problemy vuzovskikh muzeyev. - Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A. I. Gertsena, 2004. - S. 29-30.

14. Lebedev A. V Virtual'nyye muzei i virtualizatsiya muzeya // Mir muzeya. 2010. - № 10. - S. 5-9.

15. Maksimova T. Ye. Virtual'nyye muzei: analiz termina // Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedeniye. - 2014. - № 14 (136). -S. 163-169.

16. Maksimova T. Ye. Virtual'nyye muzei: analiz ponyatiya // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2012. - № 2 (46). - S. 196-200.

17. Maksimova T. Ye. Virtual'nyye muzei: podkhody k tipologii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2012. - № 4 (48). - S. 186-190.

18. Maksimova T. Ye. Virtual'nyye muzei: tipologiya i funktsional'naya spetsifika : monografiya. -Moskva: Ekon-Inform, 2014. - S. 160.

19. Naumova I. V. Virtual'nyy muzey kak odin iz metodov obucheniya // Molodoy uchonyy. - 2019. -№ 46 (284). - S. 293-294. - URL: https://moluch.ru/archive/284/64067/ (data obrashcheniya: 11.05.2022)

20. Naumova I. V Chto takoye virtual'nyy muzey i zachem on sovremennomu obshchestvu // Molodoy uchonyy. - 2020. - № 8 (298). - S. 224-225. - URL: https://moluch.ru/archive/298/67558/ (data obrashcheniya: 11.05.2022).

21. Nesgovorova G. P. Obzor virtual'nykh muzeyev v seti internet // Metody konstruirovaniya i optimizatsii programm : sbornik statey. - Novosibirsk: Institut sistem informatiki im. A. P. Yershova SO RAN, 2005. - S. 161-172.

22. Nurgaleyeva L. V. Virtual'nyy muzey: novaya kommunikatsionnaya model' : monografiya. - Moskva: Nauka, 2013. - 220 s.

23. RumyantsevM. V., Stepnenko L. Yu. Fenomen virtual'nogo muzeya // Filosofiya bez okrain : sbornik nauchnykh trudov. - Krasnoyarsk: Sibirskiy federal'nyy universitet, 2008. - S. 126-134.

24. Smirnova T. Virtual'nyy muzey v sovremennom kul'turno-informatsionnom prostranstve // Muzey. - 2010. - № 8. - S. 24-26.

25. Smolyan G. L. Tsygichko V. H., Khan-Magomedov D. D. Internet v Rossii: perspektivy razvitiya. -Moskva: URSS, 2004. - 199 s.

Статья поступила в редакцию 16.03.2022; одобрена после рецензирования 11.04.2022; принята к публикации 12.05.2022.

The article was submitted March 16, 2022; approved after reviewing April 11, 2022; accepted for publication May 12, 2022.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interests.

Авторами внесён равный вклад в написание статьи.

The authors have made an equal contribution to the writing of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.